Алтарник схема литургия когда подавать кадило. Практическое руководство для Алтарников

Алтарник (пономарь) - помощник священнослужителей в алтаре и храме. О том, кто может стать алтарником, каковы его обязанности и что главное в этом служении, мы беседуем с Валерием Александровичем Тепловым, алтарником Скорбященского храма г. Клина.

- Валерий Александрович, кто и с какого возраста может стать алтарником? Что для этого нужно?

Алтарник - мирянин, т.е. в алтарники не посвящают, это послушание. С какого возраста и кому можно войти в алтарь - решает настоятель храма, он же благословляет человека на это служение. Один из батюшек, которому я сослужил, вводил в алтарь мальчиков-прихожан c 5-6-летнего возраста, они тоже прислуживали за богослужением. Но многие священники считают, что это служение требует определенной духовной зрелости - всё очень индивидуально.

- А что входит в обязанности алтарника?

Алтарник помогает священнослужителям. Он должен подготовить место служения, облачения священников и диаконов, кадило, просфоры, воду и вино, следить за своевременным возжением свечей, лампад, светильников. В его обязанности входят помощь при совершении таинств, уборка в алтаре, при необходимости - чтение Часов, а иногда, если священник благословит - и Апостола.

Т.е. получается, что помимо молитв и богослужения нужно знать и церковно-славянский язык. Сколько же времени требуется, чтобы все это освоить?

Повторюсь, все очень индивидуально. Если у человека есть вера и он воспринимает эту деятельность как служение - это главное. Порой достаточно знания основных молитв, а остальное приходит со временем.

- Исходя из ваших слов, обычно люди учатся на практике и занимаются самообразованием?

Да, но помимо этого сейчас есть много возможностей получить знания: в воскресных и церковно-приходских школах при храмах, на богословских курсах, в высших учебных заведениях (ПСТГУ, МПИ им. Иоанна Богослова и др.).

- Валерий Александрович, вы тоже учились на практике? Как и когда началось ваше служение?

Я к вере пришел поздно, в 90-е годы. Тогда вся страна просыпалась от безбожного сна, ну и я тоже… Сначала в церковь долго ходил, потом помогал в открытии нескольких храмов. А в алтарь впервые вошел в храме Георгия Победоносца на Варварке. Поначалу боялся что-то сделать неправильно, многого не знал, порой пытался «проскочить» между царскими вратами и престолом, и меня деликатно поправляли…

- Значит, существуют определенные запреты, ограничения?

Алтарник не должен касаться престола и предметов на нем, жертвенника, если коротко - всего того, на что призывается Дух Святой при совершении богослужения. Нельзя переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и царскими вратами…

- А женщины могут прислуживать в алтаре?

Могут, по усмотрению настоятеля и по благословению священноначалия. Существуют при этом определенные правила: возраст не менее 60-ти лет, безбрачие, т.е. женщина должна быть вдовой или девицей, ну и, конечно, она должна быть устоявшейся в вере, не новообращенной. В деревнях, где мужчин не хватает и в монастырях это особенно распространено. А в прошлом веке, во времена гонений на Церковь, алтарницами были именно женщины. В церкви тогда, можно сказать, вообще были одни «белые платочки», поэтому вера сохранилась во многом благодаря самоотверженности этих женщин.

Беседовала Юлия Павлюк

Интервью со звонарем Скорбященского храма г. Клина Н. В. Глухойкиной
Автор: Ю. Павлюк
Раньше церквей было много, в любой части города или села был слышен колокольный звон. Знаете, в России до революции было более 1 миллиона колоколов! Даже если человек был занят работой, он по звуку колокола понимал, что происходит в храме и эта живая связь не прерывалась

Образование для христианина - это миссия
Автор: Наталия Гусева
Как-то, возвращаясь из Москвы, я оказалась в одном купе с молодым мусульманином. Вечером я тихонько вытащила молитвослов, а он - правило для намаза. Мы взглянули, улыбнулись и... всю ночь провели за беседой «а как у вас?». Хороший парень, правильный. Кстати, мы с ним пришли к такому выводу, что толкование духовных книг «от себя» не очень хорошо…

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Алтарник (чтец, пономарь) – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.

