Сообщение на тему религиозные войны во франции. XXVI. Религиозные войны во Франции и Нантский эдикт


Генрих III
Франсуа Анжуйский
Екатерина Медичи
Франсуа де Гиз
Генрих де Гиз
Анн де Монморанси
Жак Сент-Андре Антуан де Бурбон
Генрих Наваррский
Людовик I Конде
Генрих I Конде
Гаспар II де Колиньи
Жан Польтро де Мере
Вильгельм I Оранский Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
Французские религиозные войны
1-7-я войны
1562-63 Сен-Жерменский эдикт Васси Руан Дрё Орлеан Амбуазский мир
1567-68 Сен-Дени Шартр
1568-70 Жарнак Ла-Рош-л"Абей Ортез Монконтур
1572-73 Монс Варфоломеевская ночь Сансер Ла-Рошель
1574-76 Эдикт в Болье
1576-77 Бержеракский договор
1579-80 Договор в Ле-Фле Война трёх Генрихов Франко-испанская война (1595-1598) Гугенотские восстания
1621-22 Сомюр Сен-Жан-д’Анжели Ла-Рошель Монтобан Руайан Негрепелисс Монпелье Ре Договор в Монпелье
1625 Блаве Ре Парижский эдикт (1626)
1627-29 Сен-Мартен-де-Ре Ла-Рошель Прива Алес Монтобан Алесский эдикт

Религиозные или гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа , с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде , Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи , во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы . На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский - католиков. Войны закончились восшествием перешедшего в католицизм Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Реформаты вскоре были известны как сакраменталы, потому что они отрицали настоящее присутствие в Таинстве Вечери Господней и вместо этого подчеркивали только духовное присутствие Христа в служении причастия. Критика учения о Вечере Господней была отнюдь не просто академической. В церквях были установлены драгоценные таинственные дома, в которых появились процессии Корпус-Кристи. Венок был торжественно перенесен по улицам в прекрасной монархии, а все дома были украшены цветами и красочными одеялами.

Присутствие Бога в Освященном Воинстве означало для Церкви уверенность в том, что Бог был среди Его людей. Благодаря галльским свободам, французская церковь была в значительной степени независима от Рима, и король был главой церкви, гарантируя хорошие отношения между нацией и Богом. В поклонении хозяину также играли поклонение королю. Если реформат отрекся от физического присутствия Бога в Освященном Воинстве, это было одновременно нападением на любимые церковные обычаи и широко распространенным благочестием, а также оскорблением Бога и Короля.

Предыстория 1559-1562

Поводом к первой войне послужил Амбуазский заговор и его жестокое подавление Гизами. После прихода к власти Франциска II фактическое руководство страной стал осуществлять род Гизов во главе с герцогом Франсуа де Гизом и его братом кардиналом Шарлем Лотарингским , которые увеличили масштабы преследования гугенотов , введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был осуждён и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). Среди высшей французской аристократии было очень сильно недовольство Гизами. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди. Они хотели захватить короля и арестовать Гизов. Эти события и вошли в историю как Амбуазский заговор . Узнав о попытке переворота, Гизы пошли на уступки: 8 марта они приняли закон, запрещающий религиозные гонения. Но вскоре Гизы отменили Мартовский эдикт и жестоко расправились с заговорщиками. Принц Конде был арестован и приговорён к смерти. Его спасла лишь внезапная кончина Франциска II 5 декабря . Суть самого заговора состояла в том, что раздражённые влиянием Гизов на молодого короля Франциска II и королеву Марию Стюарт (которая была из Гизов по матери), гугеноты, во главе с принцем Конде, планировали выкрасть монарха прямо из Амбуазского замка .

Плакаты были богохульством и в то же время величественными. Подстрекав Бога, они угрожали Франции, и царь должен был отвратить гнев и наказание Бога от народа. Для Кальвина месса была идолопоклонством, потому что священник на алтаре повторил жертву Христа на Голгофе, превращая хлеб и вино во плоти и кровь Христа на празднование Евхаристического праздника. По его мнению, реформатам не разрешалось посещать мессу. Кроме того, католическое почитание Богоматери и святого резко критиковали Кальвина. Он хотел удалить фотографии и статуи святых из церквей, но он и его преемник Беза строго воспротивились любому иконоборчеству и вандализму.

