Павел Дмитриченко: «Все, что нас не убивает, делает сильнее. Павел Дмитриченко возвращается в Большой театр Павел дмитриченко женился в тюрьме кто жена

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Дмитриченко был первым исполнителем роли Ивана Грозного после возобновления показов балета в 2012 году

Злой гений в "Лебедином озере", Иван Грозный, Спартак и Абдерахман в "Раймонде". До своего ареста весной 2013 года бывший солист Большого театра Павел Дмитриченко был одним из любимых артистов знаменитого хореографа Юрия Григоровича.

17 января 2013 года художественному руководителю балетной труппы Большого театра Сергею Филину плеснули в лицо кислотой возле его дома в центре Москвы, в результате чего потерпевший получил ожоги лица, частично лишился зрения и перенес несколько дорогостоящих операций за рубежом.

Павлу Дмитриченко и его знакомому Юрию Заруцкому предъявили обвинение в причинении тяжкого вреда здоровью Филина. Заруцкий как исполнитель получил 10 лет, Дмитриченко приговорили к шести годам колонии строгого режима за организацию нападения.

По мнению следователей, Дмитриченко был недоволен тем, как Филин распределял роли в труппе, в связи с чем он решил организовать нападение на худрука. Для этого он нанял своего соседа по даче Заруцкого, которого к дому Филина подвез другой фигурант дела, Андрей Липатов.

В конце мая Павел Дмитриченко и дал интервью Русской службе Би-би-си. С бывшим солистом большого театра поговорила Екатерина Савина.

Сохранить здоровье

Би-би-си: Павел, вы провели в колонии под Рязанью три года, вас выпустили по УДО, но адвокат Сергея Филина утверждает, что вас выпустили незаконно.

Грустно, что адвокат не знает юридических норм. Неграмотность адвокатов я комментировать не хочу.

Би-би-си: Сколько вы отсидели в итоге?

П.Д.: Три года. Я хочу еще раз выразить свою точку зрения - меня посадили в тюрьму по сфабрикованному делу. Я свою вину как в суде не признавал, так и сейчас не признаю.

Би-би-си: У вас были жалобы во время пребывания в колонии?

П.Д.: Человека, которого лишают свободы, тем более когда он понимает, что незаконно, – конечно, сложно это осознавать. Но плакаться и говорить, как тяжело было, я не собираюсь. Это не в моем стиле.

Би-би-си: Чем вы там занимались, какой работой?

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Павла Дмитриченко приговорили к шести годам лишения свободы, но 31 мая он вышел по УДО

П.Д.: То, что там происходит, не должно выливаться наружу. Это неинтересно простым людям. Пускай другие выходят и рассказывают ужасы. А я хочу все побыстрее забыть.

Би-би-си: Вы танцор, вы должны постоянно быть в форме. У вас была возможность там тренироваться?

П.Д.: Я как мог поддерживал форму. Конечно, не нашими классическими упражнениями, а теми, которые были доступны, - приседания с утяжелением, занятия со штангой. Это скорее фитнес, но могу сказать, что когда балетные получают травму, чтобы не выйти из формы, они так же продолжают заниматься, но не у станка, а на полу. Но главное в колонии – сохранить здоровье.

Шум и пиар

Би-би-си: Вам удалось?

П.Д.: Частично да. Частично.

Би-би-си: Как к вам относились сокамерники, администрация колонии?

П.Д.: Как к обычному человеку. Хотя иногда было сложно из-за слишком пристального внимания.

Би-би-си: По какому балету вы больше всего скучали?

П.Д.: Я вообще люблю балеты Григоровича. По ним больше всех скучал, для меня они самые любимые.

Би-би-си: Вы говорите, что ваше дело сфабриковано. Но как, кем и в чьих интересах?

П.Д.: Думаю, тех людей, которые до сих пор пытаются меня обратно туда посадить, кричат в СМИ, что меня нужно вернуть обратно. Их позиция - создать шум и попиариться.

Би-би-си: Какая обстановка была в Большом театре, когда вас обвинили в нападении на Филина?

