Пусть земля будет пухом продолжение фразы. Откуда пошло выражение «Пусть земля будет пухом»? Что значит когда живому, здоровому человеку говорят пусть земля тебе будет пухом

Прежде всего нужно сказать, что выражение «пусть земля будет пухом» имеет не атеистические корни, а языческие. Это выражение берет начало из древнего Рима. На латинском языке оно будет звучать так - «Sit tibi terra levis». У древнеримского поэта Марка Валерия Марциала есть такие стихи: «Sit tibi terra levis, molliquetegaris harena, Ne tua non possint eruere ossa canes». (Пусть земля тебе будет пухом, И мягко покрывает песок, чтобы собаки могли вырыть твои кости) Некоторые филологи полагают, что это выражение являлось надгробным проклятием в адрес умершего. Однако оснований так утверждать у нас нет, потому что это выражение использовалось ещё до Марциала. На древнеримских надгробиях часто можно увидеть такие буквы - S·T·T·L - это эпитафия от – «Sit tibi terra levis» (пусть земля будет пухом). Существовали варианты: T·L·S – «Terra levis sit» (Да будет земля пухом) или S·E·T·L - «Sit ei terra levis» (Пусть сему земля будет пухом). В настоящее время похожую эпитафию можно встретить в англоязычных странах, там надгробные плиты часто имеют надпись - R.I.P. (Rest In Peace) - покойся с миром.

Они все равно будут наслаждаться вашей смертью много раз. Вы будете ходить в Царстве Небесном, когда прославится Сын Божий, исполненный хвалы, как он, брат наш, в котором мы имеем образ жизни, смерть и воскресение. Ибо справедливость вечна. Если вы не сказали ей, если вы всегда служили ей.

Вы не увидите звезду Вифлеема, если вы ее не ищете. Вы не услышите ангельского пения, если не послушаете его. И кому нужно искать утешений больше, чем нам: страшные болезни, которые рыскают по стене, смерть, которая циркулирует вокруг нас, несчастья, которые переворачивают жизнь с такой стабилизированной трудностью, старость, в которой все мы тонули.

То есть выражение «пусть земля будет пухом» намного старше чем атеизм и несет в себе именно религиозные оттенки, а не атеистические. Можно ли употреблять это выражение христианину? Безусловно нет, потому что христианство в корне отличается от языческих представлений о загробной участи души. Мы не верим в то, что душа находится в земле вместе с разлагающимся телом. Мы верим, что, умерев душа человека идет к Богу на частный суд, который решает где она будет ожидать всеобщего воскресения в преддверии Рая или в преддверии ада. Язычники же имели совсем другое представление. Они желали, чтобы «земля была пухом» имея ввиду, чтобы она не давила на кости человека и не причиняла умершему дискомфорта. Кстати отсюда языческие опасения «потревожить умерших» и мифы о восставших скелетах и т.п. То есть это все указывает на языческую веру в том, что душа может пребывать рядом со своим телом или даже в самом теле. Оттого и такие пожелания.

И кому мы должны следить за спасением, а не с нами: больше осознаем нашу неловкость, слабость, слабость, гнев и, наконец, глупость. Мы все более подавлены, подавлены, грустные. Вы не найдете звезду спасения, если не найдете ее. Вы не услышите слов истины, если вы не хотите их.

Над нами страх распространился в черной тени. Бойтесь, что они ограбят, возьмут, обманут. Страх, что болезнь наступит, эта смерть наступит. И перед нами, испугавшись нас, Иисус стоит, как и апостолы, собравшиеся в Верхней Комнате, которые закрылись из страха перед Иудеями и сказали: Мир вам. Ибо ты в руках своего Отца, который заботится о полевой траве и воробьях на крыше. Вы гораздо важнее, чем они.

Я тоже часто слышу, как люди употребляют выражение «пусть земля будет пухом», но не разу не видел человека, который вкладывал бы в это выражение именно древнеязыческое наполнение. В основном у людей необученных вере, выражение «пусть земля будет пухом» - употребляется, как синоним словам «Царство Небесное». Часто вообще можно услышать эти выражения в связке. Тут нужно иметь рассуждение и чувство духовного такта. Если вы услышали, что убитый горем человек говорит на поминках «пусть земля будет пухом», то, наверное, это будет не самым лучшим моментом, чтобы вразумлять его или вести дискуссии. Выждите время и когда представится удобный случай очень аккуратно расскажите человеку, что православные христиане не употребляют такого выражения. PS. На фото фрагмент древнеримской надгробной плиты, где есть надпись «Sit tibi terra levis».

