Картины котов пастелью. Грустная история о художнике, который рисовал котиков

Не забудь рассказать друзьям


Луис Уэйн (1860—1939) — знаминитый английский художник. Тем и знаменит, что рисовал кошек. В какой то момент очень сильно заболевает его супруга и он вынужден все время проводить у постели больной супруги. Чтобы развлечь ее, он рисует своего домашнего кота в разных забавных позах и ситуациях. Чем более тяжелой становилась шизофрения и отчуждение художника от реального мира, тем сильнее изображения котов в его картинах напоминают фракталы. А до перехода к фракталам коты из очаровательных все большей частью становятся злыми и растрепанными.


Видио, на котором отчетливо видно как мырлыки приображаются.
В рисунках британского художника Луиса Уэйна столько забавных деталей, что, даже просто комментируя их, можно сочинить историю. Например, «Игра в крикет». Я насчитала там 36 характеров: спортсмены в полной экипировке, с крикетными битами, зрители на деревьях или за столиками. Художник запечатлел непредвиденный момент игры: мяч угодил на один из столиков, разбив тарелку с сэндвичами, опрокинув на землю сахарницу и заварной чайник. Какая неприятность! Чем ближе к эпицентру, тем сильнее эмоции персонажей. Любопытство, замешательство, испуг, возмущение написаны на их… усатых мордочках. Вся честная компания, если не считать рвущуюся с поводка непонятно чью собаку, состоит из кошек.

"Игра в гольф"
На других рисунках Уэйна тоже кошки: принимающие морские ванны, вальсирующие, кошки-гольфисты, кошки-жокеи, футбольные хулиганы, музыканты. Как правило, они представители зажиточного класса, что позволяет им наряжаться по последней моде, предаваться светским развлечениям, наслаждаться оперными ариями, курить сигары, пить виски.
Ранние работы Уэйна рассматривать приятно, а вот поздние (они, кстати, ценятся намного выше) вызывают противоречивые чувства. По-прежнему восхищаясь мастерством художника, вдруг замечаешь, что кошачьи морды стали злыми. Именно эти поздние рисунки бросались в глаза на проходившей осенью 30-й ежегодной выставке «кошачьего» искусства в галерее Криса Битлса. Они попали к специализирующемуся на творчестве Луиса Уэйна лондонскому галеристу после того, как скончался обладавший ими богатый психиатр из Дублина.
Нет ничего удивительного в том, что творчеством Уэйна интересуются психиатры. Для врачей кошки Уэйна имеют научную ценность. Они показывают, как шизофрения изменяет личность художника.
Первенец с заячьей губой, Луис родился в семье торговца текстилем в 1860 году. Родители поздно отдали мальчика в школу, вместо занятий он предпочитал бродить по лондонским улицам. Одноклассники дразнили его. В юности, чтобы спрятать свой недостаток, Луис отрастил усы, и вскоре нашлась женщина, которая оценила его внешнюю и внутреннюю привлекательность. Эмили была гувернанткой сестер Луиса и была на 10 лет старше своего возлюбленного. Молодые поженились в 1884 году, хотя семья юноши не одобряла его выбор. К тому времени отца уже не было в живых, и Луису пришлось взять на себя ответственность не только за жену, но за мать и пятерых сестер. Он начал зарабатывать, рисуя для журналов сценки из сельской жизни.
Потом у Эмили обнаружили рак груди. Чтобы развлечь больную жену, Луис рисовал их черно-белого кота Питера: Питер то носил очки, то, как человек, читал книгу. Эти «глупые» наброски и стали началом знаменитой кошачьей эпопеи. Умирающая Эмили успела порадоваться за мужа. Успех быстро пришел к нему: первые же картинки с веселящимися на балу котами, опубликованные в рождественском выпуске The Illustrated London News, понравились и взрослым, и детям. Эдвардианское общество было в восторге.
В 1890-х Уэйн выпускал почти по 600 рисунков ежегодно. Их публиковали в газетах, журналах, детских изданиях, на открытках. Его первые кошки еще были похожими на представителей животного мира, но очень скоро он заставил их ходить на задних лапах, по-человечески гримасничать и жестикулировать. Художник использовал для рисунков наброски, сделанные во время наблюдений за людьми, трудно было найти сферу деятельности или ситуацию, в которую он не вовлекал бы своих антропоморфных мурлык.
Мода на кошек захлестнула страну. Никогда прежде они не были столь любимы англичанами. Причем Уэйн не просто воспевал этих животных, он стал их покровителем и дважды был избран председателем Национального клуба любителей кошек. Его «Подмигивающий кот» и герб с тремя кисками до сих пор являются эмблемами клуба.
Материальный успех, приятное следствие популярности, давал Уэйну возможность обеспечивать родных (овдовевший художник жил под одной крышей с матерью и сестрами). Но Первая мировая война отменила европейскую моду на кисок. Интерес проявляли американцы, поэтому он отправил в США большую партию керамических «кубистских» котов. Затея пошла ко дну в прямом смысле: корабль с грузом был потоплен немцами.
Денег становилось все меньше, ведь о сбережениях Уэйн не позаботился. Он свои работы прежде дарил или продавал за бесценок, не думая об авторских правах. А тем временем сестры, ни одна из которых так и не вышла замуж, нуждались в поддержке. Нежный брат беспокоился о них и одновременно подозревал, что они его обворовывают. Существует черта, за которой странные идеи превращаются в опасную манию. Луис окончательно пересек ее в 1924 году, набросившись на одну из сестер.
Те, кто сегодня видит в Уэйне лишь «сошедшего с ума кошатника», называют возможной причиной его безумия трихинеллез, переносчиками которого могут быть кошки. И специалисты, не исключающие связь между трихинеллезом и шизофренией, помогают этой версии. У многих появляется соблазн придать трагедии художника драматическую, почти театральную завершенность. Пишут еще, будто рассудок его повредился из-за того, что Луис сильно ударился головой, выпав из автобуса. Якобы водитель резко вывернул руль, стараясь не задавить кошечку на дороге. Уэйн пострадал из-за существ, которых обожал всю свою жизнь.
В подробном варианте биографии сообщается, что художник отличался странностями еще в молодости (слыл эксцентриком) и что в семье Уэйнов существовала предрасположенность к душевным расстройствам (одна из сестер художника помешалась в юном возрасте). Луиса тоже заперли в сумасшедшем доме. Он погиб бы в том ужасном бедламе для неимущих, если б не судьба в облике словоохотливого посетителя: «Вы рисуете в манере Уэйна!» - «Я и есть Уэйн...» В кампанию по спасению художника включились все любившие его творчество, премьер-министр Великобритании и королевская семья.
Герберт Уэллс, призывая собирать деньги для Уэйна, подчеркивал, что на рисунках художника выросли три поколения англичан. Трудно было найти в стране детские ясли, где на стенах не висели бы его репродукции. «Он изобрел собственную разновидность кошек, у которых были свои стиль, общество, целый кошачий мир, - говорил писатель. - После Уэйна все английские кошки чувствуют себя пристыженными, что не похожи на его персонажи».
Художника перевели в комфортабельную лечебницу, где у него была отдельная комната. Там он прожил до смерти в 1939 году. Сохранился коротенький фильм 30-х годов, где прилично одетый джентльмен гладит кошку, потом рисует на большом листе бумаги круглую морду, напоминающую Чеширского кота из «Алисы».













