История создания рождение венеры боттичелли. “Рождение Венеры” Боттичелли

И красоты Венера, равно как и ее греческая "сестра" Афродита, на протяжении многих веков воспевалась поэтами, скульпторами, художниками. Мифы о ней сохранились до наших дней, как и многие произведения искусства, в которых она неизменно воплощала идеал женской красоты. И одним из самых известных шедевров, посвященных ей, несомненно, является "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли. Итак, что мы знаем об этой картине?

Боттичелли до "Венеры"

Об этом знают далеко не все, но автором знаменитой картины был человек по имени Алессандро Филипепи. Боттичелли он стал уже позднее, получив это прозвище, в переводе с итальянского означающее "бочонок", вслед за старшим братом, отличавшимся изрядным лишним весом. Будущий великий живописец родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. Однако после двух лет обучения у золотых дел мастера предпочел пойти в ученики к художнику Филлиппо Липпи. В его мастерской он пробыл пять лет, прежде чем тот уехал, а юный Сандро перешел к Верроккьо.

Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Открыв собственную мастерскую, молодой человек довольно быстро снискал популярность и признание. В течение следующего десятилетия он приобрел большое количество влиятельных заказчиков, среди которых оказалась и семья Медичи. В это же время он увлекается идеями неоплатонизма, оказавшими существенное влияние на его творчество. С конца 1470 годов слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции, и он уехал в Рим работать над фресками которой только предстояло стать знаменитой на весь мир благодаря еще одному гению - Микеланджело. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.

История картины

"Рождение Венеры" Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Исходя из того, что полотно хранилось на вилле Кастелло под Флоренцией, находившейся во владении Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, большинство искусствоведов утверждают, что именно он оплатил работу. Согласно другим версиям, изначально заказчиком был совершенно другой человек. Ну а эта картина, как и "Весна", о которой будет сказано чуть позднее, попала к Медичи потом. Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину "Венера" Боттичелли.

Описание

Картина представляет собой полотно примерно 2 на 3 метра, она выполнена на холсте. На ней изображена молодая обнаженная женщина на берегу моря, стоящая в раковине и символизирующая Венеру. Слева от нее боги ветров, которые очевидно, помогли ей доплыть, а справа - одна из Граций, спешащая к ней с красной мантией, чтобы укрыть. Вокруг Венеры цветы (розы, анемоны), внизу камыш. Строго говоря, это не рождение, а скорее прибытие богини на землю.

Символизм

"Рождение Венеры" - картина Боттичелли, которую часто приводят в пример, говоря о том, как искусно художники вплетают в свои полотна потаенный смысл. В ней особенно четко видно влияние автора неоплатонизма - учения, соединившего в себе некоторые идеи как христианства, так и язычества. Выделяют следующие наиболее четкие символы:

  • Раковина, в которой стоит Венера, именно той формы, что олицетворяет женское лоно.
  • Ветра, расположенные в левой части картины (некоторые еще принимают их за ангелов), в виде фигур мужчины и женщины символизируют единство плотской и духовной любви.
  • Ора Талло (по другой версии - одна из Граций) "отвечала" за весну, а именно в это время года происходит рождение богини.
  • Розы - признанный символ любви.
  • Васильки на одеянии Грации - олицетворение плодородия.
  • Плющ и мирт вокруг ее шеи символизируют привязанность и плодовитость соответственно.
  • Анемоны у ног Грации - цветы богини Венеры, согласно мифам, появившиеся из слез, которые она пролила, горюя после гибели своего возлюбленного Адониса.
  • Камыш - символ скромности.
  • в правом верхнем углу - знак вечной жизни.
  • И наконец, красная - божественная власть, которую дарует красота.

Как видно, символизма картина "Рождение Венеры" Сандро Боттичелли содержит достаточно. А что же можно сказать о личности, ставшей прототипом главной героини полотна?

