Подборы аккордов группы Shocking Blue. Биография Shocking blue перевод названия группы

Команда была основана в 1967 году гитаристом Робби Ван Ливеном, ветераном известной голландской рок-группы "Motion". Название "Shocking blue" было навеяно песней Эрика Клэптона "Electric Blue". Кроме Ван Ливена в группу входили барабанщик Корнелиус Ван Дер Бик, басист Клаассье Ван Дер Вал и вокалист Фред Де Вайлд. Первый сингл группы "Lucy Brown Is Back In Town", занявший 21-е место в голландском Топ 40, был выпущен на лейбле "Pink Elephant".

Однажды менеджер коллектива присутствовал на одной вечеринке, где выступала группа "Bumble Bees" с поразительной вокалисткой Мариской Верес, и решил, что она будет совершенным дополнением к "Shocking blue". Робби был тут же увлечен ее вокальным стилем, весьма отличающимся от других исполнителей. Мариска, наполовину венгерка, наполовину немка, часто пела со своим отцом, игравшем на скрипке в цыганском оркестре.

До приглашения в "Shocking Blue" она записала сольный сингл под названием "Topkapi" и набиралась опыта в различных группах. Она сменила Вайлда и, без сомнения, именно её вокал стал магнитом, притягивающим зрителей и слушателей; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как сказал Робби: "Когда пришла Мариска все сразу закрутилось, и один из первых синглов - "Venus" - стал великим хитом".

В Голландии "Venus" занял третье место, в то же время возглавив чарты в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии. Запись привлекла внимание недавно основанной американской компании "Colossus". Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с "Shocking blue" и был вознагражден за предприимчивость, когда "Venus" в феврале 1970 года оказался на вершине штатовских чартов. Само собой разумеется, что группа была чрезвычайно популярна у себя дома и имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады, в то время как их записи также имели хороший сбыт во Франции и Японии. Следующий сингл группы "Mighty Joe" стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах.

"Never Marry a Railroad Man" также возглавлял вершину голландских хит-парадов; за ним эту позицию занимали "Hello Darkness", "Shocking You", "Long Lonesome Road", "Blossom Lady" и "Inkpot". "Shocking Blue" успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с восточным звучанием индийского ситара.

Робби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько кавер-версий старых песен, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой. "Мы всё делали сами, а ди-джеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному". В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с группой играл гитарист Лео Ван Де Кеттеридж. Мариска, Робби, Корнелиус и Клаассье были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби Ван Ливен впал в депрессию. Его угнетали ограниченность успеха группы, в результате чего внутри "Shocking Blue" начали происходить ссоры.

Сначала ушел Клаассье, смененный в 1971-м Хенком Смитскампом. В 1973 году сам Ван Ливен на время покидал группу, а его место занимал Мартин Ван Вийк. Без Робби "Shocking Blue" ещё держались, но в 1974 году из группы ушла и Мариска, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась.

В середине семидесятых Робби вернулся в музыкальную индустрию с группой "Galaxy Lyn", более ориентированную на фолк и джаз, чем "Shocking Blue". Он также стал продюсером сольного сингла Маришки под названием "Too Young". Впоследствии Робби выпустил несколько хитов на студии "Mistral". Команда распалась в начале восьмидесятых, а в 1983 году гитарист переехал из Гааги в Люксембург, где и жил вдалеке от музыкального бизнеса. В 1996 году он вернулся в Голландию.

В 1979 Робби хотел возродить группу, но по некоторым причинам этого тогда не произошло. Однако в конце 1984-го "Shocking Blue" воссоединились и дали два концерта на фестивале "Back-to-the-Sixties". Они доказали, что достойны нашей памяти: ван Льювен всё ещё держит свой стиль, а Маришка обладает одним из самых замечательных женских голосов. А их интерпретация песен "Somebody To Love" и "White Rabbit" группы "Jefferson Airplane" - настолько же сильны, как и их собственные.

