"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок


С самого раннего детства мне мама и бабушка читают разные сказки. А в детском саду Людмила Матвеевна недавно прочитала сказку «Иван Царевич и серый волк». Перед началом чтения она сказала, что это сказка русская народная. Почему народная, что это значит? Этот вопрос и стал основным в моём исследовании. Цель исследования: узнать как появилась народная сказка, какими они были. Задачи: - Ознакомиться с интересными фактами возникновения народной сказки; - Найти информацию о сказочных героях; - Придумать вместе с родителями сказку. В ходе работы мы выдвинули гипотезу: если сейчас придумать сказку, то будут ли в них те же герои, которые встречались в старых народных сказках? В ходе работы мы использовали следующие методы: интервью детей и взрослых, поиск информации в интернете, чтение энциклопедий, творческие задания.




История возникновения народных сказок Русские народные сказки появились давно. Много веков назад. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Предполагают что они появились тогда. Когда люди научились писать. Народные потому что их придумали простые люди, рассказывали друг другу из поколения в поколение. Так происходит и сейчас мне их рассказывают бабушка и мама, а я потом расскажу своим детям Известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер, и Месяц. Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Все наводило на него страх, он думал, что они живые существа, а раз так, значит, они могли принести ему вред и пользу Но в основном все сказки очень добрые. В них добро побеждает зло.Известно, что первые сказки были посвящены явлениям природы и их главными персонажами были Солнце, Ветер, и Месяц. Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Все наводило на него страх, он думал, что они живые существа, а раз так, значит, они могли принести ему вред и пользу Но в основном все сказки очень добрые. В них добро побеждает зло.


Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные: Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные: - Сказки о животных. Отношения и характеры которых очень похожи на поступки людей. Медведь глуповат, заяц трус, лиса хитрая, волк жаден. - Волшебные сказки. Здесь человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей бессмертный, Баба Яга. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы, например, клубочек, который указывает дорогу, скатерть-самобранка. -И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых являются люди, но, в отличии от волшебных сказок, где герои одерживают победу благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, хитрости. Эти сказки - бытовые и являются самыми молодыми, так как им всего лишь по несколько веков.








ИВАНУШКА-ДУРАЧОК Слово «Дурак» имело в те времена несколько другой смысл, чем мы в него вкладываем сейчас. Ивана прозвали так за то, что он никого не обманывал. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Он был ленив, беден, а раз беден, значит дурак.






Для подтверждения нашей гипотезы мы предложили ребятам и их родителям придумать сказку. Нам было интересно какие же герои будут в этих сказках? В современных, вновь придуманных сказках встречаются те же герои, что и в старых: животные, принцессы, Феи. Но наряду с ними и современные герои: гонки, звездочки, пожарная машина. Таким образом наша гипотеза подтвердилась частично. Но сказка остается интересной как для ребенка, так и для взрослых. Она воспитывает, помогает человеку понять где добро, а где зло и как правильно поступать в той или иной ситуации.


Дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например: идет Петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла лиса вон из заячье избушки; Волк ловит рыбу опустив хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика». Легко усмотреть в этих сказках неправдоподобность: где это видано, чтобы петух ходил с косой, а волк ловил рыбу. Ребенок принимает выдумку за выдумку, как взрослый, но она привлекает его необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история, будет ли изгнана лиса, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте.


Авторы и собиратели народных сказок; А. Н.Толстой А. Н Афанасьев К.Д.УшинскийМ.А.Булатов Современные и российские писатели: П.П.Бажов В.В.Бианки С.Т.Аксаков А.П.Гайдар В.А.Жуковский Б.С.Житков Л.Н.Толстой Б.В.Заходер А.С.Пушкин В.П.Катаев С.Михалков Д.И.Хармс К.Чуковский Е.Л.Щварц А.Барто и т.д.





Источники информации В.И.Логинова «Детство». Программа воспитания и развития ребенка в детском садуВ.И.Логинова «Детство». Программа воспитания и развития ребенка в детском саду О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры»Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры» Л.С.Куприна, Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособиеЛ.С.Куприна, Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова «Красная изба». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада».М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова «Красная изба». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». Л.Н. Кравцова «Как писать исследовательскую работу»Л.Н. Кравцова «Как писать исследовательскую работу» А.Н.Афанасьева в трех томах «Народные русские сказки».А.Н.Афанасьева в трех томах «Народные русские сказки».




Основные выводы Воспринимая сказку дети сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.





Ольга Дорофеева
Литературная игра-викторина «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Ведущий :

Каждый человек с самого раннего возраста должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным, чувствительным, пожалуй. Все к этому стремятся, но, однако, не у всех это получается. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки . Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками . Ведь именно благодаря сказке , вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого Они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки .

Цель нашей сегодняшней литературной викторины заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше сказок , их авторов и героев, а также еще больше приобщиться к чтению.

Каковы же условия нашей викторины? Разбиваемся на две команды. Вопросы командам задаются в порядке очередности,

Наша литературная викторина будет состоять из следующих тем :

1. Волшебные слова

2. Удивительные превращения.

3. Волшебное средство.

4. Друзья.

1 конкурс. Вспомнить, кто говорил в какой сказке следующие слова :

1 команда. Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой.

(Иванушка-дурачок, р. н. с. "Сивка - бурка"

Сим-сим, открой дверь!

(Али-баба, арабская сказка "Али-баба и 40 разбойников)

Крекс Фекс Пекс!

(Буратино, А. Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино")

2 команда.

Лети- лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через-юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

(Женя, В. Катаев"Цветик-семицветик")

Раз, два, три, горшочек, вари!

(девочка, братья Гримм "Горшочек каши")

Кара-барас

(Мойдодыр, К. Чуковский)

2 конкурс. Удивительные превращения

В кого превращались или "были заколдованы сказочные герои ?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля) .

Братец Иванушка (В козленка)

Гадкий утенок (в лебедя)

2. Чудище из сказки Аксакова " Аленький цветочек" (в принца)

Одиннадцать братьев- принцев из сказки Андерсена "Дикие лебеди"

(в лебедей)

Василиса Прекрасная (в лягушку)

3 Конкурс. Какие волшебные средства были у данных сказочных героев

1. У солдата из сказки Андерсена (Огниво) .

У Буратино (золотой ключик)

У кота (сапоги)

У Кащея Бессмертного (яйцо с иглой)

2. У маленького Мука (туфли)

У Золушки (хрустальные туфельки)

У Снежной королевы (волшебное зеркало)

У Бабы-Яги (метла)

4 конкурс Назовите друзей литературных персонажей

1. У маугли (Багира, Балу, Каа) .

У Малыша (Карлсон)

У Чипполино (Вишенка и Редиска)

У Бременского музыканта (осел, собака, петух, кот)

2. У Вини-Пуха (Пятачок, Кролик, Иа-Иа)

У Герды (Кай)

У Дюймовочки (рыбки, мотылек, ласточка) .

У Буратино (Мальвина и Пьеро) .

Игра

На полу рассыпаются мелкие предметы : кубики, колечки от пирамидки, шишки и т. п. Выбирают двух-трёх детей, завязывают им глаза и дают в руки корзинки. По сигналу (включение музыки) дети начинают собирать с пола игрушки и класть в корзинку. Как только музыка остановилась – глаза развязываются и подсчитывают, кто сколько собрал. Понятно, что выиграл тот , кто собрал больше.

Вам понадобится : открытки с картинками, конверты.

Подберите открытки с изображением животных или сказочных персонажей , словом того, о чём дети знают стихи или песни. Разрежьте каждую на части. Каждая открытка - это будущая команда, количество частей - количество детей. Каждую часть положите в конверт и раздайте детям. По команде дети открывают конверты и стараются как можно скорее установить, с кем у них совпадают части открытки. Когда, наконец, открытка собрана, можно приступать ко второй части конкурса. Команда должна исполнить песню, прочитать стихотворение или станцевать. Тема должна быть связана с изображением на открытке.

Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины , приустали, проголодались. Вот я и решила : объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный .

V. «Пир на весь мир»

- Наш вопрос : кто, кого и в какой сказке так угощает ? Кто придумал такой обед - пир сказочный ?

«Наварила манной каши и размазала по тарелке..

Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»

(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

«Съешь моего ржаного пирожка..

Не стану я ржаной пирог есть!

У моего батюшки и пшеничные не едаются!»

(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди» ).

«Испекла каравай - рыхлый да мягкий,

Изукрасила каравай разными узорами мудреными.

По бокам города с дворцами,

Садами, да башнями - сверху птицы летучие,

Снизу - звери рыскучие».

(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка» ).

«Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле» . (Старуха - старику. Русская народная сказка «Колобок» ).

«Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль - лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль» ).

Вот мы с вами побывали на сказочном обеде , и, как полагаетсд в сказке , у нас «по усам текло, а в рот не попало» , но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолоно хлебавши!

А наша викторина продолжается

1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи :

Я ль на свете всех милее Всех румяней и белее?»)

2. Что кричал петушок, сидя на спице?

(«Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!» )

3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.» )

4. Что молвила третья сестрица?

(«Я б для батюшки царя родила богатыря.» )

5. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?

