Сказки - универсальный и эффективный способ познания мира и воспитания для ребенка. Легкая форма, увлекательный сюжет, специальные формы и устоявшиеся слова - все это помогает взрослым донести до малыша самые важные истины, используя доступный для него язык.
Большую часть от общего количества и особенно популярны среди детей. Знакомясь с различными жителями морей и лесов, дети лучше воспринимают окружающий мир. «Заяц-хвастун» - известная русская народная сказка. В качестве дидактического материала ее используют даже на уроках в школе.
Особенности
Сказки о животных относят к самым древним видам. В них мир, где звери, птицы, рыбы и насекомые могут говорить, представлен как иносказательное отражение человеческого. Животные нередко становятся воплощением наших пороков - трусости, глупости, хвастовства, жадности, лицемерия, плутовства.
Среди других популярных героев народных сказок отдельную группу занимают заяц, лягушка и мышь. В произведениях они выступают как слабые персонажи. Их незащищенность может быть обыграна как с положительной, так и с негативной стороны. К примеру, в сказке «Заяц-хвастун» (или «Заяц Хваста») беззащитное животное выступает как негативный герой, который должен осознать неправильность своего поведения.
В описании действующих лиц проявляется иносказание: манера поведения зверей часто вызывает ассоциации с человеческим образом жизни, заставляет ребенка находить эти связи и учит его критично оценивать те или иные ситуации, делать выводы.
Этот вид народного творчества передает и некоторые особенности речи: устоявшиеся формы слов (жили-были, вот и сказочке конец и т. д.), своеобразность построения (устная форма нередко способствует тому, что сказка полностью состоит из диалогов).
Сюжет
Произведение «Заяц-хвастун» рассказывает о трусливом зайчишке, который в зимнее время года должен был добывать себе пропитание, воруя овес у крестьян. Когда он в очередной раз прибежал на гумно, то нашел там большое количество своих собратьев.
Чтобы выделиться среди них, зайчишка начал громко хвастать: «А у меня, братцы, не усы, а усищи, а у меня не лапки, а лапищи, а у меня не зубки, а зубищи, и я никого на этом белом свете не боюсь - вот какой я молодец!»
Остальные косоглазые, встретив после этого тетушку-ворону, пересказали ей услышанное. Та, в свою очередь, стала рассказывать об этом всем, кого встречала, но никто не хотел верить ей. Тогда ворона решила отыскать хвастуна и понять, не врет ли он.
Встретив зайца, тетушка принялась расспрашивать его и узнала, что косой все выдумал. Ворона взяла с хвастуна слово, что больше он так делать не станет.
Однажды тетушка сидела на заборе, когда на нее напали собаки. Заяц решил спасти ее и показался, чтобы псы заметили его и погнались за ним. Бегал он быстро, так что собакам было не угнаться. А ворона после этого стала звать его не хвастунишкой, а храбрецом.
Образ зайца
Заяц-хвастун в начале сказки предстает как который ставит себя выше других. Его образ несет особую важность, поскольку дети склонны преувеличивать в своих рассказах окружающую их действительность, дабы казаться интереснее, чем их друзья.
Изменение зайца, осознание своей неправоты поможет ребенку понять, что подобное поведение не приведет ни к чему хорошему, а вот помощь товарищам представляет настоящую ценность.
Выводы
Русская народная сказка «Заяц-хвастун» имеет мораль, которая указана в конце произведения. В ней говорится о том, что слова, не подкрепленные поступками, не могут быть доказательством. Только дела способны лучше всего рассказать о человеке. Добрая сказка с легким, но поучительным сюжетом станет лучшим союзником в воспитании ребенка.
Сказка про зайчика для детей, которые часто хвалятся и не слушаются
Наступила снежная зима. Весь лес покрылся сугробами, а деревья надели снежные платья. Зайчики и белочки уже успели сменить свои летние шубки на теплые зимние. Только зайчик Тимошка никак не хотел расставаться со своей серой шубкой, уж очень она ему нравилась.
— Тимошка, все звери оделись в теплые шубки. А нам зайцам белая зимняя шубка еще и помогает прятаться среди снега от волка и лисицы. В серой они тебя легко обнаружат.