В настоящее время в обязанности алтарника может входить:
- замена иконы праздника в храме,
- возжигание лампад в алтаре и на иконостасе,
- при необходимости – чтение на богослужении,
- принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана,
- подготовка кадила,
- подготовка облачения священников и диаконов,
- подавание плата для отирания уст во время причащения,
- помощь священнику при совершении таинств и треб,
- функции звонаря,
- уборка в алтаре.

На эту должность настоятелем выбираются мужчины-миряне, обладающие высокими нравственными качествами, исполненные благоговения. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству.

Алтарник как прообраз Ангела

Алтарник несет на себе три приходских послушания: чтеца, пономаря и параекклесиарха. Как чтец – он участвует в богослужении, донося до церковного народа слова молитв и поучений (в том числе и тексты Священного Писания). Как пономарь – совершает положенные ему уставом священнодействия (входы со свечами и т.п.) и помогает (как бы сослужит) священнослужителям. Как параекклесиарх – алтарник следит за порядком в храме во время богослужения, приготовляет помещение храма и церковную утварь к службе и убирается после, готовит вещество Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).

Важность служения алтарника накладывает особую ответственность на людей, несущих это послушание. Во-первых, алтарник должен быть человеком высокой духовной жизни, т.к. без внутреннего молитвенного делания и без борьбы с собственными страстями невозможно нести службу (прислуживать) у Престола Божия. Особо алтарник должен воспитывать в себе добродетели смирения, рассудительности, внимательности, трудолюбия и ответственности (не только за себя, но и за своих собратьев). Во-вторых, алтарник должен быть церковно грамотен: знать устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви, и должен постоянно повышать свое христианское образование. В-третьих, алтарник должен быть предельно строг в отношении к себе. Это касается не только внутренней жизни души, но и внешнего облика церковнослужителя. Алтарник должен вести себя в обращении с людьми кротко и степенно. Внешний вид его должен быть всегда опрятен (чистые волосы, не мятая одежда; однотонная рубашка, черные брюки и черные начищенные ботинки). Речь алтарника должна быть спокойной, вежливой и убедительной.

Часто в современной приходской жизни можно встретить пренебрежительное отношение к служению алтарника. Однако Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти.

иеромонах Иероним (Зуб)

Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона

1) Затеплить лампады . Приготовить вино . Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.

2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор .

3) Когда начинается каждение - открыть завесу царских врат . (Закрыть её после Великого входа). Перед началом литургии включить паникадило .

4) Малый вход. Во время возгласа священника « Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола . Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести » и выйти.
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило .
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило , если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св-к кадит иконостас на солее - зажечь свечу . По окончании каждения забрать кадило .
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом . Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» - подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу .
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник .
12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
18) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
19) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
20) Зажечь свечу на жертвеннике.
21) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
22) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения Апостола

Иерей: Вонмем. Мир всем.

Чтец: И духови твоему.

Иерей: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (.). Прокимен целиком.

Хор: Прокимен.

Чтец: Стих.

Хор: Прокимен.

Чтец: Прокимен (1 часть – до запятой).

Хор : 2-ю часть прокимна.

(Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен , глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).

Иерей: Премудрость.

Чтец: ……….. *чтение. (Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова [или: Иоаннова, причем не принято говорить, какое это послание - первое, или второе, или третье] чтение. Или: К римляном [К коринфяном; К галатом; К Тимофею и т.п.] послания святаго апостола Павла чтение.))

Иерей: Вонмем.

Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)

Иерей: Мир ти, чтущему.

Чтец: И духови твоему.

Иерей: Премудрость.

Если одно чтение, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза).

Хор поет “Аллилуйя” - трижды на указанный глас.

Чтец: 1-й стих аллилуиария.

Хор: “Аллилуйя”.

Чтец : - 2-й стих аллилуиария,.

Хор: “Аллилуйя”.

Если два чтения, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария.

Хор: “Аллилуйя”.

Чтец : - 2-й стих аллилуиария.

Хор: “Аллилуйя”.

Чтец: 1-й стих второго аллилуиария.

Хор: “Аллилуйя”.

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.