(«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп

Откуплюсь, чем только пожелаешь.»)

6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»)

7. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?

(«Смилуйся, государыня, рыбка!» )

8. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке » ?

(«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.»)

9. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане » ?

(«Я там был, мед, пиво пил -И усы лишь обмочил.» )

10. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке » .

Сказка ложь , да в ней намек !

Добрым молодцам урок .»)

«Из какой сказки отрывок

1. Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

«Сказка о царе Салтане .)

2. «Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» .

3. «Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно».

«Сказка о золотом петушке » .

4. «На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

«Сказка о рыбаке и рыбке »

5. «Жил-был поп, толоконный лоб» .

«Сказка о попе и его работнике Балде»

6. «Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит »

«Поэма «Руслан и Людмила» .

Ведущая. А сейчас, ребята, у нас музыкальная пауза. Пока играет мелодия , вы должны вспомнить и изобразить героя из любой сказки , мелодия закончится, вы должны замереть, а я попробую угадать, какого героя вы изобразили.

Четвертый конкурс «Узнай, от кого пришла телеграмма»

1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить да проклятое племя корчить! (Балда) .

2. Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите,

ждите, очень спешим. (Корабельщики) .

3. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут , знать не будет мне ОбиднО! (Молодая царевна ) .

4. Приеду с подарками, так как одна на весь мир наткала я полотна.

(Вторая сестрица)

5. Очень жаль, приехать не могу :

«Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла». (Царь Додон) .

«Подскажи словечко»

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего (моря)

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому. .(зверюшку)

3. И днем и ночью кот ученый

все ходит по цепи (кругом)

4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)

5. Нужен мне работник : повар, конюх и (плотник)

6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)

7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)

8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный. (рожок)

Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам

1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием?

(Колобок.)

2. Назовите -героиню русской народной сказки , которая была овощем.

(Репка.)

3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной "жилплощади? («Теремок» , «Лиса и Заяц» )

4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую

5. Какой сказочный герой посеял деньги , думая, что вырастет денежное

дерево и останется только собрать урожай? (Буратино.)

6. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой . И она вновь зовет и манит нас к Наше путешествие в сказку закончено , но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать : «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были..»

Песня Где водятся волшебники

Накорми кролика

На картоне нужно нарисовать мордочку кролика. Рот кролика открыт – там должно быть вырезано отверстие для морковки. Каждый игрок (с расстояния (6-8 шагов) должен с завязанными глазами подойти к кролику и вложить ему в рот морковку конфеты.

