О молитве «господи, помилуй». Храм святого праведного иоанна кронштадтскогоправославная церковь в гамбургерусская православная церковь московский патриархат

Приведенные ниже молитвы полезно знать наизусть.

Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси):
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
(Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря
Боже, милостив буди мне грешному (Поклон).

Молитва предначинательная
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Молитва Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (Трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Песнь Богородицы
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил мне еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечистивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и стадавша, и погребенна. И воскресша в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию небудет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Тропарь Кресту и молитва за Отечество
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Молитва о живых
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Молитва о усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

В конце всякого молитвословия и всякого дела
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

Иисусова молитва
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчей, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящие, от сряща, и беса полуденного. Падет от страны твоея тысяча, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохрани тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Заповеди Божии
Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: Возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе. (Евангелие от Матфея, гл.22.ст.37-39)

Десять заповедей Божиих:
Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене.
Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.
Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе.
Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя. В день же седьмый – суббота Господу Богу твоему.
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
Не убий.
Не прелюбы сотвори.
Не укради.
Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего.

(Книга Исход, гл 20, ст.2,4-5,7,8-10,12-17)

Блаженства Евангельские

Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное.
Блажени плачущие, яко тии утешатся.
Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

(Евангелие от Матфея,гл.5,ст.3-12)
Три добродетели:
1. Вера. 2. Надежда. 3. Любовь.

Митрополит московский Макарий.

Что всего дороже? Всего дороже — душа.
Что всего нужнее на этом свете? Всего нужнее — спасение души.

Что нужно делать, чтобы — спасти душу? Прежде всего нужно — МОЛИТЬ Бога, чтобы Он — НАУЧИЛ нас и ПОМОГ нам — спасти свою душу.

Почему это нужно прежде всего?

Потому, что без помощи Божией НЕВОЗМОЖНО — спасти душу. А помощь Божия дается тому, кто ПРОСИТ у Бога — помощи. Поэтому, кто хочет спасти свою душу, тот должен – УЧИТЬСЯ молиться. Это самая ВАЖНАЯ — наука!

Главное, — НЕ ЛЕНИТЬСЯ, понуждать – ЗАСТАВЛЯТЬ себя, как можно ЧАЩЕ старательно молиться – тогда и молиться — НАУЧИТЕСЬ. Господь лодырей – не любит.

А через молитву – МОЖНО помочь всем — своим ближним, в любой — их беде, и жизнь свою по доброму — устроить! А главное – душу спасти и к Богу в Рай — прийти!

Какой молитвой — лучше молиться?

Хороша всякая молитва, если произносят ее с пониманием, да с усердием. Хорошо — прочитывать все молитвы, какие кто знает, только нужно читать их – НЕ СПЕША, вникая в каждое слово, чтобы понять, что оно значит.

Что делать тому, кто НЕ ЗНАЕТ — никаких молитв, НО ЖЕЛАЕТ — молиться, чтобы спасти душу свою?

Если бы нашелся такой человек, который бы никогда — не молился, и тот, наверное, знает одну молитву, потому что слышал ее часто, хотя сам и не молился ею. Эта молитва так невелика, что ее может заучить всякий безпамятный человек и малый ребенок.

Какая это молитва? Это — та молитва, которую можно ЧАЩЕ всего слышать — в церкви и в доме. Она состоит только из двух слов: Господи, помилуй.

Кто не знает, кто не слыхал этой молитвы? И малый, и старый, все ЗНАЮТ — эту молитву. Вот этой молитвой и МОЖЕТ — молиться всякий человек.

Немного — в ней слов, но очень МНОГО — она содержит в себе. Только два слова в ней, но о многом ею можно — молить Бога. Коротка эта молитва, но долго ею можно — молиться.

Посмотрите, как произносится эта молитва в церкви. Пусть церковь и будет нашей учительницей в этом деле.

Когда священник приглашает всех прихожан молиться и напоминает им, о чем должна быть молитва, то народ отвечает на каждое его воззвание только двумя словами: Господи, помилуй. Правда, у нас теперь не народ отвечает, а только стоящие на клиросе; но это — все равно: клиросные отвечают за всех, стоящих в церкви.

