Агапия, хиония и ирина. Агапия, ирина и хиония

Краткие жития мучениц Агапии, Ирины и Хионии

Свя-тые му-че-ни-цы Ага-пия, Ири-на и Хи-о-ния бы-ли род-ны-ми сест-ра-ми и жи-ли в кон-це III - на-ча-ле IV ве-ка вбли-зи ита-льян-ско-го го-ро-да Ак-ви-леи. Они оста-лись си-ро-та-ми в юном воз-расте. Де-вуш-ки ве-ли бла-го-че-сти-вую хри-сти-ан-скую жизнь и от-кло-ня-ли до-мо-га-тель-ства мно-го-чис-лен-ных же-ни-хов. Их ду-хов-ным ру-ко-во-ди-те-лем был свя-щен-ник Зи-нон. Ему бы-ло от-кры-то в сон-ном ви-де-нии, что в бли-жай-шее вре-мя он скон-ча-ет-ся, а свя-тых дев возь-мут на му-че-ние. Та-кое же от-кро-ве-ние бы-ло и на-хо-див-шей-ся в Ак-ви-лее ве-ли-ко-му-че-ни-це Ана-ста-сии († 304, па-мять 22 де-каб-ря/4 ян-ва-ря), ко-то-рую на-зы-ва-ли Узо-ре-ши-тель-ни-цей за то, что она без-бо-яз-нен-но по-се-ща-ла на-хо-див-ших-ся в тюрь-мах хри-сти-ан, обод-ря-ла их и по-мо-га-ла им. Ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ана-ста-сия по-спе-ши-ла к сест-рам и убеж-да-ла их му-же-ствен-но по-сто-ять за Хри-ста. Вско-ре пред-ска-зан-ное в ви-де-нии ис-пол-ни-лось. Свя-щен-ник Зи-нон скон-чал-ся, а три де-вы бы-ли схва-че-ны и на-прав-ле-ны на суд к им-пе-ра-то-ру Дио-кле-ти-а-ну (284-305).

Уви-дев юных пре-крас-ных се-стер, им-пе-ра-тор пред-ло-жил им от-речь-ся от Хри-ста и обе-щал най-ти знат-ных же-ни-хов из сво-ей сви-ты. Но свя-тые сест-ры от-ве-ча-ли, что име-ют од-но-го Небес-но-го Же-ни-ха - Хри-ста, за ве-ру в Ко-то-ро-го го-то-вы по-стра-дать. Им-пе-ра-тор убеж-дал их от-речь-ся от Хри-ста, но ни стар-шие сест-ры, ни са-мая млад-шая из них не со-гла-ша-лись. Они на-зы-ва-ли язы-че-ских бо-гов идо-ла-ми, сде-лан-ны-ми че-ло-ве-че-ски-ми ру-ка-ми, и про-по-ве-до-ва-ли ве-ру в Ис-тин-но-го Бо-га.

По по-ве-ле-нию Дио-кле-ти-а-на, на-пра-вив-ше-го-ся в Ма-ке-до-нию, ту-да бы-ли от-ве-зе-ны и свя-тые сест-ры. Их от-да-ли на суд пра-ви-те-лю Дул-ки-цию.

Ко-гда он уви-дел кра-со-ту свя-тых му-че-ниц, то вос-пы-лал нечи-стой стра-стью. Он взял се-стер под стра-жу и пе-ре-дал им, что они по-лу-чат сво-бо-ду, ес-ли со-гла-сят-ся ис-пол-нить его же-ла-ние. Но свя-тые му-че-ни-цы от-ве-ти-ли, что они го-то-вы уме-реть за сво-е-го Небес-но-го Же-ни-ха - Хри-ста. То-гда Дул-ки-ций ре-шил тай-но но-чью овла-деть ими на-силь-но. Ко-гда свя-тые сест-ры вста-ли но-чью на мо-лит-ву и сла-во-сло-ви-ли Гос-по-да, Дул-ки-ций под-крал-ся к две-ри и хо-тел вой-ти. Неви-ди-мая си-ла по-ра-зи-ла его, он по-те-рял рас-су-док и ки-нул-ся прочь. Не на-хо-дя вы-хо-да, му-чи-тель по до-ро-ге по-пал в по-вар-ню, где сто-я-ли чу-гу-ны, ско-во-ро-ды и кот-лы, и весь пе-ре-пач-кал-ся в са-же. Слу-ги и во-и-ны с тру-дом узна-ли его. Ко-гда он уви-дел се-бя. в зер-ка-ле, то по-ду-мал, что свя-тые му-че-ни-цы окол-до-ва-ли его, и ре-шил им ото-мстить.

На су-де Дул-ки-ций ве-лел об-на-жить пе-ред ним свя-тых му-че-ниц. Но во-и-ны, как ни ста-ра-лись, не мог-ли это-го сде-лать: одеж-ды как бы при-рос-ли к те-лам свя-тых дев. Во вре-мя су-да Дул-ки-ций вне-зап-но за-снул, и ни-кто не мог раз-бу-дить его. Но толь-ко его внес-ли в дом, он тот-час проснул-ся.

Ко-гда обо всем про-ис-шед-шем до-нес-ли им-пе-ра-то-ру Дио-кле-ти-а-ну, он раз-гне-вал-ся на Дул-ки-ция и пе-ре-дал свя-тых дев су-дье Си-си-нию. Тот на-чал свой до-прос с млад-шей сест-ры Ири-ны. Убе-див-шись в ее непре-клон-но-сти, он от-пра-вил ее в тем-ни-цу и по-пы-тал-ся при-ну-дить к от-ре-че-нию свя-тых Хи-о-нию и Ага-пию. Но и их невоз-мож-но бы-ло скло-нить к от-ре-че-нию от Хри-ста, и Си-си-ний при-ка-зал сжечь свя-тых Ага-пию и Хи-о-нию. Сест-ры, услы-шав при-го-вор, воз-бла-го-да-ри-ли Гос-по-да за му-че-ни-че-ские вен-цы. В огне Ага-пия и Хи-о-ния ото-шли ко Гос-по-ду с мо-лит-вой.

