Виды ценностей. Понятие и виды человеческих ценностей

В настоящее время существуют определенные сложности в изучении личностных ценностей человека - не разработаны адекватные методики и научно-исследовательский аппарат, мало изучена структура ценностей, не изучен процесс изменения системы ценностей индивида под воздействием ситуативных факторов. В работах большинства исследователей этого направления основная ставка делается на определение термина и разработку типологии ценностей 21,28,40.

Развития человечества, приводит к выводу, что люди всегда стремились к экономическому, политическому и интеллектуальному могуществу. Это стремление отчетливо можно проследить и на сегодняшний день. Иначе говоря, преобладающими ценностями были и остаются, по сей день Богатство, Власть и Рассудок. Эти компоненты могущества по большому счету определяют все области и сферы его материальной и духовной жизни. Именно господство этих «общечеловеческих» ценностей в мире, порождает все глобальные проблемы. К таким выводам можно прийти, проанализировав труды А. Адлера. В основу зарождения ценностей он ставит разделение труда и способности человека.

«Ценность любой личности определяется ее отношением к себе подобным и степенью ее участия в разделении труда, которого требует общественная жизнь. Разделение труда представляет собой важнейший фактор в жизни человеческого общества. Каждый когда-то и где-то должен внести в него свой вклад. Всякий, кто не вносит своего вклада, кто отрицает ценность общественной жизни, является по определению антисоциальной личностью и ставит себя вне сообщества людей. Если человек приемлет эту общественную жизнь, это придает ему важность в глазах других людей и превращает его в звено великой цепи, связывающей членов общества. Место личности в обществе определяется ее способностями. Эта простая истина в прошлом была сильно запутана и затемнена, поскольку стремление к власти и желание доминировать привнесли в нормальное разделение труда ложные ценности. Стремление к власти и господству исказило картину общества и дало нам ложные критерии человеческих ценностей (Цит. по: )».

Так же А. Адлер подчеркивает разделение труда, не только исходя из способностей человека, но и по его половым различиям. По чисто физическим причинам женщины не допускались к некоторым видам деятельности, и в то же время иные дела не поручались мужчинам на том основании, что они найдут себе лучшее применение на других работах. В результате этого можно предположить, что ценности у мужчин и женщин могут радикально отличаться, так как и те и другие имели и имеют определенный круг общения, со своими интересами и предпочтениями.

А. Адлер рассматривает человека, как часть целой системы общества и настаивает на том, что единственный критерий человеческих ценностей, чья величина абсолютна - степень развития социального чувства у того или иного индивидуума. Мы должны осознать свой долг по отношению к себе подобным. Мы со всех сторон окружены обществом и должны жить согласно логике общественного существования .

В отличие от А. Адлера, который акцентирует внимание на социализации, Карл Роджерс рассматривает индивидуальность человека, его внутренний мир, как основу для ценностей. Причем эти ценности должны не навязываться различным окружением, будь то семья или правители, религия или моральные устои. По его мнению, с рождения в каждом человеке заложены универсальные ценности, и надо лишь создать условия для их развития. А система нашего общественного воспитания навязывает лишь стереотипы, заставляет заучивать ценности, которые однотипны и неизменны. Вследствие этого ребенок постепенно отказывается от своей индивидуальности, от своей исходной, базовой личности, состоящей из гармоничных мотивационных отношений, и вырабатывает личность, которая функционирует в логике ценностных систем, т.е. фиксированных позитивных и негативных ценностей. Происходит это вследствие того, что ребенок пытается сохранить любовь взрослых, которая в младенческом возрасте не требовала определенного поведения, и по мере взросления перестраивает свое поведение в соответствии с ценностями взрослых и, в конце концов, усваивает эти ценности. И поскольку человек не переживает именно процесса формирования ценностей, а сразу принимает их в виде фиксированной системы, то во внутренней жизни человека возникает недоверие к собственным переживаниям и оценкам.

К. Роджерс перечисляет ряд таких общечеловеческих ценностей, как отказ от «фасадов» претенциозности, защищенности, лицемерности; отказ от любых внешних по отношению к Я императивов; отказ от соответствия чужим ожиданиям; позитивное оценивание и принятие собственного Я, самостоятельности, своих чувств и переживаний, открытости внешнему и внутреннему опыту .

