Внеклассное мероприятие "путешествие по сказкам". Внеклассное мероприятие "Путешествие по сказкам" для младших школьников - Внеклассные мероприятия - Начальные классы - Методические разработки - Самарский школьный портал

Внеклассное мероприятие, для учащихся 1-х классов "Путешествие по станциям «В гостях у сказки»"

Цели занятия:

  1. организация досуга;
  2. выяснить, какие сказки знают дети;
  3. расширить знания ребят о жанре сказки;
  4. выявить лучших знатоков сказок;
  5. дать возможность проявить свои таланты;
  6. развивать творческие способности;
  7. способствовать развитию воображения, мышления, памяти;
  8. воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование:

  1. загадки;
  2. иллюстрации к сказкам;
  3. рисунки сказочных героев;
  4. выставка книг;
  5. кроссворды;
  6. маршрутные листы;
  7. колобки;
  8. призы;
  9. грамоты .

Станция “Загадочная”

Детям загадываются загадки, за каждый правильный ответ вручаются колобки.

Помимо общекомандного подсчёта колобков, на этой станции учащиеся соревнуются также за личное первенство – кто из ребят получит больше колобков, тот и победит.

Всего на станции 16 загадок, а это значит, что наибольшее число колобков, которые может заработать команда – 16.

Ребята, вы попали на станцию загадок.

А вы знаете, что такое загадка?

Загадка – это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

Вы любите разгадывать загадки?

А умеете?

Вот сейчас мы это и проверим. Помимо того, что вы зарабатываете колобки для команды, мы выявим ещё и лучшего знатока загадок в вашем классе.

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все …(алфавит)

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Я пошёл учиться в школу-
Разобраться в них смогу! (Буквы)

Что за птицы пролетают?
По семёрке в каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …(зарядку)

Я сижу и чуть не плачу,
Не могу решить …(задачу)
В коридоре топот ног,
То зовёт всех в класс …(звонок)

Скажи, кто дела так боится,
Как палки – пёс,
Как камня – птица? (лентяй)

Палочка волшебная есть у меня друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт, и большущий пароход. (Карандаш)

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)

Под крышей четыре ножки,
А на крыше – суп да ложки. (Стол)

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стулья)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)

Станция “Сказочные герои”

На данной станции ребятам предлагаются задания двух уровней.

1 уровень – отгадать сказочных герое. За каждый правильный ответ команда получает одного колобка.

2 уровень – задания с подвохом. Читаются четверостишия, а ребята их заканчивают. Если команда отвечает в рифму, значит, она ошиблась и колобка они не получают, но стих дополняют правильным ответом. На этом уровне каждый правильный ответ оценивается в два колобка.

Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на станции “Сказочные герои”.

Вы любите сказки?

А кто вам их читает?

Раз вы любите сказки, значит, и сказочных героев вы знаете?

Вот сейчас и проверим, как вы знаете героев сказок. Но будьте внимательны, сначала вам просто нужно догадаться о каком сказочном герое идёт речь и назвать его.

На втором этапе задания будут с подвохом, и прежде чем ответит, я прошу вас подумать, так как если вы ошибётесь, то колобков вы не получите, а называть героя всё равно придётся.

Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше лепестка.
В ореховой скорлупке девочка жила.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку. (Дюймовочка)

Летела стрела и попала в болото.
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка.
Помогла хорошая голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали.
К батюшке и матушке мы домой попали.
Кто унёс братишку?
Назовите книжку. (Гуси – лебеди)

Носик круглый, пятачком.
Им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький, крючком.
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи. (Три поросёнка)

С грядки старуха цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
А в лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чём-то просила.
Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая? (Цветик – семицветик)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал.
А лисице на зубок всё ж попался…(Колобок)

А это, что за сказка?
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас? (Красная Шапочка)

Задание с подвохом

Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали…(Дуремар)

В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко,
Звали пёсика…(Шарик)

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали…(Колобок)

Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали…(Иван-Царевич)

Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его…(Карлсон)

Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это доктор…(Карабас)

Станция “Сказка-раскраска”

Каждая команда делится на шесть подгрупп и усаживается за столы. На столах лежат листы, перевёрнутые изображением вниз и фломастеры.

Нужно среди множества линий найти изображение, раскрасить его и угадать кто это. Затем рисунки всех групп объединяются, отгадывается сказка и её автор.

Всего команда может заработать 8 колобков: по 1 за каждого героя, 1 - за название сказки и 1 – за ответ “Кто её написал?”.

Проходите, ребята, не стесняйтесь. Садитесь за тот стол, который вам больше всего нравится.

То, что вы любите и знаете сказки, я уже поняла, потому что вы все на нашей игре.

А кто из вас любит рисовать?

А кто любит разукрашивать?

Я предлагаю вам задание. Переверните лист к себе, что вы там видите? (Рисунок2 )

Вот среди этих линий вы должны найти очертания сказочного героя и раскрасить его. Раскрашивает одновременно вся группа.

Кто готов? Вывешиваем наши произведения на доску.

Назовите всех героев.

Как называется эта сказка?

Чего в ней не хватает?

Расставьте героев по порядку их появления в сказке.

Кто придумал эту сказку?

Станция “Угадай-ка”

На доске герои сказок под номерами. Учащимся предлагается вписать имена героев в кроссворд и тогда в выделенных клетках они смогут прочитать название книги, которую в своей жизни читает каждый человек.

Ребята, вы пришли на станцию “Угадай-ка”. Посмотрите внимательно на доску, что вы там видите? (Рисунок3 )

Это иллюстрации сказочных героев. Вы их знаете?

А кто из вас знает весь алфавит?

А писать?

