Малые карелы музей заповедник. Архитектурно-ландшафтная экспозиция в деревне малые корелы

Трудно не поддаться очарованию русского Севера. Не он ли вдохновлял художника И. Я. Билибина, создавшего зримый мир русских народных сказок? Дивные города с суровыми сторожевыми башнями, островерхие храмы, причудливые терема с крыльцами и переходами. И вот мне посчастливилось убедиться в том, что все это не сказка, не вымысел, а реальная действительность музея-заповедника. Здесь, в Малых Корелах, едва ступив на территорию заповедника, попадаешь в далекое прошлое, в мир отважных поморов, охотников, лесорубов, землепашцев.

НА ФОТО: Часовня св.Макария из д.Федоровская Плесецкого района, XVIII век. Малые Карелы Аргангельской области

Музей-заповедник Малые Карелы занимает два лесистых холма. В нем собраны все типы деревянных построек, присущие Северу. Так и хочется назвать его энциклопедией русского народного зодчества. Все экспонаты — избы, амбары, бани, мельницы, часовни, колокольни,утварь, орудия труда, одежда и многое другое — собирали по Архангельской области в самых глухих и труднодоступных местах. Конечно, многое из разысканного и привезенного находилось в довольно плачевном состоянии и вот теперь, отреставрированное, помолодевшее, снова дарит радость людям своими формами и красками.


НА ФОТО: Вознесенская церковь из села Кушерека Онежского района (1669 года). Музей-заповедник Малые Карелы Архангельской области.

Идея спасения памятников народной архитектуры — перенесение их в специально созданные музеи под открытым небом — не нова. Впервые ее высказал швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен почти двести лет назад. Мысль очень понравилась, но дальше разговоров тогда не пошло. Понадобилось сто лет, чтобы она стала претворяться в жизнь.

В 1872 году в Стокгольме был основан первый в Европе этнографический музей под открытым небом, в 1901 году появился музей под Копенгагеном, в 1902 году — в окрестностях Осло. Так в Скандинавских странах возник новый тип музеев.

Мировую известность приобрел парк-музей «Скансен» в Швеции. Его организаторы преследовали две цели: сохранить лучшие образцы народной архитектуры и возможно полнее показывать и популяризировать богатства народного зодчества. В «Скансене» посетители знакомятся с историей и культурой своей страны и в то же время могут отдохнуть и развлечься.

НА ФОТО: Троицкая часовня из д.Вальтово Пинежского района, 1728 год. Музей Малые Корелы Архангельской области

Музей «Малые Корелы» сравнительно молод: первый экспонат — мельница из деревни Бор — появился в 1968 году, а уже в 1973-м музей был открыт для посещений. Восемьдесят гектаров музейной территории делятся на шесть секторов — по числу культурно-этнографических зон Архангельской области: Каргопольско-Онежский, Северодвинский, Пинежский, Мезенский, Поморский и Важский. В каждой зоне населенные пункты имеют свои характерные особенности. Это отражено в экспозиции музея.

НА ФОТО: Музей-заповедник Малые Карелы, мельница

Вот, скажем, Мезенскому сектору отведен участок возле крутого обрыва к реке Корелке. Дома стоят вдоль берега, как их ставили на Мезени, где было мало пригодных для обработки угодий. Потому и прижимались строения к берегу, чтобы не занимать хорошую землю под жилье.

В каждом секторе-деревеньке умело, с любовью воссоздан архитектурный облик северных российских сел, но этого мало. Посетитель видит картину жизненного уклада прошлого. Каждая деталь тщательно продумана. Избы повсеместно на Севере ставили высоко над землей, на высоком хозяйственном подклете — так теплее, зимой снегом не занесет, да и припасы удобно под полом хранить. Хозяйственный двор объединен с жильем общей крышей, поэтому в суровую северную зиму можно и на улицу не выходить, разве что по воду. При этих общих чертах в каждом районе области жилище устраивали по-своему, привнося какую-то свою деталь в конструкцию; что-то свое в декоративное оформление избы.

НА ФОТО: Дом-двор Полуянова из деревни Гарь Каргопольского района, XIX в. Музй Малые Карелы.

В Каргопольско-Онежском секторе интересен дом из деревни Гарь. Это образец древнейшей простой четырехстенной избы, самый распространенный в Древней Руси тип жилища. В такой избе все помещения — жилые и хозяйственные — выстраиваются друг за другом по продольной оси, поэтому такой тип называют «изба-брус». Она предельно проста и цельна. Жилой этаж в три окна высоко поднят над землей на глухом подклете. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок и пол сделаны из колотых пластин. Бревна раскалывали с помощью клиньев, а затем поверхность доски или плахи протесывали топором. Поперек избы под потолком проходит балка-матица, на которую опираются потолочины. Вся, обстановка, кроме стола, традиционно врублена в стены.

В доме минимум украшений: резные причелины и водометы, конек да дымник. Дощатые трубы с задвижкой, или дымники, через которые выпускался дым в курных избах, характерны для Севера. В центральной части России дым выпускали через дверь или окно, что менее удобно. Чтобы усилить тягу, в дымнике прорезали сквозные отверстия самых различных форм, таким образом дымник становился одной из самых декоративных деталей кровли.

В Северодвинском секторе можно увидеть избы более совершенные и более приспособленные для жизни. Здесь есть уже избы, разделенные рубленой стеной на две комнаты, одна из которых — холодная горница. Это избы-пятистенки. Дом-шестистенка также имеет две жилые комнаты, а между ними заулок, помещение между двумя срубами, которое использовалось как чулан или сени.

