Ахейская Греция: хозяйство, государственное устройство, культура и религия. Микенская цивилизация


Ахейцы или ахеяне (др.-греч. Ἀχαιοί, лат. Achaei, Achivi) - наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали в Фессалию (с начала II-го тыс. до н. э.), позже - на полуострове Пелопоннес. В эпическом языке «Илиады» Гомера под ахейцами подразумеваются все греки Пелопоннеса. Параллельно в произведении греки называются данайцами (Δαναοί) и аргивянами (др.-греч. Ἀργεῖοι) - жителями Аргоса.

Первые раннеклассовые государства ахейцев (Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др.) образовались в первой половине II тыс. до н. э. в эпоху бронзового века. Позднее на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос и ок. 1500 г. до н. э. завоёван остров Крит, что положило начало Микенской цивилизации, где сохранились многие элементы местной минойской цивилизации: письменность (Линейное письмо Б), фрески, вазопись. Ахейцы установили тесные контакты с Хеттским государством.

Часто название ахейцев сопоставляют с упоминаемой в хеттских текстах страной Аххиява. Тем не менее, ряд исследователей считают, что Аххиява хеттских текстов обозначает Крит, и лишь позднее, после перемещения центра власти с Крита в Микены, или даже в более позднюю эпоху, термин стал применяться к грекам микенской культуры в целом. Другие, напротив, относят Аххияву хеттов исключительно к малоазийской территории. Египетские источники упоминают ахейцев (акайваша) среди «народов моря».

Ахейское общество

Ахейская цивилизация, как и критская, концентрировалась вокруг дворцов. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Также дворцы стояли не изолированно, а входили в состав городов, которых на Крите не было; они были значительно меньше критских по своим размерам и их планировка была более упорядоченной и симметричной.

Ахейские цари, судя по всему, были воинственными и свирепыми людьми, жадными до чужих богатств. Ради грабежа они предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались на родину, нагруженные добычей. Отсюда – вошедшее в пословицу богатство микенских владык.

О структуре ахейского общества позволяет судить найденный в Пилосском дворце архив, содержащий документы хозяйственной отчетности на глиняных табличках. Ахейские греки создали так называемое "линейное письмо Б", которое удалось расшифровать. До нас дошло большое количество письменных памятников, главным образом документы хозяйственной отчетности. В хозяйстве дворцов использовался труд сотен, а, может быть, и тысяч рабов, в основном женщин и детей. Они мололи зерно, пряли, шили одежду. Однако основную массу трудящегося населения в микенских государствах составляли жившие в окрестных деревнях земледельцы и ремесленники, формально свободные, но фактически находившиеся в зависимости от дворца. Таким образом, было создано централизованное дворцовое хозяйство, роднящее ахейскую цивилизацию со многими обществами Древнего Востока. Конечно, не следует считать, что этим централизованным хозяйством была полностью охвачена экономика того или иного ахейского царства. Крестьяне имели собственные небольшие частные хозяйства.

Государственное управление

Ахейская Греция не составляла единого государства. Отдельные царства вели независимое существование, часто вступая друг с другом в конфликты и войны. Именно об этом говорят мощные стены ахейских дворцов-крепостей. Лишь изредка, для крупных совместных военных предприятий, эти государства объединялись во временные союзы, как правило, под главенством Микен – сильнейшего греческого царства того времени.

Во главе каждого государства стоял царь, носивший титул "ванакт" (то есть повелитель, владыка). Второе место в системе государственного управления занимал военачальник – лавагет. Кроме них, в кругу высшей дворцовой знати входили жрецы главных храмов и высшие военные чины. Следующую ступень после военно-жреческой аристократии занимали многочисленные чиновники, ведавшие исправным функционированием дворцового хозяйства. Территория царства была разбита на округа во главе с наместниками, отвечавшими за поступление податей в казну. Наместникам подчинялись чиновники низшего ранга – басилеи. Они управляли отдельными деревнями, надзирали за работой зависимых ремесленников. К бюрократии относились также писцы, курьеры и ревизоры, с помощью которых центральная администрация контролировала местные власти.

Нижнюю часть этой хорошо организованной пирамиды составляли жители деревень, крестьяне и ремесленники. Они не принимали никакого участия в управлении государством и были к нему, в общем, безразличны, воспринимая дворцовые структуры как грубую внешнюю силу. Собственно, дворцы и были именно такой силой. Они как бы тянули соки из собственной сельской округи. Блестящий облик микенской цивилизации во многом базировался именно на этом паратизме. Разрыв между экономическим и культурным уровнем знати и народа был огромен.



Микенская цивилизация или Ахейская Греция - культурный период в истории доисторической Греции с 16 по 11 век до н. э., бронзового века. Получила свое название по городу Микены на полуострове Пелопоннес.

Leo2004 , GNU 1.2

Другими важными полисами этого периода были Афины, Фивы и Пилос. В противоположность минойцам, культура которых достигает расцвета благодаря мирному существованию и оживленной торговле, микенцы были завоевателями. Исчезновение микенской культуры связывают с дорийским вторжением около 1200 до н. э.

A.Savin , CC BY-SA 3.0

Раннеэлладский период Греции

Является частью Эгейской цивилизации греческой истории.

В III-II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы, вся страна по словам Геродота называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народы варварами, хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже III-II тыс. до н. э. Данные культуры или одна из них могли быть связаны с хронологически предшествующей культурой Винча, 5-3 тыс. до н. э., южная граница которой находилась на севере Греции.