Один из вас будет заполнять кроссворд (Рисунок 4 ), вписывая в него имена героев. А остальные указывают, какое имя нужно вписать в кроссворд под тем или иным номером.

Вы поняли задание?

Если вы правильно впишите имена героев, то в выделенных клетках прочитаете название книги-помощницы всех людей.

Какое слово было спрятано от вас?

Почему АЗБУКУ называют помощницей?

Молодцы! Вот ваши колобки.

Станция “Сказочная”

На этой станции дети знакомятся с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

А задание состоит в том, чтобы по иллюстрации узнать сказку.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на станции “Сказочная”. На этой станции все задания будут связаны с писателем, чей портрет вы видите на доске. Кто это?

А. С. Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. У него была замечательная няня. Как звали няню Пушкина?

Няню Пушкина звали Арина Родионовна. Именно она привила маленькому Саше любовь к чтению. Каждый вечер она рассказывала ему что-нибудь, а он внимательно слушал. Позже он и сам стал сочинять. Он автор многих стихов, поэм, так же он сочинял сказки.

Какие сказки А. С. Пушкина вам известны?

Хорошо ли вы знаете эти сказки, мы сейчас проверим.

Рассмотрите иллюстрации и назовите сказки. (Рисунок 5

Итог путешествия


Библиотечное мероприятие

Литературная игра-путешествие «Жила-была сказка»

для 5-6 классов.

Цель мероприятия: развитие у обучающихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях. Воспитание культуры чтения.

Основные задачи

· Развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей обучающихся;

· Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;

· Позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;

Оборудование и оформление:

1. Подготовить 5 «Маршрутных карт». В каждой «Маршрутной карте» прописан свой путь перемещения для команд. «Маршрутную карту» получает капитан команды.

Написать название игры-путешествия

«Жила-была сказка», пословицы:

«Сказки читай да ума набирай»

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»

«Сказка ложь, да в ней намёк!

«Добрым молодцам урок»

4. Оформить выставку книг.

5. Пять картинок с героями или сюжетами из сказок.

6. Подготовить жетоны, призы и грамоты.

Сценарий

Библиотекарь

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир сказок. Выполняя предложенные вам задания, вы вспомните добрых и злых, смешных и грустных, весёлых и находчивых героев из сказок детства.

На протяжении тысячелетий многие книги появлялись и исчезали: одни оставались - хотя бы строкою в памяти человечества, другие - навсегда растворялись в небытии. Но, наряду с самыми великими откровениями человеческого ума, бережно хранились сказки. Как на драгоценный стержень, нанизывалась на них мудрость, и со временем они становились своего рода завещанием.

Основоположник жанра литературной сказки Г.Х. Андерсен утверждал, что сказки - это «блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

Хотя мы и подведём итоги нашей игры, определив лучшую команду, я уверена победителями будут все.

Условия нашей игры-путешествия:

Все здание старшей школы - это большой «Замок чудес, сказок и загадок». Каждой команде, а именно капитану, будет выдана маршрутная карта по сказочному замку. Получив карту, вы отправитесь в путешествие. В ней отмечены комнаты замка, куда вам необходимо следовать со своей командой.

Пунктов - пять, в каждый пункт заходит вся команда. Задания будут как для всей команды, так и для одного игрока. Наши сказочные герои помогут вам разобраться с заданиями. Время на выполнение заданий ограничено - 5-7 минут на пребывание в пункте назначения.

Каждая команда отгадывает и выполняет предложенные задания самостоятельно. При выполнении задания для одного игрока, членам команды, а тем более классному руководителю, подсказывать игроку нельзя. За задания вы получаете баллы в виде жетонов, которые вы собираете и после прохождения всего маршрута отдаёте в жюри.

За каждым пунктом будет вести наблюдение один член жюри и наши сказочные герои. Путешествуйте внимательно, отгадывайте правильно, впереди вас ждёт много сюрпризов.

При подведении итогов оцениваются следующие критерии:

§ Логическое соответствие названия команды - девизу, эмблеме, костюму - 1 балл;

§ Артистичность представления команды - 1 балл;

§ Название команды, девиз, речёвка или слоган - 1 балл;

§ Эмблема, элемент костюма - 1балл;

§ Правильность выполнения заданий; регламент по времени, ответы, поведение.

Жюри раздаются карточки для подсчёта баллов следующего вида:

ФИО члена жюри:__________________________

Критерии:

Логическое соответствие названия команды - девизу, эмблеме, костюму (1 балл)

Артистичность представления команды -

Название команды, девиз, слоган - (1 балл)

Эмблема, элемент костюма - (1балл)

Количество жетонов собранных за выполнение заданий

Итого баллов

Представление команд

Библиотекарь:

Предлагаем каждой команде представить себя, а жюри оценит ваше представление.

Каждая команда представляет себя. Жюри оценивает и проставляет баллы.

Библиотекарь :

Для получения карты вашего путешествия капитанам команд необходимо или ответьте на вопрос или назвать героя сказки:

Вопросы:

Она очень плохо спала на мягкой постели. (Принцесса на горошине)

Названный брат Герды. (Кай)

Главный герой сказки «Огниво» (Солдат)

Дюймовочка была ростом в 1 … (Дюйм)

Как звали папу деревянного мальчика … (Карло)

Пока команды знакомятся со своими маршрутами, звучит песня в исполнении учителя и ученицы. Они исполняют песню «Спор Маши и Вити о сказке».

Библиотекарь:

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Итак, участники - в путь!

Команды отправляются в путешествие. Следуют они согласно «Маршрутной карте». Каждый член жюри примыкает к одной из команд и путешествует вместе с ней.

