Британский художник Стюарт Сатклифф - бывший бас-гитарист группы The Beatles. Художник Стюарт Сатклифф: биография и картины

"Пятый битл" Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (Stuart Fergusson Victor Sutcliffe) родился в Эдинбурге (Edinburgh) 23 июня 1940 года. Его отец, Чарльз (Charles), был моряком. Его мать, Милли (Millie), - учительницей. И у него были две младшие сестры, Джойс (Joyce) и Полина (Pauline).

Когда семья переехала в район Мерси (Merseyside) и поселилась в доме 37 по Эйгберс Драйв (Aigburth Drive), Стюарт пошел в среднюю школу Прескот (Prescot Grammar School), а позже поступил в Ливерпульский художественный колледж (Liverpool College of Art). Он сразу же проявил таллант, который произвел впечатление как на учителей, так и на других студентов. Некоторые преподаватели считали, что он был самым выдающимся художником, закончившим этот колледж. Он подружился с Биллом Харри (Bill Harry), хотя тот учился на другом курсе. Среди его друзей также были Джон Леннон и Род Мюррей (Rod Murray). Они проводили вместе много времени, отдыхая в местном пабе Ye Cracke или в студенческом общежитии.

Стюарт и Билл разговаривали о литературе, искусстве, фильмах и мистической философии. Эти же беседы продолжались в Ye Cracke с Джоном и Роном. Художественный колледж и Ливерпульский институт размещались в одном здании. Пол Маккартни и Джордж Харрисон учились в институте. На переменах они встречались в буфете или репетировали в общежитии. Джон видел, что группе нужен бас-гитарист, и предложил Стюарту или Рону работу, если кто-то из них купит бас-гитару. Картина Стюарта была представлена на выставке Джона Мура (John Moore), и миллионер Мур сам ее купил. На вырученные деньги Стюарт купил гитару Хоффнер Президент (Hofner President). Но он не умел играть на ней. Другой студент колледжа, Дэвид Мей (David May), предложил научить его играть "C"mon Everybody", если тот позволит ему измерить гитару, чтобы сделать такую же самому.

Группа выступила на субботних танцах и стала называться группой художественного колледжа. У них не было денег, чтобы купить усилители. Стюарт и Билл были членами коммитета студенческого объединения (Students" Union Committee), чем они и воспользовались, чтобы собрать средства на покупку усилителя, который группа могла бы использовать на танцах в колледже и на других своих выступлениях. Стюарт присоединился к группе Джона. Хотя они стали близкими друзьями, Джон относился к Стюарту порой с жестоким сарказмом, не воспринимая его участие в ансамбле серьезно. Джон говорил об этом так: "Мы сказали, что Стью может сидеть рядышком, или есть вместе с нами. Мы сказали ему, что ему нужно уйти, и он так делал." Джон и Пол постоянно смеялись над Стюартом на сцене, пока он был в их группе.

Было очевидно, что Стюарт никогда не станет таким же хорошим музыкантом, каким хорошим он был художником. Тем не менее, он принес в группу стиль. У него был художественный вкус, что проявлялось в его внешнем облике. Стюарт не принес вклада в музыку группы. Его единственным номером была вокальная партия в песне "Love Me Tender" Элвиса Пресли (Elvis Presley). Имеено Стюарт предложил назвать группу Beetles (Жуки). А Джон заменил одну из "e" на "а". Говорили, что Стюарт придумал такое название по аналогии с группой Crickets (Сверчки) на подпевках у Бадди Холли (Buddy Holly).

Группа отправилась в Германию. Но участие Стюарта подходило к концу. Пол хотел, чтобы он покинул группу. Тогда он сам взял бы бас-гитару. Это противостояние привело к настоящей драке на сцене Top Ten Club, что привело зрителей в восторг, поскольку они решили, что это часть представления. Астрид Кирчгерр (Astrid Kirchherr), гамбургская студентка, влюбилась в Стюарта. В декабре 1960 Beatles вернулись в Ливерпуль, а Стюарт остался в Гамбурге. Пол начал играть на бас-гитаре. Стюарт снова занялся искусством.