Как подавать священнику кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

Определение апостольких зачал и чтение прокимнов, аллилуариев, тропарей, кондаков

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й - Слава .. – тропарь 2-й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  1. Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  2. Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  3. В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  4. Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  5. Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Правила поведения алтарников

Перед входом в храм необходимо выключить мобильный телефон.

Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься с поклоном в сторону Горнего Места и подойти за благословением к старшему по чину священнослужителю.
В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.

Перед облачением в стихарь необходимо испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если в процессе службы необходимо будет снять стихарь, то на повторное облачение брать благословение уже не требуется).

В обязанности алтарника входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтарник должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола.

Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, алтарник должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

Нужно стараться как можно меньше ходить по алтарю. Разговоры и смех в алтаре недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия не должно быть посторонних действий и речи, кроме молитв.

Касаться престола и жертвенника, проходить перед престолом (между ним и царскими вратами), входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Продукты питания (а тем более, животного происхождения) в алтаре воспрещены.

В Богослужебных книгах пометок желательно не делать

При любых видах кровотечения алтарник обязан сразу же покинуть алтарь.

Как держать плат при причащении

Во время причастия мирян, алтарник может быть приглашён священником держать плат и отирать уста причастникам. Это послушание следует исполнять на пределе внимания и осторожности. Важно следить за тем, чтобы причастники:
- держали руки на груди крестом;
- ни в коем случае не крестились перед Чашей;
- дети сразу проглатывали Святые Дары.
Следует держать плат широко (полностью развёрнутым) и быть готовым к тому, что ребёнок или взрослый совершит резкое движение или даже кашленёт.

Если младенец на руках у родителей, то они должны положить его головой к своей правой руке. Алтарнику иногда имеет смысл придержать ручки младенца.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

(хотя диакон в тексте есть, но служение алтарника в этом руководстве описано для храма без диакона)

На аналой в храме кладётся икона праздника, готовится кадило и свеча. Включается свет в храме.

Перед самым началом подать кадило по обычаю (т.е. стоя справа от священника, находящегося перед Престолом) и не уходить. Священник покадит алтарь и идет кадить храм. Принять кадило от вошедшего в это время священника и унести.

Диакон: Восстаните! Господи, благослови!

Иерей : Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор : Аминь.

Священнослужители в алтаре: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Приидите, поклонимся и припадем к Нему.

Псалом 103, предначинательный

(Стихи псалма читаются канонархом и повторяются хором (они поставлены в квадратные скобки).

В приходских храмах обычно поются только некоторые стихи псалма (они напечатаны курсивом).)

Благослови, душе моя , Господа , [Благословен еси, Господи.] Господи Боже мой, возвеличился еси зело [Благословен еси, Господи] , во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея; на горах станут воды. [Дивна дела Т воя, Господи]. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и низходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды . Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих; от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил еси луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии; скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси : исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихжс несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся; отымеши дух их и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех Своих. Призираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя; аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа. [Слава Ти, Господи, сотворившему вся. ] Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор : Господи помилуй . (На каждое прошение.)

О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, вo Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем [или: о веси сей; если в мон acmыpe, то: о святей обители сей], всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи .

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Блажен муж

(Первый антифон 1-й кафисмы)

Хор: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Яко весть Господь путь праведных , и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Господне есть спасение, и на людех Т воих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже. (Трижды)

Готовится кадило .

Ектения малая

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор : Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков,

Хор: Аминь

На « Господи воззвах » подать кадило у южных врат Святого Престола. Священник покадит алтарь и идет кадить храм. Принять кадило от вошедшего священника и унести.

Господи, воззвах

1-й лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / услыши мя, Господи. / Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / вонмй гласу моления моего. / Внегда воззвати ми к Тебе; / услыши мя, Господи.

2-й лик: Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею, / жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи.

Положи, Господи… (Пс. 140,141).

На 10 стихов (стихир) (На всенощном бдении бывает 8 или 10 стихир. Если по уставу данной службы положено 8 стихир, то 10-й и 9-й стихи опускаются.

Изведи из темницы душу мою, (Эту первую часть стиха читает канонарх (распорядитель церковного пения); вторую часть стиха поют певцы и сразу же начинают петь стихиру.) исповедатися Имени Т воему.