II . Задания для команд по пунктам

Пункт 1. Надпись на входе: Чернигов-град

Прямоезжая дорожка заколедна,

Заколодена дорожка, замуравлена

Как у той ли то у Грязи да у Чёрной,

Да у той ли у берёзы у покляпой,

Да у той ли что у речки у Смородины

У того ли у креста Леванидова

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу.

В кабинете сидит Соловей-разбойник. Перед ним три сундука. В сундуки насыпан горох. В одном из сундуков лежит ключ от волшебного сундучка, где находится задание. Сундук находится у Соловья-разбойника.

Соловей-разбойник:

Проходи народ чесной,

На пороге ты не стой.

Будем сказки говорить,

И ребяток веселить.

Задание для всей команды:

Попробуйте изобразить некоторые сцены в замедленном действии.

В замедленном темпе покажите, как человек:

 чихает,

 убивает комара,

 принимает горькое лекарство.

За это задание ваша команда получит 2 балла, если оно будет выполнено отлично, и 1 балл, если хорошо.

Соловей-разбойник совместно с членом жюри оценивает выступление команды и отдаёт жетоны с баллами в виде яблочек.

Соловей-разбойник:

Теперь задание для одного игрока. Игрок должен обладать умением собирать маленькие кусочки в целое, хорошо знать сказки.

(Выходит один игрок)

Соловей-разбойник игроку:

Пред тобою кузовки,

В них запрятаны ключи.

Нужно ключик отыскать,

А не то, как засвищу по-соловьиному!

А не то, как закричу по-звериному!

Игрок ищет в сундучках ключик. З сундука, в них насыпан горох. В одном из сундучков спрятан ключик, а в других маленькие серенькие мышки. Как игрок достаёт мышь, соловей свистит в свисток.

Соловей-разбойник:

Этот ключик не простой,

Им ты сундучок открой.

Там, на дне, найдёшь пакет.

Отвечай, найди ответ!

В сундуке лежит пакет с заданиями (эпизод картинки сказки собирается из пазлов).

Задание: Собери эпизод картинки из сказки, и отгадай, из какой он сказки (дети собирают пазлы в картинку )

Правильные ответы (зависят от выбранных картинок):

«Приключение Маши и Вити»

«Спящая красавица или Белоснежка и семь гномов»

«Маугли»

«Буратино»

«Кот в сапогах»

Соловей-разбойник за правильно выполненное задание даёт 1 балл.

Пункт 2. Надпись на входе : Кукольный театр. Урок Мальвины

Только одно представление!

Только сегодня

Спешите, спешите.

Мальвина:

Здравствуйте, меня зовут Мальвина.

Только одно представление!

Только сегодня и сейчас.

Всего за четыре сольдо!

Проходите поскорей!

Задание для всей команды: для выполнения этого задания нужен человек с артистическими способностями, обладающий чувством юмора. Это может быть один игрок из команды, может несколько. За это задание ваша команда получит 2 бала, если оно будет выполнено отлично и 1 балл, если задание будет выполнено хорошо.

Вам нужно прочесть известное стихотворение голосом человека:

¨ жующего;

¨ испуганного;

¨ замерзшего.

Стихотворение:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Мальвина, совместно с членом жюри оценивает выступление команды и отдаёт жетоны с баллами в виде яблочек.

Мальвина:

А теперь задание для одного игрока.

Для выполнения этого задания нужен игрок, который хорошо разгадывает загадки.

(Выходит игрок)

Мальвина:

Ты дружочек не скучай,

Ты дружочек не зевай!

Поскорей нам отвечай.

1. У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда... (Стол)

1. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.

Но на вкус кислейший он,
А зовут его... (Лимон)

2. Рыжеватая плутовка
Убежит от волка ловко,
Любит курочек, гусей.
Кто она? Ответь скорей… (Лиса).

2. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришел... (Апрель)

3. Хищный зверь по лесу бродит,
На зайчат он страх наводит,
Воет громко под луной,
Часто голоден зимой... (Волк)

3. Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
В гости к нам пришла... (Весна)

Мальвина за каждый правильный ответ даёт 1 балл.

Пункт 3. Надпись на входе : Город Бремен. Замок Прекрасной принцессы

«Мы свое призванье не забудем, Смех и радость мы приносим людям. Нам дворцов заманчивые своды,

Не заменят никогда свободы»

Трубодурочка:

Здравствуйте, дорогие господа

Я прекрасная принцесса из города Бремен.

Я очень капризна, и хочу, чтобы вы исполняли мои задания.

Задание для всей команды: дайте ответы на мои шуточные вопросы на смекалку. За это задание ваша команда может получить максимально 2 балла, 1 балл или ни одного.

Задания

1. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось?

(Ни одного - страусы не летают)

2. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?

(Которые стоят)

3. Как далеко в лес может забежать заяц?

4. В какую посуду нельзя налить воду?

(В полную)

5. Какой месяц короче всех?

(Май - по слову, Февраль - по дням)

Каких камней нет в море?

(Сухих)

Трубодурочка совместно с членом жюри оценивает выступление команды и отдаёт жетоны с баллами.

Трубодурочка:

А теперь мне нужен один игрок с музыкальными способностями и хорошим музыкальным слухом.

Прослушай мелодию и определи, из какого она кинофильма или сказки.

Ставит музыку из кинофильмов: «Красная шапочка» - Если долго, долго, долго, долго…., «Приключения Буратино» - Кто доброй сказкой входит в дом … , «Приключения электроника» - До чего дошёл прогресс! До невиданных чудес …

Ответ игроков: Из кинофильма «Приключение красной шапочки» или из сказки «Красная шапочка», «Приключения Буратино», «Приключения электроника».