Примерно в это время его мать, Милли Сатклифф, стала говорить друзьям, что ее беспокоит здоровье сына. У него появились страшные головные боли и обморочные состояния после неудачного падения с лестницы в доме Астрид. На Рождество в 1961 году он приехал в Ливерпуль вместе с Астрид. Друзья заметили, как болезненно он выглядел.

Стюард объявил, что намерен жениться на Астрид в июне 1962, когда он закончит колледж. Посещая занятия, он продолжал страдать от боли в голове. В феврале 1962 он прошел медицинское обследование. У него была даже временная слепота, но врачи не нашли никаких нарушений, поэтому ему были просто назначены обезболевающие. 10 апреля 1962 года Астрид обнаружила Стюарта без сознания и вызвала скорую. По пути в больницу Стюарт умер у нее не руках. Ему был 21 год, ей - 23. Астрид отправила две телеграммы его матери. Первая - "Мой Стюарт умирает". Вторая - "Мой Стюарт умер". Вторая пришла раньше первой. Отец узнал о смерти сына только три недели спустя, потому что находился в плавании к Южной Америке.

Официально причиной смерти был назван "церебральный паралич как результат кровоизлияния в правое полушарие мозга". Астрид встретилась с Beatles на следующий день, чтобы сообщить им ужасную новость. Джон разразился истерическим хохотом. "Это был его способ избежать восприятия правды," - говорила об этом Астрид. Милли похоронила сына в Ливерпуле. Она устроила выставку его работ в 1964. Интерес к нему угас, посетителей было не много. Спустя 25 лет после его смерти интерес возобновился, на аукционах поднялись цены на его произведения.

Beatles выбрали Стюарта как одну из фигур на обложке альбома Sgt Pepper"s Lonely Hearts Club Band.

Стюарт Сатклифф родился в середине июня (23.06.40 г.) в местечке Эдинбург, что находится в Шотландии. Жизнь его была короткой (умер в возрасте 21 года), но продуктивной и насыщенной. Несмотря на то, что его не стало в юном возрасте, Стюарт сумел оставить свой след в этом мире и ушел в самом разгаре творчества.

Детские годы и отрочество

Семья Стюарта была небольшой, но очень сплоченной. Отец, который был офицером морского флота, часто отлучался из дома и поэтому, будучи ребенком, сын его видел крайне редко. Но жизнь его скрашивали две сестры и мама - преподаватель в школе по имени Милли.

В учебное заведение «Прескота» Стюарт Сатклифф пошел в Ливерпуле, а когда закончил обучение, поступил в художественный колледж, что находился в том же городе. Кстати, именно в этом учебном заведении он познакомился с Джоном Ленноном, и эта встреча для него стала судьбоносной.

Еще в школьные годы Стюарт стал познавать искусство живописи и надо отметить, что это ему давалось весьма неплохо. Стоит отметить, что из него вышел неплохой художник, но новый друг уговорил его попробовать себя на музыкальном поприще в качестве бас-гитариста. Так он вошел в состав легендарной группы The Beatles, которая первоначально называлась Quarrymen.

The Beatles

Сказать, что гитарист из него вышел гениальный - значит, сказать не совсем правду. Потому что техника игры была не первоклассной, да и увлечение живописью мешало стать хорошим музыкантом. Старался успеть везде Стюарт Сатклифф. «Битлз» его вдохновляли, но он не мог жить без кисточки в руках.

Состав группы первоначально состоял из Леннона, Маккартни, Харрисона и Сатклиффа, а немного спустя, к ним примкнул замечательный барабанщик и профессионал своего дела Бест, и уже в полном составе «Битлы» сменили место проживания и переехали в Гамбург, где дарили свое творчество людям до конца 1960 года.

Любовь

Уже будучи в составе группы, британский художник познакомился с милой девушкой по имени Астрид Кирхерр, которая всерьез увлекалась фотографией и параллельно получала образование в Гамбургском колледже. Эта встреча повлияла на решение Сатклиффа перевестись из Ливерпульского колледжа в Гамбургское учебное заведение того же профиля.

