Познавательная викторина мир приключений и путешествий. Викторина "приключения незнайки и его друзей"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Одуванчик».

Тема: Игра – викторина «Путешествие в мир книг».

Интеграция областей: Познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие; художественно – эстетическое развитие.

Цель : сформировать у детей интерес к книге, как источнику знаний и привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Задачи:

1.Развивать познавательные способности, творческое воображение, творческое мышление.

2.Формировать навык соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.

3.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать чтение литературного произведения.

4.Расширять представления в истории возникновения книг, показать их значимость в современном мире.

5.Обогощать и активизировать словарь.

6.Создать благоприятный психологический климат.

Предварительная работа : Беседы «Известные писатели и поэты»; «Как делают книги?» Работа в типографии»; разучивание пословиц, поговорок, стихов о книге. Чтение художественной литературы. Просмотр видеоролика »История книги». Сбор материала для мини-музея.

Материал и оборудование : Слайдовая презентация, деревянные дощечки покрытые воском, деревянные палочки, салфетки, 2 пано «Жар-птицы», заготовки –перья, эмблемы команд, жетоны-книги, призы.

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки ».(1 слайд)

Ведущий: Еще в древности люди создали семь чудес света, но есть и еще одно чудо не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами и как настоящий друг готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать.

Ребята, догадались о чем идет речь? (2 слайд)

Правильно! Это книга. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.

Ребенок читает стих-е: Денис. К.

«Мой друг» В. Найденова.

Хорошая книга-

Мой спутник, мой друг.

С тобой интересней

Бывает досуг.

Мы время отлично

Проводим вдвоем.

И наш разговор

Потихоньку ведем.

И сегодня мы с вами отправимся на игру - викторину «Путешествие в мир книг».

Внимание! Внимание! Начинаем наши разные состязания! Участвовать в них будут две команды: «Золотая рыбка» и «Золотой петушок».

На нашей игре присутствует главное жюри, которое будет оценивать ваши знания и умения, будет выставлять баллы.

Путешествовать в мир книг нам поможет машина времени (3 слайд) .

1 конкурс «Блиц-Опрос –история книги».

- Ребята, мы с вами попали в древние времена, когда люди еще не знали секрета изготовления бумаги и делали книги из материалов, которые были под рукой. Отвечать нужно правильно и быстро.

1.Вопросы команде «Золотая рыбка».

Из каких материалов делали первые книги? (первые книги изготавливали из пальмовых листьев, воска, глины, папируса, пергамента, шелка).Другая команда может дополнять.

2.Вопросы команде «Золотой петушок».

Как изготавливали книги из пальмовых листьев? Из глины?

(пальмовые листья сушили и скручивали в форме веера; на мягкой и влажной глине писец острой палочкой выдавливал слова. Потом глиняную дощечку сушили или обжигали в печи).

3.Вопросы команде «Золотая рыбка».

А что такое папирус? (это растение, из которого делали книги).

Что такое свиток? (это длинная папирусная лента, накрученная на палочки).

4. Вопросы команде «Золотой петушок».

- Из чего делали пергамент? (из шкур животных).

На чем писали на Руси? (на бересте, соскребали кору у березы, кипятили ее, после чего она становилась мягкой и эластичной).

5.Вопросы команде «Золотая рыбка».

В какой стране была придумана бумага? (в Китае).

Кто в России напечатал первую книгу? (Иван Федоров, 4 слайд учебник- грамматику

5 слайд ).

Вед: Да, написать хорошую книгу совсем не просто. Для этого нужны способности, талант, и знания.

6. вопрос к команде «Золотой петушок».

Кто пишет книги? (писатели и поэты).

7.вопрос к команде «Золотая рыбка».

Вед: Ну, вот текст написан.Что еще необходимо, чтобы книга была интересной!

(нужно в книге нарисовать иллюстрации ).

Кто рисует в книгах иллюстрации? (художники иллюстраторы).

8.вопроск команде «Золотой петушок»

–Что такое типография ? (это книжная фабрика, где много цехов).

9. вопрос к команде «Золотая рыбка» .