Трубодурочка:

Следующее задание - исполните мне песню «В траве сидел кузнечик» под мелодию следующих песен: детская - «Если с другом вышел в путь…», колыбельная - «Спят усталые игрушки».

Это задание может помочь выполнить классный руководитель.

(«Новые» слова песни раздаются участникам на карточках )

Детская пионерская

(под мелодию песни «Если с другом вышел в путь…»)

Колыбельная

(под мелодию спят усталые игрушки, книжки спят…)

Куплет: На кузнечика, друзья,

На кузнечика, друзья,

Выйду без испуга,

Если с другом буду я,

Если с другом буду я,

А кузнец без друга.

Припев: Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда кузнец едва живой.

Спит усталый наш кузнечик,

Тихо спит.

Милый, тихий огуречик

Не сопит.

Прошлый год учился очень,

Этот год совсем не хочет,

Книжки закрывай,

Трубодурочка ставит музыку, за каждое задание - максимально 4 балла.

Пункт 4. Надпись на входе : Город Андерсленд

Героя книги укажи, Затем писателя скажи, Названье книги не забудь - И станешь первым! В добрый путь! Балерина:

Задание для всей команды: За это задание ваша команда получит 2 балла, если вы дадите полный правильный ответ, и 1 балл, если ответ будет неполным.

Я вам буду танцевать, Попытайтесь угадать, Из какой любимой сказки Мой красивы персонаж? Кто эту сказку написал, И как её название? (Балерина включает музыку и танцует 1 минуту) Ответ команды: Балерина из сказки Г.Х. Андерсена «Оловянный солдатик»

Задание для одного игрока из команды: для выполнения этого задания нужен человек с артистическими способностями, обладающий чувством юмора. За задание ваша команда получит 2 балла, если оно будет выполнено отлично и 1 балл, если задание будет выполнено хорошо.

Балерина:

Я вам танец танцевала,

А теперь станцуйте вы.

Как пингвин, лягушка, панда

Танец маленьких утят.

Задание: под музыку маленьких утят станцевать как пингвин, лягушка, панда (маленький медвежонок).

Балерина ставит три раза музыку «Танец маленьких утят» примерно по 1 минуте. Максимальное количество баллов - 3.

Пункт 5. Надпись на входе : Шёлковый Шатёр

Шамаханская царица

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила ….

Шамаханская царица:

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Можете не отвечать

Я велю ответ держать!

Задание для всей команды:

За это задание ваша команда получит 2 балла, если вы дадите полный правильный ответ и 1 балл, если ответ будет неполным.

Три девицы … (под окном)

Пряли … . (поздно вечерком)

«Кабы я была …, - (царица)

Говорит одна …, - (девица)

То на весь крещёный мир

Приготовила б я …». (пир)

«Кабы я была …, - (царица)

Говорит её …, - (сестрица)

То на весь бы мир одна

Наткала я …». (полотна)

«Кабы я была …, - (царица)

Третья молвила …, - (сестрица)

Я б для батюшки-царя

Родила …». (богатыря)

Шамаханская царица:

Игрок идёт к выставке книг. На выставке представлены книги разных авторов, в том числе и со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре ». В эту книгу вложен конверт с заданием. (Игрок идёт к выставке книг).

Шамаханская царица:

ГОЛОВОЛОМКА НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ "РАДУГА"
Здесь спряталась известная строка из сказки А.С. Пушкина. Чтобы ее отыскать, надо "пройти по радуге": сначала прочитать все буквы красного цвета, затем следовать в соответствии с расположением цветовой гаммы в радуге. Чтение - как в книге: слева направо, с верхнего ряда до нижнего. Начинай с красной буквы "З". На выполнение задания отводится 5 минут.

Оборудование для выполнения задания: конверт, чистый лист бумаги, карандаш.

Карточка с головоломкой


Р А Д У Г А !

Ответ: «Здравствуй, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи»

Шамаханская царица совместно с членом жюри оценивает выступление команды и отдаёт жетоны с баллами.

Закрытие мероприятия

Все участники собираются в исходном месте. Пока жюри подводит итоги, звучат песни в исполнении учителя и ученицы «Маленькая страна», «Золушка».

Всем командам и участникам игры вручаются грамоты по номинациям и призы. Ученикам, исполняющим роли сказочных героев, вручаются грамоты и ценные подарки.

Ольга Еремеева
Мероприятие «Путешествие по сказкам»

Путешествие по сказкам

игра - путешествие

Методическая разработка включает в себя мероприятие для детей младшего школьного возраста. Рекомендуется для использования в работе библиотекарям, педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам, учителям начальных классов

Пояснительная записка

Очень важно с юных лет воспитывать у детей любовь к книге, и начинать, конечно, лучше со сказок . Ведь сказки А . С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, В. А. Жуковского… завораживают, увлекают, учат быть добрыми и справедливыми. Прекрасен мир сказки ! Данная форма мероприятия , очень актуальна для детей младшего школьного возраста, так как путешествие по сказкам позволяет не только расширить знания сказок , но и выявить, насколько обучающиеся знакомы со сказками .

Цель :

в игровой форме показать учащимся удивительный мир сказок , их мудрость и красоту.

Задачи :

закрепить уважение и любовь к сказкам ;

повторить жанры сказок , типы и их особенности;

воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оформление :

иллюстрации к сказкам ;

в разным местах библиотеки развешиваются названия станций.

Оборудование :

магнитофон, аудиозапись «Вальс-фантазия» М. И. Глинки.

