Как выбрать внешнюю фотовспышку - советы новичкам. Зачем нужна вспышка и как правильно ею пользоваться

Почему фотографы используют внешнюю вспышку? Любой фотограф рано или поздно сталкивается с такой проблемой, как недостаток освещения. И нередко условия бывают такими, что без хорошей вспышки не обойтись. Конечно, практически во всех фотоаппаратах есть встроенная вспышка. Более того, во многих зеркалках вспышка имеет удобную и гибкую систему настроек, которая позволяет существенно расширить ее возможности. И все же, у

Встроенной вспышки есть ряд важных преимуществ перед встроенной:

  • расположение внешней вспышки можно менять;
  • внешняя вспышка не делает изображение плоским;
  • часто не хватает мощности встроенной вспышки (из-за этого передний план может оказаться пересвеченным, а задний, наоборот, слишком темным);
  • внешняя вспышка ставит ставит работу фотографа в плохом освещении на кардинально новый уровень;
  • внешняя вспышка дает возможность регулирования светового потока (например, можно направить вспышку в потолок, благодаря чему объект будет освещен отраженным светом);
  • вы сможете сами настраивать яркость, дальность и другие параметры;
  • у внешней вспышки свое питание, поэтому ее работа никак не скажется на заряде аккумулятора;

Есть несколько стереотипов, которые отталкивают от того, чтобы купить внешнюю вспышку. Первый - это заблуждение, что внешней вспышкой смогут пользоваться только профессионалы. Однако, настроить вспышку сможет любой человек, даже тот, которые не дружит с техникой.

Другой стереотип касается цены вспышек - многие думаю, что они очень дорогие. Сейчас на рынке есть и дорогие, и дешевые внешние вспышки. При этом ориентированы они в основном на начинающих фотографов. Поэтому перед тем, как выбрать внешнюю вспышку, неплохо было бы узнать о том, какие они бывают.

Какие бывают внешние вспышки

В этой статье мы не будет рассказывать о всех классификациях фотовспышек и не будет подробно рассказывать о студийных и специальных фотовспышках. Мы расскажем только про те встроенные вспышки, которые закрепляются непосредственно на фотоаппарате. И при этом классифицируем их по одному параметру - по цене.

Недорогие внешние вспышки

Цена таких внешних вспышек начинает в среднем от 2000 рублей. Часто их называют "любительскими". Главное их преимущество - это высокая мощность и способность работать на весьма приличном расстоянии. Их можно использовать даже с телеобъективами. В остальном же дешевые внешние вспышки ушли недалеко от встроенных вспышек. И кроме того, почти всегда они питаются от фотоаппарата. В дешевых вспышках нет возможности перенаправления потока света (например, в потолок или в сторону, чтобы осветить объект отраженным светом). По этой причине купить дешевые внешние вспышки стоит только в том случае, если вы точно знаете, что Вам нужна яркая вспышка на дальнее расстояние. По этой причине такие фотовспышки нельзя назвать "любительскими". Скорее они предназначены для узкого круга лиц или просто для определенных ситуаций.

Внешние вспышки полупрофессиональные и профессиональные

Сразу скажем, что определения "полупрофессиональные" и "профессиональные" придуманы маркетологами, чтобы покупатель мечтал купить дорогую профессиональную вспышку вне зависимости от того, нужна ему она или нет. На самом деле разница между профессиональными и полупрофессиональными вспышками объясняется ценой, которая обусловлена характеристиками. Именно на них надо обратить свое внимание перед тем, как выбрать внешнюю вспышку.

Характеристики вспышек внешнего типа для фотоаппаратов:

  1. Ведущее число - самый важный показатель. Оно отвечает за мощность и измеряется в метрах. Ведущее число равно тому расстоянию от объекта до вспышки. При этом объект при значении диафрагмы
  2. F=1 и ISO 100 имеет правильную экспозицию. Иначе говоря, это максимально возможное расстояние, при котором объект не будет пересвечен и будет ровно освещен. Практически во всех вспышках это значение можно настраивать.
  3. Минимальное время, за которое заряжается вспышка. Этот параметр отвечает за время перезарядки между снимками. Если Вы хотите снимать статичные объекты, то он не важен. А если Вы планируете делать динамичные репортажи, то этот параметр, пожалуй, самый главный. Секунды, которые вы потеряли между снимками порой бывают роковыми. Стоит упомянуть один нюанс: чем выше мощность у вспышки, тем дольше она перезаряжается. Как правило, в документации указывается максимально возможное время при максимальной мощности.
  4. TTL (Through-The-Lens) - это специальная система, которая позволяет внешней вспышке замерять необходимую экспозицию (автонастройка мощности). Для новичка это весьма полезная функция. Поэтому, перед тем, как выбрать внешнюю вспышку, стоит обратить внимание на этот параметр. Существуют и другие системы, в которых замер экспозиции высчитывается не только с учетом количества световых лучей, но и с учетом расстояния до объекта съемки. И конечно, стоят такие вспышки дороже.
  5. Автоматический зум - полезная функция, которая пригодится, если меняется фокусное расстояние (удаление или приближение). Если есть автозум, то внешняя вспышка сама подстраивается под измененный угол. Преимущество такой фотовспышки заключается и в получении качественных изображений, и в экономном расходе энергии.

Если Вы хотите с внешней вспышкой фотографировать статичные сюжеты, то самое важное, что Вам действительно необходимо, - это наличие поворотной головки. Поэтому для такой задачи подойдут дешевые внешние вспышки. Если же объектом фотосъемки будут маленькие дети или животные, то вам придется потратиться. Во-первых, нужна внешняя вспышка с высокой мощностью и с максимально маленьким временем перезарядки. Но цена на такие вспышки начинается уже с 10 000 рублей.

5194 Я - юный фотограф! 0

Приветствуем вас, наши юные друзья! Вы уже немного разобрались с устройством вашего фотоаппарата и "страшными" тремя китами фотографии в наших предыдущих уроках? Уверены? Тогда поехали дальше! И сегодня вы узнаете о таком простом и одновременно сложном устройстве, как фотовспышка.

Простое - потому что вы не знаете, как встроенной в вашу камеру вспышкой пользоваться - в автоматическом режиме она срабатывала без вашего участия, и на результаты такой съемки, скорее всего, вы не обращали детального внимания. Правда? Не страшно! Узнаем!

А о том, что есть внешние вспышки, которые устанавливаются на тот самый "горячий башмак" (помните о таком из нашего первого урока?) — видели их у профессиональных фотографов? — вы никогда не задумывались. Да? Тоже не страшно, именно за этими знаниями вы с вами сейчас и отправимся!

Встроенная и внешняя вспышка. О хорошем и плохом

Пришло время нам разобраться с этим устройством вашей фотокамеры. - вспышкой И начнем мы с простого - со встроенной вспышки.

Все представляют себе, как выглядит встроенная вспышка и даже большинство используют ее для съемки.

