Богатырь русской музыки. Александр Бородин

Бородин Александр Порфирьевич - русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова , при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. Изучая медицину, продолжал заниматься химией под руководством Н.Н.Зинина. В 1858, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины. Под влиянием дружбы с прогрессивными учеными того времени - А.М.Бутлеровым, Д.И.Менделеевым и И.М.Сеченовым, писателями Н.В.Успенским, М.А.Маркович, статей В.Г.Белинского и А.И.Герцена сформировалось мировоззрение Бородина и его общественные взгляды. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым , и эта встреча произвела на него глубокое впечатление. Бородин с радостью стал членом «Могучей кучки» и под влиянием Балакирева , В. В. Стасова и других членов балакиревского кружка окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания П ервой симфонии. Из-за постоянной занятости Бородина П ервая симфония создавалась урывками, тем не менее, она привлекает своей гармоничностью и цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна образами могучей силы, твердости духа, и в то же время душевной мягкости, ласки и нежности.

Историческая ценность П ервой симфонии заключена не только в ее высокой художественной зрелости. Она явилась одной первых симфоний в русской музыке. С большим успехом прозвучавшая в 1869 году, симфония оказалась первой блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Тогда же Бородин создает В торую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение зрелое, совершенное по форме и содержанию. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое. Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее "Славянской героической", Стасов запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская".

Одновременно со В торой симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы Он начал ее сочинять еще в конце 1860-х годов. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета "Слово о полку Игореве". Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России.

В конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии", несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Слушатели были очарованы русской напевностью, широтой и пластичностью этой музыки. Успех вдохновил Александра Порфирьевича на создание нового квартета - Второго, который вскоре (в январе 1882 года) прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром.

Самым значительным произведением, по мнению самого автора должна была стать Т ретья симфония, которую он намеревался назвать "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость, восхищение. И все же, ни опера "Князь Игорь", ни Т ретья симфония не были завершены. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

Уже после его смерти Римский-Корсаков и Глазунов довели до конца то, что не успел окончить Александр Порфирьевич.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В его произведениях отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоко лирична.

Последователь А.С.Пушкина и М.И.Глинки, Бородин воспринимал жизнь как источник силы и радости, веря в могущество человека, в торжество разума и красоты.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера «Князь Игорь» является образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал ее в течение 18 лет, она не была окончена при жизни композитора, а после смерти Бородина оперу дописали и оркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Поставлена была в 1890г. Мариинским театром в Петербурге. Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты:1-й - 1879, 2-й - 1881.

Бородин - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др. Писал также сатирические, юмористические песни «Спесь » и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»).

Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина , Г. В. Свиридова, А. И. Хачатуряна и др. Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Александр Бородин. Богатырь русской музыки

Бородин был неповторимо талантливым композитором и незаурядным учёным. Его не столь обширное музыкальное наследие, тем не менее, ставит его в один ряд с величайшими русскими композиторами.

Биография

Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году от внебрачной связи грузинского князя Луки Степановича и Евдокии Антоновой. Чтобы скрыть происхождение мальчика, его записали сыном крепостного слуги князя – Порфирия Бородина. Александр был воспитан матерью, однако в обществе его представляли, как её племянника.

Ещё в детстве мальчик усвоил три иностранных языка – французский, немецкий и английский.

В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, но, изучая медицину, продолжал заниматься химией, которая стала делом всей его жизни.

В 1858 году Бородин получил звание доктора наук и на три года отправился за границу – в немецкий Гейдельберг, а затем в Италию и Францию. В Гейдельберге Бородин познакомился с талантливой русской пианисткой Екатериной Протопоповой, на которой в последствии женился. В 1869 году они усыновили 7-летнюю девочку.

В течении двух последующих десятилетий карьера Бородина в Академии складывалась блестяще: в 1864 году он стал профессором, а в 1872 году сыграл важную роль в основании женских врачебных курсов.

