Аргентинская пампа и гаучо. Миф ковбоя Загадочные пампасы Южного полушария

Именно мясо, а не золото и серебро принесло Аргентине богатство. Причем такое, что на рубеже 19-20 веков в Европе даже проявилась присказка: «богат как аргентинец». Аргентина занимает шестое место в мире по поголовью крупного рогатого скота, пятое по производства мяса на душу населения и первое по его потреблению.
Во все стороны от Буэнос-Айреса на сотню километров простираются пампасы. Пампасы – плодородные степи, в которых куется богатство страны, где на фермах, а они называются в Аргентине – эстансия, трудятся гаучо – потомки испанских конкистадоров и индейских женщин.

Эстансия Эль Калибри

Слово эстансия означает «остановка». В русском языке оно соответствует – станице. То есть – это поместье с прилегающей к нему землей. Они играли важную роль в истории Аргентины. Фермерство всегда было прибыльным в Аргентине. Испанская империя, не найдя здесь ожидаемое золото, сделало ставку на сельское хозяйство. Изначально первыми поселенцам выдавали обширные участки земли на тех условиях, что они будут выращивать на этой земле зерновые культуры поблизости от столицы или скот в отдалении от нее. Фермеры должны были докладывать испанской короне о достигнутых результатах, держа экзамен на профпригодность. Те, кто добился успеха, получали землю в собственность. Неудачники оказывались бездомными. Впрочем, имея деньги, в Аргентине всегда можно было купить и эстансию, и уважение.

Теперь эстансии изначально строят как отели. Двенадцать лет назад хозяин эстансии Эль Калибри поехал в Аргентину охотиться, и в прицел ружья узрел совсем другую цель – о чем и сообщил жене. Он сказал – давай переедем в Аргентину. Сначала из Европы уехал муж с тремя собаками, потом прибыла жена с тремя детьми. Было странное решение уехать из Европы не в Калифорнию, а в глубинку Аргентины, в пампасы. Считается, что в Аргентине сложный климат: жаркое лето и холодная зима.

Хозяйка эстансии так объясняет свое решение: «Мы здесь заметно улучшили качество жизни. Здесь, на природе лучше растить детей. В Куршевеле и Сан-Тропе, где мы жили, было, конечно, красиво, но там сложно привить детям правильные ценности. Чтобы так отдыхать, как мы сейчас живем, в Куршевеле надо много работать. Какие просторы в Аргентине! Другая страна, другая ментальность. Мы сами не работаем на ферме, а нанимаем людей. Но это также надо уметь делать.
В прошлом, когда покупали эстансию, хозяева работали вместе с гаучо. Но это длилось недолго. Надо отметить, что изначально домашнего скота в Аргентине не было. Поэтому его привозили на кораблях. Фермеры быстро становились на ноги и позволяли себе сдать эстансию в аренду и жить по полгода в Лондоне и Париже. Покупали там скаковых лошадей и разводили их в пампасах. Путешествие в Европу было длительным, и с собой они брали кур, свиней, чтобы покушать свое, аргентинское, домашнее. Местные индейцы прекрасно освоились с лошадьми, которых до этого там не было и стали лучшими наездниками, чем сами испанцы. Они принялись угонять от фермеров скот. Владельцы эстансий начали строить по периметру своих ферм специальные вышки, нанимать гаучо, которые выглядывали врагов и защищали от нападений фермы.

Мясо в Аргентине хорошее и славится по всему миру. Фермеры объясняют этот факт хорошей генетикой, прекрасными травами, отсутствием химии. Большой популярностью в изготовлении и потреблении пользуется – печенка, мясо с ребрышек, филе и огузок. Главные герои пампасов – гаучо. Три столетия назад они были бродягами, наводящими на людей страх. Но получив постоянную работу, стали «трудягами». На любой ферме лошади являются королями всех животных. Аргентинские лошади называются здесь креолами и являются национальной гордостью страны. За ними ухаживают и любят больше всех домашних животных. Популярное развлечение для аргентинских аристократов – поло на лошадях. Оно собирает тысячи зрителей не только из аристократических кругов, а также обитателей многочисленных эстансий.

Для справки: Лошадь была и остается не только средством передвижения в аргентинской культуре, а тем более в пампасах. Она - компаньон и друг. Гаучо или аргентинский ковбой является романтичным символом для жителей Аргентины. Он представляет аргентинскую традицию и противостоит коррупции. У гаучо всегда была свобода, которой никогда не обладали жители городов, живших в стенах зданий и законов. Гаучо были кочевниками и бродили по всей сельской местности Аргентины. Они имели свои собственные законы, а вместо крыши над головой – звезды. Но больше всего в жизни они любили и любят лошадей, к которым относятся как к своим близким друзьям. Лошадь стала символом самих гаучо, ведь порода Криолло – смешенная, как и кровь самих аргентинских ковбоев. Поэтому наездник и лошадь представляют одно целое в аргентинской культуре пампасов.

