«И не введи нас во искушение. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

Что такое искушение и кто такой лукавый?
Искушение - это испытание, которое либо посылается нам от Бога, либо приходит от диавола, но попускается Богом. Каждое искушение для нас - своего рода испытание на прочность. И мы это испытание иногда проходим, а иногда - нет. Прося Бога: “Не введи нас во искушение”, - мы как бы говорим Богу: “Не посылай нам испытания выше сил, посылай нам такие, с которыми мы сможем справиться, чтобы те испытания и скорби, которые Ты посылаешь, не сокрушили нас, не убили в нас веру”.

Лукавый - это диавол, враг рода человеческого. В отношении диавола нужно избегать двух крайностей. Некоторые склонны вообще отрицать существование диавола и бесов . Эти люди - верующие или неверующие - не осознают реальности присутствия в этом мире злых сил, причем не абстрактных сил, но живых существ, потому что диавол и бесы, как и ангелы, - это реальные живые существа. Есть и другая крайность, особенно распространенная среди людей верующих, церковных, - когда значение диавола преувеличивают, когда человек настолько боится воздействия диавола и злых сил, что живет в каком-то полупарализованном состоянии. Отсюда распространенный среди верующих страх перед сглазом, порчей и т. п. Отсюда - такое робкое отношение к жизни, при котором человек всего боится, во всем видит угрозу, не может жить творчески, свободно, полноценно.

Мы должны понимать, что лукавый, конечно, имеет силу и может оказать негативное, даже разрушительное воздействие на нашу жизнь, но только в том случае, если мы сами допустим его к себе. Диавол бессилен там, куда его не приглашают, где его присутствия не хотят. Если человек ходит в церковь, молится, носит на себе крест, осеняет себя крестным знамением; если он исполняет заповеди Божий и воздерживается от грехов, то диавол бессилен, ему нет места в таком человеке. Когда диавол обретает силу? Когда человек открывает какие-то шлюзы, форточки в своем доме, когда, например, впадает в какую-то страсть - скажем, наркоманию или алкоголизм. И опасность алкоголизма не в том, что человек выпьет вина больше, чем следовало бы, но в том, что это его обессиливает и открывает доступ диаволу внутрь его души.

Поэтому, когда мы просим Бога: “Избави нас от лукаваго”, - мы просим, чтобы Он помогал нам всегда находить силы воздерживаться от того, что может дать возможность лукавому влиять на нашу жизнь. И если мы этому научимся, то ни диавол, ни другие злые силы, ни сглаз, ни порча, ни что-либо подобное не смогут оказать на нас никакого влияния.

Из книги митр. Иллариона (Алфеева) — « «

«И не введи нас во искушение»

Господь призывает нас просить Бога и Отца нашего не попустить того, чтобы мы ввергались во искушение. И пророк Исайя от лица Бога говорит: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и попускаю твориться бедствиям». Сходным образом говорит и пророк Амос: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?».

От этих слов многие из невежественных и неподготовленных впадают в разные размышления о Боге. Якобы Бог Сам бросает нас в искушения. Все сомнения по этому вопросу развеивает Апостол Иаков такими словами: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

Искушения, приходящие к людям, бывают двух видов. Один вид искушений происходит от похоти и случается по воле нашей, но и по наущению демонов. Другой вид искушений происходит от печали, страданий и несчастий в жизни, и потому сии искушения кажутся нам более горькими и грустными. В этих искушениях не участвует воля наша, но пособничает лишь диавол.

Эти два вида искушений испытали на себе евреи. Однако они выбрали по своей воле искушения, происходящие от похоти, и стремились к богатству, к славе, к свободе во зле и к идолопоклонничеству, и потому Бог попустил им испытать все обратное, то есть бедность, бесчестие, плен и так далее. И всеми этими бедами снова устрашал их Бог, дабы возвратились они к жизни в Боге через покаяние.

Эти разные вины наказаний Божиих пророки называют «бедствием» и «злом». Как мы и говорили раньше, так происходит потому, что все, что вызывает у людей боль и горе, люди привыкли называть злом. Но это не соответствует истине. Просто именно так это воспринимают люди. Эти беды происходят не по «исходной» воле Божией, но по его «последующей» воле, для вразумления и на благо людей.