В избе Щеголева из вычегодского села Ирта к сеням ведет большое и нарядное крыльцо. Оно стало главным элементом художественной композиции уличного фасада. Крыльцо как бы приглашает войти в избу. Такие крыльца не только отмечали вход, связывая наружное пространство с внутренним, но и были местом, где происходили церемонии встреч и проводов гостей. Именно на крыльце гостю вручали хлеб-соль. Учитывая это назначение, крыльцо украшалось особенно тщательно и искусно.

НА ФОТО: Колодец с деревянным колесом, Малые Корелы.

Есть в Малых Корелах очень большие двухэтажные избы. Во втором этаже было столько же жилых помещений, сколько и внизу, но горницы были неотапливаемыми. Изба с большой русской печью располагалась в первом этаже. Такие двухэтажные дома возводили в расчете на большие семьи, где жили вместе деды, отцы, сыновья и внуки.

Особую прелесть и живописность музейным деревням придают овеянные студеными ветрами мельницы. Они свезены из различных уголков области и отличаются большим разнообразием. Здесь и мельницы-столбовки, в которых амбар с крыльями поворачивается вокруг осевого столба. Здесь и более позднего происхождения мельницы-шатровки. В этих мельницах амбар остается неподвижным, а вращается лишь завершение.

НА ФОТО: Поклонный крест. Музей-заповедник Малые Корелы

Привлекают внимание высотные сооружения музейного комплекса — церкви и колокольни. В центре Каргопольско-Онежского сектора над лесом возвышается двухэтажный храм Вознесения из села Кушерека. Этот храм, построенный в XVII веке, завершается сложным пятиглавым кубом. Кубоватое покрытие, кокошники, шеи глав и сами главы одеты в чешуйчатые одежды из осинового демеха. Рядом — шатровая колокольня. Резные свесы кровель дают красивую игру света и тени на монументальных стенах.

В Северодвинском секторе установлена сорока-метровая церковь Георгия, также XVII столетия. От этого здания веет торжественной и богатырской силой. В зелени деревьев прячутся небольшие часовни простых и непритязательных форм. Одни из них отличаются от обычного амбара лишь главкой над кровлей да небольшой галереей, над другими поднимаются очаровательные, в виде восьмигранной башенки, звоннички.

Ходишь по заповеднику и дивишься таланту народных мастеров, могуществу творческих сил народа. В музее можно зайти в любой дом — двери гостеприимно распахнуты. В избах чисто прибрано, отскобленные песком и мочалкой сосновые стены сияют медовой желтизной, на полу лоскутные половики, возле печи ухват с помелом, на полке посуда, на столе пузатый самовар. Так и кажется, что хозяева отлучились на минутку и вот-вот войдут в горницу.

Все бытовые предметы в избе сработаны с большим художественным вкусом, Потребность в красоте всегда жила в северянах. Они заботились о внешнем виде вещей не меньше, чем о хлебе насущном. Что ни возьми — прялки, ковши, вальки для стирки белья — Все эти вещи с успехом выполняли бы свое назначение и без яркой, веселящей глаз росписи или узорчатой резьбы, но ведь известно, когда красота предивная радует душу, работа лучше спорится…

Здесь можно увидеть охотничьи лыжи, крестьянские сани-розвальни с расходящимися врозь от передка боками, широкие сани-пошевни с сиденьем, одноконные легкие телеги, одноколки с волочагами (это такие двухколесные телеги, к которым сзади прикреплены два бревна. Они волочились по земле за телегой, а при подъеме в гору, при остановке упирались в почву, и одноколка не скатывалась вниз). В каждом экспонате народная смекалка, выдумка и художественный вкус, особенно ярко проявившийся в украшении самой приметной части упряжи — дуги. Они такие разные: расписные и резные, с медными бляхами, с колокольчиками.

Исстари повелось, что на Севере народные празднества и гулянья были многолюдными и красочными. Все праздничные действа разыгрывались на широкой сельской улице, на лугу, на берегу реки. В них участвовало все население, не было равнодушных наблюдателей, потому и слышались отовсюду смех и оживленный говор. Ну, а уж веселиться в праздники на Руси всегда умели: с колокольным звоном, песнями, плясками, хороводами, катанием с ледяных гор и на тройках. В Малых Корелах ожили давние традиции, музей стал пропагандистом фольклорных произведений. Здесь отчетливо проявляется характерное для старинных праздников единство места и действия.

Колокольный перезвон — составная часть праздника. Мерным басовитым ударам колокола откликаются малые, вступая в перекличку на трех колокольнях музея. Искрометные, озорные «Северные звоны» открывают фольклорный праздник. И это не случайно. С незапамятных времен звон колоколов сопутствовал людям на жизненном пути. Он созывал на вече, предупреждал о появлении врага или иной беде. К колоколам всегда проявляли очень серьезное отношение, почти как к предметам одушевленным. История помнит, как отправили в ссылку колокол, тревожный звон которого поднял народ на бунт в Угличе после загадочного убийства царевича Дмитрия. А императрица Екатерина II повелела вырвать язык у набатного колокола Московского Кремля — его голос звал к восстанию 1771 года, известному как «чумной бунт».

О колоколах складывали легенды. Рассказывают, что после покорения Новгорода великий князь Московский приказал снять и перевезти в Москву вечевой колокол, который три с половиной столетия звучал над вольным городом. Когда его, привязанного к саням, везли через горушки Валдайской возвышенности, колокол не захотел покидать родной земли. Он высоко подпрыгнул, упал и разбился на множество валдайских колокольчиков. Тысячами отголосков донесся до нас их звон.