Когда священник говорит: помолимся — о свышнем мире и о спасении — душ наших, народ отвечает: Господи, помилуй.

Священник говорит: помолимся о всем мире, о всех церквах, о соединении всех, народ ответствует: Господи, помилуй. Помолимся о царе, епископе и пресвитерах, о властях, о воинстве, о городах, и о всех верующих, говорит священник; народ возглашает — ту же молитву.

Те же два слова — Господи, помилуй — произносятся, когда священник приглашает молиться о плавающих, путешествующих, о болящих и страдающих.

Значит, этой молитвой МОЖНО молиться — о всём и за всех.

Обратите внимание и на то, что эта молитва «Господи, помилуй» произносится иногда сряду — три раза, иногда двенадцать раз, иногда сорок, а иногда сто раз. Для чего это? Для того, чтобы мы могли – УСЕРДНЕЕ, старательней молиться.

Если скажешь однажды: Господи, помилуй, то, пожалуй, и не вникнешь в смысл сказанного. Когда же скажешь — два и три раза одно и то же слово, то скорее обратишь внимание на то, что ты говоришь; вспомнишь, что ты умоляешь — Господа.

А когда, произнесешь эти слова – ТРИЖДЫ — по трижды, или четыре раза — по трижды, то вспомнишь, что ты СТОИШЬ — пред Господом и при этом, быть может, почувствуешь или радость, или страх. А когда с таким страхом и радостью ты будешь — умолять Господа, то Он услышит — твое моление, помилует тебя — поможет.

В церкви иногда указывается, о чем должно молиться, как сказали мы. А иногда не упоминается об этом, а только произносится: Господи, помилуй, 12 или 40 раз. Для чего это? Для того, чтобы дать нам возможность самим молиться о том, что нам нужно.

Это вот, что значит. Положим, что тебе особенно нужно ПОМОЛИТЬСЯ — о прощении какого-либо греха. Ты слышишь, в церкви произносится: Господи, помилуй, несколько раз.

Употреби же это время на то, чтобы ВЫСКАЗАТЬ — пред Богом — свой грех. Скажи и ты: Господи, помилуй - и раз, и два, и три, для того, чтобы УСИЛИТЬ — покаяние и усерднее просить о прощении — греха.

В течение дня мы много — СОГРЕШАЕМ то делом, то словом, то мыслию. Если за всякий грех мы будем — ВЗЫВАТЬ с покаянием: Господи, помилуй, то много раз нам придется произнести эту молитву. Вот для этого и положено церковью произносить: Господи, помилуй иногда, сорок раз. Так поступая, будем учиться – ПОКАЯНИЮ и молитве.

Итак, эта молитва НУЖНА — нам для того, чтобы КАЯТЬСЯ — во грехах и молить Бога о прощении их.

А иной имеет на душе — скорбь; другому нужно помолиться — о больном своем; иному нужно ПРОСИТЬ — помощи Божией в каком-нибудь деле. Вот и этим дается возможность ПОВЕДАТЬ пред Господом — свои НУЖДЫ и прошения и многократно — говорить всем одно и то же: Господи, помилуй, т.е. сотвори с нами — по милости Твоей, яви нам, Господи, милость Твою. Помоги — нам Господи.

Как учит нас церковь молиться в храме, так нужно — делать и дома. Всё, что тебе — НУЖНО, проси у Бога — этой молитвой. Когда ты стоишь пред святой иконой утром, вставши от сна, или вечером, пред сном, молись — этой молитвой.

Говори: Господи, помилуй – НЕ СПЕША, со вниманием, скажи это раз пять, десять, сорок, сто раз. Влагай в нее твои — ПРОШЕНИЯ о всех нуждах.

Не привыкший дома молиться и редко бывающий в церкви, пожалуй, сперва сам и не знает, о чем ему нужно молиться. Поэтому скажем несколько слов, о чем должно молиться дома, наедине.

