А.И. Куприн

Творчество А. И. Куприна

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».


Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».


Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870-1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.


Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность

реализму в

изображении жизни,

отношение к

творчеству

Л. Н. Толстого

как к образцу,

уроки мастерства


Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное - созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.


Биография А. И. Куприна

Куприн тринадцать лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортёром, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом...


«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий... Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» - писал о Куприне К. И. Чуковский.

Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества.


«Ты - репортер жизни... Суйся решительно всюду... влезь в самую гущу жизни», - так определил Куприн свое признание. Куприн - темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).


Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.


Беседа по повести «Олеся».

- Какое значение имеет место действия рассказа?


Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.


- Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчёркивает отрешённость от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий.


Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой».


Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».


Описания пейзажа часто проникнуты лирическим тёплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня». Наконец, природа, её сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа - пробуждаются чувства.


В последней главе - внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град - природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается - «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.



- Как рисует Куприн образ главной героини?

Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама - «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, тёмных глаз». Лицо её легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III).


Олеся сравнивается с молодыми ёлочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV).

Героя привлекает и «ореол окружавшей её таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности - эта гордая уверенность в свои силы».



- В чём особенность изображения героя-рассказчика?

Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».


- Как построен сюжет повести?

Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей - картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.





- Какой цвет сопровождает образ Олеси?

Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешёвых красных бус, кораллов - единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об её нежной, великодушной любви (последний эпизод).


- Почему счастье героев оказалось таким коротким?

Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно её самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости счастья.


- В чём, по-вашему, идея рассказа?

Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.


Домашнее задание:

2. Ответить на вопросы:

- В чём смысл названия повести?

- Какие темы затрагивает писатель?

Пестрецова Ольга Сергеевна
Должность: учитель литературы и русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА
Тема: "Воплощение нравственного идеала в повести "Олеся" А.И. Куприна"
Дата публикации: 16.09.2018
Раздел: полное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Шарыпово

КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА

Воплощение нравственного идеала

в повести «Олеся» А.И. Куприна

Учитель русского языка и литературы

Пестрецова Ольга Сергеевна

Цель: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Задачи:

1. Личностные: формировать умение видеть красоту природы.

2. Предметные: совершенствовать навыки анализа произведения для выявленияего

идейно-художественного своеобразия.

познавательные:

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии;

логическое рассуждение, делать выводы;

регулятивные:

упределять

обучения,

корректировать

действия в соответствии с изменяюшейся ситуацией;

Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и

сверстником, работь индивидуально и в группе.

Тип урока : изучение нового материала

Форма урока : урок-проект

Ход урока

Этапы урока

Вступление

(2 минуты)

Вступительное слово учителя о

прозе начала 20 века. О ярких

именах писателей Бунине и

Сообщение цели и формы урока.

Этап актуализации

(3 минуты)

В чем особенности творчества

Какие произведения

принадлежат писателю?

О чем пишет Куприн в этих

произведениях?

Его герой яркая,

сильная деятельная,

цельная личность.

- «Поединок»,

«Гранатовый браслет»,

«Суламифь».

Его произведения о

Проблему безответной,

платонической, высокой

любви, любви до

самоотречения и даже

самоуничтожения,

красивой любви

«маленького человека с

великой душой»

Этап постановки

проблемы

(2 минуты)

О чем же пишет писатель в

повести «Олеся»?

Традиционно о любви.

Олеся и Иван

Тимофеевич любят друг

ставит в этом произведении, если

оно о любви?

Проблема в том, что

герои любят друг друга,

но вместе им не суждено

быть. Ведь закономерно:

если любовь взаимная,

то люди должны быть

вместе. (осознание

проблемы)

проектом

Постановка

определение

(4 минуты)

Вот эту проблему мы сегодня и

постараемся решить на уроке. И

решать мы ее будем через проект.

Какова цель проекта?

Чтобы достичь этой цели, что

вы должны сделать, т.е. какие

задачи решить?

Узнать причины

несчастливого финала

повести: почему

любящие друг друга

герои не стали счастливы

и не остались вместе.

Выдвинуть гипотезы.

Проверить их через

анализ текста.

Рассмотреть

художественные

особенности, чтобы

понять мысли и

настроения Олеси и

Ивана Тимофеевича.

Выдвижение

(3 минуты)

Какие у вас предположения,

почему герои не стали вместе?

Учитель записывает гипотезы на

Разное происхождение

Они воспитывались и

жили по-разному.

Она живет в гармонии с

природой, а он испорчен

светской жизнью.