Marsyas , GNU 1.2 Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида - это цитадели (например, «дом с черепицей» в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселенные, в основном, крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.

Помимо занятия земледелием, в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала, и продукция обеспечивала местный спрос, но не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.

Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение племен по территории Балканской Греции.

Fut.Perf. , Public Domain

Возникновение первых ахейских государств

С приходом первой волны ахейских племен можно говорить о формировании греческой народности в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины.

Археологические данные находок среднеэлладского периода (XX-XVII) говорят о некотором упадке культуры этого периода по сравнению с культурой раннеэлладского периода.

Svilen Enev , GNU 1.2 В погребениях этого времени отсутствовали изделия из металла, вместо них вновь появляются каменные орудия, инвентарь таких погребений очень скуден и однообразен, скорее всего, это можно объяснить отсутствием классового расслоения общества. Также исчезают монументальные сооружения, хотя нельзя не отметить появление некоторых новшеств, таких как гончарный круг и боевая колесница.

Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении. В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения.

К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства.

Marie-Lan Nguyen , Public Domain Выросло количество как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции - Микен, расположенного в Арголиде. Yann , Public Domain

Первые города-государства, образованные в XVIII-XVII вв. до н. э. - Афины, Микены, Тиринф, Пилос - имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов.

Jastrow , Public Domain Но микенской культуре были присущи только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность (по мнению А. Эванса, микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности), свой путь развития.David Monniaux , GNU 1.2 В XV-XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, колонизировали многие острова в Эгейском море, основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства - Коринф, Дельфы, Фивы. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ, Сицилию, в Северную Африку.

Основными центрами, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся, пожалуй, цитаделью является Тиринфская, вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.

В конце 3-го тысячелетия до н.э. на территорию Древней Греции вторгаются ахейцы-греки, пришедшие с севера. Им удалось завоевать население этой страны, несмотря на то, что их уровень развития был более низок.

Только с 16-го века до н.э. ахейцы начинают совершенствовать своей хозяйство и культуру, делать орудия труда и полноценное оружие.

Возникшую в этот период цивилизацию чаще всего называют ахейской, по имени ее завоевателей, а иногда и – микенской, так как самое могущественное и благополучное государство на этой территории носило название Микены и находилось в Пелопоннесе.

Центры ахейского государства – Тиринф, Пилос и Микены

Центрами на территории Греции и Крита считались дворцы, некоторые из которых удалось раскопать современным археологам. Это были не просто красивые и удобные сооружения, они представляли собой настоящие крепости, что говорит о том, что в это время ахейцам приходилось часто воевать.

Такие ахейские дворцы были найдены в Пилосе, Микенах и в Тиринфе. Последний считается самой мощной и несокрушимой крепостью, толщина стен которого составляла около пяти метров, а высота – около семи.

Но самым сильным и влиятельным центром того времени признается дворец в Микенах, который находился на возвышенности и был окружен толстыми стенами с воротами. Город Микены знаменит еще множеством богатств, которые были найдены археологами в захоронениях микенских царей.

Это подтверждает то, что как и жители Древнего Востока, греки верили в загробную жизнь и старались обеспечить усопшего всем необходимым. В могилах знатных богачей и микенских царей было обнаружено множество драгоценностей, посуда и оружие из золота, серебра и слоновой кости.

Также там находили золотые маски, которые покрывали лица погибших и представляли собой их портреты. Найдено в раскопках значительно удивило археологов. Примечательным является и частично сохранившийся дворец в Пилосе.

В нем был найден архив, который заинтересовал историков и археологов. Несмотря на то, что Пилос был уничтожен впоследствии пожара, архив сохранился так, как в то время писали на глиняных табличках, и они остались лишь обожженными.

Хозяйство ахейской Греции

Эти записи были расшифрованы англичанином Вентрисом, который сумел понять, что таблички представляли собой хозяйственные записи. Ученым удалось узнать многое об устройстве хозяйства и политики в ахейской Греции.

Есть упоминание о многочисленных рабах, среди которых были женщины и их дети. Также известно, что существовали чиновники, которые следили за тем, чтобы крестьяне исправно платили налоги и выполняли повинности для государства. Древними ахейцами-греками особенно ценился металл, для него существовал специальный учет.

Устройство государства ахейской Греции

Во главе государства стоял царь, особое значение имели жрецы и чиновники, а ниже их находились обычные жители мелких поселений.

Самое незначительное место занимали рабы. Жители деревень не могли принимать какое-либо участие в управлении городом. Это устройство напоминает государства Древнего Востока.

Культура и религия ахейской Греции

Основной темой для искусства и веры древних ахейцев была война. Именно поэтому их настенная живопись отличается от той, которая была найдена на Крите.

Археологические открытия

Археологическими раскопками Г. Шлимана, начатыми в 1871 г., открылся новый период в изучении древнейшей истории Греции. Тогда впервые из недр земли выступили очертания гомеровской Трои в Малой Азии. Раскопки Львиных ворот в Арголиде привели к открытию Микенского дворца, шахтовых гробниц правителей Микен, обнесенных стенами у подножья микенского акрополя. Тогда же была открыта и более поздняя купольная гробница, названная Шлиманом гробницей Атридов, династии, правившей, согласно Гомеру, в Микенах. Кроме того были исследованы и развалины тиринфского дворца, находившегося недалеко от микенского. В Орхомене, в Беотии, были обнаружены следы дренажных работ в районе Копаидского озера.

