Vanitas Ганс Гольбейн, Послы - Темная и пушистая. Vanitas Ганс Гольбейн, Послы - Темная и пушистая Послы ганса гольбейна младшего

НЕМНОГО О "ПОСЛАХ" ГОЛЬБЕЙНА

Когда заходит разговор о "Послах" Гольбейна, прежде всего вспоминают "странное пятно на переднем плане картины", которое под определенным углом обретает очертания черепа.

Деталь броская - но в "Послах" интересна не только она.

Два слова о позирующих. Название "Послы" картина получила довольно поздно - искусствоведам удалось установить, кто именно изображен на этом двойном портрете, сличив работу Гольбейна с рисунком французского художника Жана Клуэ, на котором с обратной стороны было указано, что моделью послужил Жан де Динтевиль :

В 1533 г. Жан де Динтевиль, которому было "всего" 29 лет, заканчивал свое пребывание в качестве посла при английском дворе. Проездом на родину, во Францию, к нему заехал друг, епископ Лаворский Жорж де Сельв, 26 лет от роду. Епископство он получил в 1526 г., когда ему было лишь 17 лет. (Согласно всем правилам, обязанности епископа не мог исполнять человек моложе 25 лет - но король был заинтересован в переводческих и дипломатических талантах де Сельва, - и церкви пришлось смириться).

Необычна сама композиция двойного портрета Гольбейна, написанного по заказу Жана де Динтевиля. Очевидно, в составлении программы для этой картины и "настройке" (о чем ниже) астрономических инструментах, разложенных на столе, Гольбейну помогал его друг, астроном и математик Николаус Кратцер, работавший при английском дворе.

На стеллаже (или столике), о который опираются портретируемые, разложены: внизу - предметы, связанные с земным, дольним миром, вверху - предметы, связанные с миром горним, небом и астрономическими наблюдениями: 2 гномона



Их показания позволяют точно установить момент, к которму привязана представленная на картине сцена: это 11 апреля 1533, Страстная Пятница, 4 часа пополудни.

Тем самым становится понятным присутствие Распятия в верхнем левом углу картины:

В таком случае, композиция, избранная Гольбейном для портрета, явственно соотносится с предстоящими Кресту Богоматерью и апостолом Иоанном:


Грюневальд. Распятие. 1523 - 1524

По сути, композиция "Послов" строится на эффекте значимого отсутствия: в центре ее предполагается, но не изображен, - Крест на Голгофе.

Смелость решений старых мастеров порой поразительна. Решение, выбранное Гольбейном в чем-то сродни тому, что задействовано Мемлингом в его "Диптихе Мартина фон Ньювенхове", где донатор, представленный на правой створке, написан отражающимся в зеркале, висящим за спиной Богоматери.


Мемлинг. "Диптих Мартина фон Ньювенхове". Деталь

Если представить, что портретируемые на картине Гольбейна предстоят кресту, станет понятно, в силу чего в композиции картины присутствует череп.

Гольбейновский череп ясно "прочитывается" внутри картины, если смотреть на него под определенным углом, стоя справа от полотна:

Оптический эффект, использованный здесь Гольбейном - анаморфоза, был довольно известен живописцам той поры. Так, в одном из францисканских монастырей можно видеть фреску, которая, если разглядывать ее фронтально, воспринимается как пейзаж:

И только при определенном угле зрения она обретает свой "истинный" вид:

На ней представлены Спаситель, Богоматель с Младенцем, апостолы Петр и Павел, св. Франциск, принимающий стигматы...

Ганс Гольбейн Младший(1497- 1543) - живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой семьи.
Он один из лучших портретистов своего времени. Его точность передачи образов была так хороша, что английский король Генрих VIII, (сменивший шесть жен), прежде чем в очередной раз жениться, посылал сначала к невесте Ганса Гольбейна, чтобы тот нарисовал ее портрет.

Но прославился он другим. Дело в том, что он включал в картины загадки, незаметные или непонятные на первый взгляд. Гольбейн имел собственный шифр, который другим приходилось разгадывать...
Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера - в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера..

Сегодня мы познакомимся с одной из таких картин Гольбейна "ПОСЛЫ"1533г.
Этот двойной портрет кисти Гольбейна является выдающимся шедевром эпохи Возрождения.
Слева, как установле­но, - 29-летний французский посол в Англии Жан де Дентевиль, справа - Жорж де Сельв, епископ Лавуа, по­сетивший Лондон в апреле 1533. Молодому человеку 25 лет, поразительно, сколько важных миссий ему было доверено в этом возрасте - он являлся посланником при Венецианской республике и в Ватикане.