На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX , а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи . Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями (Генеральные штаты в Орлеане и Понтуазе , диспут в Пуасси 1561). В январе был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт , по которому гугеноты могли исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и сторонники прежней власти, недовольные уступками протестантам и ростом влияния Конде, образовали т. н. «триумвират» (Ф. де Гиз - Монморанси - Сент-Андре). Триумвиры начали переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов.

Запрет на изображения в реформатских церквях не означает, что картины и статуи святых должны быть разбиты. Когда королева Наварры захотела разрешить реформатских проповедников в деревни, Беза посоветовала ей закрыть все церкви и охраняться, зная, что иконоборцы приведут к реформатам плохую репутацию. Еретики были сожжены, и все те, кто помогал им, были приговорены к смертной казни. Их предатели, с другой стороны, получили четверть имущества осужденных в качестве награды. Многие реформаты бежали в Страсбург и Женеву.

Тем не менее постепенно сформировались небольшие реформатские общины во Франции. Реформатор советовал церквям быть мирными, даже если их преследовали. Он пытался помочь мученику, среди прочего, просить о помощи от реформированных швейцарских кантонов и протестантских немецких князей. У Франции не было постоянной армии. Король был зависим от наемников. У Кальвина была возможность поставить короля под давление. Но эта дипломатия не всегда срабатывала. Тем не менее реформатские конгрегации быстро росли, и особенно две демографические группы присоединились к Реформации: дворянство и молодежь.

Первая война 1562-1563

Четвёртая война 1572-1573

За время после Сен-Жерменского мира Колиньи овладел доверием короля, что вызывало раздражение как королевы-матери, так и Гизов. Бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа обернулось страшной резнёй гугенотов на улицах Парижа и других городов, вошедшей в историю как Варфоломеевская ночь . Среди жертв насилия был и Колиньи. Особенностью конфликта стало фактическое отсутствие полевых боевых действий и сражений. Война свелась главным образом к двум осадам - Ла-Рошели и Сансерра . Попытки выбить гугенотов из Сансера и Ла-Рошели, впрочем, закончились безрезультатно. В 1573 году был издан эдикт, подтвердивший право гугенотов на отправление протестантских обрядов в Ла-Рошели, Монтобане и Ниме.

Пасторы сообщили о службах с несколькими тысячами посетителей. Таким образом, реформатские люди появились на публике и все чаще проявляли определенную уверенность в себе, которая интерпретировала католическое большинство как наглость. Кроме того, у этих двух групп новообращенных было то, что они не хотели сдаваться. Поскольку он не был способен управлять, семья Гиза взяла на себя государственные дела. Принцу, который согласно конституции должен был помочь молодому королю, был Антон фон Бурбон, единственный взрослый принц в наследство.

У него были явные симпатии к реформатам, и поэтому он не был приемлемым для тех, кто был у Гуиса. Кальвин писал Бурбону, если он мог взять на себя регентство, потому что это могло бы сделать реформатские церкви мощным сторонником. Антон фон Бурбон, однако, был не совсем рожденным лидером, и он сильно разочаровал церкви и Кальвина. Мать была Иоганна Альбре, королева Наварры. Насколько она могла, она также обеспечила, чтобы Генрих и его сестра Кэтрин де Бурбон получили образование в протестантской вере.

