Ночь на ивана купала - поверья, обряды и традиции. Языческие традиции Православного народа. Ночь перед Иваном Купалой.

Христиане готовятся отметить Рождество одного из самых почитаемых предшественников Иисуса Христа - пророка Иоанна Крестителя , или, как его еще называют Иоанна Предтечи . В народно-христианской славянской традиции Иоанна Крестителя называют Иван Купала . С днем Ивана Купалы связано много обрядов, поверий и гаданий.

Когда отмечается Рождество Иоанна Крестителя

Русская православная церковь отмечает Рождество Иоанна Крестителя 24 июня, то есть по принятому в настоящее время летоисчислению этот день приходится на 7 июля . Соответственно, знаменитая ночь накануне Ивана Купалы - это ночь с 6 на 7 июля .

Церковное празднование Рождества Иоанна Предтечи

В православии Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников и празднуется ровно за шесть месяцев до Рождества Христова . Этот праздник всегда приходится на .

Рождество Иоанна Предтечи - один из трех православных праздников, когда празднуется рождение прославляемого лица (Рождество Христово, Рождество пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи), что подчеркивает важность этого пророка для христианской церкви.

Как Иоанн Креститель превратился в Ивана Купалу

День Ивана Купалы (Иванов день) - это народный праздник восточных славян, посвященный летнему солнцестоянию, наивысшему расцвету природы, летнему покосу. В связи с древней «путаницей» календарей он отмечается не 24 июня, что было бы логично, а 7 июля, вместе с праздником Рождества Иоанна Предтечи. Название Купала произошло от того, что одно из имен пророка Иоанна - «Креститель» переводится с греческого как «купатель, погружатель». Термин «Креститель» был связан с ритуальном омовением, очищением, которое, как правило, проводилось в открытых водоемах. Поэтому вода, купание так важны для этого праздника.


В народной традиции Купальская ночь , то есть ночь накануне Ивана Купалы с 6 на 7 июля, даже важнее, чем сам праздник.

Купальские обряды

Народные действа, совершаемые в ночь накануне Ивана Купалы, составляют сложный обрядовый комплекс, включающий в себя сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, прыжки через костер, купания, гадания, ночные бесчинства и т.д.

В этот день в сельской местности было принято опоясываться перевязями из цветов, надевать на голову венки из трав, водить хороводы, петь специальные обрядовые песни, разводить костры, через которые прыгали, купаться нагишом и творить другие не поощряемые церковью действа. Церковь еще со времен Трулльского собора (692 год) считала народные обряды в канун Рождества Иоанна Крестителя пережитками язычества и бесовщиной, однако в народе эти традиции сильны до сих пор.

Поверья в ночь накануне Ивана Купалы

Ночь на Ивана Купалу наполнена обрядами, связанными с водой, огнем и травами. Основная часть купальских обрядов проводится ночью. По народной традиции считалось обязательным накануне праздника еще до захода солнца искупаться, желательно в открытом водоеме.

Ближе к закату на возвышенностях или у рек разжигались костры. Первый огонь старались добыть древним способом - трением дерева о дерево, такой огонь считался «живым».


В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» (порой, на одну ночь), которые совершали различные брачные обряды: прыгали через костер, взявшись за руки, менялись венками, вместе искали таинственный цветок папоротника, вместе купались в водоемах или в утренней росе.

У восточных славян считалось, что до Иванова дня женщинам нельзя есть никаких ягод, иначе у них будут умирать дети. Также считалось, что в ночь на Ивана Купалу появляются «ивановские червячки» - светлячки.

Обряды, связанные с водой

Обязательным обычаем Иванова дня и купальской ночи было массовое купание. Считалось, что с этого дня из водоемов уходит вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня (2 августа) можно купаться без опасений. Также считалось, что вода в купальскую ночь имеет магические и лечебные свойства. Если открытые водоемы были непригодны для купания или считалось, что там небезопасно из-за русалок, люди купались в «святых источниках» и оттуда же набирали «волшебную» купальскую воду.

По народным поверьям считалось, что в этот день вода может «дружить» с огнем. Символом этой «дружбы» были костры, которые зажигались в ночь на Ивана Купалу по берегам рек. Также в купальскую ночь девушки гадали при помощи венков, опущенных в реку.

Гадания в купальскую ночь

Перед купальской ночью нужно сплести венок из полевых и лесных трав. Вечером, перед самым заходом солнца, надо загадать желание, опустить венок на воду и наблюдать за ним:

  • если венок поплыл далеко - желание сбудется;
  • если венок быстро прибился обратно - желание не сбудется;
  • если венок пристал к противоположному берегу - значит, судьба на той стороне;
  • если венок уплыл на середину водоема - значит, год будет без особых проблем;
  • если венок сразу утонул - значит, или суженый замуж не возьмет, или обманет или изменит;
  • если венок в воде расплетался - значит, в этом году замужество не светит;
  • если венок уплыл далеко - к скорой свадьбе.

Купальские гадания можно проводить и другими способами: по цветам (самое знаменитое - по ромашке); по кругам на воде (бросить камушек и считать - если четное количество кругов - желание сбудется, нечетное - нет); по купальскому костру (бросать венки в костер - чей первый догорит, та первой и замуж выйдет), и т.д.

