Как определить род прилагательных. План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Род и число имён прилагательных

124. Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имён прилагательных.

  • Определите род и число имён существительных. Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и имя существительное?
  • Поставьте вопрос к каждому имени прилагательному.
  • Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

Изменение имён прилагательных по родам

125. Расскажите по таблице «Изменение имён прилагательных по родам», какого рода бывают имена прилагательные. По каким признакам можно определить их род?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского (мужского, среднего) рода? Какие они имеют окончания? В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам?

Обратите внимание! У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой? , окончание -ой всегда ударное, а окончания -ый, -ий всегда безударные .

126. Прочитайте.

      Детск... (рисунок, комната, пальто).
      Золот... (ключ, рожь, кольцо).
      Горяч... (вода, чай, молоко).
      Смел... (поступок, мысль, решение).

  • Составьте и запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.

127. Прочитайте. Объясните отгадки к загадкам.

      Шапочка алая,
      Жилеточка нетканая,
      Кафтанчик рябенький.
      (Курица)

      Красный цвет,
      Винный вкус,
      Каменное сердце.
      (Виноград)

  • Подготовьтесь записать загадки под диктовку (см. Памятку 5).
  • Определите род имён прилагательных. Выделите их окончания.
  • Объясните, как вы определяли род имён прилагательных.

128. Прочитайте словосочетания. какой?

, вкусное какао, летучая мыш.., белый леб..дь, лесная глуш.., красивый тюль, московское м..тро, ус..ная реч.., извес..ная ф..милия, ч..рный кофе, яичный шампунь.

  • Поставьте вопросы от имён существительных к именам прилагательным. Определите род имён прилагательных.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных.
  • Укажите род имён существительных и имён прилагательных.

129. Составьте из слов каждой пары словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

Летний, гроза; утренний, роса; горячий, молоко; лёгкое, ветерок; синий, небо; колючая, ёжик; весенний, облако; поздний, осень; душистый, сирень; ранний, утро; могучий, дерево.

  • Запишите составленные словосочетания. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Проверьте написание окончаний имён прилагательных по таблице (см. выше).

130.

Дождевое облако - дождлив... погода, конн... спорт - конск... грива, болотн... трава - болотист... местность, грозов... облако - грозн... оружие, водн... гладь - водян... растение, рыбн... хозяйство - рыб... глаз.

  • Сравните однокоренные имена прилагательные по смыслу и по составу. В чём их различие?
  • Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных.
  • Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

131. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Радости... весть, зимн... дорога, дремуч... лес, северн... ветер, весел... песня, утренн... роса, трескуч... мороз, горяч... молоко, верхн... одежда, вечерн... заря, интересы... книга, лёгк... туман, домашн... задание, ближн... озеро.

  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных. Укажите род имён прилагательных.
  • Скажите, к каким именам прилагательным можно подобрать синонимы, к каким - антонимы.

132. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Рани... апрельск... утро. В небе начала разгораться ал... полоска зари. Утренн... в..т..рок пр..шумел в в..рш..нах берёз. В пр..драссветной мгле з..звучала тих... лесн... песенка. Это з..пела птичка зарянка. В её песне слышалась робк... радость и светл... весенн... грусть.

(Н. Сладков)

  • Почему птичку назвали зарянкой ?
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных.
  • Разберите третье предложение по частям речи (см. Памятку 4).
  • Выпишите из второго предложения словосочетание с именем прилагательным.

133. Прочитайте. Составьте словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

      Добр... (человек, имя, дело).
      Горяч... (утюг, солнце, пора).
      Высок... (здание, урожай, награда).
      Свеж... (воздух, мясо, рубашка).
      Сладк... (пирог, сон, речь).
      Ранн... (утро, зима, птичка).

  • Запишите составленные словосочетания.
  • Выделите окончания имён прилагательных, объясните их написание. Укажите род имён прилагательных.
  • Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение каждого словосочетания.

134. Прочитайте. Составьте словосочетания, заменяя имя существительное в скобках однокоренным именем прилагательным.