Долго раздумывать он не стал и уже осенью (ноябрь) в возрасте 20 лет сделал предложение возлюбленной, и в том же месяце состоялась их помолвка. Это замечательное событие произошло, когда Стюарт Сатклифф первый раз посетил Гамбург в качестве рок-музыканта. Во второй приезд (в 1961 г.) он уже окончательно остается в этом городке, где продолжает заниматься любимым делом - живописью.

В этот самый период он также принимает решение выйти из состава группы и покидает музыкальный коллектив. Группа The Beatles начинает гастролировать без него.

Живопись

Студент Элен Андерсон, который со Стюартом обучался вместе, вспоминал работы молодого художника в раннем периоде как агрессивные, наполненные темными мрачными оттенками.

Но не все произведения были пронизаны готичностью. Были среди картин и уникальные ранние работы, и достойное место среди них занимала картина «Летняя живопись», которая была частично приобретена Муресом. Интересно то, что это произведение не было написано на обычном холсте. Оно изображалось на школьной доске, и чтобы перевезти его на новое место, пришлось распилить на две равные части. Также достоверно известно, что на выставку попала лишь часть работы (половина картины), а вторую как раз и приобрел Мурес.

Летом 1961 года, став студентом престижного Гамбургского колледжа, он попал к учителю Паолиззи. Преподаватель писал о своем талантливом ученике лестные отзывы и даже называл его одним из самых перспективных и одаренных. Знаменитым и высокооплачиваемым художником мог стать Стюарт Сатклифф. Картины этого молодого человека были динамичные и таинственные.

Поздние работы, как правило, не имевшие названий, были построены в духе Стаела. Картины были выполнены с помощью линейных предметов, и поэтому создавалось впечатление, что все объекты, изображенные на них, имели замкнутое

Он часто изображал людей, в его коллекции есть даже портрет собственной матери. Эти картины больше похожи на наброски, но выглядят они великолепно. Именно в таких работах настоящий художник обнажает душу, это несовершенные линии, но они точно передают черты лица любимого человека.

Первая выставка и аукцион

Многие ценители творчества юного дарования находили схожесть картин, выполненных пером Сатклиффа с работами европейских мастеров Соединенных Штатов Америки, которые считались экспрессионистами. Но лишь одно произведение удостоилось показа на выставке осенью 1959 года в Ливерпуле в рамках показа творчества Муреса.

Уже после окончания показа картина была куплена за весьма скромную цену, которая составляла размер платы труда простого рабочего за 2 месяца.

Смерть одаренного художника и рок-музыканта

Образ жизни, который вел художник и музыкант, довел его до кровоизлияния в мозг, от которого он и умер 10 апреля 1962 года.

Точный диагноз и причины смерти установить не сумели, но, по некоторым версиям, было высказано предположение, что в драке с хулиганами были нанесены травмы головы, которые и привели к кончине. А произошло это после выступления The Beatles во время гастролей по Англии. Немногие свидетельства говорят о нападении на "Битлов" пьяной компании отпетых хулиганов, которые остались недовольными концертом. В этой драке пострадал и Пол Маккартни, но отделался при этом легкими ушибами, а вот Стюарту повезло меньше, и от полученных травм головного мозга он скончался в расцвете сил.

Вот так трагично погиб Стюарт Сатклифф. Причина смерти много раз менялась, но факт заключался в том, что мир больше не увидит новых картин этого странного художника.

Успехи

Музыкант успел сыграть всего три произведения, ставшими легендами рока. Они были включены в альбом Anthology 1. На обложке этого музыкального хита вверху, справа красуется фотография Сатклиффа. Это упоминание о его творчестве до сих пор можно найти на обложках старых музыкальных альбомов, что весьма радует многочисленных поклонников, которые увлекаются биографиями знаменитостей.