П.Д.: Могу лишь судить по поступкам людей, более 300 сотрудников театра подписали письмо в мою поддержку. И, я так понимаю, на артистов, которые меня поддерживали, оказывалось давление. Они знали всю правду этого процесса.

О борьбе не известно

Би-би-си: Не сам же он с собой это сделал?

П.Д.: А что сделал? Вы знаете? Или только из СМИ? Я не могу заявлять ни о чем с уверенностью, я с ним не виделся.

Би-би-си: Вы сомневаетесь в диагнозе врачей, которые обследовали Филина?

П.Д.: Я сужу по фактам, я не хочу обсуждать его здоровье, вообще не хочу его обсуждать, он мне не интересен. Он много уже высказал оскорблений в мой адрес, не хочу уподобляться.

Би-би-си: Бывший директор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью "России-24" утверждал, что мотивом преступления могло быть то, что преступник хотел занять место Филина.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин после нападения лечился в России и Германии

П.Д.: Я не знаю, кого имел в виду Иксанов, меня он точно не имел в виду. Генеральный директор прекрасно знает, как назначаются руководители. Мне на тот момент было 29 лет, и у меня, вы знаете, до сих пор вся карьера впереди, и стать художественным руководителем… Мне это неинтересно. Смешно и нелепо.

Давайте представим такую ситуацию - меня назначают - да кто я такой? Я простой артист, у которого есть своя точка зрения, который не зависит ни от кого, только от Григоровича, который давал мне танцевать его балеты. Может, шла в это время какая-то борьба, но мне о ней ничего неизвестно.

Би-би-си: А какие отношения вас связывали с Юрием Заруцким, который был осужден за совершение преступления и получил 10 лет?

П.Д.: Никаких. Абсолютно никаких. Его знали все, кто имел дачи в том же районе. Много артистов, больше 100 человек. Он работал в магазине. Кто его знал из артистов? Тот, кто приходил за покупками, тот и знал.

Был ли мотив?

Би-би-си: В СМИ утверждалось, что вы жаловались ему на политику в Большом театре.

П.Д.: Где вы это читали? В Википедии? Люди не знают ничего, они не знают подробностей - только то, что говорила другая сторона. Например, какой у меня был мотив? Если есть мотив - есть преступление, нет мотива - нет преступления. Вы знаете, мотив какой?

Би-би-си: Версий было много и разных. В том числе, что Филин обижал вашу девушку, балерину Анжелину Воронцову.

П.Д.: Это не моя девушка, это моя знакомая, ученица Цискаридзе. Версия не подтвердилась даже в суде. Я не хочу говорить, за что меня посадили. Я один раз сказал и уехал на три года.

Би-би-си: Цитирую вас же: "Я рассказывал Юрию Заруцкому о политике, которая проводится в Большом театре, про те нарушения, которые там есть, про коррупционные действия".

П.Д.: Заруцкий мне никто, чтобы такое рассказывать, но он мог что-то слышать. Мы с артистами много чего обсуждали.

Би-би-си: То есть у вас были не те отношения, чтобы давать ему подобные поручения?

П.Д.: Да я его видел за всю жизнь раз девять. И эти разы - меньше минуты. Зашел в магазин, купил и вышел. Мне кажется, он охранником там работал. Он даже не был моим соседом, как везде пишут. У нас поселок исключительно для артистов Большого театра в Ступинском районе.

Доказательств нет

Би-би-си: Вы утверждаете о своей невиновности и что дело - заказное. Кто мог хотеть избавиться от вас до такой степени?

П.Д.: Цель была, и меня следователи заставляли подписать бумагу, что организатор нападения - Николай Цискаридзе (Цискаридзе выступал в суде в качестве свидетеля и заявлял, что не верит в виновность Дмитриченко - прим. Би-би-си). Я думаю, что, не получив от меня нужной информации, остановились на мне.