Усердно занимаясь наукой, Бородин в то же время не оставлял занятий музыкой, хотя и считал её всего лишь своим хобби. И, несмотря на то, что Бородин действительно был успешным учёным, именно музыка обессмертила его имя.

По возвращении в Россию в жизни Бородина произошли большие перемены, благодаря знакомству с Милием Балакиревым и его кружком, в который также входили композиторы Модест Мусоргский, Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Бородин тоже стал членом этого кружка, известного под названием «Могучая кучка». Композиторы «Могучей кучки» видели своей целью развитие русской национальной музыки.

Основные произведения Бородина – это три симфонии, два струнных квартета, симфоническая картина, 16 романсов и песен и несколько сочинений для фортепиано – не такое уж скудное наследие для композитора, писавшего время от времени. И к тому же все эти произведения – прекрасные образцы классической музыки.

Однако около 18 лет все мысли Бородина как композитора были связаны с главным произведением его жизни – блистательной оперой «Князь Игорь», которая так и не была завершена.

Рассказывают, что...
Сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова вспоминала: «Свою химию он любил более всего, и когда мне хотелось ускорить окончание его музыкальной вещи, я его просила заняться ею серьёзно; он вместо ответа спрашивал: «Видали ли вы на Литейном, близ Невского, магазин игрушек, на вывеске которого написано: «Забава и дело?» На моё замечание: «К чему это?» - он отвечал: «А вот, видите ли, для меня музыка - забава, а химия - дело».
Друзья Бородина были очень обеспокоены тем, что в работе над оперой «Князь Игорь» опять наступил перерыв. Римский-Корсаков приходил и говорил композитору, что «Игоря» надо закончить во что бы то ни стало.
- Вы, Александр Порфирьевич, занимаетесь пустяками, которые в разных благотворительных обществах может сделать любое лицо, а окончить «Игоря» можете только вы один.

Великий композитор и учёный умер во время карнавального вечера 15 (27 февраля) 1887 года. Ему было всего 53 года. Он был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры рядом со своими друзьями: Мусоргским, Даргомыжским, Серовым.

«Князя Игоря» закончили Римский-Корсаков и Глазунов, а премьера состоялась на сцене Мариинского театра в 1890 году.

Упоительная музыка из этой оперы приобрела популярность за рубежом, когда на Бродвее был поставлен мюзикл «Кисмет», в котором использовались фрагменты произведения великого русского композитора.

Звуки музыки

«Князь Игорь»

Сюжет для оперы предложил композитору В. Стасов, он же набросал и первый вариант либретто, основанный на произведении древне русской литературы «Слово о полку Игореве». В «Слове» рассказывалось о неудачном походе отважного князя Игоря против половцев – кочевых восточных племён. Сюжет пришёлся композитору по душе. Однако он был вынужден постоянно отрываться от создания оперы в пользу научной деятельности, поэтому работа над произведением растянулась на годы. Композитор сам написал либретто, причём, желая, как можно лучше воссоздать эпоху, предварительно изучил памятники древней русской словесности, а также труды учёных, имевшие какое-либо отношение к избранному им сюжету.

Несмотря на то, что композиторы «Могучей кучки» были полны энтузиазма относительно «Князя Игоря», Бородин вдруг совершенно охладел к опере и в течение долгого времени не прикасался к ней, игнорируя уговоры друзей. Вместо этого он принялся за Вторую симфонию, которую тоже сочинял урывками, в перерывах между своей научной деятельность. По иронии судьбы человеком, который убедил композитора вновь приняться за забытую оперу, стал друг Бородина – молодой врач Шоноров, а совсем не композиторы «Могучей кучки». Например, Н. Римский-Корсаков неоднократно пытался подтолкнуть Бородина к завершению. Но безрезультатно. Он призывал композитора вернуться к оркестровке Половецких плясок, буквально стоял над ним, пока тот работал с партитурой карандашом (чтобы ускорить процесс), и покрывал её тонким слоем желатина, чтобы нотные строки не стирались.

