Лоренсо грасиан. Бальтасар грасиан критикон

Успех - понятие относительное. Он измеряется не количеством денег и даже не качеством жизни, а сознанием того, что ты достиг того, к чему стремился и покоем души.

Парадоксальные изречения Бальтасара Грасиана , испанского священника, мыслителя и писателя Средневековья, не имеют «привязки ко времени». В любую эпоху они удивительно свежи и актуальны. Всегда кажется, что они написаны для современника и каждый может найти что-нибудь в них для себя, чтобы стать свободным от трудностей жизни и счастливым.

  1. Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее.
  2. Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
  3. Никогда не спеши и не горячись. Научись управлять собой, тогда сможешь управлять другими.
  4. Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от разума – она-то и достойна личности.
  5. Прилаживайся к каждому. Умен Протей – с ученым ученый, со святым святой. Велико искусство покорять сердца: подобие порождает благосклонность. Изучать характеры и настраивать в лад; идти в ногу с серьезным и весельчаком, политично преображаясь, что особенно важно для подчиненных. Житейское искусство требует больших знаний, оно легче дается человеку универсальному с просвещенным умом и прирожденным вкусом.
  6. Угодничество опаснее ненависти.
  7. Одни друзья хороши вдали, другие – вблизи; тот, кто неловок в беседе, бывает превосходен в переписке. Расстояние сглаживает изъяны, невыносимые при близком общении.
  8. День без ссор – крепкий сон.
  9. Дабы унять злословие, не обращай на него внимания.
  10. Никогда не дерись с тем, кому нечего терять: это неравный поединок.
  11. Не доводи до разрыва – от него всегда страдает доброе имя.
  12. Когда ведешь разговор или спор, веди его так, как если бы ты играл в шахматы.
  13. Язык голову бережет.
  14. Много рассуждать – споры затевать.
  15. Молчание – алтарь осторожности.
  16. Учись разгадывать выражение лица, по внешним знакам читать душу. Различай: кто всегда смеется – от глупости; кто никогда не смеется – от злости.
  17. Притворное сомнение – наилучший ключик, с помощью которого любопытство раскрывает все, что пожелает.
  18. Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  19. Не всегда возражай на возражения
  20. Неприятных вестей не сообщай и, паче того, не слушай.

Грасиан Бальтасар (1601 – 1658)

Грасиан Бальтазар (Gracián, Baltasar) (1601–1658), испанский писатель. Родился в 1601 в Бельмонте (Арагон), учился в иезуитской школе в Калатаюде и в 1619 вступил в орден Иисуса. Богословское образование получил в Сарагосе, где потом преподавал; монашеский постриг принял в 1635. В 1651 без дозволения ордена опубликовал первую часть своего дидактического романа Критикон (El Criticón); был подвергнут церковному наказанию, от которого его освободила только смерть в 1658.

Помимо Критикона творческое наследие Грасиана состоит главным образом из пяти выходивших под разными псевдонимами трактатов: Герой (El Heroe, 1637), Политик (El Político, 1640), Благоразумный (El Discreto, 1646), Карманный оракул (El Oráculo manual, 1647) и Остроумие, или Искусство изощренного ума (Agudeza y arte de ingenio, 1648).

или

Наука благоразумия.

Где собраны афоризмы, извлеченные из сочинений
Лоренсо Грасиана(1601-1658)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Имя Бальтасара Грасиана (1601-1658) занимает выдающееся место в истории мировой культуры. Его творчество вбирает в себя все многообразие испанской литературы XVII века, времени её расцвета, и в то же время стоит в ней особняком.

Убежденный моралист, обладатель мощного, сатирически окрашенного литературного дара, Грасиан формировался в монашеской, иезуитской среде, что, возможно, и привело его к положению отщепенца, маргинала, обреченного на непонимание и осуждение в среде собратьев. Поначалу причинами недоверия к нему руководства ордена были "тяжелый характер" и "склонность к меланхолии", затем - по мере выхода в свет его пронизанных критическим пафосом книг - непримиримый бунтарский дух.