Эти раскопки произвели переворот в тогдашних представлениях о древнейшей истории греков. Тогда пришлось поверить, что гомеровский эпос, рассказывающий о борьбе ахейцев с троянцами и о возвращении героев-ахейцев на родину, был не вымыслом, не сказкой, облеченной в торжественный ритм гексаметра, но народным эпосом, сохранившим воспоминания о древних государствах, об их войнах и быте населявших их людей.

Раскопки на Крите Раскопки Эванса на Крите, производившиеся с 1900 г. до начала второй мировой войны, продолжили работу, начатую Шлиманом. На равнине Мессара вскоре после начала раскопок был открыт кносский дворец, расположенный на пологом холме и представлявший большое здание, фасадом выходящее на четырехугольный большой двор. Трехэтажный дворец, первый этаж которого был подземным, сохранил на стенах следы прекрасной живописи, а каменные, бронзовые, серебряные и золотые сосуды являются настоящими шедеврами мирового искусства,

27

Раскопки итальянцев на Крите обнаружили в южной части острова существование дворца Феста, сходного с кносским и по архитектуре и по стенной росписи, но меньшего по размеру. Позже был обнаружен и третий дворец в восточном районе Крита - дворец Маллии,- постройка которого относится к тому же времени, что и постройки в Кноссе и Фесте, т. е. к концу третьего тысячелетия до н. э.

С тех пор работа по раскрытию все новых и новых памятников, особенно на островах и греческом материке, продолжается почти безостановочно. Дворцы, подобные кносскому, были открыты и в других местах - на Кипре и на Родосе.

На Крите было обнаружено существование многих поселений городского типа. Они обычно располагались на пологих холмах. Узкие мощеные улицы проходили на разной высоте по склонам холма, соединяясь между собой каменными лестницами, высеченными в скалах. Многие дома были двухэтажными. На вершине холма обычно находился самый большой дом («дом правителя»), сложенный, в отличие от остальных домов, из тесаного камня.

Ранняя культура Крита получила название минойской, по имени упоминаемого в гомеровских поэмах Миноса, легендарного правителя Крита, обитавшего в кносском дворце.

Раскопки на Балканском полуострове Особенно важными представляются раскопки, произведенные в последние десятилетия. Обнаружено, что дворцы микенского типа не ограничивались только двумя известными ранее в Арголиде дворцами в Тиринфе и Микенах. Такой же дворец был открыт и в Пилосе - «дворец Нестора», жившего, согласно Гомеру, в древнем Пилосе. Следы таких же дворцовых построек были обнаружены и в Афинах, и в Элевсине, и в Беотии, и на островах, хотя в этих местах они были значительно беднее микенских. В отличие от Крита микенские дворцы строились на вершинах холмов и обносились мощными оборонительными стенами, сложенными из больших неотесанных каменных глыб, достигавших 2-3 м. длины и до 1 м. толщины.

Типичным для Греции дворцом был дворец Тиринфа (XV в. до н. э.), лучше сохранившийся, чем другие дворцы Пелопоннеса. На внутренний южный дворик, окруженный колоннадой, выходило центральное помещение дворца, которого не было в древних дворцах Крита,- мегарон. Это большое прямоугольное помещение (12 м. на 10 м.), служившее одновременно и для совещаний царя Тиринфа со знатью, и для пышных пиров. В центре этой комнаты находился круглый очаг, окруженный четырьмя колоннами, поддерживающими крышу с отверстием для выхода дыма. Около очага было расположено кресло царя, его «трон». Поэтому часто мегароны ахейских дворцов носят название «тронного зала». Перед Этим центральным помещением, названным у Гомера «палатой пиров», находилась передняя. Пол обоих помещений украшен росписью, производившей впечатление дорогих ковров.

28

Около 26 м в диаметре. Внутри круга - шесть царских погребений, в центре - алтарь для жертвоприношений умершим.

На территории Греции раскопаны также большие и мелкие поселения, многие из которых были связаны с дворцовыми хозяйствами правителей государств. Например, местечко Зигуриес вблизи Коринфа было одновременно поселением земледельцев и скотоводов и центром керамического ремесла. Здесь была обнаружена большая гончарная мастерская, общей площадью 300 м 2 . В одном из помещений были сложены глиняные сосуды, работа над которыми еще не была закончена: 500 чаш, еще не покрытых орнаментом, 75 тарелочек, 20 кувшинов, 50 горшков и 3 вазы. Была найдена посуда и в другом помещении этой же мастерской. Стены одной комнаты, вероятно жилой, были украшены росписью.

Начиная с 1953 г., в районе Микен, за пределами укреплений микенского дворца, стали раскрываться большие хозяйственные помещения, связанные, по-видимому, с нуждами дворца. Здесь был раскопан «дом торговца оливковым маслом», в подвалах которого было найдено много больших глиняных бочек (пифосов) и частный архив, состоящий из 39 табличек, заполненных письмом. Недалеко от него был расположен «дом сфинкса», в котором найдены д«лятки глиняных сосудов и мелких резных изделий из слоновой кости. По

29

изображению сфинкса на одном из них получил название и самый дом. Третий дом, «дом щитов», кроме изделий из слоновой кости, предназначенных для украшения мебели, содержал много щитов, напоминающих по форме восьмерку.