Что там делают? (в печатные машины кладут чистую бумагу, а выходит с текстом и разноцветными рисунками. Эти листы сортируют, подбирают по страничкам. Затем специальная машина делает переплет, т. е. сшивает, склеивает листы, а другая машина одевает ее в обложку. Затем книги из типографии везут на склад, где они хранятся, а потом доставляются в магазины и библиотеки.

10.вопрос к команде «Золотой петушок»

Назовите правила обращения с книгой? (книги нужно брать чистыми руками, читать и рассматривать только за столом, не перегибать книгу, при чтении использовать закладку.

2 конкурс « Пословицы и поговорки» ( о книгах, знаниях, об учении.)

Слово жюри.

3 конкурс «Сказочная страна».

Вед: Ребята, вы любите сказки? Да, сказки любят все и дети, и взрослые. Чему нас учат сказки? (учат добру, справедливости, смелости, честности, храбрости).

Поможем «Жар-птице» (изобразим ее красивый хвост для волшебства).

Команды приклеивают перья на хвост Жар-птице.

4 конкурс «Угадай сказку?».

Отгадайте, о какой сказке или о каком сказочном герое идёт речь? Команды задают друг другу загадки.

Команда «Золотая рыбка». 6 слайд

Команда «Золотой петушок». 7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Слово жюри.

5 конкурс «Узнай поэта и писателя» (показ слайдов с портретами писателей - дети называют их).14-19 слайд

6 конкурс « Черный ящик»? (предметы из каких сказок здесь находятся?).

Ведущий: И мы на нашей машине времени попадаем в сказочную страну. Когда люди попадают в незнакомую страну, то стараются больше узнать об этом месте. А поможет нам в этом черный ящик, вам необходимо будет отгадать героев и названия этих сказок кому эти предметы принадлежат.

1.Туфелька («Золушка» Ш. Перро)

2.Яблоко (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

3.Красная шапочка («Красная шапочка» Ш. Перро)

4. Корыто (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.Лепесток (В. Катаев «Цветик – Семицветик»).

6.Аленький цветочек (С.Т. Аксаков).

Слово жюри

7 конкурс «Создание восковой книги».

Кто впервые попробовал писать на воске? (церковные служители)

Как? (деревянные дощечки заливали воском, потом палочкой – стило, с одного конца острая, а с другого закругленная. Острым концом писали, или вернее, царапали по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно)

Раздаются каждой команде деревянные дощечки, покрытые воском

Напишите на восковых листах буквы, слова, название сказки, что умеете, чтобы получилось красиво, аккуратно. Эти листы мы сложим в книгу. У какой команды получится самая лучшая книга?

Слово жюри. Вручение призов.

Вед : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Книга-это волшебница. Книга преобразила мир, в ней память человеческого рода. Она рупор человеческой мысли. Мир без книг- мир дикарей.

«Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг!

Чтобы делал человек

Если б не было бы книг.

Если все исчезло разом. Что писалось для детей.

От волшебных добрых сказок.

До веселых новостей.

Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ!

Протянул за книгой руку,

А ее на полке нет!

Нет! Нельзя себе представить,

Что такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Дети: Любим мы, когда читают

Сказки и рассказы нам.

И стихи мы тоже любим.

Ведь мы с книгой очень дружим.


Юлия Кучеренко
Игра-викторина «Путешествие по страницам любимых книг»

Цель: приобщать детей к книгам для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности; выявлять знания детей о сказках; воспитывать чувство сострадания к героям, закреплять умения внимательно слушать, отвечать на вопросы, кратко передавать содержание произведений; воспитывать желание общаться с книгой и бережно к ней относиться.

Ход игры- викторины.

1. Вступительное слово воспитателя.

Дети, сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие, проведём игру - викторину, которая называется "Путешествие по страницам любимых книг". Путешествие волшебное, сказочное, каждый его будет совершать на своём транспорте, который сам выберет. Для этого надо закрыть глаза, 3 раза сказать про себя волшебные слова: "Лечу в волшебную страну!"(еду, плыву и т. д)

Волшебной стране Литературии мы побываем в 5 городах:

1. в городе Литературных персонажей;

3. в городе Волшебников;

4. в городе Поэтов;

5. в Загадочном городе.