С множеством деталей картины, выписанных художником предельно реалистически, контрастно сопоставлен странный предмет, размещенный на переднем плане полотна. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь - по детальном рассмотрении - искаженным в перспективе человеческим черепом.
Об этом черепе в XX веке написано немало - собственно, именно он и сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время.

Так называемый анаморфоз – оптический обман. Разумеется, на репродукциях этот фокус не проделать, но если, разглядывая подлинник картины, отойти на пару метров вправо и встать почти вплотную к стене, на которой висит картина, то череп примет свою естественную форму. Его даже можно будет сфотографировать.
Искусствоведы утверждают, что на картине можно найти три черепа! Один – анаморфоза, другой – брошь на берете де Дентельвиля, а третий – в черепе-анаморфозе, нужно лишь смотреть под определённым углом.

Череп – символ смерти. Этим аллегорическим, перечеркивающим добрую часть картины изображением художник говорил всем, кто мог его понять: научные открытия, прогресс, церковные свары, высокие должности, спесь, деньги, власть – все бессмысленно перед тем концом, который ждет каждого из нас.
Что бы ни было, всегда конец один – смерть? Memento mori – таков девиз Жана де Дентельвиля.Такой подход к шедевру Гольбейна делает картину пронзительной аллегорией "суеты сует."

Итак, на столе, рядом с человеком, стоящим справа, лежат многогранные солнечные часы. Они (хотя это и не свойственно солнечным часам) своими тремя стрелками показывают дату создания картины – 11 апреля 1533 года. Рука посла небрежно опирается на книгу, на корешке которой по латыни сделана надпись: «Ему 25 лет». Возраст второго посла, (стоящего слева), вписан в узор кинжала в его правой руке. Оттуда понятно, что ему – 29 лет.

Глобусы, карты и измерительные приборы – дань всплеску научных и географических открытий той эпохи. Ведь всего 41 год назад Колумб открыл новый Свет, а лишь за 12 лет до написания картины капитан Хуан Себастьян дель Кано, первым обогнул земной шар на корабле «Виктория», чем и доказал на практике, что Земля круглая.
На нижней полке бросается в глаза популярный тогда музыкальный инструмент – лютня. У нее порвана одна струна. Исследователи считают, что порванная струна символизирует церковный раскол, связанный с реформами, проводимыми в то время Мартином Лютером.

Художник сам подтверждает эту догадку, поместив под лютней книгу со стихами латинских гимнов, переведенных на немецкий язык самим Мартином Лютером.
Так Гольбейн показывает взгляды епископа Сельва и свои взгляды на существовавшую тогда религиозную ситуацию – реформировать церковь, но не отделяться от Ватикана.
Человек, если ты хочешь быть счастливым,
И пребывать в Боге вечно,
Ты должен придерживаться Десяти заповедей,
Данных нам Богом.

И как бы в подтверждение этому, слева из-за бархатной зелёной занавески выглядывает распятие – бог всегда следит за нами.
Таким образом Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения - при «прямом» взгляде человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания,- но при «особом»
(подразумевается - правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/1912116

07:13 pm - Vanitas Ганс Гольбейн, Послы
Я тут немного "загадочного" искусства вам покажу...на первый взгляд-банальная картина..а сейчас я вас заинтригую-перед вами небольшой оптический обман.... Я кстати,ТЭГ соответсвующий добавляю)
[Послы (1533), Национальная галерея, Лондон ]

"Слева на портрете изображен Жан де Дентевиль, французский посол при дворе Генриха VIII, справа стоит его друг, Жорж де Сельв, епископ Лавуа, посетивший Лондон в апреле 1533 года. По некоторым сведениям, именно Сельв посоветовал своему товарищу заказать портрет Гольбейну, недавно вернувшемуся в Англию и искавшему новых покровителей.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя, изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей.
С множеством деталей картины, выписанных художником предельно реалистически, контрастно сопоставлен странный предмет, размещенный на переднем плане полотна. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь - по детальном рассмотрении - искаженным в перспективе человеческим черепом.