(Место) ж..тель, (земляника) варен..е, (звезда) небо, (дождь) утро, (опасность) д..рога, (прелесть) р..машка, (вкус) какао, (ярость) вет..р, (медведь) берлога, (заяц) к..пус..ка, (класс) комн..та, (известность) правило, (ненастье) п..года.

Образец. Местный житель, ... .

  • Запишите составленные словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите род имён прилагательных. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

    Женский род отвечает на вопрос Какая?, мужской род - Какой?, средний род - Какое?. Например, лето (какое?) жаркое - средний род; зима (какая?) холодная - женский род; снег (какой?) белый - мужской род.

    Например: Она одела на праздник длинное платье. Существительное - платье (ср. род). Прилагательное - длинное (также ср. род).

    Род прилагательного можно узнать исходя из его окончания:

    Чтобы правильно определить, какой будет род у использованного в предложении или словосочетании прилагательного, нужно обратиться к существительному (местоимению), к которому это самое прилагательное относится. Какой у него род, такой же самый будет и у прилагательного. Например, лес (он - муж.р) зимний (тоже муж.р.), мама (она - ж.р.) добрая (тоже ж.р).

    Можно определить по вопросу и также по окончанию:

    Какой? будет у м.р., оконч. - -ый (-ий), -ой (-й) - бежев-ый, льнян-ой, могуч-ий.

    теперь Какое? - это вопрос ср.р., оконч. - ое (может -ее) - шелков-ое, син-ее.

    Во множ. числе у прилагательных нельзя определить принадлежность к роду.

    Род прилагательного определить несложно.

    Вот какой имеется алгоритм для определения рода прилагательного:

    Итак, а вот вопросы на которые отвечает прилагательное в разном роде.

    В мужском - это будет какой?;

    В женском - это будет какая?;

    В среднем - это будет какое?

    Род прилагательного можно определить:

    • по существительному, к которому относится прилагательное

    Футбольный мяч - мужской род (мяч мужского рода, а значит и связанное с ним прилагательное футбольный тоже мужского рода); холодная погода - женский род; летнее небо - средний род.

    • также род прилагательного можно определить по вопросу к нему

    Какой? - прилагательное мужского рода

    Какая? - женского рода

    Какое? - среднего рода

    • по окончанию прилагательного

    У прилагательных мужского рода следующие окончания: -ий-, -ый-, -ой-

    У прилагательных женского рода окончания такие: -ая-, -яя-

    У прилагательных среднего же рода окончания: -ое-, -ее-.

    Имя прилагательное всегда указывает на признак описываемого предмета. В какой форме употребляется часть речи, отвечающая за предмет (чаще всего это, конечно, существительное), такой же формы должно быть и прилагательное, т.е. род, а также число должны быть идентичными.

    Так, например, берем такой пример: Весна в этом году была прохладная. Весна (какая?) - прохладная. Существительное весна (она моя) женского рода, а это значит, что и прилагательное также женского рода и имеет окончание -ая (в случае с женским родом может встречаться также окончание -яя).

    Предлагаю ориентироваться по следующей табличке. В ней указаны окончания всех трех родов - мужского, женского и среднего.

    Род прилагательного легко определить, если найти его в предложении. Вы сможете это сделать, проанализировав другие части речи.

    Вот подробная инструкция как узнать род, а также падеж и число прилагательного:

    Род имени прилагательного можно определить по вопросу, а именно: какая? какой? какое?

    Так же род имени прилагательного можно определить по окончанию, то есть по следующим окончаниям: ая, яя, ый, ий, ой, ое, ее.

    Род прилагательного определяется таким образом:

    По роду имени существительного;

    По вопросу;

    По окончанию прилагательного.

    Так как имя прилагательное употребляется при именах существительных, то оно и согласуется с ними, то есть ставится в том же роде, числе и падеже , что и определяемое существительное.

    Например.

    И вот сентябрь! Замедля свой восход, СИЯНЬЕМ ХЛАДНЫМ солнце блещет.

    И луч его в ЗЕРЦАЛЕ ЗЫБКОМ вод НЕВЕРНЫМ ЗОЛОТОМ трепещет.