— Тимошка, послушайся маму, — говорят ему братья, — зима холодной бывает, ты замерзнешь.
Но Тимошка ни в какую не хотел подчиняться.
— Ха, что мне волк и лиса, — храбрился зайчик. — Я самый быстрый заяц в округе. Пусть сначала догонят!
Тут в окошко кто-то бросил снежок. Это бельчата звали зайчат играть.
— Тимошка, видимо, мне придется не пускать тебя на прогулки, пока ты не послушаешься, — сказала мама-зайчиха, — выходить зимой зайчику в летней шубке в лес не безопасно.
Но Тимошка был настолько непослушным зайчиком, что даже не стал слушать мамины предупреждения, а сразу выскочил за дверь.
— Сынок, только не уходи далеко от дома, — крикнула ему мама вслед.
Но услышал ли ее Тимошка? И послушается ли он маму?
Зайчата и бельчата лепили снеговика. Кто-то даже принес морковку для носа, орешки для глаз. Потом всей гурьбой строили снежный город, играли в снежки и прятки. Весело они проводили время, и день был таким чудесным, солнечным.
Вдруг один бельчонок, который прятался на дереве, увидел, как на опушке леса появилась лиса.
— Берегитесь! Лиса! — крикнул он.
Зверята бросились врассыпную, но лиса уже мчалась в их сторону. Ближе всех и заметнее оказался Тимошка. Зайчонок старался бежать быстрее обычного, но лиса не отставала. Вскоре силы начали покидать Тимошку.
— Какой удачный день, — произнесла лиса, когда зайчонок упал без сил возле дерева. — Сам зайчишка-хвастунишка! Сегодня у меня будет праздничный ужин.
Тимошка весь дрожал от страха. Еще никогда он не видел хищницу так близко. Зайчонок зажмурил глаза и…
— Ах, вы маленькие негодники, — услышал он голос лисы. — Вот доберусь я до вас, погодите у меня!
Это друзья-бельчата бросали с деревьев снежки в лису. Они не оставили своего друга в беде одного. И Тимошка, воспользовавшись моментом, бросился бежать. Возле дома его ждали братья и бельчата.
— Тимошка, ты в порядке? — беспокоились они.
— Да, все хорошо, — ответил зайчонок с грустью. — Спасибо вам друзья. Без вас бы я пропал, — и поспешил домой, чтобы никто не видел его слез.
А дома он бросился в объятия мамы и горько заплакал. Мама погладила зайчонка по голове:
— Тимошка, мой любимый сыночек!
Ему не нужно было ничего рассказывать маме, она все поняла бы сама. И мама-зайчиха не стала ругать своего зайчонка, для нее важнее было то, что он жив и здоров.
Иллюстрация: Petra Brown
Подготовила: воспитатель
Левенкова Е.А.
Чебоксары -2013
Актуальность
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Выдающийся ученый педагог Л.С. Выготский писал: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению». Следовательно, оказывает непосредственное влияние на эстетическое развитие.
По рисункам детей можно судить о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, как развивается его память, воображение, мышление.
Развитие творческих изобразительных способностей необходимо каждому ребенку. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитым художником, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим и музыку, и литературу, и живопись является художественный образ. Сказка наиболее близка и понятна ребенку. Именно сказка является одним из источников детского творчества. Воспринимая литературные произведения, понимая их содержание и нравственный смысл, ребенок самостоятельно выбирает средства художественной выразительности.
Цель: Оформить иллюстрации к сказке «Заяц хвастун» с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Развивать творческие способности детей;
- Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для иллюстрирования сказки;
- Учить сочетать разные изобразительные техники рисования с элементами аппликации;
- Развивать чувство цвета и композиции;
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству и изобразительной деятельности;
- Активизировать участие родителей в совместной творческой художественной деятельности детей.
Этапы:
- Подготовительный
- Чтение русской народной сказки «Заяц хвастун» в обработке О. Капицы
- Рассматривание иллюстраций к сказке Е.М. Рачева, Э.М. Юрьева и А. Маркелова
- Практический
- Рисование детьми иллюстраций к сказке
- Заключительный
- Презентация проекта
- Выставка детских рисунков в родительском уголке.
ЗАЯЦ ХВАСТУН
Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Он и начал тут хвастать:
У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи, я никого не боюсь.!