Изначально представитель господина Филина кинул в прессу информацию, что Филин ослеп и ничего не видит. Но есть бумага, формата А4, на которой Филин собственноручно писал заявление. Он обвинил меня, Цискаридзе и еще своего помощника. По заявлению возбуждают уголовное дело и процесс пошел. Пошло дело, меня избивали, заставляя дать показания.

Мои адвокаты подали ходатайство, пытаясь понять, каким веществом облили Филина. Приходит ответ: "Невозможно предоставить, жидкость испарилась". Как может испариться вещественное доказательство, если по Уголовно-процессуальному кодексу доказательства должны храниться до суда и только потом уничтожаться. Банка - орудие преступления - ее не предоставили в суде. В итоге доказательств не существует, только со слов людей, которые хотели сделать эту историю страшной и красивой.

Би-би-си: Но мотив-то, по версии следствия, есть.

П.Д.: Изначально был мотив - месть и неприязнь. Я спросил господина следователя: "За что месть, по какой причине неприязнь?" Он задумался и через неделю мне другую бумагу принесли. В ней было написано, что я недоволен распределением ролей и зарплат для артистов и артисток. Чтобы вы понимали, артистов в труппе - 250 человек. Получается, я подходил к каждому и спрашивал: "Какая у тебя зарплата? - Ааааа, мне не нравится". Это настолько нелепо. От таких моих действий у людей бы не прибавилась зарплата и они не стали бы больше танцевать. Решение принимает художественный совет, целая комиссия. У одного Филина не было таких полномочий.

Интриг больше нет

Би-би-си: Тем не менее весной его едва не переназначили…

П.Д.: Давайте говорить своими словами - его убрали и сделали руководителем молодежной балетной труппы. А художественным руководителем стал замечательный совершенно человек - Махар Вазиев. Это огромнейший подарок для Большого театра, для артистов. Он руководил Мариинским театром, потом уехал в театр La Scala. Труппа счастлива, они действительно занимаются искусством. Нет ни интриг, ни скандалов.

Би-би-си: А вы что будете делать?

Правообладатель иллюстрации paveldmitrichenko.ru Image caption Павел Дмитриченко в роли Спартака

П.Д.: Продолжать свой творческий путь, заниматься искусством, которым я занимаюсь с шести лет.

Би-би-си: У вас есть предложения присоединиться к какой-либо труппе?

П.Д.: Очень много, но я все равно считаю своим домом Большой театр, и господин директор официально сказал, что я могу спокойно вернуться в Большой театр. Это не было официальным приглашением, но я могу поступить на общих основаниях. Я в форме, у меня большой опыт, я 10 лет работал на сцене Большого театра.

Би-би-си: Давайте смоделируем ситуацию: вы возвращаетесь в Большой или просто заходите туда на переговоры и встречаете Филина. Ваша реакция?

П.Д.: Обычная, как всегда.

Би-би-си: Вы поздороваетесь с ним?

П.Д.: Я культурный человек, я всегда здороваюсь. Он меня как не интересовал, так и сейчас не интересует. Пора остановиться. Я отпустил эту ситуацию.

Трудовой кодекс предлагает всем россиянам законный способ разрешения любых трудовых конфликтов ─ обращение в представительную организацию по месту работы, рассмотрение вопроса на комиссии по трудовым спорам, а далее суд.

Вполне цивилизованно, но Россия особая страна. «Черный» дух АУЕ витает и пропитывает сознание даже далеких от криминала людей, влияя на их решения и поступки.

В январе 2013 года в столице произошло шокирующее преступление. Вечером около своего дома в лицо художественному руководителю Государственного академического Большого театра Сергею Филину плеснули в лицо кислотой. Нанесенные повреждения оказались не смертельными, но пострадавший получил серьезный химический ожог сетчатки глаз.

У полиции, принявшейся распутывать дело, версии оказались самые разные ─ от хулиганства до личной мести на бытовой почве. Как оказалось, виной всему стал обычный производственный конфликт. Артисты ГАБТ также являются наемными работниками, и трудовые споры не минуют их. Только в этом случае в его решение вмешались эксцентричность участников и фон творческих разногласий.