Отливали колокола с большим искусством, вкладывая в это дело всю душу. Украшали их затейливым орнаментом, клеймами,и надписями. Определенным жизненным ситуациям соответствовал свой звон: будничный, торжественный, красный, плясовой, с малиновым перезвоном. Тут важен был и подбор колоколов, и выучка звонаря. А вот на пасхальной, неделе разрешалось звонить каждому, кто пожелает. И тогда нередко с колоколен на всю округу раздавались «Камаринская», «Во саду ли в огороде», плясовые наигрыши и другие веселые праздничные мелодии.

Двадцать три колокола московского, петербургского, ярославского, харьковского и местного литья, а также голландской работы подвесили на трех колокольнях музея. На вершине холма стоит могучая шатровая колокольня XVI века из северодвинской деревни Кулига-Дракованово. Это древнейшее сооружение музея-заповедника представляет собой стройную башню с открытым ярусом звона, завершенную шатром. Каркас колокольни состоит из семнадцати вертикально стоящих толстых столбов: шестнадцать стоит по периметру и один — в центре. Эти столбы с внешней стороны до яруса звона защищены восьмигранным срубом. Восьмерик начинается не от земли, а поставлен на своеобразное основание — четверик, который придает колокольне большую устойчивость и зрительно связывает ее с землей. Шатровое покрытие стропильной конструкции опирается на обвязочную балку столбов каркаса и на центральный столб. Открытые части столбов украшены резьбой в виде овальных дынек и жгутов.

Колокольня своим видом напоминает сторожевые башни древнерусских деревянных крепостей. Это и понятно, ведь в давние времена колокольни помимо своего основного назначения служили еще и наблюдательными вышками. Поднявшись на колокольню из деревни Кулига-Дракованово, убеждаешься, как далеко просматривается вся округа. Широко разлилась Северная Двина и щедро несет свои воды в Белое море. Протянулась она на семьсот с лишним километров, и здесь, вблизи устья, мы видим ее во всей красе и мощи.

С давних пор, еще со времен Ивана Грозного и Петра I, по этой реке в Архангельск, главный порт государства, сплавляли лес, шли суда со смолой, солью, рудой и другими богатствами Севера. В порту все это перегружалось в трюмы английских, голландских и иных заморских кораблей. Вдоль реки селились люди, они жили рекой и лесом. Здесь, среди леса, — одна, вторая, третья… деревеньки заповедника. Чтобы увидеть их, стоит приехать в Архангельск.

адрес: 163502, Архангельская область,
Приморский район, д. Малые Карелы

| Архангельский музей деревянного зодчества Малые Корелы

Архангельский музей деревянного зодчества Малые Корелы

Музей "Малые Корелы" - это уникальное собрание памятников деревянного зодчества. Здесь, в 25 км от Архангельска, на территории около 140 га сосредоточено 120 самых разноплановых строений - церквей, часовен, колоколен, крестьянских усадеб, мельниц, амбаров, построенных в XVI - начале XX вв.

Музей "Малые Корелы" - это не просто музей. Это неповторимый синтез ландшафта, памятников архитектуры и народного искусства. Местность здесь отличается живописностью и разнообразием ландшафтов. С высоких холмов на многие километры открываются разливы Северной Двины, где водные плесы чередуются с обширными островами, а изумрудная зелень заливных лугов окаймляется золотыми полосками песчаных пляжей. Кое-где по берегам и островам виднеются избы старинных поморских сел. Протяженность музея с запада на восток составляет около 1,5 км, с севера на юг – 1 км. Рельеф территории волнистый, пересеченный долиной реки Корелки и примыкающими к ней оврагами. Склоны довольно крутые, но устойчивые, поросшие лесом.

Здесь удачно сочетаются элементы ландшафта, присущие регионам Архангельской области. Открытые пространства занимают около трети площади и представлены лугами, полянами и водоемами. Остальная часть покрыта смешанными лесами с преобладанием хвойных пород. В труднодоступных местах уцелели участки нетронутой тайги с деревьями в возрасте 200 лет и более. Состав растительности довольно богат и насчитывает не менее 400 видов, встречаются даже редкие растения, занесенные в Красную книгу Архангельской области.

Животный мир разнообразен. Одних птиц в летнее время можно встретить около 70 видов. Постоянно обитают белки, зайцы, лисы, горностаи, бобры, возможны заходы волков и лосей. Растения и животные находятся под защитой и охраной. В холодное время организуется подкормка птиц и белок, весной развешиваются искусственные гнездовья. Для сохранения и разведения исчезающих растений создан «Аптекарский огород». В секторах музея высаживаются виды деревьев, свойственные районам происхождения памятников архитектуры. Имеется два экспозиционных поля, имитирующих крестьянские наделы, на которых ежегодно выращиваются традиционные на Севере сельскохозяйственные культуры: рожь, ячмень, овес, пшеница, лен. На двух усадьбах растет хмель, ранее применяемый для пивоварения. Украшают и оживляют пейзаж различные водоемы: родники с прекрасной водой, ручьи, небольшие озера и речка Корелка.

Храмовый ансамбль XVIII - первой трети XIX вв. с. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область

В архитектурный фонд музея «Малые Корелы» входит выдающийся памятник русского деревянного зодчества - храмовый ансамбль в селе Нёнокса Приморского района. В его составе: церковь Живоначальной Троицы (1727г.), церковь Николая Чудотворца (1762г.), колокольня (1834г.).

В прошлом Нёнокса – большой солепромышленный посад на побережье Белого моря , расположенный недалеко от устья Северной Двины. Впервые селение упоминается в грамотах 1397 года, но соль в этих местах вываривали ещё в XI веке. Обширная льготная торговля солью способствовала экономическому росту посада и привлекала в Нёноксу предприимчивых людей со всей России .