Стюарт Сатклифф прожил короткую жизнь, но навсегда остался в память многих людей. Его помнят поклонники The Beatles, и искатели необычных картин в свою гостиную. Он мог бы стать самородком, который сумел раскрыть в себе истинный творческий потенциал. Не известно, как сложилась бы его жизнь без той встречи с хулиганами. Можно гадать об этом бесконечно, но лучше просто изучить его картины, которые наполнены страхами, темными углами и непонятными силуэтами. Он видел мир немного иначе, чем люди, которые привыкли жить и трудиться в серых офисах. Парень был частью известного музыкального коллектива и, может, поэтому его творчество до сих пор в цене.

Когда речь заходит об участниках ансамбля Битлз, то мы всегда вспоминаем только четыре всемирно известных имени, и совершенно забываем о тех людях, которые входили в состав группы на заре её становления. Одним из таких людей, так и оставшихся в тени своих именитых коллег, был Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe).

Стюарт родился 23 июня 1940 года в семье служащих. Хотя Сатклифф был человеком творческим, но желания посвятить свою жизнь музыке у него никогда не было. Он больше интересовался живописью, литературой, фильмами и мистической философией. Учась в Ливерпульском колледже искусств, Стюарт познакомился с . Оба вскоре стали близкими друзьями и часто проводили вместе всё своё свободное время. Леннон писал стихи и рассказы, которые захватывали Стюарта. В свою очередь, Джона, поражал интеллект Сатклиффа, глубокие познания в различных областях искусства. Был даже период, когда они вместе снимали жилище. Стюарт присутствовал на репетициях группы, но сам толком не мог ни на чём играть. Джон очень хотел, чтобы его лучший друг присоединился к группе и играл на бас гитаре. Но инструмент для студентов был непозволительной роскошью.

В различных источниках по-разному упоминается случай драки, в которой Стюарт и Джон были избиты хулиганами. Это и понятно, ведь свидетелей тех событий уже давно нет в живых и восстановить до мельчайших подробностей этот эпизод не удаётся. Тем не менее, имеется факт драки, во время которой Стюарт получил черепно-мозговую травму. Считается, что именно этот случай впоследствии и стал для него роковым.

Сатклифф был лучшим учеником в классе, его картины вызывали некоторый интерес. Зимой 1960 года на одной из престижных выставок, организованной Джоном Муром (John Moore), была куплена картина Сатклиффа. Фактически, сам хозяин экспозиции господин Мур после закрытия экспозиции купил этот холст за 65 фунтов стерлингов. Подвернувшийся счастливый случай и настойчивое упорство Леннона послужили тому, что Стюарт таки купил себе бас гитару и присоединился к группе.

Ансамбль стал участвовать в различных конкурсах молодёжных групп. Однако, Стюарт не умел толком играть на своей гитаре. Зачастую он стоял спиной к зрителям, имитируя игру. Когда организаторы конкурсов обращались к группе с просьбой заменить Стюарта на сцене другим музыкантом, Джон резко реагировал на эти предложения фразой типа - либо мы играем полным составом вместе, либо все уходим.

Бытует мнение, что именно Стюарт предложил переименовать ансамбль в The Beetles (Жуки), а Джон заменил в названии одну из букв «e» на «а». До наших дней сохранилось всего несколько домашних репетиционных записей группы с участием Стюарта Сатклиффа, сделанных на дому . Профессиональных записей с ним не существует.

Вскоре Стюарт Сатклифф, как полноправный член Битлз, отправился с группой в первую зарубежную гастрольную поездку. 17 августа 1960 года Битлз вышли на сцену гамбургского клуба Индра в следующем составе: Джон Леннон, Пол Маккартни, Стюарт Сатклифф, . Играла группа в этом клубе недолго. 4 октября после того, как от жителей квартир, расположенных над клубом посыпались жалобы на сильный шум, Битлз переехали выступать в другой, расположенный по близости клуб - Кайзеркеллер (Kaiserkeller).

Однажды в Кайзеркеллер забрёл Клаус Форман (Klaus Voormann) - студент местного художественного колледжа. Увидев на сцене Битлз, он был просто очарован ими. Через несколько дней Клаус появился в клубе вновь, но уже со своими друзьями по колледжу Юргеном Фольмером (Jürgen Vollmer) и Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr). Друзьям Клауса также понравились бесшабашные Битлз, задорно отбивающие ритмы рок-н-ролла, от которых никто не мог усидеть за своими столиками. Со временем троица познакомилась с музыкантами, а между Астрид и Стюартом завязались очень тёплые отношения. Они оба имели очень много общего во взглядах на жизнь, любили французских импрессионистов, увлекались оккультизмом. Постепенно тесные отношения переросли в любовь.