Менее, чем через 2 месяца наряд полицейских прибыл на квартиру к артисту балета ГАБТ Павлу Дмитриченко, где произвел обыск и арестовала хозяина, препроводив его в СИЗО. Он был обвинен в организации знакового преступления.

Павел Дмитриченко ─ потомственный танцор. Его родители работали в Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева. Правила быта и поведения в артистической среде он впитал с молоком матери, но, став взрослым, предпочел, иной способ решения проблем во взаимоотношениях с руководителями. Впрочем, проблемы возникли не у него самого, а у его гражданской жены молодой балерины Анжелины Воронцовой.

Прежде, чем попасть в труппу ГАБТ, Павел Дмитриченко прошел вполне стандартный путь для артиста балета ─ обучение в Московской академии хореографии. В Большом театре он появился в 2002 году и стал одним из самых перспективных артистов. В 2004 году Дмитриченко получил диплом Международного балетного конкурса в Риме. Он танцевал партии в классических балетных постановках «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Спартак». Самой яркой страницей его творческой биографии стала главная роль в возобновленном после большого перерыва спектакле «Иван Грозный».

Еще на первом курсе академии он женился на выпускнице того же учебного заведения Ольге Клыпиной. Удачное начало артистической карьеры неизменно вызывает зависть у коллег, не познавших столь яркий старт. Впрочем, злобный шепот всегда был присущ творческой среде. Злопыхатели сетовали на помощь, которую могли оказать его продвижению родственники жены-балерины ─ достаточно авторитетные и влиятельные люди в ГАБТ. При любом раскладе, несомненно, талантом и трудолюбием природа Павла Дмитриченко не обделила. Не замыкаясь на одной работе на сцене, молодой человек пробовал себя за стенами ГАБТ в бизнесе и не отказывался от общественной нагрузки.

Он торговал акциями на бирже, организовал интернет-магазин по продаже пищевых добавок, специальных кремов и аксессуаров для «балетных», открыл салон красоты. Еще он подрабатывал на подиуме в качестве модели. Несмотря на молодость, более опытные по жизни артисты театра доверили ему заниматься хозяйством дачного кооператива, в котором у них были нарезаны участки, назначив его председателем. Павел Дмитриченко явно зарекомендовал себя весьма деятельным человеком.

В стенах театра произошла роковая встреча, так круто изменившая его судьбу. В балетную труппу приняли юную балерину Анжелину Воронцову. Первым делом приказал долго жить его брак с Ольгой Клыпиной. Свой союз Павел Дмитриченко и Анжелина Воронцова предпочли официально не регистрировать, но своих близких отношений ни от кого не скрывали.

Своим появлением в ГАБТ балерина из Воронежа была обязана худруку Сергею Филину, который пригласил ее в Москву. В скором времени список ролей Воронцовой в балетных постановках достиг несчастливого числа 13 и застопорился. Дух конкуренции всегда витал над Большим театром, ранее приводя только к творческим конфликтам, раскалывавшим артистов на враждующие лагеря. Анжелина Воронцова считалась воспитанницей Николая Цискаридзе, одно время претендовавшего на роль худрука балетной труппы ГАБТ, но тогдашний директор Большого театра рассудил иначе. В театр он пригласил Сергея Филина и поручил ему заниматься балетной частью.

Цискаридзе и Филин прекрасно знакомы. Ранее никогда не были замечены в неприязненных отношениях друг к другу. Во всяком случае, на публике, но решение администрации театра привело к тому, что в труппе появились сторонники и противники обоих грандов балетной сцены. Павел Дмитриченко и Анжелина Воронцова оказались в лагере Цискаридзе.