В некотором царстве, в некотором государстве. Есть поселение, град Московский. Правит в нём Царь и советники его. Народ жил в этом граде и горестей не знал, но нежданно-негаданно поселилась в царстве Лихо одноглазое. Маленькое злобное существо, любящее напакостить простым людям, а на все их жалобы царю и советникам, умалчивало и придумывало несуразные отговорки.
И вот собрал простой люд дружину, дабы победить Лихо одноглазое, да не тут то было. Лихо оказалось хитропопое и вовремя наябедничало князьям и советникам, что, мол, этот люд его больше обижает. И отвернулись тогда князья с советниками от людской дружины. И послали тогда советники к ним своих опричников, и слушали они молву русскую. Выслушали всё опричники, покачали головами, молвили, что всё понимают, но сделать ничего не могут.
Задумался люд и, понял, что надобно к Бабушке Яге идти за советом. Она хоть суровая, но справедливая.
Тем временем в государстве колдун объявился, наслал он на реки и колодца порчу колдовскую невиданную и, стала вместо воды жижа коричневая и вонючая течь. Особенно сказалось это на местах отхожих, и полезла нечисть на свет божий.
У одного плотника только заказов уйма была, все ходили к нему затычки для причинных мест испрашивали. А с малой нужной пока ещё справлялись.
И вот, пришла людская дружина к Бабе Яге. Встретила она их на пороге, кормить, правда не стала, но речь держать дозволила. И поведали люди бабушке о напасти своей лютой, о Лихе одноглазом беззаконие творящем, о колдуне страшном. Почесала бабушка чело своё мудрое, призадумалась, да говорит:
- Обождать надобно. Я помощников своих на разведку отправлю, чтобы была полная картина происходящего.
Собрала она ежей да белок и, прочую лесную живность, да наказала им выведать, вынюхать, что твориться в царстве – государстве.
Долго ли коротко ли шло время, а пришли зверушки с новостями.
И поведали Яге о том, что узнали. Ахнула бабушка, а чело её седым совсем стало. Глаза злыми сделались, потемнело небо, засвистел ветер. Бабка цыкнула своим зубом, и колдовство своё творить стала.
И грянул гром, и, задрожала земля русская. И явился зверь доселе невиданный – лапки грязные, спинка тёмная, а брюшко светлое. Звали его Тяпкин Ляпкин.
И пошёл Тяп-ляп правду искать по Руси матушке, а за ним и народ потянулся.
Долго искали они правды. Долго бродили по долам и весям. И вот пришли люди добрые к Чуду чудному, а рядом с чудом возвышаются два добрых молодца.
Испросили они у молодцев, что же за Чудо такое чудное, диво дивное. И ответили им молодцы:
- Чудо это обо всём знает, всё видит. Чудо сие заморское, звать его Интернет. Узреть в нём можно много ведомого и неведомого.
И потянулся люд русский к чудо зреть. И начали они в своих немногочисленных рядах искать дьяка приходского, грамоте обученного.
Вышел к ним дьяк худой, да с длинной бородой нечёсаной. Сам луком и самогоном пахнет и молвит он им:
- Ну, что вам миряне надо?
- Правды хотим отыскать, узнать, как с Лихом одноглазым бороться. Лихо действует, спасу нет. Бог высоко, Царь далеко, молвы людской не слышит. Бояре морды в бороды попрятали и сидят себе по углам, мошну набивают, жрут да гадят. А народ не знает, как справиться с напастью сей. Испроси добрый молодей у Чуда чудного, как быть нам.
Достал дьяк перо и бумагу, и нацарапал что-то.
Тычет Чуду он написанное, молчит Чудо. Те молодцы, что Чудо охраняют, молвить изволили:
- Положи сий пергамент на стол и жди.
Положили, отошли, стали ждать. Тут мышка норушка прибежала. Сканером зовущаяся, по листу пробежала, глазками посверкала и пошла к Чуду на доклад. Засветилось Чудо, моргать начало. Пожужжало, покряхтело и выдало:
- Неверный ввод.
Пригорюнился дьяк, мозг напряг, отхлебнул и бутыли и, изрек:
- Сила бесовская.
Засветилось Чудо заморское пуще прежнего, побежали, неведомы символы по гладкой поверхности. Напрягся народ в ожидании, молиться начал и, челом поклоны отбивать. А Чудо всё святилось и жужжало…
Дни и ночи пролетали, люд устроился рядом с Чудом и ждал, а оно всё святилось, моргало, да звуки непонятные начало издавать.
Чудо долго думало и, в итоге явило лик чудесный и, изрёк сей лик:
- Не обучены вы грамоте чудесной, так вопрошайте. Выслушаю.
И поведал народ лику чудному свои тягости и, задумался лик.
Прибежал вдруг заяц беляк, приник ухом правым к Чуду, а левое лапкой заткнул. Глазками поморгал, хвостиком помахал, да явилась на свет божий Береста чудная, с письмом челобитным. И молвил лик народу:
- Ступайте в дворец царский, вручите царю сий пергамент, праведно написанный и ждите суда божьего.
Отблагодарили люди Чудо чудное, чем могли и, засобирались домой.
Долго ли коротко ли, да пришли к дворцу царскому. Отдал люд царю Бересту волшебную лично в руки и, изрёк Царь:
- Ступайте по домам, я суд вершить буду.
Поверили люди, и пошли по домам.
А в царстве закипела работа доселе невиданная….

За далекими морями, за лесами и полями, за серыми туманами… В общем, отсюда не видно, раскинулась страна дивная, тайная, магическая. Знали о ней только те, кто знал, а вам оно не надо. Добраться до стороны невиданной можно было лётом, боком, заячьим прискоком, летом на собаках, зимой – на оленях. Но можно и на метле, и в ступе или на ковре-самолете, если таможня пропустит.

Правил тем магическим государством князь Люциус – красоты неписанной, гордости немеренной, хитрости и ума выше среднего. Да и маг он был не последний, хоть и не первый, но князюшка о том не ведал и жил спокойно.

Воеводой он был умелым, воевать ходил налево и направо, но в основном – налево, но супруга его – сиятельная княгиня Нарцисса о том хоть и ведала, но жила спокойно.
Долго ли, коротко ли, но появился в княжестве том благословенном Темный Маг, Волдемортом звали. Хотя, никто его не звал – все боялись.

Пришел Волдеморт к князю нашему, наговорил слов умных, задурил владыке магическому светлу голову, да и склонил к Тьме кромешной, к знаниям запретным. Отговаривала княгиня Нарцисса супруга своего своенравного от поступка опрометчивого, да только он на своем настоял.

Изгнал князюшка советников своих добрых да светлых и окружил трон кромешниками страшными, кровожадными. И как пелена упала на глаза его серые, зоркие. И как ватой заложило уши его чуткие – не видел и не слышал более, что в стране его деется.