Выглядит она или так:

или даже так:

Давайте попробуем сказать, какие у нее есть преимущества:

— встроенная вспышка - это прежде всего источник освещения. Если вам ну очень нужно сделать кадр в темном помещении, а у вас нет светосильного объектива или увеличенное ISO дает ужасные шумы, то тут то и поможет встроенная вспышка! (не забыли, что такое ISO и светосила? Если нужно - просмотрите еще раз уроки 2 и 3);

— при съемке со встроенной вспышкой камера настраивается автоматически, хотя делает она это, если честно, плохо;

— компактность - это самый большой «плюс» встроенной вспышки.

Так почему крутые фотографы не пользуются встроенной вспышкой? (А по секрету скажем вам, что в некоторых профессиональных фотоаппаратах встроенной вспышки и вовсе нет!)

Да потому что у нее недостатков больше, чем пользы:

— из-за маленькой площади источника света на фотографии получаются сильные блики и глубокие тени. Посмотрите на свои фотографии со встроенной вспышкой: это лица с жирным блеском на лице, с резкими тенями возле носа и под подбородком, а некоторые участки кожи имеют пересвет. Нравится? не очень!

— вспышку не возможно повернуть, ее положение нельзя изменить. Это иногда называется «вспышка в лоб». Вместе с первым недостатком с близкого расстояния получается плоская картинка. Это ужасно!

— а эти красные глаза? Вы видели этих вампиров на ваших фотографиях? И в них виновата она, встроенная вспышка!

— маленькая мощность встроенной вспышки приводит к тому, что свет не добивает до далеко расположенных объектов и позволяет снимать только с близкого расстояния. А это, в свою очередь, приводит к темному фону и пересвеченым лицам;

— ой, батарея быстро разрядилась в камере, и в самый нужный момент.... И снова вина встроенной вспышки.

Что же делать? Ответ прост: нужно научиться снимать с использованием внешней вспышки и обязательно ее купить. С покупкой, конечно, могут возникнуть проблемы: родителям придется потратится на этот не дешевый аксессуар.

Попробуем их уговорить:

Уважаемые родители! Если ваш ребенок увлекается фотографией, и вы поддерживаете его в этом начинании: необходима ваша помощь! У вас уже есть фотоаппарат, это замечательно. Если на него можно устанавливать внешнюю вспышку - пожалуйста, подумайте над ее приобретением. Это очень полезный и интересный инструмент, который откроется вашему ребенку новый мир неизведанных возможностей в фотографии! Это будет чудесным подарком, например, на день рождения или Новый год.

Какую именно надо вспышку для вашего фотоаппарата - проконсультируйтесь в ближайшем фотомагазине или задайте нам этот вопрос на форуме сайта. :) Договорились?

Важное предостережение! Хотя на камеру со стандартным горячим башмаком можно поставить любую вспышку, даже старую от родительского «Зенита», не используйте их с современными аппаратами! В старых вспышках на горячий башмак подается слишком высокое напряжение, которое может повредить электронику фотоаппарата. Безопасно пользоваться лишь современными вспышками.

А теперь разберемся, зачем же так нужна она, эта встроенная вспышка.

Современная внешняя вспышка — это не просто лампа на батарейках, а сложное устройство, с которым нужно учиться работать. Как и со встроенной, разберем по полочкам все плюсы и минусы (а они тоже есть) внешней вспышки. Начнем с хорошего:

— внешняя же вспышка гораздо мощнее встроенной. С её помощью вы сможете снимать отдалённые объекты или заполнить светом большие площади. Мощность разных моделей внешних вспышек различается — об этом вы узнаете чуть позже в этом уроке;

— внешние вспышки перезаряжаются гораздо быстрее, а значит вы сможете быстрее сделать следующий кадр и даже использовать режим серийной съёмки (затвор клац-клац-клац!);

— внешнюю вспышку, если это позволяет ваша камера, не обязательно ставить на "горячий" башмак - она может стоять на подставке или быть в руке на расстоянии от камеры и подсвечивать объект съемки под нужным угол. Это очень увлекательное свойство!

— внешние вспышки позволяют контролировать практически все свои параметры (мощность, угол обзора), выбирать различные режимы работы автоматики (или вовсе отключать её). Пока вы оставим эти возможности для взрослых;

— большинство внешних вспышек позволяют направлять свою голову в нужную сторону. Это одно из главных ее преимуществ. Чуть позже мы разберемся, зачем это делают;

— внешняя вспышка — работает от собственных батареек, поэтому не будет сажать аккумулятор аппарата;

— и забудьте о красных глазах! Долой вампиров без осинового кола!

Ух, как много хорошего! А что же из недостатков? Ну во-первых, это дорогая покупка. Во-вторых - покупка эта требует места в вашей сумке и она тяжелая. Третье - нужно следить за зарядом не только батареи фотоаппарата, но и вспышки. А это значит, что еще одно зарядное устройство вам придется брать в путешествие. Но все эти минусы забываются, когда вы увидите, как здорово снимать с внешней вспышкой!

Учимся пользоваться внешней вспышкой

Главное отличие внешней вспышки от встроенной заключается, как мы уже узнали, в поворачивающейся головке. Благодаря ей можно реализовать приём, который значительно улучшит ваши фотографии: речь идет о приеме «вспышка в потолок».

Суть приёма проста: вспышка направляется не «в лоб», а в потолок. Когда она сработает, свет попадёт сначала на потолок, который выступит в качестве гигантского рассеивателя. И уже только после этого мягкий, рассеянный свет от потолка упадёт того, кого вы фотографирует.

Таким образом, мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, свет становится рассеянным, без контрастных теней. Во-вторых, он падает на объект не фронтально, а сверху вниз: такое освещение и взгляду привычнее, и лучше подчёркивает объём предметов.

Автоматика современных вспышек не требует от вас никаких дополнительных настроек: просто поднимите головку вспышки вверх, и она сама соответственно настроит все параметры. Единственное ограничение данного приёма — он применим лишь там, где... есть потолок!

Обратите внимание, что если потолок у вас не белого цвета (они бывают чёрные, коричневые) или он очень высоко, приём может не сработать. Когда потолок находится выше, чем обычно, то импульса, который рассчитала автоматика вспышки, может не хватать, и кадры будут получаться тёмными. Чтобы избежать этого, можно немного повысить ISO на фотоаппарате.

Вместо потолка можно попробовать использовать для отражения вспышки другие поверхности. Например, стены. Тут важно, чтобы отражающая поверхность была белой: только так на фото вы получите цвет без искажений.

На многих моделях есть встроенная белая отражающая карта. Её можно использовать, когда вы снимаете со вспышкой, направленной в потолок, но при этом получите и подсветку впереди, а не только сверху. Зачем это нужно? При съемке портрета, например, это выровняет тени и дает блеск в газах.Попробуйте!

В наборе к вспышке идут и рассеиватели: или встроенные, или съемные. Их можно применять, снимая "в лоб", когда нужно снимать широкую панораму.

Характеристики вспышек

Часто, читая о вспышках, вы увидите такое название, как "Ведущее число". Что это такое такое? Это главная ее характеристика, это дистанция (в метрах), на которую может дать импульс вспышка, и вы при этом получите нормально кадр. Ведущее число встроенных вспышек обычно колеблется в районе до 10...12, а у внешних — от 20 до 60. И так вы можете сравнить мощность различных вспышек при покупке. После того как вы купите вспышку и начнете снимать, вы, скорее всего, забудете о всяких ведущих числах.