Недалеко от Микен найдено древнее поселение, существовавшее с начала XIV в. до 1200 г. н. э. с остатками домов, гончарными печами, черепками сосудов и многочисленными вазами.

На основании огромного накопленного материала уже можно было прийти к целому ряду новых выводов, которых не могли еще сделать ни Эванс, ни тем более Шлиман.

Расшифровка ахейского письма

Важнейшим событием последних лет является расшифровка ахейской письменности, честь которой принадлежит английскому ученому М. Вентрису, трагически погибшему при автомобильной катастрофе в 1956 г., и сотрудничавшему с ним Чадвику.

Еще раскопками Эванса были обнаружены архивы кносского дворца с тысячами табличек, покрытых письмом. Позже, в Беотии были найдены вазы с надписями. Кносские таблички не были литературными произведениями, они представляют собою инвентарные списки с перечислением имущества дворцовых складов и поступления налогов, а также списки лиц, назначаемых на работы, или отчеты о выполненных ими заказах и отпущенных им материалах или продовольствия. Кое-что из этих знаков было уже правильно прочитано Эвансом. Но наряду с простыми обозначениями в табличках было много слов или имен в несколько знаков каждое. Ученые подсчитали, что в кносских табличках встречается примерно 88 таких рисунков-знаков, а это заставило предполагать, что при произношении каждый знак обозначает один слог.

Нежелание Эванса публиковать найденные им архивы сильно затрудняло работу ученых над расшифровкой минойского, т. е. критского письма. В 1939 г. американский ученый Блеген во время раскопок дворца Нестора в Пилосе нашел архив, содержащий около 600 новых табличек, первый архив на территории материковой Греции, а позже, начиная с 1952 г., там же было найдено еще около 450 табличек. В 1953 г., как мы уже говорили, в доме торговца оливковым маслом в Микенах, было найдено еще 39 новых табличек, первый частный архив на территории ахейских государств.

Впервые стал вопрос - не может ли оказаться, что это письмо является ранним греческим письмом.

В 1951-1952 гг. были опубликованы в печати все найденные до этого времени материалы. Это послужило новым стимулом в работе по расшифровке древнего письма. Были внимательно изучены различные положения, в которых встречается каждый знак, уже ясно стали различимы слова и их окончания, которые являлись, несомненно, окончаниями падежей или глагольных форм.

30

В результате ряда работ, длившихся десятилетиями, было установлено, что распространение минойской письменности охватывает почти все II тысячелетие до н. э. Начиная с 2000 до 1700 г. до н. э. на Крите была развита пиктографическая письменность, которая развилась в древнюю систему слогового письма (линейное письмо А). На основе этого письма возникли два вида более упрощенного письма: линейное письмо Б и кипро-минойская слоговая письменность, принятая на Кипре в период с 1500 по 1150 г. и возродившаяся в измененном виде с VII в. до н. э.

Расшифровка надписей, которая продолжается и в настоящее время, сделала большие успехи и открыла новую страницу в истории раннегреческих обществ.

Расшифровка древнейшей греческой письменности имеет огромное значение для мировой науки. Открыто и прочитано письмо, язык которого древнее языка гомеровских поэм примерно на 600 лет! Расшифровка слогового письма Б открывает новые пути в развитии лингвистики, а для историков Греции, кроме того, она помогает впервые поставить на твердую научную почву изучение древнейших периодов греческой истории. Много нового будет внесено и в изучение так называемого «гомеровского общества»; естественно поэтому, что при изучении языка ахейского письма ученые обращаются для его объяснения в первую очередь к языку гомеровских поэм, а также к языку древнейших надписей и к архаическим формам, сохранившимся в них.

Ахейские государства XVI-XIII вв. до н. э.

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. в Грецию вторглись греческие племена, отчасти покоряя, отчасти сливаясь с жившим здесь догреческим населением.

Микены и Тиринф Расцвет микенской культуры, называемой так по Микенам в Арголиде, начинается в XVI в. до н. э. Этот период уже классового общества связан с деятельностью ахейцев в Пелопоннесе и ионийцев в Аттике 1 . В начале XV в. до н. э. к власти в Микенах приходит династия «купольных гробниц», получившая название по типу захоронений царского рода в круглых подземных сооружениях, увенчанных куполом. Наиболее известным типом таких погребений является так называемая гробница Атрея, раскопанная еще Шлиманом. Доступ к ней открывается коридором (дромосом) в 36 м. длины и 6 м. ширины, который ведет во внутреннюю часть холма и заканчивается массивной дверью у входа в гробницу. Высота двери равна 5,40 м., а ширина 2,70 м. Каменные блоки, перекрывающие дверь, весят 120.000 кг. Дверь была украшена зеленоватыми полуколоннами с зигзагами и спиралями. Над дверью были украшения в виде двух полуколонн и рельефа со спиральным орнаментом на зеленом, розовом и крас-

1 Греческие племена ионийцев и ахейцев в этот период и были носителями так называемой микенской, или ахейской культуры.
31

ном камне. Гробница - круглое помещение (14,5 м. в диаметре), увенчанное сводом из 33 рядов каменных плит. Свод окрашен в голубую краску и покрыт бронзовыми гвоздями и розетками, представлявшими звездное небо. Из круглой камеры небольшая дверь вела в особое помещение, служившее местом погребения микенского царя, правившего во второй половине XIV в. до н. э.