Непонимание

окружающих их людей.

Вы сформулировали проблему,

определили цель и задачи,

выдвинули гипотезы.

Приступайте к реализации

намеченных целей и задач для

решения проблемы в группах.

При подготовке защиты своей

гипотезы, используйте эти

1. Какое значение имеет место

действия в почести?

2. Какую роль в повести играет

Ученики работают в

Проверяют гипотезы,

через ответы на вопросы

и анализ текста.

Составляют схему для

понимания ответа.

3. Как рисует Куприн образ

главной героини?

4. В чем особенность

изображения героя-рассказчика?

5. Как построен сюжет?

6. Какой цвет сопровождает

Выступлени

Отвечают желающие

ученики от группы

Результат

(2 минуты)

Какую схему из предложенных

мы принимаем, как самую

доступную и понятную?

Вот схема второй группы:

Изображаются

Герои Пейзаж

живет в гармонии

с природой

Иван Тимофеевич

не понимает природу

Второй группы.

Вывод заключается в

следующем: только в

единении с природой, в

сохранении

естественности человек

способен достигнуть

духовной чистоты и

благородства. Такой была

Олеся. А герой не был в

гармонии с природой.

Поэтому они не смогли

быть вместе

Обобщение (1 минута)

Ваш ответ созвучен с темой

урока. Так кто в повести является

воплощением нравственного

Воплощением

нравственного идеала в

единения природы и

человека.

Домашнее задание: (1

Напишите отзыв на повесть

«Олеся» по плану сочинения в

Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметил для себя основную тему его произведений — это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Любви разных людей: Олеся — «цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины», а Иван Тимофеевич — «человек хотя добрый, но только слабый». Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье «наблюдать нравы», а Олеся — «ведьма», необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга. Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически, А вот любовь главного героя я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…». Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: «Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:" я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса». Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича — трагедия, как и судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Олеся — полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того — Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Именно это породило ненависть к ней черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается. Поэтому героиня вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса. Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»

Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Оборудование урока: портрет А. И. Куприна.

Методические приемы: рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.

Ход урока

I . Слово учителя

Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870—1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.

Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л. Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова. Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого». Но если для Бунина главное — созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.

II. Сообщение ученика о биографии А. И. Куприна

III. Слово учителя

Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом...

«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий... Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» — писал о Куприне К. И. Чуковский. Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты — репортер жизни... Суйся решительно всюду... влезь в самую гущу жизни» — так определил Куприн свое признание. Куприн — темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции. Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).

Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.

I V . Беседа по повести «Олеся»

— Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.)

— Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня» Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа — пробуждаются чувства. В последней главе — внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град — природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается — «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)

— Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама — «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV). Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

— В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)

— Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей — картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава ХI). Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно... Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы — в ее природности.)

— Какой цвет сопровождает образ Олеси?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов — единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).

— Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, — темой недостижимости счастья.)

— В чем, по-вашему, идея рассказа?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

V . Доклад ученика (или сообщение учителя) об истории повести «Олеся» и ее связях с циклом И. С. Тургенева «Записки охотника»

Куприн всегда испытывал тягу к земле, к природе, воплощавшей для него представления о свободе, гармоничной жизни. В одном из интервью он говорил: «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Мне и моим писаниям она дает силу. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, мужики, хороводы, охота, рыбная ловля, простота, размах русской природы...»

Весной 1897 года писатель находился в Волынской губернии, в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой цикла рассказов. Кроме собственных наблюдений Куприна, в полесском цикле явно видно влияние Тургенева, в частности, его «Записок охотника».

Для обоих писателей характерно стремление к «естественному состоянию» личности: слияние с природой, тяга к духовной гармонии, отсутствие практицизма по отношению к природным богатствам, естественные отношения людей, основанные не на расчете, а на любви. И Тургенев, и Куприн сочувственно и внимательно относились к судьбам простых людей, изображали их в условиях притеснений, исторических испытаний, тяжелого труда. С этим связана и проблема взаимоотношений народа и интеллигенции.

Многие герои купринских произведений напоминают персонажей Тургенева, есть несомненная общность в изображении действительности, быта, нравов.

Оба писателя создали цикл рассказов о народной жизни. Однако принципы объединения рассказов разные: в «Записках охотника» они связаны общим героем-повествователем, у Куприна же несколько рассказчиков. Объединяет произведения писателей отношение к крестьянству, к проблеме человека и природы.