Также важен и диапазон зума. Продвинутые модели вспышек могут сами, автоматически, менять угол луча света, зависящий от фокусного расстояния вашего объектива. Чем шире диапазон фокусных расстояний, с которыми может работать вспышка, тем лучше. Разумеется, никто не мешает вам снимать и с объективами других фокусных расстояний, которые больше, чем может обеспечить вспышка. Просто угол света, даваемого вспышкой, будет чуть другой, чем угол обзора объектива.

Это все, что вам нужно знать и не пугать вас цифрами и расчетами. Узнаете позже, когда подрастете.

Покупка вспышки

Итак, нам с вами удалось уговорить родителей купить вам внешнюю вспышку. Это так здорово! Чтобы это сделать правильно, мы уже узнали много. Но в этой информации очень легко запутаться начинающему фотографу и уж тем более таким "чайникам", как вашим родителям. Поэтому мы посвятим заключительную часть нашего урока советам по выбору фотовспышки. На что обратить внимание в первую очередь?

Первое. Совместимость с вашей камерой. Разумеется, чтобы эффективно работать со вспышкой, она должна быть на 100% совместима с фотоаппаратом, т.е. если у вас камера Canon - должно быть написано "для Canon". В этом плане беспроигрышным вариантом станет покупка «родной» вспышки. Уважаемые родители! Да, фирменная вспышка стоит дороже, чем китайский аналог, но не бойтесь переплатить за неё — вы получите отличное качество, надежность и гарантийный сервис.

Второе. Поворачивающаяся головка. Она позволит использовать приём «вспышка в потолок», создавая на снимках качественное, мягкое освещение. Вспышки без поворотной головки советуем не покупать.

Третье. Наличие автоматических и ручных настроек. Если первым пунктом все понятно - это решит все сложности начинающего фотографа по работе со вспышкой, то ручные настройки - это запас для изучения в будущем, когда вы вырастите.

Четвертое - зум и ведущее число. Как вы уже узнали - чем эти значения шире и больше, тем лучше.

И последнее - возможности дистанционного управления. Если ваша камера поддерживает такую функцию (об этом можно узнать из инструкции), то лишней эта характеристика не будет.

Это все, что вам, наши юные фотографы, нужно знать о вспышках. И теперь, да - да, домашка! Она обещает быть интересной!

Домашнее задание:

1. Сделайте дома несколько снимком со встроенной вспышкой. Пусть это будет портрет мамы или бабушки: попросите их немного вам попозировать.

Если вы не знаете, как вспышка включается - читаем инструкцию к вашему фотоаппарату. Воспользуйтесь, если нужно, помощью родителей.

Теперь внимательно рассмотрите ваши фотографии и найдите на них все отрицательные моменты, о которых мы говорили с вами в этом уроке. Нашли? Покажите их своим родителям. Надо покупать внешнюю!

2. Для тех, у кого внешняя вспышка уже есть.

Прежде всего обратите внимание, как правильно вставлять аккумуляторы во вспышку, научитесь аккуратно закрывать хрупкую крышку отсека, где батарейки и правильно ставить вспышку на камеру. Научитесь поворачивать головку вспышки в разные стороны. Для этого внимательно сами, или с родителями, изучите инструкцию и попрактикуйтесь.

3. Теперь, когда вспышка стоит на камере, сделайте такие же снимки, как и со встроенной вспышкой, но повернув головку вспышки в потолок. Получилось? Замечательно! Найдите на снимках все те плюсы внешних вспышек, которые мы изучили с вами, и сравните со снимками, снятыми со встроенной вспышкой. Видите, насколько они разные? И снова покажите эти снимки родителям, чтобы они поняли, что не зря сделали вам этот подарок. :) Ураааа! Получилось!

4. А теперь достаньте из паза белую отражательную карту внешней вспышки и сделайте еще пару снимков. Посмотрите внимательно на фотографии и попробуйте найти разницу с картой и без нее.

5. Попробуйте использовать рассеиватель. Сделайте фотографии с ним и без него: панораму комнаты, портрет. Сравните снимки. Поймите, для чего он нужен.

До следующего урока в нашей фотошколе, друзья, где вы узнаете о тайнах композиции! Всего вам фотографического!

А ваши вопросы, не забывайте, мы ждем на сайта.

Дата публикации: 10.12.2015

Внешняя вспышка - незаменимый инструмент как для фотоэнтузиастов, так и для профессионалов. Современная внешняя вспышка позволяет не только снимать при слабом освещении, но и создавать эффектный, художественный свет на ваших фото так же, как это делают студийные источники света. Вспышка - это не просто лампа на батарейках, а сложное устройство, с которым нужно учиться работать. Этим материалом мы открываем новый цикл статей, посвящённый работе с внешней вспышкой.

Кадр, сделанный с применением внешних вспышек

Зачем нужна внешняя вспышка? Ведь почти все современные фотоаппараты (кроме, как правило, сугубо профессиональных или сверхкомпактных моделей) оборудованы встроенной вспышкой - почему бы не довольствоваться ею? Внешняя вспышка имеет ряд существенных преимуществ.

Недостатки встроенной вспышки

  • «Плоское» освещение. Используя встроенную вспышку, вы будете получать такое же освещение, как шахтёр с фонарём на каске. Фронтальное освещение уничтожает на фото всю игру света и тени. А ведь именно за счёт неё на плоскости изображения мы можем почувствовать объём.

Кадр, сделанный с внешней вспышкой с использованием приёма «вспышка в потолок», о котором будет рассказано далее. Почувствуйте разницу в передаче объёма на фото.

    Ограниченность творческой работы со светом. Из первого пункта вытекает второй: раз вспышка зафиксирована на корпусе фотокамеры, мы не можем менять её положение - подсвечивать объект съёмки, например, сбоку. Кроме того, мы практически не можем настраивать мощность импульса встроенной вспышки, за нас всё решает автоматика. Единственная возможность - внесение экспокоррекции для вспышки. Только так мы можем сделать свет от вспышки относительно (параметров, определённых автоматикой) ярче или темнее.

    Высокая вероятность появления «красных глаз». Проблема, известная всем, кто хоть раз фотографировал со вспышкой. Разумеется, в современных фотокамерах она решается специальным режимом работы вспышки, да и при компьютерной обработке убрать красноту с глаз очень просто. Тем не менее проблема существует. И связана она, опять же, с расположением встроенной вспышки - на фотокамере, близко к объективу - и строго фронтальному освещению, которое она даёт.

    Малая мощность. Встроенная вспышка может подсветить лишь предметы, находящиеся в считаных метрах от вас. Поэтому с её помощью бесполезно снимать далёкие или крупные предметы.

    Трата аккумулятора камеры. Встроенная вспышка питается энергией от батареи вашего фотоаппарата. Причём «кушает» она довольно много. Постоянно используя встроенную вспышку, вы рискуете быстрее обычного посадить аккумулятор камеры.