В конце XVI - начале XV вв. ахейцы Пелопоннеса совершили завоевательный поход на Крит и овладели сначала Кноссом, а затем постепенно и всем островом. Застав на Крите уже сравнительно развитую письменность (линейное письмо А), они приспособили ее для нужд греческого языка, упростив ряд знаков (линейное письмо Б).

Установление власти династии «купольных гробниц» связано с легендами о правителях из рода Пелопидов, потомков Пелопса, от которого греки производили и название Пелопоннеса («остров Пелопса»). Завоевание Кносса и подчинение Крита, а также ряда островов Эгейского моря, повлекло за собой рост богатства правящей полуостровом знати. Культура Крита в этот период оказывает сильное влияние на культуру ахейских центров. Многие ремесленники и художники кносского дворца были перевезены в Пелопоннес для работы в дворцовых хозяйствах и для росписи дворцовых помещений.

32

Дворцы правителей, защищенные мощными оборонительными укреплениями, были отделаны с большой роскошью.

В Тиринфе рядом с мегароном находилась ванная комната, пол которой состоял из одной каменной плиты в 3 м. ширины и 4 м. длины. За мегароном были расположены мужские помещения, отделенные от женских коридорами. Каждая группа помещений выходила на маленький двор, связанный только с этими помещениями.

В конце XV - начале XIV вв. до н. э. и в Микенах, и в Тиринфе предпринимаются новые строительные работы по укреплению дворцов. Могильный круг, с расположенными внутри него шахтовыми гробницами первой правящей династии в Микенах, включается в систему оборонительных укреплений. Укрепления Микен охватывают, таким образом, и склон холма. Местами стены" Микен достигают 6 м. толщины. Внутрь этих укреплений вел только один вход - Львиные ворота, охраняемые двумя сторожевыми башнями.

Площадь акрополя Тиринфа была почти удвоена. Внутри оборонительной стены, достигающей местами 17 м. толщины, была построена длинная галерея (30 м. длины, 1,90 м. ширины)-чудо строительного искусства того времени. К галерее примыкали казематы, служившие в мирное время складами, а в военное - сторожевыми бастионами. Некоторые ученые склонны связывать эти укрепления на материке с разрушениями на Крите, происшедшими незадолго до этого.

Наличие в Арголиде двух ахейских крепостей - Микен и Тиринфа,- расположенных недалеко друг от друга, заставляет предполагать, что Арголида не была объединена под властью Микен. Вероятнее всего, власть микенских правителей распространялась на север и северо-запад полуострова, в частности на Коринфский перешеек и области северного Пелопоннеса (Ахея). Владения Тиринфа охватывали, вероятно, восточный район Арголиды и побережье Саронического залива. Сеть дорог, связывавших Микены с морем, свидетельствует о мирных взаимоотношениях Микен и Тиринфа.

Пилос в Мессении Третье большое государство Пелопоннеса - Пилос в Мессении. Главный город его, в котором находился царский дворец, распадался на три района. Может быть, во главе каждого из районов стояло должностное лицо - корета. Кроме того во всех районах действовали финансовые должностные лица.

Большое количество названий отдельных как более мелких, так и крупных поселений, сохранившееся в надписях пилосского архива, указывает на то, что территория Пилосского государства была довольно плотно заселена.

Лаконика Четвертое ахейское государство расположено было в Лаконике с двумя центрами в Терапне, вблизи более позднего города Спарты, и в Амиклах. Вблизи Амикл раскрыт богатый ахейский некрополь с замечательными золотыми кубками.

33

Афины В Аттике центром ионийцев был афинский акрополь, представлявший крепость с дворцом. Но по сравнению с богатством дворцов Пелопоннеса афинский дворец, правителем которого Гомер называет царя Эрехфея, был значительно беднее.

Фивы и Орхомен В Беотии было два ахейских государства - Фивы и Орхомен. Акрополь Фив, называвшийся Кадмеей, по имени мифического родоначальника правящей династии Кадма, также был укреплен. Фиванский дворец был расписан фресками, как и дворцы Микен и Тиринфа.

Орхомен, заселенный с древнейшего времени, представляет особенно интересный памятник, потому что при его раскопках обнаружены семь последовательных археологических слоев, показывающих постепенное развитие от круглых хижин древнейших времен до дворца ахейского типа.

Фессалия Наличие в некоторых районах Фессалии, вблизи акрополей, купольных гробниц, одновременных с купольными гробницами Микен, дает возможность предположить наличие на территории Фессалии одного или нескольких ахейских центров.

Отношения между ахейскими государствами не всегда были дружественными. Предание сохранило память о борьбе Микен с Фивами (в трагедии Эсхила «Семеро против Фив»); известна также древняя вражда Фив и Орхомена. Предания Аттики рассказывают о борьбе афинского царя Эрехфея с царями Элевсина и другими царями, правившими в отдельных районах Аттики.

По археологическим памятникам, свидетельствам гомеровского эпоса и легендам о подвигах Геракла, связанных с Микенами, роль микенского царя представляется значительной. В походе против Трои правитель Микен является верховным вождем объединенного ахейского войска. О могуществе «златообильных Микен» свидетельствуют и дороги, соединявшие Микены с другими центрами Пелопоннеса.

