Духовная жизнь мира в период XX столетия. Духовная жизнь в России с начала XX в

Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.

Культура и искусство первой половины 20 века: краткое содержание

На рубеже веков в европейской культуре царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины 20 века имеет два основных направления:

  • Модерн (франц. - Ар-нуво, нем. - Югендстиль).
  • Модернизм.

Первый зародился в последней декаде 19 века и постепенно завершил свое существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году).

Модернизм - это интереснейшее направление конца 19 - первой половины 20 века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам.

Модерн: природа - источник неиссякаемого вдохновения

Название направления произошло от французского слова "moderne", что означает "современный". Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:

  • поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
  • отказ от резких линий;
  • блеклые, приглушенные тона;
  • декоративность, воздушность;
  • наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.

Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно - зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) - это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.

Модернизм

Почему же это направление смогло зародиться, завоевать любовь зрителей и дать старт для развития таких интересных течений, как сюрреализм и футуризм?

Потому, что модернизм являлся революцией в искусстве. Возник как протест против устаревших традиций реализма.

Творческие люди искали новые способы самовыражения и отображения действительности. У модернизма есть свои характерные признаки, свойственные только ему:

  • высокая роль внутреннего мира человека;
  • поиск новых оригинальных идей;
  • огромное значение уделяется творческой интуиции;
  • литература способствует одухотворению человека;
  • появление мифотворчества.

Культура и искусство первой половины 20 века: картинки различных художниках изучим в двух следующих разделах.

Какие они? Удивительные: над ними можно размышлять и постоянно открывать для себя что-то новое. Культура и искусство первой половины 20 века кратко будут описаны далее.

Не будем томить и подадим информацию в наиболее сжатой форме - в виде таблицы. Слева будет значиться название художественного течения, справа - его характеристика.

Культура и искусство первой половины 20 века: таблица

Оригинальные течения модернизма
Название течения Характеристика
Сюрреализм

Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм.

Импрессионизм

Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости.

Экспрессионизм Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории.
Футуризм Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость.
Кубизм Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции.

Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.

Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.

Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев?

Являлся одним из течений модернизма, возник в 1920 году во Франции.

Изучая творчество сюрреалистов, обычный человек часто задается вопросом про их психическое здоровье. В большинстве своем художники этого направления были вполне

Тогда как же им удавалось рисовать настолько необычные картины? Все дело в молодости и в желании изменить стандартное мышление. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальностью. Художники руководствовались тремя правилами:

  1. расслаблением сознания;
  2. принятием образов из подсознания;
  3. если первые два пункта удалось выполнить, они брались за кисть.

Понять, как они рисовали такие многозначные картины, довольно сложно. Одно из предположений говорит о том, что сюрреалисты увлекались идеями Фрейда о сновидениях. Второе - об употреблении определенных веществ, изменяющих сознание. Где тут правда - неясно. Давайте просто наслаждаться искусством, вне зависимости от обстоятельств. Ниже картина «Часы» легендарного Сальвадора Дали.

Импрессионизм в живописи

Импрессионизм - еще одно направление модернизма, родина - Франция...

Картины этого стиля отличаются бликами, игрой света и яркими красками. Художники стремились запечатлеть на холсте реальный мир в его изменчивости и подвижности. От картин импрессионистов у обычного человека улучшается настроение, настолько они жизненные и светлые.

Художники этого направления не поднимали никаких философских проблем - они просто рисовали то, что видели. При этом делали это виртуозно, используя различные техники и яркую палитру красок.

Литература: от классицизма к экзистенциализму

Культура и искусство первой половины 20 века - это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.

Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:

  • внутренний монолог;
  • поток сознания;
  • далекие ассоциации;
  • способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
  • ирреализм.

Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.

Франц Кафка - это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.

На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.

Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки - "Процесс".

Кинематограф

Забавные немые фильмы - это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.

Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.

Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.

Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.

Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.

В тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.

Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.

Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа - фильм «Земля».

Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей - это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.

Вопрос 01. Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения в духовной жизни, культуре стран мира в первой половине XX в.?

Ответ. Изменения:

1) разочарование в техническом прогрессе после Первой мировой войны;

2) появление «потерянного поколения»;

3) сексуальная революция (например, теория стакана воды в России);

4) развитие многочисленных течений авангардизма.

Вопрос 02. Какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли? Чем они отличались друг от друга, что нового внесли в представления о человеке и обществе? Какое влияние они оказывали на духовную жизнь общества?

Ответ. В философии стали популярны два течения: рационализм и иррационализм. Первое продолжало настаивать на разумности, логической обоснованности человеческих действий (хотя после боёв I мировой войны в этом у многих возникли сомнения), в то время как второе подчёркивало роль бессознательного, подсознательного в мотивации действий человека (показательными в этом смысле были работы З. Фрейда). Социология восприняла эти направления. Стала изучаться психология толпы, того бессознательного, надличностного, что порой и управляет народными движениями.

Вопрос 03. Дайте характеристику основным модернистским течениям в искусстве.

Ответ. Течения:

1) примитивизм – стиль живописи, подразумевавший обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен (но отличный от «наивного искусства», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе – стилизованную живопись профессионалов);

2) футуризм – направление искусства, которое интересовало не столько содержание, сколько форма, потому здесь придумывались новые слова, использовалась вульгарная лексика, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш;

3) абстракционизм – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре ради достижения «гармонизации», создания определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации;

4) дадаизм – направление в искусстве, в котором рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов, а главной идеей стало последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики;

5) экспрессионизм – направление в искусстве, которое стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх;

6) сюрреализм – направление в искусстве, которое отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм;

7) конструктивизм – направление в искусстве, которое характеризуется строгостью, геометризмом форм и монолитностью внешнего облика.

Вопрос 04. В чём вы видите особенности конструктивизма? Можно ли назвать это направление порождением индустриальной эпохи и почему?

Ответ. В архитектуре этот стиль означает отсутствие ненужных украшений. Каждая деталь должна быть функциональным элементом конструкции, также для того, чтобы не скрывать эту конструкцию, технологические решения, а любоваться ими. Именно поэтому считать порождением индустриальной эпохи: она породила любовь к прогрессу, к техническому гению человека. Но конструктивизм не означает простоту железобетонных коробок. Он порой означает сложный расчёт (включая, например, оптические иллюзии, благодаря которым маленькие комнаты в квартирах кажутся больше).

Вопрос 05. Охарактеризуйте основные направления развития художественной литературы первой половины XX в. Какие произведения отечественных и зарубежных авторов вам известны?

Ответ. Направления:

1) переосмысленный романтизм писал о далёких странах, неведомом европейцу мире (например, Р. Киплинг «Книга джунглей»);

2) критический реализм снова обращался к нерешённым проблемам общества (например, У. Фолкнер «Шум и ярость»);

3) интеллектуальный реализм пытался больше анализировать действительность и показывать её общую неразумность (например, Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», Б. Брехт «Мамаша Кураж и её дети»);

4) детективный жанр показывал хитросплетения человеческой преступной мысли и обнаружением сыщиком злодея с использованием лишь собственного интеллекта (например, серия рассказов А. Кристи про Экрюля Пуаро).

Вопрос 06. Охарактеризуйте основные новаторские идеи в музыкальном искусстве XX в. С именами каких композиторов они связаны?

Ответ. Новаторские идеи:

1) экспрессионизм, то есть мир подсознательного в музыке, был характерен для Б. Бартока;

2) музыкальное конструирование в лице Л. Дюрея, Ф. Пуленка и др. Наоборот стремилось отказаться от эмоциональности в пользу ясности языка музыки.

Вопрос 07. Какие черты характеризуют развитие театрального искусства первой половины XX в.?