За шестьсот лет существования Нёнокского прихода его церкви неоднократно горели и отстраивались заново посадскими жителями, совместно с монастырями вкладывавшими средства в строительство храмов и содержание священнослужителей.

Храмовый комплекс Нёнокского прихода расположен в центре села, на большой площади, ограниченной по периметру усадебной и общественной застройкой XIX-XX веков. Высокие шатры, доминирующие в архитектурном облике посадского культового центра, органично вписываются в ландшафт селения. Существующий приходской ансамбль был возрождён в 1727-1763 годах на «старом церковном месте» после пожара, полностью уничтожившего древние церкви. Храмы, свободно поставленные вдоль реки, были обращёны к селу восточными фасадами.

Церковь Живоначальной Троицы с Успенским и Петропавловским приделами – главный храм прихода, расположен к северу от колокольни. Он был построен за три года бригадой из шести нёнокских плотников, возглавляемых каргопольским церковным мастером Василием Корсаковым. Освящение церкви состоялось в 1730 году.

Архитектура Троицкой церкви уникальна. Центрический ярусный храм имеет в основании восьмерик с четырьмя квадратными прирубами по сторонам света. Верхний ярус завершён регулярной группой из пяти шатров, увенчанных крупными луковичными главами.

В 1819 году в церкви были установлены резные четырехъярусные иконостасы, сплошным ковром, от солеи до расписного потолка «неба», охватывавшие восточные стены интерьера.

Церковь Николая Чудотворца – замечательный образец зимнего поморского храма XVIII века. Её строительство было завершено в 1762 году. Продольная композиция памятника образована разновысокими объёмами алтаря, церкви и трапезной, совмещёнными в одном окладе. К трапезной примыкала каркасная паперть с крыльцом. Основной объём церкви срублен восьмериком на четверике и перекрыт высоким стропильным шатром. Шатёр, венчающая его глава и бочка алтаря крыты городчатым лемехом.

В трапезной сохранились следы первоначального черного отопления: закопченные балки и верхние брёвна, проём для дымника на западной стене.

Характерным архитектурным элементом храмового ансамбля являются кокошники очень редкой конструкции, установленные на срубцах. Ими обозначены ступенчатые переходы между ярусами четвериков и восьмериков обеих церквей. Видимо, такие же кокошники имелись и на приходской колокольне, возведённой в 1726 году.

В 1834 году эту колокольню сменила новая, построенная по утверждённому «плану и фасаду». Она выделяется в церковном комплексе необычным купольным завершением, окраской обшитых тёсом фасадов и рисованными архитектурными элементами.

Начатая 1990 году комплексная научная реставрация храмового комплекса продолжается и сегодня. Она позволила обследовать и показать первоначальный облик ансамбля и его храмов и вместе с тем раскрыла выдающуюся историко-архитектурную ценность памятника.

Никольская церковь в с. Лявля Приморского района Архангельской области

Наибольшее распространение на Севере получили шатровые церкви. Старейшая из них - Никольская церковь в селе Лявля Приморского района. С 2004 года данный памятник деревянного зодчества включен в архитектурный фонд музея «Малые Корелы».

Село Лявля расположено на берегу Северной Двины, в 29 км от Архангельска. Величественный шатровый силуэт церкви Николая Чудотворца, возведенной в 1581-1584 годах, словно маяк, притягивает взгляд издалека.

Никольская церковь построена в Лявленском Богородицком монастыре, на месте своей предшественницы, и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Восьмигранный столпообразный объем церкви с восточным и западным прирубами целиком, от основания до креста, срублен из мощных бревен толщиной до полуметра. Сруб под самими свесами кровли плавно расширяется, образуя повалы. Высота храма, поставленного на подклет, достигала сорока пяти метров. Прирубы восьмерика завершались килевидными бочками, обитыми городчатым лемехом. Такой же лемех покрывал шатер, барабан и главу церкви. С трёх сторон церковь опоясывала паперть с крыльцами.

Кроме летней Успенской церкви монастырский ансамбль включал зимнюю церковь с трапезной, посвященную Николаю Чудотворцу. Вблизи от них располагалась столбовая колокольня. Оба храма и колокольня завершались шатрами.

Основали Богородицкий монастырь в последней трети XIV века крестьяне Княжестровской волости «на Усть речке Лявле, на горе, у своих десятинных лесов, всем миром, своими жители».

Княжестровцы веками опекали свой «мирской» монастырь. Они выделяли земли на содержание причетников и старцев, строили храмы, делали вклады, платили тягло и различные сборы.

В 1633 году, несмотря на упорное сопротивление княжестровцев, Лявленская Богородицкая обитель была приписана к привилегированному Антониево-Сийскому монастырю. Став приписной пустынью, Лявленская обитель потеряла самостоятельность. В 1764 году пустынь упразднили, а её храмы получили статус приходских.

В 40-х годах XIX века во время капитального ремонта, осуществлённого на средства архангельского военного губернатора А.И. де Траверсе, памятник опустили на несколько венцов и разобрали круговую паперть с крыльцами. Стены церкви обшили тёсом и покрасили. Обновлённую церковь переименовали из Успенской в Никольскую, так как в приходе к тому времени уже имелась каменная Успенская церковь, построенная в 1804 году на деньги архангельского купца Андрея Харитонова.

Современный облик Никольской церкви далек от первоначального. Громадная монументальная церковь-башня, потеряв за века несколько венцов, погрузнела. Древние, выщербленные ветрами стены осели. В ходе реставрационных работ конца 60-х годов XX столетия была удалена тесовая обшивка XIX века, воссоздано лемеховое покрытие шатра, главы и бочек прирубов. Время не сохранило ничего из убранства интерьера памятника. Сейчас в храме установлена уникальная рубленая глава XVI века, снятая реставраторами в 1967 году.