Мене ждут праведницы, / дондеже воздаси мне.

На 8: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, / Господи, услыши глас мой. Да будут уши Т вои / внемлюще гласу моления моего .

На 6: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?/ Яко у Тебе очищение есть.

Имене ради Т воего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, / упова душа моя на Господа.

На 4: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния, / да уповает Израиль на Господа.

Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: / и Т ой избавит Израиля от всех беззаконий его.

Хвалите Господа вси языцы, / похвалите Его вси людие.

Яко утвердися милость Его на нас, / и истина Господня пребывает вовек.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Догматик или стихира.

(Поется: под воскресенье - догматик гласа, под двунадесятый праздник - стихира праздника,

под праздник святого - положенный на ряду Богородичен. На догматике совершается вход с кадилом.)

Если алтарник один – заранее зажечь свечу и затем подать кадило. Свечу поставить на Горнее место.

Если двое: один подаёт кадило, а второй со свечёй становится на Горнем месте.

Который со свечёй синхронно со священником крестится и кланяется Горнему месту и священнику и перед священником выходит северными вратами, по амвону через центр идёт к аналою, не доходя до него разворачивается на 180 0 , ставит свечу перед собой (теперь стоит спиной к аналою) и отступает чуть вправо, чтобы не стоять на центре и не закрывать свечу от людей. Стоит перед аналоем, а после того, как священник выйдет на амвон и благословит народ, заходит также через центр, уже южными вратами в алтарь, через Горнее место проходит с поклоном, гасит и ставит свечу на место.

Вход с кадилом

Диакон: Премудрость, прости.

Свете Тихий

Хор: Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, /Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! / Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. /Достоин еси во вся времена пет быти преподобными , / Сыне Божий, живот даяй; / темже мир Тя славит.

Диакон: Вонмем.

Иерей: Мир всем.

Диакон: Премудрость. Прокимен, глас…

Прокимны дневные (вечерни) со стихами

В субботу, глас 6-й:

Хор повторяет: Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Стих 1. Облечеся Господь в силу, и препоясася.

Хор: Господь воцарися, в лепоту облечеся . (На каждый стих).

Стих 2. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

Стих 3. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Диакон: Господь воцарися.

Хор: В лепоту облечеся.

В воскресенье, глас 8-й:

Се ныне благословите Господа/ вси раби Господни.

Стих: Стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего.

В понедельник, глас 4-й:

Господь услышит мя, / внегда воззвати ми к Нему.

Стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моей.

Во вторник, глас 1-й:

Милость Т воя, Господи, / поженет мя вся дни живота моего.

Стих: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит; на месте злачне, тамо всели мя.

В среду, глас 5-й:

Боже, во имя Т вое спаси мя, /и в силе Твоей суди ми.

Стих: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

В четверг, глас 6-й

Помощь моя от Господа, / сотворшаго небо и землю.

Стих: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя.

В пятницу, глас 7-й:

Боже, Заступник мой еси Ты, / и милость Т воя предварит мя.

Стих: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

ПАРИМИИ

(бывают по праздникам, читаются по «Минее месячной»)

Если есть паремии , алтарник берёт у клироса Минею и становится перед (! ) аналоем.

Порядок чтения: СВ: Премудрость! Чтец: Бытия чтение. СВ: Вонмем!… И читается первая паремия. Заканчивается она и снова тоже самое: СВ: Премудрость! Чтец: Исхода чтение. СВ: Вонмем!… И читается вторая паремия и т.д.

Ектения сугубая

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Хор: Господи, помилуй .

Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй . (Трижды, на каждое прошение)

Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), и всей во Христе братии нашей.

Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях. зде лежащих и повсюду, православных.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих. братии святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея).

Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Иерей: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Сподоби, Господи

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, слава подобает. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(если лития) Ставится тетрапод перед аналоем. Аналой немного отодвинуть, чтобы был проход между аналоем и амвоном для каждения. Стелются коврики – один перед тетраподом, второй в притворе. На тетрапод стелется покровец.

Ектения просительная

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.

Хор : Господи, помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.

Хор: Подай, Господи . (На каждое прошение. )

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.

Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христве просим.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему .

Диакон:

Хор: Тебе, Господи.

Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор : Аминь.

(если лития) Если лития, поются стихиры на литии. На них — исхождение в притвор. Для этого зажигается большая свеча и кадило. Алтарники перед священником несут свечу в притвор, ставят перед священником, кадило подаётся по знаку. По каждении забрать и один алтарник уходит, относит кадило.

ЛИТИЯ

Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя; молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; силою Честнаго и Животворящаго Креста; предстателъствы Честных Небесных Сил Безплотных; Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святых славных и всехвальных Апостол; иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, Чудотворца; святьгх равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святьгх отец наших всея Руси чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоноснъгх отец наших, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны [и святаго (имя), егоже есть храм и егоже есть день] и всех святых; молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

Хор: Господи, помилуй. (40 раз)

(если лития) Ставить литейный прибор (сосуд) с зажжёнными заранее на нём свечами на тетрапод перед аналоем рышки не снимать.

Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе; аще во обители: и о архимандрите, или: игумене нашем) (имярек) и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней милости Божия и помощи требующей; о покровении града сего и живущих в нем (или: веси сея и живущих в ней; или: святыя обители сея и живущих в ней); о мире и состоянии всего мира; о благостоянии Святых Божиих Церквей; о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих отец и братий наших; о оставльшихся и во отшествии сущих; о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженной памяти и оставлении грехов всех преждеотшедших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду, православных; о избавлении плененных, и о братиях наших во службах сущих, и о всех служащих и служивших во святем храме сем (аще во обители: во святей обители сей) рцем.

Хор: Господи, помилуй (50 раз)

Диакон: Еще молимся, о еже сохранитися граду сему (или: веси сей), и святому храму сему (аще во обители: святей обители сей), и всякому граду и стране, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти Благому и Человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны.

Хор: Господи, помилуй. (Трижды)

Диакон: Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас, грешных, и помиловати нас.

Хор: Господи, помилуй . (Трижды)

Иерей: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли и сущих в мори далече; и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцуи Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Диакон: Главы наша Господеви приклоним.

И всем приклоньшим главы молится священник велегласно:

Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы Честных Небесных Сил Безплотных, Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго Чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских; святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгани Ольги, иже во святых отец наших всея Руси чудотворцев Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны [и святаго (имярек), его же есть храм, и его же есть день}, и всех святых Твоих; благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоего, отжени от нас всякаго врага и супостата; умири нашу жизнь, Господи; помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко Благ и Человеколюбец.

(если лития): Нужно идти перед священником — перенести свечу, поставить её за литийным сосудом. Дальний коврик уносится, алтарники уходят.

Хор: Аминь .

Стихиры на стиховне

(Первая стихира поется без стиха. Далее чтец читает первую половину стиха, хор поет вторую половину и стихиру)

Воскресные стихи (запевы) к стихирам, на стиховне:

Стих 1: Господь воцарися, / в лепоту облечеся.

Стих 2 : Ибо утверди вселенную, / яже не подвижится.

Стих 3 : Дому Т воему подобает святыня, Господи, / в долготу дний.

Слава, и ныне : Богородичен.

Молитва св. Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши раба Т воего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Чтец: Трисвятое. Пресвятая Троице…Отче наш…

(если лития): на Отче наш для священника вынести кадило … 2-й алтарник открывает ЦВ, включает свет. Когда 1 алтарник — на ОТЧЕ НАШ открыть царские врата, включить свет и сразу идти с кадилом к нему (будет каждение литийного столика на тропарях).

Покровского Академического храма Московской Духовной Академии и Семинарии

Общие указания

Войдя в Святой Алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед св. Престолом, пере­креститься в сторону Горнего Места и поклониться служащей духовенству и всем присутствующим в Алтаре. После покло­нов св. Престолу и Горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: Епископу (если он присутствует), отцу Инспектору и др.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.

Перед облачением в стихарь необходимо совершить два поясных псклона в сторону Престола, испросить благослове­ние на надевание стихаря у служащего священника или у епис­копа (если он присутствует в Алтаре), сделать после этого третий поклон св. Престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.