Одним из основных плюсов встроенной вспышки является её компактность. Встроенная вспышка всегда с собой - на фотокамере. Как бы то ни было, её вполне можно использовать по прямому назначению. Она способна не только «скучно подсветить» главных героев кадра, с её помощью можно даже реализовать некоторые творческие приёмы. Один из них - подсветка переднего плана. Например, в этом кадре встроенной вспышкой был подсвечен падающий снег на переднем плане. Поскольку снежинки находились вне зоны фокуса, они дали забавные кружки на фото.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F3.5, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Зачем нужна внешняя вспышка?

Теперь, зная о минусах встроенной вспышки, мы можем понять, чего фотографы ждут от вспышки внешней. Разберём подробнее, что она может дать фотографу.

    Мощность. Часто бывает так, что мощности встроенной вспышки не хватает, особенно при съёмке на дистанциях свыше 3–5 метров. Внешняя же вспышка гораздо мощнее. С её помощью вы сможете выхватывать как значительно отдалённые объекты, так и заполнить светом большие площади при съёмке широкоугольной оптикой. Впрочем, мощность разных моделей внешних вспышек различается - об этом мы поговорим далее.

    Скорость. Внешние вспышки (речь идёт прежде всего о «родных» моделях, а не китайских аналогах) перезаряжаются гораздо быстрее, а значит интервалы между кадрами можно сократить и даже использовать серийную съёмку. Кроме того, многие вспышки позволяют снимать на выдержках короче выдержки синхронизации , чего не может обеспечить встроенная вспышка. Для этого существует специальная высокоскоростная синхронизация.

    Гибкость в настройке и работе. Серьёзные внешние вспышки позволяют контролировать практически все свои параметры (мощность, угол обзора), выбирать различные режимы работы автоматики (или вовсе отключать её).

    Дистанционное управление, творческая работа со светом. Мало того что большинство внешних вспышек позволяют направлять свою голову в нужную сторону, так ещё существует возможность вынести внешнюю вспышку подальше от камеры, а значит - творчески работать со светом.

    Автономность. Внешняя вспышка - полностью самостоятельный аксессуар. Работает она от собственных батареек, поэтому не будет сажать аккумулятор аппарата. К тому же современные вспышки работают на самых распространённых «пальчиковых» (тип АА) батарейках, которые можно найти в любой глубинке. Кроме этого, вы сможете продолжать использовать внешнюю вспышку и с другим фотоаппаратом, в случае покупки нового.

    Обилие аксессуаров. К внешним вспышкам выпускается великое множество всевозможных принадлежностей. К ним относятся как разнообразные светорассеивающие насадки, так и, допустим, внешние батарейные отсеки, увеличивающие срок и скорость работы вспышки. Вы всегда сможете расширить возможности своей вспышки, подобрав необходимый аксессуар.

Горячий башмак. Совместимость вспышек и работа автоматики

«Горячий башмак» - такое странное название имеет разъём для крепления внешней фотовспышки. Почему башмак «горячий»? Потому что к нему подведены контакты, передающие на вспышку электрический импульс, чтобы она сработала. Раньше для срабатывания вспышек требовалось подать на такой разъём немалое напряжение, поэтому он и назывался «горячим».

Существует и «холодный башмак». Это такое же крепление, но без каких бы то ни было электрических контактов, оно служит лишь для физической фиксации оборудования. Помимо уже не столь мощного электрического импульса, по современному «горячему башмаку» могут передаваться и дополнительные данные, например, информация о необходимой мощности импульса.

Для работы современных вспышек важно обеспечить не только простую передачу электрического сигнала для вспышки (просто гласящего «Сработай!»), но и организовать работу её сложной автоматики, ведь современные камера и вспышка должны обмениваться большим количеством данных. Сегодня даже прошивка (набор микропрограмм для управления вспышкой) устанавливается через разъём горячего башмака!

Существует множество стандартов крепления вспышки. Каждый производитель старается придерживаться своих собственных разработок.

Сегодня каждая фирма-производитель фотокамер разрабатывает собственные технологии, облегчающие работу со вспышкой, различные режимы автоматической работы. При этом автоматике вспышки нужно как-то связываться с фотоаппаратом, дабы согласовывать с ним свою работу, поэтому камеры разных производителей будут иметь и немного различающиеся крепления.

i-TTL - система, разработанная фирмой Nikon для связи фотокамер и вспышек. Она позволяет обмениваться вспышке и аппарату всей необходимой съёмочной информацией. Благодаря i-TTL вы можете использовать вспышку в полностью автоматическом режиме, не применяя вообще никаких специальных настроек. Все современные вспышки Nikon работают по системе i-TTL, ею оснащаются и многие вспышки третьих производителей. Вспышки, не оснащённые системой i-TTL, будут работать на камерах Nikon только в ручном режиме: вам самостоятельно придётся настраивать их мощность, зум (если есть).

Вспышки и зеркальные фотокамеры Nikon имеют «стандартный» (стандарт ISO-518:2006) горячий башмак: на него можно установить как вспышки различных производителей (и они будут как минимум механически совместимы), так и некоторые аксессуары - начиная от пузырькового уровня и заканчивая модулем Wi-Fi или GPS.

Можно ли пользоваться на вашей фотокамере вспышками другого производителя? Да, но, во-первых, для полной совместимости и корректной работы автоматики вспышка должна иметь ещё и совместимую с камерами вашего производителя электронику (в случае с Nikon она должна быть совместима с технологией i-TTL). Поэтому, если вы выбираете вспышку стороннего производителя, удостоверьтесь в том, что она разработана именно для вашей марки фотокамер. Часто в названиях вспышек так и пишут: «Для Nikon» или «Для Canon». А во-вторых, даже в случае формального наличия совместимости корректной работы вспышки от третьего производителя с вашим аппаратом никто не гарантирует: основная сложность возникает с точностью отработки экспозиции такими вспышками. «Родные» вспышки здесь работают более точно.

Важное предостережение. Хотя физически на камеру со стандартным горячим башмаком влезет всё что угодно, даже старые вспышки от «Зенита», не используйте их с современными аппаратами! В старых вспышках на горячий башмак подаётся слишком высокое напряжение, которое может повредить электронику цифровой камеры. Безопасно пользоваться лишь современными вспышками, работающими с низким напряжением.

Какая вспышка точно подойдёт для вашего аппарата?

Конечно же, вспышка, созданная производителем вашей фотокамеры. Безусловно, кроме «родных» вспышек на рынке существует множество альтернативных решений, но ими фотографы пользуются на свой страх и риск. По моему опыту, лучше не мудрить и приобрести «родную» вспышку. Так у вас точно будет полностью совместимый и надёжный рабочий инструмент, а не игрушка, которая, вполне вероятно, сломается после нескольких съёмок.

«Родными» для камер Nikon являются вспышки серии Nikon Speedlight. На сегодня модельный ряд вспышек Nikon Speedlight насчитывает множество моделей - от самых доступных (типа Nikon SB-300) до профессиональных (например, Nikon SB-700 и Nikon SB-910).

