Картины русских художников о новом годе. Рождество христово на картинах художников разных стран и эпох

Знаменитый русский художник очень любил изображать народные гуляния в период рождественских и новогодних праздников, его картины всегда отличались особой сказочностью. Полотно "Зима" демонстрирует небольшой городок, утопающий в снегу, и нарядные тройки лошадей, на которых весело катаются люди. Эта картина, наполненная радостью, отлично передаёт зимнее праздничное настроение.

Александр Бучкури. "Рождественский базар". 1906 год

Бучкури - ещё один русский живописец, среди работ которого присутствует полотно на новогоднюю тематику. "Рождественский базар" изображает весёлую и красочную ярмарку, которую посетили жители городка, чтобы приобрести всё необходимое для праздников. Здесь и ёлочки, и пряничные домики, и сладости, и игрушки. На лицах людей радостные улыбки от предвкушения Нового года.

Вигго Юхансен. "Счастливое Рождество". 1891 год

Этот датский художник предпочитал изображать на своих картинках эпизоды из семейной жизни. Одна из его по-настоящему волшебных работ - полотно "Счастливое Рождество", где на фоне людских теней сверкает яркими огнями наряженная ёлка. Именно этот контраст и передает сказочную атмосферу праздника и ожидания чуда, благодаря чему от картины невозможно оторвать взгляд.

Ольга Романова. "Новогоднее угощение". 1891 год

Все дети императора Александра III изучали живопись, но только Ольга занималась этим искусством серьёзно. Её полотно "Новогоднее угощение" было написано в эмиграции, но княгиня очень точно передала дух русского праздника. На картине мы видим накрытый стол на фоне украшенной ёлки, на белой скатерти стоит самовар, чайный сервиз, баночка варенья и праздничный пирог.

Генри Мослер. "Рождественское утро". 1916 год


Полотно этого американского художника отличается каким-то особым волшебством и загадочностью. Картина "Рождественское утро" изображает двух детей, которые застыли перед приоткрытой дверью в нетерпении и предвкушении. В проёме видна богато наряженная ёлка, которую украшают горящие свечи, а на полу можно даже рассмотреть подарки.

Татьяна Ерёмина. "Предновогодние хлопоты". 1953 год

Среди работ этой талантливой и разноплановой советской художницы также есть очень атмосферный рисунок, передающий ожидание праздника - "Предновогодние хлопоты". На полотне вы видим радостную семью: папа несет ёлку, мама - торт в коробке, а маленькая дочь - фигурку Деда Мороза. Вокруг множество людей со свёртками - все стараются накупить к празднику подарков.

Александр Дудин. "Ёлка". 1953 год

Картины этого российского живописца отличаются изящной простотой, где нет ничего лишнего. На полотне "Ёлка" изображена праздничная хвойная красавица, украшенная стеклянными игрушками и блестящим дождиком. Именно так украшали ёлочки в советское время: простоватыми фигурками в виде шариков, шишек и грибков. Картина очень хорошо передает сказочную атмосферу Нового года.

Норман Роквелл. "Санта Клаус". 1921 год

Работы этого американского иллюстратора больше похожи на рождественские открытки - настолько они пропитаны волшебством. На одной из его очаровательных иллюстраций вы видим спящую девочку, возле кроватки которой стоит Санта Клаус с мешком подарков. Художник оставил нам загадку, снится ли старичок девочке, или этот сказочный персонаж на самом деле существует.

Александр Гуляев. "Новый год". 1967 год

Этот советский художник удивительно точно передаёт атмосферу праздника. На картине "Новый год" изображена обычная рабочая семья в момент украшения ёлки. За окном вечереет, папа сидит за столом и с улыбкой наблюдает, как мама с детьми достают из коробки ёлочные игрушки и наряжают хвойное деревце. И всё так уютно и по-домашнему, что невольно вызывает искреннюю улыбку.

Александр Мохов. "31 декабря". 2005 год

Удивительно, но современные полотна этого российского художника как будто нарисованы в начале прошлого века - настолько точно они передают атмосферу тех времён. На заднем плане картины "31 декабря" мы видим заснеженные сельские домики, а на переднем - фрагмент стола. На нём стоит ваза с хвойными ветками и рыжий кот, трогающий лапкой свисающий с ветки шарик.

Наташа Виллон. «Предновогоднее метро »

Художница Наташа Виллон родом из Орла. Училась театральному дизайну в Орловском художественном училище, работала на Жостовской фабрике, а в 2001 году эмигрировала в Сиэтл (США). С тех пор увлекается русскими сюжетами, часто изображает свое деревенское детство, животных и детей, которых стала по-новому чувствовать с рождением дочки.

. «Новый год»

Александр Гуляев. «Новый год»

Советский художник Александр Гуляев родился в Алтайском крае, учился в Ташкентском художественном училище, а потом перебрался в Ленинград, где окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Известен своими историческими, военными, портретными и пейзажными работами. Картины художника пользуются особенным спросом у западных коллекционеров.

Татьяна Еремина. «Предновогодние хлопоты»

Татьяна Еремина. «Предновогодние хлопоты»

Известная советская художница, иллюстратор и плакатист Татьяна Еремина — любимая ученица Дейнеки и коренная москвичка. Ее детство прошло в арбатских переулках, потом была учеба в училище (сейчас Московское академическое художественное училище — «Газета.Ru»), из которого будущую художницу отчислили за курение по статье «плохое поведение». Зато Суриковский институт она окончила с красным дипломом. Рисовала плакаты на военные темы, изображала детей, много иллюстрировала детские книги и журналы, среди которых «30 дней», «Смена», «Мурзилка».

. «Рождественская елка»

Егор Зайцев. «Рождественская елка»

Еще один талантливый художник из Орла. Егор Зайцев родился в 1967 году, учился в Московском академическом училище памяти 1905 года, после которого окончил Суриковский институт. Работал в мастерской и в Российской академии художеств и даже участвовал в росписи храма . Трогательная и по-своему пронзительная картина «Рождественская елка» (1996) представлена в экспозиции Института русского реалистического искусства.

. «Елочный торг»

Борис Кустодиев. «Елочный торг»

Художник Борис Кустодиев в представлении не нуждается. Каждый хоть раз в жизни видел его «Купчиху», «Портрет Шаляпина» или «Масленицу». Он родился в империи, а умер в СССР. Прославился своими портретами, много путешествовал — не только по европейским странам, но и по обычным дальним деревням — внимательно изучал русскую провинцию, изображая ее в ярких, как лоскутное одеяло, работах. Праздничная суета, сказочная зима, нарочитая игрушечность — картина «Елочный торг» (1918) находится в собрании Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко.

Инге Леек. «Веселые старушки»

Инга Леек. «Веселые старушки»

Инге Леек — художница, иллюстратор и по совместительству садовник из Финляндии. Детство художницы прошло в Хельсинки. По соседству жили две пожилые женщины, которые и стали прототипом веселых «старушек» Фифи и Анни — Инга придумала их в 2003 году. Серия открыток и календарей с бабушками, разбитая по сезонам, пользуется популярностью во многих странах мира.

Александр Левченков. «Утро Нового года»

Александр Левченков. «Утро Нового года»

Александр Левченков — современный художник из подмосковной Электростали. После окончания Федоскинского училище миниатюрной живописи учился в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Именно в собрании этой Академии и находится картина «Утро Нового года».

Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество»

Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество»

Датский художник, профессор живописи, директор датской Академии художеств в Копенгагене Вигго Юхансен увлекался идеями Клода Моне, выставлялся в Париже, писал сцены из семейной жизни, экспериментировал со светотенью и был, ко всему прочему, одаренным музыкантом. «Счастливое Рождество» (1891) — одна из самых известных работ художника.

. «Новогодняя елка в деревне»


Ирина Рыбакова. «Новогодняя елка в деревне»

Работы художницы Ирины Рыбаковой, уроженки Вышнего Волочка (Тверская область), выставлялись в галереях Мексики, Франции, Великобритании, Германии, Китая, России. Детство и юность Ирины прошли в деревне Новое Котчище, неподалеку от дома творчества художников «Академические дачи», созданного в свое время Репиным. Первыми учителями девочки стали ленинградские художники Лия Острова и Петр Страхов — их дача находилась по соседством с бабушкиным домом. Свое образование она продолжила в Костроме, где позже работала художником-реставратором в местном филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря.

Валентин Губарев. «Новогоднее»

Валентин Губарев. «Новогоднее»

Выпускник Московского полиграфического института Валентин Губарев — известный белорусский художник, в послужном списке которого работа в издательстве, персональные выставки во Франции и контракты с международными галереями.

Его картины находятся в музеях и частных коллекциях разных стран и выставляются на аукционах в Париже, Лондоне, Вене. — член Белорусского Союза художников и немецкой художественной ассоциации «Шедевр». Персонажами своих картин Губарев называет «простых людей, не читавших Гегеля и Канта, но бескорыстных и чистых сердцем».


Новогодние и рождественские праздники – одна из самых популярных тем в мировом искусстве. Неповторимая атмосфера зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта, воссозданная в живописи к. XIX – нач. XX вв. , возвращает нас в эпоху великих перемен, так похожую на начало XXI в.