Господь наш, соединяя первую причину искушений со второй, то есть, совмещая искушения, происходящие от похоти, с искушениями, происходящими от огорчений и страданий, им дает единое наименования, называя их «искушениями», ибо ими искушаются и испытываются намерения человека. Однако дабы лучше понять все это, должно знать, что все, происходящее с нами, бывает трех видов: доброе, злое и среднее. К хорошему относится благоразумие, милосердие, справедливость и все подобное им, то есть качества, которые никогда не могут обратиться в злые. К злым же относятся блуд, бесчеловечие, несправедливость и все сходное с ними, неспособное никогда обратиться в доброе. Средними же являются богатство и бедность, здоровье и болезнь, жизнь и смерть, слава и бесславие, удовольствия и боль, свобода и рабство и прочие, подобные им, в одних случаях называемые добрыми, а в других злыми, в соответствии с тем, как ими управляет намерение человека.

Итак, люди делят эти средние качества на два вида, и одну из этих частей называют добром, ибо именно это они любят, например богатство, славу, удовольствия и прочие. Другие же из них они зовут злом, ибо к нему они питают отвращение, например бедность, боль, бесчестие и так далее. И потому, если не хотим мы, чтобы постигло нас то, что мы сами считаем злом, не будем творить настоящего зла, как и советует нам пророк: «Человече, не входи по своей воле ни в какое зло и ни в какой грех, и тогда Ангел, хранящий тебя, не попустит тебе испытать никакого зла».

И пророк Исайя говорит: «Если захотите и послушаетесь, и будете соблюдать все заповеди Мои, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч врагов ваших пожрет вас». И все тот же пророк говорит тем, кто не исполняет заповедей Его: «Идите в пламя огня вашего, в пламя, которое вы возжигаете грехами вашими».

Конечно, диавол сначала старается бороться с нами сладострастными искушениями, ибо знает, как мы склонны к похоти. Если же он поймет, что воля наша в этом подчинена его воле, он отдаляет нас от благодати Бога, охраняющей нас. Тогда он просит у Бога разрешения возвести на нас и горькое искушение, то есть горе и бедствия, чтобы полностью нас уничтожить, по своей великой ненависти к нам заставляя нас от многих огорчений впасть в отчаяние. Если же в первом случае наша воля не последует за его волей, то есть не впадем мы в сладострастное искушение, он вновь возводит на нас второе искушение горем, дабы заставить нас теперь уже от горя впасть в сладострастное искушение.

И потому взывает к нам Апостол Павел, говоря: «Трезвитесь, братия мои, бдите и бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Попускает нас Бог впадать в искушения, либо по икономии Своей для того, чтобы испытать нас, как праведного Иова и других святых, по словам Господним Его ученикам: «Симон, Симон се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, то есть сотрясти вас искушениями». И позволяет Бог, чтобы мы впали в искушения по попущению Его, как он попускал и Давида впасть в грех, и Апостола Павла отречься от Него, дабы избавить нас от самодовольства. Однако есть и искушения, происходящие от богооставленности, то есть от утраты Божественной благодати, как было с Иудой и иудеями.

И искушения, приходящие святым по икономии Божией, приходят на зависть диаволу, дабы явить всем праведность и совершенство святых, и дабы воссиять им еще ярче после победы их над противником их диаволом. Искушения, происходящие по попущению, посылаются, дабы стать препятствием на пути греха, произошедшего, происходящего, или еще должного произойти. Те же искушения, которые насылаются по богооставленности, имеют своей причиной грешную жизнь человека и плохие его намерения, и допускаются для его полного разрушения и уничтожения.

И потому мы не только должны бежать от искушений, происходящих от похоти, как от яда лукавого змея, но и ежели придет к нам такое искушение против воли нашей, ни впадать в него никоим образом.