Грасиан был прирожденным проповедником, и это как нельзя лучше подходило для удачной церковной карьеры, однако совершенно не вязался с ней подчеркнуто мирской характер его принципов, которые отточенная риторика превращала в действенное орудие разума. Уже его литературный дебют - моральный трактат "Герой" - был издан самовольно, вопреки запрету для членов ордена печатать что-либо без предварительного одобрения начальства, вопреки завету самого Игнатия Лойолы. На обложке этого ещё вполне безобидного свода наставлений, в торжественном, по-испански "важном" стиле описывающего двадцать главных качеств подлинного героя, и появилось впервые имя Лоренсо Грасиана, позаимствованное автором у своего кузена, а потому и однофамильца. По-видимому, Грасиан намеренно воспользовался уловкой, которая на деле не могла ввести кого-либо в заблуждение. Вслед за "Героем" выходит "Политик", задуманный как его продолжение, посвященный воплощению начертанного идеала в деле управления государством, а затем - на протяжении 1640-х годов - трактат-антология "Остроумие" и новый этический трактат "Благоразумный". Раз за разом все сильнее проступает в сочинениях Грасиана свободный мирской дух. Подзаголовок к "Остроумию", насыщенному извлечениями из благочестивых проповедей, и всё же обучающему прежде всего мастерству словесного выражения собственной мысли, служит ещё одним определением отнюдь не религиозному таланту Грасиана: "искусство Изощренного ума". В "Благоразумном" же появляется новая, и очень важная его составляющая - нота разочарования в современности, своеобразный сторонний взгляд интеллектуала на больное общество - взгляд, подразумевающий уединение.

Через год после "Благоразумного", в 1647-м году, появляется "Карманный оракул, Или афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана". Уже в подзаголовке, который нынешнему читателю ничем не покажется примечательным, заключена игра слов, столь характерная для барочной литературы.

У современников Грасиана термин "афоризм" ("изречение", "сентенция", "максима" и т.д.) ещё ассоциировался со знаменитыми "Афоризмами" Гиппократа, терапевтическими и гигиеническими предписаниями. Автор же испанских афоризмов намерен выступить в роли врача морального. Ибо в своих нравах современное ему общество уже достигло "кризисной" стадии (и этому, поначалу медицинскому, термину Грасиан придает более широкое - моральное и социальное - значение в "Критиконе", более позднем своем сочинении), когда впервые выясняется, обнаруживает себя природа патологического процесса и уже возможно вмешательство врача. Её-то и констатирует первый афоризм книги, а второй с предельной, подобающей "оракулу", вестнику судьбы, краткостью, формулирует кризисную суть этой зрелости: "Натура и культура - два стержня, на коих красуются все достоинства". Это противопоставление в сжатом виде заключает в себе всё барочное мировоззрение зрелой мысли Грасиана: с одной стороны "натура", - то, что от рождения даётся человеку Природой, его особые силы, способности, возможности, а с другой - "изощренность" ума, изобретательность, то, что надо взрастить, воспитать в себе, чему человек учится, сам формируя свою личность. Грасиан-мыслитель знает, что две эти стихии равновелики по значению, что "одно без другого - полдела", но Грасиан-моралист воспевает в "Оракуле" культуру. Ведь даже мудрость (как способность), а тем более другие таланты, природные силы - это случайный, никем не заслуженный дар, и в их приобретении никто тебе не поможет, в то время как знание, сила понимания именно приобретаются, их наличие зависит от человека, и в их поиске Культура - его советчик, оракул. Потому-то так часто и слышны в книге подсказки "изощренного ума": "действовать скрытно", "пусть в тебе нуждаются", "избегать побед над вышестоящим" и т.д. Однако, самостоятельная мощь одаренной личности, подчас слепая, даже губительная, но великая самим своим порывом, - ценность для Грасиана не меньшая. В этой подчеркнутой напряженности решения, в барочной дисгармоничности, парадоксальной изощренности рассуждения он - сын своей страны.