В обязанности пономаря входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, кото­рые стоят на Престоле. За последними смотрят священнослу­жители. Ставить на Престол и снимать с него лампады и под­свечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, пономарь должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Пономарь должен подавать кадило служащему диакону с правый стороны св. Престола. Проходя через Горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед подаванием ка­дила диакону пономарь должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы Горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуются на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:

1. подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103-го псалма,

2. подать кадило перед пением "Господи воззвах";

3. подать кадило и выйти со свечами на малом входе;

4. перед пением "Хвалите имя Господне..." подать свечи и кадило (на середине храма);

5. при выносе Евангелия вынести свечи;

6. при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;

7. подать кадило на 8-й песни канона.

3. Обязанности пономарей за Литургией:

2. подать кадило в конце проскомидии;

3. вынести свечи во время входа с Евангелием;

4, во время чтения Апостола подать кадило;

5. во время пения Аллилуария вынести свечи;

6. во время произношения диаконом сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служа­щими священнослужителями;



7. на Херувимской песни подать кадило и на Великом входе вынести свечи;

8. после пения: "Тебе поем..." подать кадило;

9. перед пением: "Отче наш..." приготовить теплоту и порезать антидор,

10. после возгласа "Святая Святым" поставить подсвечник перед Царскими вратами и унести его обратно после возгласа: "Всегда, ныне и присно..."

11. после причащения мирян подать кадило.

4. Обязанности пономарей по время молебна:

1. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их;

2. при выносе Евангелия вынести свечи.

5. Обязанности пономарей во время панихиды:

1. подать кадило диакону;

2. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их.

Перед уходом из Алтаря необходимо сделать три земных поклона св. Престолу, поясной поклон с крестным знамением в сторону Горнего места и поклон всем присутствующим.

Поведение в Алтаре должно быть благочинным и благого­вейным, ибо этого требует христианский долг отношения к святому храму, а тем более к святому Алтарю, как "СВЯТОМУ СВЯТЫХ" православного храма.

С вопросами, возникающими при исполнении пономарских Обязанностей, обращаться к дежурному по храму преподавателю Литургики, к отцу благочинному, к отцу ризничному, к своим старице товарищам и другим компетентным лицам.

Обязанности пономарей за всенощным бдением (воскресным)

I II
Вечерня.
"Слава Святей" - “Благослови душе моя Господа” Перед открытием завесы и Царских приготовить диаконские свечи (если два диакона - 2, если один диакон - 1) и кадило. Происходит каждение Алтаря и храма. По возвра­щении в Алтарь, когда диакон кадит священника, один из пономарей стано­вится на Горнем месте, рядом с диа­коном, одновременно с ним молится, кланяется священнику и принимает от диакона свечу и кадило.
Великая ектения -"Миром Господу..." пение "Блажен муж"
Малая ектения - Господи воззвах..." Во время малой ектений приготовить кадило и при пении "Господи воззвах" подать диакону (если диаконов двое, то и два кадила). Когда диакон выхо­дит из Алтаря для каждения храма, пономарям нужно зажечь выносные све­чи и стать в сторону от свечей, друг против друга.
При пении догматика открываются Царские врата и пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).
Диакон: "Премудрость прости" Пение "Свете тихий" Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.
Диакон произносит: "Вонмем" Свящ. "Мир всем" При этих словах пономари кланяются священнику, друг другу, и каждый со своей стороны вно­сит свечу в Алтарь, ставят све­чи на место и ждут окончания произнесенного прокимна: "Гос­подь воцарися...", стоя друг против друга. По окончании прокимна диакон со священником, а вместе с ними и пономари, перекрестившись, кланяются иконе Воскресения Христова, пропускают священника на его место, тушат свечи и, покло­нившись свтщеннику, отходят.
Ектения: "Рцем вси" Чтение "Сподоби Господи" Ектения: "Исполним ве­чернюю молитву", Пение стихир. "Ныне отпущаеши" Конец вечерни. Тропарь, и Царские врата открываются. Царские врата закрываются.
Утреня.
Чтение шестопсалмия, Великая ектения. "Бог Господь", Тропари, Кафизмы, Во время чтения кафизм приго­товить кадило и диаконские свечи, которые нужно подать на "Хвалите имя Господне".
"Хвалите имя Господне" Малая ектения Чтение Евангелия Происходит каждение Алтаря и храма. По скончании каждения и приема диаконской свечи и кадила, так же, как и на вечерне, на Горнем месте с диаконом, помолившись и поклонив­шись священнику, принять кади­ло и свечу и сразу же зажечь выносимые свечи и пред чтением Евангелия поставить свечи с обеих сторон Престола. Когда выносится Евангелие, пономари идут впереди Евангелия и ставят свечи пред аналоем, на котором полага­ется Евангелие. По окончании Евангелия свечи, каж­дая со своей стороны, выносятся и ставятся пред Царскими вратами.
"Спаси Боже, люди Твоя". Канон. Во время пения канона духовенство и народ прикладываются к Евангелию. По окончании прикладывания впереди священника, несущего Евангелие, не­сут выносные свечи, у амвона пропус­кают священника, который Евангелием осеняет народ, пономари каждый со своей стороны вносят свечу па преж­нее место у Престола. Тушат свечи, делают поклон священнику.
По 8-й песни "Величит душа моя Господа" По 8-й песни канона в последний раз приготовляется кадило; по 8-й песни происходит каждение Алтаря, на амвоне диакон произносит: "Богородицу и Ма­терь Света" и продолжает каждение всего храма. По каждении - поклон (как положено) священнику, и диакон отдает понома­рю кадило.
"Свят Господь Бог наш" Великое славословие, Тропарь воскресный, две ектении и отпуст. Царские врата при словах "Господи, сохрани их на многая лета" закрываются, завеса задергивается.
Чтение 1-го часа. Лампады тушатся.