И во всем, что касается искушений, в которых испытывается наше тело, не будем подвергать себя опасности по гордыне нашей и дерзости, но будем просить Бога оградить нас от них, если такова будет воля Его. И да доставим мы Ему радость, не впадая в сии искушения. Если же придут сии искушения, примем их с великой радостью и удовольствием, как великие дары. Лишь о том будем просить мы Его, дабы укрепил Он нас на победу до самого конца над искусителем нашим, ибо именно об этом говорит Он нам словами «и не введи нас во искушение». То есть мы просим не оставлять нас, дабы не попасть нам в жерло мысленного дракона, как говорит нам в другом месте Господь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». То есть, чтобы не быть побежденными искушением, ибо дух бодр, плоть же немощна.

Никто же, однако, слыша о том, что нужно избегать искушений, пусть не оправдывается «извинением дел греховных», ссылаясь на свою слабость и на прочее подобное, когда приходят искушения. Ибо в трудный час, когда приходят искушения, тот, кто испугается их и не будет противостоять им, отречется тем самым от истины. Например: если случится человеку подвергнуться угрозам и насилию за веру свою, или с тем, чтобы отречься от истины, или чтобы попрать справедливость, или чтобы отречься от милосердия к ближним или от любой другой заповеди Христовой, если во всех этих случаях он отступится из страха за свою плоть и не сможет храбро противостоять этим искушениям, то пусть знает этот человек, что не будет он причастником Христу и зря зовется он христианином. Разве что раскается он потом в этом и будет лить горькие слезы. И надлежит ему раскаяться, ибо не подражал он истинным христианам, мученикам, столь сильно пострадавшим за веру свою. Не подражал святому Иоанну Златоусту, прошедшему через столькие муки за справедливость, преподобному Зосиме, терпевшему невзгоды за свое милосердие к братиям своим, и многим другим, которых мы не можем сейчас даже перечислить и которые претерпели многие муки и искушения, дабы исполнить закон и заповеди Христовы. Эти заповеди должны хранить и мы, дабы освободили они нас не только от искушений и грехов, но и от лукавого, по словам Господней молитвы.

Мое тело напрягается в ожидании твоего безраздельного вторжения. Я,извиваясь,словно в танце,опускаюсь на колени спиной к тебе и наклоняюсь вперёд,расставляю мои маленькие,покорные ножки.Я страстно жду тебя. Сегодня мы не будем предохраняться, сегодня ты будешь чувствовать меня всю всю, без остатка. Ты стоишь на коленях позади меня и держишь меня за кругленькие ягодицы,слегка их поглаживая,я дрожу от желания, но ты не торопишься.Ты-хозяин,ты-мой господин,мое главное желание! Ты гладишь мою попочку, твои пальчики добрались до моих маленьких половых губок, они такие нежные и влажные....мм....ты слегка раздвигаешь их в стороны и вводишь палец в мое лоно. Делаешь пару легких движений, твой палец стал мокрым от моих желаний…. У меня перехватило дыхание, я чувствую, что если ты не войдешь в меня сейчас же,я просто умру от возбуждения. От моего стона у тебя темнеет в глазах,ты видишь меня всю, всю мою ласковую женскую тайну….тебя охватывает неописуемый восторг…..и вот ты нежно касаешься головкой моих разгорячённых губочек, чувствуешь, какая я горячая,податливая. Мое дыхание уже столь пламенно, что из тела вырывается стон...
Ты продолжаешь гладить мои половые губки своей упругой головкой, ты сводишь меня с ума. Свободной рукой ты оглаживаешь мой позвоночник, спинку,вот твоя рука у моей шеи, я тихонько поворачиваю голову, и от моего взгляда дрожь пробегает по твоему сильному,прекрасному телу. Ты продолжаешь нежно касаться своим членом моих горячих губок.Ещё чуть-чуть и половина твоей головки во мне. Но ты ещё не вошёл, ты дразнишь тебя, ты чувствуешь, как вот-вот мои ягодицы ринутся тебе на встречу, но ты веско,спокойно контролируешь твои движения. Пульсации моего тела,вибрируя, отдаются в твоем фаллосе.....и вот неожиданным движением ты легко, будто нож сквозь масло входишь в меня весь, из моей груди вырывается стон,и я широко открываю ротик, начиная инстинктивно бросать тебе на встречу бедра, ты сходишь с ума от моего разгорячённого влажного тела, вот ты опять вышел и ласкаешь меня легкими прикосновениями своей головки к моему влагалищу.
- Ну, давай же, оттрахай меня, я не могу больше терпеть, - произношу я срывающимся голосом, но едва успеваю договорить фразу, как в этот момент ты входишь в меня весь, до конца... Волны твоего удовольствия, подстёгиваемые моими криками, нарастают,и ты рукой нежно берешь мою полненькую грудку,она легко ложиться тебе на ладонь,ты начинаешь теребить пальчиками мой нежный сосок, мы слились в одно целое, волны нашей любви накатывают на нас бешеной страстью.Есть только ТЫ и Я в этом звездном мире!Вот наши движения ускоряются, твои шаловливые пальчики ласкают меня везде, кажется что у тебя много рук,но я уже не различаю где они, да это и не важно:удовольствие заполняет меня всю без остатка, мои грудь, клитор, бёдра требуют, чтобы их трогали, ласкали, целовали, но ты продолжаешь входить сзади….
Твоим глазам явилась покорная женщина, ты любишь твою женщину, да,ты чувствуешь себя королём,ты и только ты-управляешь нашим удовольствием….мм..
-Я ВЛАДЕЮ ТОБОЙ всей без остатка,-с улыбкой говоришь ты и ты..счастлив…
Вот мои движения резко убыстряются, руками я вцепляюсь в простыню, резко замираю и через мгновение меня начинают схватывать волны оргазма, я КОНЧАЮ,и это потрясающе,а тебе безумно нравиться дарить мне удовольствие….Ты продолжаешь вторгаться в моё удовлетворённое лоно, я чувствую, что и ты скоро кончишь,я переворачиваюсь на спину и мурлычу:
- Ну, давай,мой котик,мое сокровище, забрызгай мне грудь, своим любовным соком…
И вот ты извлекаешь из меня свой горячий Фаллос и кончаешь на мой кругленький животик, на грудь….наши стоны сливаются…..и сквозь пелену:
- Как мне нравиться, когда ты так делаешь…