Вскоре за "Карманным оракулом" последовал "Критикон" - воплощение монументального замысла философского романа о сути человека и человеческом обществе. Вторая его часть под названием "Осень зрелости", пропитанная едкой социальной критикой, переполнила чашу терпения начальства. Не помогли и вышедшие через два года вполне благочестивые "Размышления о причастии". В 1657-м году Грасиан был лишен кафедры проповедника, отстранен от преподавания и приговорен к ссылке и строгому покаянию " на хлебе и воде". Однако, уже при жизни автора его сочинения обрели общеевропейскую интеллектуальную славу, меньше века спустя признали себя его наследниками великие французские моралисты, и уже в 1742-м году, задолго до первых в России публикаций Сервантеса, вышел в свет русский перевод "Карманного оракула".
Вечный отщепенец, "нонконформист" бесславно завершивший свои дни в родной Испании, стал одним из духовных учителей всего европейского Просвещения.

(1601-1658) - испанский философ, теоретик литературы, писатель, иезуит. Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначели к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании. В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена. Родился в Испании в 1601 году в семье доктора. С детства Бальтасара готовили к духовной карьере и уже в 1619 году он становится послушником иезуитского ордена. В 1636 году он переезжает в Уэску (один из культурных центров Арагорна), там он получает должность проповедника и исповедника. Буквально через год он заканчивает своё первое серьёзное произведение - моральный трактат "Герой". В качестве афтора он указал своего двоюродного брата т.к. в те времена существовал запрет на печать книг иезуитов без одобрения ордена. В дальнейшем Бальтасар пишет следующие труды: "Политик" 1640 год, "Остроумие, или Искусство Изощренного Ума" 1642 год, "Благоразумный" 1646 год, "Карманный оракул, или Наука благоразумия" 1647 год, "Размышления о причастии" 1655 год (кстати это единственное произведения подписанное настоящим именем), "Критикон" часть I - 1651; часть II - 1653; часть III - 1657. После издания третей части "Критикон" в 1658 ему объявили публичный выговор и выслали из Сарагосы в маленький город Граус и приговаривают к покаянию. После частичного прощения в апреле 1658 его переводят в коллегию Таррагоны. 6 декабря 1658 - Бальтасар Грасиан скончался в возрасте 58 лет.

Кто скупится, тратит вдвое.

Кто хулит товар, хочет его купить.

Кто слишком благоухает, тот дурно пахнет.

Лучше обманутся в цене, чем в товаре.

Кто владеет всем, не владеет собой.

Человек порядочный в драку не спешит – ему есть что терять.

Худшие враги из бывших друзей.

У лжеца две беды – и ему не верят, и сам он не верит.

Скупому так же мало пользы от своего добра, как от чужого.

Невезение – чаще всего кара за глупость.

Надежда – мастерица подделывать истину.

Забывать – это скорее благодать, чем искусство.

Для кого нет злых, для того нет и добрых.

Короткий путь – самый длинный.

Заранее извиняться – обвинять себя.

Всем приказывающий – всеобщий раб.

Искренних любят, но обманывают.

Важные друзья – для важных дел.

Верный путь не свершить дело – заранее считать его свершенным.

Глуп, кто глупцов не узнаёт, и ещё глупее тот, кто, распознав, от них не уходит.

Огласить замысел – погубить его:
Тогда в нем загодя находят недостатки,
А потерпит неудачу – окажется злосчастным в двойне.

Никогда не показывать полдела – пусть любуются в законченном виде.
Начало всегда нескладно, и нескладный этот образ остается в воображении;
Память о нем мешает насладиться, уже завершенной.

Иные могли бы стать учеными, если бы не думали, что уже стали ими.

Когда владыка передаёт тебе свои тайны – это не милость, а обуза.

Не связываться с тем, кому нечего терять. Поединок будет неравный.

Кто принадлежит всем, не принадлежит себе.
Ограничивай себя даже в друзьях.

Многие не теряют разума лишь потому, что его не имеют.

Убедить в дурном может всякий,
дурному охотно верят, даже неправдоподобному.

Не подходи с просьбой, если на твоих глазах кому-то отказали,
- второй раз легче выговорить “нет”.

Фортуна любит смелых и, как красотка, молодых.