В сентябре 1993 года Маришка Верес решила вдохнуть в "Shocking Blue" новую жизнь. Но из бывших музыкантов в группу не вернулся никто. Робби ван Льювен разрешил Маришке оставить название "Shocking Blue" для её новой группы и даже стал продюсером CD-сингла "Body & Soul", выпущенного в 1994 году. Группа выступала на многих фестивалях шестидесятых и семидесятых годов, в основном в Германии.

Shocking Blue ("Шокин Блю" — шокирующий синий) — рок-группа из Голландии, наиболее известная своим хитом Venus, выпущенным в 1969 году. За недолгое время своего существования коллектив стал самым популярным в своей стране, но так и не добился широкой известности за ее пределами. Состав группы "Шокин Блю", ее история и дискография — далее в этой статье.

Создание

В голландский гитарист Робби ван Леувен, уже известный на Родине участием в группе The Motions, решил собрать собственный коллектив. Имена учасников "Шокин Блю" в исходном составе, помимо Леувена:

  • Фред де Вилде (вокал),
  • Клаше ван дер Уол (бас-гитара),
  • Корнелиус ван дер Бек (ударные).

Сам Робби занял место гитариста и выступил автором всех песен, им же было придумано и название для новоиспеченного ансамбля — сначала оно звучало как "Электрик Блю", по строчке из песни Эрика Клептона Strange Brew, но затем "электрический синий" превратился в "шокирующий". Это устроило всех участников группы. В таком составе музыканты выпустили два сингла и один альбом. На фото ниже представлена обложка этого альбома, который так и назывался — "Шокин Блю". Она интересна тем, что на ней можно увидеть исходный состав группы.

Приход Маришки Вереш

Однако и сами участники, и менеджер понимали — группе Shocking Blue чего-то не хватает. Тексты хорошие, аранжировки тоже, но в целом — музыка посредственная. И вот, в 1968 году, увидев на одной из музыкальных вечеринок выступление начинающей певицы Маришки Вереш, менеджер сразу понял, чего именно не хватало группе. Эта девушка с цыганскими, венгерскими, немецкими и русскими корнями обладала поистине уникальным вокалом, и менеджер предложил включить ее в состав вместо Фреда де Вилде. Участникам хватило одного прослушивания, чтобы немедленно согласиться. Ниже представлено фото "Шокин Блю", сделанное во время одного из первых выступлений с участием Маришки.

Успех группы с приходом вокалистки стал заметно расти — в новом составе "Шокин Блю" выпустили два достаточно успешных сингла, а затем на свет появился главный хит группы, по которому ее узнают по сей день.

Venus

Эта песня, выпущенная на сингле в 1969 году, явила собой музыкальную кавер-версию хита 1963 года The Banjo song, записанного группой The Big Three. Текст и новую аранжировку сочинил Робби ван Леувен. В Голландии, на родине музыкантов, песня заняла всего лишь третью строчку хит-парада, зато во Франции, Германии, Италии, Испании и Бельгии оказалась на первом месте. В 1969 году был выпущен второй альбом группы под названием At Home — и, разумеется, Venus была включена в его трек-лист. Это поспособствовало высоким продажам самого At Home, а так же нескольких следующих за ним синглов и альбомов.

Но настоящий успех к песне (и, соответственно, группе) пришел в 1970 году, когда глава американского лейбла Colossus Джерри Росс подписал контракт с "Шокин Блю" на выпуск американского сингла с песней Venus. Он не прогадал — хит занял первое место в главном американском чарте "Билборд 100" и не сходил с вершины нескольких других хит-парадов на протяжении нескольких месяцев. В этом году он вновь занял первое место в чартах Швейцарии и Бельгии и второе место в хит-парадах Австрии, Германии, Норвегии и Нидерландов. Увидеть исполнение самой известной песни "Шокин Блю" можно на видео, представленном ниже.

В России и странах бывшего СССР песню часто называют "Шизгара" — по звучанию строчки She"s got it, с которой начинается припев. Этому поспособствовала также песня отечественной рок-группы "Монгол Шуудан", которая записала свою версию песни на русском языке, но с сохранением оригинального английского припева, под названием "Шизгара".