В 2012 году, находясь с гастролями в Италии, Анжелина дала интервью британскому журналу Time. В нем она пожаловалась на тяжелую жизнь таланта в стенах ГАБТ ─ крошечная заработная плата, изнурительные гастроли, тяжелая закулисная борьба с «примами» за главные роли. Нечто подобное описывала в своих мемуарах Майя Плисецкая, вспоминая жизнь в Большом театре в 50-х годах. Ничто не изменилось. Время как бы замерло. Такие же разговоры велись Воронцовой дома на кухне. Только вместо журналистов ее внимательно слушал Павел Дмитриченко. Побудил его к решительным действиям очередной отказ администрации в предоставлении Воронцовой главной роли в балете «Баядерка». Несправедливое отношение к подруге Дмитриченко решил устранить радикальным способом.

Соседом по даче у него был ранее судимый Юрий Заруцкий. Именно он взялся устранить надолго, но не навсегда, Сергея Филина. В качестве орудия возмездия Заруцкий выбрал электролит для аккумуляторов. За свое участие в акции он попросил с артиста балета $1500. На место встречи с жертвой его подвез знакомый Андрей Липатов, зарабатывающий на жизнь «извозом». Дмитриченко оплатил поездку водителю курительными смесями, для чего занял 3000 рублей у одного из своих коллег. Следователям не заставило труда и времени довольно быстро распутать всю цепочку. Организатор и все участники нападения оказались в их руках.

Приговор Павлу Дмитриченко

Павел Дмитриченко и его подельники не удосужились договориться между собой о своих действиях на случай провала. Уже на суде, наученные адвокатами, они попытались изменить показания, но попытка оказалась неудачной. Суд им не поверил. Павел Дмитриченко вину в организации нападения на Сергея Филина, повлекшего нанесение тяжкого вреда его здоровью, не признал. По его словам, он много рассказывал своему другу о творимом администрацией ГАБТ «беспределе» ─ злоупотреблениями с выдаваемыми грантами, «откатами» от исполнителей главных ролей и прочих коррупционных деяниях, творимых Филином. Воспитанный на «понятиях», Заруцкий по своей инициативе предложил «грохнуть» зарвавшегося балетного администратора. Дмитриченко не возражал.

Прокуратура попросила у суда для него 9 лет колонии. Таганский районный суд вынес вердикт ─ 6 лет строгого режима. В марте 2014 года Московский городской суд «скостил» бывшему артисту балета 6 месяцев. После вынесения обвинительного приговора его уволили из театра. Отбывал наказание Павел Дмитриченко в колонии Рязанской области. В мае 2016 года он вышел за ее ворота, будучи условно-досрочно освобожденным. Казалось бы, история на этом закончилась, но…

Павел Дмитриченко — последние новости

Судьба развела всех участников конфликта по разные стороны. Причем, оставив им шанс вновь собраться вместе в ГАБТ. Директор театра Владимир Урин допустил появление в списке артистов труппы фамилии Павла Дмитриченко только после стандартного прохождения конкурсного отбора. Бывшая звезда балета после освобождения быстро набрал требуемую форму, упорно занимаясь у станка. Ему, как приглашенному артисту, даже предоставили возможность разок станцевать на сцене.

Сергей Филин долго лечился за границей, перенес массу операций. Полностью зрение ему восстановить не удалось. Администрация ГАБТ в лице нового директора Владимира Урина не стала продлевать с ним контракт. В 2016 году он стал художественным руководителем Молодежной программы Большого театра. После покушения на Филина, балерина Анжелина Воронцова летом 2013 года переехала в Санкт-Петербург, где приступила к репетициям в Михайловском театре. Ее карьера и личная жизнь сложилась вполне удачно. Ей регулярно дают главные роли. Она вышла замуж за дирижера Михаила Татаринова.

Павел Дмитриченко все же оказался ближе всех участников прошлого конфликта к ГАБТ. Летом этого года артисты театра выбрали его председателем своей первичной профсоюзной организации. Это его не первое появление в лице руководителя представительного органа творческих тружеников ГАБТ. Пока он находился в СИЗО весной 2013 года коллеги из балетной труппы также избрали его своим профсоюзным лидером, выдав ему мандат своего доверия. До сих пор многие коллеги считают обвинения в организации нападения сфальсифицированными и Дмитриченко невинно осужденным.