Наводить на мысль – это более тонко, чем приводить на память.

Штука не в том, чтобы тебя при входе приветствовала толпа,
но чтобы о твоём уходе жалели.

Что прежде всего надо бы забыть, о том что больше всего вспоминаешь.

Лёгким кажется слово тому, кто его бросит, но тяжелым тому, в кого угодит.

Чтобы не упустить один лакомный кусок, упускаешь сотню.

С утопающим необходима особая осторожность – чтобы и его спасти и самому не утонуть.

Прикидывающийся глухим слышит больше, чем хотел бы.

Половина людей смеётся над другой половиной, и обе равно глупы.

Чрезмерное восхищении сродни лжи;
люди утратят доверие к твоему вкусу, что неприятно,
и к уму, что уж совсем плохо.

Увидишь одного льва, ты видел всех;
увидишь одну овцу, тоже видел всех;
но увидеть одного человека – это увидеть одного человека,
да и того не распознать.

Очень учёных легко обмануть – им ведомы вещи необычные,
зато самого обычного и необходимого в жизни не знают.

Особенно ценно искусство скрывать свой недостаток, превращая его в преимущество.
Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.

За лёгкое дело берись, как за трудное, а за трудное как за лёгкое.
В первом случае, чтобы уверенность не перешла в беспечность, во втором – неуверенность в робость.

Для ученика, жаждущего знаний, не грех возразить учителю,
чтобы тот полнее излагал и доказывал истину.

Грасиан Бальтасар (1601-1658) — испанский философ 17 века. Был рожден в семье лекаря, имел трех братьев и сестру. С самого раннего детства выделялся способностями к наблюдению и рассуждению. В Таррагоне в 1619 году он становится послушником иезуитского ордена, начинает изучать философию. А в 1623 году в Сарагосе он изучает уже теологию.

Характер у Грасиана был довольно тяжелый, это отмечали и его друзья, и его враги. Что впрочем, не мешало ему впоследствии воспитывать незаконнорожденного ребенка своего приятеля. Грасиан был очень неординарным человеком, его наблюдательность за публичным поведением людей была настолько яркой и точной, что можно сказать, что он положил начало зарождению новой науки о человеке -интригологии.

Его сочинения: «Герой» (моральный трактат), «Политик» , «Остроумие, или Искусство Изощренного Ума», трактат »Благоразумный» , «Карманный оракул, или Наука благоразумия» (сборник афоризмов, сентенций, изречений), «Критикон» (философский роман о пути человека в человеческом обществе) в трех частях.

После выхода 3-й части «Критикона» новый ректор сарагосской коллегии пошел на поводу у давнего личного врага Грасиана, генерала ордена Никеля и Грасиану выносят публичный выговор. Ему запрещают преподавать, высылают из Сарагосы в захолустный город Граус с приказом жить в строгом покаянии.

Последний год жизни Грасиана был наполнен сплошными унижениями и отчаянием. По приказу генерала за ним постоянно следили, проверяли, нет ли у него в келье рукописей, даже запретили иметь бумагу и чернила. Потом эти условия немного смягчаются и его переводят исповедником в Таррагону. Но все же к преподаванию и проповедничеству Грасиана не допускают.

Все эти обстоятельства резко подкосили его здоровье, прожил он после этого недолго. Также ему принадлежит «Размышления о причастии» - единственное произведение, подписанное его настоящим именем.

УЧЕНИЕ Грасиана: (актуально в наше время). Да будет первым твоим житейским правиломпусть в тебе нуждаются:

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят. Зависимые полезнее любезных: утолив жажду, от источника всегда отвернутся. Конец нужде — конец дружбе, а с ней и службе.

Избегай побед над вышестоящим:

Победить — значит вызвать неприязнь, победить же своего хозяина — неразумно, а то и опасно. Ум царит над всеми дарами, малейшая обида уму — оскорбление его величества. Кто стоит высоко, желает царить в самом высоком.

Меняй приемы:

Отвлекай внимание, тем паче враждебное. Не держаться начального способа действия — однообразие позволит разгадать, предупредить и даже расстроить замысел. Легко подстрелить птицу, летящую по прямой; труднее — ту, что кружит. Коварство начеку. Чтобы его провести, нужна немалая изощренность.