Юрген и Астрид учились на фотографов. Именно благодаря этим людям мы сегодня имеем те уникальные фотографии, которые сохранили для нас атмосферу самых первых шагов к славе ещё никому тогда неизвестных Битлз.

В декабре 1960 года, когда Битлз возвратились на родину, Стюарт остался жить в Гамбурге с Астрид. Его вновь тянуло к изобразительному искусству. В группе стали понимать, что они «теряют» басиста и Пол Маккартни именно в это время впервые взял в свои руки бас гитару.

Во время своей второй поездки в Гамбург весной 1961 года Битлз стали играть в престижном клубе Топ Тэн (Top Ten) на Рипербане. Стюарт по-прежнему без толку присутствовал на сцене и от этого напряжение в группе только накалялось. Он продолжил играть в группе лишь благодаря тому, что был близким другом Джона, который по старшинству всем верховодил. После завершения 3-х месячного контракта, Битлз отправились домой. На Рождество 1961 года Стюарт приезжал на родину вместе с Астрид, чтобы познакомить свою семью с невестой. Пожениться они собирались летом 1962 года после того, как Стюарт закончит учёбу в художественном колледже. В это время у Стюарта стали усиливаться головокружения и появились сильные головные боли. Очевидно, сказались последствия травмы головы, полученной во время давней драки.

Близкий друг Битлз Хорст Фашер (Horst Fascher) пригласил Битлз вновь в Гамбург на открытие нового заведения под названием Стар-Клуб, которое должно было состояться 13 апреля 1962 года.

Буквально за день до приезда Битлз в Гамбург у Стюарта случился очередной приступ. 10 апреля 1962 года Стюарт Сатклифф умер буквально на руках своей невесты Астрид от кровоизлияния в мозг.
Битлз узнали о трагической смерти друга сразу по прибытию в Гамбург от Астрид. Похоронен Стюарт у себя на родине.

Несмотря на то, что многие справочные материалы об истории ансамбля Битлз незаслуженно умалчивают имя Стюарта Сатклиффа, он всё же пробыл в группе более 2-х лет и являлся её полноправным участником. Участники ансамбля почтили его память в 1967 году, разместив фотографию Стюарта в общем коллаже знаменитостей на лицевой стороне обложки пластинки «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». В 1995 году другая его фотография была помещена на обложку битловской «Антологии».

Джонни, Стюарт, Астрид и … смерть.

«Don*t let me down»
The Beatles song.