Ответ. В театре утверждался реализм, то есть стремление достоверно показывать действия, эмоции и др. Главным теоретиком этого направления является К.С. Станиславский со своим знаменитым возгласом «Не верю!». Его методика подготовки актёров быстро распространялась по миру часто через его иммигрировавших учеников.

Вопрос 08. Какие жизненно важные проблемы затрагивало киноискусство? Раскройте его роль в духовной жизни общества.

Ответ. Киноискусство, особенно с появлением звуковых фильмов, оказалось самым понятным массовому зрителю, неискушённому элитарной культурой, который с развитием капитализма стал основным потребителем. С появлением телевидения фильмы стали приходить в дома, не требуя даже похода в кинотеатр. Культовые фильмы стали формировать мировоззрение целых поколений. В период между мировыми войнами фильмы затрагивали как основные жизненные проблемы вроде любви и ненависти, так и чисто бытовые трудности. Во время мирового экономического кризиса появился знамениты голливудский стиль, представители которого в беспросветности настоящего тех лет снимали про то, что в итоге всё будет хорошо, будет happy end.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX века

Осмысление истории О. Шпенглер (1880–1936 гг.), Германия «XX век – эпоха заката Европы»

Осмысление истории Н. Бердяев (1874–1948 гг.), Россия «XX век – новое Средневековье»

Осмысление истории Х. Ортега-и-Гассет (1883–1955 гг.), Испания «XX век – эпоха восстания масс»

Осмысление истории А.Дж. Тойнби (1889–1975 гг.), Великобритания «История – смена жизненных циклов локальных цивилизаций и их самих»

Развитие философии: иррационализм З. Фрейд (1856–1939 гг.), Австрия «Поведение человека определяется сексуальным инстинктом, вытесненным в подсознание»

Развитие философии: иррационализм «Поведение человека определяется архетипами (коллективным бессознательным)» К. Юнг (1875–1961 гг.), Швейцария

Развитие философии: иррационализм Клод Леви-Стросс (1908 - 2009 гг.), Франция «Человек создал мир символов, выражающих бессознательные начала разума»

Развитие философии: рационализм Джон Дьюи (1859–1952 гг.), США «Культура полезна настолько, насколько помогает человеку решить насущные проблем»

Живопись: импрессионизм Клод Моне (1840–1926 гг., Франция) «Тополя в солнечном свете» (1887 г.)

Живопись: постимпрессионизм Поль Гоген (1848–1903 гг., Франция-Полинезия) «Великолепные дни»

Живопись: модерн Густав Климт (1862–1918 гг., Австрия) «Жизнь и смерть»

Живопись: модернизм (примитивизм) А. Руссо (1844-1910, Франция). Война

Живопись: модернизм (кубизм) Брак Жорж (1882–1963 гг., Франция) «Скрипка и кувшин»

Живопись: модернизм (футуризм) Карло Карра (1881–1966 гг., Италия) «Портрет Маринетти »

Живопись: модернизм (абстракционизм) В. Кандинский «Первая мировая война»

Живопись: модернизм (абстракционизм) Пит Мондриан

Живопись: модернизм (абстракционизм) К. Малевич «Черный квадрат»

Живопись: модернизм (дадаизм) Пикабия, «Женщина со спичками»

Живопись: модернизм (дадаизм) Марсель Дюшан «Фонтан»

Живопись: модернизм (экспрессионизм) Эдвард Мунк (1863–1944 гг., Норвегия) «Крик»

Живопись: модернизм (сюрреализм) С. Дали. Сон

Архитектура: модерн А. Гауди

Архитектура: конструктивизм Ле Корбюзье. Вилла

Искусство плаката Пьер Боннар

Карикатура Жан Эффель «Сотворение мира» Херлуф Бидструп «Да здравствует свобода слова!»