Конфликт между артистами и администрацией в действительности существовал. Решительность балетного мстителя было высоко оценена коллективом. Они посчитали его надежным способом противодействия действиям руководства. Тогда осуществить полномочия Дмитриченко помешал тюремный срок. Сегодня ему дан шанс по настоящему проявить себя на общественном поприще. Проблем накопилось не мало. Оперная труппа недовольна политикой администрации, постоянно приглашающих исполнителей со стороны, тем самым оставляя артистов, находящихся в штате, без работы и достойной их талантам зарплаты. Павел Дмитриченко уверен, что в его силах разрешить этот конфликт. Все надеются, что в этот раз он найдет способ, предложенный Трудовым кодексом.


Павел Дмитриченко родился в семье танцоров – родители его выступали в Государственном академическом ансамбле народного танца; именно по воле родителей Павел и сам занялся танцами. Сам Дмитриченко в детстве особой любви к танцам не испытывал, однако способности и впрямь демонстрировал неплохие.

Окончив Московскую академию хореографии, Павел поступил в труппу Большого театра. Изначально Дмитриченко планировал задержаться в Большом – да и в балете в целом – от силы на два года; за эти два года, однако, Павел сумел добиться довольно впечатляющих результатов и решил задержаться на сцене.

Молодого Дмитриченко называли чрезвычайно талантливым и перспективным танцором; ему регулярно доставались ведущие партии в довольно крупных и престижных спектаклях. К 2011-му Дмитриченко стал, фактически, ведущим солистом Государственного Академического Большого Театра.

в Большом Дмитриченко познакомился с балериной Анжелиной Воронцовой. Официального подтверждения многочисленным слухам о якобы завязавшемся между ними романе нет, однако многие знакомые танцора склонны считать, что определенная почва у этих слухов все же имелась.

Карьера Воронцовой сложилась не так хорошо, как у Дмитриченко; в 2009 году скончалась наставница балерины, Екатерина Максимова, после чего Анжелина перешла "под крыло" к Николаю Цискаридзе. Увы, особых плодов это сотрудничество не дало; некоторые склонны считать, что Воронцова смогла бы добиться куда большего, выступая под началом преподавателя женского пола. По одной из версий, именно сравнительно невысокий класс, демонстрировавшийся Анжелиной в последних её выступлениях, и стал причиной её конфликта с Сергеем Филиным; другая версия гласит, что Филин невзлюбил Воронцову еще в 2009-м, когда она отказал

ся поступать в его труппу. Так или иначе, отношения с Филиным у Воронцовой несколько не сложились.

Поздно вечером 17 января 2013-го на Сергея Филина было совершено нападение – некто неизвестный плеснул ему в лицо кислотой. Главным подозреваемым народная молва практически сразу сделала Николая Цискаридзе, нередко критиковавшего руководство театра и бывшего руководителем Воронцовой. Вскоре, однако, следствие установило, что вечером 17 января некто Юрий Заруцкий звонил от дома Филина Павлу Дмитриченко. Заруцкий уже был неоднократно судим и выглядел вполне подходящим кандидатом на исполнение подобного рода покушения. Позже следствие обратило внимание на еще одного телефонного собеседника Заруцкого – некоего Андрея Липатова.

В ночь с 5 на 6 марта Заруцкий, Липатов и Дмитриченко были задержаны. Все трое дали признательные показания сразу же; как оказалось, первый

собственно произвел нападение, второй выступил в качестве его водителя. Дмитриченко признался в том, что "заказал" Филина, хотя и оговорился, что нападение прошло не так, как он планировал. Наиболее вероятным мотивом считается обида за несправедливо притесняемую Воронцову – знакомые описывали Дмитриченко как человека чрезвычайно импульсивного, темпераментного и вполне способного на нечто в этом роде исключительно ради одной лишь мести.

Юристы утверждают, что определенные шансы избежать тюремного заключения у Павла Дмитриченко имеются – при определенных стараниях адвокаты его могут свести дело к менее тяжкой статье; на руку им играет прежде всего то, что повреждения Филин получил далеко не смертельные. Балетная карьера Павла, однако, закончена с вероятностью практически стопроцентной – и уже никакие врожденные способности не смогут вернуть Дмитриченко на сцену.