Пятая война 1574-1576

Война вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III , который приблизил себя к Гизам браком с Луизой Лотарингской . Новый король не контролировал регионы: в Шампань вторгся пфальцграф Иоганн , южными провинциями самоуправно заведовал Анри де Монморанси . В отличие от предыдущих конфликтов, в этом помимо ультракатоликов и гугенотов участвовала умеренно-католическая

Когда высокая дворянина частично превратилась в протестантизм, во Франции появилась политическая «партия», последователей которой называли гугенотами. До сих пор еретиков во Франции называли лютеранами. Самыми сильными представителями гугенотов были Иоганна Альбре, принц Людвиг из Конде, младший брат Антона фон Бурбона и адмирал Франции Гаспар из Колиньи. Колиньи принадлежал к третьему могущественному семейному клану, семье Монморанси. Эти трое, Джоанна Альбре, Конде и Колиньи должны были направить судьбу гугенотов на следующие двенадцать лет.

Начавшаяся в Германии Реформация сразу же получила отклик во Франции. Но здесь ее поддерживали пока лишь в крупных городах студенты университета, ремесленники, подмастерья. Новый этап наступил в 40-х гг. 16 в., когда в королевстве начали распространяться идеи Жана Кальвина - французского реформатора, бежавшего в Женеву, ставшую со временем столицей нового вероучения - кальвинизма. Оно объединило купцов и предпринимателей, дворян и образованных чиновников. Кальвинисты отличались нетерпимостью к инакомыслящим, будь то «паписты»-католики или атеисты.

Другими словами, они были последователями католической Европы. Между гугенотами и арка-католиками были королевская семья Валуа и многие чиновники, которые хотели бы получить галликанскую свободу церкви. Они не хотели подчиняться ни папе, ни испанскому королю и пытались обеспечить независимость Франции. Его мать Кэтрин Медичи стала Регентом. По-видимому, Катарина поняла, что нельзя преследовать реформатов с наследственными успехами. С другой стороны, семья Гиза хотела католическую Европу под руководством Испании и Папы Римского.

Их духовно-католическая партия не интересовалась миром. Неудивительно, что герцог Френсис из Гиза сломал долгожданный мир в марте, когда он совершил набег на реформированную церковную службу в городе Васси силой оружия. Было несколько убитых и раненых; Ее преступление состояло в том, чтобы поклоняться в сарае в городе. После январского декрета реформатские богослужения разрешались только за пределами городов. В первой войне принц де Конде потребовал выполнения январского эдикта, который помешал католической партии против воли короны и объявил войну плохим советникам королевской семьи.

В 1547 г. королем стал Генрих II. Он, как и его предшественник, считал, что предающий старую религию предаст и короля. При нем большим влиянием пользовалось семейство Гизов, герцогов лотарингских. Франция оказалась втянутой в новый виток нескончаемых войн за итальянские земли. Союзником короля выступил римский папа. Во многом этим объясняется усиление гонений на еретиков. При парижском парламенте (верховном суде) была создана особая «Огненная палата».

Политическая католическая партия во Франции, возглавляемая семьей Гиза, гарантировала, что гугеноты должны были защищаться снова и снова. Войны продолжались и продолжались, потому что только королевская семья и королевские власти желали мира, но они были слишком слабы, чтобы довести это до конца. Дэвис: ритуальный характер насилия. Обе стороны хотели очистить землю, гугенотов от идолопоклонства и католиков от осквернения через ересь. Гугеноты опустошили церкви, преследовали священников и издевались над традиционными обрядами.

Хозяева называли их «богом теста», отказываясь посещать процессии в Корпус-Кристи и не украшая их дома. Из Женевы и Кальвин, и Беза пытались предотвратить вандализм, и пасторы и пресвитеры сделали все возможное, но многие новые новообращенные все еще были в их Бекеннервуте на иконоборчестве. Израильтяне, уничтожившие жертвенники Ваала и Астарты, служили образцами для них. Католики, скорее всего, нападали на людей - гугеноты имели в большинстве своем Библию культовый объект, который мог быть поврежден.

Тем не менее число гугенотов (от нем Eidgenossen - товарищ, так называли себя швейцарские реформаторы) росло с каждым днем. Под их знамена стекались аристократы, оттертые от трона «безродными» Гизами (лотарингцы не состояли в прямом родстве с королем); сеньоры, лишенные королевской администрацией былой феодальной власти; горожане, недовольные ростом налогов и потерей былых вольностей.