Литература: романтизм Редьярд Киплинг Бремя белого человека Пер. Вячеслав Радионов Несите бремя Белых Среди племен чужих - Сынов своих отправьте Служить во благо их; Без устали работать Для страждущих людей - Наполовину бесов, Настолько же детей…

Литература: критический реализм (психологический реализм) Эрнест Хемингуэй Главная победа героя – победа над собой

Литература: критический реализм (интеллектуальный реализм) Эрих Мария Ремарк «Странное чувство испытываешь все-таки в день рождения, даже если никакого значения не придаешь ему. Тридцать лет... Было время, когда мне казалось, что я никак не доживу до двадцати, так хотелось поскорее стать взрослым. А потом... Я вытащил из ящика листок почтовой бумаги и стал вспоминать. Детство, школа... Все это так далеко ушло, словно никогда и не было. Настоящая жизнь началась только в 1916 году. Как раз тогда я стал новобранцем».

Литература: модернизм (авангардизм) Джеймс Джойс «Улисс»

Литература: модернизм (экзистенциализм) Жан Поль Сартр «Пока живешь, никаких приключений не бывает. Меняются декорации, люди приходят и уходят – вот и все. Никогда никакого начала. Дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, бесконечно и однообразно. Время от времени подбиваешь частичный итог, говоришь себе: вот уже три года я путешествую, три года как я в Бувиле. И конца тоже нет – женщину, друга или город не бросают одним махом. И потом все похоже – будь то Шанхай, Москва или Алжир, через полтора десятка лет все они на одно лицо. Иногда – редко – вникаешь вдруг в свое положение: замечаешь, что тебя заарканила баба, что ты влип в грязную историю. Но это короткий миг. А потом все опять идет по-прежнему, и ты снова складываешь часы и дни. Понедельник, вторник, среда. Апрель, май, июнь. 1924, 1925, 1926. Это называется жить». «Тошнота».

Литература: социальная антиутопия Евгений Замятин «Мы» «Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной».

Литература: социалистический реализм Фредерико Гарсиа Лорка Максим Горький

Музыка и театр Экспрессионизм: И Стравинский, Б. Барток (музыка), В. Мейерхольд, М. Рейнгардт (театр) Музыкальное конструирование: «Шестерка» (Франция, Л. Дюрей, Д. Мийо и др.) Джаз Формирование национальных музыкальных школ (Бостонский и Филадельфийский симфонические оркестры)

Киноискусство 1895 г. – появление кино Немое кино (Макс Линдер, Чарли Чаплин) 1933 г. – первый цветной фильм


Глава 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Идеи всегда оказывали большое влияние на общественное развитие. Еще Аристотель говорил о «состоянии умов», которое могло повлиять на стабильность общества или его изменение.

Во все времена, прежде чем назревшие перемены воплощались в политических действиях, преобразованиях, идеи о необходимости преобразований должны были не только сформироваться, но и овладеть достаточно широкими слоями населения. При этом содержание и форма изложения данных идей неизбежно отражали характер и уровень развития общества в целом, состояние его политической культуры. Например, в средневековой Европе господствовало религиозное сознание. Преобладающее духовное влияние оказывала римско-католическая церковь, ориентировавшаяся на защиту незыблемости существующих порядков. Соответственно, покушения светских феодалов на церковные земли, затем первые выступления зарождавшейся буржуазии против ограничивающих ее права сословных перегородок сопровождались распространением ересей, альтернативных вероучений. Не ставя под сомнение основные положения христианства, те, кого считали еретиками, отрицали право римско-католической церкви выступать посредником между человеком и Богом. Так получили распространение кальвинизм, лютеранство, англиканство и иные формы протестантизма, который стал религиозной основой идеологии первых буржуазных революций Европы в Голландии и Великобритании.

В сфере духовной жизни эпоха Просвещения была связана с разрушением религиозно-мистических представлений, отводивших человеку роль инструмента в руках высших сил, ориентировавших на покорность судьбе. Рациональное объяснение мира было проникнуто верой в человека, в его способность к самореализации, к активному влиянию на условия его жизни.

