Литература как главный вид искусства. Символизм в искусстве

Которое появилось в середине позапрошлого века во Франции. Этот довольно быстро завоевал самую широкую популярность и продолжил активное развитие вплоть до двадцатого века.

Символизм - это один из важнейших элементов мирового искусства. Хотя он появился только в девятнадцатом веке, его элементы можно вполне заметить еще с древнейших времен. Например, символикой христианства пропитана готическая средневековая живопись и фрески. В мистических, призрачных картинах, которые писали художники в эпоху романтизма, можно увидеть многочисленные элементы символизма.

Однако наибольшее развитие это направление в искусстве получило уже в девятнадцатом веке как противовес реализму и импрессионизму. В данном направлении открыто выражалось негативное отношение к развивающейся буржуазии. Символизм - это выражение тоски по духовной свободе, тонкое предчувствие исторических и социальных перемен во всем мире и человечестве.

Сам термин «символизм» был впервые опубликован в «Le Figaro» - довольно популярном печатном периодическом издании - в 1886 году, восемнадцатого сентября. Основные идеи этого течения были описаны в литературе знаменитым Шарлем Бодлером. Он полагал, что только символы могут полноценно выразить тонкое душевное состояние поэта либо художника.

Философские и эстетические основы символизма начали развиваться фактически одновременно сразу во многих западноевропейских странах. Основные представители символизма - это С. Малларме, П. Верден, А. Рембо, П. Валери во Франции; М. Метерлинк, Э. Верхарн в Бельгии; Г. Гаупман в Германии; Р. Рильке в Австрии; Оскар Уайльд в Великобритании; Г. Ибсен и К. Гамсун в Норвегии. Можно даже сказать, что символизм конца девятнадцатого и начала двадцатого века полностью зависим от литературы.

Символизм - это в какой то мере отголосок романтизма. Эстетика обоих этих течений очень сходна и связана. Символ - это объект прозрения, порожденный поэтом. Он выражал тайный смысл вещей, раскрывал секреты бытия, рисовал потусторонний, мистический, эзотерический смысл явлений, скрытый от простых людей. Символы, нарисованные художником, считались воистину пророческими, а сам художник являлся творцом, провидцем, который смог увидеть в событиях и явлениях определенные скрытые знаки судьбы.

Символизм в обращен к к взаимодействию внутреннего мира человека, его личности и индивидуальности, с миром внешним. Согласно концепции символизма, реальный мир существует за пределами нашего видимого мира, и он только частично может отражаться в нем. Именно искусство выступает неким посредником между этими мирами, является средством преобразования и интерпретации духовной стороны жизни.

Символизм прочно вошел в литературу, живопись и архитектуру многих стран, повлияв значительным образом на мировое искусство. Символисты положили основу для сюрреализма своим стремлением к новаторству, космополитизму и многочисленным экспериментам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Символисты и их катастрофическое видение современной культуры. Всемирная культурная восприимчивость символистов. Символисты и их религиозно-мистическое понимание символа. Связь символизма с западноевропейской литературой. Метафоричность в поэзии.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Сущность модернизма, его основные литературные направления. Развитие символизма, представители юного поколения символистов. Возникновение акмеизма в начале XX века. Русские футуристы: В. Хлебников, Б. Пастернак. Значение метафоры в творчестве имажинистов.

    презентация , добавлен 25.10.2012

    Представление феномена жизнетворчества в литературе символизма на рубеже XIX–XX веков. Воссоздание целостной картины мироощущения и теоретических взглядов символистов. Философия творчества поэтов-символистов: Дм. Мережковского, В. Иванова, А. Блока.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2012

    Специфика зарубежного и русского символизма. Отличие символа от художественного образа. Русские символисты-литераторы. Проблема теургического творчества. Поэзия "Серебряного века". Символистские тенденции в литературном творчестве Блока и Верлена.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2015

    Символизм как направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов. Художественное отображение мира посредством символов. Основные представители символизма в литературе. Максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии.

    презентация , добавлен 07.05.2014

    Проблема духовного кризиса общества рубежа ХIХ–ХХ веков в творческом сознании русских символистов. Утопическое ожидание грядущего преображения мира в поэзии Александра Блока. Сходства и различия в решении проблемы жизни и смерти в лирике символистов.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Рассмотрение основных тем в творчестве А. Пушкина. Исследование поэзии "Серебряного века": символизма, футуризма и акмеизма. Сопоставление произведений автора со стихотворениями А. Блока, А. Ахматовой, М. Цветаевой и Мандельштама; выделение общих тем.

    Одним из крупнейших направлений в искусстве на рубеже 19 и 20 века, зародившееся во Франции и в дальнейшем получившее широкое распространение во всем мире, является символизм (в переводе с греческого symbolon - символ, знак). Данное направление появилось во Франции в 70-е-80-е годы XIX века и достигло наивысшего пика развития на своей Родине, а также на территории Бельгии, России, Германии, Норвегии и Америки в конце XIX начале ХХ века. Символизм стал одним из самых распространенных и плодотворных направлений в искусстве того времени, его элементы замечаются практически на всем протяжении развития человеческой цивилизации (средневековая живопись и готические фрески пропитаны духом христианской символики, много элементов символизма улавливаются в картинах художников, писавших в эпоху романтизма).

    Символизм, возникший на рубеже веков, выступал как новое направление в искусстве в противопоставлении к реализму и импрессионизму, он показывал свой протест и негативное отношение против развития буржуазных моралей и ценностей, выражал тоску и желание обрести духовную свободу, тонко чувствовал грядущие перемены и предсказывал неминуемые грядущие социальные и исторические потрясения как для каждого отдельного человека, так и для всего общества в целом.

    Впервые термин «символизм» был использован в статье французского поэта Жана Мореаса под названием «Le Symbolisme», опубликованной в газете «Фигаро» в 1886 году. В данном манифесте провозглашались основные принципы нового направления, и утверждалось главенство символа как основного способа выражения тонкого душевного состояния поэта либо художника. Последователи символизма искали смысл земного существования в своих эмоциях, мечтах, в глубинах своего сознания и фантастических виденьях, там, где реалисты пытались изобразить окружающий их мир без прикрас, символисты, разочарованные пугающей их реальностью, окутывали все покровом тайны и мистицизма, использовали образы и символы.

    Символизм в живописи

    (Густав Климт "Поцелуй" )

    В первую очередь данное направление получило широкое распространение в литературе, философии и театральном искусстве, а уже потом в изобразительном искусстве и музыке. Своей главной целью символисты считали выражение абсолютных истин и отображение реальной жизни посредством использования метафорических образов и аллегорий, имеющих символическое значение. Основными характерными чертами данного стиля можно назвать: новаторские стремления к экспериментам, мистицизм, таинственность, недосказанность и завуалированность.

    (Одилон Редон "Будда в молодости" )

    Художники-символисты конца XIX начала ХХ века, вдохновленные поэзией и литературой эпохи романтизма, различными легендами, сказаниями, мифологией и библейскими историями, создавали свои полотна, наполненные персонажами и предметами, имеющими глубокий мифический, мистический и эзотерический смысл. Наиболее популярными тематиками для художников данного направления были религия и оккультизм, передача различных чувств и эмоций, любовь, смерть, болезни и различные человеческие пороки. Картины символистов в первую очередь характеризуются глубоким философским смыслом и стремятся передать не реальный образ, а показать чувства и эмоции, переживания и настроения автора. Картины данного стиля становятся узнаваемыми и отличаются особой уникальностью не благодаря использованию каких-то особенных форм и цветов, а благодаря их содержанию, глубокому смыслу в них заключенному.

    (Ян Матейко "Станчик" )

    На лицах героев, изображенных на полотнах символистов, практически никогда не встречаются положительные эмоции, что обусловлено требованиями данного учения, донести до людей мысль о несовершенстве окружающего их мира. Задний фон полотен обычно размыт и изображен в спокойной однотипной цветовой гамме, изображение на первом плане - весьма обобщенное и простое, заметны четки контуры самых мельчайших элементов. Сюжетная линия картин полна загадочности и мистицизма, каждая деталь имеет свое определенное символическое значение, которое требует вдумчивого размышления и изучения. Такое полотно посылает мысли созерцающего её человека в далекое путешествие по глубинам его разума, требует наличия определенного кругозора и доверия к собственным чувствам и эмоциям.