Материал взят из передачи «Планета без предрассудков. Путешествие с Ириной Бажановой»
Фото: Frazer, Hugh"sBlog, SarahBoland, а также из Интернета. По вопросам авторства просьба обращаться в офис нашей компании

Аргентина: ближайшие туры

Даты заездов 2019: 15 июня, 6 июля, 17 августа, 14 сентября, 19 октября, 16 ноября, 7 декабря;
10 дней / 9 ночей

Буэнос-Айрес – Тигре – Сан-Исидро – Ушуайя – пролив Бигль – национальный парк Огненная земля – Калафате – ледник Перито-Морено – водопад Игуасу
Элегантный Буэнос-Айрес с его культурными и историческими памятниками и танго. Путешествие на край земли в Ушуайю к ледникам и озерам в горной цепи Анд, наблюдение за морскими котиками в их среде обитания и за магеллановыми пингвинами. Поездка по узкоколейке на старинном составе – "Поезде на край света" – по самому южному национальному природному парку. Путешествие в Калафате к самому "легко доступному леднику" – Перито Морено – природному достоянию человечества.
Гарантированные даты заездов от 2 чел. с русскоговорящим гидом - переводчиком.
от 2008 у.е. при 2-местн. разм. + а/б; варианты размещения на выбор - отели от 3* до 5*

По признанию писательницы Надежды Тэффи, пампасы славились лесами. А Ж. Ж. Руссо, провозгласившего знаменитый лозунг «Назад, к природе», иногда шутливо перефразируют: «Назад, в пампасы!» Заманчивые картины экзотического пейзажа рисует и другой известный персонаж - литературно-киношный Остап Бендер. В его пампасах «бегают бизоны…», растут баобабы и кипят нешуточные страсти между пиратом, креолкой и ковбоем. Итак, что значит - пампасы? Чем они уникальны?

Загадочные пампасы Южного полушария

На нашей планете есть только одно место, сочетающее равнинный рельеф и субтропический приморский климат, благодаря чему эта степная просторная территория стала привлекательной для колонизаторов Южной Америки. Это так называемая pampa , окаймленная Атлантическим океаном и Андами, покрытая травянистой растительностью. На карте пампасы - сплошное зеленое пятно на территории современных государств - Аргентины, Уругвая и небольшой части Бразилии.

Происхождение и значение слова пампасы

Что обозначает слово пампасы ? Словари дают несколько различные трактовки его этимологии. Например, дореволюционное издание «Словаря иностранных слов» А. Н. Чудинова возводит к перуанскому языку, в котором он обозначает равнину. Современные труды лингвистов и лексикографов едины во мнении: pampas - это испанское слово, форма от существительного «степь». А в испанском, возможно, оно появилось как заимствование из языка индейцев кечуа. Таким образом, значение слова пампасы следующее: это наименование географического объекта в субтропиках Южной Америки, совокупности местностей на равнине, степей, солончаков. По-своему эти просторы прекрасны: большую часть года пампасы выглядят как целина, покрытая густой высокой травой. Видимо, поэтому молодежный жаргон переосмыслил по-своему это пространство. Выражение «уйти в пампасы» имеет два значения: «опьянеть, потерять голову» и «скрыться из вида, потеряться для окружающих, покинуть общество».

А популярный интернет-ресурс «Электронные пампасы» содержит прекрасные литературные произведения для детей (всех возрастов!). Что такое пампасы в этом случае? Это символ бесконечного простора для творчества, игр, приключений и фантазии!

История завоевания пампы

До вторжения испанцев-колонизаторов в XVI веке жизнь в живописных пампасах на протяжении тысячелетий текла мирно и умеренно, в гармонии с природой. Местное население - индейцы кечуа - усиленно боролось против завоевателей, но, несмотря на ожесточенное сопротивление, европейские ценности все же стали насаждаться, а местные аборигены подверглись истреблению. Что такое пампасы для индейцев? Необъятные просторы степей, уникальный природный мир, плодородные земли... В мифологии коренного населения Южной Америки пампасы символизировали бесконечность жизни и одновременно ее бренность, ничтожность одного живого существа перед вечностью.

За прошедшие столетия освоения пампы местная флора стала совсем иной, ведь для европейских колонизаторов эти степи представляли собой еще один источник обогащения и грядущего процветания. Испанцы принесли с собой не только воинственный дух и традиции земледелия, но и лошадей-мустангов, которых в Южной Америке не было до этих пор. Теперь они также олицетворяют собой дух пампасов: пасущиеся стада, кромка Анд, трава на склонах и широкий равнинный простор… А где-то, по одному ему известной тропе, скачет всадник-гаучо, потомок испанцев и индейцев. Современные лошади криолло - также одичавшие потомки тех легендарных испанских багуалес.