Не начинай с чрезмерных надежд:

Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд.

Особенно ценно искусство скрывать свои недостатки, обращая их в свои достоинства:

Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком.

К каждому подбирай отмычку:

В этом искусство управлять людьми. У каждого своя страстишка — они разные, ибо различны природные данные. Все люди — идолопоклонники: кумир одних — почести, других — корысть, а большинства — наслаждение. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить ключ к страстям ближнего.

Умей уклоняться:

Разумный никому не надоедает, но надо еще позаботиться, чтобы тебе самому не надоедали. Кто принадлежит всем, не принадлежит себе. Излишество всегда дурно, особенно в общении с людьми.

Вовремя прекрати удачную игру:

Непрерывное везение всегда подозрительно; более надежно — перемежающееся. Когда удачи громоздятся одна на другую, есть опасность, что все рассыплется и рухнет.

Будь в мыслях с меньшинством, а в речах с большинством:

По речам на площади не узнаешь мудреца — не своим голосом он там говорит, а голосом людской толпы.

Будь благоразумно отважным: мертвого льва даже зайцы лягают.

Умей ждать: мудро сказано «время да я — на любого врага».

Сдерживай себя: не выставляй напоказ все, что имеешь, — назавтра уже никого не удивишь. Всегда держи про запас, чем бы вновь блеснуть.

Знай: преимущество за первым:

Иные предпочитают быть первыми во втором ряду, нежели вторыми — в первом.

Умей отказывать: не надо отказывать наотрез, это значит рвать узы преданности. Пусть остаются крохи надежды, они умерят горечь отказа.

Будь решительным: нужно верить в свою звезду.

Научись ускользать: прием людей благоразумных. Изящной шуткой они открывают себе выход из самой сложной ситуации. С улыбкой умеют выйти из ожесточенного спора.

Прилаживайся к каждому: изучать характеры и настраиваться в лад особенно важно для подчиненных. Подобие порождает благосклонность.

Обновляйся: привычка умаляет восторги, и новая посредственность затмевает постаревшую знаменитость.

Не упорствуй: если талант расточать, он быстро иссякнет.

Дозволяй себе мелкие небрежности: иной огрех — лучшая рекомендация достоинствам.

Будь в обхождении терпим: умей скрывать свои чувства, на многое смотри сквозь пальцы. Особенно на действия своих врагов.

Не жди, пока станешь солнцем заходящим: не жди, когда к тебе повернутся спиною, и ты уже не будешь иметь почета. Уходи вовремя.

Не ввязывайся в соперничество: жар распрей воскрешает древние инстинкты.

Никогда не говори о себе: о себе говорить — слушающим докучать.

Начинай на чужой лад, чтобы закончить на свой: это тактика успеха. Притвориться и бросить приманку, чтобы привести к своей цели.

Краткий обзор мыслей Грасиана:

Жизнь — игра.

Люди — притворщики.

Поступки — плоды помыслов. Были разумны помыслы — будут хороши поступки.

Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества.

Две вещи быстро приканчивают человека: глупость и распутство.

Лучший способ достигнуть желаемого — отвлечься. Когда ищешь чего-то, ни за что не найдешь, а как думать о том забудешь, само идет в руки.

Когда путь неясен, держись людей мудрых и осторожных — рано или поздно они находят удачный выход.

За легкое дело берись как за трудное, а за трудное — как за легкое. В первом случае — дабы уверенность не перешла в беспечность; во втором — неуверенность в робость.

Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, кабы знал свои преимущества. Большинство людей насилуют свою натуру и потому ни в чем не достигают превосходства.

Беда людей универсальных в том, что, желая познать все, они толком не знают ничего.

Иные пользуются шуткой как удобной лазейкой. Подобное спокойствие духа — приманка для сердец.

В познании человеческой натуры и его духовных проявлений Грасиану нет равных. Фраза Грасиана «Жизнь человека — борьба с кознями человека» отражает действительность каждой временной эпохи.