Грустная история о художнике, который рисовал котиков

Матроскин, Лепольд, котенок по имени Гав - все эти котики, так любимые нами, обязаны своим человекоподобным видом Луису Уильяму Уэйну. Именно этот английский художник первым наделил котов человеческим поведением и эмоциями.

У Луиса Уэйна (1860-1939) был кот Питер, а если точнее – Питер Великий, названный в честь нашего императора Петра Первого. Луис надрессировал кота сидеть перед книгой в очках, как будто бы тот читает, и выполнять другие несложные команды. Все это Луис делал для того, чтобы развлечь свою жену, которая умирала от рака.

Чуда не случилось: молодая женщина умерла. Но за этот период Луис сделал массу набросков кота, которые стали основой его будущей популярности. Начиная с 23 лет он рисовал практически одних только котов. Тогда они еще не ходили на двух ногах и не имели человеческих черт лица, но начало было положено. Рисунки Луиса стали публиковать в книгах и журналах.

Для нас, как для поклонников мультфильмов, интереснее тот период творчества Луиса Уэйна, который можно назвать «кот прямоходящий». Это началось в последнее десятилетие девятнадцатого века. С тех пор популярность художника постоянно росла, он рисовал до шестисот котиков в год.

Такой производительностью может похвастаться не всяких современный фотограф, а ведь Луис не просто нажимал на кнопку, а создавал шедевры карандашом и кистями. Он оформлял книги, его иллюстрации публиковали в журналах, он даже сделал свой сборник «Ежегодник Луиса Уэйна».

Решение английской почты, которая в 1902 году разрешила наносить изображение на одну сторону открыток, можно назвать эпохальным событием для любителей котиков. Тут Луис развернулся на полную. Открытки с его котами и тогда были популярны, а сейчас стали объектом охоты для коллекционеров. В настоящее время их стоимость может измеряться десятками тысяч долларов.