Базовый приём работы с внешней вспышкой, о котором должен знать каждый

Ключевое отличие внешней вспышки от встроенной заключается не столько в мощности, сколько в поворачивающейся головке. Благодаря ей можно реализовать приём, который значительно улучшит освещение при съёмках в помещении. Конечно же, речь идёт о приёме «вспышка в потолок». Суть приёма проста: вспышка направляется не «в лоб» объекту съёмки, а в потолок. Когда она сработает, свет попадёт сначала на потолок, который выступит в качестве гигантского рассеивателя. И уже только после этого мягкий, рассеянный свет от потолка упадёт на наш объект. Таким образом, мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, свет становится рассеянным, без контрастных теней. Во-вторых, он падает на объект не фронтально, а сверху вниз: такое освещение и взгляду привычнее, и лучше подчёркивает объём предметов за счёт мягкой игры света и тени. Приём очень прост в исполнении. Автоматика современных вспышек не требует от вас никаких дополнительных настроек: просто поднимите головку вспышки вверх, и она сама соответственно настроит все параметры. Единственное ограничение данного приёма - он применим лишь там, где есть потолок.

Обратите внимание, что если потолок у вас не белого цвета (они бывают чёрные, коричневые) или он очень высоко, приём может не сработать. Когда потолок находится выше, чем обычно, то импульса, который рассчитала автоматика вспышки, может не хватать, и кадры будут получаться тёмными. Чтобы избежать этого, можно немного повысить ISO на фотоаппарате. Это можно сделать как на самой вспышке, так и на фотокамере с помощью соответствующей кнопки. Кроме того, вместо потолка можно попробовать использовать для отражения вспышки другие поверхности. Например, стены или отражатель, который специально для этого установлен на стойку или дан в руки ассистенту. Тут важно, чтобы отражающая поверхность была белой: только так на фото вы получите цвет без искажений.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 800, F8, 1/60 с, 98.0 мм экв.

Строение внешней вспышки

Несмотря на разнообразие моделей, все внешние вспышки имеют примерно одинаковое строение. Внешняя вспышка, как правило, оборудована поворачивающейся головкой, способной поворачиваться как вверх-вниз, так и вправо-влево. У самых доступных вспышек (например, у Nikon SB-300) головка поворачивается только по вертикали. Поворачивающаяся головка - очень важный элемент вспышки. Именно он позволит вам работать с ней комфортно, имея максимум возможностей по настройке освещения. Выше мы как раз рассмотрели самый распространённый приём работы с поворачивающейся головкой вспышки.
На поворачивающейся головке расположена как сама импульсная лампа фотовспышки, так и широкоугольный рассеиватель. Он нужен тогда, когда вы снимаете сверхширокоугольной оптикой и необходимо, чтобы вспышка заполнила светом всё пространство кадра.

Рядом с рассеивателем может находиться и встроенная отражающая карта. Её можно использовать в качестве небольшого отражателя, когда вы снимаете со вспышкой, направленной в потолок.

Интересная особенность продвинутых вспышек (Nikon SB-700 и Nikon SB-910) в том, что они обладают «зумом»: вспышка может давать луч разной ширины. Для съёмки с короткофокусными объективами она сможет обеспечить широкий луч света, а для длиннофокусных объективов - узконаправленный импульс. Примечательно, что эта функция используется не только по прямому назначению (когда угол освещения подстраивается под фокусное расстояние вашего объектива), но и применяется для творческой работы. Таким образом, можно создавать на снимке световые пятна, например, выбрав узкий угол освещения, но снимая более широкоугольным объективом - ниже мы ещё поговорим об этом приёме.

Качественная фотовспышка всегда имеет металлическое, а не пластиковое крепление к фотокамере и дополнительно фиксируется на ней с помощью специального рычажка.

На задней панели вспышки находятся органы управления, а у продвинутых моделей (например, SB-700, SB-910) есть ещё и информационный дисплей, отображающий все параметры вспышки.

На передней стороне вспышки, за красным стёклышком, находится лампа подсветки автофокуса. Она поможет камере фокусироваться быстро и точно при недостаточном освещении - ещё одна очень полезная функция вспышки.

Основные характеристики внешних вспышек

  • Мощность. Ведущее число. Разумеется, разные вспышки имеют разную мощность. В отличие от студийных вспышек , где мощность характеризуется в джоулях, для внешних вспышек используют более сложное понятие «ведущее число». Что такое ведущее число? Это дистанция (в метрах), на которую может дать импульс вспышка, и вы при этом получите нормально проэкспонированный кадр.

Обычно при расчётах ведущего числа используются следующие параметры экспозиции: светочувствительность ISO100 и диафрагма F1. Конечно, объектив с диафрагмой F1 - совсем уж экзотика, поэтому данное правило может потребовать пересчёта. Для этого можно воспользоваться обычным калькулятором экспозиции . Так можно узнать, что F1 при ISO100 - то же самое, что F2.8 при ISO800. Ведущее число встроенных вспышек обычно колеблется в районе 10–12, а у внешних - от 20 до 60. Получается, что при F2.8 и ISO800 встроенная вспышка может «добить» лишь до 10–12 метров, тогда как внешняя может светить на дистанцию от 20 до 60 метров (в зависимости от модели).

Проблема в том, что разные производители измеряют ведущее число по-разному. К примеру, в Nikon измеряют ведущее число для широкоугольного положения, а многие конкуренты - для телеположения зума вспышки. А для вспышек с зумом это важно, ведь импульс может светить с широким углом обзора, но на короткое расстояние, а может - узким лучом и далеко. Поэтому, даже если мощность вспышек примерно одинакова, некоторые модели будут формально проигрывать другим по ведущему числу. Сравнивать вспышки между собой по ведущему числу, особенно если это вспышки различных производителей, занятие неблагодарное.

Ведущее число - это сугубо теоретическая величина, «сферический конь в вакууме», и используется чаще всего лишь для того, чтобы сравнить мощность различных вспышек при покупке. После того как вы купите вспышку и начнёте снимать, вы, скорее всего, забудете о всяких ведущих числах.

На самой вспышке мощность импульса измеряется иначе: в долях от максимальной мощности вспышки. То есть 1 - самый мощный импульс, ½ - его половина, а 1/32 - это, соответственно, его одна тридцать вторая часть от максимума. Современные внешние вспышки позволяют очень тонко регулировать свою мощность. Допустим, SB-700 позволяет устанавливать минимальный импульс даже в 1/128 секунды. Например, столь малые импульсы часто нужны при работе со светосильной оптикой, на открытых диафрагмах.

  • Диапазон зума. Как уже говорилось, продвинутые модели вспышек могут менять угол выдаваемого луча света. По умолчанию этот угол привязывается к углу обзора вашего объектива, но при желании его можно настроить самостоятельно. Вспышка так и пишет свой угол обзора - в выбранных фокусных расстояниях. Чем шире диапазон фокусных расстояний, с которыми может работать вспышка, тем лучше. Например, Nikon SB-700 может изменять угол луча в пределах от 24 до 120 мм, а Nikon SB-910 уже в диапазоне 17-200 мм. При использовании широкоугольного рассеивателя угол луча подойдёт для объективов вплоть до 14 мм. Разумеется, никто не мешает вам снимать и с объективами других фокусных расстояний, например, с телевиками. Просто угол света, даваемого вспышкой, будет чуть шире, чем угол обзора объектива.