Это было фактически «свято» для обоих противников, но, тем не менее, есть сообщения о том, что Библии были уничтожены. После убийственного нападения на «еретиков» их тела были брошены в реки, чтобы очистить их. У огня и воды была очищающая сила. Часто трупы также были опозорены, их уши, носы и половые органы отрезаны, или их животы срезаны. Гугенотов, однако, также убили. Тела бросали их в колодцы. Около 30 человек были убиты. В связи с религиозными праздниками и шествиями часто случались насильственные излишества.

В дополнение к процессам в Корпус-Кристи, упомянутым выше, каждое католическое празднование могло вызвать насмешки и издевательства над гугенотами, а поклонение гугенотам с громкой песней Псалтири вызвало гнев католиков. Население в Париже было чрезвычайно католическим и привязано к семье Гиза. В Париже были католические проповедники ненависти, которые звонили с кафедры, чтобы вырезать ересь из здорового тела, как рак. Таким образом, они препятствовали любому пониманию человечества между религиями.

Денег на войну с Испанией не хватало, и после длительных переговоров в 1559 г. был заключен мир. Франция лишилась всех своих итальянских завоеваний, в страну вернулись тысячи озлобленных дворян, не получивших ни земель, ни жалованья и готовых вновь взяться за оружие: оппозиция набирала силу. Закончив войну, король намеревался расправиться с внутренними врагами. Но случилось непредвиденное: во время турнира по случаю бракосочетания его дочери с испанским королем Генрих II был смертельно ранен обломком копья. К власти пришел его 15-летний сын Франциск II, женатый на племяннице Гизов (Марии Стюарт), влияние которых на короля было абсолютным.

Парижане уже были вооружены, и из страха предателей в городских стенах они шли из дома в дом, убивая всех найденных гугенотов. Эта атака рассматривается как своего рода «генеральная репетиция» для ночи Бартоломью. Благородство восстало против испанского короля и герцога Альбы во главе с Уильямом Оранским. Восстание в Нидерландах было борьбой за свободу, но Уильям Оранский искал поддержки у королевы Англии и французских гугенотов. Появился общий протестантский союз против католической Испании и Папы Римского.

Брат Уильяма Оранского, Людвиг фон Нассау-Дилленбург, сражался бок о бок с гугенотами во Франции, а гугеноты, в свою очередь, были готовы сражаться против Испании в Нидерландах. Поэтому у Колиньи были личные причины, чтобы помочь собратьям-единоверцам в Нидерландах, но то, что он действительно хотел, было участие Франции в войне.

Дворяне-гугеноты во главе с Бурбонами, ближайшими родственниками королевского дома, составили заговор против узурпаторов. Попытка переворота не удалась, рядовые участники его были казнены в городе Амбуазе. Однако торжество Гизов было недолговечным - Франциск II умер в 1560 г.

Его сменил несовершеннолетний брат Карл IX. Королева-мать Екатерина Медичи предпочитала лавировать между могущественными кланами Гизов и Бурбонов. В январе 1562 г. был издан «Эдикт терпимости» - гугенотам разрешались богослужения вне городских стен. Но искоренить взаимную ненависть правительство не могло: католики преследовали кальвинистов, а гугеноты там, где они были в большинстве, - католиков. 1 марта 1562 г. Франсуа Гиз разогнал молитвенное собрание гугенотов в городе Васси. Католический Париж с восторгом встречал защитника веры. Для гугенотов же расправа над безоружными дворянскими семьями послужила сигналом к давно готовившемуся восстанию - они захватили Лион, Руан, Орлеан, Бордо и другие города. Страна была втянута в затяжные религиозные войны (1562-1594).

Он надеялся преодолеть раскол дворянства у католиков и гугенотов с общей национальной задачей. Если дворянство сражалось за границей, Франция могла бы достичь мира внутри. Во Франции Реформация привела к жестоким гражданским войнам. Французские протестанты, гугеноты, столкнулись с католиками. Но были и политические причины религиозных причин.