В XIX веке, с его достижениями в области естественных наук и техники, новые идеи, претендовавшие как на обоснование необходимости изменений в обществе, так и на оправдание проводившейся политики, стали обосновываться научными (или наукообразными) аргументами. Объективно роль науки еще больше возросла в XX веке, когда актуальной стала проблема упорядочения процессов социально-экономического развития. В то же время возросло значение духовной культуры как инструмента отражения новых, противоречивых реальностей мира, осмысления новых тенденций в социальном и политическом поведении людей.

Начало XX века было связано со значительным ростом многообразия течений и направлений в литературе, изобразительном, театральном искусстве. В среде творческой элиты усиливались настроения пессимизма, озабоченности будущим, росло стремление к переосмыслению прошлого философского, историко-культурного наследия.


Эти настроения отразили те реальности, которыми ознаменовалось наступление нового века. Успехи естественных наук разрушили упрощенные, вульгарно-материалистические представления о простоте мира. Развитие индустрии, рост городов с их обезличенными промышленными пейзажами, стандартизация образа жизни, быта и потребления порождали представление о неестественности, искусственности происходящих перемен. Обострение социальных проблем, к решению которых общество было не готово, массовые движения социального протеста, митинги, манифестации, связанные с возникновением массовых партий и профсоюзов, одновременно и пугали, и восхищали творческую интеллигенцию. Ощущая, что прежний мир, с четкими социальными перегородками, упорядоченностью, уходит в прошлое, она стремилась осознать, понять, что идет ему на смену.

Первая мировая война, вспыхнувшая между нациями, считавшими себя цивилизованными, превратившаяся в многолетнюю бойню, усилила настроения скептицизма в отношении перспектив европейской цивилизации. Многие мыслители (немецкий философ О. Шненглер, 1880-1936) предрекали закат европейской культуры, наступление эры «нового Средневековья» (русский философ Н.А. Бердяев, 1874-1948). Скептицизм в отношении традиционной европейской культуры был порожден также расширением горизонтов знания, благодаря которому европейцы открыли для себя культуру народов Востока (Тибета, Китая, Японии, Индии), африканских народов, афро-американцев, американских индейцев, доко-лумбовой Америки и т.д.

Отрицание возможности неуклонного поступательного развития общества, идея которого была преобладающей в европейской науке в XIX веке, нашло отражение у многих мыслителей, стремящихся постичь логику исторического процесса. Так, английский историк А. Дж. Тойнби (1889-1975) рассматривал мировое развитие как процесс смены локальных цивилизаций, каждая из которых проходит своеобразный жизненный цикл от рождения до надлома, упадка и умирания. Тойнби искал ответ на вопрос - имеет ли современная ему западная цивилизация силы, чтобы разорвать этот цикл, достичь новых горизонтов развития? Как считал отечественный ученый Л.Н. Гумилев, каждый этнос (народ) проходит несколько этапов в своем развитии - от возникновения, взлета энергии (пассионарности) до упадка и исчезновения. При этом главным источником этногенеза (процесса зарождения и развития этносов) Гумилев считал взаимодействие этносов со средой их обитания.

Подобные идеи были попыткой синтезировать миросозерцательные, религиозно-этические воззрения Востока с материалистической, механистической философией Запада. Их авторы не отрицали поступательности происходящих в мире перемен. По мысли Тойнби, каждая сменявшаяся цивилизация опиралась на достижения предшествовавших ей культур, достигала новых, более высоких рубежей развития. В то же время это развитие уже не воспринималось как чисто механическое увеличение объемов производства и потребления.

Большое влияние на образ мышления, мировосприятие интеллектуалов оказало преодоление упрощенных взглядов на самого человека. Это было связано с развитием культурологии, психологии, достижениями социальной мысли.

В духовной жизни, в восприятии мира философской мыслью в первой половине XX века выделились два основных направления: рационалистическо-прагматическое и иррационалистическое.