Ко-гда огонь по-гас, все уви-де-ли, что те-ла му-че-ниц и их одеж-да не опа-ле-ны ог-нем, а ли-ца пре-крас-ны и спо-кой-ны, как у лю-дей, уснув-ших ти-хим сном. На дру-гой день Си-си-ний при-ка-зал при-ве-сти на суд свя-тую Ири-ну. Он пу-гал ее уча-стью стар-ших се-стер и уго-ва-ри-вал от-речь-ся от Хри-ста, а по-том стал угро-жать от-дать ее на по-ру-га-ние в блу-ди-ли-ще. Но свя-тая му-че-ни-ца от-ве-ча-ла: "Пусть мое те-ло бу-дет от-да-но на на-силь-ствен-ное по-ру-га-ние, но ду-ша моя не осквер-нит-ся от-ре-че-ни-ем от Хри-ста".

Ко-гда во-и-ны Си-си-ния по-ве-ли свя-тую Ири-ну в блу-ди-ли-ще, их на-гна-ли два свет-лых во-и-на и ска-за-ли: "Ваш гос-по-дин Си-си-ний по-веле-ва-ет вам при-ве-сти де-ви-цу на вы-со-кую го-ру и оста-вить там, а за-тем прид-ти к нему и до-ло-жить о вы-пол-не-нии при-ка-за". Во-и-ны так и по-сту-пи-ли. Ко-гда они до-ло-жи-ли об этом Си-си-нию, тот при-шел в ярость, так как не да-вал та-ко-го рас-по-ря-же-ния. Свет-лые во-и-ны бы-ли Ан-ге-лы Бо-жии, спас-шие свя-тую му-че-ни-цу от по-ру-га-ния. Си-си-ний с от-ря-дом во-и-нов на-пра-вил-ся к го-ре и уви-дел на ее вер-шине свя-тую Ири-ну. Дол-го ис-кал он до-ро-гу к вер-шине, но так и не смог най-ти. То-гда один из во-и-нов ра-нил свя-тую Ири-ну стре-лой из лу-ка. Му-че-ни-ца крик-ну-ла Си-си-нию: "Я сме-юсь над тво-ей бес-силь-ной зло-бой и чи-стой, неосквер-нен-ной от-хо-жу ко Гос-по-ду мо-е-му Иису-су Хри-сту". Воз-бла-го-да-рив Гос-по-да, она лег-ла на зем-лю и пре-да-ла дух свой Бо-гу за день до Свя-той Пас-хи († 304).

Ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ана-ста-сия узна-ла о кон-чине свя-тых се-стер и с че-стью по-греб-ла их те-ла.

Мученичество Агапии, Ирины, Хионии и присных

С при-ше-стви-ем и яв-ле-ни-ем Вла-ды-ки и Спа-си-те-ля на-ше-го Иису-са Хри-ста на-сколь-ко боль-шей, чем преж-де, ста-ла бла-го-дать, на-столь-ко боль-шей и по-бе-да свя-тых. Ведь вме-сто вра-гов ви-ди-мых по-беж-да-ют-ся вра-ги неви-ди-мые: незри-мую при-ро-ду бе-сов пре-да-ют ог-ню чи-стые и чест-ные же-ны, ис-пол-нен-ные Свя-то-го Ду-ха. Три та-ких же-ны, укра-шен-ные доб-ро-де-те-ля-ми, про-ис-хо-ди-ли из го-ро-да Фес-са-ло-ни-ки, ко-то-рый все-муд-рый Па-вел про-слав-ля-ет за ве-ру и лю-бовь: “Во вся-ком ме-сте про-шла сла-ва о ве-ре ва-шей в Бо-га” , и в дру-гом ме-сте - за бра-то-лю-бие: “Нет нуж-ды пи-сать к вам, ибо вы са-ми на-уче-ны Бо-гом лю-бить друг дру-га” . Ко-гда на-ча-лось Мак-си-ми-а-но-во го-не-ние, они из люб-ви к Бо-гу, по-слу-шав-шись Еван-гель-ских за-по-ве-дей, остав-ля-ют свой род, бо-гат-ство и оте-че-ство, со-вер-шив де-ло, до-стой-ное пра-от-ца Ав-ра-ама; убе-га-ют в ожи-да-нии небес-ных благ от пре-сле-до-ва-те-лей и до-сти-га-ют некой вы-со-кой го-ры. Там они про-во-ди-ли вре-мя в мо-лит-вах, те-лом оста-ва-ясь на го-ре, а ду-шою жи-вя на небе-сах.

На этом ме-сте их схва-ти-ли и при-ве-ли к го-ни-те-лю. Бла-го-да-ря это-му они по-лу-чи-ли нетлен-ный ве-нец, ибо до са-мой смер-ти воз-лю-би-ли Вла-ды-ку и до кон-ца по-сле-до-ва-ли Его за-по-ве-дям. Од-на из них, хра-нив-шая чи-сто-ту и свет кре-ще-ния по сло-ву про-ро-ка: “Омы-еши мя, и па-че сне-га убе-лю-ся” , име-но-ва-лась Хи-о-ни-ей [то есть Снеж-ной ]. Дру-гая, имев-шая дар ми-ра от Спа-си-те-ля и Бо-га на-ше-го и яв-ляв-шая его всем по свя-то-му ре-че-нию: “Мир Мой даю вам” , на-зы-ва-лась Ири-ной [то есть Ми-ром ]. А та, ко-то-рая стя-жа-ла со-вер-шен-ство в уве-ще-ва-нии и об-ла-да-ла лю-бо-вью от все-го серд-ца к Бо-гу и к ближ-не-му, как к са-мо-му се-бе, ибо свя-той апо-стол го-во-рит: “Цель же уве-ща-ния есть лю-бовь” , зва-лась в со-от-вет-ствии с этим Ага-пи-ей [то есть Лю-бо-вью ].

Всех этих трех жен, при-ве-ден-ных к нему и не по-же-лав-ших при-не-сти жерт-вы, пра-ви-тель при-го-во-рил к со-жже-нию - [это слу-чи-лось], чтобы через привре-мен-ный огонь они по-бе-ди-ли по-слуш-но-го пра-ви-те-лю диа-во-ла и все его во-ин-ство под-не-бес-ных бе-сов, по-лу-чи-ли чи-стый ве-нец сла-вы и вме-сте с ан-ге-ла-ми ста-ли веч-но сла-вить Да-ро-вав-ше-го им Свою ми-лость Бо-га. А за-пи-си слу-чив-ше-го-ся с ни-ми при-ве-де-ны ни-же.