Музей «Малые Корелы» осуществляет уход за памятником, проводит необходимые консервационные мероприятия для предупреждения дальнейшего разрушения древнего храма.

Музейный комплекс «Усадьба М.Т.Куницыной»

В начале XXI века в историко-заповедной зоне «Старый Архангельск», на проспекте Чумбарова-Лучинского, музеем «Малые Корелы» восстановлена старинная усадьба М.Т.Куницыной.

Усадьба в начале ХХ века была сравнительно невелика и включала одноэтажный многокомнатный с коридорной планировкой деревянный жилой дом, деревянный одноэтажный каретник, ледник и небольшой садик размером 25 саженей.

История семьи Куницыных, владельцев усадьбы, отражает важные демографические процессы, происходившие в Архангельске в конце XIX – начале XX веков. Развитие капитализма проявилось в резком притоке в город выходцев из сельской местности. В числе таких новопоселенцев была и происходившая из зажиточной семьи государственных крестьян Мария Тимофеевна Куницына (урожденная Труфанова). Отец Марии Тимофеевны – рыбопромышленник из поморского села Шуя. Деньги для строительства дома в Архангельске отец подарил дочери к свадьбе.

Муж Марии Тимофеевны, Иван Алексеевич, также в прошлом сельский житель, родом из пригородной деревни Заостровье. Происходил из государственных крестьян, отец его был «колесных дел мастером». Образование Иван Алексеевич получал в сельском училище, некоторое время учил в Англии язык. Начал трудовую жизнь с 13 лет в качестве чернорабочего на лесопильном заводе «Товарищества Русанов и cыновья» в Ковде в 1895 – 1898 годах, позднее стал управляющим на лесопильном заводе Фонтейнеса в Маймаксе. 19 февраля 1938 года Иван Алексеевич был арестован, приговорен к расстрелу. В 1956 году дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

По свидетельству родственников и знакомых, в обстановке дома семьи Куницыных была мебель из ценных пород дерева, мягкие диваны и кресла, фортепиано, картины, дорогая посуда. Несмотря на инновации в интерьере городского жилища, в нем, как и в деревенской избе, продолжала сохраняться сакральная зона – угол с иконами. Он не всегда присутствовал в парадных помещениях – зале и гостиной, но обязательно во всех жилых комнатах и кухне.

Комнаты освещались подвесными керосиновыми лампами или электрическими люстрами, бра, настольными лампами. Электричество в доме проведено в 1914 году. В усадьбе были печи-голландки, топившиеся из коридора и обогревавшие сразу 2 комнаты.

Потолки всех жилых помещений и части коридора в доме Куницыных были оштукатурены, стены оклеены обоями.

Вдоль лицевого фасада дома, сразу после прихожей располагалась зала семьи Куницыных, самая большая и светлая комната в доме. Центральное место здесь занимал большой стол, за которым обычно и собиралась большая дружная семья. Сейчас здесь музейная гостиная.

Из гостиной можно перейти в кабинет хозяина дома, где воссоздан интерьер кабинета начала XX века, характерный для архангельских домов среднего класса.

Сегодня музейный комплекс «Усадьба М.Т. Куницыной» предназначен для организации образовательной, выставочной, просветительской и информационной деятельности музея «Малые Корелы».

Как добраться

Музей «Малые Корелы» расположен в 25 км от г. Архангельска в деревне Малые Карелы. Добраться до него Вы можете автобусами:
№ 104у - пл. Терехина (Соломбала) – д.Малые Карелы – пл. Терехина
№ 104т - железнодорожный вокзал – д. Малые Карелы – железнодорожный вокзал
№ 108 - автовокзал – д. Боброво – автовокзал
№ 111 - автовокзал – д. Лявля - автовокзал

Стоимость билетов

Иностранные граждане: будние дни 200, выходные 250
Граждане России: будние дни 70, выходные 110
Льготные категории граждан России: Пенсионеры будние дни 45, выходные 70. Студенты (дневных отделений): будние дни 45, выходные 70. Школьники и дошкольники (с 6 лет): будние дни 20, выходные 30.

Часы работы музея

с 1 июня по 30 сентября ежедневно с 10.00 до 19.00*
с 1 октября по 31 мая ежедневно с 10.00 до 17.00*
*Посетители имеют право находиться на территории музея в течение часа после указанного времени окончания работы

Иной раз задаешься вопросом, почему мы россияне стремимся за границу? С одной стороны зимой погреться на знаменитых пляжах, а с другой стороны приезжаем и начинаем рассказывать какие достопримечательности мы видели за рубежом. А ведь у нас в России достопримечательностей тоже хватает и не уступают заграничным. Вот про одну достопримечательность мы сейчас и поговорим.

От Архангельска всего в 25 км находится этот музей древнего зодчества и народного искусства. Посмотреть вдаль и со всех сторон, ты увидишь главное богатства северной земли - таежный снег. Из вековых сосен и лиственниц мастера возводили избы и храмы несколько веков назад сохранившиеся до наших дней.


Многие постройки из небольших деревень созданные золотыми руками неизвестных умельцев дошли до наших дней настоящими шедеврами. Крестьянские архитекторы из Руси были профессионалы - уже XVI веке существовали "щепные" базары, где продавалось все необходимое для постройки дома. Только оставалось мастеру в собрать бревна в указанном порядке и изба была готова. Благодаря такому искусству древних зодчих в музей на берегу Северной Двины удалось перевезти и собрать из окрестных сел и деревень.