Итак, в путь! Закрываем глаза, 3 раза говорим волшебные слова. и вот мы в 1 городе Волшебной страны книг:

Город Литературных персонажей.

Здесь вам надо вспомнить, кто кем был из следующих литературных персонажей:

1. Мойдодыр (умывальник, К. И. Чуковский "Мойдодыр")

2. Дядя Федор (мальчик, Э. Успенский "Дядя Федор, пёс и кот")

3. Страшила (соломенное чучело, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

4. Матроскин (кот, Э. Успенский Дядя Федор, пёс и кот)

5. Гена (крокодил, Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья")

А теперь, дети, наш путь лежит в город Авторов (говорим волшебные слова).

Здесь, ребята, вам надо по отрывку определить автора и название произведения:

1) "Свет мой, зеркальце! Скажи.

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"(А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне"

2) "У меня зазвонил телефон

Кто говорит? - Слон"(К. И. Чуковский "Телефон")

3) "В доме восемь дробь один,

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью "Каланча""(С. В. Михалков "Дядя Степа")

4) "Не горюй, хозяин, а лучше дай мне мешок да закажи для меня пару сапог, чтобы не было больно ходить по камням"(Ш. Перро, "Кот в сапогах")

5) "Зато на птичьем дворе над малышом потешались.

Посмотрите, какой уродливый! До чего же гадкий этот утёнок! кричали вслед ему. "(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

Путешествие в 3 город - город Волшебников.

О каких волшебниках говорится в следующих отрывках сказок:

1) "У неё был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её острого взора (Бастинда, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

2) "Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною. (Снежная Королева, Г. Х. Андерсен)"

3) "Он превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу!"(Людоед, Ш. Перро "Кот в сапогах")

4) "А она не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из неё всю мякоть. Потом она прикоснулась к её жёлтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква вдруг превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колёс"(Фея, "Золушка", Ш. Перро)

5) "Попала она ему в ведро и говорит человеческим голосом: - Не ешь меня! Пусти опять в воду, счастлив будешь, только скажешь: по щучьему велению, по моему хотению, всё будет исполнено"(щука, "Емеля", р. н. с.)

Ну молодцы, дети, теперь отправляемся в город Поэтов.

1) А лисички взяли спички, к морю синему пошли.

Море синее зажгли. Море пламенем горит, выбежал из моря. (кит, К. Чуковский "Путаница")

2) "Сел он утром на кровать. Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки - Оказалось, это. " (брюки, С. Маршак "Вот какой рассеянный")

3) "Брал в столовой дядя Стёпа для себя двойной обед,

Спать ложился дядя Степа - ноги клал на. " (табурет, С. Михалков, "Дядя Стёпа")

4) "Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило, и кусалось, как. "(оса, К. Чуковский, "Мойдодыр")

5) "Пиф-паф! - и Буйвол наутёк,

За ним в испуге. "(носорог, К. Чуковский "Крокодил")

6) "Стыдно старому реветь - ты не заяц, а. "(медведь, К. Чуковский "Краденое солнце")

7) "Но как чёрная железная нога.

Побежала, поскакала. "(кочерга, К. Чуковский "Федорино горе")

8) "Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу. "(проглотил,К. Чуковский "Тараканище")

9) "Кто дрожа от страха, спрятался в чулане,

Кто в собачьей будке. Кто на чердаке

Папа схоронился в старом чемодане,

Дядя под диваном, тётя в. "(сундуке,К. Чуковский "Крокодил")

10) "А кузнечик, а кузнечик, ну, совсем, как человечек,

За кусток, под мосток и. "(молчок,К. Чуковский "Муха -Цокотуха")

А теперь наш путь лежит в город, который называется Загадочный, где вам предстоит разгадать авторские загадки.

1) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за то что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч, С. Маршак)

2) Вот иголки и булавки выползают из - под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (ёж, К. Чуковский)

3) Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные- вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинки, Е. Благинина)

4) Что такое перед нами: две оглобли за ушами,

На глазах по колесу и сиделка на носу? (очки, С. Маршак)

5) Хожу - брожу не по лесам,а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (гребешок, К. Чуковский)

Подведение итогов.