Купальский костер

Главный атрибут купальской ночи - очищающие костры из огромного количества хвороста, который укладывался в виде высокой пирамиды, а в центре ставился шест, на который насаживалось просмоленное колесо. Костры разжигали поздним вечером «живым огнем» и жгли до утра.

К огню должны были выйти все женщины села, тех, кто не вышел, считали ведьмами. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто выше и лучше прыгнет - тому и счастье. Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой, «нечистой» и наказывали: обливали водой и хлестали крапивой. Девушки и парни прыгали через костер попарно: если руки во время прыжка не расцепились - значит, паре быть вместе.

Купальский венок

Купальский венок был обязательным атрибутом действа, его изготавливали заранее из диких трав и цветов. Во время праздника парни и девушки менялись венками, с ними проводили и другие обряды, а в конце купальской ночи их чаще всего уничтожали или выбрасывали подальше: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, уносили на кладбище и т.д.


Ритуальные бесчинства

В купальскую ночь, как и во время зимних святок, у восточных славян было принято устраивать ритуальные бесчинства: молодые люди шумели и пугали сельчан, воровали дрова, забрасывали телеги на крыши, замазывали окна и т.д.

Иванов день в художественной литературе

Самое известное произведение об этом народном празднике - повесть «Вечер накануне Ивана Купала» Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». С Ивановым днем связаны и многие произведения Сергея Есенина , в том числе стихотворение «Матушка в купальницу по лесу ходила».

Зачем в канун летнего Солнцеворота ищут волшебный цветок папоротника и как можно вернуть себе красоту в течение одной ночи. Как древние славяне снимали венец безбрачия при помощи оргий.

Ночь Ивана Купала — один из главных праздников в календаре славянских народов, совпадающий с православным Рождеством Иоанна Крестителя, отмечается 7 июля по «новому календарю». Некоторые общины устраивают его в день летнего солнцестояния по старому стилю — с 20 по 26 июня.


Традиции и обряды

В канун торжества язычники проводят сложный обрядовый комплекс, именуемый «Ночь Ивана Купала». В него входят следующие друг за другом церемонии: сбор цветов и трав, плетение из них венков, украшение различных построек живой зеленью, разжигание костров, уничтожение чучел, прыгание через костер, обливание водой, гадания, игра в выслеживание ведьмы и свободные сексуальные отношения участников.

По поверью в этот отрезок времени происходят всякие чудеса, а главными магическими символами являются травы, вода и огонь. На время Купалы они наделяются особыми магическими свойствами — могут очищать души от грехов и омолаживать его тело. Для этого устраивались массовые купания и тем самым открывался купальный сезон, который был закрыт до ночи Ивана Купалы. Считалось, что до наступления этой даты в водной стихии обитает всевозможная нечисть и в день праздника она выгоняется на берег из рек и озер, а вода обретает чудодейственные свойства. Поэтому после омовения в ней было не принято обтираться тканью. Купальской росой женщины обтирали лицо, чтобы надолго сохранить свежесть кожи и красоту.

Ритуальные костры служили для проведения лечебной церемонии с применением гипноза. Когда в костре сжигали одежду больных, то многие, поверив в реальность чуда, на самом деле исцелялись. С той же целью — избавиться от негатива — участники прыгали через костер, чтобы при помощи огненного обряда избавиться от любых хворей.


Сбор лечебных трав

В ночь Ивана Купала знахари да и просто все желающие собирали травы, использующиеся в качестве оберегов и медицинских средств. Знаменитая плакун-трава (или дербенник) могла снимать похмельный синдром, изгонять нечистую силу и помогать при пищевых отравлениях. Загадочная одолень-трава на самом деле является всем известным растением и называется кувшинки. Считалось, что обладатель ее корня будет удачлив в судебных тяжбах и в торговле. Надо было только запастись чудесной травой и, собираясь в дорогу, произнести соответствующие заклятие и хранить ее у самого сердце на протяжении всего путешествия. Кроме того, корень врачевал зубную боль. Разрыв-траву (бальзамин или «Ванька мокрый») уважали воры за способность открывать любые замки и двери, а девясил собирали для привлечения любви. Знаменитый цветок папоротника мог открыть несметные сокровища, но тщательно охранялся бесами. Легенду о нем изложил Николай Васильевич Гоголь в своей балладе «Ночь накануне Ивана Купала».


Заговоры на деньги и снятие порчи на одиночество

Денежные заговоры , произведенные в ночь Ивана Купала, считаются особенно действенными. Якобы можно обеспечить себя финансами на год вперед при помощи следующего ритуала. Нужно взять три горсти мелких монет, три горсти земли и ровно в полночь высыпать все ингредиенты в таз, разбавив водой до состояния густой грязи. Затем, вымешивая землю, произнести: «Иванскою ночкой не сплю, не почиваю, золоты ключи беру, землю отмыкаю, росу отпускаю, злато прибавляю». Потом руки надо вымыть, а таз выставить в окно в восточной стороне дома и оставить на сутки. После того, как его содержимое высохнет, ночью отнести на перекресток и вытряхнуть на землю. Таким образом, вплоть до следующего года повезет с деньгами.