Давайте немного пофантазируем, окунемся в то время, когда создавались эти уникальные избы, баньки, амбары, мельницы, в уносящихся ввысь шатровых храмах и маленьких часовнях (они называются "церкви-грезы"). В каждом поселении веками складывались свои особенности строительства деревянных строений! Постройки с первого взгляда были похожи друг на друга, а на самом деле они все разные.


Пофантазировали, мы слышим стук топора, разговор мастеров и на наших глазах появляется изба, которая стала в наше время, частью музея.


Территория музея делиться на шесть секторов: Карпольско-Онежский, Северодвинский, Мезенский, Пинежский, Важский и Приморский.


Попав сюда, вы в первую очередь видите - заснеженную дорогу, бегущая вдаль через поле. Справа от нее - старинная колокольня, слева - разместили свои крылья - ветряные мельницы. А у вас путь лежит прямо на центральную площадь Малых Карел. В секторе музея Каргопольско-Онежском стоит Вознесенская церковь. У молодоженов, в каждом городе России свои обычаи ездить и фотографироваться возле своих достопримечательностей. А молодожены Архангельска приезжают сюда, чтоб сфотографироваться на фоне этого прекрасного здания, украшенного затейливой, ажурной резьбой. Вокруг площади разместились старинные усадьбы. Надо обратить внимание на то, как построены избы под одной крышей с хозяйственной постройкой, объяснение очень простое - в зимние холода, должно быть тепло и людям, и домашним животным.


И чудесно продолжать весь этот снежный путь на тройке с бубенцами, чтоб наши фантазия и воображение перенесли нас в XVI век, чтоб, на какое-то мгновение перенестись в то время.


Следующий сектор музея - Мезенский. В этом секторе находится архитектура северо-востока области. Здесь совсем другая планировка, ведь все поселение района располагалась на обрывистых речных берегах. Укрепление для построек строили специальные набережные-подпорные стенки с настилом. А изюминка этой части музея - ветряные мельницы. Для основания им служит столб врытый в землю окруженный мощным срубом (отсюда и название "мельница-столбовка").


Свои особенности строительства были и в Пинежском секторе, а особенность заключается в том, что по древнему славянскому обычаю избы строились лицом к солнцу "в порядок". При строительстве древние мастера продумывали все до мелочей. Даже высокие стойки-столбики, на которых стоит амбарный городок, делали для того, чтобы грызуныне могли полакомиться запасами зерна.


Ну, а самый большой сектор музея - Северодвинский. Здесь мы увидим большую шатровую церковь - Георгиевскую, построенную без одного гвоздя. Внутри был восстановлен остов иконостаса в стили барокко. Снаружи церкви мы видим крытую галерею (она была сделана для иноверцев и кающихся грешников, которые приходили на службу). А вокруг храма мы видим, как расположились разнообразные памятники. Подвинья: дома крестьян, амбары, кузницы.


Во время праздников с колоколен Малых Карел разносится чудесные звуки перезвона. Уникальная коллекция колоколов и экспозиция "Звоны северные" является законной гордостью музея. Сюда приезжают, чтоб обучиться непростому искусству звонаря, устраивают музыкальные концерты. Привычное дело на территории музея - народные гулянья. Праздники проходят ярко и радостно: вокруг изб водят хороводы, устраивают всевозможные представления и игры. Вдруг мы услышали издалека легкий звон бубенчиков и мы с радостью видим подъезжающие расписные сани тройкой рысаков. И ничто не удерживает от желания прокатиться с ветерком по заснеженным дорожкам! Смело прыгай в сани и вперед навстречу новым приключениям.


А сколько у нас в России таких замечательных мест, как Малая Карел! И так хочется побывать в этих местах и еще больше влюбиться в красоты России.

Музеев под открытым небом существует не так много, и, как правило, они создаются для того, чтобы посетитель смог наглядно увидеть жизнь народов, которые проживали в определенном месте или увидеть экспонаты, которые смогли создать люди в прошлых веках, то, что поистине стало достоянием. Так, например, существует очень интересный Архангельский музей деревянного зодчества "Малые Корелы". В Новгородской области есть музей "Славянская деревня Х века", а в Тольятти открыли технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Но более подробно будет описан музей Архангельской области. Желаем приятного чтения!

Описание и месторасположение

В приморском районе Архангельской области, а точнее, в Уемском сельском поселении, расположился музей под открытым небом, в 25 км от административного города области.

Площадь архангельского музея "Малые Корелы" составляет 139 га, где можно увидеть жизнь прежнего севера, и это является фактически единственным местом, рассказывающим о жизни прежних народов. Весь музей поделили на несколько секторов, и экскурсии часто проходят по частям территории, как, например, Мезенский или Каргопольско-Онежский сектор.

История

Архангельский Государственный Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" появился не так давно, а точнее в 1963 году по инициативе архитектора Лапина. Однако открытие его состоялось только спустя 10 лет, потому что воссоздать все, что сегодня представлено, было непросто. К созданию музея были привлечены не только архитекторы, но и зодчие, художники, реставраторы, этнографы, для которых было очень важно сохранить национальное достояние севера России и показать это туристам, которые приезжают со всех уголков нашей страны и не только.

Например, из отдаленных районов области, из деревень и поселков, были привезены некоторые здания, которые несли историческую ценность и сохранились до настоящего времени.

В 1983 году музей вошел в список Европейских музеев под открытым небом, а в 1996 году его включили в свод важных исторических и ценных объектов РФ.