У нас есть дни, когда трудно молиться. Мы боремся во время молитвы, церковь отталкивает нас, мы не можем сосредоточиться на Иисусе в Святом Причастии. Массы кажутся сложной церемонией. Затем они заполняют сомнения в отношении религиозных истин, которые были для нас самыми простыми. Возникают вопросы о Божьей доброте и справедливости на земле. Бог настолько далек, что почти перестает существовать.

Не думайте, что это случилось с вами в первую очередь; это испытание, которое затрагивает каждого человека, который даже коснулся Христа. Все боятся не только вас. Даже самые мудрые, даже самые уверенные, даже самые красивые, знают свои недостатки. Все боятся быть скомпрометированными, а не только вы.

Библиотека “Халкидон”

___________________

Священник Алексий Плужников: "Пусть земля им будет пухом?"

Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.

Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.

И перед каждым, не только перед вами, есть способ нарушить вашу собственную глупость, застенчивость и трусость. Даже если вы думаете, что никогда не сможете этого понять, вы никогда не узнаете об этом. Вы не должны верить, что вы неразумны, и только случайно все это не знают; что вы имеете в виду, и только некоторым удалось убедить; что вы уродливы, и только с различными методами лечения вам удается скрыть это; что вы беспомощны, и только случайно вы упорствуете на поверхности жизни; что ты слишком стар, потому что у тебя есть до пятнадцати или восьмидесяти лет.

С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.

Не говорите себе об этом и не уступайте неудачам, которые случаются с вами. Не отвратитесь от себя, не бойтесь себя. Это не смирение, это отсутствие личного достоинства. Есть так много печальных, подавленных людей, которые выделяются из окружающей среды, враждебны, извращены, с комплексами. Те, кто боялись, боятся, для которых люди не были добрыми, для которых люди не добры.

Вы несете ответственность за неприятные, уродливые, мрачные, закрытые. Не останавливайтесь на своем провале. Потому что тогда вы легко вспомните, что у вас было печальное детство и неинтересная молодость. Вы найдете множество страданий без труда в своей жизни. Ты боишься, что ты такой несчастный, такой бедный. Каждый последующий отказ будет углублять это состояние. Вы можете спасти себя, только если сможете уйти от себя и увидеть даже одного человека. Тогда вы обнаружите, что он также страдает. Тогда вы увидите, что все люди страдают не только вами.

Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор. 3, 16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.

Чтобы вы были полным человеком, вы должны научиться терять, терпеть поражение, принимать болезни. Вы должны признать, что вы ошибаетесь, слабы, ограничены. Без отчаянных убеждений, что вы не можете жить, что вы не хороши ни для чего, что вам не нужно.

Вы просто должны признать, что вы человек. Неопределенность, страх, трепет за вашу судьбу, отчаяние - это наш каждодневный соблазн. Дух Христа - это мир, доверие, оптимизм и погода; Он заставляет нас жить в полной мере. Потому что только тогда это бесплатно, когда вы можете рисковать, и когда потеря не касается самых важных вещей.

Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

Похоронен, нежелателен, забыт или ожидается - в радости или печали. Он придет, чтобы вы могли прикоснуться к нему, полагайте, что вы не нес крест ни для чего, вы страдаете ранами, вы идете в одиночестве. Это не зря. Не говори никогда, что уже слишком поздно. Никогда не поздно; независимо от того, насколько велика возможность, которую вы могли бы растрачивать, какую великую ошибку вы бы сделали, насколько вы трагичны, сколько вам лет.

Всегда может быть слишком поздно; даже если вы были на первом месте, даже если у вас была отличная стартовая позиция, даже если бы у вас были все возможности для вас, даже если вы были еще очень молоды. Все зависит от вас: от вашего доверия - к себе, людям, миру, к Богу.

Вне Церкви отношение к смерти совершенно иное. Смерть человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т.е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них – это труп, мертвец. Представления о душе – самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.