Павел Дмитриченко. Сцена из балета “Иван Грозный” в постановке Юрия Григоровича

Оперная часть труппы Большого театра позвала танцовщика Павла Дмитриченко (напомним, он провел три года в заключении по обвинению в организации покушения на прежнего худрука балетной труппы Сергея Филина) возглавить творческий профсоюз работников БТ.

О своих планах в новом качестве, а также о взглядах на нынешний театр Павел рассказал нам в эксклюзивном интервью.

- Итак, Павел, вас избрали главой профсоюза, если я правильно называю должность…

Председателем творческого профсоюза работников Большого театра.

- Несколько слов - что будет входить в ваши обязанности?

Это важно для самих артистов: видимо, назрели внутренние проблемы, если обратились ко мне за помощью… Я сейчас далек от каких-то внутренних их проблем, но встреча была две недели назад, мне об этих проблемах рассказали, и сейчас им нужна моя помощь именно с юридической точки зрения.

Потому что руководство театра, порою, не соблюдает свои же принятые правила, которые прописывались в коллективном договоре. И сейчас много проблем именно в оперной труппе. А я всегда открыт для помощи, люди меня в трудную минуту поддерживали, также и я готов поддержать коллег в качестве председателя.

- А вы всё это время продолжали оставаться сотрудником Большого театра? Эта линия не прерывалась?

Прерывалась. Профсоюз - это другая структура, она независимая, и является в большей степени надзорным органом над работодателем. Что до театра - я не стал возвращаться в него по одной простой причине: такого хамского отношения к артистам я не видел давно. Я дал себе слово, что в профессию вернусь только под руководством Николая Цискаридзе.

Да, но вы выходили в Большом еще летом на концерте, в номере из «Лебединого озера» с партией принца Зигфрида…

То, что я выходил на эту сцену, можно назвать возвращением в профессию. Но в театр, повторяю, я вернусь только под руководством Цискаридзе, так как только он имеет опыт общения с коллективом, имеет прекрасный вкус - кого приглашать из балетных и оперных постановщиков…

Только с ним возможен расцвет Большого театра. Это мое мнение.

- Так, а что конкретно произошло, что вас позвали?

Стали ущемляться права артистов. Я лежал с температурой, сам не знал, но артистами было инициировано собрание, и буквально вчера мне сообщили о том, что меня избрали. И вот сейчас я готов им помогать.

Профсоюзы в нашей стране исторически не столь сильны, как, скажем, на Западе. Это больше всегда было декорацией. А вот ваш профсоюз будет иметь реальную силу?

Да, наши профсоюзы совсем не те, что европейские. Но если обычно профсоюзы возглавляли зависимые от работодателя люди, то я как раз являюсь независимым лицом. У меня нет никаких интересов и страхов, относительно руководства Большого театра. Поэтому я буду строго действовать в рамках закона, строго в рамках коллективного договора, который сами работодатели и принимали. Недочетов очень много. Я о них знаю. Сейчас мы подбиваем статистику и будем требовать исполнения законодательных актов по линии трудового законодательства.

- Так какого характера проблемы?

Основная проблема в том, что работники оперного коллектива на основании договора не дополучают той работы, которую им обязан предоставлять работодатель. То есть руководству Большого проще пригласить на контракт кого-то со стороны, нежели задействовать своих сотрудников. И мы будем добиваться того, чтобы люди имели работу. Шутка ли: штатные сотрудники оперной труппы сидят без работы!

- Есть ли такая же проблема у балетной труппы?

Я еще не встречался с членами профсоюза, но, думаю, что проблема есть везде. Поэтому в ближайшие две недели я встречусь с балетной труппой и обсужу с ними их проблемы. В любом случае, я готов встать на их защиту. С удовольствием помогу.