Коты Луиса Уильяма Уэйна ходят на задних лапах, носят костюмы, курят, играют на музыкальных инструментах. В общем, ведут нормальную светскую жизнь.

«Я беру свой блокнот в ресторан или любое другое оживленное место и просто рисую людей в их обычных позах как кошек, наделяя их как можно более человечными чертами. Это придает моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками».

Луис Уэйн не только рисовал кошек, но и старался помочь им. Он состоял во вевозможных благотворительных обществах, защищающих этих полосатых пушистиков и даже стал президентом Английского национального кошачьего клуба.

Но жизнь художника не всегда была радостной и безоблачной. Луис был паталогически доверчив и крайне нерасчетлив. В десятых годах прошлого века он оказался на грани нищеты, вложив все деньги в какое-то мутное мероприятие. Кроме того, у Луиса начала развиваться шизофрения.

Эти художники очень любят котов, а ещё и мастерски их рисуют, частенько дополняя забавными и жизненными подписями. Знакомьтесь!

1. Российский иллюстратор Вася Ложкин

А по паспорту Алексей Куделин, родился в городе Солнечногорске. Его рисунки отличаются неподражаемым юмором, часто отличаются остросоциальными темами. Вася шутливо признаётся, что его картины - на самом деле сказки с хорошим концом. Так что есть надежда на то, что справедливость мировая восторжествует, и колбасы всё-таки хватит на всех.


Вася Ложкин
Вася Ложкин
Вася Ложкин
Вася Ложкин
Вася Ложкин
Вася Ложкин

2. Американская художница-иллюстратор Джой Кэмпбелл

Джой живёт в штате Вашингтон и рисует котиков уже более 30 лет. Любимые животные в её работах откормлены, холёны, довольны жизнью и самодостаточны. Лежат на диванах, ловят рыбу, с наслаждениям едят, наряжаются, изучают науки и вызывают умиление.


Джой Кэмпбелл
Джой Кэмпбелл
Джой Кэмпбелл
Джой Кэмпбелл
Джой Кэмпбелл

3. Литовская художница Нора

Живёт в Вильнюсе со своим рыжим котом Элвисом. Он-то и вдохновляет художницу на забавные рисунки котов с их милыми повадками и уютной жизнью. Нора говорит, что своими картинами создаёт неиссякаемый источник улыбок и хорошего настроения.


Norvile Dovidonyte
Norvile Dovidonyte
Norvile Dovidonyte
Norvile Dovidonyte
Norvile Dovidonyte

4. Российский художник Владимир Румянцев

Владимир - член Российского союза художников. Его работы есть в музейных коллекциях России, а также в частных коллекциях Германии, США, Великобритании, Финляндии и Швеции. Настоящую популярность ему принесли картины о котах, которые живут в Санкт-Петербурге, как и сам художник. Его коты - романтики и оптимисты, они гуляют по крышам, поют романсы, играют в гольф, ходят на работу и на рыбалку, любят цветы и город на Неве.


Владимир Румянцев
Владимир Румянцев
Владимир Румянцев
Владимир Румянцев
Владимир Румянцев

5. Российский художник-иллюстратор Bird Born

Этот молодой и талантливый автор, работающий под псевдонимом, подарил нам кота Степана и его очаровательную спутницу Марию Васильевну. Художник берёт идеи для рисунков из ситуаций, из бесед, словом, из жизни. Его очаровательные коты рассуждают о любви и дружбе, об отношениях друг с другом и родителями, о еде и погоде, о городах и стереотипах. И вызывают улыбку, у каждого, кто их видит.


Bird Born
Bird Born
Bird Born
Bird Born
Bird Born
Bird Born Художница, которая рисовала только котиков

10 фактов о Генриетте Роннер-Книп, которой котики помогли завоевать любовь европейских монархов и прокормить большую семью

У художницы не было других учителей, кроме ее отца

Генриетта Книп (Henriette Ronner-Knip , 1821 - 1909) родилась в Амстердаме. Её отец Иосиф Август Книп был художником, писал городские виды и батальные сцены. Он стал передавать свое ремесло дочке, едва она достигла шести лет: дело в том, что уже в пять лет она пробовала копировать его работы. Отец к этому времени уже стал терять зрение, поэтому Генриетте приходилось не только учиться, но и помогать ему: ведь от того, сколько картин он напишет и какого качества, зависел доход семьи.

К 16-ти годам Генриетта преуспела настолько, что не просто участвовала в выставке, но и продала там свою картину - на картине была кошка, но экспериментировать с темами и героями художница будет еще долго.