1. Общие указания

Войдя в Святой Алтарь, пономарь должен сделать с благоговением три земных поклона перед св. Престолом, перекреститься в сторону Горнего Места и поклониться служащему духовенству и всем присутствующим в Алтаре. После поклонов св. Престолу и Горнему месту следует подойти за благословением к служащему священнику, а также к старшим по чину священнослужителям: Епископу (если он присутствует), отцу Инспектору и др.

В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.
Перед облачением в стихарь необходимо совершить два поясных поклона в сторону Престола, испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если он присутствует в Алтаре), сделать после этого третий поклон св. Престолу и затем тому лицу, у которого испрашивалось благословение.

В обязанности пономаря входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на Престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на Престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, пономарь должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Пономарь должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны св. Престола. Проходя через Горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед подаванием кадила диакону пономарь должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы Горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

2. Обязанности пономарей за вечерним Богослужением:

1. подать кадило и свечу в самом начале Богослужения, перед пением 103-го псалма;

2. подать кадило перед пением «Господи воззвах»;

3. подать кадило и выйти со свечами на малом входе;

4. перед пением «Хвалите имя Господне…» подать свечи и кадило (на середине храма);

5. при выносе Евангелия вынести свечи;

6. при помазании благословенным елеем держать сосуд с елеем;

7. подать кадило на 8-й песни канона.

3. Обязанности пономарей за Литургией:

2. подать кадило в конце проскомидии;

3. вынести свечи во время входа с Евангелием;

4. во время чтения Апостола подать кадило;

5. во время пения Аллилуария вынести свечи;

6. во время произношения диаконом сугубой и заупокойной ектении распределить заказные поминания между служащими священнослужителями;

7. на Херувимской песни подать кадило и на Великом входе вынести свечи;

8. после пения: «Тебе поем…» подать кадило;

9. перед пением: «Отче наш…» приготовить теплоту и порезать антидор.

10. после возгласа «Святая Святым» поставить подсвечник пород Царскими вратами и унести его обратно после возгласа: «Всегда, ныне и присно…»

11. после причащения мирян подать кадило.

IV. Обязанности пономарей во время молебна:

1. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их;

2. при выносе Евангелия вынести свечи.

V. Обязанности пономарей во время панихиды:

1. подать кадило диакону;

2. раскрыть поминания и помогать священнослужителям в чтении их.

Перед уходом из Алтаря необходимо сделать три земных поклона св. Престолу, поясной поклон с крестным знамением в сторону Горнего места и поклон всем присутствующим.