А творил в ней Темный Маг, что хотел. Убивал, пытал, деньги отбирал, да на трон княжеский посматривал. Но не по силам ему было князя Люциуса потеснить с владыческого седалища – крови он был нечистой, темной да чуждой.

А тут еще слуга его юный да талантливый подслушал речи тайные, ворожкой сомнительной сказанные. Да не просто так сказанные, а с намеком, и не абы кому, а изгнанному светлому советнику князя – Дамблдору Белому.

Осерчал Волдеморт, да и струхнул немного. Жизнь его бесценная и почти вечная оказалась в опасности страшной, неотвратимой. И виной тому – младенец новорожденный, светлыми магами зачатый.

И решил Темный маг извести его вместе с родней, чтобы наверняка уж было. Начал искать их убежище тайное, дом зачарованный. Узнал о том слуга его юный, весть страшную принесший, и испугался. Любил он деву огненную, хоть и чужую жену теперь, но в сердце обледенелом живущую. Бросился Северус в ноги господину своему, да стал умолять-вымаливать для девы любимой жизнь долгую.

Посмеялся над ним Маг Темный, но согласился помиловать ту, что родила дитятко опасное, деву рыжую. Но не сдержал слово свое Волдеморт, хоть и не желал смерти страшной для матери любящей.
Явился он в дом тайный, к светлым магам, другом преданным, да и убил всех, кто путь ему до колыбельки заступал. Да только злодеяние страшное против него обернулось – отразилось от ребеночка да испепелило плоть Мага Темного. Дух его напуганный в лесах скрылся дальних да и затаился там, нужного момента выжидая.
А ребеночек тот остался живехонький, только меткой на лбу отмеченный.

Вернулась к жизни страна магическая. Ликовал народ, да князя своего проклинал. Но тот и сам раскаялся, когда пелена с глаз упала. Позвал он назад советников своих светлых, да только веры ему теперь было мало, трон под ним шаткий стал, да неустойчивый – дунешь и завалится. Подставил подпорки князь Люциус, из лести и интриг сделанные, из политических и экономических игр состряпанные. Упрочнил власть свою и зажил, как прежде, страну успокаивая, жену радуя да наследника балуя.

А рос княжонок капризным да своенравным – весь в папеньку. Разбаловали его мамки-няньки и отцовское попустительство. Не гуляли по жопенке детской розги воспитательные, не драли за уши да не совестили княжича учителя заморские. Что ни пожелает Драко Люциусович, все тот час на блюдечке подносят.

Подрос княжич до возраста сознательного, и отправил его батюшка в школу элитную, для магов юных созданную. И встретил там юный Драко сверстника своего Гарри Поттера, мальчика, на всю страну известного, Темным Магом отмеченного, сиротинушку, лаской обделенную.

Взыграла гордыня в княжиче, начал он хвастаться отцом своим, да высоким положением. Оскорбил людей, близких да родных для сиротки, настроил против себя, за что и поплатился дружбой отвергнутой.

И вражда детская в неприязнь юношескую перерастала, год за годом усиливаясь. И совсем отроки между собой мира не видели, пока не пришла весть страшная, хоть и ожидаемая. Вернулся из лесов диких дух Мага Темного, отыскал слуг своих верных, выкрал Гарри из школы магической, да и обрел плоть новую, еще страшнее прежней.

Чудом юноша смог смерти избежать, заступились за него, отвлекли Волдеморта духи родных отца и матери.
Мало кто поверил в возращение Темного Мага, лишь друзья верные, да маги светлые, проницательные. И Драко поверил врагу своему школьному, ненавистному. Испугался за него, сам того не ожидая.

А Волдеморт, оглядевшись, да к телу своему приноровившийся, стал созывать слуг да союзников для борьбы с силами светлыми. И на кресло княжеское облизываться стал пуще прежнего. Теперь у него другой план был, чтобы князем стать вместо Люциуса. Жениться он вздумал на Драко, да только тот другого любил, а Темного Мага боялся, как самой смерти. Не получилось добром, Волдеморт решил старыми методами действовать.

Выманил он отрока семнадцатилетнего из школы, да и уволок в логово свое тайное. А князю уговор поставил – сына он берет в мужья, да и все княжество в придачу. Иначе – всем смерть. Кинулся Люциус к Дамблдору Белому за советом, да к другу Северусу за помощью. Но не знал он, что больше всех за Драко Люциусовича Гарри переживает. Не мог он жизни своей помыслить без наваждения сероглазого, без раздражителя капризного, без сволочи своей ненаглядной.