Поскольку Бородин не успел завершить оперу, её закончили композиторы Глазунов и Римский-Корсаков. Премьера состоялась в 1890 году. Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую не раз слышал в исполнении автора. Эта опера, пусть и незаконченная, стала исключительным музыкальным произведением, основанном на масштабном сюжете, рассказывающем и об ожесточённой борьбе, и об искренней любви.

Действие начинается в древнем русском городе Путивле, где князь Игорь, оставляя свою жену, вместе с сыном и дружиной собирается в поход на половцев под предводительством хана Кончака. На фоне военных событий сюжет осложняется любовными отношениями между сыном Игоря, княжичем Владимиром, и дочерью хана – Кончаковной.

Увертюра начинается в задумчивом настроении, которое расцветает буйными мятежными красками, предвосхищающими контрастные картины и события, разворачивающиеся в опере. Вместе со звуками военных призывов здесь звучат витиеватые и пряные восточные темы, связанные с образом хана Кончака, а выразительная лирическая мелодия струнных отражает душевные переживания любящего сердца, вплетённые в музыкальную канву.

Половецкие пляски звучат в тот момент, когда действие оперы переносится в половецкий стан. Где в плену у хана Кончака томятся князь Игорь со своим сыном.

Удивительно, но хан обращается с пленниками гостеприимно. Он даже готов отпустить Игоря, если тот даст слово не поднимать меча против половцев. Однако Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберёт на хана свои полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать. Сначала слышится их песня, полная грусти и нежного очарования, но тут внезапно её сменяет дикая воинственная пляска мужчин. Мощные звуки барабана взрываются, словно буря, начиная неистовую пляску: все прославляют доблесть и силу хана. Вслед за тем мы словно слышим топот копыт – лихие всадники скачут на лошадях – этот бешеный ритм вновь уступает нежной мелодии девушек-невольниц, пока наконец не врывается с новой силой необузданная пляска. Предыдущие темы сменяют друг друга, ускоряя темп, предваряя грандиозный, буйный, необузданный и воинственный финал.

Струнный квартет № 2

Занимаясь наукой, Бородин писал музыку в основном для скромных камерных ансамблей. В середине творческого пути Бородин вернётся к своей излюбленной форме - Струнный квартет № 2 будет создан в 1881 году.

Несмотря на настроение светлой грусти, пронизывающее всё произведение (квартет написан сразу после смерти своего друга – М. П. Мусоргского), оно посвящено любимой жене. 3-я часть (звучит в переложении для струнного оркестра) открывается нежной выразительной мелодией виолончелей, поддерживаемая деликатным аккомпанементом. Затем мелодия подхватывается другими инструментами и, развиваясь, подводит нас к 3 части, более взволнованной. Вскоре вновь звучит лирическая мелодия, возвращая задумчивое настроение, в котором и затихают последние вздохи струнных.

Симфония № 2 «Богатырская»

Рассвет творческих сил Бородина связан с сочинение Второй «Богатырской» симфонии и оперы «Князь Игорь». Оба произведения создавались в одни и те же годы, поэтому они сильно связаны друг с другом по содержанию и музыкальному складу.

Вторую симфонию - своё величайшее произведение Бородин создавал на протяжении 7 лет.

По свидетельству Стасова, прозвавшего симфонию «Богатырской», Бородин представлял в третьей, медленной части образ Баяна, в первой – образ русских богатырей, а в финале – сцену разудалого русского пира.

Первый музыкальный мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого вырастает музыка всей 1-ой части, создаёт могучий образ русских богатырей.

Лирико-эпический характер наиболее ярко воплощён в третьей части – неторопливом Andante. Оно воспринимается как повествование народного сказителя Баяна о славных ратных подвигах русских богатырей и древних князей. Сольная песня кларнета на фоне мягких аккордовых переливах арфы напоминает звучание гуслей. Сопровождающих спокойную речь певца.

Велико историческое значение Второй симфонии. Она стала первым образцом эпического симфонизма, который наряду с жанрово-живописным и лирико-драматическим стал одним из типов в русской симфонической музыке.