    Выдающиеся художники-символисты

    (Гюстав Моро "Фаэтон" )

    Французские последователи символизма в изобразительном искусстве отличаются тягой к декадентству и синтетизму, представлявшему смешение и объединение символизма и клуазонизма(разноцветные фигуры и плоскости, очерченные широким контуром). Яркими представителями данного направления считаются художники Гюстав Моро (Саломея, танцующая перед Иродом», «Эдип и Сфинкс», «Юноша и смерть», «Осень»), Поль Гоген («Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом»), Одилон Редон (серия литографий «В мире мечты», «Апокалипсис св. Иоанна», «Эдгару По», «Ночь», «Циклоп»), Эмиль Бернар («Улица Роз в Порт-Авене», «Испанский уличный музыкант и его семья»), Пюви де Шаванн («Сон», «Смерть св. Себастьяна», «Святая Камилла», «Размышление», «Джульетта»).

    (Эдвард Мунк "Меланхолия" )

    Одним из ярчайших представителей норвежского символизма в изобразительном искусстве считается художник и график Эдвард Мунк, его картины, отображающие его непростую судьбу, пропитаны мотивами страха, одиночества и смерти, его знаменитые картины «Крик», «Расставание», «Меланхолия».

    (Ксавье Меллери "Часы. (Вечность и смерть)" )

    Выдающиеся художники символисты Бельгии - Ксавье Меллери («Часы, или Вечность и Смерть», «Танец», «Бессмертие»), Джеймс Энсор («Христос, идущий по морю», «Скелеты и Пьеро», «Интрига», «Ужасные музыканты» «Смерть, избивающая человеческое стадо»), Жан Дельвиль - («Богочеловек», «Любовь душ»), в Англии - так называемое братство «прерафаэлитов» Уильям Хант («Светоч мира», «Тень смерти», «Нахождение Спасителя во храме»), Данте Россетти («Благовещение», «Лукреция Борджиа», «Прозерпина»), Джон Милле («Офелия», «Кимона и Ифигения»).

    (Михаил Врубель "Демон сидящий" )

    В России это Михаил Врубель («Демон сидящий», «Жемчужина»), Михаил Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Пустынник»), Святослав Рерих («Иаков и ангел», «Распятое человечество», «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг»), Николай Гущин, Константин Сомов («Дама у пруда», «Людмила в саду у Черномора», «Дама в голубом», «Синяя птица»), Виктор Борисов-Мусатов («Автопортрет с сестрой», «Дафнис и Хлоя», «Водоем», «Гобелен», «Призрак»).

    Символизм в архитектуре

    (Символический смысл можно увидеть и в основе Исаакиевского собора )

    В основе любого архитектурного сооружения лежит его символический смысл, который в него вложили его создатели. Пропорции очень многих зданий и сооружений (греческие и римские храмы, готические соборы, вавилонские зиккураты, египетские пирамиды) определяют символические значения их форм. Эти религиозные сооружения выступали в качестве земных проекций моделей космического пространства: огромное воздушное пространство, покоящееся на колоннах или пилонах, связывающее поверхность земли и «первичные воды». Основными символами в архитектуре выступают круг, символизирующий бесконечность, небо, движение или вознесение, солнце, (огромные барабаны куполов имеют в разрезе форму круга в Большом соборе Святого Мартина в Кельне, Исаакиевском соборе в Петербурге), треугольник - символ земли и её взаимодействия с небом, квадрат символизирует принцип статичности и завершенности.

    Также особенным символическим значением обладают изображенные на фасадах зданий различные животные и птицы (львы, быки, единороги, двуглавые орлы). Это явление носит название зооморфизма: изображение священных животных как земного воплощения божественных существ, каждое животное имеет свой мифологический смысл и символическое значение.

    Символистские сюжеты

    Символистские сюжеты часто полны абстрактных фантазий, сочетающихся с библейскими, античными, средневековыми линиями развития действия. Интерпретация этих сюжетов пестра и разнообразна.

    Типологична для символизма умиротворенно-религиозная сельская картина "Поклонения волхвов" художника Мориса Дени.