Ко-гда пра-ви-тель Дул-ки-тий сел на три-бу-на-ле, ком-мен-та-ри-сий Ар-те-ми-сий ска-зал:

Ес-ли при-ка-жешь, то я про-чту, ка-кое из-ве-стие о пред-став-ших [пе-ред су-дом] по-слал мест-ный ста-ци-о-на-рий Тво-е-му Сча-стью.

Про-чти, - ска-зал пра-ви-тель Дул-ки-тий.

И по по-ряд-ку бы-ло про-чи-та-но:

Те-бе, мой вла-ды-ка, Кас-сандр бе-не-фи-ци-а-рий . Знай, гос-по-дин, что Ага-фон, Ири-на, Ага-пия, Хи-о-ния, Кас-сия, Филип-па и Ев-ти-хия не за-хо-те-ли вку-сить от свя-щен-ных жертв - их я и пре-про-вож-даю к Тво-е-му Сча-стью.

Пра-ви-тель ска-зал им:

Что это за безу-мие? По-че-му вы не под-чи-ня-е-тесь эдик-ту на-ших бо-го-лю-би-вей-ших им-пе-ра-то-ров и це-за-рей ?

И он ска-зал Ага-фо-ну:

По-че-му, при-сту-пив к свя-ты-ням, как и бла-го-че-сти-вые, ты не вку-сил от них?

Ага-фон: По-то-му что я хри-сти-а-нин.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Ты и по сей день оста-ешь-ся им?

Ага-фон: Да.

Дул-ки-тий: Что ты ска-жешь, Ага-пия?

Ага-пия: Я ве-рую в Бо-га Жи-во-го и не хо-чу по-гу-бить свою со-весть.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Что ты ска-жешь, Ири-на? По-че-му ты не под-чи-ни-лась ука-зу на-ших вла-дык им-пе-ра-то-ров и це-за-рей?

Ири-на: Из-за стра-ха Бо-жье-го.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Хи-о-ния?

Хи-о-ния: Я ве-рую в Бо-га Жи-во-го и не сде-лаю это-го.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Кас-сия?

Кас-сия: Я же-лаю спа-сти свою ду-шу.

Пра-ви-тель: Же-ла-ешь при-об-щить-ся свя-тынь?

Кас-сия: Не же-лаю.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Филип-па?

Филип-па: Я ска-жу то же са-мое.

Пра-ви-тель: Что зна-чит “то же са-мое”?

Филип-па: Я же-лаю луч-ше уме-реть, чем вку-сить.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Ев-ти-хия?

Ев-ти-хия: Ска-жу то же са-мое: же-лаю луч-ше уме-реть.

Пра-ви-тель: У те-бя есть муж?

Ев-ти-хия: Он скон-чал-ся.

Пра-ви-тель: Ко-гда он скон-чал-ся?

Ев-ти-хия: Око-ло се-ми ме-ся-цев на-зад.

Пра-ви-тель: От ко-го ты бе-ре-мен-на?

Ев-ти-хия: От му-жа, ко-то-ро-го дал мне Бог.

Пра-ви-тель: Как же ты бе-ре-мен-на [от него], ко-гда го-во-ришь, что твой муж умер?

Ев-ти-хия: Во-ли Все-дер-жи-те-ля ни-кто не мо-жет знать .

Пра-ви-тель: Я про-шу Ев-ти-хию оста-вить свое безу-мие и об-ра-тить-ся к здра-во-му смыс-лу. Что ты ска-жешь: под-чи-нишь-ся ли им-пе-ра-тор-ско-му ука-зу?

Ев-ти-хия: Не под-чи-нюсь: я хри-сти-ан-ка, ра-ба Бо-га Все-дер-жи-те-ля.

Пра-ви-тель: Ев-ти-хию, по-сколь-ку она бе-ре-мен-на, пусть дер-жат по-ка в тюрь-ме.

И про-дол-жил: Что ты ска-жешь, Ага-пия: сде-ла-ешь ли все то, что де-ла-ем мы, бла-го-че-сти-вые, по от-но-ше-нию к на-шим вла-ды-кам им-пе-ра-то-рам и це-за-рям?

Ага-пия: Да не бу-дет хо-ро-шо са-тане: не увле-чет он мой рас-су-док. Наш рас-су-док непо-бе-дим.

Пра-ви-тель: Что ты ска-жешь, Хи-о-ния? Хи-о-ния: Наш ра-зум ни-кто не мо-жет со-вра-тить.

Пра-ви-тель: Нет ли у вас, нече-сти-вых хри-сти-ан, ка-ких-ли-бо пи-са-ний, пер-га-ме-нов или книг?

Хи-о-ния: Нет, гос-по-дин, ведь все изъ-яли ны-неш-ние са-мо-держ-цы.

Пра-ви-тель: Кто вло-жил в вас та-кие мыс-ли?

Хи-о-ния: Бог Все-дер-жи-тель.

Пра-ви-тель: Кто по-со-ве-то-вал вам об-ра-тить-ся к та-ким безум-ным мыс-лям?

Хи-о-ния: Бог Все-дер-жи-тель и Его Еди-но-род-ный Сын, Гос-подь наш Иисус Хри-стос.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Со-вер-шен-но яс-но, что все долж-ны под-чи-нять-ся на-шим бла-го-че-сти-вым вла-ды-кам им-пе-ра-то-рам и це-за-рям. Ко-гда бы-ло об-на-ро-до-ва-но пред-пи-са-ние и из-да-ны со-от-вет-ству-ю-щие эдик-ты, вы, еще без вся-кой угро-зы, пре-зре-ли по-ве-ле-ние на-ших бла-го-че-сти-вей-ших им-пе-ра-то-ров и це-за-рей и оста-лись в нече-сти-вой хри-сти-ан-ской ве-ре. По-сколь-ку вы уже дол-гое вре-мя при-дер-жи-ва-е-тесь неко-е-го безу-мия, а так-же еще и се-го-дня, при-нуж-да-е-мые во-е-на-чаль-ни-ка-ми и пра-ви-те-ля-ми, не же-ла-е-те от-речь-ся и пись-мен-но под-твер-дить вы-пол-не-ние при-ка-за-ния, то по-это-му вы по-лу-чи-те до-стой-ное на-ка-за-ние.