Конспект занятия по развитию речи
Тема: « Рассказывание русской народной сказки Заяц-хвастун »
Подготовила воспитатель:
Калиниченко А.Н.
Цель
Воспитание морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев.
Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, стараться пересказать суть
Задача:
Побуждать детей к активному слушанию сказки
Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.
Учить находить решение поставленной проблемы.
Развивать речевую активность.
Воспитывать доброжелательность.
Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.
Учить детей соотносить эмоциональные проявления с сюжетом сказки, выражать эмоции в мимике.
Делать выводы по содержанию сказки.
Программное содержание:
Организационный момент. Загадка-беседа о лесных жителях, зайце и волке.
Основная часть. Чтение сказки воспитателем и пересказ ее детьми
Итог занятия .
Предварительная работа:
Введение в сказкотерапию
Чтение сказки и пересказ
Беседа с детьми о сюжете
Индивидуальная работа с детьми по сюжету сказки
Словарная работа : хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.
Методы и приемы: введение в сказкотерапию , беседа, активное слушанье, пересказ, анализ сказки.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Вход в сказку:
Ребята, вы любите слушать сказки?
Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»
Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.
Загадки:
«Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?»
Ответы детей
(Заяц)
«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора
».
Правильно!
Основная часть
Итак, слушайте русскую народную сказку « Заяц-хвастун ».
«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
- А как ты хвастал?
- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
- Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»
Обсуждение сюжета сказки . Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.
Загадки, пословицы, поговорки и стихи о зайце
Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.
Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.
Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.
Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).
Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:
Заяц сед: уж навидался он бед.
Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят.
Без собаки зайца не поймать.
Заяц не трус, он себя бережет.
Зайца на барабан не выманишь.
Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.
Пока заяц в кустах, не ставь котёл на огонь.
За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.
По заячьему следу и до медведя доходят.
Заяц трус - и тот охотиться любит.
Зайца на арбе не догонишь.
Зайца ноги носят.
Лучше биться орлом, чем зайцем жить.
Заяц скор, да есть не спор.
И заяц от толпы не удерет.
Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.
Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает.
Почему такая молва пошла о зайцах?
А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?
Кто из героев сказки вам понравился больше?
Кого заяц выручал из беды?
Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?
- (ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!
А вы хотели бы иметь такого друга?
Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?
- Вам понравилась сказка? Хорошо.
Заяц-хваста.
Русская народная сказка для детей от 3 лет.
-
Жил-был в лесу зайчишка. Вот живет он в лесу - всех боится. Упадёт с дерева снег, птица вспорхнёт, сучёк треснет, ветер в деревьях зашумит - а у бедного трусишки душа в пятки. Так сидит он целыми днями в своей норке, и страшно ему из неё выбраться.
  Решил он как-то зимой погулять и встретил других зайцев. Трусишка наш как увидел их, расхрабрился и давай хвастаться:
  - Я самый сильный, самый смелый. Мне нипочём даже самый страшный зверь в лесу! Я никого не боюсь!
  Собрались вокруг зайцы. слушают как зайчишка хвастается, а один заяц посмотрел на него и говорит:
  - Да это же тот самый трусишка, что всю зиму в своей норке просидел!
  Стали зайцы над ним смеяться:
  - Неужели и медведя не боишься?
  А хвастунишка в ответ:
  - Не боюсь!
  - А волка?
  - И волка не боюсь! Ни один зверь мне в лесу не страшен!
  Послушали зайцы, посмеялись, а потом и рассказали про хвастунишку старой мудрой вороне. Пошла она зацчишку разыскивать. А тот ворону увидел - испугался.
  - Так ты и вправду никого не боишься? - спрашивает ворона.
  Стыдно стало зайчишке:
  - Не буду я больше хвастаться.
  - То-то же!
  Сидела как-то старая ворона на заборе, задремала и свалилась. А собаки налетели и давай трепать.
  Увидел это зайчишка и решил ворону из беды вызволить. Выскочил он на горочку, чтобы собаки его увидели. Собаки тут же бросили ворону и кинулись за зайчишкой. А ворона снова на забор взлетела.
  У зайца ноги быстрые. Он ушёл от собак и ворону спас.
  С тех пор никто в лесу не называет его трусишкой.