Большое влияние на ее сыновей оказала ее мать Кэтрин Медичи. Католическая королевская семья преследовала гугенотов. Он был поддержан католическим дворянством в сильной семье Гиз, которая также боролась за политическую власть, а также за испанского короля.

На первом этапе (1562-1570) англичане и немецкие князья помогали гугенотам, папа и король Испании Филипп II - католикам. Базой гугенотов стали провинции, относительно недавно присоединенные к Франции, более бедные, но сохранившие большие права и свободы. Кальвинисты никогда не превышали десятой части населения, но они отличались организованностью и решительностью. Им случалось терпеть поражения, но быстро удавалось оправиться - и новая армия, набранная из южных дворян, опять угрожала Парижу.

Они сопротивлялись под руководством адмирала де Колиньи. Но у герцога Гиза были гугеноты местной общины, убитые в «кровавой битве Васси». Это вызвало войны в гугенотах. Сначала гугеноты были успешными. Кэтрин де Медичи, мать королевы, уничтожила тысячи гугенотов, которые собрались на свадьбу в результате резни, также называемой парижской резней.

Станьте королем Франции. Как обсуждалось, Генри Наваррский был его преемником. Священная лига не признала его своим королем, что вызвало дальнейшую борьбу. Центральная власть усилилась от войн и стала монархией. Государственная власть лежит в руках одного человека. Это может быть король, император или даже фараон. В отличие от Республики. расширен.

Впрочем, аристократы - «гугеноты политические» имели иные цели, чем пасторы - «гугеноты религиозные»; дворяне и горожане подозревали друг друга в сговоре с католиками, рьяные кальвинисты из числа ремесленников и торговцев старались вырвать власть у «отцов города», обвиняя их в измене делу веры. Еще больше противоречий было в лагере католиков - вожди открыто враждовали друг с другом, а основной задачей короля было свести на нет результаты военных побед своих соперников. Правительство продолжало придерживаться старой тактики, опасаясь чрезмерного усиления одной из сторон.

Указ о постановлении или закон. от Нанта, наконец, закончились войны гугенотов. Он предоставил свободу убеждений гугенотов, но тем не менее сделал католицизм государственной религией. В результате сотни тысяч гугенотов бежали в Нидерланды, Швейцарию и Пруссию.

Во-первых, религиозное разделение и насилие после Реформации, а также усилия Франции по восстановлению единства или сохранению плюрализма. Не нужно возвращаться к катарам или вальденсам, двум «геральдическим движениям» в конце средневековья, чьи центры были, среди прочего, во Франции.

После нескольких войн по договору, заключенному в 1570 г., гугеноты, незадолго до этого потерпевшие ряд поражений, все же упрочили свои позиции. Им было разрешено проводить богослужения в предместьях крупных городов, признавалась их власть над несколькими крепостями на юге и над портом Ла-Рошель. Большие надежды гугеноты возлагали на адмирала Колиньи, призванного ко двору. Он предложил план разрешения конфликта - сплотить воинственное дворянство в королевской национальной армии, которая двинется на помощь Нидерландам, восставшим против Филиппа II. Екатерина Медичи решила подкрепить мирный договор, выдав свою дочь Маргариту за предводителя гугенотов Генриха Бурбона, короля Наварры. Королева хотела ослабить влияние Гизов, держать под контролем Бурбонов и привлечь ко двору мятежное дворянство.

На свадьбу съехался весь цвет гугенотского дворянства. Приехав в столицу победителями, они столкнулись с глухой ненавистью парижан. Уже после свадьбы на адмирала Колиньи было совершено покушение, следы указывали на причастность Гизов к заговору.

Ночью 24 августа, в праздник святого Варфоломея, ударил набат - дворяне, сторонники Гизов и других католических принцев, вместе с вооруженными парижанами начали избиение гугенотов, чьи дома еще накануне были отмечены крестами. Число жертв превышало тысячу человек - дворяне, прибывшие на свадьбу, буржуа, подозреваемые в кальвинизме, их жены и дети. Генрих Бурбон спасся, отрекшись от веры. Убийства продолжались еще несколько дней, перекинувшись в провинцию. 26 августа правительство разослало письма, где объяснялось, что король подавил попытку гугенотского заговора.