Происхождение названия

Отдельно стоит упомянуть о происхождении названия, которое получил музей благодаря находившейся неподалеку деревни, Малые Карелы, а чуть дальше есть и Большие Карелы.

Часто возникают споры, как же правильно пишутся Карелы, через а или о, и откуда вообще появилось данное слово. Когда-то, в XII—XIV веках, на территории Беломорья проживали такие народы, как корелы угро-финского племени. Следует сказать, что это один из факторов, что слово Корелы нужно писать через "о", также в пользу данной версии стоит отметить и реку, протекающую недалеко от музея, которая носила названия Корелка, а сейчас Корелы.

Почему же возникают споры? А потому, что в процессе аканья безударный звук "о" превратился в "а", что наложило определенный отпечаток.

Обзорные экскурсии

Музей "Малые Корелы" в Архангельске, а точнее недалеко от него, может посетить каждый желающий. Здесь можно просто прогуляться, либо взять интересную экскурсию, которых насчитывается немалое количество.

Экскурсия "Северная Деревня" - захватывает несколько секторов музея и длится около 3-4 часов. Здесь можно узнать о культуре Русского севера, познакомиться с памятниками зодчества и образом жизни крестьян области. Например, гости смогут увидеть часовню святого Макария, мельницу из деревни Азаполье, дом Тропина из деревни Семунинская и многое другое. О стоимости можно узнать в кассе музея, такая экскурсия подойдет как взрослым, так и детям.

Экскурсия "Путешествие по Каргополью" займет около одного часа, где можно будет познакомиться с культурой Русского Севера и увидеть такие строения, как дом Третьякова, архитектурный ансамбль из села Кушерека, дом Пухова. Эта экскурсия является частью первого осмотра, поэтому возможно лучше взять обзорную, чем такую маленькую. Также частью являются и такие экскурсии, как "Путешествие по Двине" и "Путешествие по Мезени".

Есть очень интересная тематическая экскурсия для школьников в музее «Малые Корелы», фото которого можно увидеть в интернете, называется "В гости к Дарьюшке", продолжительность которой составит 1 академический час и очень понравится детям, где хозяйка будет рассказывать о том, как проживали местные народы, каков был их уклад, какие были постройки и во что играли с детьми.

Другой интересной тематической экскурсией является "Небывальщина-неслыхальщина", которая подойдет не только школьникам, но и студентам и взрослым. Здесь можно познакомиться с традициями Архангельского края, увидеть колокольню из села Кулига-Дракованово, дом Попова, дом Третьякова и амбар из деревни Кондратовская. Экскурсия будет проводится в народных костюмах и займет один час.

Есть и такие тематические экскурсии, как «Завивайся березка, завивайся кудрявая», «Северное летечко», «Деревня наша города краше», а также очень интересная экскурсия «Свадьба в Северной Деревне».

Мероприятия

На территории Архангельского музея деревянного зодчества "Малые Корелы" проходит очень много различных мероприятий, и сотрудники музея заранее просят ознакомятся с календарем, чтобы выбрать для себя наиболее понравившееся событие. Есть мероприятия, которые всегда проходят в музее, повторяясь из года в год, как например, Новогодние каникулы, Масленичная неделя или Троицкие гуляния.

В сентябре, например, проходит День лошади или Праздник святых Флора и Лавра, или Праздник Хлеба, 10 сентября.

Несколько интересных событий, которые проходили летом 2017 года:

  • 30 мая "Огонь в мерцающих сосудах", где была представлена коллекция приборов, которые использовались в прошлых столетиях, как керосиновые лампы, свечи, переносные фонари, фаянсовые лампы и т.д.
  • 25 июня - Праздник Усадьбы Куницыной, где можно было познакомиться с этим домом, с семьей Куницыных, принять участие в забавах.
  • В середине августа мероприятие "Ожившие ремесла", где можно было ознакомиться с тем, как раньше люди работали и проводили свое свободное время: вязание, роспись, плетение из бересты, резьбы по дереву и т.д.

Ближайшее событие, которое пройдет в сентябре - это мероприятие под название "Оставь город будням", где пройдут различные мастер-классы, народные игры и выступление различных коллективов.

Прежде чем отправиться в музей, обязательно загляните на официальный сайт, так как там можно немного познакомиться с музеем и прочитать полезную информацию, в том числе и о том, как добраться и сколько будет стоить посещение.

Следует помнить, что Архангельский Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" находится под открытым небом, поэтому важно одеться по погоде, особенно если это будет зимой или ранней весной. Если же будет желание посетить музей летом, то следует не забыть прихватить с собой средство от комаров. А в зимний период лучше запланировать посещение на первую половину дня, пока светло.

Заранее изучите какие выставки и мероприятия будут проходить, может что-то будет не интересно и лучше перенести посещение. На сайте заранее выставляется график работы на месяц вперед и указывается, какие выставки временные, а какие постоянные. Например, выставка "Дома Пухова" постоянная, а выставка «Крестовый образ Русского Севера» временная и возможно уже в октября нельзя будет ее посетить.

Если вы отправляетесь на машине, то около входа музея есть стоянка, где можно будет оставить машину и не волноваться за парковочное место.

Что зимой, что летом, вы останетесь под впечатлением от музея под открытым небом и будете каждому его советовать, как обязательное посещение, если окажетесь в Архангельской области.

Режим работы музея "Малые Корелы"

Прежде чем отправиться в музей, зайдите на официальный сайт, и прочитайте необходимую информацию не только о времени работы музея, но и о том, когда состояться интересующие мероприятия.

Но для всех музей работает ежедневно. Стоит отметить, что только время посещения меняется в зависимости от сезона. Так, с июня по сентябрь, музей можно посетить с 10.00 часов до 20.00 часов, а с октября по май музей работает с 10.00 до 18.00.