И он за-пи-сал на бу-ма-ге и огла-сил при-го-вор:

Ага-пию и Хи-о-нию, по-сколь-ку они нече-сти-во мудр-ство-ва-ли про-тив бо-же-ствен-но-го по-ста-нов-ле-ния на-ших вла-дык ав-гу-стов и це-за-рей, все еще по-чи-тая пу-стую, дур-ную и нена-вист-ную всем бо-го-бо-яз-нен-ным хри-сти-ан-скую ве-ру, я при-ка-зал пре-дать ог-ню.

И про-дол-жил:

Ага-фон, Ири-на, Кас-сия, Филип-па и Ев-ти-хия вви-ду их мо-ло-до-сти пусть бу-дут бро-ше-ны по-ка в тюрь-му.

А по-сле кон-чи-ны свя-тей-ших [жен] от ог-ня, на сле-ду-ю-щий день, ко-гда сно-ва при-ве-ли свя-тую Ири-ну, пра-ви-тель Дул-ки-тий ска-зал ей:

То, что ты безум-на, это яс-но, раз ты хо-те-ла да-же по сей день со-хра-нить столь-ко пер-га-ме-нов, книг, таб-ли-чек, кни-же-чек и стра-ниц из пи-са-ний неко-гда жив-ших нече-сти-вых хри-сти-ан. Ко-гда их при-нес-ли, ты при-зна-лась, каж-дый раз, од-на-ко, го-во-ря, что они не твои. По-сколь-ку ты не устра-ши-лась на-ка-за-ния сво-их се-стер и не име-ешь пе-ред гла-за-ми стра-ха смер-ти, необ-хо-ди-мо при-ме-нить к те-бе пыт-ки. Од-на-ко умест-но уде-лить те-бе немно-го че-ло-ве-ко-лю-бия: ес-ли ты за-хо-чешь те-перь все же при-знать бо-гов, то бу-дешь сво-бод-на от вся-кой опас-но-сти и на-ка-за-ния. Что ты ска-жешь: ис-пол-нишь ли по-ве-ле-ние на-ших им-пе-ра-то-ров и це-за-рей, со-гла-сишь-ся вку-сить се-го-дня от свя-щен-ных да-ров и при-не-сти жерт-ву бо-гам?

Ири-на: Нет, я не со-глас-на сде-лать это, ибо Гос-подь Бог, Со-тво-рив-ший небо, зем-лю, мо-ре и все, что в них, же-сто-ко по-ка-ра-ет веч-ным му-че-ни-ем пре-сту-пив-ших Бо-жье сло-во.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Кто по-со-ве-то-вал те-бе хра-нить эти пер-га-ме-ны и пи-са-ния до се-го-дняш-не-го дня?

Ири-на: Бог Все-дер-жи-тель, При-звав-ший лю-бить Его до са-мой смер-ти. Из-за это-го я не от-ва-жи-лась вы-дать их, но пред-по-чла, ко-неч-но, луч-ше остать-ся и пре-тер-петь, что бы ни слу-чи-лось с на-ми, чем от-дать их.

Пра-ви-тель: Кто знал, что они бы-ли в том до-ме, где ты жи-ла?

Ири-на: Ни-кто дру-гой не ви-дел их, кро-ме Бо-га Все-дер-жи-те-ля, Ко-то-рый все ве-да-ет, а так - ни-кто. Сво-их до-маш-них мы опа-са-ем-ся боль-ше вра-гов, как бы они не до-нес-ли на нас, а са-ми мы ни-ко-му не го-во-ри-ли.

Пра-ви-тель: В про-шлом го-ду, ко-гда впер-вые был об-на-ро-до-ван эдикт на-ших вла-дык им-пе-ра-то-ров и це-за-рей, где вы спря-та-лись?

Ири-на: Где Бог из-во-лил - в го-рах. Ви-дит Бог - под от-кры-тым небом.

Пра-ви-тель: У ко-го вы бы-ли?

Ири-на: По-всю-ду в го-рах под от-кры-тым небом.

Пра-ви-тель: Кто да-вал вам хлеб?

Ири-на: Бог, По-да-ю-щий всем.

Пра-ви-тель: Со-гла-шал-ся ли с ва-ми ваш отец?

Ири-на: Кля-нусь Бо-гом Все-дер-жи-те-лем - не со-гла-шал-ся и во-об-ще да-же не знал.

Пра-ви-тель: Кто из со-се-дей знал о вас?

Ири-на: Спро-си со-се-дей и мест-ных жи-те-лей, знал ли кто, где мы бы-ли.

Пра-ви-тель: По-сле ва-ше-го воз-вра-ще-ния с гор, как ты го-во-ришь, чи-та-ли ли вы эти пи-са-ния в чьем-ли-бо при-сут-ствии?

Ири-на: Они бы-ли в на-шем до-ме, и мы не дер-за-ли вы-но-сить их на-ру-жу. По-это-му мы и пре-бы-ва-ли в ве-ли-кой пе-ча-ли, что не мог-ли чи-тать их но-чью и днем, как де-ла-ли все-гда до то-го дня в про-шлом го-ду, ко-гда и спря-та-ли их.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Твои сест-ры уже по-лу-чи-ли свой при-го-вор. По-сколь-ку ты ви-нов-на и в преж-нем бег-стве и в со-кры-тии этих книг и пер-га-ме-нов, я при-ка-жу не ли-шать те-бя сра-зу жиз-ни та-ким же об-ра-зом. Но я при-ка-жу аго-ра-но-мам это-го го-ро-да и чи-нов-ни-ку Зо-си-ме по-ста-вить те-бя го-лой в блу-ди-ли-ще, взяв из двор-ца толь-ко один хлеб, с тем, чтобы аго-ро-но-мы не поз-во-ля-ли те-бе уда-лить-ся от-ту-да.

Итак, ко-гда бы-ли при-ве-де-ны аго-ра-но-мы и об-ще-ствен-ный раб Зо-сим, пра-ви-тель ска-зал:

Твер-до знай-те: ес-ли кто из от-ря-да до-не-сет мне, что она да-же на са-мый ко-рот-кий срок бу-дет от-пу-ще-на из то-го ме-ста, ку-да я при-ка-зал ее по-ста-вить, то то-гда вы под-па-де-те под тот же при-го-вор. А пи-са-ния, ко-то-рые при-нес-ли в Ири-ни-ных ту-бу-сах и лар-цах, пусть пуб-лич-но со-жгут.