Дальнейшее творчество и распад

Несмотря на новаторское звучание мелодий и неповторимый вокал в последующих композициях "Шокин Блю", повторить успех песни Venus группе больше не удалось. В стиле психоделических ансамблей того времени, Робби ван Леувен очень успешно соединял в своих аранжировках звучание ритм-энд-блюзовой гитары и индийского ситара, на котором играл самостоятельно. Некоторые композиции "Шокин Блю" были высоко оценены американской группой Jefferson Airplane, играющей в подобном музыкальном направлении, однако это никак не повлияло на их коммерческий успех.

С 1970 по 1971 год к коллективу присоединился еще один гитарист — Лео ван дер Кеттерей, и в этом составе музыканты успели посетить с гастролями несколько стран, в числе которых Южная Америка, Япония, Индонезия и Гонконг. Максимальная продажа пластинок в то время была отмечена на японском и французском музыкальных рынках. Но этот успех не удовлетворял Леувена — его мечта о больших выступлениях в США оставалась неосуществимой. Нарастающие на этой почве внутренние скандалы между участниками вынудили бас-гитариста Клаше ван дер Уола покинуть группу в 1971 году. На его место пришел Хенк Смитскамп.

Наконец, в 1973 году, основатель и автор всех песен группы Робби ван Леувен оставил "Шокин Блю". На его место пришел Мартин ван Вейк, также ставший гитаристом и автором песен. Под его началом, в последний год своего существования, "Шокин Блю" из психоделической превратилась в фанк-группу. Наконец, в 1974 году коллектив покинула и Маришка Вереш, решив заняться сольным творчеством. На этом существование самой знаменитой голландской рок-группы прекратилось. Единственным участником, прошедшим весь путь "Шокин Блю" от создания и до распада, оказался барабанщик Корнелиус ван дер Бек.

Попытка воссоединения

В 1979 году Робби ван Леувен предпринял попытку воссоединиться с группой. Он даже подготовил новый материал к записи, но никто из бывших участников не поддержал мысль о воскрешении "Шокин Блю". Однако спустя всего 4 года, в 1983-м, Маришка Вереш обратилась к Леувену за разрешением использовать название бывшей группы для ее нового коллектива. Он согласился, но все, что сделал новый состав "Шокин Блю", — это один сингл и два концерта в рамках фестиваля 1994 года "Назад в шестидесятые".

Дискография

В период существования с 1967 по 1974 год группа "Шокин Блю" выпустила 11 музыкальных альбомов. Помимо двух первых альбомов, упомянутых выше, ими стали:

  • Scorpio’s Dance (1970).
  • Third Album (1971).
  • Inkpot (1972).
  • Live in Japan (1972).
  • Attila (1972).
  • Eve and the Apple (1972).
  • Dream on Dreamer (1973).
  • Ham (1973).
  • Good Times (1974).