Одной из любимых тем русского художника Бориса Кустодиева были народные гуляния во время зимних праздников. Он часто изображает заснеженные деревни и провинциальные города, купцов и крестьян на улицах, ярмарки и балаганы. Кустодиев создал ностальгический художественный мир, пронизанный солнцем, радостью и праздничным настроением. Сюжеты его картин всегда сказочны, это и русская провинция начала ХХ в., и сказочная Русь без определенных временных и пространственных координат.





Датский художник Вигго Юхансен – профессор живописи, директор датской Академии художеств – часто писал сценки из семейной жизни. Одной из самых волшебных его работ можно назвать картину «Счастливое Рождество». Художник охотно прибегал к световым эффектам в картинах, написанных в темных тонах. И в этой работе на фоне темных силуэтов людей и теней в углах комнаты еще ярче и контрастней смотрится елка, сверкающая праздничными огнями. Это центр композиции, который выделен с помощью и цвета, и света. Блики от огней освещают завороженные детские лица, что создает волшебную атмосферу уютного семейного праздника.



Даже великая княгиня Ольга Романова – младшая дочь Александра III – писала картины, посвященные зимним праздникам. В императорской семье все дети обучались живописи, но только Ольга занималась ею профессионально. В 1920 г. ей пришлось эмигрировать сначала в Югославию, потом в Данию. Картина «Новогоднее угощение» была создана в 1935 г., вдали от родины, но в ней воссоздается традиционная русская атмосфера праздничного чаепития с пирогом, вареньем и самоваром.





Семейная атмосфера ожидания праздника запечатлена и на картине Сергея Досекина «Подготовка к Рождеству». На ней не видно елки и подарков, но в центре композиции – дедушка и внуки, которые готовят гирлянды и украшения для дома.

Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.


Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.


За ёлками


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 - 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В погребке на святочной неделе.
Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5x21,5.
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев - бродячих музыкантов. Талант - это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант - это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, - это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

Христославы. (Дети старой деревни).
Федот Васильевич Сычков (1870 - 1958). 1935. Холст, масло. 63x83 см
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
Русская живопись


Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

Н овогодняя палитра и краски Рождества на полотнах русских художников. Рассматриваем с Натальей Летниковой .

Художник-праздник в предновогодней суете. Вслед за Борисом Кустодиевым отправимся на «Елочный торг». В поисках ярмарочных красок предпраздничных дней живописец путешествовал по губерниям и деревням. «Все так просто и красиво», - в восхищении говорил мастер. Так и есть. Высокое небо, золоченые купола, звенящий морозный воздух, пушистые елки в снегу. А еще - гомон и смех, которые звучат с полотна.

Б. Кустодиев. Елочный торг. 1918

Картина как фото из семейного альбома. Художник Зинаида Серебрякова, наряжая дочку Катю в голубую блузу и лихую треуголку, не повела ее в новомодное фотоателье. В лучших семейных традициях - потомков Бенуа и Лансере - взяла бумагу и пастель и «остановила мгновение» у домашней елки. Картина вместо семейного архива попала в коллекцию Пушкинского музея. Девочка спустя всего два года стала парижанкой. Причудливые птицы на домашней елке - одно из последних детских впечатлений о России.

З. Серебрякова. Катя в голубом у елки. 1922. ГМИИ им. Пушкина

Маленький стол с белой скатертью, изящный сервиз, нехитрое угощение. Натертый до блеска самовар может поспорить в сиянии с елочными игрушками щедро украшенной елки. «Новогоднее угощение» великой княгини Ольги Романовой. В императорской семье обучали живописи всех детей, но лишь младшая дочь Александра III стала художником. Одна из самых ностальгических среди двух тысяч, картина написана уже на чужбине. Ольга Александровна жила в Дании и Канаде, но бережно хранила русские традиции.

Великая княгиня О.А. Романова. Новогоднее угощение. 1935

Спокойный, тихий, сказочный. Семейный вечер художника Александра Моравова - картина «Рождественская елка». За одним столом под абажуром за чтением собралась семья. В предвкушении Нового года, в ожидании Рождества. Словно за окном в вечерних сумерках не 1921 год и нет Гражданской войны. Александр Моравов успел с полотном как раз между двумя периодами «елочной опалы» - сначала как буржуазного пережитка, затем - как религиозного. Обычный семейный вечер, который запах ели делает еще уютнее.

А. Моравов. Рождественская елка. 1921

Веселый, шумный, радостный. Новый год - ровно такой, каким принес его в Россию главный коронованный любитель увеселений - Петр Первый. Маскарад - каким его увидел художник-иллюстратор Николай Устинов. Маленькая история от лирика. Нехитро украшенная комната: из праздничного лишь елка, маски да кружащиеся пары. Волнительный для юности момент - приглашения на танец. Новый год - время надежд и мечтаний. А как же мечтается, когда тебе 16… И Новый год кажется чуть ли не новой жизнью.