У него даже в мыслях никогда не возникало желания быть музыкантом. Рождённый в 40-м году в довольно провинциальном Эдинбурге, Стюарт с детства был увлечён одним рисованием. Он был глубоким интровертом и созерцателем, а поступив в Ливерпульский художественный колледж, сосредоточился исключительно на постижении истинного мастерства.
Но соседом полушотладского парня Стюарта Сатклиффа оказался местный бузила и меломан, Джонни-сорвиголова. Каким-то удивительным образом они сдружились. Оба говорили на довольно странном английском. Первый ввиду территориальной особенности страны «Whisky», а второй – вследствие своеобразного мерсисайдского «кокни». Кстати, пару годами позже, когда парни из «The Beatles» прославившись и давали многочисленные интервью столичным журналистам, последние не могли понять почти треть произносимых ливерпульцами слов….
Леннон звал спокойного приятеля Стю на всяческие приключения, и каждый субботний вечер тащил его в город. Иногда в Ливерпуль заезжали тогдашние звёзды «скиффл» Лонни Донеган или сам Клифф Ричард. Слушая их, Джонни и сам загорелся мечтой стать музыкантом. Правда, тогда у него дома валялась гитара о 4-х струнах (не бас) и до встречи с Полом он, как поговаривают, был уверен, что это и есть их полный гитарный набор.
В жизни частую роль играет случай. В 60-м году одну из картин Сатклиффа купили за целых 65 британских фунтов. Пока парень раздумывал, куда бы потратить это сокровище, неугомонный Джон за пару дней уговорил «корешка» купить бас-гитару и присоединиться к их группе «The Quarrymen». Поломавшись, Стюарт уступил его бесконечному напору и взял в руки «басуху». Играть он не умел и только мешал Джеймсу Полу МакКартни заниматься своим делом.
Недолго порепетировав и наскоро изловив в качестве барабанщика симпатичного раздолбая Пита Беста, ребята отправились в Гамбург. Там, в местных кабаках и танцплощадках, мерсисайдцы, понадев на себя железные цепи и сидения от немецких унитазов (не тащить же с собой английские) начали играть свой «скиффл». Времена были занятные, и группа могла «пролабать» на сцене до 5-ти часов без перерыва. Пол и Джон к концу вечера уже просто хрипели, а их несчастные пальцы с трудом удерживали скользкие от пота медиаторы. Лишь индифферентный Стю, стоял в густом сигаретном дыму за спинами надрывающих глотки ребят, лишь иногда тихонько подпевая в микрофон, и для вида цепляя гитарные струны. По настоящему живущему музыкой, тщеславного Пола всё это жутко раздражало. Пару раз во время выступления он пытался наброситься на Стюарта, но суровый и драчливый Джонни быстро остудил этот творческий порыв худосочного и изнеженного МакКартни…
В августе 60-го Стюарт познакомился с девушкой-фотографом Астрид Кирхгерр. «Я всегда думала, что только ваш Пол из Шотландии, а это оказался ты», - говорила эта, довольно симпатичная для немки фройляйн, обнимая любимого Сатклиффа в сентябре. Все чудесные осенние дни они гуляли по Гамбургу, целуясь у каждого перекрёстка. Именно Астрид придумала Стюарту причёску, которой вскоре воспользовались все парни из «The Beatles». К Рождеству группа рванула в родной Ливерпуль, а влюблённый Сатклифф остался в Германии.
Через месяц вернувшегося на Родину Стюарта навестил Джон. «Слушай, старина, у нас тут намечается небольшой выезд в городок Литерленд, рядом с Ливерпулем в графстве Ланкашир, поехали с нами», - бросил он с порога. У влюблённого парня были другие планы. Он хотел спокойно порисовать, а потом отправиться в Гамбург сделать предложение Астрид…. Но Джонни был необыкновенно настойчив и мягкий Стю, к сожалению, согласился. И вот группа «Битлз» уже исполняет свои песни в каком-то кабаке 20-тысячного затрапезного Литерленда. Во втором отделении, когда местные «долбочёсы» изрядно понабрались, на сцену полетели бутылки, и пьяная «братва» начала выкрикивать всякую хе…ню по поводу репертуара группы. На что Джон Леннон, выросший далеко не в школе христианских сирот, послал всех этих ребят по… определённому адресу. Когда к сцене подбежали, требующие пояснения громилы, Джонни, без всяких сомнений, бросился на них… Его "двойной мерсисайдский" был известен отнюдь не малому числу ливерпульских драчунов..... В результате Леннону поставили под глазами пару «фонарей»; везунчик Пол, вообще был не при делах, а Питу и Джорджу расквасили носы. Но вот бедолаге Стюарту не повезло, именно ему хулиганы умудрились разбить пару пивных бутылок об голову… Довольный дракой Джон, не обратил особого внимания на разбитую макушку друга. Мало ли что случается в этих, милых его сердцу, потасовках…
Вылечившись, Стю сказал Леннону, что покидает группу и уезжает в Гамбург. Там он поступил в художественную школу, и они с Астрид вскоре собрались пожениться…. После преподаватели говорили, что лучшего ученика у них не было уже на протяжении многих лет…
А меж тем «Битлз» приехали в Гамбург во второй раз. Теперь залы были побольше, и играть в них ребята стали уже не более 3-х часов подряд. Если учесть, что реальные концерты этой группы в 1965 году продолжались ровно академический час (45 минут), то второе немецкое турне было тоже весьма серьёзным испытанием… Стюарт, естественно встречался с друзьями и приглашал их на свою свадьбу с Астрид. Также он жаловался Джону на непрекращающиеся головные боли, но бесшабашный Леннон только смеялся в ответ. Вскоре парни собрались возвращаться в Ливерпуль и по-дружески простились в приятелем-колоборационистом….
Влюблённая в Стю Астрид Кирхгерр очень переживала за состояние своего жениха. Она настояла на том, чтобы Сатклифф пролечился в местной больнице. Девушка старалась навещать любимого каждый день….. Но боли всё чаще посещали 21-летнего художника, пока 10-го апреля 1962-го года он не скончался от кровоизлияния в мозг….
Через много лет его мать начала расследование против, пусть и убитого в 80-м, Джона, но это так ни к чему и не привело. Опрашивали и старину Джеймса. Но тот, сославшись на забывчивость, ничего нового не сказал. Ему, миллиардеру, так не хотелось ворошить прошлое. Барабанщика Ринго Старра тогда ещё в группе не было. А красавчик Пит Бест, уволенный 16 августа 1962 года, вообще наотрез отказался разговаривать на эту тему.... Тогда всё, как всегда, свалили на случай…..
. Некоторые считают Стюарта талантливым художником-авангардистом…. Его полотна можно посмотреть в интернете… Возможно, он и стал бы значительной величиной в художественном мире…. Но этого мы уже…..