Прежде всего молись о СПАСЕНИИ — души; говори: Господи, помилуй, а на уме думай: Господи, спаси мою душу, Господи, НАУЧИ — меня, как спастися мне. Произнеси: Господи, помилуй — о спасении души раз десять и более.

Потом молись о ПРОЩЕНИИ — грехов; вспоминай, в чем согрешил ныне или грешил прежде, и говори: Господи, помилуй - тоже раз десять или двадцать.

Потом молись о рае, чтобы НЕ ЛИШИЛ тебя Господь — Царствия Своего Небесного, и произнеси тоже: Господи, помилуй — раз десять.

Потом молись, чтобы Господь ИЗБАВИЛ — тебя от вечных мучений. Вспомни, как грешники мучатся в аду, и говори: Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, а на уме думай: избавь меня от этих мучений. Взывай это «Господи, помилуй» так, как бы ты уже находился в аду, в огне, между грешниками и как бы простираешь руки к Богу с воплем: «Господи, помилуй, Господи, выведи меня отсюда».

Затем молись — о Благочестивейшем Государе и всем Его Доме, о своем – Отечестве и народе, об епископах и всем церковном причте; молись о родителях своих, об отце — духовном, о всех — сродниках твоих и за всякого из них говори: Господи, помилуй.

Молись о семье — своей, молись, чтобы Господь ДАЛ — тебе и родным твоим — здоровье; молись, чтобы Господь ПОМОГ — тебе в делах твоих вообще; помолись и о том деле, которое ты сегодня — хочешь делать. Молись так же и за всех — усопших.

Из сказанного можно понять, что можно молиться всякому, не только учившемуся грамоте, но и неграмотному; можно молиться — много и незнающему многих молитв; можно НАУЧИТЬ — молиться и малых детей, потому что «Господи, помилуй» может произнести и малое дитя, только что умеющее произнести имя отца или матери.

Из сказанного видно, о чем должно — молиться; видно, что прежде всего НУЖНО — молиться о спасении души, о прощении — грехов, о рае, об избавлении — от ада; потом молиться — о людях, и наконец о всех — житейских нуждах.

В чем заключается смысл повторения молитвы «Господи, помилуй» 3 раза, 12 и 40 раз?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

«Господи, помилуй!» (греч. «Kyrie eleyson») – древнейшая молитва. Чтобы усилить нашу покаянную молитвенную настроенность, мы повторяем ее 3, 12 и 40 раз. Все эти три числа в святой Библии символизируют полноту. Митрополит Вениамин (Федченков) приводит слова праведного Иоанна Кронштадтского, которые были сказаны ему во время беседы: «Почему часто поем: “Господи, помилуй?” Потому что мы – существа падшие, непрестанно согрешающие и прогневляющие своего Господа, и потому достойны всякого осуждения и наказания во всякое время. И все блага, которые имеем и которых просим, имеем по милости Божией, а не по делам и заслугам нашим; и просим как милости Божией, а не как должного, или принадлежащего нам по праву. Таким образом эта краткая молитва учит непрестанному самоосуждению, покаянию, смирению, исправлению, упованию на милость Божию, милосердию к ближним, памятованию о праведном суде Божием и мздовоздаяния по делам каждого из нас» (Небо на земле. 12. Нужные молитвы).

После радостного восклицания «Аллилуиа» (евр. «Хвалите Господа»), которое присутствует во всех хвалебных псалмах, «Господи, помилуй» является кратчайшей молитвой. Одновременно она – самая краткая исповедь, даже более краткая, чем покаяние мытаря, сказавшего из глубины сокрушенного сердца пять слов. Многократное повторение «Господи, помилуй» также напоминает нам о том, что грехопадения наши по нашей духовной немощи постоянны, но мы не коснеем в грехе, а постоянно взываем о помиловании. По словам праведного Иоанна Кронштадтского, эта молитва «бьет в нашу гордость и вызывает в размышляющих чувство смирения, которое есть основание христианских добродетелей. Эта краткая молитва есть самая нужная для всякого грешника, как пища и питие его, как врачевство его. Она дыхание души его… Кто часто и от сердца говорит: “Господи, помилуй!” – тот, значит, жив и здрав духом. А кто не говорит или стыдится говорить эту краткую молитву, тот мертв или смертельно болен».