В.В. Столин заложил ценности в основу самосознания человека. Он говорит о том, что ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой ценностями, нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания . Формирование системы ценностей очень важный момент в развитии человека, так как в зависимости от того, как она сформирована будут зависеть взаимоотшения с окружающими и деятельность индивида. Многие из ценностей (ценность тех или иных человеческих качеств, ценность тех или иных жизненных целей) закладываются в семье и оказывают прямое влияние на формирование социальных ценностей ребенка, и его дальнейшее отношение к себе и окружающему миру. Различные жизненные отношения, различные социальные деятельности требуют от индивида различных и иногда прямо противоположных проявлений: способности руководить и подчиняться, быть терпимым и нетерпимым, рисковать и быть осторожным, быть общительным и самоуглубленным. Эти деятельности втягивают человеческий организм в самые различные "эксплуатационные режимы" - от сверхперегрузок, как у космонавтов и спортсменов, до хронических физических недогрузок, как у работников умственного труда . Несомненно, для гармоничного существования в таких условиях разветвленной системы связей личность должна иерархизировать и упорядочивать собственные потребности, ставить цели, а для этого нужно интегрировать общественные ценности применительно к собственной жизни. Идеалы, социальные нормы, ценности, собственные личностные черты, так или иначе, придают направленность человеческой деятельности. При этом имеются в виду такие непреходящие ценности, которым человек посвящает свою жизнь, как истина, добро, красота и другие, моральные и этические ценности . Поэтому Столин ввел в определение зрелой, самоактуализирующейся и эффективной личности качество мотивации, состоящее в соотнесении деятельности отдельного человека с человеческими ценностями и придающее нравственный смысл его существованию.

Тема нравственности и роли ценностей в ней хорошо освещена в работах Б. С. Братуся. Он определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» . Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, т.е. внешних по отношению к человеку. Декларируемые ценности, не обеспеченны соответствующим смысловым, эмоционально-переживаемым, задевающим личность отношения к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере. Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова также подчеркивают, что ценностями личности становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился , акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования личностных ценностей.

Ананьев Б.Г. рассматривает ценности, как основу мотивации поведения человека, из которой складывается его внутренний мир, поведение и деятельность, мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности. Вся эта сложная система субъектных свойств реализуется в определенном комплексе общественных функций -- ролей, выполняемых человеком в заданных социальных ситуациях развития. Роль в социально-психологическом смысле это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотношение различных ролей, их конфликтность, это соотношение индивидуальной роли с групповыми нормами и ценностями и т. п. Все ценностные ориентации существенно зависят от динамики ролей и наоборот . Все эти различные характеристики личности составляют существенные моменты ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Ананьев говорит о том, что человек пользуется лишь теми из многочисленных ценностей, которые имеются в его обществе. Из этого следует, что ценности окружающей человека общественной жизни, есть основа и его системы ценностей. Ценностные ориентации и собственные свойства личности складываются в процессе социализации человека, формировании его нравственного опыта, который практикуется в общественном поведении. Одним из самых важных свойств личности Ананьев называет такое свойство характера, как рефлексивность (самосознание), отношение человека к самому себе. Оно является более поздним, чем все остальные и тесно связанное с ценностными ориентациями, с целями жизни и деятельности, оно выполняет функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности.

В продолжение темы личности, ее целостности и роли ценностей в развитии личности, нельзя не упомянуть точку зрения Д.А. Леонтьева на этот вопрос. В структуре личности, он выделяет три иерархических уровня (разделение условно и не носит четких границ). Во-первых, это высший уровень -- уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное. Он включает в себя свободу, ответственность, духовность. Второй уровень -- это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, Леонтьев обозначает его понятием «внутренний мир человека». И, наконец, третий, нижний уровень -- это экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку. Сюда относятся способности, характер и роли. В соответствии с поставленной, в нашем исследовании задачей, мы поподробнее рассмотрим только второй уровень личности, так как именно включает в себя ценностно-смысловую сферу личности.

Леонтьев говорит о том, что личностные ценности образует некую точку опоры, которая позволяет личности стать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Конечно, отдельный человек не впитывает в себя автоматически все ценности даже тех социальных групп, членом которых он является. Социальные ценности превращаются в личные лишь только тогда, когда человек вместе с группой включился в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая ее как свою. Только в этом случае в структуре личности возникает и укореняется личностная ценность -- «идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов (Цит. по: )». Внутренний мир, смысловая сфера личности связывает ее с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность согласно системе отношений личности с миром.

По мнению Леонтьева, личные ценности и потребности являются источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни. Смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Но при этом потребности и ценности входят во внутренний мир человека совершенно разном обличье. Личностные ценности отражаются в форме идеалов -- образов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от Я, а потребность отражаются во внутреннем мире в форме желаний и стремлений, исходящих из Я, более или менее произвольных и потому случайных.

«В отличие от потребностей, личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Конечно, эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные особенности (Цит. по: )».

Так же личностные ценности нужно отграничивать от такого понятия, как нормы. Ведь, ценности личности задают некоторые конечные цели, к которым надо стремиться, но которых нельзя достигнуть, а норма - это некоторые ограничители, задающие конкретные установления, которым нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить.