На современников эти события произвели громадное впечатление. Дело было не только в вероломстве или жестокости (такие погромы бывали и раньше, например, в 1566 г. в ночь святого Михаила гугеноты города Нима вырезали всех католиков), но в том, что нарушен был от века установленный порядок. Религиозное рвение оказалось сильнее сословных границ - одни дворяне убивали других, объединившись с плебеями, и все это делалось с согласия короля. Считается, что королева затеяла резню, желая устранить опасного Колиньи, покончить одним ударом с гугенотами. Но Варфоломеевская ночь не была придворной интригой. Сотни тысяч парижан были ослеплены страхом. Они боялись гугенотов, так как помнили, какие бесчинства творили они в округе Парижа во время войн; думали, что эти заносчивые южане, проникнув в Париж, откроют ворота наемникам, чтобы отомстить за своих единоверцев. Боялись Бога: гугеноты громили церкви, разбивали статуи Девы Марии; проповедники кричали, что небесный гнев обрушится на город, где заключен нечестивый брак католички с еретиком. В гугенотах видели мятежников, виновных в неисчислимых бедствиях войн. Генрих Гиз, овеянный славой защитника веры и покровителя Парижа, умело воспользовался настроениями горожан, чтобы удержаться у власти. Правительство оказалось бессильным против массовой вспышки ненависти и фанатизма, но сочло, что лучше прослыть коварным, чем беспомощным.

Как бы то ни было, прекратить религиозные войны не удалось. На втором их этапе (1572-1576) гугеноты действовали еще решительнее. Они объявили короля тираном, желавшим уничтожить лучших людей страны. А борьба с тираном - святое право и обязанность народа, т. е. дворян. Так писали многочисленные гугенотские памфлетисты, призывая вернуть времена первых королей, когда ни правители, ни их чиновники не покушались на свободу - на феодальные права сеньоров и вольности городов. Гугенотам удалось создать независимую конфедерацию на юге страны.

На коронации в Реймсе (1575) с головы Генриха III, сменившего умершего брата, упала корона. Современники увидели в этом дурной знак. Действительно, положение короля было трудным. Гугеноты, которых возглавил вернувшийся в кальвинизм Генрих Бурбон, стали хозяевами почти трети страны. Королевские губернаторы отказывались считаться с правительством. В 1576 г. дворяне и города Севера объединились в Католическую лигу, которую возглавил Генрих Гиз. Цель лиги - борьба за сохранение веры, поскольку правительство оказалось не в состоянии справиться с гугенотами; борьба за восстановление старых вольностей, за отмену несправедливых налогов. На третьем этапе войны (1577-1594) королевской власти пришлось бороться на два фронта - против гугенотской конфедерации и против Католической лиги, походивших друг на друга как требованиями, так и составом участников.

Генрих III, чтобы нейтрализовать Католическую лигу, объявил себя ее главой. Он издавал грозные эдикты против гугенотов, собирал деньги на борьбу с ними, вел войны, но при этом меньше всего желал их полного разгрома, видя в них противовес католическим феодалам. При этом король поступал как ревностный католик - покровительствовал новым орденам и братствам, учредил орден Святого духа и награждал им дворян, которых хотел приблизить к себе. Король был щедр и к своим любимцам из числа провинциальных дворян, раздавал пенсии, устраивал пышные балы и праздники. Как и Екатерина Медичи, он стремился превратить строптивых сеньоров в послушных придворных. Генрих III предпринял крупную денежную и финансовую реформы, создавал новые должности для чиновников, старался провести в муниципалитеты своих ставленников. Эти меры были призваны укрепить базу королевской власти, ослабить враждебною абсолютизму силы - феодальные группировки, власть сеньоров, вольницу городов, но для этого требовались огромные деньги, которые он занимал у итальянских финансистов, давая им на откуп все новые налоги (они были тем тяжелее, чем меньшая территория оставалась под контролем короля).