Робби ван Лeувен (Robbie van Leeuwen; 29 октября 1944, Гаага, Нидерланды) - гитара, ситар,
бэк-вокал (1967-1973)
Маришка Вереш (Mariska Veres; 1 октября 1947 - 2 декабря 2006, Гаага, Нидерланды) - вокал (1968-1974)
Клаше ван дер Вал (Klaasje van der Wal, 01 февраля 1949, Ла Хайе, Нидерланды) - бас-гитара (1967-1971)
Кор ван дер Бек (Cornelius van der Beek; 06 июня 1948, Роттердам, Нидерланды) - ударные (1967-1974)
История "Shocking Blue" неразрывно связана с Робби Ван Леувеном (Robbie van Leeuwen), родившимся 29 октября 1944 в Гааге. В первой половине 60-х, будучи под влиянием британского рока, Робби серьёзно углубился в музыкальные изыскания, а лучшего места для этого, чем группа "Motions", на тот момент в Голландии найти было просто невозможно (до "Motions" Робби промелькнул в "Ricochets" и "Atmospheres"). Большинство голландских групп первой половины 60-х, таких, как "Johnny Kendall & The Heralds", "ZZ & The Maskers", "The Hunters" и даже "Golden Earring", исполняли бит-рок, и только единицы, среди которых и были "Motions", гордо "нарезали" ритм-энд-блюз, в данном случае - в духе британских "модов". Но из-за конфликта с вокалистом группы Руди Беннетом в 1967 году Робби уходит и приступает к поиску единомышленников. Первым проектом на этом тернистом пути был "Six Young Riders", где вместе с Ван Леувеном играли Хенк Смитскамп (Henk Smitskamp) и Рене Ноделейк (Rene Nodelijk). Век его был недолгим, и в том же 1967 году Робби собрал новых музыкантов: вокалиста Фреда Де Вилда (Fred De Wild, ex.-"Hu & Hilltops"), басиста Клааше Ван Дер Вала (Klaasje van der Wai) и ударника Корнелиуса Ван Дер Беека (Cornelius van der Beek, ex.- "Sect", в некоторых источниках его имя пишется Cornelis, а чаще всего - просто Cor). На мысль о названии "Shocking Blue" Ван Леувена невольно натолкнул Эрик Клэптон. Некогда он имел неосторожность написать вещь "Electric Blue", которая и вдохновила нашего героя на подвиги. В этот период начались изменения в облике голландской рок-сцены. "Golden Earring" стали постепенно отходить от бит-рокового звучания в сторону блюза, а чуть позднее и хард-рока, начали приобретать широкую известность "Cuby & Blizzards" и "Q65", появились такие "крутые" в недалёком будущем группы, как "Harpers Bizarre", "Livin` Blues", "Ekseption", "Brainbox". Главные события этого рок-водоворота происходили в городе Гаага, из которого начинали свой путь и наши герои. Здесь следует заметить, что через несколько лет критики назовут Гаагу "голландским Ливерпулем" и "европейским Сан-Франциско".
В 1967 году вышел первый альбом "Beat With Us" (по другим сведениям, он назывался просто "The Shocking Blue"). По старой привычке выдержанный в "модовском" ритм-энд-блюзовом ключе, он чем-то напоминает музыку британских групп "The Who" и "Small Faces". Впрочем, для тех лет это было естественно. Нужно отметить оригинальную аранжировку песни, с которой началась карьера Элвиса Пресли - "That"s All Right (Mama)". Но это была ещё не та музыка, которую хотел играть Робби Ван Леувен, потому как взгляды его были устремлены западнее Лондона - в далёкий город Сан-Франциско. А там творилось что-то непонятное - хиппи, психоделия, рок-н-ролл, марихуана, ЛСД... Из этого коктейля, как грибы после дождя, начали появляться группы с новой, непривычной музыкой - "Grateful Dead", "Quicksilver Messenger Service", "Moby Grape", "Country Joe & The Fish" и, конечно же, непревзойденные "Jefferson Airplane". На этих калифорнийцев и решили равняться Робби и его команда.
В 1968 году был записан всего один сингл "Lucy Brown Is Back In Town" / "Fix Your Hair Darling", выдержанный, скорее, в традициях "Move" (и отчасти "Tomorrow"). Но основным событием года для группы стал уход Фреда Де Вилда. У того возникли проблемы, связанные со службой в армии, и Фред расстался с группой.