В начале 90-х на аукционе в Нью-Йорке, где распродавались вещи, принадлежащие легендарным битлам и архивы фотографа Астрид Кирхгерр, огромная сумма была выложена анонимным покупателем за письмо Стюару Сатклиффу от Джона Леннона и картины маслом, автором которых был Стюарт Сатклифф. Независимо от того, насколько велика потеря этого художника для изобразительного искусства, когда упоминается имя Сатклифф, главным эпизодом его жизни считают время, когда он был «пятым» битлом.

Семья

Стюарт рос в дружной семье морского офицера Чарльза и школьной учительницы Милли, в окружении сестер Полины и Джойси. Родился он в шотландском Эдинбурге 26 июня 1940 года.

Задатки художника проявились у мальчика в раннем возрасте. Он не мыслил себя без живописи, и после окончания школы в Престоне поступил в художественный колледж Ливерпуля. Именно в колледже произошло его судьбоносное знакомство с Джоном Ленноном. И в этом же колледже остались ценители его таланта художника.

Случайный музыкант

Стюарт Сатклифф и не думал о карьере музыканта. Стью был уже тогда признанным талантом, в отличие от Джона Леннона, который маялся и мечтал о славе музыканта. Интеллигентный, с обширным кругозором Стюарт и хулиган Джон стали близкими друзьями и даже одно время делили комнату. Стюарт Сатклифф, по воспоминаниям однокурсников, был одержим живописью. Везде, где только можно, он делает зарисовки, вся комната была усеяна его набросками. Бесшабашный Джон не понимал этого и стремился увлечь товарища своими музыкальными проектами.

Решающим фактором стало приобретение бас-гитары на первый гонорар от продажи картины Стюарта. В басе всего четыре струны, говорил Джон, нечего там уметь играть. Так и случилось - Стюарт Сатклифф стал просто приложением, причем красивым, к шикарной бас-гитаре «Хофнер-Президент». Так он и стал басистом первого состава легендарной ливерпульской группы и был им с 1959 до 1961 год.

Одаренный художник

Еще в колледже в рамках выставки работ известного художника Джона Муреса в престижной ливерпульской галерее Уолкера картина Сатклиффа «Летняя живопись» была куплена за сумасшедшие деньги - 65 фунтов. Купил ее, кстати, сам Мурес, и это была сумма, равная почти двухмесячной зарплате рабочего.

Ранние работы художника выполнены в стиле послевоенной Британии «Сердитые Молодые Люди» («Angry Young Men»). Фон выбирался мрачный, готическое направление четко просматривается, и грубые мазки, как у Ван Гога, придают полотнам не утонченность, а внутреннюю силу.