Собрал он друзей смелых да и пошел супостата лютого воевать, пророчество давнее исполнять.
Но только не все так просто было. Был Волдеморт существом бессмертным, неистребимым, как колония тараканов на кухне нерадивой хозяйки. И чтобы убить его бесповоротно, найти нужно было иглу, на которой жизнь его проклятая держится. Но никто не знал, где игла та хранится.
Разошлись друзья в разны стороны, смерть Волдемортову искать.

Дева разумная, Гермиона Мудрая, на юг отправилась. Возлюбленный ее, Рональд Сильный* – на север пошагал. Сам Гарри решил пройти страну с востока на запад, врага любимого, княжича Драко, разыскивая, да смерть Волдемортову выискивая.

Скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Приносили Гарри вести от друзей птицы ночные, быстрокрылые. И вести эти были неутешительные. Взмолился тогда Гарри всем богам и Мерлину о чуде расчудесном.

И помогли ему боги, навели на путь нужный. Набрел юноша в скалах приморских на пещеру глубокую. Долго пытался тайны ее разгадать, и сдалась магия, пропустила упорного юношу. Увидел он остров каменный посреди вод подземных. Перебрался лодочкой и забрал с острова сундук золотой, семью печатями запертый.

Выхватил он Меч мага древнего, Основателя школы магической, да и обрушил лезвие сияющее на крышку сундука. Полезли оттуда духи темные, страшные, исковерканные. Едва-едва не погубили они Гарри силой своей противоестественной. Отбился от них юноша, отдышался с трудом. Достал из сундука ларец резной, тяжестью наполненный. Вынул оттуда иглу крохотную да тонкую, но весом немалым.

Ударил Гарри по игле мечом и лопнула она с громким звоном. Упал юноша на пол каменный, эхом оглушенный. Плохо ему стало, словно рану ему нанесли страшную, смертельную. В беспамятстве пребывая, увидел он Драко Люциусовича, грустного и тоскующего. И шептал княжич слова удивительные, живительные для души Гарри.

Прости меня, враг мой. За то, что врал тебе, за пакости мои детские, за глупые слова… Но больше всего, прости за то, что скрывал от тебя чувства свои непрошенные, тебе ненужные… Если бы я мог вернуться в прошлое, сказать тебе, Гарри, о любви своей… А теперь поздно, свадьба моя уже завтра, с Магом Темным, на змею похожим… Прости и прощай, враг мой любимый, счастье мое неизведанное.

Очнулся Гарри в пещере темной и вспомнил видение свое недавнее. Бросился он наружу, взмахнул палочкой волшебной и полетел туда, куда сердце подсказывало. Пробился он сквозь магию защитную, вызвал Мага Темного на бой страшный, да и побил его, любовью окрыленный. Разбежались прислужники Волдемортовы, испугавшись силы Гарриной.

Разбил юноша двери каменные в темнице высокой. Вызволил друга своего сердечного Драко Люциусовича и признался в чувствах своих. Обнялись они посреди темницы, поцеловались впервые. И рухнули все темные чары, едва-едва Гарри успел Драко во двор вывести. Оправились они к княжьему дворцу за благословением отцовским.

Но воспротивился князь Люциус, желая сыну другого мужа или жены, высокого рода да богатства немереного.
Рассердился тогда Драко Люциусович, снял перстень наследственный и бросил оземь.
- Моя жизнь, за нее и отвечать буду.

Ушли они с Гарри из палат белокаменных и стали жить в старинном доме посреди города шумного – тихо и мирно.
………

ДА ПРЕКРАТИ РЖАТЬ, ПОТТЕР! Как могу, так и рассказываю! Ну вот, они опять плачут. Черт меня дернул с тобой связаться, жениться, детей заиметь… Жил бы сейчас тихо-мирно с Гринграсс в нашем мэноре…
- Нет. Все это было не зря, Малфой. К тому же, ты первый из своего рода, кто женился по любви – гордись этим. Да и сказки ты мастер рассказывать, я даже заслушался.

Классный час во 2 Б классе

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

или Уроки безопасности»

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения в разных ситуациях.

Задачи деятельности учителя : создать условия для обсуждения проблем, связанных с безопасностью в своем доме, для составления правил безопасного обращения с электроприборами, правил личной безопасности; способствовать развитию умения анализировать ситуацию.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся соблюдать правила безопасного поведения дома, в том числе правила обращения с электроприборами, правила общения с незнакомыми людьми.

Формируемые УУД

Познавательные.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе анализа поступков.

Знать:

Основные правила поведения на транспорте, правила личной безопасности.

Уметь:

Анализировать поступки героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: вступать в беседу на уроке и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Личностные: понимают необходимость соблюдения правил безопасности.