Подсчет фишек, выбор победителей, награждение их медалями:

"Лучший знаток детских книг"

Игра-викторина «Путешествие в страну русского языка».

Цели: формировать интерес к русскому языку посредством игрового и занимательного материала;

обобщить и проверить грамматические знания, умения и навыки учащихся;

развивать речь, логическое мышление, память, воображение;

учить работать в группах.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки-задания, грамоты.

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну русского языка и определим команду знатоков русского языка.

Девиз нашего мероприятия:

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» (Р. Сеф)

Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Оценивать ваши ответы будет честное и доброжелательное жюри.

Представление жюри.

Правила : игра ведется между командами «Познавашки» и «Почемучки» .

На обсуждение каждого вопроса дается определенное время.

По его истечении каждая команда должна сказать жюри вариант ответа.

Правила работы в команде:

Работать дружно, все вместе;

Уметь выслушать своего товарища;

Не обижать товарища, который сделал ошибку;

Не смеяться над командой, которая проигрывает;

Не злиться, если вы проиграете.

Наше путешествие начинается.

Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить.

Отправляя поздравленья

Помни правила склонения,

Род, число и падежи -

Крепко в памяти держи.

А приставки и частицы

Вроде маленьких зверьков.

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

Люблю тебя грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

Задание 1 . «Назови одним словом».

(вместо словосочетания надо назвать одно слово, которое обозначает предмет - имя существительное; например: храбрый человек - храбрец)

БОЛТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК - болтун, болтушка;

ЛЕНИВЫЙ ЧЕЛОВЕК - лентяй, ленивец;

МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК - мудрец;

ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК - добряк;

БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК - богатый, богач;

ГРУБЫЙ ЧЕЛОВЕК - грубиян;

СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК - силач;

ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК - весельчак.

Задание 2. «Загадка в загадке».

(прочитай загадку, вставь пропущенные буквы и напиши отгадки)

1. Сидит де. . во сто шу. одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы прол. вает.

2. На п. ляне л. сной

Под могучей с. сной

Стоит старичок,

На нем бурый колпачок.

Задание 3 . «Ребусы».





Задание 4 . «Составь слова».

Каждой команде из данных букв необходимо составить слово

РАНАКАДШ, ЧАУРК, ЧОТСИКАК, ОРЕВД

Ответ: карандаш, ручка, кисточка, ведро. (лишнее слово ведро)

ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, СРАКИК, ТЕРЕВ

Ответ: клей пластилин краски ветер. (лишнее слово - ветер)

Задание 5. «Сравнение».

Голоден как … (волк).

Труслив как……

Хитёр как…..

Упрям как…..

Нем как … (рыба).

Болтлив как … (сорока).

Физминутка - игра «Наоборот»
-Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. 2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. 2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) Поворот туловища влево. 2 р.
7) Закройте глаза (откройте) 2 р.
8) Посмотрите вдаль.
9) Привстаньте.
10) Присядьте.
11) Опустите правую (левую) руку.
12) Опустите левую (правую) ногу.

Задание 6 . «Заблудившиеся буквы».

1. Мы пришли на огород,

Смотрим: кепка там растет. (репка)

2. Нарушая тишину,

Воют вилки на Луну. (волки)

3. Пышка любит грызть зерно, –

Очень вкусное оно! (мышка)

4.Утром бабушка к рубашке

Прибивала мне кармашки.

(пришивала)

5. Гром был тихий, молчаливый.

Колпачок носил красивый. (гном)

6. На пожелтевшую траву

Роняет лев (лес) свою листву.

7. Говорят один рыбак в речке выловил

башмак, но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).
8. Жучка будку (булку) не доела,

Не охота, надоело!

Задание 7. «Слова играют в прятки».

Найдите слова, которые спрятались. Присмотрись к слову и ответь на вопрос:

Что за полем, где растёт гречка?

Какое блюдо готовит стряпуха?

Какой цветок вручили чемпиону?