После встречи в июне 1961 года с Астрид Кирхгерр и решения Стью оставить музыку и полностью посвятить себя живописи он поступает в Гамбургский арт-колледж искусств, где становится лучшим студентом. В это время его работы приобретают налет импрессионизма. Абстрактные формы уступают лирическим мотивам, в них выражает свою любовь к Астрид Стюарт Сатклифф. Картины «Автопортрет» и «Распятие» пополняют галерею Уолкера.

На протяжении своей жизни он исследует абстракцию, экспрессионистов. Многочисленные рисунки и картины подтверждают рождение таланта, имя которого Стюарт Сатклифф. Рост его мастерства отмечали его преподаватели, такие как Паолизи и кумир Стью и Леннона Бретби (тот самый, что впоследствии напишет портрет Пола Маккартни в окружении знаменитостей). Картины Стюарта приобретают динамичность и сохраняют таинственность.

Его картины не имеют названий, он пишет много портретов. Все портреты у Стюарта похожи на наброски, но они открывают душу, четко передают черты лица.

В то самое время, когда Стюарт Сатклифф собирается жениться на возлюбленной Астрид, а его талант получает признание, он внезапно умирает. Так обрывается карьера талантливого двадцатидвухлетнего юноши, который мог стать высокооплачиваемым и знаменитым художником.

Стюарт Сатклифф: причина смерти

Он умер от кровоизлияния в мозг 10 апреля 1962 году у невесты в Гамбурге. Его долгое время мучили головные боли. Многие связывали их появление с дракой в 1960 году в Литерленде. Джон Леннон, не стесняясь в выражениях, пояснил пьяным слушателям, что он думает по поводу из замечаний о репертуаре группы. Вслед за этим на сцену полетели бутылки, завязалась драка. Результат: у Джона Леннона подбиты оба глаза, Питу Бесту и Джорджу Харрисону разбили нос, а Стюарту о голову разбили пару пивных бутылок. Но это была не единственная потасовка, когда Стюарт Сатклифф еще был ее членом.

Позже, много лет спустя, мать Стюарта попыталась начать расследование, но это ни к чему не привело.

Послесловие

После смерти Стюарта Астрид и Джон стали очень близкими друзьями. Это не удивительно - горечь утраты столь любимого ими человека сблизила ранее не очень любящих друг друга людей. Их сблизил Сатклифф Стюарт. Художник до последнего дня писал трогательные письма Джону, сопровождал их шаржами и рисунками и подписывал от имени Иисуса Христа. Джон отвечал, подписывая письма от имени Иоанна Крестителя. Астрид Кирхгерр - выдающийся фотохудожник, ей сейчас 74 года. Она два раза была замужем, но Сатклиффа считает единственным своим возлюбленным.

Наследие короткой жизни

Коллекция картин и рисунков художника сохранена его сестрами. В ней представлены оригинальные картины, наброски и рисунки, а также фотографии Астрид Кирхгерр, его первая гитара (подаренная в свое время Полу Маккартни) и письма, написанные Джону Леннону. Выставки коллекции проходили в разных странах. В 2008 году Астрид привозила часть коллекции в Москву и ее могли видеть российские почитатели таланта ливерпульской четверки.

The Beatles почтили память Стью размещением его фотографии на обложке альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967) и «Anthology 1» (1995).

О любовном треугольнике Астрид - Джон - Стюарт снят фильм «Backbeat» (1993). Режиссер Иан Софтли, славящийся своим прогрессивным стилем, сделал фильм художественно-биографичным, взяв период жизни группы в Гамбурге. «Пятеро парней, четыре легенды, трое любовников, двое друзей и одна девушка» - этот слоган сопровождал фильм и в российском прокате (в России в прокате шел под названием «Пятый в квартете»).

Официальный биограф группы The Beatles Хантер Девис напишет о смерти Стюарта Сатклиффа: «Умер самый талантливый из The Beatles». Мы не можем судить, насколько талантливым басистом был Стью, записи есть только на неофициальных архивных пластинках. Но то, что мир потерял талантливого художника, бесспорно.