По при-ка-зу пра-ви-те-ля на-зна-чен-ные для это-го лю-ди от-ве-ли ее в об-ще-ствен-ное блу-ди-ли-ще. Но бла-го-да-тью Свя-то-го Ду-ха она со-хра-ни-ла и сбе-рег-ла свою чи-сто-ту для Вла-ды-ки всех Бо-га: ни-кто не от-ва-жил-ся по-дой-ти к ней и не по-пы-тал-ся обой-тись с ней дерз-ко, да-же на сло-вах.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий при-звал свя-тей-шую, сел на три-бу-на-ле и ска-зал:

Ты все еще пре-бы-ва-ешь в преж-нем безу-мии?

Ири-на: Не в безу-мии, а в бла-го-че-стии.

Пра-ви-тель Дул-ки-тий: Из про-шлых тво-их от-ве-тов чет-ко вы-яс-ни-лось, что ты нече-сти-во не по-ви-но-ва-лась им-пе-ра-тор-ско-му эдик-ту. Те-перь я ви-жу, что ты все еще [оста-ешь-ся] в этом безу-мии - по-это-му при-ми долж-ное на-ка-за-ние.

По-про-сив бу-ма-гу, он за-пи-сал та-кой при-го-вор:

Ири-ну, по-сколь-ку она не за-хо-те-ла под-чи-нить-ся им-пе-ра-тор-ско-му ука-зу и при-не-сти жерт-ву, оста-ва-ясь в неко-ем хри-сти-ан-ском ве-ро-уче-нии, как и двух ее се-стер, я по-ве-лел сжечь за это за-жи-во.

По-сле то-го, как пра-ви-тель вы-нес та-кой при-го-вор, во-и-ны взя-ли ее и от-ве-ли на некое вы-со-кое ме-сто, где по-стра-да-ли преж-де ее сест-ры. Они разо-жгли боль-шой ко-стер и ве-ле-ли ей взой-ти на него. Свя-тая Ири-на, сла-вя Бо-га, с пе-ни-ем псал-мов бро-си-лась в ко-стер и так скон-ча-лась в де-вя-тое кон-суль-ство Дио-кле-ти-а-на ав-гу-ста и вось-мое - Мак-си-ми-а-на ав-гу-ста, в ап-рель-ские ка-лен-ды , в цар-ство во ве-ки Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста, с Ним же От-цу сла-ва со Свя-тым Ду-хом во ве-ки ве-ков, аминь.

Еле-на Лу-ков-ни-ко-ва

Аль-ма-нах “Аль-фа и Оме-га”, № 26, 2000

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Ли-те-ра-ту-ра

Lexicon der christlichen Ikonographie. Rom, 1994. Bd. 5. S. 42. Wilpert J. Die romischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4.-13. Jahrhundert. Freiburg i. Br., 1916. Bd. II. S. 710-711. Fig. 304. Bd. I. S. 334-335. Bd. IV. Tf. 205, 3. Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967. Bd. 3. № 201, 218. Codices e Vaticani selecti, Il Menologio di Basilio II. Turin, 1907. VIII. Tf. 267. Millet G. Monuments de l’Athos, Paris 1927. Tf. 165, 3. Ер-ми-ния, или на-став-ле-ние в жи-во-пис-ном ис-кус-стве, со-став-лен-ное иеро-мо-на-хом и жи-во-пис-цем Ди-о-ни-си-ем Фур-но-гра-фи-о-том. 1701-1755 год. Пор-фи-рия, епи-ско-па Чи-ги-рин-ско-го. 1868. Ре-принт: М., 1993. C. 177. Cтро-га-нов-ский ико-но-пис-ный под-лин-ник. М., 1869. Roeder H . Saints and their Attributes. London-N. Y.-Toronto, 1955. P. 267.

При-ме-ча-ния

Не так мно-го жи-вых сви-де-тельств древ-не-го хри-сти-ан-ства до-шло до нас. Обыч-но со-бра-тья му-че-ни-ков, чле-ны хри-сти-ан-ской об-щи-ны то-го же го-ро-да, про-сто вы-ку-па-ли про-то-ко-лы до-про-сов и за-пи-си при-го-во-ров у рим-ских чи-нов-ни-ков, а за-тем рас-про-стра-ня-ли их для укреп-ле-ния вер-ных, пред-ва-ри-тель-но снаб-див крат-ким ком-мен-та-ри-ем.
Один из та-ких па-мят-ни-ков - “Му-че-ни-че-ство Ага-пии, Ири-ны, Хи-о-нии и прис-ных” (BHG = Bibliotheca Hagiographica Graeca / Ed.

Ста-ци-о-на-рии (milesstationarii)—по-ли-цей-ские чи-нов-ни-ки, на-блю-дав-шие за по-ряд-ком на вве-рен-ном им участ-ке (statio).

Бе-не-фи-ци-а-рии (beneficiarii) - в им-пе-ра-тор-скую эпо-ху ун-тер-офи-цер-ский чин, свя-зан-ный с ве-де-ни-ем кан-це-ляр-ских дел.

Име-ет-ся в ви-ду эдикт Дио-кле-ти-а-на и Мак-си-ми-а-на от 23 фев-ра-ля 303 г.

Та-ким об-ра-зом му-че-ни-ца пре-одоле-ва-ет по-пыт-ку об-ви-нить ее в рас-пут-стве. - Ред.

Аго-ра-но-мы - го-род-ские чи-нов-ни-ки, на-блю-дав-шие за по-ряд-ком на рын-ке. Их служ-ба, со-от-вет-ству-ю-щая рим-ско-му эди-ла-ту, дли-лась обыч-но 1 год.

Букв. ‘ба-шен-ки’ (purg…skoi) - фу-тля-ры для хра-не-ния свит-ков.

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами и жили в конце III – начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. Они остались сиротами в юном возрасте. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее († ок. 304, память 22 декабря), которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклитиану (284–305).

Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха – Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

По повелению Диоклитиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию.

Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха – Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его, он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда Дулкиций внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклитиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не давал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи († 304).

Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

Память Солунских мучениц А. и Хионии встречается уже в древнейшем вост. Месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития, восходящий к протоколам допросов мучениц, сохранился лишь в Cod. Vat. Gr. 1660 (916). А., Хиония, Ирина и три др. благочестивые женщины (среди них вдова по имени Евтихия) родом из Фессалоники, а также христианин Агафон были схвачены в горах около своего родного города, где они пытались скрыться от преследований (видимо, после 1-го эдикта Диоклетиана от 23 февр. 303 г., а затем вторично после 4-го (зима 304), принуждавшего к принесению жертв под страхом смерти), и были приведены на суд к рим. правителю. Кроме того, в их домах были произведены обыски и изъяты христ. книги, хранение к-рых было также строго запрещено. Отказавшись от вкушения идоложертвенной пищи, вначале перед местным чиновником Кассандром, а затем и перед главой рим. администрации в Фессалонике Дулкитием, они были подвергнуты разным видам наказаний. А. и Хиония были в первый же день преданы огню, а более молодые христиане были заключены в тюрьму с целью дать им возможность одуматься. После следующего допроса Дулкитий приказал отвести Ирину в публичный дом, однако там никто не дерзнул прикоснуться к ней. Тогда и она была осуждена на сожжение (по др. версии, на отсечение головы); о судьбе остальных осужденных житие не сообщает.

История А., Хионии и Ирины (подобно мученичеству святых Феодоты и Еводия) была впосл. включена в житие св. Анастасии Узорешительницы , и действие перенесено в Аквилею . Изменяется и сам сюжет: девы обитают у благочестивого старца Зоила. После его смерти и первого допроса Диоклетиан передает мучениц Дулкитию, к-рый вначале слепнет, а потом становится всеобщим посмешищем при попытке публично снять с них одежды. Дело мучениц передается Сиссинию, он выносит приговор А. и Хионии, а за Ириной, после ее чудесного спасения в публичном доме, гонится, но не может поймать, и она умирает на горе, пораженная стрелой воина. В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций А., Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы.

Древние акты были известны Гросвите Гандерсгеймской (X в.), к-рая посвятила этому сюжету своего «Дулкития». Лат. перевод их был выполнен кард. Г. Сирлето (XVI в.) и использован Л. Сурием и Т. Руинартом. В оригинале они были впервые изданы П. Франки де Кавальери, а затем Г. Музурилло.

Близ Фессалоники святым мученицам была посвящена базилика. Сохранилась греч. служба (Codd. Paris. 13, 1573, 1574, 1561, 341; Laur. I 70; Vatoped. 1104). Пространное житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития святых мучениц (пространное и краткое стишное - под 16 апр., краткое нестишное - под 22 дек.) были включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 81, 253-254).

Гимнография

Типикон Великой ц. (X в.) предписывает праздновать «страсть святых Агапии, Хионии и Ирины» 3 апр. (Mateos. Typicon. P. 262), тогда как в К-польском стишном Синаксаре XI в., составленном придворным поэтом Христофором Митилинским , их память обозначена 16 апр. Также в различных редакциях Студийского устава память этих святых указывается иногда 3 апр. (напр., Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 452), а иногда - 16 (Мессинский Типикон; студийская служебная годовая Минея. Т. 3 - XII в. РНБ. Греч. № 227). В Иерусалимском уставе празднование их памяти четко закрепляется за 16 апр. Канон Иосифа Песнописца (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), зафиксированный в Минеях студийского типа (напр., XII в. ПБ. Греч. № 227. Л. 52об.- 53), с акростихом (не указан в слав. печатной Минее) « Χριστοῦ προσοίσω Μάρτυσι θεῖον μέλος» , вписанным в тропари и богородичны, и седален в совр. печатных Минеях, греч. и слав., совпадают; кондак еcть только в слав. (« »), а стихиры мученицам на «Господи воззвах» различны. Из рукописей XII-XIV вв. (XII в. Barb. Gr. 450. Fol. 62v - 64; XIV в. Patm. 901. Fol. 72-75v) известен канон Георгия (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), не вошедший в печатные Минеи (« ̓Αγνεία κοσμήσασα τὴν ψυχήν» ), с алфавитным акростихом. Согласно италийской редакции Студийского устава Мессинскому Типикону (1131), этим мученицам полагается служба с Аллилуия (Arranz. Typicon. P.145), как и в рус. Типиконах - первопечатном 1610 г. и принятом в наст. время.

Иконография

Образы А., Хионии и Ирины распространены в искусстве Рима VII-IX вв., самые ранние изображения сохранились во фресках ц. Санта-Мария-Антиква, VII в., и ц. Сан-Мартино-аи-Монти, 847-855 гг.: в последней мученицы предстоят Богоматери с Младенцем на троне, 2 из них в венцах небесной славы, третья держит венец в покровенных руках. В визант. искусстве получил распространение др. тип изображения, где мученицы представлены с крестами в руках: во фресках X в. в Каппадокии - Токалы-килисе и капеллы 7 в долине Гёреме; на миниатюре в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 36r.) и в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 110) - А. и Хиония. Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике, посл. треть XVIII в., и представлен на московской иконе с изображением мучениц и св. Феодора Стратилата, кон. XVI в. (ГТГ), на вологодской минейной иконе, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ). Мученичество А., Хионии и Ирины представлено на миниатюре Минология Василия II - 2 мученицы изображены сжигаемыми в печи, третья - рядом, пронзенная мечом, святые облачены в туники и мафории (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 267); в настенном минологии кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне, 1540 г.; мученичество одной А.- на фреске настенного минология нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия), 1348-1350 гг.

Ист.: BHG, N 34, 81-82; ActaSS. Apr. T. 1. P. 245 sq.; MartHieron. P. 169 sq.; AHG. Vol. 8. P. 185-199, 412-413; Franchi de Cavalieri P . Il testo originale degli atti delle SS. Agape, Irene e Chione // ST. 1902. T. 9. P. 1-19; The Acts of Christian Martyrs / Introd., texts and transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. P. 281-293; Knopf R . Ausgewählte Martyrerakten. Tüb., 19654. S. 95-100; Halkin F . Légendes grecques de «martyres romaines». P., 1973 (SH; 55). P. 89-157; ЖСв. Апр. С. 232-243.