Герой «Записок охотника» Ермолай и герой «Олеси» Ярмола похожи. Прежде всего, созвучны их имена, вернее, Ярмола — просторечный вариант имени Ермолай. Оба обладают охотничьим даром, наблюдательны, понимают язык природы. Оба чувствуют свое превосходство над барином-охотником. Если Тургенев относится к недостаткам Ермолая с юмором (тот равнодушен к повседневному сельскому труду), то Куприн изображает своего Ярмолу критически: невежественным, тёмным, склонным к предрассудкам. Когда охотник узнает о знакомстве «паныча» с «ведьмакой» Мануйлихой, он отворачивается от Ивана Тимофеевича:

«Его черные глаза следили за мной издали с упреком и неудовольствием каждый раз, когда я собирался идти в лес, хотя порицания своего он не высказал ни одним словом».

Куприн подчеркивает связь Ярмолы с другими полесскими мужиками, привыкшими к своему рабскому положению: «Они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки, а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облизывать мои сапоги». Для Куприна принадлежность к крестьянскому сословию, к «простой» жизни вовсе не означает внутреннюю раскрепощенность, близость к природе, к естественности. Предрассудки, угнетенное положение, тяжелая жизнь крестьян не дают развиться их светлым началам.

Куприн описывает жестокость, невежество, пьянство с явным осуждением. Повествовательный тон Тургенева более спокоен, объективен, отстранен, невозмутим. Он старается показать неординарность натуры крестьян, их природную одаренность. Эта разница во многом объясняется тем, что Тургенев был, по существу, первооткрывателем крестьянской темы, его задачей было представить крестьян людьми, порой не уступающими «господам» по своим душевным качествам, а в чем-то и превосходящими их.

Общность писателей проявляется наиболее значительно в изображении природы, в понимании ее роли в жизни человека. Идеал Куприна — нераздельное слияние человека с вечно прекрасным земным миром. Пейзажная живопись Тургенева, ценная сама по себе, часто служит для передачи душевных состояний. У Куприна образ природы наделен разнообразными функциями.

2. Ответить на вопросы:

— В чем смысл названия повести?

— Какие темы затрагивает писатель?

/ / / Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся»

Основная тематика произведений Куприна – это чистая, прекрасная сила любви, которая в каждом из героев проявляется по-разному.

Великолепное чувство живет в такой прекрасной, умной и смышленей девушке – Олесе. Она отдается ему на все 100%, окунаясь в эмоции с головой.

Другой персонаж – Иван Тимофеевич – человек порядочный добрый, но слишком слабый духом. В нем также зарождаются высокие чувства, но их сила не сравниться с настоящей, чистой любовью.

Эти два абсолютно разные персонажа, несмотря на различные социальные положения, черты характера и воспитание, влюбляются друг в друга. В их отношениях мы также прослеживает совершенно разные эмоции. Иван Тимофеевич влюбляется в женственность, чистоту и красоту Олеси, а девушка, не глядя на все предостережения, любит мужчину горячим и пылающим сердцем.

Ради такой любви Олеся готова на любые поступки. Она готова отправиться в церковь ради любимого. И этот поход очень плохо закончился для девушки.

Поступки и действия главного героя совершенно противоположны действиям возлюбленной. Он прекрасно понимает, что Олесе не стоит появляться в церкви из-за своего колдовского родства. Окружающие люди агрессивно реагируют на таких женщин. Но, слабость духа и характера не позволяет ему отговорить и убедить девушку.

С другой стороны, он так и не решается настоять на женитьбе. Иван Тимофеевич не мог себе представить Олесю в нарядных платьях, в общении с женами офицеров. Она ведь естественная, природная девушка и для нее это все чуждо. Все эти преграды делают отношения Олеси и Ивана Тимофеевича трагическими.

После встречи с незнакомым гостем, жизнь Олеси совершенно перевернулась. Она знала про нехорошие последствия, которые с ней приключились, но, несмотря ни на что, последовала за велением своего чистого сердца.

В автор воплощает идеал настоящей женщины, которая не испорчена влиянием цивилизации, которая не гонится за низменными человеческими слабостями – богатством или славой. Таким природным девам нет места среди очерствевших и огрубевших людей, который ожесточились на все неизведанное и неизвестное для их ума. Поэтому, отношения таких разные героев не могут продолжаться и иметь счастливый конец. Они обрываются, и девушка пропадает, дабы не срамить и не калечить жизнь возлюбленного.

Именно Олеся стала тем идеалом, который демонстрирует читателю настоящую, подлинную любовь. И эта любовь абсолютно бескорыстна.