Дарина Катаева

Жизненные ценности есть у каждого человека. Они формируются еще в детстве, а во взрослой жизни оказывают влияние на поступки людей, принятие их решений, на личностный выбор. Ценности – отражение сущности, движущая сила, которая влияет на мировоззрение и формирование личности . В чем конкретно заключаются ценности жизни и как их подобрать для себя?

Откуда зарождаются жизненные ценности?

Хотя ценности человека стабильная структура, они меняются под влиянием внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Фундаментальное значение имеют те ценности, которые закладываются еще в детстве. При этом они не возникают мгновенно, они формируются с течением жизни. Чем взрослее становится человек, тем более стабильные ценности его отличают. Для кого-то существенное значение имеют в жизни деньги, слава, власть и предметы роскоши. Другие же считают важным духовное самосовершенствование, творческое развитие, здоровье, семью и детей.

На формирование жизненных ценностей оказывают влияние:

воспитание и семья;
друзья;
одноклассники;
коллектив на работе;
пережитые травмы и потери;
экономическая обстановка в стране.

Базовые ценности жизни человека

Хотя каждый человек индивидуален, есть ценности, которые объединяют всех людей:

Это не связано с эгоизмом. Такая любовь помогает достичь счастья в жизни и самосовершенствоваться.
Ближний . Проявление этой ценности заключается в уважении каждого человека, его мнения и позиции в жизни.
Семья . – высшая ценность для большинства людей.
Супруг или супруга . Эмоциональная, духовная и физическая близость с любимым человеком для некоторых стоит на первом месте.
Любовь к детям .
Родина . Место, где родился человек, влияет на менталитет и отношение к жизни.
Работа . Есть люди, которые стремятся раствориться в деятельности, они готовы браться за любое поручение на работе для достижения всеобщего блага.
Друзья . и самовыражение в нем занимают немаловажное значение для любого человека.
Отдых . Эта сфера жизни позволяет личности сконцентрироваться на своих ощущениях, расслабиться и развеяться от бесконечной суеты.
Общественная миссия – деятельность. Альтруисты в первую очередь стремятся делать что-либо на благо общества. Удовлетворение своих потребностей и желаний стоит уже на втором месте.

Нельзя сказать, что каждый человек выделяет для себя одну общечеловеческую ценность и живет по ней. Перечисленные области гармонично переплетаются, просто мы отмечаем для себя несколько и ставим их на первое место в жизни.

Жизненные ценности представляют собой сложную структуру, которая отражается на постановке и способе достижения. В результате человек предвидит неприятные ситуации и возможные неудачи.

Список возможных ценностей жизни человека

Помимо базовых жизненных ценностей каждый человек может иметь и индивидуальные, порой неординарные ценности. Ниже представлен лишь неполный список возможных ценностей человека, потому что продолжать его можно до бесконечности.

Оптимизм . «Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности». Такую черту характера бесспорно можно считать ценностью и радоваться наличию оптимизма в вашей жизни: с ним жизнь становится ярче и полнее.
Терпение . «Терпение и труд всё перетрут». Наличие терпения, особенно у современного поколения, однозначно стоит считать своей ценностью. Только при наличии терпения вы сможете . Это что касается ваших личных выгод. Но и ваши друзья и партнеры, наверняка, оценят это качество.
Честность . «Честность всего дороже». Важно быть честным не только с другими, но и с самим собой. Если для вас эта ценность стоит в одном ряду с базовыми, вероятно, вы счастливый человек: как это ни парадоксально, но честным людям живется легче, чем тем, кто любит приврать.
Дисциплинированность . «Делу время, а потехе час». Большинство людей к этой ценности относят крайне скептически, ведь дисциплина равна, по их мнению, ограничениям, несвободе. И только с годами многие приходят к выводу, что если вы дисциплинированный человек, это не значит, что вы как-то себя ограничиваете, вы скорее находите путь в свободе и счастью с помощью этой черты характера.

Примеры жизненной ценности

Задаваясь вопросом: «Что для меня ценно?», многие оказываются в тупике. Однако очень важно дать себе однозначный ответ, чтобы при возникновении новой для себя ситуации быть верным своим ценностям.

Жизненные ценности не связаны с мнением других и признанием вас, как личности, благодаря достигнутым высотам.

В определении своих ценностей помогает следующая последовательность действий:

Останьтесь наедине с собой . Чтобы понять, что для вас важно в жизни, а что занимает второстепенное значение, рекомендуется очистить пространство от постороннего влияния. Занимайтесь исследованием своей личности в полном одиночестве, без влияния внешних факторов.
Вспомните важные события в своей жизни . Необязательно это должны быть только положительные ситуации, поразмышляйте и над отрицательными. Запишите главные переживания на листке бумаги, подумайте, что вас впечатлило, а что расстроило, и без чего вы не представляете своей жизни.
Изучите общечеловеческие ценности , ведь из них вытекают личностные потребности и взгляды. Следите за взаимосвязью между полученным списком и повседневной жизнью. Некоторые пункты из перечисленного — только желание, а не установившаяся ценность в жизни.
Наблюдайте за собой . Выделите хотя бы один день, в который вы исследовали бы себя, поведение, выбор и мотивы поступков. Решения, который мы принимаем ежедневно, – показатель личностного выбора человека и его ценностей.
Если список ценностей получился слишком длинным, его придется сократить . Остаться должны 3 максимум 4 ценности. Остальное – это лишь дополнения и вытекающие решения в жизни.