Угол обзора вспышки удобно настраивать при творческой работе со вспышкой, получая если не точечный, то довольно узкий пучок света. Этот эффект можно сравнить с использованием конических насадок в студии. Вот только толковая студийная коническая насадка сама по себе будет стоить почти как вспышка. Так что последняя получится универсальнее и выгоднее.

Пример творческого использования зума и светофильтров (о них - ниже) вспышки. Nikon SB-700 установлена слева от композиции, на ней настроен зум 105 мм. На вспышке установлен жёлтый светофильтр, чтобы окрасить фон в приятные тёплые оттенки. Узкий луч вспышки подсветил не весь фон равномерно, а лишь его фрагмент.

  • Цветовая температура. Как и все источники света, свет от вспышки имеет свою цветовую температуру . Обычно она составляет 5500–5600 К. Если вы снимаете со смешанным освещением и на объект съёмки светит не только вспышка, но и постороннее освещение (от домашних или офисных ламп до уличных фонарей), важно, чтобы вспышка сочеталась с ним по цветовой температуре. В противном случае объект окрасится в разные цвета. Для этих целей к продвинутым вспышкам Nikon (SB-700, SB-910) прилагаются специальные светофильтры, корректирующие цветовую температуру. Зелёный фильтр предназначен для съёмки под флуоресцентными лампами, а жёлтый - при лампах накаливания.

  • Длительность импульса. Интересная особенность внешних вспышек состоит в том, что регулировка их мощности происходит за счёт укорачивания импульса вспышки. Например, у SB-910 при полной мощности импульс длится 1/1100 секунды, а при 1/128 уже фантастические 1/38000 секунды. Такие короткие импульсы при должной сноровке позволят вам снимать кадры с очень быстрым движением: насекомых в полёте, падение капель во всех деталях. И конечно, таких коротких импульсов будет достаточно, чтобы «заморозить» человека в движении.

Как выбрать вспышку?

Мы уже довольно много рассказали о внешних вспышках. Во всей этой информации очень легко запутаться начинающему фотографу, выбирающему свою первую вспышку. Поэтому мы посвятим заключительный раздел статьи советам по выбору фотовспышки - на что в первую очередь обратить внимание. Все пункты идут в порядке убывания их важности.

    Совместимость с вашей камерой. Разумеется, чтобы эффективно работать со вспышкой, она должна быть на 100% совместима с фотоаппаратом. Не думайте, что управлять вспышкой вручную легко, совсем наоборот. Поэтому важно, чтобы вся автоматика вспышки работала корректно. В этом плане беспроигрышным вариантом станет покупка «родной» вспышки. Не бойтесь переплатить за неё - бонусом за такую вспышку вы получите безукоризненное качество, надёжность, все возможные функции и гарантийный сервис.

    Поворачивающаяся головка. Самый важный элемент вспышки - поворачивающаяся головка. Она позволит использовать приём «вспышка в потолок», создавая на снимках качественное, мягкое освещение. Вспышки без поворотной головки я советую вам сразу отмести - они вряд ли будут лучше встроенной вспышки, разве что чуть-чуть мощнее. Хорошо, что в современной линейке вспышек Nikon даже самая простая SB-300 имеет поворачивающуюся головку.

    Возможности ручных настроек. Если первыми двумя пунктами идут советы, подходящие для всех фотографов, то теперь пойдут рекомендации для тех, кто желает заниматься фотографией на продвинутом уровне. В 99% процентах случаев вспышка используется в полностью автоматическом режиме. Но есть ещё и 1 процент творческих съёмок, где нужен полный контроль вспышки: необходимо отрегулировать, скажем, её мощность или настроить зум. Богатыми ручными настройками в линейке вспышек Nikon обладают модели Nikon SB-700 и Nikon SB-910.

    Скорость перезарядки. Если вы часто занимаетесь репортажными, свадебными съёмками, то для вас это параметр номер один. От того, насколько быстро вспышка будет перезаряжаться между импульсами, будет зависеть и оперативность вашей работы. Учтите, что недорогие китайские вспышки часто набирают мощность в течение чуть ли не десятков секунд! Вспышка Nikon SB-700 же набирает максимальный заряд за 2,5 секунды при использовании никель-металл-гидридных (щелочных) батарей. Обратите внимание, что скорость перезарядки вспышки сильно зависит от качества используемых батарей или аккумуляторов: при использовании неподходящих или изношенных источников питания перезарядка может затянуться.

    Зум. Диапазон изменений угла освещения вспышки бывает важен как при рядовых съёмках, так и во время решения творческих задач. Разумеется, чем шире диапазон изменения угла освещения, тем лучше.

    Мощность. Мощность вспышки будет влиять как на параметры скорости перезарядки, так и позволит более эффективно работать с отражённым светом (отражая его от потолка, например). Мощность вспышки по-настоящему принципиальна тогда, когда приходится снимать на очень дальних дистанциях (например, при фотоохоте) либо на сильно закрытых диафрагмах, с использованием студийного оборудования (например, софтбоксов или лайткубов). Если вы фотоохотник или же занимаетесь предметной студийной съёмкой (а именно предметку снимают на экстремально закрытых диафрагмах для достижения максимальной ГРИП) с использованием внешних вспышек, то вам следует обратить внимание на мощность вспышки. В остальных же случаях про мощность не забывайте, но уделите внимание и прочим характеристикам! Даже если мощности будет немножко не хватать, просто чуть-чуть поднимите ISO. Благо современные фотокамеры дают вполне годную картинку даже на ISO800 и выше.

    Возможности дистанционного управления. Если вы занимаетесь не только репортажной съёмкой, но и работаете в тех жанрах, где есть место постановке света, то вам будут очень интересны возможности дистанционного управления вспышками. Хотите не фронтальное, а боковое освещение на фото? Нет проблем - ставим вспышку сбоку, и она синхронизируется с фотокамерой дистанционно, причём на полной автоматике! Да, такое возможно осуществить с любой вспышкой при наличии дорогого TTL-синхронизатора, но во вспышках Nikon есть функция, позволяющая обходиться без каких-либо дополнительных аксессуаров. Только вспышка, фотоаппарат и система креативного освещения Nikon - технология, позволяющая объединить вспышки и камеру в настоящую беспроводную сеть!

Дата публикации: 10.12.2015

Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности - свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Освещение является одним из наиболее сложных аспектов фотографии и одним из важнейших. Внешняя вспышка является одним из наиболее эффективных способов обеспечения правильной экспозиции, но ее правильное использование также является довольно сложным. В этой статье мы разберем некоторые из методов работы со вспышкой, аксессуары и многое другое. Также мы предложим вам шпаргалку, где собраны наиболее распространенные методы освещения.

Главная особенность встроенных вспышек в том, что качество их света оставляет желать лучшего. Поскольку вспышка - это источник света с высокой интенсивностью, а свет исходит от небольшой области, расположенной близко к объективу, то она дает плоское, жесткое освещение, которое создает глубокие некрасивые тени.

Также она убивает мелкую текстуру, выбеливает тона кожи и приводит к появлению эффекта красных глаз. Полный набор, чтобы сделать ужасными любые снимки.

Внешние вспышки, установленные на камеру немногим лучше. Область, излучающая свет, немного больше, вспышка расположена дальше от объектива, но она также дает жесткий свет.