Число недовольных росло с каждым днем - короля открыто называли тираном, лицемером, потворствовавшим ереси, безвольной игрушкой в руках развратных фаворитов и итальянских мошенников. В 1584 г., когда умер младший брат Генриха III, наследником бездетного короля стал Генрих Бурбон. Характерно, что гугенотские памфлетисты сразу прекратили призывы к борьбе с тиранами, зато вновь подняла голову Католическая лига. Парижские буржуа, священники, доктора университета, некоторые чиновники создали свою лигу, стараясь не отстать от дворян. Совет, куда входили представители шестнадцати кварталов, готовил восстание. Оно началось 12 мая 1588 г., когда король ввел в город войска, нарушив тем самым старую привилегию Парижа. Улицы были перекрыты баррикадами, кварталы патрулировались городским ополчением. На улицы вышли и те, на кого рассчитывал король, - городская солидарность оказалась пока сильнее преданности королю. Генрих III бежал из столицы, дворяне и чиновники переходили на сторону лиги, созванные Генеральные штаты в деньгах королю отказали, но вынудили объявить войну наследнику

Наконец король решился - Генрих Гиз был убит. Вероломное убийство вызвало бурю возмущения. Большинство городов отказались повиноваться, а Парижский университет призвал к священной войне с «богопротивной тиранией». «Совет шестнадцати» арестовал сторонников короля в Париже. У Генриха III не оставалось иного выхода, кроме объединения с Генрихом Бурбоном. В начале лета 1589 г. войско короля и гугенотов осадило Париж и выжгло его предместья. 1 августа 1589 г. король был смертельно ранен молодым фанатичным монахом Жаном Клеманом, которого в Париже поспешили объявить святым мучеником за веру.

Новым королем стал не просто гугенот, а человек, уже дважды менявший веру. Французы оказались перед выбором между принципом защиты веры и принципом законной монархии. Никогда еще королевская власть не подвергалась столь серьезному испытанию. Парижане были решительны: «Если еретик Бурбон войдет в город, он жестоко отомстит за Варфоломеевскую ночь». За оружие взялись даже монахи. «Совет шестнадцати» сумел выдержать страшную голодную блокаду Парижа в 1590 г. Только помощь испанского отряда спасла тогда город. Рьяные католики говорили, что лучше король-испанец, чем король-еретик. Радикальные лигеры нападали на умеренных и даже казнили президента Парижского парламента. Все чаще слышались голоса, что виноваты не только еретики, но вообще все дворянство, развязавшее войну, богатые купцы и чиновники, переложившие тяготы войн на плечи народа, заботившиеся о своем положении больше, чем о спасении веры. Не пора ли определять место человека в обществе не по его богатству или происхождению, а по рвению в служении общему делу?

Хуже всего приходилось крестьянам: страна была наводнена шайками наемников. Замерла торговля, царил голод. Казалось, вернулись худшие дни Столетней войны. Как и тогда, крестьяне стали защищать себя сами - в стране развернулось вооруженное движение «кроканов» - партизан.

Дворяне, буржуа и чиновники стали понимать, что их власть и безопасность может гарантировать только король и только он может спасти страну от иностранного порабощения. Чаша весов начала склоняться в пользу Генриха IV. Этот смелый военачальник оказался мудрым политиком, поняв, что жестокостью и фанатизмом войны не прекратить. Была объявлена всеобщая амнистия, на королевскую службу привлекались вчерашние противники. После того как король в очередной раз принял католицизм, Париж открыл ворота (1594). Примеру столицы последовали другие города. Сопротивление гугенотских и католических аристократов удалось сломить, обещав им пенсии и чины. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт. Он объявил католицизм официальной религией, но за протестантами сохранялись права, им были переданы крепости на юге. Это был компромисс, он устроил не всех, но только так можно было выйти из затяжных войн.