Только было утихли «бои» украинских ветеранов котлов в маршрутных такси за бесплатный проезд, как снова доносится грохот «баталий»: на этот раз украинский военный хочет добиться увольнения сотрудницы «Укрзализныци», которая отказалась обслуживать его на украинском.

Инцидент случился в поезде Николаев - Ивано-Франковск, где в вагоне-ресторане с «хероем» отказались говорить на мове. Разговор с предположительно начальником поезда военный записывал на камеру, а позже разместил в Сети.

«У вас в ресторане работает сотрудник, который совсем не владеет государственным языком. Я ее попросил, чтобы она предлагала свои товары на украинском языке, а она говорит, что „у них в Николаеве все так говорят“», - изложил суть претензий военный.

«Вы ей объясните, чтобы она оказывала услуги на языке того народа, за счёт которого она получает заработную плату. Если ей нет разницы, на каком языке говорить, то выдавайте ей зарплату туалетной бумагой - какая разница, какая бумага - валютная, туалетная», - не унимается военный.

«Я считаю, что за 28 лет мы уже доросли до того, чтобы получать услуги на государственном языке от “Укрзализныци”, это же государственное предприятие, не частное!» - продолжает разглагольствовать явно никуда не торопящийся военный.

«Ну как… Оно уже получастное», - впервые пытается несмело возразить начальник поезда, который до этого только вяло поддакивал и на дурном украинском давал задания найти «виновницу» и узнать её полное имя.

«Не, ну конституция же исполняется! Не значит это, что каждый может делать, что хочет в этом государстве. Мы же деньги платим за обслуживание. “Вафли “Артек”, водичка такая, сякая” - у меня такое впечатление, что меня в ГУЛАГ везут, моя семья пострадала от голодомора и репрессий», - продолжает довольно упитанный «херой».

«Дома она может как угодно: мяукать, гавкать, на динозаврином разговаривать, но на работе!» - тут ленивый монолог военного прерывает проходящая по вагону сотрудница вагона-ресторана.