Кто напугал жужелицу?

Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.

РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ - (петух)

ЛРКМНОДШРКВГА - (кошка)

Задание 8 . «Составь новые слова»

Составьте новое слово, заменив в данном слове только одну букву:

БАК - (бок, бык, бук, мак, рак), ТОЧКА - (ночка, дочка, бочка, тучка)

СОМ – (лом, ком, дом, том), ДЕТКА – (сетка, ветка, метка)

Задание 9 . «Собери пословицу».

Из слогов составить пословицу.

Хо, шая, ро, кни, га, ший, друг, луч (Хорошая книга – лучший друг.)

Кто зна мно тот го та ет чи го ет (Кто много читает, тот много знает.)

Конкурс для болельщиков.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком (книга).

Черные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд – сейчас заговорят.

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там заметку кладет. (карандаш).

Белый зайчик

прыгает по черному полю. (мел и доска).

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель).

Что в человеке есть одно,

А у вороны двое,

В лисе не встретится оно,

А в человеке втрое. (буква О).

Что находится в центре слова «земля»?

(буква м).

В каком слове, состоящем из 5 букв,

встречается пять О? (Опять).

Чем кончается как день, так и ночь?

(мягким знаком).

Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И сегодня отличился?

Подведение итогов, награждение.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!

Задание 11. «Словесные портреты».

* Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её на свете никого не было. Бабушка подарила ей шапочку …

(Ш.Перро «Красная шапочка»)

* Она так красива, так прекрасна. Глаза ее сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни света …

(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)

* Месяц под косой блестит.

А во лбу звезда горит:

А сама-то величава,

Выступает, словно пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

* Маленький печальный человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо осыпано пудрой, белой, как зубной порошок …

(А.Толстой «Приключения Буратино», Пьеро)

* По амбару метен, по сусекам скребён,

На сметане мешан,

В печку сажен, на окошке стужён,

Он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл …

(русская народная сказка «Колобок»)

* В широкополой шляпе. Ходит с прекрасной шарманкой по городу. Пением и музыкой добывает себе на хлеб …

(А.Толстой «Приключения Буратино», папа Карло»

* Мальчик в ярко-голубой шляпе с широкими полями, в брюках канареечного цвета и оранжевой рубашке …

(Н.Носов «Приключения Незнайки»)

* Внимание! Разыскивается мальчик лет шести. Очень самостоятельный, любит животных. С ним могут находиться кот и пес. Оба беспородные. Без определенного места жительства …

(Э.Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»)

Задание 12. «Исправь ошибки».

дано предложение или слова с орфографическими ошибками; надо найти ошибки, исправить их и объяснить орфограммы, в которых допущены ошибки)

Молчю, шырокий, чищю, марской, речьной, зовот, тетрать, одежда, ирочька, воробьи, чюлок, ребята, вова, сад, снигирь.

Задание 13. «Заселяем домик».

(прочитай слова, рассели их в домики так, чтобы каждый слог имел свое окошко)

Моют, строю, свистнул, улыбнулся, узнают, песенка, оглянулся, огнями, столовая.

Задание 14. «От Хобота до Чирикина».

(в некотором сказочном государстве жили-были животные, которых звали … ; догадайтесь, какие животные скрываются под этими именами)

ХОБОТ - слон, ПАНЦИРКА - черепаха,

БУДИЛЬНИК - петух, ПОВТОРЮШКА - попугай,

ГАВЧИК - пёс, ПОРХАЙКА - бабочка,

ДАРЮХВОСТКА - ящерица, ПУЧЕГЛАЗКА - лягушка (жаба),

ДВУГОРБИК - верблюд, СЕТЬКИН - паук,

ДЛИННОШЕЙ - жираф, СТУКАЛО - дятел,

КЛЕШНЯ - рак, ТЕЛЬНЯЖКА - зебра,

КОЛЮЧКА - ёж, ТОЛСТОПУЗ - бегемот,

ЛИСТОЕДКА - гусеница, ФОНТАН - кит,

МЕДОНОСКА - пчела, БЕРЛОГИН - медведь,

МЯУКА - кошка, ЧИРИКИН - воробей.