Подготовительная работа :

За неделю до мероприятия детям дается задание, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам и подготовить инсценировку русской народной сказки «Маша и медведь»

Ход мероприятия:

Приветствие. Вступительное слово учителя (звучит «Вальс-фантазия» М. И. Глинки)

Ведущий :

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем своё детство, как волшебный сон. И наверное, ребята, вам родители иногда говорят : «Как бы я хотела сейчас оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой, как ты». Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если они перед сном рассказывают сказки .

Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие . Через сказки мы постигаем жизнь . Один маленький мальчик, которого звали Ганс Христиан Андерсен, задал вопрос своему отцу : «Что такое сказка ? Настоящая сказка Тот ему ответил : «Если сказка настоящая , в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Сказки возникли в глубокой древности и передавались из уст в уста. Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер тянется долго, тускло светит лучина, женщины сидят за прялками. И какая-нибудь из них неторопливо сказывает сказки . Как приятно слушать задушевное повествование о вымышленных невероятных событиях.

Вы, дети, я уверена, знакомы со сказками с первых лет жизни . Когда вы были совсем маленькими, вам рассказывали сказки «Колобок» , «Курочка Ряба» . Вам нравилась сказка о том , как хитрая Лиса обманула Волка. Потом заслушивались сказками про Ивана Царевича и Василису Премудрую. Вы уносились в тридевятое царство вместе с героями сказок А . С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, В. А. Жуковского… Прекрасен мир сказки !

Что же общего у всех произведений, которые мы называем сказками ? (Дети отвечают)

Сегодняшний у нас с вами необычное мероприятие . Это мероприятие – интеллектуальное путешествие по сказкам . Путешествовать мы будем по станциям. Будьте активны и внимательны. За каждый правильный ответ на станции будут вручаться жетоны. В конце путешествия подведём итоги , определим победителя. Самого знающего ждёт сюрприз (маленький подарочек) .

Ведущий :

Начинаем путешествие со станции Портретная (дети подходят к указанной станции) . Здесь нужно определить героев сказок по портретам-описаниям. Назвать героя сказки , название, автора.

Вопросы :

1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрудили шею.

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки!

2. На лазоревом платье – частые звёзды, на голове – месяц ясный, такая красавица – ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать .

3. Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

4. Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке,

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Разны песни попевает

И на гуслицах играет.

5. Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

6. И была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как чёрное дерево.

7. Это была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил её красотой.

8. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит!

А сама-то величава,

Выступает будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

9. Страшная смотрит со дна образина : два огромные глаза горят, как два изумруда; рот разинутый чудным смехом смеётся; два ряда крупных жемчужин светятся в нём, и язык, меж зубами выставясь, дразнит царя.

10. С бородою и с усами; рожа словно как у кошки, а глаза-то – что те плошки!

Следующая станция Искусствоведческая.

Готовясь к путешествию , вы нарисовали много рисунков к русским народным сказкам . Оформили выставку. А теперь вам нужно описать своих любимых героев.

Станция Сума с потерянными вещами.

Появляется сумка (лучше необыкновенной формы, потёртая) . В сумке спрятаны клубочек ниток, два пузырька (с живой и мёртвой водой, платочек, яблоко, колечко, гребень.

Ведущий :

Определить сказку по предметам . Прошу помочь сказочным героям . Кто использовал предмет, в какой ситуации. Назовите сказку , где происходит действие.

(За правильные ответы дети получают жетоны)

Задания написаны на лепестках ромашки, (приложение 1) каждый ребенок отрывает лепесток с заданием.

(За правильные ответы дети получают жетоны)

А сейчас, нас ждёт станция «О, счастливчик» .

Нужно выбрать правильный ответ.

Кем обернулась Василиса Премудрая, когда улетела в окно?

а) серой кукушкой

б) сизой голубкой

в) быстрокрылой ласточкой

Дворец Кощея Бессмертного был из :

а) золота

б) малахита

в) карбункула

Сколько было лет П. П. Ершову, когда он написал сказку «Конёк-Горбунок» ?

Кто подсказал В . А. Жуковскому сюжет «Сказки о царе Берендее » ?

а) М. Ю. Лермонтов

б) А. С. Пушкин

Как звали старшего сына в сказке «Конёк-Горбунок» ?

б) Гаврила

в) Данила

Кто достал со дна моря-океана перстень царь-девицы?

а) карась

в) дельфин

Сколько дочерей было у Кощея Бессмертного?

(За правильные ответы дети получают жетоны)

Путешествие продолжается

Станция Театральная.

Чем литературная сказка отличается от народной?

Инсценирование русской народной сказки «Маша и медведь» .

Обсуждение.

(Участники получают жетоны)

Из каких сказок это выражение , и в каких случаях оно употребляется?

Разбитое корыто (из сказки А . С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» , употребляется в значении «разбитые надежды» ).

При царе Горохе (из русской народной сказки о царе Горохе , употребляется в значении «очень давно» ).

Гадкий утёнок (сказка Г . Х. Андерсена «Гадкий утёнок» , выражение применяется к человеку, несправедливо оцененному окружающими людьми).

Я еду-еду, не свищу, а как наеду – не спущу (из сказки А . С. Пушкина «Руслан и Людмила» , употребляется при нежелании простить кого-либо).

(За правильные ответы дети получают жетоны)

Ведущий : Некоторые сказки заканчиваются словами : «Стали жить-поживать и добра наживать» . Доброе чувство – это то, в чем все нуждаются, но не все могут проявить. Добро – это богатство, имущество. А добро в душе? Это тоже богатство! Богатство души. У доброго человека – богатая душа, он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом.

Каждый человек легко может проверить, злой он человек или добрый. Если вам кажется, что все люди злые, значит вы злой человек. Если вам кажется, что все люди добрые, значит, вы добрый человек, у вас есть в душе богатство, есть добрые чувства.