Природа и климат пампасов

Что такое пампасы, поймет тот, кому в детстве приходилось играть и прятаться в высокой траве. Только здесь это бескрайние безграничные просторы, покрытые злаковыми травянистыми растениями (ковыль, бородач, овсяница).

Территория современных пампасов занимает около 750 000 кв. км, это чуть меньше площади Турции. Но это не значит, что степи в бассейне Ла-Платы сплошь заросли травами. Ближе к Бразильскому нагорью климат становится более континентальным, засушливым, начинается смешанная растительность, напоминающая лесостепь с островками вечнозеленых кустарников и рукотворных лесопосадок (клен, тополь).

Заповедный уголок

Что такое пампасы для современных жителей Южной Америки? Значительную часть земель занимают сельхозугодья с посевами злаковых и других культур, фермами и пастбищами для скота (особенно в аргентинской части). Но также жители заботятся о благополучии заповедников - ведь активную деятельность человека нужно сдерживать, иначе, преобразуя мир вокруг себя, он может оказаться в пустыне. В труднодоступных уголках пампы, вдали от дорог, по берегам рек сохранились нетронутые островки девственной природы.

Животный мир пампы составляют уникальные представители фауны нашей планеты - пампасный олень, грызуны нутрия и вискаша, патагонская мара, страус нанду, броненосцы, алые ибисы.

Деревья в пампе не растут, редко в предгорной части встречаются белые мескиты (кальдены).

Всемирно известной стала кортадерия. Благодаря неприхотливости и хорошей приспосабливаемости к изменениям среды многолетник стали использовать в качестве декоративного растения. Кусты кортадерии достигают трехметровой высоты, они являются долгожителями - способны расти до 40 лет и даже дольше.

Ковбой (кавбой) (англ. cowboy, от cow — корова и boy — парень) — название, употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота. Эпоха ковбоев началась с 1865, когда нужно было согнать в угоны гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса. Закончилась эта эпоха около двадцати лет спустя. Примерно треть ковбоев была неграми, получившими свободу после гражданской войны, но не имевшими ни работы, ни имущества. Ещё треть ковбоев была мексиканцами и треть — потомками выходцев из Европы.

Ковбои перегоняли скот из скотоводческих районов до ближайшей железнодорожной станции. Ночью во время стоянок патрулировали по периметру, перекликаясь посредством куплетов, один начинал, другой на противоположной стороне заканчивал. Так родились ковбойские песни, ковбойская поэзия.

Самое интересное начиналось, когда они возвращались с заработанными деньгами. Власти из городков по их маршруту нанимали бандитов для защиты населения от разгулявшихся ковбоев. Помимо шумных «гуляний», ковбои в свободное время устраивали состязания — кто лучше удержится на дикой лошади, на бычке из стада, кто лучше бросает лассо и чья лошадь лучше воспитана. Со временем эти состязания «обросли» правилами, поделились на дисциплины и ближе к середине XX века сформировался вестерн-спорт.

После 1930-х в Америке вошёл в моду ностальгический, прославляющий взгляд на ковбоев. Он нашёл отражение в музыкальном стиле кантри, комиксах, рекламе, одежде, кинематографе (см. Вестерн). Непременными атрибутами ковбоя считаются джинсы, ковбойская шляпа, сапоги, жилетка, клетчатая рубашка на кнопках с двойной кокеткой (western yokes), лассо, револьвер.

Современные техасские ковбои (США).

Другие названия ковбоев в американском английском включают слова cowpoke, cowhand, cowherd и cowpuncher (ковпанчер)

Ковпанчеры, названные в честь мужчин, носящих шляпы, надевали на ноги чехлы от колючих зарослей (чапсы, чаппарахас), имели короткие лассо и загоняли скот в железнодорожные вагоны.Действовали на территории Нью-Мексико и Техаса.

И в наше время настоящих ковбоев, занимающихся разведением крупного рогатого скота и лошадей, можно встретить в США на ранчо. Некоторые из рабочих-ковбоев принимают участие и в соревнованиях —родео. Рабочие ковбойские лошади и рабочие ковбои принимают участие и в соревнованиях на лучшую рабочую лошадь — Versatility Ranch Horse].

Исторически ковбои были и остаются частью американской духовной культуры. Первая ковбойская церковь была организована в городе Ваксахачи, штат Техас. Сейчас ковбойское христианское движение объединено в Американскую Ассоциацию ковбойских церквей. На русском языке практически нет исследований о ковбоях-христианах. Эта тема была открыта в 2008 году статьей американского бюро журнала «Христианин».