Этот тип освещения, когда вспышку направляют прямо на объект съемки, известен как "вспышка в лоб". Хотя обычно при прямой вспышке изображение выглядит искусственно и уродливо, грамотное использование такого света может дать совершенно потрясающий эффект.

Однако, большую часть времени вам нужно будет избегать такого освещения.

Съемка с вынесенной вспышкой

Ключевой момент для значительного улучшения качества освещения: увеличение размеров источника света и изменение его направления для более естественного эффекта.

Для этого нужно полностью отвязать вспышку от фотоаппарата, например, с помощью синхрокабеля. Это даст вам гораздо большую свободу в постановке света и полностью устранить эффект красных глаз.

Nikon и Canon выпускают TTL - синхрокабели, которые позволяют полностью передавать всю информацию от камеры к вспышке.

Для некоторых камер придется приобрести дополнительные адаптеры, для горячего башмака и для вспышки, и кабель, чтобы соединить их.

Если вы хотите, чтобы руки были свободны, можете купить кронштейн для вспышки, который закрепляется через штативное гнездо на камере и позволяет направлять вспышку под разными углами.

Мощные молотковые вспышки используют для освещения больших предметов, таких, как здания, обычно в сочетании с кронштейном.

Имитация студийного освещения с двумя вспышками.

Использование встроенной вспышки для освещения предметов ближе 60 см от камеры - это плохая идея, так как мощность встроенной вспышки получается слишком большой.

Положение вспышки выше объектива приводит к тому, что большая часть света идет поверх предмета. При малом расстоянии лучше использовать внешнюю вспышку с рассеивателем и широкоугольным адаптером.

Обратите внимание на то, чтобы длиннофокусный объектив не перекрывал свет от вспышки, а также наклоните головку вспышки немного вниз.

Это решение далеко от идеала. Гораздо лучший результат вы получите, если будете использовать съемку с вынесенной вспышкой с отражателем на противоположной стороне предмета, чтобы заполнить тени. Также можно использовать кольцевую вспышку для макросъемки или, как в данном случае, пару TTL-вспышек, расположенных по обе стороны от предмета.

Первый снимок.

Здесь мы осветили предмет с помощью одной вспышки Canon Speedlite 550EX, установленной на камере, без рассеивателя. Видно, что освещение плоское, также позади статуэтки возникает неприятная тень.

Второй снимок.

На этот раз мы использовали две вспышки Canon. Одна на камере в качестве управляющей. Другая расположена немного сбоку от объекта и управляется ведущей вспышкой с камеры. Ее свет отражается от большого белого листа. Это дает более мягкое освещение и подчеркивает объем.

Третий снимок.

Здесь мы дополнительно установили отражатель слева, чтобы заполнить тени. Разница при этом небольшая, но улучшения все равно заметны.

Съемка с отраженным светом

Прямой свет от вспышки очень жесткий и смотрится искусственно. Он нуждается в смягчении.

Есть несколько способов сделать это и одним из самых эффективных является способ съемки с отраженным светом. Это очень легко сделать, если ваша вспышка имеет головку, которую можно направлять вверх и поворачивать в горизонтальной плоскости.

Идея состоит в том, чтобы направить свет на отражающую поверхность: потолок, стену или даже зеркало, что приведет к распределению света по большой поверхности и увеличение эффективного размера источника света.

Это осветляет тени и дает мягкий, естественный свет, в отличие от прямой вспышки. Для достижения наилучших результатов нужно подобрать оптимальный угол наклона головки вспышки. Недостатком является несколько плосковатое освещение и отсутствие бликов в глазах.

Также съемка с близкой дистанции может подчеркнуть мешки под глазами и создать тени под носом и подбородком. Также такой способ значительно ослабляет свет вспышки, как правило, на две-три ступени.

Вспышка в режиме TTL автоматически компенсирует ослабление света, увеличивая мощность, но если мощности уже не хватает, нужно больше открыть диафрагму, увеличить ISO или подойти ближе к объекту съемки.

Если вы используете мануальную вспышку - регулировать ее мощность придется вручную.

Еще один важный момент - отражающая поверхность, куда вы направляете вспышку, должна быть нейтральной, иначе вы получите посторонний оттенок на изображении.

Использование белой карты

Хорошие вспышки имеют выдвижную белую карточку, встроенную в головку вспышки. Это позволяет отразить небольшую часть света в сторону объекта, когда головка вспышки направлена вверх.

Используя белую карту, можно добавить блики в глаза снимаемого человека и заполнить тени.

Некоторые вспышки имеют вторую вспышку небольшой мощности, которая может подсвечивать тени, когда головка основной вспышки направлена вверх.

Если ваша вспышка не имеет белой карты или второй вспышки, попробуйте использовать листок бумаги вместо белой карты, закрепив его резинкой.

С отраженной вспышкой нельзя работать на открытом воздухе или в помещении с цветными потолками и стенами.

Одним из решений является также покупка мини-отражателя, который крепится вокруг головки вспышки, смягчает свети направляет его вперед. Это могут быть, например, отражатели фирмы LumiQuest.

Если ваша вспышка не имеет поворотной головки, то сняв ее с камеры, вы сможете направлять свет в любую сторону. Также вы можете использовать ее на стойке с зонтом, тем самым получая практически студийное освещение.

Используем рассеиватель

Рассеиватель является хорошей альтернативой отраженной вспышке. Он распределяет свет по большей площади и направляет его в сторону объекта, смягчая его.

Это сводит к минимуму эффект красных глаз, ослабляет резкие тени и создает боле мягкое освещение. Использование рассеивателя со вспышкой вне камеры дает еще лучший результат.

Можно купить различные типы рассеивателей, например Sto-Fen Omni-Bounce, LumiQuest и другие.

Вы можете также рассеивать свет через ткань или бумагу или сделать самодельный рассеиватель для вашей вспышки.

Для более качественного смягчения света желательно использовать мини-софтбоксы, например, LumiQuest, Lastolite и т.д. Фирма Lastolite делает мини-софтбоксы Micro Apollo трех разных размеров, они крепятся на вспышку с помощью липучек.

Для получения максимально мягкого, бестеневого освещения, можно скомбинировать использование диффузора и отраженного света, выдвинув из головки вспышки широкоугольный адаптер для еще более равномерного освещения.

Этот способ отлично подходит для крупных планов и портретов. Диффузоры также уменьшают мощность света до двух ступеней, а если использовать съемку в отраженном свете, общая потеря света может быть до пяти ступеней.

Такие продукты, как LumiQuest UltraSoft преодолевают эту проблему путем объединения мини-отражателя и рассеивателя в одной закрытой конструкции, что дает всего около двух ступеней потери света.

Использование беспроводного управления

Использование двух и более вспышек значительно расширит ваши возможности. Чтобы избежать проблем с проводами, лучше использовать беспроводное управление вспышками.

Nikon и Canon поддерживают беспроводное TTL-управление девятью ведомыми вспышками через ведущую вспышку. При этом они могут быть разделены на три группы.