Присмотритесь к себе : не спят ли ваши чувства? К кому вы испытали сегодня доброе чувство? Как его проявили? Помните, когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства – их становится больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства!

Я верю, что впереди вас ждут чудесные минуты, часы общения с героями любимых книг, которые помогут вам стать щедрыми и добрыми.

На этом наше путешествие подошло к концу . Я очень рада встречи с вами. Вы хорошо знаете сказки . Молодцы!

А теперь определим лучшего знатока. Давайте посчитаем у кого больше всего жетонов. (Победитель получает главный приз. Все остальные получают поощрительные призы.)

Заключение

В ходе проведения данного мероприятия следует обратить внимание на хорошую подготовку обучающихся :

отработку навыков выразительного чтения;

подготовку инсценировки сказки .

А для этого следует привлечь классного руководителя. Особое внимание нужно обратить на создание здорового соперничества между детьми во время путешествия по сказкам .

Приложение

Задание с лепестков «ромашки»

1. Кто у героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?

2. Назовите героиню русской народной сказки , которая была сельскохозяйственным продуктом.

3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше» ?

4. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

5. Какой вид энергии использовала Баба Яга, летая в ступе?

6. Назовите героя известной сказки русского поэта , который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?

7. Какой сказочный герой посеял деньги , думая, что вырастет денежной дерево и останется только снимать урожай?

8. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки , которая несла для хозяев изделия из драгоценного металла? Как её звали?

Список литературы

1. Колашникова, О. В. Праздники круглый год [текст]: Пособие для учителя/ О. В. Колашникова. - Волгоград : Учитель, 2002.-98с.

2. Колашникова, О. В. Путешествие в страну сказок [текст] : Пособие для учителя/ О. В. Колашникова. - Волгоград : Учитель, 2003.-70с.

Цель: обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, умение работать в команде.

Коррекционно-образовательные: обобщить знания детей о сказках.
Коррекционно-развивающие: развивать умения узнавать сказки и их героев, творческое воображение, ассоциативную память.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Оборудование: иллюстрации учащихся к прочитанным сказкам; выставка книг со сказками, доска для рисования.

Участники: ученики старших классов, одетые в костюмы Красной Шапочки, Герды, Кота в сапогах, кота Базилио, лисы Алисы и почтальона Печкина. Они проводят конкурсы.

Подготовительный этап: Заранее формируются две команды детей.

Ход викторины

Презентация

Ведущий: Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

А почему они волшебные?
– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои

(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо! Вы согласны со мной?)

Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А на нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.

А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.

Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и после каждого конкурса объявлять результат.

Итак, начнем!

«Разминка»

1.Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы кончайте,

Только в рифму отвечайте!

В сказке - лошадь непростая:

Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок -

Удивительный конек,

Удивительный конек,

По прозванью... (Горбунок)

2.Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался... (Колобок)

3.Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила.

Чай пила, жевала сдобу.

К сожаленью, у особы

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко...

Верно, это тетя... (Кошка)

4.Враг людей

И враг зверей

Злой разбойник... (Бармалей)

5.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды бегемота

Вынимал он из болота.

Добротой он знаменит,

Это доктор... (Айболит)

6.Он со всеми неизменно

Вежлив, кто б ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена... (Крокодил)

7.Его хозяин - мальчик Робин,

Его приятель - Пятачок.

Он раз был облаку подобен;

Он прост, но он не дурачок

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок... (Винни-Пух)

1. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
2. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса)
3. Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
4. После, каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-сим)
5. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
6. Из какого инструмента сварил кашу солдат? (топор)
7. Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
8. Встреча, с какой рыбой очень сильно изменила жизнь Емели? (Щука)
9. Кто говорил, что он красивый, в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
10. Какие герои сказки кушали из кувшина и тарелки и оба остались голодными?(Лиса и журавль)

Конкурс 1. “Хорошо ли ты знаешь сказки”

1.В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!(Баба Яга) (Слайд 2)

2.Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали

Корнеплоды собирали?(Репка) (Слайд 3)

3.Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) (Слайд 4)

4.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и семеро козлят) (Слайд 5)

5.И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Что за сказка?... (Колобок) (Слайд 6)

6.Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был?.. Медведь (Маша и медведь) (Слайд 7)

7.Поселились в той избушке

Очень разные зверюшки.

Попросился к ним и мишка,

Только ведь медведь не мышка,

Влезть и так и сяк старался,

Сверху сел и дом сломался. (Теремок) (Слайд 8)

8.Сестрица просила:

Не пей из копытца.
А братец не слушался,

Выпил водицы.
Что за сказка про сестрицу,
Про козлёнка, про водицу ? «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Слайд 9)

9.Мальчик с гусями летал в поднебесье.

Как мальчика звали? Скажите все вместе!

А как сказка называется? (Гуси – лебеди) (Слайд 10)

10.Ой Лиса, Лиса, Лиса

Хитрая плутовка.

Пела песенку она очень, очень звонко:

Петушок, Петушок!

Золотой гребешок.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку. (Кот, лиса и петух) (Слайд 11)

11.Дом растаял ледяной-

Попросилась в лубяной.

Приютил её зайчишка,

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог.

Лису выгнал за порог. (Заюшкина избушка) (Слайд 12)

12.Эта ловкая плутовка
Посадила в прорубь волка.

А потом на нём каталась,

Очень хитро ухмылялась:

«Битый небитого везёт.» (Волк и лиса) (Слайд 13)

Конкурс 2. Эстафета “Юный художник

Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …….. (колобок)

Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.

А сейчас жюри нам скажет, чей Колобок получился красивее.