Чудовищно искаженный череп, помещенный на передний план, делает композицию треугольной и более динамичной, причем динамика подчеркивается геометрическими узорами ковра
Интерпретаторы обычно связывают эту анаморфозу с жанром Vanitas, а общий пафос картины - с критикой претензий науки на высшее знание, обнаруживающее свою эфемерность перед лицом смерти. Послы и связанный с ними натюрморт даются в кодах линейной перспективы с явной установкой на иллюзию подлинной обманки. В этом контексте важно и то, что анаморфоза черепа висит прямо над перспективным изображением мозаики пола Вестминстерского аббатства. Противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, обессмысливающей существование человека, оказалось необыкновенно близко мироощущению современного человека. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения - при прямом взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания,- но при особом взгляде все меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома, иллюзии.)"


Задолго до того, как появились 3-D очки и стали популярны пасхалки, художники эпохи Ренессанса придумали свой способ привлечь посетителей на свои выставки – они играли с перспективой так, что при взгляде на картины с разных ракурсов были видны разные изображения. Одним из наиболее известных примеров этой техники является двойной портрет Ганса Гольбейна Младшего «Послы».

1. «Послы» стали отступлением от прежнего стиля Гольбейна



Изначально баварский художник следовал по стопам своего отца Ганса Гольбейна Старшего, рисуя картины на религиозные темы, такие как "Мёртвый Христос в гробу". К 30 годам Гольбейнсделал успешную карьеру, занимаясь этим видом творчества, но он все-таки решил рискнуть начать писать концептуально новые картины. Гольбейн отправился в Англию, а затем в Швейцарию, после чего вернулся обратно в Лондон, начав писать светские портреты.

2. Эразм способствовал увеличению популярности портретов Гольбейна

Голландский интеллектуал-мыслитель Эразм представил Гольбейна представилелям "высшего света". Так художник стал известен среди членов английского двора, советников короля, а также таких людей, как Томас Мор и Энн Болейн.

3. Герои картины


На картине слева изображен Жан де Дентевилль, французский посол в Англии. Этот двойной портрет был написан в канун его 30-го дня рождения. Справа на картине изображен друг и коллега дипломата, 25-летний епископ Жорж де Сельв, который работал в качестве посла Франции в Венецианской республике.

4. Спрятанный возраст


Если внимательно присмотреться к кинжалу, который держит Дентевилль, то на его богато украшенных ножнах можно найти цифру "29". На книге, на которую опирается локтем Сельв, есть цифра "25". Этот реквизит был также использован в качестве символов их характеров. Книга означает созерцательный характер Сельва, в то время как кинжал обозначает, что Дентевилль является человеком действия.

5. Деталь из Вестминстерского аббатства

Помимо всеобщего признания того, что Гольбейн уделял сильное внимание мельчайшим деталям, искусствоведы похвалили его способность делать картины так, что у зрителя создавалось впечатление, будто он может ступить прямо в холст. Вполне возможно, что Дентевилль видел этот узор на полу в Вестминстерском аббатстве во время коронации Анны Болейн.

6. Детали и размер

Даже на экране компьютера "Послы" производят впечатление тем, что Гольбейн отрисовал мельчайшие детали. Но вблизи картина просто захватывает дух - ее размер 207х209 см.

7. Картина как элемент статуса

Дентевилль заказал картину, чтобы увековечить себя и своего друга. Следуя традициям подобных портретов, Гольбейн нарисовал их в роскошных нарядах и мехах, а также окружил пару друзей символами знаний, такими как книги, глобусы и музыкальные инструменты. Тем не менее, вдумчивый художник также включил в картину символы, которые указывали на неприятности, с которыми сталкивались эти люди.

8. Искусство, политика и религиозные распри

Частью работы Дентевилля были доклады монархам Франции о том, что происходит при английском королевском дворе. А во время развода короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской и последующей женитьбе на Анне Болейн там происходило много чего. Также в это время английский король отрекся от католической церкви и ее папы и создал Англиканскую церковь. Миссия посла была завершена в 1533 году, в том же году Болейн родила дочь Елизавету I своему мужу Генриху VIII.



В середине картины "Послы" Гольбейн изобразил лютню. Присмотревшись к ней, можно подметить, что одна из струн лютни порвана, что создает визуальное представление "раздора".

10. Гольбейн – королевский художник



Немецкий художник отправился в Лондон в 1532 году в надежде найти богатых покровителей. И это сработало. Несмотря на то, что в "Послах" присутствовала католическая символика, король нанял Гольбейна в качестве личного художника в 1535 году. Два года спустя Гольбейн завершил портрет Генриха VIII , и хотя оригинал был уничтожен во время пожара в 1698 году, остались копии наиболее известного портрета этого неоднозначного монарха.