НОЧНУШКА - сова,

3. Подведение итогов, награждения.

9 конкурс «Народная мудрость»
-Я буду читать пословицы,а вы найдите недостающие слова.
1) Ученье - свет, а не ученье -
2) Знай больше, говори -
3) Не имей сто рублей,а имей -
4) Не бойся врага умного, бойся друга -
5) Лучшая вещь новая, лучший друг -
6) Старый друг, лучше новых-
7) Без труда не вытащишь и рыбку-
8) Семь раз отмерь, один раз -

Викторина «Путешествие в мир сказок» для начальных классов.

Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск Курской области.
Описание: Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают воистину волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста. Сказка – инструмент ненавязчивого обучения. Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Сказки по праву считают мощнейшим инструментом обучения детей. Все дело в том, что они дают так называемые косвенные наставления. Дети мыслят образами, им гораздо проще представить себе ситуацию со стороны, где главными героями являются сказочные персонажи. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.
Назначение: Предлагаю вам викторину для детей начальных классов по теме «Путешествие в мир сказок». Данный материал могут использовать педагоги, воспитатели, родители.
Цель:
- закрепление знаний воспитанников о сказках, сказочных персонажах и волшебных предметах.
Задачи:
- развивать мышление, наблюдательность, смекалку, речь, эмоциональную сферу;
- формировать ответственность, умение работать в группе и самостоятельно.
Оборудование:
- выставка книг-сказок, сказочные предметы (аленький цветочек, зеркальце, игла, мочалка, туфелька, горошина, стрела, яйцо, шапка), детские рисунки по сказкам, карточки.

Ход викторины:

Ведущая : Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир сказок.
С чего начинается радостный и волнующий мир детства? С колыбельных песен матери, с крепких рук отца, с запаха бабушкиных пирогов.
И, конечно со сказок. С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь…
Сказки - это мы с вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии.
По настоящему мудр тот, кто не расстаётся со сказкой всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину сказки постигаешь лишь с годами.
Ребята!
- Что такое сказка?
(Сказка - это произведение устного народного творчества, повествование, выдумка, вымысел иногда с участием волшебных сил.)
- Какие бывают сказки?
(Народные и авторские).
- Назовите народные сказки…
(Ответы детей)
- Назовите авторские сказки…
(Ответы детей и показ портретов сказочников).
- Назовите имя известного русского писателя и сказочника.
(А.С. Пушкин.)

Ведущая:
Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
1 тур. «Дополни имя»
Ведущая: Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.
Кощей – Бессмертный
Василиса – Премудрая
Карабас - Барабас
Елена - Прекрасная
Сестрица - Алёнушка
Братец – Иванушка
Крошечка - Хаврошечка
Змей - Горыныч
Иван - Царевич
Финист – Ясный сокол
Снежная - Королева .


2 тур. «Кто дал полезный совет
1.Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)
2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)
3. Покушал, вымой за собой посуду. (Федора)
4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)
5. Помогай друзьям в трудных ситуациях. (Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)
6. Тщательно пережевывай пищу, не торопись и не разговаривай во время еды. (Курочка из сказки «Бобовое зернышко»)
7. Не выполняй просьбы малознакомых людей. (Колобок)
8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)
9. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход. (Маша из сказки «Маша и медведь» и Герда)
10. Хорошо учись. (Буратино)


3 тур. «Юмористическая викторина»
Ведущая: Здесь вам необходимо отгадать сказочных героев юмористической викторины.

1. Что является достижением волшебного сказочного аппетита? (Скатерть самобранка)
2. Назовите сказочный летательный аппарат? (Ступа)
3. В какой сказке описана жизнь дружной коммунальной семьи? (Теремок)
4. Назовите имя царя, жившего так давно, что об этом уже никто не помнит? (Горох)
5. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубочек, стрела)
6. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого? (Царевна Несмеяна)
7. Как называется деталь женского платья, в котором помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав)
8. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Топора)


Молодцы, ребята!
4 тур. «Подумаем над сказкой»
Ведущая: Даны две сказки: «Петушок – Золотой гребешок» и «Колобок»
Каждой команде по сказке.
Надо ответить на следующие вопросы:

- Сколько героев в сказке?
- Какие слова чаще повторяются?
- Каков вывод из сказки?
«Петушок – золотой гребешок»
- 4 героя: петушок, кот, лиса, дрозд.
- «Петушок, петушок, золотой гребешок».
Маслена головушка, шелкова бородушка
Выгляни в окошко, дам тебе горошка».
- Вывод : «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».