«Как ваша фамилия? А имя? Вы россиянка? Кто вы по национальности?» - накидывается на неё военный, который, к слову, своего имени и звания не называет.

«Ну если у нас в Николаеве все так говорят?» - парирует женщина.

«Такого неуважения к себе я ещё не слышал», - повторяет «херой».

И не введи нас во искушение

Помолитесь

На церковнославянском языке

Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь.

На русском языке

Господи, Иисусе Христе, отверзи мне уши мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел(а) оное и исполнил(а) волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел(а) чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел(а), но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Еще минуту помолчите.

Прочитайте Молитву Господню

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
(Матф.6:9-13)

Медленно перечитайте шестое прошение: И не введи нас во искушени и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут. Можете просто медленно повторять их вслух или про себя, сосредотачиваясь на их смысле. Если у вас возникли мысли или вопросы, запишите их .

Ответьте на вопросы:

Как Вы понимаете, что такое искушение?
Как Вы понимаете смысл этого прошения? О чем мы просим Бога?

Справочная информация

По-гречески то слово, которое здесь и в других местах Нового Завета переведено как «искушение», имеет значение «искушение, испытание». Глагол, от которого это слово происходит, означает «делать попытку, пытаться», «подвергать испытанию, испытывать, пробовать», «соблазнять, совращать». Т.е. каждый раз, когда речь идет об искушении нас, речь идет одновременно и об испытании нашей веры и нашей верности Богу.

Помолчите еще минуту, не читая ничего, и снова помолитесь.
Медленно, два-три раза прочитайте отрывок из послания апостола Иакова.
Послание апостола Иакова, глава 1

2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

Запишите мысли и вопросы, которые у вас появились.

Сформулируйте и запишите христианское отношение к искушению на основании прошения «И не введи нас во искушение» и отрывка из послания апостола Иакова.

Прочтите одно-два толкования на прошение «и не введи нас во искушение»

При этом рождается немаловажный вопрос. Если мы молимся, чтобы мы не подвергались искушению, то как можем доказать твердость своей добродетели, которой требует Священное Писание? «Иже не искусися, - говорит оно,- мало весть» (Сир.34, 10) (русский перевод: Кто не имел опытов, тот мало знает). И еще: «блажен муж, иже претерпит искушение» (Иак.1, 12). Итак, слова молитвы: «не введи нас во искушение» - не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении». Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо «не даде безумия Богу» (Иов.1,22) « Русский перевод: Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» - и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя.

Священномученик Киприан Карфагенский

Далее Господь дает нам как необходимое наставление говорить в молитве: «и не введи нас во искушение». Этим показывается, что враг не имеет никакой власти над нами, если не будет на то предварительно допущения Божия. Потому-то весь наш страх, все благоговение и внимание должны быть обращены к Богу, так как лукавый не может искушать нас, если не дастся ему власти свыше. Доказательством служат слова Божественного Писания: «пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его» (Дан.1,1-2). Дается же лукавому власть над нами по грехам нашим, как говорится в Писании: «Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего» (Ис.42, 24-25). Также о Соломоне, когда он предался и уклонился от заповедей и путей Господних, сказано: «и воздвиu Господь противника Соломону» (3Цар.11, 23). Впрочем, власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это сделано было относительно Иова, по ясному указанию Бога, говорящего: «вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов.1,12). Также и Господь во время страдания говорит в Своем Евангелии: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин.19,11). Между тем, когда мы просим, да не подвергнемся искушению, то таковым прошением приводимся к сознанию слабости нашей и немощи с тем, чтобы никто не высокомудрствовал о себе, чтобы никто с гордостью и надменностью не присваивал ничего себе и не приписывал себе славы исповедания или страдания тогда, как сам Господь, поучая смирению, сказал: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мк.14,38). Так необходимо предварительно смиренное и покорное сознание и предоставление всего Богу, дабы то, что смиренно испрашивается у Него со страхом Божиим и почтением, даровано было Его благостью.