Режим вспышки, мощность и значение компенсации мощности могут быть установлены отдельно для каждой группы и для управляющей вспышки. Если вы хотите использовать все свои вспышки, то можете запускать их с помощью инфракрасного триггера, устанавливаемого на горячий башмак камеры.

Таким образом вы получите свободу для создания любого типа освещения, подчеркивая форму, текстуру, тона и цвета объектов. Недостатком является ограничение по расстоянию до 10 метров.

Как правило, только топовые модели вспышек могут использоваться в качестве управляющих. Если ваша вспышка не позволяет такого, можете использовать более простые способы, например, подключить к ее разъему РС светоловушку.

Шпаргалка

Портреты ниже были сняты с использованием 80-мм объектива и одной вспышки Nikon SB-800. Мы использовали различные способы освещения. Таким образом, вы сможете выбрать для себя подходящий.

Несколько лет назад, когда я только начинала заниматься фотографией «серьезно» и уже в принципе неплохо умела снимать на зеркалку, мне казалось, что я постигла все секреты фотографии. Я умела выставлять правильные настройки экспозиции и получать нормальные, ничем не примечательные кадры, которые в то время казались прорывом в фотографии. Я много снимала на улице с естественным светом, но меня заботила только правильная экспозиция – лишь не пересвет и не слишком темный кадр.

В то же время меня забавляли чудаки-фотографы, которые среди белого дня на солнце снимали портреты со вспышкой . Мне казалось, что они просто ничего не понимают в фотографии (можно же просто подобрать настройки под яркость солнечного света) и снимают на автомате. Про себя я тихо посмеивалась над ними и недоумевала, – «Зачем включать вспышку на улице ? Тут же полно света!

А если не хватает света в тени – просто , все же так просто!». При этом у меня у самой получались фотографии с провалами в тенях на жестком солнце или пятнистым светом от листвы деревьев, и меня это нисколько не смущало.

Только спустя какое-то время «естественность» освещения стала приедаться, фотографии выходили похожими друг на друга примерно с одинаковыми настройками и одинаковым светом. Я стала замечать, что не всегда естественный свет красиво ложится на лицах моделей, хотелось чего-то нового и более «профессионального» что ли.

Внезапно я наткнулась на фотографии людей, которые называли себя «стробистами». Они вовсю использовали импульсные источники света (прежде всего недорогие ) не только, даже не столько логично и понятно), но – на улице! При этом получаемый результат даже до обработки заслужил моего восхищения. Это-то и было первым толчком, чтобы попробовать фотографировать со вспышкой даже тогда, когда естественного света достаточно для экспонирования кадра.

Для начала давайте разберемся, что вам пригодится для освоения техники съемки со вспышкой на улице . Самый простой набор техники (помимо фотоаппарата и объектива) включает:

(не обязательно топовой модели, недорогая мануальная вспышка будет работать не хуже самой продвинутой модели). Мощность вспышки (определяется ведущим числом) лучше выбирать максимальную, на которую хватает бюджета. Именно мощность является определяющей характеристикой вспышки, а при съемке с довольно ярким естественным светом вам понадобится максимальный ресурс мощности импульсного света, чтобы повлиять на освещение объекта съемки.

Синхронизатор , лучше беспроводной, а на улице – лучше радиосинхронизатор. Синхронизатор отвечает за срабатывание вспышки в момент нажатия на кнопку спуска, если вспышка находится не на камере (на горячем башмаке), а на выносе (в руке, на стойке). Почему это важно? Да потому что вспышка в положении на камере реально используется только в 5% случаев как единственный источник освещения, и в основном служит лишь в качестве вспомогательного заполняющего источника. Для лучшего результата именно моделирования света нужна свобода передвижения, поэтому вспышку либо держат в руке на выносе, либо дают в руки ассистенту, либо ставят на стойку. Синхронизатор при этом координирует момент открытия затвора фотоаппарата и момент срабатывания импульса вспышки.

Стойка студийная , чем выше, тем лучше, но не менее 2 м в разложенном состоянии. На крайний случай первое время можно использовать обычный штатив. Высота стойки определяет высоту положения источника света и возможность использования верхнего света в своей схеме освещения. Также обращайте внимание на длину стойки в сложенном состоянии (компактность и удобство в перемещении), максимальную нагрузку (возможность использования насадок типа софтбоксов) и вес самой стойки (влияет на устойчивость конструкции и легкость транспортировки).

Насадки на вспышку . Если планируете использовать вспышку на стойке, то проще всего и дешевле приобрести зонты. Наиболее применимые – белый зонт на просвет (номер один для смягчения света) и серебристый зонт на отражения (для расширения светового пятна без сильного смягчения). Зонты удобно складываются и раскладываются, мало весят и занимают мало места в сумке. Если позволяет бюджет, можно использовать софтбоксы (опять же при съемке со стойкой) среднего размера – 60*60 см, 60*90 см или 90*90 см. Софтбоксы большего размера требуют более мощного источника света, а также довольно громоздкие при использовании на выезде. Для смягчения вспышки в положении на камере, можно использовать мини-софтбоксы, которые бывают складные или надувные.

Так когда же и зачем использовать ?

1. В качестве заполняющего (вспомогательного света) при съемке на жестком солнце или против света. При этом вспышка располагается с противоположной стороны направления солнечного света и служит для подсвечивания теневой стороны, смягчения глубоких теней, прорисовывания деталей в тенях. Настройки мощности вспышки выставляются таким образом, чтобы естественный свет оставался мощнее, а вспышка только дополняла его, но не перебивала (мощность примерно в 1,5-2 раза меньше, чем интенсивность солнечного света). При съемке против солнца можно снимать из положения на горячем башмаке и направлять вспышку «в лоб» модели, но для лучшего результата используйте смягчающую насадку или меньшую мощность вспышки. Рисунок не должен получаться резким и плоским.


2. В качестве моделирующего (основного рисующего) источника света . В этом случае свет от вспышки – это основной свет, который определяет светотеневой рисунок на объекте съемки. Естественный свет при этом «отодвигается» на второстепенную позицию и используется в качестве вспомогательного – для общего освещения сцены и заднего плана. Такой подход используется прежде всего в случаях, когда естественный свет дает некрасивый светотеневой рисунок – недостаточно контрастный свет в тени, пятнистый свет под деревьями, слишком жесткий свет на ярком солнце и т.д. При этом мощность вспышки подбирается так, чтобы вспышка играла главную роль в формировании световой схемы – она должна перебивать по мощности естественный свет.

3. В качестве моделирующего источника в условиях недостаточной освещенности – съемки в сумерках, на закате, вечером. Для выравнивания освещенности и нормального экспонирования одновременно и заднего плана, и объекта съемки, главный объект подсвечивают вспышкой, а настройки фотоаппарата выставляют по естественному освещению. При этом получаются эффектные фотографии, которые невозможно получить с использованием только естественного света.

Если вам интересно узнать про моделирование света с несколькими вспышками и создание своей передвижной мини-студии из внешних вспышек , загляните в статью . Там вы также вы найдете схемы освещения, на которые можно опираться в своих экспериментах с импульсным светом.

В качестве бонуса предлагаю посмотреть небольшой видеоурок по использованию вспышки в яркий солнечный день .

Как усилить естественный свет при помощи импульсного :