Участники: учащиеся, классный руководитель, родители.

Методы: беседа, проблемный диалог, рассказ, работа в группах.

Оборудование.

1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

2. Раздаточный материал: карточки с иллюстрациями сказок и заданиями для работы в группах.

3. Аудиозапись инструментальной музыки.

Подготовительный этап:

1. Подготовка презентации «Уроки безопасности».

2.Подготовка карточек с иллюстрациями и заданиями для работы в группах.

3. Сигнальные кружки (красный, зеленый)

4. Карточки для родителей

Ход занятия:

    Приветствие учителя.

Учитель : Слайд № 2

Дорогие мои, любимые мои ученики, я очень рада видеть вас после длинного летнего перерыва. Надеюсь, что за каникулы вы хорошо отдохнули, набрались сил и успели соскучиться по школе. Желаю вам в этом учебном году получать только «четверки» и «пятерки», быть активными, стремиться к знаниям, не ссориться между собой, не прогуливать уроки. Пусть этот школьный год пройдет интересно и будет плодотворным.

Уважаемые родители!

Известно, что родители с детьми
Совместно снова курс проходят школьный.
Так поздравления мои примите вы
С днем первым сентября, с днем ваших знаний новых!
Вы помогайте школьнику взрослеть,
И успевайте с ним чуть-чуть учиться,
И пусть вам не приходится краснеть,
А на родительских собраниях – лишь гордиться!

Наш первый урок сегодня посвящен вопросам, которые обязан знать каждый ребенок и взрослый. А что эта за тема, вы мне сейчас определите сами.

II . Слово учителя.

На фоне мелодии «В гостях у сказки» учитель читает стихотворение.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.

А кто любит сказку –

Тот, конечно, - молодец!

III . Постановка проблемы. Сообщение темы занятия.

Ребята, вы любите сказки?

Прочитайте начало темы нашего классного часа. (Сказка – ложь, да в ней намёк) (Слайд № 3)

Закончите эту фразы (добрым молодцам урок).

А какие уроки мы можем выносить из сказок? (Добро побеждает зло).

Но сегодня мы будем искать в сказках другие уроки – «Уроки безопасности».

Давайте, сформулируем цель нашего занятия:

Какие уроки безопасности мы можем узнать из сказок? (Слайд № 4)

IV . Работа по содержанию занятия.

1. Путешествие в сказку «Красная Шапочка» Шарля Перро.

Итак, мы отправляемся в сказку Шарля Перро «Красная Шапочка».

Кого встретила Красная Шапочка?

Какую ошибку она допустила? (она заговорила с незнакомцем)

Слайд № 5)

А как бабушка поступила, впустив Волка?

Личная безопасность дома (слайд 6)

Какие меры безопасности нужно соблюдать, если вы одни дома? Назовите

2. Работа в группах. (слайд 7)

    В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок. Вспомните сказку по картинке и объясните, чему учит нас эта сказка?

    Какие правила безопасности можно составить для себя, исходя из истории героев?

    « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим).

    « Колобок» (чрезмерное доверие незнакомцам).

    «Лиса и кувшин» (прежде чем что-то сделать, подумай).

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слушайся старших)

3. Просмотр презентации по личной безопасности. (Слайды 8-9)

Правила личной безопасности

    Старайся избегать разговоров. Если говоришь – будь вежлив.

    Не садись в машину к незнакомцу.

    Не играй по дороге из школы домой.

    Не играй в темное время на улице.

    Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.

    Не впускай незнакомых людей в квартиру.

    Если потерял ключ – скажи об этом родителям.

Но только ли со злоумышленниками связаны все опасности? Что необходимо сделать перед тем, как выйти из дома?

Ситуация 3. Ты выходишь из дома. Твои действия?

(Выключить телевизор, закрыть газовый кран, выключить чайник на газовой плите, закрыть водопроводный кран, закрыть окно, выключить свет.)

(Слайд 10)

– Какие электроприборы есть у вас дома? Зачем они нужны? Какими электроприборами вы уже пользовались? Кто вас этому учил?

(слайд 11)

Игра «Можно – нельзя» (проводят родители)

(Если «можно» - покажите зеленый кружок, «нельзя» - красный)

Учащиеся определяют, можно или нельзя совершать названные действия.

– Можно ли …

1) Наступать на электрический провод, лежащий на земле или на полу? (Нельзя.)

2) Трогать руками висящий электрический провод? (Нельзя.)

3) Пользоваться исправными электроприборами? (Можно.)

4) Прикасаться к электроприборам влажными руками? (Нельзя.)

5) Трогать электроприборы, когда лежишь в ванне с водой? (Нельзя.)