Иконогр.: MenolBas. Tab. 267; Sch ü tz L . // LCI. Bd. 5. Sp. 42; Wilpert . Bd. 1. S. 334-335; Bd. 2. S. 710-711. Fig. 304; Bd. 4. Tf. 205; Restle . Bd. 3. N 201, 218; Millet . Athos. Tf. 165; Roeder H . Saints and their attributes. L.; N. Y.; Torоnto, 1955. P. 267; Soares E . Inventario de coleccao de Registros de Santos. Lisboã, 1955. N 04703; Reau . Vol. 3/1: Iconographie des Saints. A-F. P. 26; Миjовић . Менолог. С. 336; Антонова, Мнёва . Каталог. Т. 2. № 502; Евсеева . Афонская книга. С. 296. № 145.

А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова

Агапия, Ирина и Хиония Аквилейские
Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία
Рождение
Фессалоники , Римская империя
Смерть (0304 )
В лике мучеников
День памяти 16 (29) апреля ; сир. - 2 апреля; греч. - 22 дек. (со святыми Анастасией и Хрисогоном); католич. - 1 или 5 апреля, 25 декабря
Подвижничество мученическая смерть
Категория на Викискладе

Ага́пия, Ири́на и Хиони́я Аквилейские (Солунские или Иллирийские) (греч. Αγάπη, Ειρήνη, Χιονία , «Любовь, Мир и Снежная») - три святые христианские мученицы IV века .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Память Солунских мучениц Агапии и Хионии встречается в древнейшем восточном месяцеслове - Сирийском (411/12). Древнейший вариант жития (который восходит к протоколам их допросов), сохранился только в Cod. Vat. Gr. 1660 (916)

    Дополненный вариант жития

    Затем история их мученичества, так же как история мученичества святых Феодоты и Еводия была включена в житие святой Анастасии Узорешительницы, в связи с чем действие переносится в итальянский город Аквилею .

    Рано осиротев, сестры были благочестивыми христианками, отказывались выходить замуж и следовали духовному руководству священника Зинона (Зоила), которому вскоре во сне было открыто, что он скончается, а юным девам суждено мученичество. То же явление было находившейся в Аквилее великомученице Анастасии Узорешительнице , которая отправилась к сестрам и воодушевила их мужественно принять мученический венец.

    Вскоре действительно Зинон скончался, а девушек арестовали и отправили на суд к императору Диоклетиану . Несмотря на уговоры, девушки отказались отречься от Христа. Диоклетиан отправлялся в Македонию, туда же увезли сестер и отдали на суд правителю Дулкицию. Последний прельстился их красотою и пообещал им спасение, если они удовлетворят его страсть. Но девушки отказались, и он отправился к ним ночью. Но его поразила невиданная сила, он потерял рассудок, попал на кухню, где перепачкался в саже и был с трудом узнан стражей. Он решил, что девушки околдовали его и решил отомстить. На суде он приказал обнажить их, но воины не сумели этого сделать, так как одежды будто приросли к девушкам. На суде Дулкиций внезапно заснул чудесным беспробудным сном, который продолжался, пока его не внесли обратно в дом. Диоклетиану сообщили о происшедшем, он разгневался на судью и перепоручил их дело судье Сисинию. Последний допросил дев, никто из них не отрекся. Он приказал сжечь Агапию и Хионию заживо, а младшую сестру Ирину оставил напоследок. Но когда пламя погасло, стало видно, что тела и одежда мучениц не опалены огнём, а лица покойных преисполнены спокойствия.

    На следующий день Сисиний судил Ирину, пугая её участью сестер и угрожая отдать на поругание в блудилище. Ирина отвечала со спокойствием, что и в таком случае душа её не осквернится отречением от Христа. Когда солдаты вели Ирину на блудилище, к ним подошли два светлых воина и сказали «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем прийти к нему и доложить о выполнении приказа», что и было исполнено. Это были ангелы, которые её спасли от надругательства. Сисиний с отрядом отправился к горе и увидел на её вершине девушку. Они не могли подняться наверх, и один из солдат убил её стрелой из лука. Тела дев погребла святая Анастасия .

    В связи с дальнейшим сосуществованием обеих традиций Агапия, Хиония и Ирина почитались то как Солунские, то как Иллирийские мученицы .

    Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Агапии, Ирины, Леонида, Василисы, Феодоры, Ирины, Тамары.

    Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.

    Сегодня святая Церковь совершает память святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии.

    Были они родными сестрами и жили в конце III - начале IV века вблизи итальянского города Аквилеи. В юном возрасте остались сиротами. Девушки вели благочестивую христианскую жизнь и отклоняли домогательства многочисленных женихов. Их духовным руководителем был священник Зинон. Ему было открыто в сонном видении, что в ближайшее время он скончается, а святых дев возьмут на мучение. Такое же откровение было и находившейся в Аквилее великомученице Анастасии, которую называли Узорешительницей за то, что она безбоязненно посещала находившихся в тюрьмах христиан, ободряла их и помогала им. Великомученица Анастасия поспешила к сестрам и убеждала их мужественно постоять за Христа. Вскоре предсказанное в видении исполнилось. Священник Зинон скончался, а три девы были схвачены и направлены на суд к императору Диоклетиану.

    Увидев юных прекрасных сестер, император предложил им отречься от Христа и обещал найти знатных женихов из своей свиты. Но святые сестры отвечали, что имеют одного Небесного Жениха - Христа, за веру в Которого готовы пострадать. Император убеждал их отречься от Христа, но ни старшие сестры, ни самая младшая из них не соглашались. Они называли языческих богов идолами, сделанными человеческими руками, и проповедовали веру в Истинного Бога.

    По повелению Диоклетиана, направившегося в Македонию, туда были отвезены и святые сестры. Их отдали на суд правителю Дулкицию. Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Он взял сестер под стражу и передал им, что они получат свободу, если согласятся исполнить его желание. Но святые мученицы ответили, что они готовы умереть за своего Небесного Жениха - Христа. Тогда Дулкиций решил тайно ночью овладеть ими насильно. Когда святые сестры встали ночью на молитву и славословили Господа, Дулкиций подкрался к двери и хотел войти. Невидимая сила поразила его - он потерял рассудок и кинулся прочь. Не находя выхода, мучитель по дороге попал в поварню, где стояли чугуны, сковороды и котлы, и весь перепачкался в саже. Слуги и воины с трудом узнали его. Когда он увидел себя в зеркале, то подумал, что святые мученицы околдовали его, и решил им отомстить.