    Литература как главный вид искусства

    Символизм - преимущественно вербальное искусство, которое, пользуясь формулой Рембо, можно назвать "алхимией слова". Другими словами, для символизма главный вид искусства - литература. В литературе предтечей символизма стал Бодлер, который утверждал: "все для меня становится аллегорией" (при этом между аллегорией и символом не делалось различия, как, например, в заглавии его знаменитого сборника стихов "Цветы зла").

    Но символизм проявил себя и в изобразительном искусстве. Однако ведущее значение литературы для этого художественного направления проявлялось и в этом случае. Так, Бёклин считал, что символистская картина должна походить на поэзию, производить впечатление подобно музыкальной пьесе и побуждать зрителя к размышлениям.

    Искусства разделяются на пространственные (например, живопись) и временные (например, музыка). Символисты музыкальны. Музыкальны не только в музыке, но в поэзии и даже в живописи. Они стремятся преодолеть абсолютную пространственность живописи и ввести в нее фактор времени.

    Русскую символистскую прозу вполне репрезентативно представляет творчество Андрея Белого, сочетающее в себе библейские, мифологические, реальные и фантастические мотивы.

    В импрессионизме осуществляется господство зрения над слухом и другими чувствами. В символизме, наоборот, господствует слух, поэтому музыкальность пронизывает все виды символистского искусства. Она царит и в поэзии, и в живописи. В символизме все музыкально. В русской литературе символизм продолжал оказывать влияние вплоть до послереволюционного времени, и это влияние сказалось, в частности, в поэмах Блока "Двенадцать" и "Скифы".

    Музыка

    Музыка по самой своей природе - символичное искусство и поэтому неслучайно символизм как художественное направление особенно успешно реализовался в творчестве композиторов. Исследователи отмечают "заклинательность" символистской музыки (Кассу. 1998. С. 394). Эта музыка - сгусток космической энергии, крик вещей.

    Музыка большинства композиторов-символистов находилась в поле влияния Рихарда Вагнера, которого часто называют "предсимволистом". В его музыке царит атмосфера тайны. В своем творчестве он осуществлял характерный для символизма синтез поэзии и музыки.

    В поэзии появляется жанр ритмической имитации музыки, а композиторы часто связывают свою музыку со стихами и пьесами писателей-символистов ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси, "Саломея" Рихарда Штрауса). В музыке немецкий символизм воплотился в творчестве раннего Рихарда Штрауса.

    Критики влияние символизма в музыке отмечали в симфонической "Поэме огня" Скрябина.

    Живопись

    В живописи предшественниками символистов были ориентированные на рыцарское средневековье прерафаэлиты Россетти, Хант и Миллес.

    Ведущим художником-символистом считается Гюстав Моро, родившийся в 1827 г. В 1870-е годы его искусство получило признание. Известность приобрела его картина "Остров мертвых". Художник изобразил мрачный остров: в небо вонзаются темные силуэты кипарисов, вокруг надвигающиеся скалы. К этому таинственному острову подплывает лодка, на которой возвышается белая фигура, закутанная в саван. В конце XIX в. репродукции с картины "Остров мертвых" украшали многие гостиные.

    Кроме Моро, широко известны Пюви де Шаванн, Одилон Редон (Франция), Арнольд Бёклин (Швейцария) и начинавший как прерафаэлит Эдвард Бёрн-Джонс (Великобритания). Линии и краски в символистской живописи таинственно причудливы. Образы ни очертаниями, ни цветом не похожи на реальные предметы.

    Художники нередко иллюстрируют книги писателей-символистов (например, иллюстрации Бёрдсли к "Саломее" Уайльда), а иногда картины возникают под впечатлением книг писателей-символистов.

    В Италии художник Карло Kappa в 1908 г. в духе символизма рисует "Апокалипсических всадников".

    В русской живописи к символистам примыкали художники "Мира искусства".

    Сюжеты картин художников-символистов - мифологические, мистические или фантастические. Картина В. Серова "Похищение Европы" вначале задумывалась как настенное панно с большой цветовой плоскостью и монументальной композицией, но осталась на холсте. Это произведение декоративно. Искусствовед Н. Дмитриева считает, что его ритмические линии отдаленно напоминают крито-микенские росписи, а декоративность соединена с тонким интимным настроением. Изящная "архаическая" фигурка Европы на спине быка сжалась - ее страшат тяжелые перекаты волн (см.: Дмитриева. 1993. С. 148).