    СЕДАЯ МГЛА вится вкруг холмов; Росой затоплены равнины;

    Желтеет СЕНЬ КУДРЯВАЯ дубов, И КРАСЕН КРУГЛЫЙ ЛИСТ осины;

    В этом отрывке из стихотворения Е.А. Баратынского Осень есть все случаи согласования имен прилагательных с именами существительными:

    а) по числам: единственное (седая мгла) и множественное (живые голоса);

    б) по родам (только в единственном числе): сень кудрявая, красен круглый лист, безмолвен лес;

    в) по падежам (в обоих числах): сияньем хладным, в зерцале зыбком, неверным золотом, беззвучны небеса.

    Окончания имен прилагательных как раз и указывают на связь прилагательных с существительными.

    Чаще всего прилагательные в предложениях бывают определениями.

    Реже - именной частью составного сказуемого, но даже в этом случае легко определяется и род, и число прилагательного (по существительному).

    Например. Осень была тплая . Листья стали красными и желтыми . День стал коротким .

    Чтобы определять род у имени прилагательного, нужно убедиться, что оно стоит в единственном числе.

    Например у слова родной мы будем искать род, а у слова родные нет.

    Есть еще одно условие. Должно быть существительное или местоимение рядом с прилагательным, чтобы определять род, поэтому всегда используются словосочетания, а еще лучше целые предложения.

    Возьмем слово розовая. Тут даже не нужно существительное. Окончание -ая- и вопрос какая? дают 100 процентную гарантию того, что слово стоит в женском роде. Также есть -ое- и вопрос какое? розовое для среднего рода и -ый- и какой? розовый для мужского.

    А вот например словосочетание горячий кофе. Тут можно сказать, что род мужской или средний.

    Горячий шоколад. Род мужской.

    Странно, но факт: когда-то в языке не было разделения на существительные и прилагательные. Было это так давно, что дату назвать невозможно, но постепенно наши предки начали различать объект и признак, который может принадлежать любому предмету или признаку. У новой части речи постепенно выработались собственные характерные признаки, оформилась система окончаний, выработалась согласованность с существительными в категории рода.

    У прилагательного самого по себе нет никакого рода, падежа или числа - все они зависят от формы существительного, с которым согласуются. Поэтому в предложении и словосочетании нужно прежде всего разыскать сущ. и рассмотреть его число, если оно множественное, то определить род и падеж.

    Когда перед нами отдельно взятое прилаг., то остатся поставить к нему вопрос какой? какая? какое? какие? в каждом из падежей и посмотреть, каким из вариантов окончания совпадают.

Цель : Формировать умение учащихся определять род и число имён прилагательных.

Задачи:

Развитие орфографической зоркости, умения рассуждать, различать части речи, работать в парах;

Воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку, к предмету.

Оборудование: таблица “Род имён прилагательных”, карточки для индивидуальной работы (сильным и слабым).

Ход урока

1. Организационный момент.

Зазвенел и смолк звонок...

2. Сообщение темы.

Продолжаем работать с именами прилагательными. А вот чему мы должны научиться на уроке вы ответите сами.

Чистописание (отрабатываем соединения букв).

ая яя ый ий ой ое ее

Кто догадался, что мы сейчас писали?

Д: Окончания прилагательных.

Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.

Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.

(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)

Из каких частей речи состоят словосочетания?

Как вы различаете части речи?

Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.

(Учащиеся объясняют.Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)

Составьте предложения со словом капуста, употребляя имена прилагательные.

(Дети предлагают разные варианты предложений. На доске записывают следующее:

Хорошая капуста в тугой кочан завьётся.

3. Познавательный материал (сообщает подготовленный ученик):

А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали: “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!

Найдите в предложении имена прилагательные.

Почему у имён прилагательных разные окончания?

С чем это связано?

Чему сегодня будем учиться на уроке?

(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)

Д.: Определять род и число имён прилагательных.

Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.

4. Физминутка.

Прочитайте словосочетания на доске:

Красный шарф, красная шапка, красное пальто

Как определить род имён существительных? Прилагательных?