Заключение

Некоторые ценности, которые одновременно важны для человека, могут конфликтовать. Посмотрев на составленный список, решите, что между собой не совмещается. Это и вызывает творческий , которая пребывает с дисгармонии с самим собой. Важно помнить об уравновешенности и влиянии наших ценностей на жизнь других людей.

Каждый человек индивидуален, поэтому ценности отличаются в зависимости от характера и устоявшихся ориентиров в жизни человека . Хотя склонность к рефлексии и исследовании самого себя наблюдается далеко не у каждого человека, все же стоит на мгновение остановиться и задуматься, что для меня ценно. Иначе вы будете ведомым человеком, без собственного стержня. При новых обстоятельствах вы тут же потеряете себя и свою личность!

26 февраля 2014, 17:47

Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними. Личностные ценности, это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей. Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.

Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.

Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентации, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели)- убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе. В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души. К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.

Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. и разделяет ценности на шесть типов:

  • - теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;
  • - экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;
  • - эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
  • - социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;
  • - политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
  • - религиозный интерес в единении и понимании космоса.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Критериями ясности личностных ценностей являются:

  • - регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо;
  • - понимание смысла жизни;
  • - способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности;
  • - открытость сознания для нового опыта;
  • - стремление понять взгляды и позиции других людей;
  • - открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии;
  • - последовательность поведения, соответствие слов и дела;
  • - серьезное отношение к вопросам ценностей;
  • - проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам;
  • - ответственность и активность.

Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей. Приоритеты ценностей -- это то, что отличает одну национальную культуру от другой. При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе.

К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие:

  • - морализирование;
  • - личный пример;
  • - невмешательство;
  • - помощь в прояснении конкретных ценностей.

Итак, система ценностей -- это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней.

В них выражаются цели, которые движут человеком, и соответствующие способы их достижения. Устойчивая природа ценностей и их центральная роль в обусловила их значение для понимания многих ситуаций . К числу последних относятся выбор продукта и марки, а также сегментирование рынка. Концепция ценностей в явном или скрытом виде присутствует в психологических теориях , Янга, Эрикссона.

Ценности могут быть личными или . Ценности групп, к которым принадлежит потребитель (социальные ценности), оказывают значительное влияние на личные ценности. Ценности отражают задачи (и способы их решения), многие из которых определяются тем , в котором родился человек. Ценности, господствующие в стране, называются национальным характером, это устойчивые личностные характеристики, присущие нации. Человек выбирает личные ценности из многих социальных или других систем ценностей, с которыми он сталкивается.

В исследованиях ценностей может использоваться подход, в основе которого лежит шкала ценностей. Существует шакала ценностей Рокича (ШЦР). Американский исследователь считал, что ценности связаны как с задачами (желаемыми состояниями – комфортная жизнь, увлекательная , успех, жизнь в мире, равноправие, свобода, счастье, внутренняя гармония …), так и со способами поведения (инструментальными компонентами – честолюбие, талант, бодрость, чистота, смелость, логика, послушание …), с помощью которых можно выполнить задачи. Ценность, по его определению, − это устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма поведения или конечного состояния существования является для человека или общества более предпочтительной, чем противоположная форма поведения или конечного состояния. ШЦР представляет собой наборы задач и способов поведения, которые респонденты должны ранжировать по степени важности. Результаты могут быть проанализированы с точки зрения пола, возраста, этнической принадлежности или любой другой переменной, по которой проводится .

В нескольких исследованиях предпринималась попытка увязать личные ценности с выбором торговой марки, использованием продукта и сегментированием рынка. В прошлом во многих работах, использовавших ШЦР для описания различий между , определялись априорные показатели для многих демографических и других переменных. Современные исследователи поведения потребителей используют ценности как критерий разделения всего населения на однородные группы, имеющие сходные системы ценностей.

Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные - то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые - имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные - вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример - аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные - этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса - социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Духовные ценности - лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности - это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические - сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного - это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Общественные или коллективные ценности человека

Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.

Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:

Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.

Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.

Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.

Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.

Материальные ценности - главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Личные ценности отдельного индивида

Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.

Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей - это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Могут ли все три вида ценностей мирно сосуществовать в сознании одного человека?

Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.