Затем, когда идет дождь бесконечно и изо дня в день поднимается слезы, тонет в воде и грязи - вы должны верить, что, наконец, однажды дождь прекратится. Затем, когда погода плохая, она ветреная, мрачная, хотя с утра до вечера вы видите мир в одних и тех же каменных цветах, и хотя ваши глаза встречают один и тот же серый потолок облаков - вы должны верить, что когда-нибудь появится солнце.

Затем, когда все туманно, и вы можете видеть только несколько шагов - вы должны верить, что он со временем встанет или упадет, и вы увидите длинную перспективу. Затем, когда вы находитесь в темноте, когда минуты безнадежны, и вам кажется, что ночь никогда не кончится - вы должны поверить, что этот день поднимется.

А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей – это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.

И так будет, и вы будете ждать, и снова вы будете ходить по солнцу, теплу и цветам; мир откроется во всем своем великолепии - если вы верите. Во время погоды мы ворона вокруг Иисуса, мы смотрим на Него, касаемся Его, проверяем Его присутствие, видим Его, слушаем Его учения, стараемся их точность. Но это прежде всего для того, чтобы, когда нам придет трудное время: время неудачи, отставка, одиночество, старость, отчаяние - чтобы узнать путь к Нему, прийти к Нему для объяснения, объяснения смысла нашей жизни, давайте устать, подавить отчаянные и умирающие, они нашли в нем тишину, мир, жизнь и спасение.

Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы. В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского – лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).

Если бы не Евхаристия, христианство не было бы, или, по крайней мере, оно не было бы в том виде, в каком оно есть. С самого начала, с первых дней, верующие во Христе собрались вокруг Евхаристического стола. За этим столом они узнавали любовь, поддерживали друг друга, умирали за других. Это всегда было так и по сей день.

Самое главное в это трудное время - отчаяние, уныние, отставка, расстройство, печаль, закрытие в четырех стенах вашего несчастья. Что нам нужно в это трудное время - погода, улыбка, сердечность, взаимная доброжелательность, взаимная помощь, общение с маленькими подарками или сердечные услуги.

Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…

«Бабушкины» и «батюшкины» советы

То, что нам нужно для этого трудного времени, - это надежда, неограниченное доверие к Богу, что он у нас в руках и что он не уйдет. Если польза «как-то будет» вытекает из этой надежды, то скажем «как-то это будет». Если польский «будет лучше» от этой надежды, то скажем, «это будет лучше».

Сначала вы стояли под горой Синай и слушали громы и молнии, которые Бог говорил вам о любви к нему. Необходимо, чтобы сегодня вы идете на вершину благословений и слушаете то, что Иисус говорит о Боге: что он любит вас. Тем более, что некоторые несчастья все еще падают на вас. На работе проблемы с людьми и неопределенность. В мире напряженности, беспорядков, войны. Сложная экономическая и политическая ситуация в стране. Вы просыпаетесь ночью, подхваченные страшными снами. Плохие люди сшивают обувь с вашей спины.

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…

Слухи, клевета забьют вас. Вы чувствуете себя все более и более угрожаемым. Вам кажется, что волна зла растет, что все меньше и меньше дружбы, тепла, тепла, жадности, интереса, жадности, зависти, ревности становятся все более оскорбленными. Поэтому вам нужно больше идти на благо и слушать Иисуса, который учит вас, что вы все еще в руках Отца. Как два воробья, которые не упадут с крыши без Его воли. Как полевая трава, которую она хлопает, хотя она сегодня, а завтра ее бросят в духовку.

Хотя вы не чувствуете его присутствие на ежедневной основе, потому что настоящая любовь не навязывает себя. Но иногда вы вдруг откроете глаза. Чтобы вы каким-то образом наткнулись на Его любовь, чтобы Он явился вам, как Моисей в кустарнике и посмотрел, насколько вы в Его руках.

Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» – все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».

Правда, есть и положительный момент в этом золотом правиле. Некоторые завешивают и телевизор и не смотрят его 40 дней! Похвальное рвение, нужно посоветовать только ещё годок не снимать занавесочку с телеящика - так, на всякий случай. Кто её, эту душу, знает, вдруг шляется поблизости – может, ведь и испугаться новостей от НТВ…

Но у каждого тоже есть свое счастье. И даже если бы крест был великим даже для самого неба, а счастье было таким же маленьким, как песчинка, тогда вам нужно позаботиться об этом. Сначала найдите их, найдите их, найдите их. Что птицы не будут клевать его, чтобы солнце не сжег его, чтобы тернии не утопили его. Потому что счастье - это та же задача, что и крест. И они могут быть потрачены впустую так же, как и страдания. Особенно, когда крест велик и счастье крошечное.