Историческая справка.

Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия Христианства в Киевской Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвящённого древнему языческому богу Купале.

Купаться в Иванов день — обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник — сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. В этот праздник, по народным поверьям, вода может "дружить" с огнем, и их союз считается природной силой.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Приметы и обычаи

В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицыной травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признаётся целительным средством против разных недугов. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!» Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.

О том, как отмечают языческий праздник в Православных России, Белоруссии и Украине любезно рассказал в своем фотоотчете самый известный ру_фотоблогер некто drugoi.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу.

Древний языческий праздник Купало – это великий день очищения водой и огнем происходящий в летнее солнцестояние. Слово «купало» означает горячее, ярое, кипящее существо, под которым подразумевается солнце. Этот день языческого божества совпал с христианским праздником – Рождество Иоанна Крестителя – Святого Иоанна Предтечи. Это совпадение и слияние праздников привело к изменению в названии праздника – Иван Купала.



Николай Сперанский. Купальский хоровод 1992 г.

С образом божества связана любовная легенда.

Разлученный в детстве со своей родной сестрой, Купало, не зная о том, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней. А закончилось это трагически: брат и сестра покончили с собой, утопившись. Отсюда и эротичный характер праздника. Считалось, что, пройдя через все это, человек очищается. Для приведения себя в нужное состояние славяне-язычники пили особые отвары трав. В этот день, день жатвы, зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале приносили своеобразную жертву: купание.



Семен Кожин. Гадание на венках.

Есть мнение, что на Ивана Купалу свой праздник справляют ведьмы. Он заключается в усиленном причинении зла людям. Считалось, что у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, обрызгав себя ею на Ивана Купалу, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумается. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.


Купальская ночь: обычаи

От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный,
но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купалы.Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.


Считается, что в зачарованную Купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой и животные. А травы этой ночью наполняются особой чудодейственной силой.


Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывали предания о кладах. Папоротник в эту ночь раскрывается сильным, огненно-красным (издали малиновым), слегка мерцающим цветом и дает возможность нашедшему его угадывать будущее. Только с цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.



В. Корольков.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.


Одинокие девушки, несчастные в любви, дабы приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу должны трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженными. Считается, что пока голая красавица бегает кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.



Всеволод Иванов. Ночь накануне праздника Купалы.

В этот день бросают в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть. Существует также обычай париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.



Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу.

Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло...»; «Солнце сходить грае...».



И. И. Соколов. Ночь на Ивана Купалу. 1856.

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.



Всеволод Иванов. Сенич. Июнь.

А в других странах...

Праздник Ивана Купалы присущ многим славянским народам. В Польше он известен как Соботки, на Украине - Купало или Купайло, в Литве - как Ладо. Одни народы справляют так называемый праздник Росы, другие наряжают вербу и водят вокруг нее хороводы, третьи забираются на высокую гору и устраивают там грандиозный ведьминский слет.

В Литве Иванов День считается праздником летнего солнцестояния и приходится на 24 июня. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и уходят в лес в поисках цветка папоротника.



Вера Донская- Хилько. Ночь Ивана Купалы. 2005 г.

Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река (Млечный путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая Река мельчает, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды.

Конец июня для испанцев - это время борьбы с ведьмами. Ночь священных костров, волшебства и предзнаменований наступает в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигаются костры, хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой шампанское "кава".



Педер Северин Крёйер. Костёр Святого Иоанна на пляже Скагена.1903.

Незабываемое празднование проходит в горной деревушке Исиль. В ночь Сан-Хуана туда съезжается чуть ли не половина Испании и Франции (в остальное время в деревне Исиль проживает 30 человек). Мужчины разводят на большой горе костер, пляшут вокруг него, а затем спускаются вниз, где веселятся до самого утра: пьют, поют песни, танцуют и играют.


Еще один экзотический персонаж этой загадочной ночи - русалки. Считается, что они обладают неземной красотой. Существует поверье, что в Купальскую ночь русалки обладают особой силой и могут утащить на дно реки кого угодно. Поэтому самые красивые девушки, чтобы задобрить речных дев, плетут из полевых цветов венки и пускают их по воде. По преданию, русалки, приняв человеческий облик, выходят на берег полюбоваться издали купальными огнями и, встретив в лесу мужчину, могут заворожить его. Чары перестают действовать, когда проходит Иванов день.



Игорь Вильчевский. Праздник Ивана Купала.

Кстати, водятся русалки и в зарубежных водоемах, однако зовут их несколько иначе. В Греции это сирены, в Сербии – вилы (крылатые красавицы, способные убивать взглядом), в Германии – ундины, в Ирландии – мерроу, порой выходящие на берег в образе маленьких лошадок.

Иван Купала: приметы

Рецепт красоты.
Нужна чистая скатерть, с которой надо рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают ее в приготовленную емкость, росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

Проверка суженого.
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

Защита от нападения.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на порог и на подоконники крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.

Защита от взлома.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают в доме хозяева.



К. Лебедев.


N. Bukanova.


Гуренков Олег.