Святитель Иоанн Златоуст

«И не введи нас во искушение». Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для дьявола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. «Не введи нас во искушение». Подлинно много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Посему так как многие и различные бедствия нападают на нас со многих сторон, то мы научены испрашивать у Бога всех избавления от них. Ибо при его запрещении прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется; как некогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и это без приказания (Mф.8,31). А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми, охраняемыми Богом?

Святитель Николай Сербский

О, как мало нужно человеку, чтобы отвернуться от Тебя и повернуться к идолам! Он окружен искушениями, как бурями, и он немощен, как пена на гребне бурного горного потока. Если он богат, он тотчас начинает думать, что равен Тебе, или ставит Тебя после себя, или даже украшает свой дом Твоими ликами, как предметами роскоши. Когда зло постучит в его врата, он впадает в искушение поторговаться с Тобой или совсем Тебя отбросить. Если Ты призываешь его жертвовать собой, он возмущается. Если Ты его посылаешь на смерть, он дрожит. Если Ты предлагаешь ему все земные удовольствия, в искушении он отравляет и убивает свою собственную душу. Если Ты открываешь его очам законы Своего попечения, он ворчит: «Мир чудесен сам по себе, и без Творца». Нас смущает Твоя святость, о, наш Святый Боже. Когда Ты нас зовешь к свету, мы, как ночные мотыльки, бросаемся во тьму, но, метнувшись во тьму, мы ищем свет. Перед нами раскинулась сеть множества дорог, но мы боимся дойти до конца хоть какой-то из них, ибо нас на любом краю ждет и манит искушение. А путь, что ведет к Тебе, прегражден многими искушениями и многими-многими провалами. До того, как находит искушение, нам кажется, что Ты сопровождаешь нас, как светлое облако. Однако когда искушение начинается, Ты исчезаешь. Мы оборачиваемся в беспокойстве и молча спрашиваем себя: в чем наша ошибка, где Ты, Ты есть или Тебя нет? Во всех наших искушениях мы спрашиваем себя: «Вправду ли Ты наш Отец?» Все наши искушения забрасывают в наши умы те же вопросы, которые весь окружающий нас мир задает нам изо дня в день и из ночи в ночь: «Что ты думаешь о Господе?» «Где Он и кто Он?» «Ты с Ним или без Него?» Дай мне силы, Отец и Творец мой, чтобы я мог в любую минуту своей жизни правильно ответить на всякое возможное искушение. Господь есть Господь. Он там, где я есть и где меня нет. Я отдаю Ему свое страстное сердце и протягиваю к Его святым одеждам руки, я тянусь к Нему, как ребенок к любимому Отцу. Как я мог бы жить без Него? Это значит, что я сам без себя смог бы прожить. Как я могу быть против Него? Это значит, что я сам буду против себя самого. Праведный сын следует за своим отцом с почитанием, миром и радостью. Вдунь Свое вдохновение в наши души, Отче наш, чтобы стали мы Твоими праведными сынами.

Другие святоотеческие толкования на прошение «И не введи нас во искушение» вы можете найти .

Ответьте на вопрос
Какие важные мысли вы увидели в святоотеческих толкованиях?

Личный вопрос:
Какие искушения есть сейчас в вашей жизни?

Подведите итоги

Что важного для себя вы поняли в результате размышления, ответов на вопросы, знакомства с толкованиями?

Домашнее задание

Вариант 1.
Выделите 6 важных для вас областей своей жизни (те же самые, что и в прошлых заданиях).

Каждый день описывайте, как будет выглядеть одна из этих областей, если вы будете жить свято.
Перечислите, какие искушения мешают или могут помешать святости вашей жизни в этой области.
Сформулируйте, как вы можете противостоять каждому из этих искушений
Во время молитвы в этот день, говоря «не введи нас во искушение», особенно имейте в виду именно эти искушения

Вариант 2.
Вспомните своих знакомых братьев и сестер, особенно тех, кого вы поминали после «наш». Подумайте, какие у них могут быть искушения. Если вы кого-то из них за что-то осуждаете, подумайте о том, что они не справляются с искушением. В течение недели, читая «Отче наш», на словах «и не введи нас во искушение» имейте в виду не только себя и собственные искушения, но и этих людей.