    На суде Дулкиций велел обнажить перед ним святых мучениц. Но воины, как ни старались, не могли этого сделать: одежды как бы приросли к телам святых дев. Во время суда правитель внезапно заснул, и никто не мог разбудить его. Но только его внесли в дом, он тотчас проснулся.

    Когда обо всем происшедшем донесли императору Диоклетиану, он разгневался на Дулкиция и передал святых дев судье Сисинию. Тот начал свой допрос с младшей сестры Ирины. Убедившись в ее непреклонности, он отправил ее в темницу и попытался принудить к отречению святых Хионию и Агапию. Но и их невозможно было склонить к отречению от Христа, и Сисиний приказал сжечь святых Агапию и Хионию. Сестры, услышав приговор, возблагодарили Господа за мученические венцы. В огне Агапия и Хиония отошли ко Господу с молитвой.

    Когда огонь погас, все увидели, что тела мучениц и их одежда не опалены огнем, а лица прекрасны и спокойны, как у людей, уснувших тихим сном. На другой день Сисиний приказал привести на суд святую Ирину. Он пугал ее участью старших сестер и уговаривал отречься от Христа, а потом стал угрожать отдать ее на поругание в блудилище. Но святая мученица отвечала: «Пусть мое тело будет отдано на насильственное поругание, но душа моя не осквернится отречением от Христа».

    Когда воины Сисиния повели святую Ирину в блудилище, их нагнали два светлых воина и сказали: «Ваш господин Сисиний повелевает вам привести девицу на высокую гору и оставить там, а затем придти к нему и доложить о выполнении приказа». Воины так и поступили. Когда они доложили об этом Сисинию, тот пришел в ярость, так как не отдавал такого распоряжения. Светлые воины были Ангелы Божии, спасшие святую мученицу от поругания. Сисиний с отрядом воинов направился к горе и увидел на ее вершине святую Ирину. Долго искал он дорогу к вершине, но так и не смог найти. Тогда один из воинов ранил святую Ирину стрелой из лука. Мученица крикнула Сисинию: «Я смеюсь над твоей бессильной злобой и чистой, неоскверненной отхожу ко Господу моему Иисусу Христу». Возблагодарив Господа, она легла на землю и предала дух свой Богу за день до Святой Пасхи.

    Великомученица Анастасия узнала о кончине святых сестер и с честью погребла их тела.

    Когда мы читаем или слышим жития святых, всегда удивляемся, насколько промыслительно Господь устраивал их жизнь, и насколько Сам присутствовал в ней, исправляя как незначительные житейские обстоятельства, так и самые трудные, когда решался вопрос о жизни и смерти. Господь обещал, что всегда будет с нами: «Не пецитесь о временном, а ищите Царствия Небесного, и все остальное приложится вам». Только мы об этом часто забываем.

    В храм постоянно приходят люди с вопросами «что делать?», «как молиться?», «что читать?», «какому святому ставить свечи?». В этих вопросах, как правило, слышится отсутствие веры во Христа, потому что кажется, что есть некие рычаги, которыми можно воспользоваться: прочитать правильные тексты, и через это что-то изменится и исправится во вселенной. На самом деле все зависит от наших личных отношений со Христом, потому что приходит благодать и уврачевывает сердце, изменяет настрой души, успокаивает страсти - и человек перестает мучиться. Если нет благодати, тогда одно сплошное страдание: страсти терзают сердце и душу. Надо просто уверовать во Христа всем сердцем, всей душой, всей мыслью своей. Надо принять истину, которая раскрывается нам в слове Божием, довериться Евангелию и опыту Церкви и откликнуться на этот призыв. Душа способна на эту веру - мы встречаем примеры тысяч людей. Хотя видим их в основном в житиях святых, но все они исторические личности, а значит, такие же люди из плоти и крови, как и мы с вами. Порой они сомневались, порой боялись, но уверовав во Христа, получали огромную силу - Божественную благодать, которая направляла всю их человеческую жизнь.

    В связи с этим хочется поддержать всех скорбящих и обремененных словами игумена Никона (Воробьева). В одном из писем к своему духовному чаду он сообщает:

    «Невозможно человеку избежать скорбей, но одни люди умеют извлекать пользу из жизненных неприятностей, другие же страдают и своей печалью наносят вред душе и даже телу».

    «Мы уже соскучились по тебе, как твои дела? Ты не придавай значения, если к тебе будут относиться “пристрастно”. Ты вступаешь в жизнь все дальше и дальше, а люди все - падшие существа. Это падение не может не сказаться на отношениях к окружающим. Вот почему, между прочим, Господь сказал ученикам: “Се посылаю вас, как овец среди волков, будьте мудры... но Се Аз с вами есмь во вся дни”.

    С одной стороны, нужна и своя мудрость, и осмотрительность, но главное - постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и “волос с головы их не падет, без воли Его”.

    Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир - небольшое количество овец победило несметные стаи волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? Однако Господь вчера и днесь той же и во веки. Обращайся во всех скорбях и затруднениях к Господу, и Той тя препитает.

    Всегда, при любой спешке, можно мысленно обратиться к Господу и сказать: “Иисусе Христе, помилуй мя; Господи, будь милостив ко мне, грешному”; или, как говорит Варсонофий Великий, хоть вспомни, что есть Всевидящий Господь, видящий тебя, и этого достаточно, чтобы выйти из трудного положения. А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского.

    Но вера и молитва делают то, что скорбь приносит огромную пользу, а без молитвы может привести к ропоту, маловерию, вреду душе и телу. Вот почему и надо научиться быть всегда с Богом, а Он всегда с нами. С нами Бог! Разумейте языцы (страсти, бесы, падшие люди - орудия бесов) и покаряйтеся, яко с нами Бог!».

    Никогда не забывайте, дорогие мои, что с нами Бог и достаточно просто позвать Его словами, мыслями, сердечным чувством. Господь сразу же откликается на наш призыв - просто мы невнимательны. Понаблюдайте: когда возникает трудность с каким-то ответом, сомнение или смущение, обратитесь мысленно к Богу - пройдет несколько мгновений, и вы увидите, что ситуация проясняется: просветляется ум, крепнет воля, появляется решимость, находятся нужные слова - пришла Божия благодать. Вы призывали Господа - и Он пришел. Помогай нам всем Господь.

    Священник Евгений Попиченко

    Расшифровка: Юлия Подзолова