Подробнее о Бородине

Бородин любил камерную музыку, в отличие от некоторых членов «Могучей кучки», расценивавших её как западный, академический жанр. Однако ещё в юности Бородин написал Фортепианный квартет ля минор, на создание которого его вдохновили Мендельсон и Шуман. Позднее в этом жанре он напишет ещё два прекрасных струнных квартета.

Романсы и песни Бородина очень выразительны. «Спящая княжна» погружает нас в настроение покоя и задумчивости, столь излюбленного Равелем, Дебюсси и Стравинским. В «Морской царевне» звучит призыв легендарной Лорелеи, нежно заманивающей путника в пучину вод. «Песня тёмного леса» являет собой настоящую эпическую картину.

Помимо симфоний у Бородина есть ещё одно оркестровое произведение, отличающееся выдающимся мастерством – Симфоническая картина «В Средней Азии». Она написана Бородиным по случаю 25-летия царствования императора Александра II. Это произведение принесло Бородину европейскую известность. Он никогда впрямую не использовал русские народные песни в своих произведениях, но их мелодика сформировала особенности его собственного стиля.


Проверьте ваши знания

На каком инструменте Бородин учился играть в детстве?

  1. Фортепиано
  2. Скрипка
  3. Флейта

Какой профессии начал учиться Бородин в 1850 году в Санкт-Петербурге?

  1. Композитор
  2. Скрипач

Кем по профессии был Бородин?

  1. Доктор
  2. Хирург
  3. Учёный

Кем по профессии была жена Бородина?

  1. Пианистка
  2. Учитель
  3. Химик

Кто предложил Бородину сюжет для оперы «Князь Игорь»?

  1. Стасов
  2. Гоголь
  3. Пушкин

Над какими произведениями работал Бородин одновременно с оперой «Князь Игорь»?

  1. Струнный квартет № 2
  2. Симфония № 2
  3. Симфония № 3

Кому Бородин посвятил свой Струнный квартет № 2

  1. Своей жене
  2. М. П. Мусоргскому
  3. Цезарю Кюи

Кому Бородин посвятил Симфоническую картину «В Средней Азии?

  1. Николай I
  2. Александр II
  3. Александр I

Какой из композиторов-современников Бородина способствовал развитию русской музыки?

  1. М. П. Мусоргский
  2. М. А. Балакирев
  3. А. К. Глазунов

К какому содружеству принадлежал Бородин?

  1. «Французская шестёрка»
  2. «Могучая кучка»
  3. «Свободные художники»

Как называется самая известная опера Бородина?

  1. «Князь Игорь»
  2. «Князь Олег»
  3. «Княгиня Ярославна»

Какой характер имеет Вторая симфония?

  1. Лирическая
  2. Драматическая
  3. Эпическая

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (фрагмент), mp3;
Бородин. Увертюра из оперы «Князь Игорь», mp3;
Бородин. Симфония № 2:
I ч. Allegro (фрагмент), mp3;
III ч. Andante (фрагмент), mp3;
Бородин. Квартет № 2. III ч. Andante, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