Подчинение Крита Подчинение Крита и включение его в число ахейских государств имели важные последствия для дальнейшего экономического развития ахейского общества. Крит оказал сильное влияние на культуру ахейцев. Но помимо этого в руки ахейцев перешел контроль над торговыми путями на восток, находившимися ранее в зоне критского влияния. Ахейские колонии возникают и на побережье Малой Азии (может быть еще в XV в. до н. э.), в Милете и, возможно, в районе Колофона и Эфеса. Ахейские поселенцы проникают и в Финикию, где, например, в Рас-Шамре и Библосе раскрыты кварталы, заселенные ахейцами, и найдено много микенской керамики.

В XIII в. до н. э., в связи с началом большого передвижения племен в Малой Азии, сношения с Египтом, бывшие оживленными в XV-XIV вв. до н. э., прерываются, а с Кипром и Финикией сильно ослабевают.

34

Троянская война На рубеже XIII-XII вв. до н. э. происходит и воспетая в гомеровских поэмах Троянская война, бывшая последним военным предприятием ахейцев. Именно поэтому память о походе ахейцев в Трою и сохранилась у позднейших греков. У Гомера эта война изображается грандиозным предприятием; в ней принимают участие правители всех ахейских государств. Но у троянцев оказалось немало союзников в Малой Азии (Пафлагония, южное побережье Черного моря, Ликия) и Фракии. Однако прав был Фукидид, когда в начале своего исторического повествования о событиях, предшествующих Пелопоннесской войне, писал:

«Однако, вследствие недостатка материальных средств не только предприятия, предшествовавшие Троянской войне, были незначительны, но и эта война, самая замечательная из всех, происходивших раньше, оказывается в действительности не столь значительною, как рисует ее молва и установившееся ныне через поэтов предание». (Фукидид, I, 2)

Вторжение дорийцев В конце XIII в. до н. э. в районы Македонии и Эпира вторглись новые греческие племена - дорийцы. Вторжение дорийцев в северные районы Греции создало непосредственную угрозу существованию ахейских государств, которые к этому времени уже находились в состоянии экономического упадка.

Социально-экономический строй ахейских государств

Ахейские государства были государствами рабовладельческими, но рабовладельческий строй их был еще очень примитивен.

Организация власти Дворцы и крепости на холмах указывают на большую роль военной организации знати, осуществляющей постоянный военный контроль над безоружным земледельческим населением. Однако такие мощные оборонительные укрепления были нужны особенно тогда, когда правители государств жили в постоянном страхе перед внешним или внутренним врагом.

Власть ахейских правителей основывалась на крупном землевладении. Ахейские цари, вероятно, сосредоточивали в своих руках не только высшие военные, но и высшие жреческие функции. Поскольку предание о Миносе приписывает ему составление свода законов, можно считать, что в руках царя находились и высшие судебные полномочия. На основании греческих преданий можно предполагать, что власть царей была наследственна и передавалась от отца к сыну.

Цари были крупнейшими землевладельцами государства. Они владели наиболее плодородными землями, так называемыми «теме-нами». В то время как наименьший земельный надел исчисляется в одну меру зерна, темен царя равен 1800 мерам. О значении царской власти можно судить также по использованию рабочей силы в дворцовом хозяйстве Пилоса, в котором было занято около 1000 рабынь с детьми. Часто эти женщины назывались по месту их происхождения: женщина с Книда, Крита, Киферы, Милета. Отсут-

35

ствие в пилосских списках мужчин-рабов бросается в глаза. По-видимому, мужчины-военнопленные были редким явлением в дворцовых хозяйствах. Многие женщины-рабыни определяются по их профессии: молольщица, прядильщица, льноводка, иногда же просто «работница».

Высшими правителями в Пилосе был царь (ванакта) и военачальник (лавагет). Военачальник был подчинен царю.

Кроме больших земельных участков, ванакт получает в свою пользу натуральную подать от местного населения. Так, например, с одного только острова Сфагия (позже у греков Сфактерия) царь получил единовременно: пшеницу, просо, оливковое масло, технические и садовые растения или их плоды, мед, коня, 32 баранов и овец, двух волов, двух коров, семь свиней, 20 виноградных лоз.

Лавагету принадлежало осуществление военного руководства, а в мирное время и полицейская охрана государства. В его подчинении были многие должностные лица - гармосты (в пилосских надписях - амотеу).

Большое значение в пилосском государстве имели и жрецы, возглавлявшие храмы и контролировавшие храмовые земли.

Басилевсы возглавляли большие области, входившие в состав данного государства. В их ведении находилось также распределение работ среди местных металлургов (кузнецов) с выдачей каждому из них определенного количества металла для работы.

Во главе каждого из многочисленных поселений стояли местные управители, своего рода сельские старейшины, которые в надписях называются по-разному.

Кроме того, было большое количество различных должностей второстепенного ранга - приемщиков, контролеров, людей, ведавших долговыми списками, глашатаев, письмоносцев и других.

Пилосская знать составляла замкнутый круг аристократии, внутри которого соблюдалось деление на три возрастные группы с постепенным переходом из низшей возрастной группы в высшую. Из их среды и происходили все наиболее значительные должностные лица страны.

Землевладельцы и земледельцы Помимо крупных земельных хозяйств царей, военачальников, теретов (так назывались должностные лица) и представителей знати, а также жрецов и жриц, ведавших храмовыми землями, существовали землевладельцы и земледельцы, обрабатывающие землю, находящуюся в их распоряжении, или пользующиеся ею на правах аренды. Некоторые земельные участки, принадлежавшие частным собственникам, достигают значительных размеров (от 50 до 500 мер).