Молитва «Господи, помилуй!» – духовное наследие богооткровенной ветхозаветной религии. Звучала она не реже, чем за нашим богослужением. Особенно часто она встречается в псалмах: 4: 2; 6: 3; 9: 14; 26: 7; 30: 10; 40: 5, 11; 85: 3; 122: 3. В нашем богослужении 40 раз (число полноты) «Господи, помилуй» чаще всего поется или произносится перед молитвой при совершении литии, полунощницы, на 3-м, 6-м и 9-м часах.

Хорошо, когда «Господи, помилуй!» хор поет или чтец произносит с духовной силой, бодро, но не поспешно. Недопустимо, чтобы многократное повторение этой молитвы было формальным, небрежным.

«Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы, грешные, непрестанно вопия к Нему: “Помилуймя!” Яви милость Свою, Господи мой, ко мне, грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и прими меня опять во благодать Твою. Дай мне дух силы, чтобы он укрепил меня в противостоянии искушениям диавола и худым навыкам моим греховным. Дай мне дух совета, чтобы я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился. Дай мне дух страха, чтобы я боялся Тебя оскорблять, и исполнял заповеди Твои. Дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и не удалялся более от близ Тебя. Дай мне дух мира, да соблюду мирной душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и не мучим мыслями. Дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения. Дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братиями моими христианами и воздержен от гнева. Дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд» (Добротолюбие. Т. 5. Истолкование молитвы «Господи, помилуй»).

Господи Иисусе Христе, помилуй мя! и сокращеннейше: Господи помилуй! от Апостольских времен даровано христанам, и определено, чтоб они непрестанно возглашали сие, как и возглашают. Впрочем, делая так, весьма немногие знают, что значит: Господи помилуй! Потому взывают безплодно; вопиют: Господи помилуй! А милости Господней не получают, потому что не ведают сами, чего ищут.

Сего ради надлежит нам знать: какая это милость Господа Иисуса? — Какая?! — Всякая: все, что нам потребно в настоящем нашем падщем состоянии, в Его деснице есть. Ибо Он, с тех пор, как воплотился и соделался человеком, как пострадал такие страсти, и излиянием всесвятой крови Своей искупил человека из рук диавола, — с этих пор стал Господом и Властителем человеческого естества осебенным некиим образом. Все наше и стало таким образом в Его руках.

Господь и прежде воплощения искони был Господом всех тварей, видимых и невидимых, как Создатель их и Творец. По бытию так это и есть и будет, но не по свободной деятельности разумных тварей. Бесы, а за ними и люди не восхотели сами от себя иметь Его Господом и Властителем своим, и отторглись от Него, сущаго Владыки всяческих. Ибо всеблагий Бог, создавши людей и Ангелов самовластными и одарив их разумом, не хочет нарушать сего их самовластия и господствовать над ними насильно, против их воли. Почему, которые из них хотят быть под властью и управлением Божиим, над теми Он господствует и тех защищает, а которые не хотят, тех оставляет творить волю свою как самовластных. Посему и Адама, когда он, прельщенный Богоотступником диаволом, сделался и сам отступником от Бога и не восхотел слушаться заповеди Его, оставил Он произволению его, не желая властительски господствовать над ним. Но завистливый диавол, прельстивший его в начале, не перестал и далее прельщать его, пока не сделал его по неразумию его подобным скотам несмысленным, и он не стал жить подобно неразумным животным.

Тогда сжалился над ним многомилостивый Бог, и преклонив небеса, сошел на землю и сделался человеком человека ради, и пречистою кровию Своею искупив его, устроил для него спасительный путь жизни: во святом Евангелии указал, как благоугождать Богу, божественным крещением возродил и возсоздал его, в пречистых тайнах питание небесное учредил ему, и, кратко сказать, с высочайшей премудростью нашел способ, как Ему быть нераздельно с человеком и человеку с Ним, чтоб диавол не имел более места в человеке. Но и после сего Он все же никого не приневоливает, но оставляет всем на произвол спасаться, как им предлагается, или гибнуть. Так это и идет: одни спасаются, а другие небрегут о спасении; из коих иные совсем не веруют В Евангелие, а иные и веруют, но не живут по Евангельски.