Иррационализм, в известной мере, опирался на достижения науки, в частности на выводы 3. Фрейда (1856-1939) - австрийского психиатра, эмигрировавшего в Англию. По мнению Фрейда, психика человека имеет сложную структуру, включающую несколько уровней. Помимо осознаваемого, индивидуального человеческого «Я», выделялось «сверх-Я» - усвоенные от родителей культурные, ценностные установки, определяющие поведение человека в обществе, и «Оно» - основа психики, которую составляют инстинкты и влечения. Важнейшим инстинктом Фрейд считал сексуальный. Порождаемая им эротическая энергия (либидо) могла якобы воплощаться (сублимироваться) в различных формах деятельности, в том числе и в творчестве.

Поведение человека, по мнению 3. Фрейда, в значительной мере определяется неосознаваемыми им мотивами. Они могут выражаться на языке культуры, не воспринимаемом в рациональных категориях, будучи формой материализации психической энергии бессознательного. Грань между «нормальным» и «ненормальным» в культуре, по Фрейду, условна. Она определяется не беспристрастными приборами, а людьми, которые исходят из мнений, суждений, предрассудков, меняющихся с течением времени, неодинаковых в разных обществах.

Швейцарский психиатр К. Юнг (1875-1961), развивая идеи Фрейда, считал, что именно в культуре находит выражение отношение человека к смыслу жизни, деятельности, добру и злу, справедливости и несправедливости, нормальности и ненормальности. Будучи порождением подсознательных мотивов человека, культура выступает по отношению к нему одновременно внешним и внутренним фактором. Это определяет возможность конфликта между осознанными стремлениями и внутренними ограничениями на их реализацию, такими как совесть, честь, достоинство.

К. Юнг ввел в оборот науки такое понятие, как «коллективное бессознательное». По мнению Юнга, в основе мышления, воображения личности лежат некие первичные образы - архетипы, одинаковые у всех людей и сформировавшиеся в незапамятные времена, когда человек жил в единстве с природой (образы матери-земли, мудрого старца, демона и т.д.). Архетипы выражали себя в мифологии, религии, магии, искусстве, призванных компенсировать отдаление человека от природы. Чем больше развивалась сфера сознания, особенно в условиях индустриальной европейской цивилизации, тем больше сознание становилось невосприимчивым к архетипам подсознания. Итогом стало распространение не только индивидуальных, но и массовых психозов, к следствиям которых Юнг относил массовые движения, войны, революции. Это, по его мнению, свидетельствовало о вторжении в культурную жизнь людей иррациональных сил, «коллективного бессознательного», проявляющегося в самых грубых и примитивных формах.

Развивая идеи К. Юнга, французский философ К. Леви-Строс утверждал, что хотя человек применяет условные знаки, символы (буквы, цифры) сознательно, в сфере культуры человек создал мир символов, выражающих бессознательные начала разума. А потому духовная культура в очень большой мере условна, построена на символах, иррациональных началах и понятиях.

Всем ли понятна и доступна символика культуры? Согласно мнению многих философов (в частности, Й. Хейзинга, 1872-1945, X. Ортега-и-Гассета, 1889-1955), утилитарный, материалистический подход к жизни, превращающий труд, производство и потребление в идеал и идола, уничтожает дух подлинной культуры. Ее вытесняет суррогат, создаваемый для полуграмотных масс, вступающих в духовную жизнь, в то время как подлинная духовность и культура развиваются и понимаются лишь немногими, элитой.

Основоположником рационалистически-прагматического подхода к культурной жизни принято считать американского философа Д. Дьюи (1859-1952). Его подход к познанию и творчеству, получивший название прагматического, предполагал, что они не более чем инструменты решения жизненных задач, позволяющие рационально организовать свое поведение.