Ван Леувен давно втайне мечтал о женском вокале. Подходящую кандидатуру менеджер "Shocking Blue" Цeec Ван Леувен (Cees van Leeuwen) присмотрел на джазовом фестивале в Лусдрехте, а окончательно вопрос решился на тусовке, устроенной "Golden Earring" в честь их первого "хита №1". До этого замечательного события Маришка Вереш (Mariska Veres), а именно так звали новую участницу группы, успела поработать с "Blue Fighters", "Danny & Favourites", "Motowns", "Mysteres", "Bumble Bees". Из последней ее и переманили более ловкие "Shocking Blue". С переменами в составе пришла и новая стилистика: мелодические ходы в лучших традициях "Jefferson Airplane", мощная ритм-секция в духе "Rolling Stones", a Маришка своим голосом творила просто чудеса и спокойно могла конкурировать с Грэйс Слик или Дженис Джоплин. Нужно сказать, что дама сия была очень колоритной фигурой: дочь немки и венгерского цыгана, она воплотила в своём облике и голосе все лучшие качества этих народов. Кстати, её внешняя привлекательность сыграла не последнюю роль в успехе группы.
В 1969 году вышел альбом "At Home", с которого сами музыканты ведут отсчёт своей дискографии. Ко всем достоинствам группы прибавился ситар, которым Ван Леувен мастерски владел. Наибольший успех выпал синглу "Venus" - в феврале 1970 года он стремительно ворвался на верхние строчки хит-парадов в Англии, США и многих европейских стран. Это была серьёзная заявка на успех, но, к сожалению, триумф "Venus" оказал медвежью услугу "Shocking Blue". Многие - и совершенно напрасно - начали считать их "героями одного хита". Но в целом удача сопутствовала группе.
В 1970 году из-под пера "Shocking Blue" вышла очередная пластинка "Scorpio`s Dance", которую благодаря одноименной двухчастной композиции можно назвать квазиконцептуальной. Фирменный саунд охватывал самый широкий стилистический диапазон: это и хард-роковые риффы в "Send Me A Postcard", психоделик-блюз - "California Here I Come", "Demon Lover" и, наконец, фолк-психоделия "I Love Voodoo Music".
В январе 1971 года "Shocking Blue" начали запись следующего альбома. Здесь появляется новый персонаж - второй гитарист Лео Ван Дер Кеттери (Leo van der Kettery). Вышедший в марте 71-го, "The Third Album" стал подлинным шедевром европейского варианта "рока западного побережья". Интересно, что, в отличие от большинства своих коллег, музыканты "Shocking Blue" не имели никакого отношения к культу наркотиков, царившему в те времена. Это, конечно, не шло на пользу имиджу, но зато "Shocking Blue", как и Тед Ньюджент, Майк Пинера, или, скажем, музыканты "Jethro Tull", больше сил и времени уделяли творчеству, а не попойкам и оргиям. Правда, случилось так, что творческий взлёт совпал с первыми трудностями: устав от гонки последних лет, из группы ушел Ван Дер Вал (в "Antilope"), а вместе с ним и Ван Дер Кеттери. Их место занял старый знакомый группы, бывший басист групп "Willy & Giants", "Motions", "Sandy Coast", "Six Young Riders" и "Livin` Blues" - Хенк Смитскамп. Он придал группе новый заряд созидательной энергии, которая в 72-м материализовалась в виде двух новых студийных альбомов ("Inkpot" и "Attila") и "живом" "Live In Japan". Концертник отлично показывает работу группы без студийных наворотов - как говорится, что умеем, то и играем. А нужно сказать, они были способны на многое, и удивительно, что этот альбом до сих пор застрял в списке раритетов. К этому моменту "Shocking Blue" объехали фактически весь цивилизованный мир - от США до Индонезии и Южной Америки.
К примеру, в Штатах "Shocking Blue" выступали в одной связке со тогдашними звёздами первой величины - "Sly & The Family Stone" и "Three Dog Night".
В 1973 году вышел очередной альбом "Dream On Dreamer", принёсший явный крен в фолк-роковое звучание. И в это же время у "Shocking Blue" случился первый большой провал: критики просто разорвали на кусочки новый сингл с песней "Let Me Carry Your Bag". Внутри группы резко возросло напряжение, Ван Леувен был на пределе, ведь он писал весь материал - четыре альбома за полтора года, масса синглов, многочисленные гастроли, плюс ко всему давление со стороны фирмы звукозаписи... В общем, вконец умотавшись, капитан покинул корабль. О сольном плавании экс-лидера группы - чуть позднее, а пока продолжим сагу о "Shocking Blue".