Помните, МХАТ в свое время делился на Чехова и Горького как раз из-за того, что была слишком раздутая труппа. В Большом нет такого?

Нет, в Большом труппа не преувеличена. Более того, прописано самим работодателем, сколько он обязан давать работы своим сотрудникам, а сколько не обязан. И наша задача - ни воевать, ни какие-то там баррикады строить, а просто добиваться законности. Потому что в данный момент нарушается коллективный договор. Это нарушение закона. Будем вести диалог с…

- …с гендиректором Уриным?

Да. Диалог о том, чтобы он соблюдал трудовые нормы. На имя Урина будут обращения по наболевшим проблемам. Если руководство пойдет на диалог - услышит, признает свои нарушения, то проблема быстро решится.

- А если нет?

Если нет - дальше собирается комиссия, если и через нее не решаем - будем обращаться в суд. Почему ребята позвали меня: естественно у людей существует страх перед работодателем. А у меня нет никакого страха, и никогда не было. Поэтому я и стал председателем.

- То есть в ближайшее время вы выздоровеете, и проведете встречи?

Сначала мы уведомим вышестоящую организацию - профсоюз работников культуры о том, что я избран. Дальше мы уведомим работодателя, то есть гендиректора Урина официально (думаю, что он уже знает). А далее начнем работу, вот и всё…

- А вы с Уриным последнее время вообще общались? Нормально всё?

Последний раз мы общались прошлым летом, это было обычное общение, никаких контр, проблем не было…

- А можете ли вы - это многих интересует - выходить на сцену в качестве танцора?

Ну вот прошлым летом я выходил на сцену, потом случилась травма - я долго лечил колено. Сейчас лечение еще в процессе, и моя профессия танцовщика пока мною поставлена на паузу. Но карьеру я официально не закончил.

- Пауза, но временная?

На сей день - да, временная.

- Сколь сложно было себя удержать в форме в момент заключения и после? Это возможно теоретически?

Теоретически это невозможно. И я себя в форме и не удержал. Было сложно потом в эту форму войти. Силы духа хватало. Но организм не обманешь. Когда это вхождение в форму происходило, конечно, была дикая боль в связках, в суставах. Сидел на обезболивающих. Но цель была поставлена, и цель достигнута.

- Но вернемся: по вашему прогнозу проблему оперной труппы можно будет решить?

По моему прогнозу, любую проблему можно решить с помощью диалога. Если садятся два человека - один неглупый и второй неглупый – к единому решению они придут. Всегда найдут выход. А если у собеседника будет преобладать какой-то гонор, какая-то значимость, желание показать, что ты мне никто, а я сам всё могу, - то, конечно, будет сложно о чем-то договориться.

Но, надеюсь, люди все умные, выход найдут… потому что, когда недоволен коллектив, это может вылиться уже за рамки театра. Будем стараться решать это внутри. Спокойно. Тихо. Юридически грамотно.

Последний вопрос - в каком качестве Большой театр пребывает сейчас? Он на взлете, он стабилен, что вообще с ним?

Если брать двенадцать лет моей работы, то могу сказать коротко: бывало лучше. Мне есть, с чем сравнивать. Это если не вдаваться в подробности. То, что я видел за годы моей работы в Большом (имея ввиду и оперный репертуар, и балетный), - было лучше. То, что сейчас, это не самый лучший период жизни Большого.

- А «Нуреева» вы не видели?

Видел отрывками. Коротко: балет, созданный на скандале. Хотя ребята все работали на 100%, они молодцы, в любой ситуации так работают, труппа Большого считается лучшей во всем мире. И всегда такой будет. А что по сути спектакля - на вкус и цвет… кому-то нравится на сцене Большого театра голый мужик, кто-то это считает феерическим искусством. Кто-то считает, что Большой - это чистая классика.

А я считаю, что сцена Большого - это не экспериментальная сцена, это утвердившиеся каноны… сам танцовщик Нуриев прославился не тем, что пытались показать постановщики, а своим талантом. А личная жизнь каждого из нас - это наша личная жизнь, не нужно это на сцене показывать.