Когда человек добивается жизненного успеха он, по мнению Д. Дьюи, добивается гармонии с окружающим миром, получая от этого эстетическое наслаждение. Искусство в этой системе выступает как особая форма обобщения жизненного опыта, не имеющая самостоятельного познавательного, интеллектуального значения, как форма разрешения личных проблем человека, плохо приспособленного к среде. Культура прошлого, считал Дьюи, имеет лишь музейную ценность, если она не связана с повседневным, текущим опытом человека.

Своеобразными формами прагматизма в XX веке стало отношение к культуре, искусству как к инструментам достижения определенных идейно-политических целей. Подобное отношение сложилось в среде тех деятелей культуры, которые сами непосредственно принимали участие в политической борьбе и деятельности. Так, в Германии в 1931-1933 гг. действовал «Союз революционных художников», во Франции в 1932-1935 гг. - «Ассоциация революционных писателей и художников». В Мексике под влиянием революционных событий 1910-1917 гг. сложился «Революционный синдикат работников техники и искусства». Аналогичные организации существовали и в других странах. Характерной чертой революционного искусства было обращение к конкретным, социальным проблемам общества, стремление быть понятым массами, звать их к действию.

Другим вариантом политического использования искусства была его обращенность к национальной идее, особенно популярная в Германии как в начале века, так и в 1920-1930-е гг. Восхваление славного прошлого, подлинной народности, обычно ассоциируемой с идиллическим изображением крестьянской темы, выступало формой компенсации неудовлетворенного или униженного национального самосознания, готовило духовную почву прихода к власти партий национального реванша.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из книги Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс»:

«С Европой происходит что-то странное и нездоровое. Европейские заповеди утратили силу, а других пока что не видно. Европа, говорят, перестает править, а заменить ее некому. Под Европой прежде всего и главным образом подразумевается триумвират Англии, Франции и Германии. На участке планеты, который они занимают, был выработан тот модуль человеческого существования, в соответствии с которым преобразовывался мир. И если, как сейчас утверждают, эти три народа пришли в упадок и жизненная программа их обесценена, нечего удивляться, что мир распадается <...>

Какое-то время этот распад радует и даже внушает смутную надежду. Подневольным кажется, что с них свалилась тяжесть. Заповеди с того самого дня, когда их запечатлели в камне и бронзе, хранят эту тяжесть. Этимологически «править» - руководить - означает заставлять, загружать человека, не давать его рукам воли. Правление - это неослабное бремя. Подневольные всего мира уже по горло сыты принуждением и понуканием, и для них празднично время, лишенное тягости императива. Но праздник недолог. Без заповедей, диктующих образ жизни, она становится неприкаянной. Лучшие из молодых уже испытывают это нестерпимое внутреннее чувство. Ощутив себя свободными, ничем не связанными, не обремененными, они ощутили пустоту. Неприкаянная, невостребованная жизнь - больший антипод жизни, чем сама смерть <...>

Конец правления Европы не представлялся бы столь серьезным, будь у нее преемник. Но ждать его неоткуда».

Из работы К. Ясперса «Смысл и назначение истории»:

«В настоящее время мы все осознаем, что находимся на рубеже истории, живем в период, который уже сто лет назад сравнивали с закатом античного мира, а затем все глубже стали ощущать его громадное значение не только для Европы и западной культуры, но и для всего мира. Это век техники со всеми ее последствиями, которые, по-видимому, не оставят ничего из всего того, что на протяжении тысячелетий человек обрел в области труда, жизни, мышления, в области символики <...>

Техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в иную сферу, в сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету - в единую фабрику. Тем самым произошел - и происходит по сей день - полный отрыв человека от его почвы. Он становится жителем Земли без родины, теряет преемственность традиций. Дух сводится к способности обучаться и совершать полезные функции.

Эта эпоха преобразований носит прежде всего разрушительный характер. Сегодня мы живем, ощущая невозможность найти нужную нам форму жизни. Мир предлагает нам теперь не много истинного и прочного, на что отдельный человек мог бы опереться в своем самосознании.