Мужской род Он, мой
Женский род Она, моя
Средний род Оно, моё

(Объяснение по таблице:

Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.

(Вывод делают сами ученики.)

Это главное для нас на уроке.

Выборочный диктант.

Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.

(Пара построена так: сильный- слабый.)

Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.

Как вы определяли род и число имён прилагательных?

(Высказывания детей.)

Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.

Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет, то “-”.

(У доски работают два ученика индивидуально.)

Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?

(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)

Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Звучит... песня скворца. Светит... солнце. Стоит... погода. В саду зацвели... цветы.

Записать предложения в тетрадь разными способами.

  • 1 предл. – списать с доски;
  • 2 предл. – запись под диктовку;
  • 3 предл.- по памяти;
  • 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.

Подчеркните прилагательные, определите род и число.

Как определить род и число имён прилагательных?

Для чего это делаем?

5. Самостоятельная работа по карточкам.

(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)

Чему научились на уроке?

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны!
Признаки предметов
Называешь ты.
Род мужской, конечно, мой, какой?
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя, какая?
Средний род- оно, моё, какое?

6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.

Чему научились на уроке?

Сообщение отметок.

Что такое род применительно к русскому языку, сколько родов в русском языке и какие выделяют?

С этой категорией школьники начинают знакомиться в начальных классах, постепенно углубляя и закрепляя свои знания. В пятом классе сведения о роде пополняются и закрепляются на более сложном материале.

Сколько родов в русском языке?

В русском языке представлена следующая система:

  • Женский род.
  • Мужской род.
  • Средний род.
  • Общий род.

Не определяется род у слов, употребляемых только во множественном числе.

Сколько родов в русском языке у имени существительного?

Для определения рода имени существительного задаем к данному слову смысловой вопрос: он мой? она моя? оно мое?

Как видно из таблицы, род определяется только у существительных в единственном числе. Существительные, употребляемые в только во множественном числе (брюки, очки, сани), находятся вне категории рода.

При определении рода имен существительных у школьников нередко вызывают затруднения слова типа "знайка", "умница", "непоседа" и тому подобные. Например: он был большим непоседой и она была большой непоседой. Такие слова относятся к женскому или к мужскому роду? Здесь как раз возникает вопрос, вынесенный в заглавие: сколько родов в русском языке? Ученые на этот счет имеют две точки зрения: одни относят их к мужскому или женскому, в зависимости от контекста, другие выделяют такие слова в особый род - общий.

Также вызывают трудности несклоняемые иноязычные существительные. По написанию они напоминают слова, относящиеся к среднему роду. Действительно, большинство из них относится именно к этому роду, но есть и (скажем так) исключения из правила.

Так, согласно литературной норме, существительное "кофе" относится к мужскому роду. Неправильно будет сказать "мое кофе". Это ошибка, верный вариант - "мой кофе".

Существительное "евро", по аналогии с другими названиями денежных единиц, относится к мужскому роду. По такому же принципу существительные "сулугуни", "сирокко", "пенальти" относятся к мужскому. На основании такой же аналогии существительные "авеню", "салями", "кольраби" относятся к женскому роду.

Если у вас возникли сомнения по поводу родовой принадлежности имени существительного, то следует обратиться к словарям русского языка.

Как определить род имени прилагательного?

В отличие от имени существительного, для которого категория рода является неизменяемой, у прилагательного он является изменяемой категорией и определяется в зависимости от контекста. Правило, по которому определяют род этой части речи, звучит следующим образом: род прилагательного устанавливают по определяемому слову, то есть по имени существительному.

Например:

  • На девочке было надето красивое (ср. р.) платье. ("Платье" - оно мое, следовательно - это средний род, значит, и прилагательное "красивое" относится к среднему роду).
  • Он был красивым (м. р.) мужчиной. Улица красива (ж. р.).

Также выделяют несклоняемые прилагательные. Например: брюки цвета хаки.

Теперь вы знаете ответ на вопрос о том, сколько родов в русском языке. Определение их мы тоже разобрали на примерах. Уметь определять род имени существительного или прилагательного очень важно - это поможет избежать грамматических ошибок.