Поведение в Алтаре должно быть благочинным и благоговейным, ибо этого требует христианский долг отношения к святому храму, а тем более к святому Алтарю, как «СВЯТОМУ СВЯТЫХ» православного храма.

С вопросами, возникающими при исполнении пономарских обязанностей, обращаться к дежурному по храму преподавателю Литургики, к отцу благочинному, к отцу ризничному, к своим старшим товарищам и другим компетентным лицам.

6. Обязанности пономарей за Всенощным Бдением (воскресным)

Вечерня

«Слава Святей» — «Благослови душе моя Господа»

Перед открытием завесы и Царских врат приготовить диаконские свечи (если два диакона — 2, если один диакон — 1) и кадило. Происходит каждение Алтаря и храма. По возвращении в Алтарь, когда диакон кадит священника, один из пономарей становится на Горнем месте, рядом с диаконом, одновременно с ним молится кланяется священнику и принимает от диакона свечу и кадило.

Великая ектения -»Миром Господу…» пение «Блажен муж»

Малая ектения — «Господи воззвах…»

Во время малой ектении приготовить кадило и при пении «Господи воззвах подать диакону (если диаконов двое то и два кадила). Когда диакон входит из Алтаря для каждения храма, пономарям нужно зажечь выносные свечи и стать в сторону от свечей, против друга.

При пении догматика открываются Царские врата

Пономари один за другим выходят на амвон, ставят свечи у икон Спасителя и Божией Матери (за ними следуют диакон и священник).

Диакон: «Премудрость прости». Пение «Свете тихий»

Духовенство входит в Алтарь и становится на Горнем месте, а свещеносцы ставят свечи рядом, пред Царскими вратами.

Диакон произносит: «Вонмем» Свящ: «Мир всем»

При этих словах пономари кланяются священнику, друг другу, и каждый со своей стороны вносит свечу в Алтарь, ставят свечи на место и ждут окончания произнесенного прокимна: «Господь воцарися…», стоя друг против друга. По окончании прокимна диакон со священником, а вместе с ними и пономари, перекрестившись, кланяются иконе Воскресения Христова, пропускают священника на его место, тушат свечи и, поклонившись священнику, отходят.

Ектения: «Рцем вси» чтение «Сподоби Господи» Ектения: «Исполним вечернюю молитву», Пение стихир. «Ныне отпущаеши»

Тропарь, и Царские врата открываются.

Конец вечерни.

Царские врата закрываются.

Утреня

Чтение шестопсалмия; Великая ектения. «Бог Господь», Тропари, Кафизмы.

Во время чтения кафизм приготовить кадило и диаконские свечи, которые нужно подать на «Хвалите имя Господне».

«Хвалите имя Господне»

Малая ектения

Чтение Евангелия

Происходит каждение Алтаря и храма. По окончании каждения и приема диаконской свечи и кадила, так же как и на вечерне, на Горнем месте с диаконом, помолившись и поклонившись священнику, принять кадило и свечу и сразу же зажечь выносимые свечи и пред чтением Евангелия поставить свечи с обеих сторон Престола.

Когда выносится Евангелие, пономари идут впереди Евангелия и ставят свечи пред аналоем, на котором полагается Евангелие.

По окончании Евангелия свечи, каждая со своей стороны, выносятся и ставятся пред Царскими вратами.

«Спаси Боже, люди Твоя». Канон.

Во время пения канона духовенство и народ прикладываются к Евангелию

По окончании прикладывания пономари идут впереди священника, несущего Евангелие, и несут выносные свечи, у амвона пропускают священника, который Евангелием осеняет народ, пономари каждый со своей стороны вносят свечу па прежнее место у Престола. Тушат свечи делают поклон священнику.

По 8-й песни «Величит душа моя Господа»

По 8-й песни канона в последний раз приготовляется кадило; по 8-й песне происходит каждение Алтаря, на амвоне диакон произносит: «Богородицу и «Матерь Света» и продолжает каждения всего храма.

По каждении — поклон (как положено священнику, и диакон отдает пономарю кадило.

«Свят Господь Бог наш» Великое славословие. Тропарь воскресный, две ектении и отпуст.

Царские врата при словах «Господи сохрани их на многая лета» закрываются, завеса задергивается.

Чтение 1-го часа.