January 16th, 2013 , 02:40 am

Отечественные музыковеды выделяют два типа русского симфонизма:
конфликтный (лирико-драматический),
эпический.
Представитель первого типа – Чайковский, например; второго – Бородин.
Цельность в эпической симфонии иного рода, нежели в конфликтной.
Цикл эпической симфонии не распадается, потому что каждая часть представляет одну грань жизни (лирику, драму, комедию).
Вмести эти части создают целостную картину мира.
Бородин – автор эпической симфонии, признанной эталонной.
Эталон первый: цикл.
Первая часть воплощает героику.
Интересно соотношение темпа (Allegro) и плотной оркестровки.
Создается сугубо бородинский эффект симфонического динамического монументализма.
Динамический монументализм – это объемная, малоподвижная звуковая масса, которой предан не соответствующий ее возможностям стремительный темп.
Бородин первый в русской музыке нарушил закон массы и скорости.
Вторая часть – скерцо.
Для Бородина это – традиция.
Вторая часть воплощают идею – мира как игра.
Мелькающие маски.
Эта часть в наибольшей степени раскрывают характерную черту личности Бородина – юмор.
Третья часть содержит две образные сферы – лирику и драму.
Финал повторяет идею первой части в обобщенном виде.
Идея слияния героя и массы.
Эталон второй: трактовка сонатной формы.
Сонатная форма эпической симфонии отличается от сонатной формы конфликтной симфонии.
Во-первых, тематизмом.
Тематизм эпической симфонии строится на общих интонациях; имеет связь с русским фольклором.
Такой тематизм не имеет необходимости в дальнейшем развитии; он принципиально имеет завершенную структуру.
Все темы симфонии не имеют развития, Бородин лишь повторяет их на другой высоте.
Тема ГП – уникальное явление.
Она содержит национальную двойственность:
тяжелые терции и кварта с грузным «падением» к основному тону – чисто русское,
ее интонационный начальный абрис – нечто восточное.
Уникально ее ладовое решение:
русская переменность III ступени,
фригийский минор с IV пониженной (встречается в восточной музыке).
Ее опорные тоны намечают главные тональные зоны части:
начало разработки – c-mill,
ПП в репризе – Es (Dis)-dur.
ГП и ПП имеют общие интонации.
Вторая «колокольная» часть ГП схожа с начальной интонацией ПП.
Это – база для последующего сближения тем.
Разработка эпической симфонии тоже отличается от р. конф. симф.
В ней господствует идея цельности (неизменности).
Дробление темы направлено не на разрушение темы, а на ее сближение с другими темами на основе общих интонаций.
Гибрид ГП и ПП возникает почти сразу – 5 такт от ц.6.
Он развивается самостоятельно.
На его основе создается политональный канон (ц.7).
После этого ГП и ПП звучат одна за другой как естественное продолжение друг друга.
Очень интересен тональный план ГП в разработке: c (фригийский, с колеблющейся терцией) – g – f – d.
Принцип крупного штриха:
в качестве носителя ладовой функциональности Бородин выдвигает не аккорд, тон или тональность, а целостные ладовые комплексы.
Другое проявление этого принципа: развитие в разработке направлено к все более мощному проведению тем.
Скерцо.
Его темп на пределе исполнительских возможностей – целая =108 (!).
Тональность F-dur обретается постепенно.
В начале звучит доминантовый нонаккорд без квинты к h-moll.
Благодаря энгармонической замене (бас с fis уводится на с), образуется тональность F-dur.
По бетховенскому принципу ГП постепенно зарождается.
Трио имеет восточный характер.
Третья часть.
Andante, Des-dur.
Сонатная форма.
ГП – лирико-эпическая сфера.
Блок СП и ПП (e-C-As) – драматическая.
Общая программность – Бородин хотел нарисовать фигуру Баяна:
вначале гусельные переборы (арфа), затем песня о «делах давно минувших дней» (соло валторны).
Разработка вытекает из ЗП, что создает необычайную гибкость формы.
Финал.
Н-dur.
Тема ГП близка к народной песне «Пойду под Царьгород».
(Ее использовал Балакирев в «100 лет»).
ГП и ПП составляют эпическую оппозицию мужского начала – женского начала.

Заслуги Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с Чайковским - создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе со Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» - единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели».

Творческую зрелость Бородина-симфониста ознаменовала 2-я симфония. Годы ее написания (1869-1876) совпадают со временем работы над «Князем Игорем» . Эти два произведения близки; их роднит круг идей и образов: воспевание патриотизма, мощи русского народа, его духовного величия, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также - картины Востока и образы природы.

«Богатырская» симфония

Название «Богатырская» симфонии дал В. Стасов, утверждавший: «Сам Бородин мне рассказывал, что в адажио он желал нарисовать фигуру Баяна, в первой части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Обнародованная уже после смерти Бородина, эта программа, однако, не может считаться авторской.

«Богатырская» стала классическим образцом эпического симфонизма. Каждая из ее четырех частей представляет определенный ракурс действительности, вместе создавая целостную картину мира. В первой части мир представлен как героика, в скерцо - мир как игра, в медленной части - мир как лирика и драма, в финале - мир как общая идея.