11. Картина является одним из самых известных примеров анаморфозы

Анаморфоза - изображение объекта таким образом, что намеренно искажает его перспективу. Чтобы увидеть объект должным образом, требуется определенная точка обзора. Первые примеры анаморфозы в искусстве встречаются в 15 - м веке (эскиз Леонардо да Винчи, известный сегодня как "Глаз Леонардо"). Если посмотреть на "Послов" под острым углом, бело-черное пятно в нижней части картины превращается в человеческий череп.

12. Считается, что череп - это отсылка на "Memento mori"

Средневековая латинская теория фокусируется на неизбежной смертности человека и призывает людей отказаться от тщеславия и радостей земных благ, поскольку жизнь все равно коротка. А скрытый череп является символом неизбежности смерти. Дентевилль, который заказал картину, был почитателем Memento Mori. Его личным девизом было "помни, что ты умрешь".

13. Гольбейн спрятал распятие на картине

В верхнем левом углу, за пышной зеленой занавеской, можно заметить распятие с Иисусом.Некоторые историки искусства считают, что это божественная камея связана с черепом Memento Mori и также намекает на смерть. Другие считают, что скрытый символ представляет собой разделение церкви, которое произошло в Англии при Генрихе VIII.

14. Планировка картины также связана с религией

По мнению некоторых искусствоведов, нижний уровень, где лежит анаморфотный череп, изображает смерть. Средняя часть картины (нижняя полка), где виден глобус земного шара, гимн Мартина Лютера и музыкальные инструменты, представляет собой мир живых, полный радости и усилий. И, наконец, верхняя полка с его небесным глобусом, астрономическими инструментами и скрытым распятием символизирует небо и искупление через Христа.

15. Сегодня "Послы" находятся в Лондоне

Портрет сначала висел в зале дома Дентевилля. Тем не менее, Национальная галерея выкупила картину Гольбейна в 1890 году. На протяжении более 125 лет картина является одним из самых ценных экспонатов музея в Лондоне. К:Картины 1533 года

Гольбейн умело использовал различные атрибуты для характеристики модели. В замечательной картине «Послы» два богато одетых человека (французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв) изображены перед высоким столом, загромождённым множеством предметов. Они намекают на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы. Самым странным в картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещённый на переднем плане. Если смотреть на него справа, с близкого расстояния, видно, что это череп .

Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения - при «прямом» взгляде человека, погружённого в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, - но при «особом» (подразумевается - правильном, глубоком) взгляде всё меняется с точностью до наоборот - смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.

Напишите отзыв о статье "Послы (картина Гольбейна)"

Ссылки

  • в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Отрывок, характеризующий Послы (картина Гольбейна)

– Да ладно! У нас, видимо, о многом понятия будут разными. Это нормально, правда ведь? – «благородно» успокоила его малышка. – А можно с ними поговорить?
– Говорите, если сможете услышать. – Миард повернулся к спустившейся к нам, чудо-Савии, и что-то показал.
Дивное существо заулыбалось и подошло к нам ближе, остальные же его (или её?..) друзья всё также легко парили прямо над нами, сверкая и переливаясь в ярких солнечных лучах.
– Я Лилис...лис...ис...– эхом прошелестел изумительный голос. Он был очень мягким, и в то же время очень звонким (если можно соединить в одно такие противоположные понятия).
– Здравствуй, красивая Лилис. – радостно приветствовала существо Стелла. – Я – Стелла. А вот она – Светлана. Мы – люди. А ты, мы знаем, Савия. Ты откуда прилетела? И что такое Савия? – вопросы опять сыпались градом, но я даже не попыталась её остановить, так как это было совершенно бесполезно... Стелла просто «хотела всё знать!». И всегда такой оставалась.
Лилис подошла к ней совсем близко и начала рассматривать Стеллу своими причудливыми, огромными глазами. Они были ярко малиновые, с золотыми крапинками внутри, и сверкали, как драгоценные камни. Лицо этого чудо-существа выглядело удивительно нежным и хрупким, и имело форму лепестка нашей земной лилии. «Говорила» она, не раскрывая рта, в то же время улыбаясь нам своими маленькими, круглыми губами... Но, наверное, самыми удивительными у них были волосы... Они были очень длинными, почти достигали края прозрачного крыла, абсолютно невесомыми и, не имея постоянного цвета, всё время вспыхивали самыми разными и самыми неожиданными блестящими радугами... Прозрачные тела Савий были бесполы (как тело маленького земного ребёнка), и со спины переходили в «лепестки-крылья», что и вправду делало их похожими на огромные яркие цветы...