Модель

Наиболее вероятной кандидатурой на роль богини любви в данном случае является в 1470-х в возрасте 16 лет приехавшая с мужем во Флоренцию и сразу ставшая ее первой красавицей. Сандро, вероятно, знал ее еще до того - он довольно близко общался с ее семьей, поскольку с родителями жил в соседнем квартале. Подлинных сведений о том, насколько были близки художник и модель, нет, но специалисты по творчеству Боттичелли считают, что с момента их встречи все Мадонны и Венеры были писаны с нее.

Однако Симонетта была замужем, а кроме того, ее поклонниками были многие горожане, в том числе и очень влиятельные. Один из них - Джулиано Медичи, младший брат Лоренцо - даже считался ее возлюбленным, хотя свидетельств о том, что его чувства не были платоническими, нет. Вполне возможно, что она просто осталась дамой его сердца, как это было тогда принято.

Симонетта могла бы вдохновить своей красотой гораздо больше деятелей искусства своего времени, однако в возрасте 23 лет, в 1976 году, она скончалась от чахотки. Ее смерть стала горем едва ли не для всей Флоренции.

"Венера" Боттичелли появилась лишь спустя 9 лет после ее кончины, а ведь богиня на ней так свежа и красива. Художник до конца своей жизни прожил в одиночестве, так и не женившись. Похоже, его единственной возлюбленной так и осталась Симонетта, нашедшая свое бессмертие в знаменитом полотне.

Местонахождение

В настоящее время шедевр располагается там же, где и был создан - во Флоренции, в Как правило, вокруг картины все время толпятся люди, но иногда все-таки можно улучить момент, чтобы досконально ее рассмотреть как вблизи, так и издали.

  • "Весна" и "Венера" Боттичелли имеют в качестве центральной фигуры одну и ту же модель, однако они были написаны с перерывом в 7 лет.
  • При создании полотна художник использовал новаторские для своего времени приемы - дробил лазурит для получения синей краски, использовал холст, а не доску, добавлял в краски минимальное количество жира, а также покрыл картину яичным желтком, благодаря чему она дошла до наших дней практически в первозданном виде.
  • В пропорциях и позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры, каноны которой были заложены еще Праксителем и Поликлетом.

Культурное влияние

Картина "Венера" Боттичелли - первое полотно с изображением полностью обнаженной женской фигуры, сюжет которого не посвящен первородному греху. И она по заслугам стала главным шедевром, воспевшим красоту, не нуждающуюся в чем-либо еще. На фоне остальных работ художника, имеющих в основном религиозную тематику, этот сюжет кажется странным. Тем не менее, возможно, без этой "Венеры" мы лишились бы многих мировых шедевров, без которых сегодня просто невозможно представить историю искусства.

И сегодня "Венера" Боттичелли продолжает вдохновлять художников, фотографов, моделей. Создаются многочисленные подражания, но оригинал, воплотивший в себе идеал женской красоты, может быть только один.

Одним из самых выдающихся полотен Сандро Боттичелли признано «Рождение Венеры». Великий мастер из Флоренции подарил миру множество шедевров, захватывающих дух. Картина Боттичелли превратилась в настоящий кладезь вдохновения художников, поэтов, многих других деятелей искусства. Образ Венеры заставил зрителей изменить мироощущение.

Венеру (богиню красоты) описывают по-разному. Божественный облик с древних времен считался переменчивым, поскольку у людей вкусы разные. Одни считают Венеру блондинкой с выдающимися округлостями, другие – стройной брюнеткой. Но первым живописцем, воплотившим образ, поразивший всех, не оставляя никого равнодушным, стал Боттичелли.

Эпоха Возрождения дала миру много настоящих гениев в искусстве. Художники стремились к раскрытию единства красоты души, тела, гармонии в мире, человеке. Тот, кто написал картину «Рождение Венеры», достиг вершины в создании подобного совершенства. Обнаженный образ Венеры мастеров живописи, творивших одновременно с великим художником, олицетворял символ небесной любви, непорочности, целомудрия, высшей добродетели.

Анализ картины «Рождение Венеры» самыми известными искусствоведами подтверждает, что эта работа наполнена глубоким смыслом. Каждая деталь может говорить о многом. Полотно гармонично сочетает следующие стили:

  • иконографию;
  • символизм;
  • гармоничность.

Постоянное изучение картины открывает все новые грани ее послания миру. Шедевр открывает перед зрителями новые смыслы изображения, толкает переосмыслить собственную жизнь.

Выполнено полотно в жанре живописи темперой, имеет размер 172,5 на 278,5 см. Такая рабочая площадь помогла автору точно прописать детали сюжета.

История картины

Точный год создания «Рождения Венеры» документально не зафиксирован. Существует мнение, что работа закончена в 1484-м. Неизвестно, для кого создавался шедевр. Некоторые специалисты считают, что художник создал его для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, поскольку многие факты указывают на то, что кузен герцога Флоренского долго владел этим полотном. Доказательств заказа картины именно для вышеназванного дворянина не существует.

Создавать образ для любой картины нелегко. Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. В связи с этим, существует мнение, что основным прототипом лика Венеры стала обычная девушка Симонетта Веспуччи. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Символично, что город, чье название переводится как Порт Венеры, – родина прекрасной дамы, вдохновившей Боттичелли на создание образа богини красоты.

Боттичелли имел доступ в круг деятелей интеллектуального общества Флоренции. Здесь существовала возможность познакомиться со многими творческими личностями, например, Анджело Полициано, поэтом того времени. Именно Анджело создал великолепное стихотворение «Рождение Венеры», возможно, подарившее вдохновение художнику.

Когда взгляд останавливается на изображении Зефира и жены божества северного ветра Хлориды, возникает вопрос о прототипе данного образа. Лишь в нескольких оригинальных текстах Гомера и Овидия можно встретить их описание. Данные манускрипты были не очень известны Боттичелли, поскольку образцы оригинальных текстов отсутствовали в библиотеках Флоренции.

Закончив картину, мастер передал полотно заказчику. Позже картину покрыли лаком, превратившимся в коричневый налет, скрывший нежные краски. Реставрацию, восстановившую шедевр в полном великолепии, закончили в 1987 году. Избавившись от грязного оттенка лака, полотно снова радует взоры ценителей прекрасного.

Желающим посетить место для культурного досуга, где находится картина «Рождение Венеры», придется посетить Флоренцию. Найти Галерею Уффици легко, ведь достаточно спросить о местонахождении местных жителей.

Описание картины «Рождение Венеры»

Простор неба, моря, бесконечность мира открывается перед взором зрителя. Нежные краски указывают на раннюю пору, когда ночь еще только отступает, а день не успел раскинуть над миром свой яркий полог.

Подбирая оттенки для создания картины, автор остановил выбор на нежных, весенних красках. Основная палитра включает множество оттенков голубого и синего. Насыщенно-синий край неба постепенно переходит в нежно-голубой. Морская синь прочерчена нежными, мелкими волнами, лишь слегка покачивающими раковину-челнок.

Центральной фигурой картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» стала сама богиня красоты. Нежнейшая, прекраснейшая из античных богинь восстает из морской пены, плывет в морской раковине по гребням волн. Тень кротости, легкой печали слегка затемняют взор прекрасной юной девы, которая старается прикрыть свою наготу ладонью и великолепными волосами, локонами которых весело играет ветерок. Изящная фигура приковывает внимание. Беззащитность, потерянность, непонимание причин появления в мире проскальзывают в движениях, взгляде, выражении лица. Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.


Путь богини облегчает Зефир, являющийся западным ветром. Он подгоняет к берегу волшебный челнок с новорожденной девой, придерживая обвившую его тело руками и ногами любимую жену Хлориду. Аккуратными дуновениями божество северного ветра мягко направляет движение морской раковины, вынуждая последнюю плавно приблизиться к кромке берега.

Господство над водами Средиземного моря Зефир получает в весеннюю пору, что указывает на появление новой богини весной.

Талло, пора цветения и весеннего возрождения природы, подтверждает эту теорию. С нежностью и любовью во взгляде, прелестница приготовила пурпурный плащ, расшитый цветочным орнаментом. Решение принять прекрасную богиню, укрыть от нескромного взгляда, поддержать дается Талло легко, движения грациозны, облик наполнен материнской мягкостью. Легкое касание раковины к суше побуждает деву весны потянуться к новоприбывшей, накинуть плащ и принять в свою обитель.

Присмотревшись к нежному лицу Венеры, можно заметить сходство с изображениями Мадонны. Именно так ее изображали иконописцы Италии. Поза героини резко отличается от церковного образа, как и непосредственно фигура. Изящная и нежная богиня больше напоминает творение древнегреческих мастеров, ценивших идеальные пропорции тела, скромность в творениях.

Единение двух культур в образе Венеры получилось идеальным. Античность и христианство тут отказались от противостояния, дополнили друг друга. Искусство живописца, создавшего картину, поражает тонкостью работы, богатством образа, изысканностью центральной фигуры.

Категория

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Около 1484 г. Холст, масло. 172,5 х 278,5 см.

Галерея Уффици, Флоренция

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Осип Мандельштам. « Silentium ».

«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», - писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной, и трудно себе представить, чтотриста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв.,мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. И все же это так. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этихмастеров его отделяла целая эпоха.

Боттичеллипринадлежал раннему Возрождению,кватроченто,его младшие современники - Высокому Возрождению, определившемуразвитие европейского искусства, по крайней мере, на три столетия. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, поэтому произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. В них видели не иную, по-своему совершенную, эстетику, а лишь неумелость и примитивизм, их изобразительный язык казался грубым и невнятным. Лишь когда европейскиеживописцы научились с абсолютной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когдаскучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресокРафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. И Боттичелли, вместе со многими другиминесправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.

Автопортрет Сандро Боттичелли.
Фрагмент фрески "Поклонение волхвов" 1475 г.

Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени - средневековому и раннеренессансному. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту,искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Европейская культура нашла и продолжает находить в его наследии что-то жизненно важное для себя. Что же? Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» - прекраснейшей среди картин Боттичелли,поможет нам это понять.

Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV : вместе с другими крупнейшими художникамирасписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Самый яркийпредставитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжалтрадиции своего деда Козимо и отца Пьеро,просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Власть Медичи снова казалась безграничной, и средитех, кто был отмечен и обласкан ею, - живописец Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1478 г.

Первую половину1480-х годовможно назвать античным периодомв творчестве Боттичелли. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов:«Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна»,«Рождение Венеры». Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного - Лоренцо ди Пьерфранческо. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.

Чтобы понять замысел картины, нам придется не только оживить в памяти античный миф, но ипознакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Круг его почитателей, в которыйвходилимыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный, именовался Платоновской академией. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Так, в Венере они виделипрообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу, ибо, согласно учению Фичино, «красота - это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь - связующая сила, движущая мир к Богу». Благоговение,молитвенный восторгперед явлением божества (не важно- языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.

Возможно, в картине отразились впечатления художника от стихов философа и поэта Анджело Полициано, который тоже был в числе неоплатоников. В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим - Кифера). Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. На берегу, держа наготове затканное цветами покрывало, Венеру ждет ора - одна из четырех богинь времен года, Весна. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта - символ вечной любви, у ее ног цветет анемон - первый весенний цветок, также один из символов Венеры. С неба падают розы, которые, по древнему преданию, появились на свет вместе с Венерой, ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.


Зефир и Аура

Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветы… вся картинасоткана из изысканно-красивых мотивов. Но не это делает еешедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, поэтомув некоторых его работах фрагменты производят большеевпечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).

Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Кроме того, эта яснаясхема - три композиционных узла, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне, - позволилаБоттичелли полностью сосредоточиться на главном: сложнейшей перекличке ритмов. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий,невесомых силуэтов, грациозных жестов. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствоведБ. Беренсон, и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.

«Рождение Венеры» - одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей, излучинами берегов. Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером,или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцыбосых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев; волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Особую прелесть придает картинето, что это крупное полотно написано с тщательностью миниатюры. Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев - все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию.

Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви,сплетающиеся в объятии ветры- чувственную. Ветры и оразахвачены движением, они преданно служат богине, но и энергияветров, ипорыв оры- всерастворяется, гасится в абсолютном покое, окутывающемВенеру. Прекрасная статуя - вотслова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини, и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Он был первым ренессансным мастером,запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести, и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой. Его современникам этот замысел был более понятен, чем нам: боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй - Венеры Медичейскойиз флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, которую художник, очевидно, видел во времяпребывания в Риме. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» - « Venus pudica ». (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие.) Плоть Венеры - жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой - похожа на мрамор. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы « S » обращают нас к искусству готики.


Сандро Боттичелли. Предположительно портрет
Симонетты Веспуччи. После 1480 г.

Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, - пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Прежде всего исследователей и зрителей занимает вопрос: существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип? Возможно, художник увековечил в своем лучшем творениилицо любимой женщины? Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем. Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которуювоспевали поэты - возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Эта любовь окончилась трагически: юная Симонетта угасла от чахотки, а через два года, точно в день ее смерти, заговорщиками был убит Джулиано. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическимореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой, и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты -возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.

Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли,несомненно одно: лицо Венеры - самое одухотворенное извсех, написанных художником, идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Эти лица похожи не столько чертами, сколько особым выражением безгрешной чистоты и безмятежности, странной отрешенности и грусти. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Это мечтательная, хрупкая, немного усталаякрасота.


Фрагмент картины «Рождение Венеры»

Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, стремясь постичь ее мысли,разгадать ее чувства, но кажется, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, ни проблеска дум. В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. Ее лицо завораживает нас совершенной первозданностью, но это не пустота, а высочайшая духовная насыщенность, таящая в себе всю полноту грядущих возможностей, всю глубину будущих чувств. Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Еще секунда - и дочь моря ступит на землю, ее нагое тело окутает покрывало, по лицу пробегут облачка ощущений, и чудо рождения закончится. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Так, радуясь наступающему дню, мы не можем не сожалеть об угасшей красоте рассвета, так,взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.

Боттичелли с печалью оглядывался на античность - эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». С тех пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие, искусство стало еще раздробленнее и изощреннее, и, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности.

Марина Аграновская

Годы создания: 1482-1486
Техника: Темпера, холст
Размеры полотна: 172,5 х 278,5 сантиметров
Место хранения: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Картина «Рождение Венеры » представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Её подгоняет западный ветер, источник которого - бог Зефир, изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Его дыхание наполняет ветер цветами. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица - древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Талло - покровительствовала весне, поэтому именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры.

Мифологическая справка:

Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена, из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Отсюда пошло второе имя богини - Пенорождённая. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь»

«Легенды и мифы Древней Греции», Николай Кун

По факту, в картине «Рождение Венеры » Боттичелли синтезировал христианство и язычество. И в этом нет ничего странного, ведь художник был адептом неоплатонизма, который гласит, что Бог воплощается в земной красоте - как духовной, так и телесной. Таким образом, нагая Венера символизирует и обнажённость души в момент рождения или таинства крещения. «Душа её - суть Любовь и Милосердие, глаза её - Достоинство и Великодушие, руки - Щедрость и Великолепие, ноги - Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.

Моделью для Венеры Боттичелли служила Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Девушку считали первой красавицей эпохи Возрождения во Флоренции. Её называли Несравненной и Прекрасной.

В 1987-м году картину отреставрировали, сняли слой потемневшего лака времён Боттичелли. В основе лака был яичный желток, что надёжно законсервировало работу и сохранило её до наших дней. После реставрации «Рождение Венеры» заиграло новыми, яркими, весенними красками.

История

Венера. Фрагмент картины.

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли).

Алтарь св. Варнавы

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.

См. также

Литература

  • Burke, Peter Culture and society in Renaissance Italy. - London, 1974.
  • Ufizzi, Studi e Ricerche 4: La Nascita di Venere e l"Annunziazione del Botticelli ristaurate. - Firenze, 1987.
  • Rose-Marie & Rainer Hagen What Great Paintings Say. - Taschen, 2005. - Т. 1. - С. 146-151. -