6) Наполнять водой включенный электрический чайник? (Нельзя.)

7) Хвататься за провод, когда вытаскиваешь вилку из розетки? (Нельзя.)

8) Разговаривать по телефону, когда у тебя включен утюг? (Нельзя.)

У медведя дом большой, а у зайки маленький.

Наш медведь домой пошел, а за ним и заинька.

(Слайд 13 )

4 . «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения! »

– Идут на улице люди – на работу, в магазины, в библиотеки. А вот у ребят кончились уроки в школе, и они направились домой.

    Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар)
    2. Как называется часть улицы, по которой идут автомобили и другой транспорт? (Проезжая часть)
    3. В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (В левую)
    4. Что означают цвета светофора?
    5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
    6. Для чего надо знать правила дорожного движения? (Ответы детей)

Игра «Разрешается. Запрещается» (проводят родители)

Послушайте наших мам и пап: если по правилам дорожного движения это разрешено делать, то вы хором говорите – «разрешается». Если запрещено, то вы грозите пальцем и говорите «запрещается».

    Переходить улицу, когда горит зеленый сигнал. Разрешается

    Играть в мяч около дороги. Запрещается

    Перебегать улицу. Запрещается

    Идти по тротуару не за руку со взрослым. Разрешается

    Помогать бабушкам и дедушкам переходить через дорогу. Разрешается

    Переходить через дорогу на желтый сигнал светофора. Запрещается

    Соблюдать правила дорожного движения. Разрешается

    Кататься на велосипеде по дороге. Запрещается

    Смотреть по сторонам, перед тем как переходить дорогу. Разрешается

    Громко смеяться или кричать в транспорте. Запрещается

    Переходить дорогу по пешеходному переходу. Разрешается

    Ходить по тротуару. Разрешается

    Ходить по дороге. Запрещается

    Обходить автобус спереди. Запрещается

Любой транспорт: автобус, трамвай, маршрутное такси, нужно сначала пропустить, после этого посмотреть по сторонам – убедиться, что нет машин, а потом уже переходить через дорогу.
- Поднимите руку, кто любит смотреть мультфильмы? Давайте вспомним, на каком транспорте передвигаются герои в мультфильмах.
- На чем ехал Емеля к царю в сказке «По щучьему велению»? (на печке)
- Любимый двухколесный транспорт Кота Леопольда?

На каком транспорте летал Алладин? (Ковер-самолет)
- Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (Велосипед)
- Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа, метла)
- На чем катался Кай в сказке «Снежная королева»? (На санках)

Какую ошибку совершил Кай, катаясь на санках?

Учитель помогает сделать вывод: несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.

IV . Рефлексия. Подведение итогов.

Что полезного узнали?

Какие правила личной безопасности повторяли?

Заключительное слово учителя

– Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, дорожного движения, подвижных игр на улице, общения с незнакомцами.
Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми.

Приложение 1

Вопросы для работы в группах

__________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие неприятности случились с героями? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие правила безопасности можно составить для себя, исходя из истории героев?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Иллюстрации для работы в группах

Просмотр содержимого презентации
«Сказка – ложь, да в ней»


«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Уроки безопасности»

Классный час во 2 Б классе Подготовила Клепинина Н.Р.



Закончите фразу:

«Сказка – ложь, да в ней намёк…

добрым молодцам – урок!


Давайте, сформулируем цель нашего занятия:

Какие уроки безопасности мы можем узнать из сказок?



Личная безопасность

дома

В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди.

Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.


Работа в группах

Какие правила безопасности можно составить для себя, исходя из истории героев?


Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности:

  • Правило 1.

Ни в коем случае не открывать дверь, если звонит незнакомый человек.

  • Правило 2. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай «нет»
  • Правило 3 .

Если в дверь звонит почтальон, монтер, врач или даже полицейский, все равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.


  • Правило 4.

Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в полицию по телефону 02 и назови свой адрес.

  • Правило 5.

Если дома нет телефона, зови на помощь из окна или с балкона.

  • Правило 6.

На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители?» - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.


Какие электроприборы есть у вас дома?

Зачем они нужны?

Какими электроприборами вы уже пользовались? Кто вас этому учил?


Назовите правила безопасного использования электроприборов.

  • не пользуйтесь неисправными электроприборами, никогда не оставляйте включенный электроприбор без присмотра;
  • не включайте в одну розетку несколько электроприборов;
  • помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами, находясь в воде;
  • об обнаруженных неисправностях в электроприборах, об оголенных проводах немедленно сообщайте родителям или старшим.

Помните, друзья, с огнём шутить нельзя!



Итог

Что полезного узнали? - Какие правила личной безопасности повторяли?