Конкурс 3. “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Физкультминутка

Конкурс 4.« Определи героя по признакам» (Слайд 14)

1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками.

2. Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок.

3. Кукла. Место работы – кукольный театр. Особая примета – волосы голубого цвета.

4. Кот. Место жительства – деревня Простоквашино.

5. Колпак. Ключик. Длинный нос.

6. Горошина.

Конкурс 5 «Найди пару» (Слайд 15)

Даны части имён сказочных персонажей. Нужно соединить две части одного имени.

Братец

Василиса

Конёк

Баба

Иван

Соловей

Сестрица

Кощей

Разбойник

Алёнушка

Царевич

Премудрая

Иванушка

Бессмертный

Яга

Горбунок

Конкурс 6. «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).А пока команды готовятся к конкурсу, хотелось бы проверить наших гостей, как они знают сказки. Ну, что проверим?

Игра со зрителями. «Добавь словечко к названию сказки»

Гуси -…(Лебеди)
- Царевна -…(Лягушка)
- Аленький - …(Цветочек)
- Вини -….(Пух)
- Маша и ….(Медведь)
- Заюшкина …(Избушка)
- Крошечка -….(Хаврошечка)
- Сивка -…(Бурка)
- Мальчик …(С пальчик)
- Красная …(Шапочка)
- Спящая ….(Красавица)
- Вершки -…(Корешки)

Конкурс 7. «Угадай героя сказки»

Вопросы для первой команды:

Ведущий: Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать сказочных героев.
1.Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда).
2.В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались: ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден (Гадкий утенок).
3.Предупредить я вас должна: я так хрупка, я так нежна, что через тысячу перин горошину одну я буду чувствовать всю ночь и так и не засну! (Принцесса на горошине).
4. Я – царевна молодая, красотой, умом блистаю, но с одним лишь я изъяном: я – царевна… (Несмеяна).
5.Много серебра и злата в сундуках своих он прятал. В мрачном он дворце живет и чужих невест крадет (Кощей Бессмертный).

Вопросы для второй команды:

1.Братишка ей не подчинился и вот в козленка превратился, когда водицы из копытца он в знойный день решил напиться (Алёнушка).
2.Оперением горя, вся сверкает, как заря, а Иван – дурак ночами ее ловит для царя. Он ей в хвост сумел вцепиться, а зовут ее… (Жар-Птица).
3.Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашку, узор вышивала, лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая).
4.Он сумел поймать волчишку. Он поймал лису и мишку. Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком. (Бычок - Смоляной бочок).
5.Работу знала и золу, но побывала на балу, обиды были от сестриц, но ей, не им достался принц. (Золушка).

Подведение итогов.

Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “проверяйте”,
Ежедневно их читайте(Слайд 16)

Цель : привитие интереса и любви к книгам

Задачи :

1. Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению; вызвать интерес к чтению народных сказок, отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усовершенствованию техники чтения; учить читать по ролям, находить главную мысль сказки, умение соотносить иллюстрацию со сказкой.
2. Развивать мышление, память, связную речь, творческое воображение, выразительность речи, движений, использую актерские средства (перевоплощение в героев).
3. Расширить читательский кругозор, желание преодолевать трудности и работать в коллективе, воспитывать культуру речи, речевого этикета в общении, формировать навыки работы в группе.

Оборудование: плакаты с изображением яблоньки, сказочных домиков, рисунки героев сказок, карточки с признаками сказок различных типов, карточки с заданиями, книги русских народных сказок.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.
  • Если у вас есть животные, погладьте себя по голове.
  • Если вы любите свой класс, похлопайте в ладоши.
  • Если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу быть активными моими помощниками, слушать меня внимательно, отвечать полными ответами.

2. Объявление темы урока

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: «Как называют человека, который рассказывает сказки?» (Сказочник, сказочница).

На доске находится сказочное дерево, но показать вам я его не могу, т. к. нам помешали злые силы. Его заколдовала злая Баба-Яга. Откроется оно только тогда, когда вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Что это за предмет? Это книга.

Кто на все вопросы нам ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга - лучший спутник наш и друг!

К сегодняшнему уроку вы принесли различные книги русских народных сказок. Это и отдельные сказки, и сборники. (Выставка книг). Давайте рассмотрим некоторые из них.

Именно книга поможет нам преодолеть испытания.

3. «Разминка»

Голова его набита опилками (Вини Пух).

Девочка - кукла, волосы которой были необычно голубого цвета. (Мальвина).

Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга).

Сказочное существо, житель леса, Дух леса. (Леший).

Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).

Хозяйка болота? (Кикимора).

Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).

Музыкант из Цветочного города? (Гусля).

Художник из цветочного города? (Тюбик).

Медведь обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу).

Лиса - спутница кота Базилио. (Алиса).

Мальчик - у которого самый лучший в мире друг. (Малыш).

Герой русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля).

Крокодил, друг Чебурашки. (Гена).

Кто такой дядя Федор? (Мальчик).

Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло).

Крыса старухи Шапокляк. (Лариска).

Пантера, друг Маугли. (Багира).

Кто потерял хрустальную туфельку. (Золушка).

Кто из литературных героев был другом маркиза да Карабаса из сказки Шарля Перро (Кот в сапогах)

Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино).

Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила).

Как звали девочку, которая видела Серебряное копытце? (Даренка).

4. Информация о сказках

Все вы любите сказки. Их вам в детстве рассказывали бабушки, мамы. А вы знаете, что сказки появились очень давно? Они создавались самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка оказывалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной. Имя ее автора не запоминалось. В сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливость, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка - ложь, да в ней…." Продолжите (намек, добрым молодцам урок).

Какие бывают сказки? (Литературные и народные)

А как различить литературную сказку и народную?