Первая часть

Героическое начало наиболее полно воплощено в I части, написанной в форме сонатного Allegro (h - moll ).Ее быстрый темп опровергает один из устойчивых мифов, связанных с музыкальным эпосом (о господстве замедленного движения). В могучих унисонах начальных тактов, с их нисходящими «тяжелыми» терциями и квартой, возникает образ богатырской силы. Настойчивые повторы, характерные для эпического сказа, упор на тонику, энергичная «раскачка» сообщают музыкемонолитную устойчивость. Тема рождает самые разные аллюзии - от суровых былинных напевов и бурлацкой песни «Эй, ухнем» до совсем неожиданнойпараллели сначалом Es-dur’ного концерта Листа . В ладовом отношении она чрезвычайно интересна:в ней чувствуется и переменность тонической терции, и краска фригийского лада с низкой IV ступенью .

Вторым элементом главной темы (Animato assai ) являются плясовые наигрыши деревянных духовых инструментов. Принцип диалогического строения, характерный для классических сонатных тем, трактуется в эпическом ракурсе: оба элемента достаточно протяженны.

Короткая связующая часть подводит к побочной теме (D - dur , виолончели, затем деревянные духовые), задушевная лирическая мелодия которой интонационно близка русским хороводным песням.Ее соотношение с главной темой представляет взаимодополняющий контраст.Аналогичный контраст богатырского и лирического образов в опере «Князь Игорь» персонифицирован в главных героях (Игорь и Ярославна). Заключительная партия (снова Animato assai ) основана на материале главной темы в тональности D - dur .

Разработка подчинена эпическому принципу - чередованию образов-картин. Стасов охарактеризовал ее содержание как богатырскую битву. Музыкальное развитие идет тремя волнами, наполняясь внутренней энергией, мощью. Драматическое напряжение поддерживается секвенциями, стреттами, D органными пунктами, повышением динамического уровня, энергичным остинатным ритмом литавр , создающим представление о стремительной конной скачке.

Общность интонаций основных тем служит основой для их постепенного сближения. Уже в самом начале разработки возникает новый тематический вариант, который является результатом синтеза главной темы с побочной. Подобное объединение тематизма является типичной чертой эпического симфонизма в целом и характерной особенностью тематического мышления Бородина в частности.

Первая кульминация разработки строится на втором элементе главной партии, звучащем с молодецкой удалью. Далее, как естественное продолжение, следует проведение побочной темы в Des - dur , переключающее развитие в более спокойное русло.После этой передышки следует новая волна нарастания. Генеральной кульминацией разработки и, одновременно, началом репризы является мощное проведение главной темы у всего оркестра в ритмическом увеличении на fff .

В репризе усиливается и углубляется изначальная сущность основных образов: главная тема становится еще более могучей (за счет добавления новых инструментов, присоединения аккордов), побочная тема (Es - dur ) - еще мягче и нежнее. Энергичную заключительную тему обрамляют эпизоды, напоминающие разработку - со стремительным движением вперед идинамическим нагнетанием. Они стимулируют дальнейший рост богатырского образа: его новое проведение в коде звучит еще грандиознее предыдущего (четырехкратное ритмическое увеличение!).

Вторая часть

Во второй части (Скерцо) господствуют образы стремительного движения, богатырских игр. В образном плане музыка скерцо очень близка половецкому миру оперы «Князь Игорь». В ней нашли отражение и стихийная сила, и восточная пластика, нега, страсть, которые часто противопоставлялись русскому богатырству.

Обычная для скерцо трехчастная форма в «Богатырской» симфонии отличается большим размахом: как и в скерцо 9-й симфонии Бетховена, крайние разделы здесь написаны в сонатной форме(без разработки).

Основную тему отличает энергия, подчеркнутая острота инструментального стиля, стаккатный тип оркестрового движения (ровный пульс у валторн и pizzicato струнных). Ее оттеняет вовлеченная в стремительное движение вторая, побочная тема - красивая мелодия с восточными чертами, заставляющая вспомнить темы Кончака или Половецких плясок (синкопы, хроматизмы).

Еще больше Востока в музыке трио , с его типично бородинской восточной стилистикой: органный пункт, пряная гармония. В то же время очевидно интонационное сходство темы трио с побочной темой первой части.

Так осуществляются связи между различными частями симфонии, способствуя ее единству.

Третья часть

Музыка третьей, медленной части (Andante , Des - dur ) ближе всего «программе» Стасова», сравнившего ее с поэтической песней гусляра. В ней чувствуется дух русской древности. Асафьев назвал Andante «степным лирическим раздольем». Эта часть также написана в сонатной форме, где основные темы дополняют друг друга, представляя две образные сферы - лирику (главная тема) и драматизм (побочная).

Главная тема (валторна, затем кларнет) - это «слово сказителя». Ее повествовательный характер передается музыкальными средствами, связанными с былинными истоками: плавность, переливчатость трихордовых попевок, структурная и ритмическая непериодичность, переменность ладовых и гармонических функций (Des - dur - b - moll ). Тема гармонизована преимущественно
диатоническими аккордами побочных ступеней с использованием плагальных оборотов. Исследователи указывают конкретный прообраз -былина «Про Добрыню» («То не белая береза»). Аккорды арфы воспроизводят переборы струн на гуслях.

В побочной теме (poco animato ) эпическая неторопливость сменяется взволнованностью, как будто певец от спокойного повествования перешел к рассказу о драматических и грозных событиях. Картина этих событий вырисовывается в заключительной части экспозиции и в разработке, где ощущается большое драматическое напряжение. Отдельные разрозненные мотивы из тем экспозиции приобретают грозный характер, напоминая главную богатырскую тему I части.

В репризе песню-сказ поет весь оркестр - широко и полнозвучно (подголосками служат обороты из побочной партии и из разработки). В той же тональности (Des - dur ) и на том же фоне сопровождения проходит побочная - контраст снят, уступив место синтезу.

Четвертая часть

Финал симфонии (тоже в сонатной форме) следует за медленной частью без перерыва. Здесь возникает картина веселящейся, пирующей Руси. В стремительном движении объединяются и народный танец, и пение, и бряцание гуслей, и звучание балалаек. В традициях глинкинской «Камаринской», варьирование основных тем постепенно приходит к их сближению.

Начинается четвертая часть небольшим вихревым вступлением , в котором слышатся обороты плясовых наигрышей на D органном пункте. Терпкие кварто-секундовые созвучия, пустые квинты, посвист деревянных духовых вводят в атмосферу русского народного инструментализма, скоморошества.

Главная тема - это бойкая лихая пляска. Гибкий свободный ритм, частые акценты, наподобие притоптывания, прихлопывания, придают движению некоторую тяжеловесность. Трихордовые обороты в мелодии, аккордика побочных ступеней, гибкая несимметричная ритмика, в частности пятидольник (необычный для пляски), сближают эту тему с темами других частей симфонии (побочная партия I части, главная партия Andante ) .

Побочная тема сохраняет оживленное плясовое движение, но становится более плавной и певучей, приближаясь к хороводной песне. Эта светлая, по-весеннему радостная мелодия вьется как цепочка девушек в хороводе.

В разработке и репризе продолжается варьирование тем, начатое еще в экспозиции. Меняется оркестровка, гармонизация, особенно велика роль красочных тональных сопоставлений. Возникают новые подголоски, новые тематические варианты (в дальнейшем получающие самостоятельное развитие), наконец, целиком новые темы. Такова тема грандиозного танца, появляющаяся в кульминации разработки (C - dur ) - воплощение синтеза обеих тем сонатного аллегро . Это танец, в котором участвует масса народа, объединенного одним настроением. В конце репризы движение ускоряется, всё несется в вихре пляски.

Благодаря связям с другими частями симфонии (в частности с первой ) финал приобретает смысл обобщения .