Поэтому человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины, не размышляя предаться своему витальному существованию, теряя свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и ограничиваться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя самому себе, стать легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели, пребывать в плену раз и навсегда данных, непроверенных, неподвижных, недиалектических, легко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей.

Тот же, кто таит в себе недовольство, проявляющееся в вечном беспокойстве, постоянно ощущает внутренний разлад. Он вынужден всегда носить маску, менять эти маски в зависимости от ситуации и от людей, с которыми он общается. Он говорит все время «будто бы» и перестает постигать самого себя, так как, нося постоянно маску, он в конце концов сам уже не знает, кто он. Если человек лишен почвы, отзвука своего подлинного бытия, если он не пользуется больше уважением <...> если люди не возвышают мне душу скрытым в их существовании, взывающим ко мне требованием из глубин внутреннего бытия, тогда беспокойство превращается в отчаяние...»

Из книги А. Дж. Тойнби «Цивилизация перед судом истории»:

«Западный мир стал очень обеспокоен собственным будущим, и наше беспокойство есть естественная реакция на угрожающую ситуацию, в которой мы оказались. А ситуация действительно угрожающая. Обзор исторического пейзажа в свете известных нам данных показывает, что к настоящему моменту история повторялась около двадцати раз, воспроизведя общество такого вида, к которому принадлежит наш Западный мир. И что, за вероятным исключением нашего собственного общества, все представители этого вида обществ, называемых цивилизациями, уже мертвы или находятся в стадии умирания. Более того, когда мы детально рассматриваем эти мертвые или умирающие цивилизации, сравнивая их между собой, мы находим указание на повторяющуюся схему процесса их надлома, упадка и распада. Естественно, мы задаем себе вопрос, не должна ли именно эта глава истории неизбежно повториться и в нашем случае».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое место занимает духовная культура в развитии общества? Почему ее значение в XX веке возросло?

2. Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения в духовной жизни, культуре стран мира в первой половине XX века?

3. Какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли? Чем они отличались друг от друга, что нового внесли в представления о человеке и обществе? Какое влияние они оказывали на духовную жизнь общества?

4. Как вы думаете, почему идеи 3. Фрейда имеют довольно широкое распространение в наше время?

5. Почему в первой половине XX века приобрели широкую популярность идеи «заката Европы»? Проиллюстрируйте ваш ответ примерами из приложенных текстов. Как вы считаете, насколько были обоснованы пессимистические оценки будущности европейской цивилизации?

В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки. В 30-е годы на фоне репрессий по отношению к интеллигенции происходит решительный поворот в сторону "социалистической культуры": параллельно с вытеснением старой интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской, лояльной коммунистическому режиму и разделяющей его установки. Под жесткий идеологический контроль было поставлено образование, ведущие отечественные ученые в начале 1930-х гг. подверглись преследованиям в рамках т.н. Академического дела, процесса Промпартии и др., в результате чего удалось осуществить идеологизацию науки и поставить ее на службу партийным интересам. Нестабильность положения человека в обществе, его вовлеченность в социальные структуры заставляли безоговорочно поддерживать официальную политику. Люди, несогласные с партийной линией или представители потенциальной оппозиции объявлялись “вредителями” и “врагами народа” и с конца 1920-х гг. подвергались репрессиям: “врагами народа” первоначально были объявлены представители эксплуататорских классов – дворянства и буржуазии, представители среднего класса – нэпманы и “кулаки” а затем и члены самой коммунистической партии, подозреваемые в нелояльности. В середине 1930-х гг. сформировался классовый подход к искусству, вылившийся в такое направление как “социалистический реализм”, который объявлялся единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Ключевой для официальной культуры стала ориентация на идею “светлого будущего” и коммунистического равенства на фоне формирующегося “культа личности” И.В. Сталина. Тенденция к перевыполнению плановых норм с развитием стахановского движения в 1935–1936 гг. сделала новыми “героями дня” передовиков производства.