В Южной Америке, в условиях пампы (аналог прерии), в 19 веке существовал сходный ковбою социальный слой: гаучо. Гаучо появились значительно раньше (XVI-XVII века), по происхождению были в основном метисами, но в 20-м веке гаучо и ковбой стали сходными популярными стериотипами. Особенно это было заметно в первой половине 20-го века, когда Аргентина была страной первой величины и аргентинский кинематограф соперничал с Голливудом.

1. Интересные факты о ковбоях

Феномен ковбоя, от которого отталкивалась мифологизация этого образа, как работника-перегонщика, перегонявшего мясной скот с пастбищ Запада к железнодорожным станциям Канзаса для дальнейшей их транспортировки в города на востоке США, — просуществовал всего 30 лет, примерно с 1865 по 1895 год. После этих 30 лет профессия ковбоя стала более локальной.

В американской истории был единственный президент, который был ковбоем по профессии. Это Теодор Рузвельт. На заре своей карьеры, с 1883 по 1886 год, он работал ковбоем.

Ковбой (кавбой) (англ. cowboy, от cow — корова и boy — парень) — название, употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота. Эпоха ковбоев началась с 1865, когда нужно было согнать в угоны гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса. Закончилась эта эпоха около двадцати лет спустя. Примерно треть ковбоев была неграми, получившими свободу после гражданской войны, но не имевшими ни работы, ни имущества. Ещё треть ковбоев была мексиканцами и треть — потомками выходцев из Европы.

Ковбои перегоняли скот из скотоводческих районов до ближайшей железнодорожной станции. Ночью во время стоянок патрулировали по периметру, перекликаясь посредством куплетов, один начинал, другой на противоположной стороне заканчивал. Так родились ковбойские песни, ковбойская поэзия.

Самое интересное начиналось, когда они возвращались с заработанными деньгами. Власти из городков по их маршруту нанимали бандитов для защиты населения от разгулявшихся ковбоев. Помимо шумных «гуляний», ковбои в свободное время устраивали состязания — кто лучше удержится на дикой лошади, на бычке из стада, кто лучше бросает лассо и чья лошадь лучше воспитана. Со временем эти состязания «обросли» правилами, поделились на дисциплины и ближе к середине XX века сформировался вестерн-спорт.

После 1930-х в Америке вошёл в моду ностальгический, прославляющий взгляд на ковбоев. Он нашёл отражение в музыкальном стиле кантри, комиксах, рекламе, одежде, кинематографе (см. Вестерн). Непременными атрибутами ковбоя считаются джинсы, ковбойская шляпа, сапоги, жилетка, клетчатая рубашка на кнопках с двойной кокеткой (western yokes), лассо, револьвер.

Современные техасские ковбои (США).

Другие названия ковбоев в американском английском включают слова cowpoke, cowhand, cowherd и cowpuncher (ковпанчер)

Ковпанчеры, названные в честь мужчин, носящих шляпы, надевали на ноги чехлы от колючих зарослей (чапсы, чаппарахас), имели короткие лассо и загоняли скот в железнодорожные вагоны.Действовали на территории Нью-Мексико и Техаса.

И в наше время настоящих ковбоев, занимающихся разведением крупного рогатого скота и лошадей, можно встретить в США на ранчо. Некоторые из рабочих-ковбоев принимают участие и в соревнованиях —родео. Рабочие ковбойские лошади и рабочие ковбои принимают участие и в соревнованиях на лучшую рабочую лошадь — Versatility Ranch Horse].

Исторически ковбои были и остаются частью американской духовной культуры. Первая ковбойская церковь была организована в городе Ваксахачи, штат Техас. Сейчас ковбойское христианское движение объединено в Американскую Ассоциацию ковбойских церквей. На русском языке практически нет исследований о ковбоях-христианах. Эта тема была открыта в 2008 году статьей американского бюро журнала «Христианин».

В Южной Америке, в условиях пампы (аналог прерии), в 19 веке существовал сходный ковбою социальный слой: гаучо. Гаучо появились значительно раньше (XVI-XVII века), по происхождению были в основном метисами, но в 20-м веке гаучо и ковбой стали сходными популярными стериотипами. Особенно это было заметно в первой половине 20-го века, когда Аргентина была страной первой величины и аргентинский кинематограф соперничал с Голливудом.

1. Интересные факты о ковбоях

Феномен ковбоя, от которого отталкивалась мифологизация этого образа, как работника-перегонщика, перегонявшего мясной скот с пастбищ Запада к железнодорожным станциям Канзаса для дальнейшей их транспортировки в города на востоке США, — просуществовал всего 30 лет, примерно с 1865 по 1895 год. После этих 30 лет профессия ковбоя стала более локальной.

В американской истории был единственный президент, который был ковбоем по профессии. Это Теодор Рузвельт. На заре своей карьеры, с 1883 по 1886 год, он работал ковбоем.