Которые теперь христиане, после стольких даров благодатных, после стольких благодеяний Божиих, опять прельстились диаволом и по действию мира и плоти отдалились от Бога, и подпали под иго рабства греху и диаволу, творя волю его, но не совсем еще сделались безчувственными, чтоб не чувствовать зла, какое пострадали, а понимают ошибку свою и сознают рабство, какому подпали, сил же на то, чтоб избавиться от него, в себе не видят; те прибегают к Богу и вопиют: Господи помилуй!, чтобы сжалился над ними многомилостивый Господь и помиловал их, чтоб принял их, как блудного сына, и опять даровал им божественную благодать Свою, и ею избавил их от рабства греху, удалил от них бесов, и возвратил им свободу, да сим образом возмогут они прочее жить богоугодно и соблюдать заповеди Божии.

Итак, те христиане, которые с такою целью вопиют: Господи помилуй! всеконечно сподобятся милости Божией, и получат благодать, чтоб освободится от рабства греху и спастись. Те же, которые совсем не имеют сказанных помышлений и не сознают бедственности своего положения и своего порабощения воле плоти и мирским обычаям, и даже времени не имеют подумать о своем рабстве, но без всякой такой цели, просто по одной привычке вопиют: Господи помилуй! Эти как могут получить милость Божию? и особенно такую дивную и безмерную милость? Для таких лучше не получать ее, нежели, получив, опять потерять, потому что тут уже будет двойное прегрешение.

Поясню теперь тебе тоже примерами. Представь себе человека бедного и нищего, желающего получить милостыню от кого-либо из богатых. Что говорит он, пришедши к богатому? — Ничего, как: помилуй мя! Сжалься над моею бедностью, и благоустрой мою жизнь. — Или долг кто имеет на себе и не имеет чем уплатить его; желая же избавиться от тяготы сей, приходит к решению — упросить того, кому должен, простить ему долг. приходит к нему, и что говорит? Тоже только: помилуй мя! Сжалься над моею бедностью и прости мне долг, каким я должен тебе. Равным образом, когда кто провинится в чем-либо пред другим, и желает получить от него прощение; что делает? Приходит к тому, против кого погрешил и говорит: помилуй мя! Прости мне, в чем я погрешил пред тобою.

Все такие знают, о чем просят и для чего просят, и получают по прошению, соответственно обстоятельствам, и полученное обращают во благо себе. — Поставь теперь с другой стороны грешника, который и беден духовно, и должен пред Богом, и оскорбляет Его многократно. Если он вопиет будто к Богу: помилуй мя! А между тем не понимает, что такое говорит и для чего говорит, даже и того не знает, в чем та милость, которую желает получить от Бога, и к чему она ему благопотребна, а просто по привычке взывает: Господи помилуй! — то как Бог подаст ему милость, когда тот не может даже узнать, что получил, потому внимания на то не обратит и злоупотребит тем, или сгубит то, и тем паче еще прежнего сделается грешником?

Милость Божия не другое что есть, как благодать Святого Духа, которую должны испрашивать у Бога мы грешные, непрестанно вопия к Нему: помилуй мя! Яви милость Свою, Господи мой, ко мне грешному, в жалком состоянии, в каком я нахожусь, и приими меня опять во благодать Твою: дай мне дух силы, чтоб он укрепил меня в противостоянии искушениям диавола и худым навыкам моим греховным; дай мне дух совета, чтоб я уцеломудрился, пришел в чувство и исправился; дай мне дух страха, чтоб я боялся Тебя оскорблять, и исполнять заповеди Твои; дай мне дух любви, чтоб я любил Тебя и не удалялся более от-близ Тебя; дай мне дух мира, да соблюду мирною душу мою, соберу все помышления мои и пребуду безмолвен и немучим мыслями; дай мне дух чистоты, да хранит он меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, да буду тихонравен в обращении с братьями моими христианами и воздержен от гнева; дай мне дух смирения, да не помышляю о себе высокая и да не буду горд.