Ни в каких академиях Генриетта никогда не училась.

В её семье все были художники

Мать Полин Рифер де Курсель специализировалась на изображении птиц. Тетка Генриетта Гертруда Книп (наша героиня была названа в ее честь) писала пышные цветочные букеты. И дед по отцовской линии тоже был художником.

Поначалу она предпочитала изображать собак

Генриетта Роннер-Книп бралась за любые заказы и одно время ее частыми клиентами были небогатые торговцы, которые перевозили свой товар в небольших тележках, запряженных собаками. Очень быстро такие картины от Роннер-Книп стали трендом среди купцов - и каждый считал своим долгом заказать портреты своих собак-помощников. Позже подтянулись и состоятельные заказчики - знать тоже хотела портретировать своих собак.

В 1876 году Роннер-Книп написала любимых собак королевы Нидерландов - талантливая художница тотчас же становится популярной у монархов из других европейских стран: ей заказывают картины со своими любимцами кайзер Германии Вильгельм I, принцесса Уэльская, герцогиня Эдинбургская...

Кошки вошли в жизнь художницы, когда ей было уже за 50

В 1870-х в приличных домах мальтийских болонок потеснили котики: теперь стало модно держать их. Генриетта Роннер-Книп и себе завела котов: тем более, дети выросли (двое тоже стали художниками), а заботиться о ком-то хотелось. Художница становится кошатницей - следующие 30 лет, до конца жизни она будет писать только котиков, наблюдая за их играми, любуясь их позами и, судя по картинам, позволяя им абсолютно все.

Она одушевила котов

У Генриетты Роннер-Книп коты не носят одежду и не ходят на работу. Но ее относят к художникам, с которых началась мода на антропорфизм в анималистике: животных стали изображать похожими на людей - со сложными эмоциями, характерами, глубоким осмысленным взглядом.

Герои кошачьих портретов Генриетты Роннер-Книп - настоящие личности.

И дело не только в глазах, но и в сюжетах и названиях картин

Названия картин Генриетты Роннер-Книп добавляют ее пушистым героям «человечности»: кажется, что в сюжетах с такими названиями должны действовать люди, но нет.

Её живопись сильно изменилась на протяжении творческого пути

Конечно, Генриетта Роннер-Книп не заняла важного места в истории живописи, ее имени не найдешь в учебниках - среди тех, кто изменил изобразительный язык, сказал новое слово, изобрел собственный неподражаемый стиль. Но это не отменяет того, что она была популярной, очевидно талантливой художницей и, даже найдя свой главный объект, продолжала экспериментировать со стилем. Достаточно сравнить две картины Генриетты Роннер-Книп, чтобы увидеть, какой путь она проделала. В самом начале она пишет картины в духе старых голландских мастеров: темный фон, гладкие, аккуратные мазки. А ее последние работы - это прямо импрессионизм: светлые тона, фактурный динамичный мазок.

Карьера художницы длилась более 70 лет

Она прожила 87 лет, работала до последнего, а, как мы знаем, уже с 16 лет писала картины на продажу.

Она была деятельной, трудолюбивой, но она не была феминисткой

И все из-за котиков. Вот, как Филип Хук, автор книги «Завтрак у Сотби» объясняет, почему борцам за права женщин не сделать из Генриетты Роннер-Книп иконы:

Она специализировалась на изображении кошек и котят, часто - шалящих: играющих с клубками шерсти, переворачивающих кувшины с молоком в интерьерах богатых буржуазных гостиных, подобных тем, в которых жили восхищенные покупатели ее работ. Мадам Роннер-Книп никогда не стать феминистской иконой. Причина в том, что она слишком легко нашла свое место в существующем общественном устройстве и писала картины на сюжеты, никак не угрожающие господству мужчин.

Её картины хорошо продавались при жизни и сегодня стоят десятки и даже сотни тысяч долларов

Она всегда была кормилицей. Сначала в родительской семье: как только отец окончательно потерял зрение, Генриетта сама выполняла все заказы: пейзажи, жанровые сцены, портреты… Потом она выйдет замуж, переедет с мужем в Брюссель, родит шестерых детей - и снова будет зарабатывать для всех: нет-нет, брак был счастливый, но муж все время болел. Благо заказов всегда хватало: многие хотели видеть у себя в гостиных сентиментальные сценки с животными в исполнении Роннер-Книп. Многие хотят и сейчас - и платят за них на аукционах большие деньги.

Иллюстрации: the-athenaeum.org, sothebys.com, christies.com, artuk.org