Стоимость билета

В Архангельском музее деревянного зодчества "Малые Корелы" проходит очень много различных мероприятий, о которых можно узнать, зайдя на официальный сайт, или позвонив по телефону. Соответственно стоимость на них может быть различной.

На обзорные экскурсии устанавливается своя фиксированная цена. Так, например, чтобы осмотреть деревню с экскурсией, где набралось больше 6 человек, нужно заплатить 150 рублей взрослым, для пенсионеров, студентов и школьников цена билета составит 100 рублей. Цена будет другой, если наберется группа менее 5 человек, а также возможна индивидуальная экскурсия.

Стоимость билета для посещения храмового комплекса в селе Ненокса или посещения "Дома Коммерческого собрания" либо "Усадьбы Куницыной" составит 150 рублей для взрослых и 100 рублей для льготной категории. На каждое посещение нужно покупать отдельный билет, либо возможно приобрести единый билет, стоимость которого составит 500 рублей.

Адрес музея и как добраться

Музей "Малые Корелы", как было сказано выше, находится в Архангельской области, в Приморском районе, в деревне Малые Корелы, в 25 км от Архангельска.

Добраться до него можно как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте, а точнее на автобусе № 104, который отходит из Архангельска, от железнодорожного вокзала. А также от автовокзала идет другой автобус под №108.

Музей "Малые Корелы": последние отзывы

В Интернете можно прочитать много отзывов о том, как люди посетили данный музей и остались очень довольны. Кто-то приезжает из Архангельска или соседних городов и сел, кто-то приезжает издалека, но все посетители оценивают высокий уровень обслуживания, хороших экскурсоводов, которые рассказывают много интересного, а также отмечают, что не только взрослым интересно посетить данное место, но и дети в восторге от музея.

В 25 километрах от Архангельска на крутом правом берегу Северной Двины находятся Малые Корелы - уникальный музей под открытым небом, где собраны более 100 различных деревянных строений из разных регионов Русского Севера.

На рубеже XIX-XX веков сельское население Архангельской области было значительно более многочисленным, чем в наше время. В XX веке в силу ряда причин и событий в нашей стране начался активный отток жителей в города, многие далёкие деревни становились либо совсем заброшенными, либо численность жителей в них уменьшилась в разы. Но эти далёкие уголки Русского Севера сохранили много уникальных памятников старины, быта и традиционной русской культуры - экспозиция музея деревянного зодчества Малые Корелы разделена на четыре сектора по тем местам, откуда были перевезены строения: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский». Крестьянские и купеческие избы, амбары, ветряные мельницы, деревянные церкви перед перемещением сюда разбирались по брёвнам и заново собирались уже на территории музея-заповедника. Музей был основан в 1964 году, но его экспозиции продолжают обновляться - так, в настоящее время создаются «Поморский» и «Важский» секторы.

1. Для начала - несколько общих фотографий Малых Корел со стороны.

5. Начнём с Каргопольско-Онежского сектора и ветряных мельниц.

8. Дом-двор И.Е. Кириллова был перевезен в Малые Корелы из деревни Киселёво Каргопольского уезда и представляет собой типичный образец дома с двухрядной связью хозяйственной и жилой частей. Жилая часть дома представляет собой двухэтажный четырёхстенок под двускатной кровлей, на первом этаже которого расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором этаже - две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь ведёт крытый взвоз. Это типичная конструкция деревенских домов Русского Севера.

9. На главной площадке Каргопольско-Онежского сектора находятся колокольня и Вознесенская пятиглавая церковь 1669 года из древнего села Кушерека Онежского уезда. Кушерека было очень крупным селом, центром одноименной волости - к 1905 году население его составляло 1679 человек, в 1920 году было 1286, а сейчас - 11… К сожалению, такая же судьба постигла в XX веке многие деревни Севера.

13. Шатровая колокольня из села Кулига Дракованова является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. Возможно, прообразом колоколен такого типа явились сторожевые башни, стоявшие в старину на подступах к городам и сёлам.

14. Пересекаем по мосткам болотистую ложбинку и оказываемся Двинском секторе.

15. Георгиевская шатровая церковь датируется XVII веком и была перевезена в музей из села Вершино Верхнетоемского района.

16. Дом-двор А.В. Щёголева 1826 года постройки был перевезен в Малые Корелы из деревни Ирта Яренского уезда Вологодской губернии. В жилой части дома находятся два жилых помещения: летняя и зимняя избы. Над избами прямо под крышей располагается светелка (летнее жилое помещение). Окна украшены наличниками в форме гребешков, а крыльцо установлено с главного фасада и устроено на массивном столбе, украшенном витиеватой, объемной резьбой.

19. Ещё один жилой дом XIX века - из деревни Семушинская Красноборского района.

20. Осмотрим внутренние помещения.

21. Вход-въезд в хозяйственную часть, традиционно для деревень Русского Севера располагавшуюся под одной крышей с жилыми строениями.

22. В заключение прогулки по Двинскому сектору посмотрим кузницу.

23. По соседству с Двинским расположены Пинежский и Мезенский сектора Малых Корел - здесь также представлены деревенские избы, ветряные мельницы, часовни, различные хозяйственные строения.

25. Троицкая часовня датируется началом XVIII века и находилась в деревне Вальтево Пинежского района.

26. Переместимся в Мезенский сектор и немного отдохнём… :)

27. С крутого обрыва открывается замечательный вид на окрестные леса и луга, вдалеке просматривается широкая лента Северной Двины, за которой виднеется индустрия Новодвинска.