«Колобок»
- 7 героев: бабка, дед, колобок, заяц, медведь, лиса, волк.
- «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».
- Вывод: не надо забывать об осторожности с хитрецами (простота хуже воровства).


5 тур. «Кто быстрей?»
– Чем угощала лиса журавля? (Кашей)
– Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)
– Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-Лебеди»? (Мышка)
– Кого заморозил Мороз - Синий нос? (Купца)
– Что обещали купить родители дочке в «Гуси-Лебеди»? (Платочек)
– Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка)
– Кто помогал Крошечке - Хаврошечке выполнять работу? (Корова)
– На чьей кроватке уснула девочка в сказке «Три медведя»? (на Мишуткиной)


6 тур. «Вопросы из ларца»
1. Какое слово должен был выложить Кай из льдинок в сказке «Снежная королева? (Вечность)
2. Что хотелось приобрести Железному Дровосеку? (Сердце)
3. Очень правдивая вещь (Зеркальце говорящее)
4. Кто ел неправильный бутерброд? (Дядя Федор)
5. Какое самое справедливое желание загадала девочка в сказке «Цветик – семицветик»? (Вылечить мальчику ноги)
6. Какой рост был у девочки, спавшей в ореховой скорлупке? (Дюймовочка – 2,5 см)


7 тур. «По опорным словам угадай сказку!»
Ведущая: Каждой команде по очереди задается вопрос.
Осел, шляпа, сапоги, поле, замок («Кот в сапогах»)
Дорога, разбойники, музыка, дружба Бременские музыканты»)
Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)
Стадо, факел, лианы, волк, мальчик («Маугли»)
Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка («Красная шапочка»)
Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь («Дюймовочка»)
Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка («Гуси - лебеди»)
Солнце, снег, стекло, зеркало, утро, роза, олень («Снежная королева»)
Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз («Гадкий утенок»)
Роза, трещотка, соловей, горшочек, принцесса («Свинопас»)
Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка («Петушок и бобовое зернышко»)
Дупло, ведьма, собака, колыбель, трубка, принцесса («Огниво»)
Бабушка, внучка, мышка, курочка («У страха глаза велики»)
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)


8 тур. «Назови одним словом»
1. Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса)
2. Из чего фея сделала для Золушки карету? (Из тыквы)
3. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (33)
4. Количество оловянных солдатиков? (25)
5. Кусал женщин то в глаз, то в нос, да ещё и князь? (Комар)
6. Назовите имя девочки, которую ураган забросил в волшебную страну? (Элли)
7. В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? (Федорино горе)
8. Женщина, которая совершила первый полет? (Баба – Яга)
9. Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди? (Иванушка)
10. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
11. Секретный лазутчик Шапокляк? (Крыса Лариса)
12. Как звали мальчика, чье сердце превратилось в лёд? (Кай)
13. Мужчина, использовавший сковородку и перчатки, как наряд? (Рассеянный)
14. В каком городе жил незнайка? (В цветочном)
15. Всех излечит исцелит и под деревом сидит? (Айболит)
16. Какое лакомство предпочитал Карлсон? (Варенье)


9 тур. «Сундук с секретом»
Ведущая: В сундуке находятся разные сказочные предметы. По описанию предмета отгадайте, что же находится в сундуке.
1. С помощью этого предмета, можно смастерить самые разные вещи, а можно даже меня убить. (Игла)
2. Эта вещь может спрятать вас, если её надеть на голову. (Шапка – невидимка)
3. Из – за этого предмета плакали дед да баба после проделки маленького зверька? (Золотое яичко)
4. Всю ночь ворочалась, потому что она ей мешала спать? (Горошина)
5. Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее. (Зеркальце)
6. Вещь, которую съел крокодил? Как называется сказка? (Мочалка. «Мойдодыр»)
7. А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки? (Стрела)
8. Она потеряла её на балу? (Туфелька)