Кто знает и чувствует, сколь потребно все сказанное и, прося того у многомилостивого Бога, взывает: Господи помилуй! тот наверное получит то, о чем просит, и сподобится милости Божией и благодати Его. Но кто не знает ничего из того, что мы сказали, и только по привычке взывает: Господи помилуй!тому нет возможности получить когда-либо милость от Бога. Ибо и прежде он уже получил много милостей от Бога, но не познал того и не возблагодарил Бога, даровашего ему их. Получил он милость Божию, когда создан был и стал человеком; получил милость, когда возсоздан был в крещении и стал православным христианином; получил милость, когда избавился от стольких бед, душевных и телесных, испытанных им в жизни; получал милость Божию, всякий раз, как сподоблялся причащаться пречистых Таин; получал милость Божию всякий раз, как согрешал пред Богом и огорчал его грехами своими, а не был погублен и не наказан, как подобало; получал милость Божию, когда многообразно благодетельствован был от Бога, но или не сознавал того, или забывал. Такому христианину как еще получить милость от Бога, когда он не знает и не чувствует, что получил столько милостей от Него? — И теперь если и взывает: Господи помилуй!, то не знает, что говорит, и произносит слова сии, без всякой мысли и цели, по одному лишь обычаю.

Добротолюбие. Т.5. «Паломник», 2000

Числа 3, 12 и 40 в Библии являются сакральными, они символизируют полноту. Любой верующий может привести события, которые происходили на 3, 12 или 40 день. Молитва "Господи, помилуй" считается одной из самых короткий в христианстве. Она стоит наравне с восклицанием "Алилуйя". На греческом эта молитва звучит как "Kyrie eleyson".

На земле нет ни одного безгрешного человека

Церковные отцы говорят, что молитву "Господи, помилуй" нужно постоянно держать на устах. Если человек не может произносить ее вслух, то он должен держать ее в уме. Самое главное здесь - осознанное произношение слов. Некоторые люди даже вслух молятся автоматически, небрежно. Они словно пытаются сделать кому-то одолжение. Если молитва должна быть произнесена какое-то количество раз, то человек словно отбывает повинность, пытаясь побыстрее завершить моление.

Произнося "Господи, помилуй", нужно помнить о главном смысле это молитвы. Она является символом того, что человек осознает свою греховность. На земле нет ни одного человека, который был бы полностью безгрешен, ведь природа каждого из людей греховна. Спастись можно лишь по великой милости Божией. Читая "Господи, помилуй", надо всегда памятовать о природной греховности.

Иоанн Кронштадтский говорил, что человек имеет все блага лишь по милости Господа. Когда праведный объяснял смысл короткой молитвы верующим, он утверждал, что, произнося эти слова, человек совершенно справедливо обвиняет себя. Он осознает греховность и надеется на прощение. Без покаяния невозможно достичь Небес.

Есть грешники, которые постоянно обвиняют всех вокруг. Они считают, что сами являются праведными, не видя собственной греховности. Эти люди судят других, но забывают обратить взор на себя. Они подобны фарисею в Храме, который похвалялся своими благодеяниями, забывая, что Господу не нужны человеческие дары.

Бог ни в чём не нуждается

Когда человек читает молитву или подносит милостыню, он делает это только для себя. Все блага принадлежат Господу, поэтому он ни в чем не может нуждаться.

Молитва "Господи, помилуй" регулярно звучит в псалмах. Поэтому, читая вдумчиво псалмы, можно искренне покаяться в согрешениях. Это ветхозаветная молитва, она очень древняя. Иеромонах Иов (Гумеров), сравнивает ее с молитвой мытаря, которая была даже несколько длиннее. Всего два слова могут отделять человека от сознания своей греховности. И нужно произносить их чаще, чтобы напоминать себе о великой милости Господа.

Молитва. Господи помилуй, Господи прости!

"Господи, помилуй", исполнитель: Жанна Бичевская

Это очень красиво: