"Что за прелесть эти сказки!". «Что за прелесть эти сказки

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

Что за прелесть эти сказки

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/ http://lib.sportedu.ru

5 класс" href="/text/category/5_klass/" rel="bookmark">5 классов по сказкам)

Цель: пробуждать интерес к сказкам и его творчеству в целом.

Задачи:

Познакомить со сказками;

Развивать коммуникацию уч-ся.

Ход программы:

Звучит музыка. Дети садятся за столы.

Ведущий: «Наша память хранит с малолетства весёлое имя Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собой многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей смертельных орудий? И рядом с ними – это лёгкое имя Пушкин…» - так писал о Пушкине другой замечательный поэт А. Блок.

А сам писал в письме: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу «Записки», обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки! Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Разнообразно творчество Пушкина. Когда вы станете старше, познакомитесь с его поэмами, повестями. А сегодня мы будем говорить только о сказках.

А вот и наше дерево сказок. Наш сказочный дуб.

Помните строки Пушкина: «У лукоморья дуб зелёный…»? но на нашем дубе нет ни одного листочка, жёлудя? К концу нашей встречи на нём появятся и листочки и жёлуди, как доказательство того, что вы любите и понимаете сказки Пушкина.

А это наша хранительница сказок. Она будет внимательно следить за тем, хорошо ли вы знаете ту или иную сказку.

Итак, мы начинаем!

Звучит музыка.

Сейчас на ваших столиках появятся таблички с названиями сказок Пушкина. Каждый из вас возьмёт с подноса карточку с именем героя из сказки и сядет за тот стол, из какой сказки этот герой.

У нас получилось 3 команды. Каждая команда выберет себе капитана.

(капитаны получают кепочки с названиями команд)

Ведущий: посмотрите на наш сказочный дуб. На нём три ветки. У нас получилось три команды, у каждой будет своя ветка. (на дуб вешаются таблички с названиями команд)

Хранительница сказок: А на этих ветках будут появляться листочки и жёлуди. Если команда выполнила задание, но не победила, то она получает листочек; если команда выиграла, то получает жёлудь.

Команда, на которой наберётся большее количество желудей, победит в нашей игре. А первое задание вы уже выполнили, поэтому на ваших ветках появляются первые листочки.

Помощники ведущего разыгрывают отрывок из сказки Пушкина «О царе Салтане»:

1. Уж диковина, ну право,

Город у моря стоит.

2. Знайте, вот что не безделка,

Ель в лесу, под елью – белка.

Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.

3. А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд!

4. Вот, что чудом-то зовут!

Ведущий: Вы узнали, из какой сказки этот отрывок? Значит, вы хорошо знаете сказки. Сейчас мы это проверим:

Начнём с необычной истории.

Мы пошли в библиотеку, чтобы взять сказки Пушкина. Как сказала библиотекарь, книжки в ней такие старые и странички такие ветхие, что ветер, однажды ворвавшись в окно библиотеки, перепутал все странички. Что было делать? Библиотекарь напечатала нам отрывки из сказок Пушкина, но есть у нас подозрения, что не всё здесь – строки Пушкина. Мы просим вас помочь нам разобраться.

Сейчас мы прочитаем, что получилось, а потом каждая команда получит экземпляр текста, ножницы и обложку. Вам нужно вырезать те строки, которые принадлежат перу Пушкина. А те строчки, которые, как вам кажутся, принадлежат другим поэтам, оставьте на столе. Итак, слушайте внимательно.

Жил – был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-кагого товару.

Пошла муха на базар

И купила свамовар.

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик.

И в руке его горит

Маленький фонарик.

А комар-то злится, злится –

И впился комар как раз

Тётке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела,

Обмерла и окривела.

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке».

Но вот перед ним море –

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошёл как сон пустой,

Царь женился на другой.

Вправду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Что такое?

Что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

И девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Ведущий: А пока наша Хранительница сказок проверяет правильность выполнения задания, мы с вами поиграем в домино. Наше домино не простое, а сказочное. Каждая карточка делится на две части: на правой половинке – название сказки, на левой – герой сказки. Вам нужно будет подставить героя к своей сказке, составляя одну линию из карточек домино.

Сказка о мёртвой царевне

Сказка о попе и работнике его Балде

Золотая рыбка

Сказка о рыбаке и рыбке

Царь Додон

Сказка о золотом петушке

Сватья баба Бабариха

Сказка о царе Салтане

Подведение итогов.

Ведущий: «У лукоморья дуб зелёный…». Я утверждаю, что именно так начинается «Сказка о попе и работнике его Балде»

Дети: Нет!!!

В этом-то и заключается следующий конкурс. Я буду задавать вопросы, а поверите вы мне или нет, это будет зависеть от знания сказок Пушкина.

(командам вручаются по две таблички «Верю» и «Не верю»

Ведущий: за каждый правильный ответ команды получают по дубовому листочку. Победит та команда, которая наберёт большее количество листочков. Эта команда получит жёлудь.

1. Верите ли вы, что лукоморье – это место на берегу моря, где в старину выращивали лук? (не верю, это морской залив)

2. Верите ли вы, что Калымага – это старинная разукрашенная карета, в которой ездили знатные люди? (да)

3. Верите ли вы, что строки Пушкина»Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя…» были обращены к его жене Наталье Николаевне Пушкиной, урождённой Гончаровой? (нет, это о его няне)

4. Верите ли вы, что Балда – это человек, который на балах на все вопросы отвечал только «да»? (нет, это имя работника, значение имени «молот, колотушка, кулак»)

5. Верите ли вы, что старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» хотела стать владелицей моря? (да, она хотела стать владычицей морскою)

6. Верите ли вы, что все сказки Пушкина заканчиваются словами «Я там был, мёд, пиво пил да усы лишь обмочил»? (нет, так заканчиваются только две сказки)

Подведение итогов.

Ведущий: А теперь мы немного поиграем. Я утверждаю, что в каждой сказке Пушкина говорится о море! Кто мне поверил – молодцы. А кто не поверил, пусть перечитает сказки Пушкина и проверит, права я или нет! А сейчас мы поиграем в игру «Море волнуется…»

Сначала дети превращаются в бесёнка;

В золотого петушка;

В коршуна.

Помощники ведущего читают отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде»:

1. Поп не ест, не пьёт, не спит:

Лоб у него заранее трещит.

Вот он Попадье признаётся:

«Так и так, что делать остаётся?»

2. Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив.

Попадья говорит: «Знаю средство,

Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,

А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь,

И Балду-то без расплаты оставишь»

Ведущий: Вы, конечно же, догадались, из какой сказки этот отрывок?

А кто из вас обратил внимание, что в нём очень много глаголов?

А что такое глагол? На какие вопросы отвечают глаголы?

в своих произведениях использует большое количество глаголов, потому что именно они позволяют нам словно своими глазами увидеть, что делает тот или иной герой. Наш следующий конкурс для капитанов.

Перед вами отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде», в котором пропущены некоторые глаголы. Вам предстоит их вписать. Задание сложное, поэтому капитаны могут пользоваться помощью своих команд.

Живёт Балда в поповском доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До света всё у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит,

Яичко испечёт, да сам и облупит.

Хранительница сказок: Всё же мне хочется узнать, кто из капитанов наиболее силён в знании сказок. сейчас капитанам предстоит пройти ещё одно испытание, за победу в котором один из них получит жёлудь, но не простой, а золотой, стоит он, как два простых жёлудя.

Ведущий: В этом конкурсе команды не могут помогать своим капитанам. Все вы знаете игру «Угадай мелодию», но там участники отгадывают мелодию с семи нот, а мы с вами будем отгадывать сказку, начиная с семи слов.

1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане»)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря… («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Царь с царицею простился

В путь-дорогу снарядился…. («Сказка о мёртвой царевне…»)

4. Жил-был поп

Толоконный лоб

Пошёл поп… («Сказка о попе и работнике его Балде»)

5. Суперигра:

Негде в тридевятом царстве

Тридесятом государстве… («Сказка о золотом петушке»)

Ведущий: А теперь каждая команда превратится в театральную труппу, чтобы разыграть в жанре пантомимы самый узнаваемый отрывок из сказки.

Сами выберите сказку: капитаны вытаскивают карточку с названием сказки.

(звучит музыка)

А теперь мы превратимся в коллектив иллюстраторов , т. е. художников, которые рисуют картинки в книжках. Каждая команда попробует сделать иллюстрацию к выбранной сказке методом аппликации . (команды получают листы бумаги, клей, картон, веточки и т. д.)

Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча. Как мы и рассчитывали, на нашем дубе появились и листочки и жёлуди. Давайте посмотрим, какая команда лучше знает сказки Пушкина. Мы предоставим слово Хранительнице сказок. (награждение победителей)

Ведущий: на этом мы прощаемся. Любите сказки, и, каждый раз читая их, старайтесь находить в них что-то новое, неизведанное. До свидания!

(звучит музыка)

Приложение:

1. «Сказка о мёртвой царевне…»

· пёс Соколко

· яблочко

· чернавка

· 7 богатырей

· Месяц ясный

· Королевич Елисей

2. «Сказка о царе Салтане»

· дядька Черномор

· белочка

· повариха

3. «Сказка о рыбаке и рыбке»

· землянка

· владычица морская

· простофиля

· синее море

· столбовая дворянка

"Что за прелесть эти сказки!" Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь ко всей русской поэзии. А когда я впервые прочитала сказки Пушкина? Очень давно. Сначала я только слушала, запоминая стихи, потом научилась читать сама... Слова как бы сами приходят на память:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том...

Пушкинская сказка летит "через леса, через моря", "в облаках перед народом", с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой новой сказке стих Пушкина звучит по-новому. В "Сказке о царе Салтане" поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит...

В "Сказке о мертвой царевне" мы слышим протяжные вздохи ветра и видим, как тучи стремительно бегут по небу:

Ветер, ветер! Ты могуч,

ты гоняешь стаи туч...

Звуки в стихах изменяются не случайно. Они не только говорят о том или ином предмете, но и изображают его так, что мы видим все яснее, чем обычно. В "Сказке о золотом петушке" стих Пушкина звучит довольно отрывисто и резко:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы...

Многие сказки, как-то: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о его работнике Балде" - в конце стихов не имеют рифм, что невольно заставляет любителя сказки читать внимательно и неторопливо.

Пушкин любил справедливость. Он всегда на стороне своих добрых героев. Скупой поп считал своего работника балдой, попытался его обмануть, спровадив к старому бесу. Но хитрый работник, выполнив все, что обещал, заставил плясать под свою дудку не только беса, но и своего лукавого хозяина. В другом не менее поучительном произведении Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Используя различные литературные приемы, как-то: гипербола, гротеск - Пушкин добился какого-то особенного звучания этой темы.

Перечитывая любимые сказки вновь и вновь, каждый раз видишь до боли знакомые картины, написанные драгоценными красками:

Град на остове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом...

Все без исключения герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка, славящая ли находчивость и смелость, высмеивающая ли глупость и лень, трусость и жадность, является настоящим литературным шедевром! Насмешливые выражения, ироническая беззаботность, с которой великий сказочник кладет чудеса на чудеса, свидетельствуют не только о гибкости авторского таланта, но и выражают истинный дух народной сказки. Тонкий знаток народной поэзии, он часто раскапывал в ее сокровищнице оригинальные, красочные сюжеты и, переосмыслив, использовал в своих сказках:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку...

Часто его неудержимая фантазия облачала действительность в искрящиеся сказочные наряды, но при этом никогда не убивала смысла, идеи, заложенной в сказке.

Люди любят и ценят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как их не любить, если в них, простых и ясных по сюжету, метких, поэтичных, насыщенных богатыми, необычными сравнениями, чувствуется душа великого мастера слова!

Сказки обладают огромным обаянием не только для детей, но и для взрослых. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подает надежду, забавляет, утешает.

Фото: Телеканал "Царьград", www.globallookpress.com

Протоиерей Андрей Ткачев о сказках как средневековых притчах

Начнем с Пушкина. И продолжим дальше уже нашей фольклористикой, записанной в XIX веке. В это время на Западе и у нас начали интересоваться фольклором. Смягчили многое, многое подретушировали, многое перекрасили или раскрасили по-новому. Потому что реальные сказки довольно страшны, натуралистичны, очень часто жестоки.

Сегодня я хотел бы вспомнить очень известную нашу сказку, а именно, сказку о рукавичке. Кто-то в рукавичке живет. Помните? Комар-пискун поселился в рукавичке. Потом туда лягушка-квакушка подскакала погреться. Потом…

Ну, рукавицы, вообще, большие были. У мужиков рука-то была ого-го, как лопата. Допустим, Василий Иванович Чапаев родился недоношенным, семимесячным, кажется, или шести - его как раз в рукавице грели. Он там вполне помещался. Туда можно было много запихнуть.

По крайней мере, комару там места хватит. И лягушке хватит. После лягушки-квакушки туда прибежал зайчишка-попрыгунчик. И начинается дальше интересная вещь. Потом прибегает туда волк-зубами щелк. Потом лисичка-сестричка. И мы как будто не замечаем постепенного разрастания рукавички до невместимых размеров. На каком-то этапе мы уже понимаем, что для всех места не должно хватать. Собственно, там и волку-то одному места мало. А туда уже набилась куча всякого-всякого. И вот только когда медведь пришел, стало очевидно, что он туда не влезет. Рукавичка рвется, а звери разбегаются.

И вот о чем эта сказка? Это сказка о стыке маленького и большого. Это, если угодно, средневековая притча о том, сколько может ангелов поместиться на конце иглы. О встрече невидимого и видимого мира. О вместимости невместимого. Или, наоборот, о вместимости малых пространств. Это сказка, если угодно, о сердце. Потому что сердце человеческое - это то вместилище, в котором живут и комары, и лягушки, и жабы, и лисицы, и волки, и медведь, … и змея еще может ползать.

То есть всякие грехи, олицетворяемые разными животными. Жадность - с жабой, это понятно. Свирепость, например, с волком, хитрость - с лисицей. Какая-нибудь холодная ядовитость - со змеей. Всё гадости олицетворяются с животными. Они все в сердце живут.

Сердце человеческое - это малый организм. Оно размером с кулак. Сожмите свой кулак, и это будет примерный размер вашего сердца, которое не имеет отдыха и постоянно бьется в груди. Посередине, кстати, не с левой стороны, а посередине находится оно. Так вот, туда помещается Господь. При всей малости этого органа, размером с кулак. Господь не помещается в Мировом океане, слишком мал он для Него. И в космосе не помещается Господь, слишком мал космос для Бога. А вот в сердце Господь помещается.

То есть сердце - это как рукавичка, оно маленькое, но туда впихивается очень много. И когда-то люди наши понимали эти вещи, что есть некие малые объемы, которые вмещают в себя очень много. И если сердце чистое, то чисто там, и Господь там живет. Если сердце грязное, то живет там, кто хочет: всякая нечистая тварь, всякая летучая мышь и всякий гад ползучий. И об этом тоже эта сказка, если угодно.

Эта сказка интегральная, как любая сказка. Она ложь, да в ней намек. Ее можно вертеть в разные стороны по смыслу. И этим учились наши предки.

Они учились мыслить о малом и большом, о грязном и чистом, о священном и профанном, благодаря рассказам, при коптящей и трещащей лучине, из бабушкиных беззубых уст.

Сегодня мы с вами цепнули еще одну сказку из того, что рассказывали нам в детстве. Попутно скажу вам, что горе тому поколению, которое не слушало сказок из уст мамы, папы или бабушки. Горе. Поэтому догоняйте свою всякую неуспетость и рассказывайте засыпающим малышам хорошие сказки, из того, что отфильтровано, просеяно и дается в назидание для молодого, носом сопящего в кроватке поколения.