5. Отгадай-ка

С чего начинается сказка? (Зачина)

Какие вы знаете зачины?

  • Зачин

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего братца не стыдятся.

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок.

В некотором царстве, в некотором государстве…

Жил-был крестьянин. Умерла у него жена, остались три дочки.

Как называется конец сказки? (Концовка)

Какие вы знаете концовки?

  • Концовка

Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Я сам там был, мёд и пиво пил, по усам текло, а рот не попало, на душе сытно было.

…стали жить-поживать и добра наживать, лиха избывать.

И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить.

Здесь и сказке конец, а кто слушал - молодец.

Тем сказке конец, а мне мёду корец.

Устроил пир на весь мир и вместе с царевной правил он этим царством до глубокой старости.

И стали они жить дружно, в любви и согласии.

И стал они жить-поживать да добра наживать. Поехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и пир был такой, что и теперь помнят.

6. Сказочный переполох

Ребята, перепутались названия сказок. Начался переполох. Соедините начало и конец названий сказок.

Ребята, а какие виды сказок вы знаете?

Ученики . Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки.

Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, обманывают, дружат. Назовите такие сказки.

7. Работа в группах

1) «Волшебные домики»

В нашем классе появились волшебные домики. (Терем, изба, лесная избушка) В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.

Задание : поселить сказки и героев сказок в свои домики. (Ученикам даны названия сказок, записанные на отдельных карточках)

1 домик - Волшебный терем, дворец. («Царевна-Лягушка» , «Кощей Бессмертный», «Волшебное кольцо», «Крошечка-Хаврошечка»).
2 домик - Простая деревянная изба. («Каша из топора»).
3 домик - Лесная избушка. («Лиса, заяц и петух», «Лиса и волк»).

Задание : Распределить сказочных героев в свои домики. (Рисунки нарисованы учениками).

Почему так распределили сказки, героев?

Потому что сказки можно разделить на 3 группы.

Вопросы :

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Таблички с названиями видов сказок)

Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).

2) Собрать название сказки и соотнести ее с автором

На доске, расположены портреты писателей. (Андерсен Х.К.; Ершов П.П.; Толстой А.Н.; Чуковский К.И.; Пушкин А.С.; Носов Н.Н; Милн А.А.)

На другой доске расположены на карточках слова:

Незнайки, муха, приключение, рыбаке, золотой, и, о, ключик, снежная, рыбке, горбунок, и его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек, Вини, королева.

Учитель . Ребята, сказки так спешили к вам в гости, что упали и их названия рассыпались. Попробуйте собрать название сказки и соотнести ее с автором, который ее написал.

Ответы детей

8. Игра «Чудесный мешочек»

1. Туфелька («Золушка»)

2. Ключик («Золотой ключик, или приключения Буратино»)

3. Мыло («Мойдодыр»)

4. Горошина («Принцесса на горошине»)

5. Градусник («Айболит»)

6. Яйцо («Курочка Ряба»)

7. Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)

8. Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

9. Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь»)

10. Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

11. Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха»)

9. «Птички на страничках»

Поведенье птиц порою
Очень трудно объяснить:
Кто гнездо на ветках строит,
Кто в болоте любит жить.
Птицы разные бывают,
Сказки, песни населяют,
На страницах книг живут,
В гости нас к себе зовут…

Назовите птиц из прочитанных произведений.

1) Какой птичке помогла Дюймовочка? (Ласточке)

2) Кто помог зайцу выгнать лису из лубяной избушки? (Петух)

3) В кого заколдовала колдунья принцессу в сказке «Карлик Нос»? (Гусыню)

4) Главная героиня рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»? (Утка)

5) В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедя)

6) Кто отвечал на стук в дверь: «Кто там?» (Галчонок)

7) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С утками)

8) Какими птицами мерили Удава? (Попугаями)

9) Под чьим крылом пряталась смерть Кощея? (Утки)

10. Театральная дорожка

Детям даётся текст и они с помощью пантомимы должны показать действия из сказки, а другие команды отгадать название сказки.

Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку. («По щучьему веленью»)

11. «Музыкальная шкатулка»

Все мы знаем что музыка, песни, пляски были всегда… В горестях и в радостях помогала песня народу…

Задание такое: угадай по песне - сказку. Песни:

1) Песня Красной Шапочки из сказки «Красная Шапочка» Ш. Перро.
2) Песня волка и козлят из сказки «Волк и семеро козлят» (Русская народная).
3) Песня бродячих музыкантов из сказки «Бременские музыканты» Бр. Гримм.
4) Песня Вини Пуха из сказки «Вини Пух и все, все, все» А. Милн.
5) Песня Золушки из сказки «Золушка» Ш. Перро.

11. Итог урока

Понравился урок? Что особенно понравилось?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Что нового открыли для себя?

12. Рефлексия

Все испытания успешно пройдены. Теперь вы можете увидеть, какое дерево пряталось на доске. (Яблонька)

В каких сказках мы встречались с яблонькой?

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. У каждого есть 3 яблока: красное, желтое и зеленое.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки - прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается - желтое.

Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленое, надо немного созреть.

13. Домашнее задание по карточкам

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти? (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях сказок:

«Коробок»,
«Кепка»,
«Петушок - золотой пастушок»,

«Царевна-индюшка»

  • Ошибки в прозвищах героев:

- Кощей Бесстрашный,
- Крошечка - Горошечка,
- Сестрица - Гуленушка,

  • Какие животные - герои сказок спрятались внутри слов?

- Василиса, стрекоза, икота, баранка.

Вот момент настал прощания
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свидания!»
До счастливых новых встреч!

Все исполняют песню «Город сказок».

Использованные источники.