Одиночество трех мудрецов: когда они покинули семейный дом, когда звезда исчезла, когда они допросили Ирода, когда они стояли перед Ребенком во всей его нищете, когда они вернулись на родину по-другому. Одиночество человека всех времен, увидевшего звезду Иисуса и отправившегося в путь.

Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, обязательно ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).

Верная дружба, встречающаяся с вашим горизонтом, как утренняя звезда, ослепительная фраза, брошенная на вашем пути, слово, которое застрянет в вас, как шип или цветение розы, стихотворение, написанное как музыка для вас, песня, которая может вас успокоить, книгу, которая нравится Евангелие по-прежнему будет необходимо для вас, неожиданный телефонный звонок, который восстанавливает веру в людей - все это особые проявления Бога.

Есть злое преображение: люди угрюмы, они становятся грустными, подавленными, скучающими, обескураженными, обезумевшими, угрюмыми, высокомерными, дерзкими, жестокими. Есть хорошие трансформации: женщины прекрасны, пожилые люди улыбаются, старухи выпрямляются, люди начинают думать, они становятся храбрыми.

Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…

Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

Важным моментом считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!

Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть – отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.

Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, проваливай… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)

Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из священников борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». Священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые (особенно «советские») попы ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.

Рассказ одного архиерея: «На днях получил донос: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: «Эх, понеслась душа в рай!». После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался – и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…

Одним из порочных советов, исходящих от попов, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить». Конечно, понятно желание попа заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом создаётся языческое учение о том, что покойник – это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших – это, почему-то, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.

Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп - таков приход.

Откуда есть пошла… погребальная земля?

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».

Думаете – нельзя? Ещё как можно! В некоторых храмах она уже кучками лежит запасённая, ждёт своих упокойничков. Главное, денежки уплати, и тебе тут же молча выдадут «предание земле». И можешь идти с чувством выполненного долга…

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

Откуда пошёл этот «земельный» обряд? В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

«Над гробом возглашается «Вечная память». Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с.32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т.п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

Где отпевать?

В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.

Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, возникают многие сложности с отпеванием.

Умирает человек. У родственников возникает проблема выбора: как и где отпевать? Есть варианты: заочно (за земелькой сходить) – самый простой и распространённый вариант; позвать батюшку на дом – накладно, но солидно; повезти в храм – почти нереальный вариант, особенно благодаря грабительской политике погребальных контор, которые дерут огромные деньги за каждую минуту простоя.

В Церкви сейчас наблюдается попытка возрождения старых традиций отпевания только в храмах, даже жёстче: только в кладбищенских храмах. Традиция эта сама по себе, разумеется, законная. Вот только мёртвая. Такая традиция будет реально жить только в православном государстве, где подавляющее большинство граждан осознают эту традицию как свою. Мы же, получается, навязываем нашу традицию неверующим людям. Бабушка умершая – она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников – побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» попа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа. В лучшем случае, они всё же завезут старушку в кладбищенский храм, где старушки эти давно поставлены «на поток». (Отцы кладбищенские, не обижайтесь, не про всех говорю!).

Знаете, сколько длится нормальное отпевание, по полному чину? Около двух часов. Обычно же служат сокращённо – около получаса. А вы когда-нибудь видели отпевание за двенадцать минут? Я видел. Я видел, как оскорбили глубоко верующего усопшего человека (умершего через несколько часов после очередного причастия), когда поп (как его ещё иначе назовёшь?!), что-то бормоча себе под нос и буквально бегом обмахал кадилом всё, что ему казалось нужным обмахать. Это называлось отпевание «по-кладбищенски». Вот в чём главная беда отпеваний в кладбищенских храмах: полное равнодушие священника (не всех, конечно!) к очередному (двадцатому за сегодня) покойнику. Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви.

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

Заключение

Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:

Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

А на мой вопрос: откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия из наших храмов. Конечно, нечасто виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию. Но, а где же в это время священник, почему его нет в храме? Почему вместо дремучих язычниц в храме не дежурят молодые знающие ребята, которые в отсутствие священника могут в чёткой и доступной форме объяснить приходящим элементарные понятия православной жизни?

И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде – на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».

2008 г.