10 тур. Викторина «Сколько?»
1. Сколько сказочных героев тянуло репку? (Шесть)
2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (Двенадцать)
3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Четверо)
4. Сколько глаз у Бастинды? (Один)
5. Сколько козлят похитил волк? (Шесть)
6. Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? (Четыре)
7. Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке? (Пять)
8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? (Пять)
9. Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (Четверо)
10. Сколько мартышек составляют длину удава? (Пять)
11. Сколько лет спала спящая красавица? (Сто)
12. Сколько лет крокодилу Гене? (Пятьдесят) .

Викторина:

    Назовите 3 города из книги «Приключения Незнайки и его друзей». (Цветочный, Зеленый, Змеевка.)

    Почему эти города так назывались? (Вокруг домов росло множество цветов; город утопал в зелени деревьев; жители города очень любили запускать воздушных змеев.)

    Как назывался ручей, на берегу которого стоял Цветочный город? (Огурцовой рекой.)

    Жили ли в Цветочном городе девочки?Назовите несколько имен. (Да, например, Кнопочка и Ромашка, Мушка).

    На какой улице жили сразу 16 малышей? (На улице Колокольчиков.)

    Назовите друзей Незнайки и их главные отличительные черты.

    На какой улице жил поэт Цветик? (На улице Одуванчиков.)

    Кем пробовал стать Незнайка? (Музыкантом, художником, поэтом.)

    Какие автомобили были распространены среди малышей? Чем автомобиль, придуманный Винтиком и Шпунтиком от них отличался? (Они работали на газированной воде с сиропом. В автомобиле Винтика и Шпунтика имелось усовершенствование: на ходу можно было попить воды с сиропом.)

    Чем различались методы лечения доктора Пилюлькина и Медуницы? (Пилюлькин лечил йодом, а Медуница - медом.)

    Почему Незнайка поссорился со своим лучшим другом Гунькой? (Потому что тот подружился с девочками.)

    Что такое «резиновый сок», для чего он нужен? (Это сок растения, похожего на фикус. Из застывшего сока малыши делали калоши и мячи, а затем и воздушный шар.)

    Объясните, как и почему взлетел воздушный шар, придуманный Знайкой? (глава 7 «Подготовка к путешествию».)

    Объясните, почему на большой высоте малышам стало холодно? (глава 10 «Авария»)

    Почему шар стал падать? (глава 10 «Авария»)

    Кто выпрыгнул первым из корзины воздушного шара? (Знайка.)

    Кто и почему стал старшим в группе малышей, попавших в Зеленый город? (Незнайка, так как помог малышам выбраться из больницы, при условии, что те будут его слушаться.)

    Назовите невколько имен малышек из Зеленого города, расскажите, как они выглядели.

    Какие деревья росли в Зеленом городе? (Яблони, груши, сливы.)

    Как и почему поссорились жители Зеленого города и Змеевки? (Мальчики пригласили девочек на елку, а сами закидали их снежками.)

    Что за «огромные зеленые шары величиной с двухэтажный дом» лежали на улице Зеленого города? (Арбузы.)

    Как был устроен дом Шурупчика? (Глава 18 «В Змеевке».)

    Как и где нашел охотник Пулька свою собаку, летевшую с ним на воздушном шаре и потерявшуюся во время аварии?

    Почему жители Змеевки боялись идти в Зеленый город после того, как пропали Бублик и Гвоздик? (Они решили, что между городами поселился стоголовый дракон, и он ест малышей.)

    Какие технические сооружения малыши увидели в Зеленом городе и потом построили в Цветочном? (Фонтаны и водопровод, мост.)

    Почему Незнайка в конце повести вместо игр с друзьями стал много заниматься: читать, писать? (Он хотел переписываться с Синеглазкой - малышкой из Зеленого города, а писать в тот момент он умел только печатными буквами и ему стало стыдно оставаться «незнайкой».)