Родство тем симфонии соединяют ее четыре части в одно грандиозное полотно. Эпический симфонизм, получивший здесь свое первое и кульминационное воплощение, станет одной из главных традиций русской музыки .

Отличительные черты эпического симфонизма Бородина

  • отсутствие конфликта между темамисонатной формы;
  • вместо конфронтации - их контрастное сопоставление;
  • опора на общие, коллективные, отстоявшиеся интонации, связь с русским песенным фольклором как традиционная особенность тематизма;
  • преобладание экспонирования над развитием, приемов интонационного варьирования, подголосочной полифонии - над мотивной разработкой;
  • постепенное усиление изначальной сущности основных образов, утверждение идеи целостности и постоянства, в которой заключен главный пафос эпоса;
  • перемещение скерцо на второе место в симфоническом цикле, что объясняется дефицитом драматизма в первом сонатном Allegro (в связи с этим отпадает необходимость в рефлексии, передышке);
  • конечная цель развития - синтез контрастного материала.

Известно, что некоторые материалы, предназначавшиеся сначала для оперы, затем были использованы в симфонии.В частности, начальная тема первоначально задумывалась как тема половецкого хора в «Игоре».

встречается в восточной музыке, у Шостаковича - монограмма. Интересно, что ладовые детали главной темы - II низкая, IV низкая (dis ) - намечают важные вехи дальнейшего тонального развития части: начало разработки - C-dur, побочная в репризе -Es-dur.

По модели «Богатырской» симфонии созданы Пятая симфония Глазунова, Пятая симфония Мясковского, Пятая симфония Прокофьева.

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) – русский композитор и ученый-химик.

Внебрачный сын князя Луки Степановича Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя – Порфирия Бородина.

В 9 лет написал первое произведение – польку «Helen». Обучался игре на флейте, фортепиано, виолончели. Композиторское искусство постигал самостоятельно. В десятилетнем возрасте стал интересоваться химией, которая впоследствии превратилась в дело всей его жизни. Окончил Медико-хирургическую академию. Изучая медицину, Александр Бородин начал заниматься химией под руководством Николая Николаевича Зинина.

Все это время Бородин не оставлял музыку, писал романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. Музыкальные увлечения Бородина вызывали недовольство его научного руководителя, считавшего, что это мешает серьезной научной работе. По этой причине Бородин некоторое время вынужден был скрывать свои композиторские опыты.

На протяжении всей его жизни музыка и химия то поочередно, то одновременно предъявляли на него свои права. Именно поэтому творческое наследие композитора Бородина невелико по объему. Наиболее известными его сочинениями являются опера «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве» и 2-я «Богатырская» симфония.

В 1860-х годах стал членом «Могучей кучки», куда входили Милий Балакирев, Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. Над «Князем Игорем» Александр Бородин работал на протяжении 18 лет, но опера так и не была окончена. Уже после смерти композитора оперу дописали и сделали ее оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.

Характерные черты творчества Бородина – народность, национальный характер, монументальность, эпическая мощь, эмоциональное русское полнокровие и оптимизм, колоритность гармонического языка.

Бородин скончался внезапно на 53-м году жизни, во время разговора, у себя в квартире.

Он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX-начала XX веков. «Князь Игорь» и «Богатырская» симфония по сей день – репертуарные произведения ведущих мировых театров и оркестров.

Среди произведений Бородина три симфонии, музыкальная картина «В средней Азии», камерно-инструментальные ансамбли, романсы.

Симфония № 2 си минор «Богатырская» – по праву считается одним из лучших произведений в русской симфонической музыке. С легкой руки критика Стасова симфония стала называться «Богатырской». И, пожалуй, это тот редкий случай в музыкальном искусстве, когда название идеально соответствует содержанию сочинения. Симфония писалась композитором в те годы (1869 – 1876), когда он работал над оперой «Князь Игорь». Некоторые материалы, предназначавшиеся сначала для оперы, были использованы в симфонии. В итоге симфония оказалась очень близкой к «Князю Игорю» и по духу, и по мелодике.