В 1974 году на место гитариста заступил Мартин Ван Вийк (Martin van Wijk), известный своей работой в двух голландских группах - "Fairy Tale" и "Jupiier". Он на удивление быстро стал лидером "Shocking Blue", и новый материал уже был результатом его изысканий. Нужно сказать, что Мартин успешно внёс в музыку "Shocking Blue" некоторую долю глэм-рока и фанка. И хотя на первый взгляд эти стили не совсем вписывались в традиции группы, назвать альбом "Good Times" белой вороной язык просто не поворачивается. На память об отколовшемся Ван Леувене в новый альбом включили песню "Nashville Rebel" - одну из последних его записей для группы. Процесс распада, вызванный уходом патриарха группы, остановить не удалось. В 1974 году Маришка начала сольную карьеру, Хенк перебрался в "Livin` Blues", а Кор и Мартин затеяли совместный проект "Lemming". Чуть позднее Кор последовал примеру Смитскампа и также влился в ряды "Livin` Blues", которые от этого приобретения только выиграли. После года работы с "Livin` Blues" Кор переместился в "Headline".
В 75-м вышел последний сингл "Gonna Sing My Song", который поставил жирную точку в истории "Shocking Blue". Робби Ван Леувен собрал новую экспериментальную группу "Galaxy Lin". Следующей остановкой на творческом пути Робби в конце 70-х стал проект "Mistral". Результат его - три сингла, и на всех трёх пели разные вокалистки - Сильвия Ван Астен, Маришка Вереш и на самом знаменитом - "Starship 109" - Мариан Шаттеляйн.
В 1984 году "Shocking Blue" собрались, чтобы выступить на фестивале "Back-To-The-Sixties-Festival" в Ден Босх, вместе с "Q65" и другими менее известными голландскими группами. Вдобавок к старым хитам "Shocking Blue" "нарезали" два легендарных номера: "Somebody To Love" и "White Rabbit" - самые известные хиты "Jefferson Airplane". В честь возрождения группы музыканты записали новый сингл "Jury And the Judge" / "I`m Hanging On To Love", который вышел в 1986 году. После чего группа исчезла с горизонта.
В начале 90-х Маришка Вереш возобновила музыкальную деятельность в джаз-роковом ключе со своей группой "Mariska Veres Shocking Jazz Quintet". В течение четырёх дней с 10 по 13 ноября 1992 года, музыканты записали альбом, который можно было послушать уже в начале 1993 года. Над названием долго голову не ломали: "Shocking You!" - одна из лучших песен в репертуаре "Shocking Blue" отлично подошла на эту роль. В альбоме рядом со старыми боевиками "Shocking Blue", удобно расположились кавер-версии песен "Golden Earring", "Jefferson Airplane", "The Zombies", "The Kinks" (все выполненные в стиле легкого джаза). Воодушевленная собственной удачей, а 1993 году певица заручилась поддержкой Robbie van Leeuwen`a и собрала новую версию "Shocking Blue". Компанию ей составили: гитарист Андре ван Гелдорп (Andre van Geldorp), клавишник Михаел Эсхаузир (Michael Eschauzier), Берт Мёлинк (Bert Meulink, бас-гитарист из "джаз-квинтета" Вереш), на ударных играл Гербен Де Брюйн (Gerben de Bruijn). Группа активно выступала по всей Европе, особенным успехом их концерты пользовались в Германии, Англии и Бельгии, и, естественно, в Голландии. Не обошлось и без изменений состава: 1994 году появился новый басист Пол Хеппенер (Paul Heppener), а через четыре года поменялся ударник. Вообще-то с апреля по ноябрь 98-го это место делили Джеф Ван Вин (Jeff van Veen) и Михаел Шрёдер (Michael Schreuder), но в конце концов остался последний. Не обошлось и без нового материала - в 1994 вышел сингл группы "Body And Soul"/"Angel". Robbie van Leeuwen решил тряхнуть стариной и присоединился к группе, но только в роли продюсера. Маришка периодически выступала на Олди-Фестивалях в Голландии и даже записала несколько синглов с Питером Теттероо, лидер-вокалистом другой знаменитой голландской группы 60-х, "Tee Set". Легендарная солистка "Shocking Blue" умерла от рака в возрасте 59 лет, дома в Нидерландах. Случилось это 3 декабря 2006 года...

По материалам «Рок-энциклопедий»