Арендуемые участки обычно определяются как участки, полученные в аренду «от народа». Арендованная земля распадается на две группы. К первой группе относятся крупные земельные участки, арендуемые «от народа». Вторая группа состоит из мелких арендаторов, многие из которых называются «рабами» или «рабынями»

36

бога. Существуют мелкие арендаторы, берущие в аренду участки у частных лиц, не превышающие 10 мер зерна. Может быть, под «рабами бога» не следует понимать фактических рабов. По аналогии с позднейшими отношениями в Греции, а также с эллинистическими храмовыми хозяйствами, можно предполагать, что это были свободные люди, члены сельских общин, земли которых находились под контролем храма и считались собственностью божества, почитаемого в данном храме.

Поскольку земля знати и должностных лиц рассматривалась как земля, арендованная «у народа», можно предположить, что в ахейских государствах среди земледельцев преобладал общинный быт с неразвитой частной собственностью на землю.

Земледельческое население страны уплачивало подать царям. Эти сборы обеспечивали не только удовлетворение личных потребностей правящей знати, но и создавали большие запасы продуктов. Иначе трудно было бы объяснить, откуда -брались средства для пропитания тысяч людей, занятых в дворцовых хозяйствах, на строительстве оборонительных стен, роскошных гробниц, дворцов, водопроводов и на мощении дорог.

Развитие ремесла Дворцы-крепости на вершинах холмов были политико-административными центрами страны. Развитой городской жизни ахейцы не знали. Знать селилась также на укрепленных холмах. Вблизи дворцов и в местах, богатых полезными ископаемыми, возникали ремесленные поселения. Однако поселения, становившиеся центрами какого-нибудь определенного ремесла, не теряли связи с земледельческим и скотоводческим хозяйствами.

Положение ремесленников в ахейском обществе было привилегированным. Ремесленники получали материал для изготовления изделий от государства и государству же сдавали свою готовую продукцию.

По-видимому, особенно почетным ремеслом было ремесло кузнецов.

Наиболее распространенным видом металла была бронза, служившая для изготовления орудий труда, вооружения, посуды, предметов украшения и быта. До нас дошли бронзовые топоры, ножи, долота нескольких типов, резцы, молоты и пилы из заостренных пластинок. Дошли и различной формы мечи и наконечники копий.

Бронзовые орудия труда и бронзовое вооружение были слишком дорогими для широкого распространения его среди массы основного населения. К тому же бронзовые орудия труда, как и вооружение, были непрочны. Если у земледельцев и появлялось иногда орудие труда из бронзы, то оно, конечно, бережно сохранялось, передаваясь по наследству. Бронзовую утварь и вооружение мы находим только в погребениях царей и знати.

Развитие ремесла и наличие значительного количества ремесленников, обладавших уже необходимыми знаниями и опытом, объясняется нуждами дворцового хозяйства и стремлением правящей

37

знати к накоплению ценностей в виде металла и утвари. Ремесло, кроме того, обслуживало нужды внешней торговли и храмовых хозяйств.

Драгоценные камни, золото и серебро, ожерелья и браслеты, золотые диадемы, тонкие золотые пояса и бляхи требовали работы опытных мастеров. Основным видом оплаты их труда была одежда и питание, а также, вероятно, предоставление им земельного участка.

Гончары, унаследовав технику критских мастеров и совершенствуя свое производство, добились значительных успехов как в формовке сосудов, так и в обжиге ваз. Однако и эта посуда, распространенная во всех ахейских центрах и сходная по своей выделке и манере росписи, обслуживала лишь нужды знати и была предметом вывоза.

В земледельческих поселках посуда часто приготовлялась от руки, без пользования гончарным кругом и орнаментировалась прямыми линиями, треугольниками, ромбами и зигзагами.

Отделение ремесла от земледелия не было полным. Слой ремесленников-специалистов выделяется в значительной мере искусственно, для нужд правящего класса. Основная масса населения жила сельскими общинами, в которых ремесло продолжало сохранять характер домашнего ремесла.

Строительство и архитектура Развитие строительства достигло в это время высокого уровня. При взгляде на укрепления дворцов, для постройки которых приходилось переносить каменные глыбы весом до 100 тонн, невольно задумываешься о той массе тружеников, которые создали в ахейский период замечательные памятники зодчества. По аналогии с постройками гробниц и дворцов в странах Древнего Востока, мы можем предположить, что в условиях ручного труда, сотни и тысячи людей гибли от непосильной работы по переноске и укладке тяжелых каменных глыб и плит. Такой труд, предназначенный обслуживать эгоистические интересы узкого круга ахейских рабовладельцев, мог быть, без сомнения, только трудом принудительным. Неслучайно власть в ахейских государствах была сильно централизована и военные полномочия по охране страны были вручены особому лицу - лавагету, ему подчинялась и внутренняя полицейская охрана.

Памятники свидетельствуют также об искусстве и таланте древних инженеров и архитекторов, достигших в теоретических познаниях и в точности математических расчетов изумительных по тому Еремени успехов. Дренажные работы в районе Копаидского озера в Беотии, а также в Микенах, где воды источника Персеи были подведены внутрь микенских укреплений, говорят о высоком мастерстве ахейских строителей.

Гробница Атрея, описание которой было нами дано, представляет шедевр древнего зодчества. При этом необходимо помнить, что эти памятники были построены при помощи простейших отвесов, при помощи бронзовых и каменных молотков, служивших для отесывания и сглаживания неровностей камня, бронзовых пил, разре-

38

зающих камень, тростниковых сверл, служивших для нанесения рельефа при помощи песка и воды, бронзового цилиндрического долота, просверливающего камень. Если мы подумаем об этом, то станет особенно ясно, какое огромное количество человеческого труда, какое искусство, терпение и сколько тяжелого физического напряжения было вложено в эти постройки, сохранившиеся до нашего времени.

Однако уже на примере этих замечательных памятников древнего зодчества можно отчетливо проследить, как становилось невозможным дальнейшее развитие архитектуры и строительства при сохранении господства бронзы.

Только мягкий камень, поддающийся обработке бронзовыми орудиями, мог употребляться для построек ахейского времени. Киклопические стены Тиринфа были построены из неотесаных глыб большой толщины, так как крепкий камень с трудом поддавался обработке бронзовыми орудиями труда. Именно поэтому толщина стен имела большое значение, так как при стенах, построенных из мягкого камня, только толщина была надежной гарантией при нападении врага.

В этот период ахейская бронзовая техника достигла своего наивысшего развития, но она имела ограниченное распространение. Бронзовые орудия труда не могли стать общим достоянием трудовых масс ахейского общества.

Богатство ахейского общества кажется значительным лишь потому, что усилия и труд всего народа был направлен на обогащение незначительной рабовладельческой верхушки. Основная же масса населения жила в примитивных условиях, довольствуясь лишь самым необходимым.

Торговля Торговля была сосредоточена в руках знати. Когда Менелай, брат Агамемнона, показывал Телемаху, сыну Одиссея, в своем дворце сверкающие медь, золото, серебро и драгоценную слоновую кость, он сказал, что все эти богатства приобретены лично им. Для этого он побывал на Кипре, в Финикии, Аравии и Египте, посетил земли эфиопов, ливийцев и сидонян.

Отсутствие в ахейском обществе постоянной единицы денег указывает на преобладание в торговле прямого обмена продуктами и ценностями.

Наряду с обменом товарами, многие недостающие предметы поступали в дома ахейской знати путем обмена подарками (примитивная форма еще неразвитого обмена), но главным образом путем пиратства и военного захвата добычи - людей, ценностей, скота.

О незначительном развитии производства на рынок свидетельствует также наличие домашнего ремесла в домах знати. Глиняные грузила от примитивных ткацких станков, найденные в Микенах, указывают на домашний характер ремесла ткачих в хозяйстве знатного дома. Многочисленная прислуга и рабыни в одном доме обслуживали все основные нужды знатной семьи.

39

Военное дело Большое значение в ахейском обществе имело то, что знать была вооружена наиболее совершенным в то время оружием.

По многочисленным изображениям военных сцен на микенских сосудах мы можем приблизительно представить себе вооружение ахейского воина: копье, короткий меч для рукопашной схватки, большой деревянный (часто обтянутый кожей) выпуклый щит. Ноги защищены кожаными чехлами (кнемидами), на голове - кожаный или металлический шлем.

По материалам одного финикийского города мы знаем, что его правитель, во время угрозы военного нападения или при подготовке к походу, выдавал воинам вооружение из своих складов. Может быть, такая же система вооружения дружинников существовала и в ахейских государствах, поскольку ремесленники-металлурги сдавали все свои изделия государственным должностным лицам. Однако при наличии землевладельцев, обладавших довольно большими земельными участками, для части воинов существовала возможность иметь свое собственное вооружение. Тем самым эти воины занимали привилегированное положение в военных отрядах ахейских правителей. Боевые дружины, возглавляемые ахейской знатью, были основной опорой ее военной власти.

От этой части дружинников отличались рядовые воины, составлявшие пехоту. Возможно, что обличительные слова Ферсита на народном собрании ахейцев под Троей связаны с неполноправным положением земледельцев-пехотинцев. В войне под Троей львиная доля военной добычи попадала в руки царя, в руки знати и их «друзей». Но первые удары врагов принимала на себя основная и плохо вооруженная масса пехотинцев. Указание на это содержится в речи Ферсита:

В домы свои отплывем; а его (Агамемнона) мы оставим под Троей,
Здесь насыщаться чужими наградами; пусть он узнает,
Служим ли помощью в брани и мы для него иль не служим.
(Гомер, Илиада, перевод Гнедича, песнь II, стихи 236-239).

В тот период сила пехоты еще не решала исхода битвы. Большую, иногда решающую роль в сражениях играли сражения на колесницах и единоборство знатных героев. Военное превосходство знати, владевшей и боевыми колесницами, и конями, и бронзовым вооружением, давало возможность знатным героям с презрением относиться к плохо вооруженной толпе и считать ее помощь в сражении несущественной.

Заключение

Экономическое, военное и политическое превосходство знати создавало ей все необходимые условия для широкой эксплуатации основного земледельческого населения страны путем поборов и повинностей. Отголоском этого является одно место в «Илиаде» Го-

40

мера, где Агамемнон перечисляет приданое, которое он обещает отдать будущему супругу дочери.

Семь подарю городов, процветающих, многонародных,
Все же они у примория, с Пилосом смежны песчаным;
Их населяют богатые мужи овцами, волами,
Кои дарами его, как бога, чествовать будут
И под скиптром ему заплатят богатые дани.

Подарок Агамемнона будущему супругу дочери разъяснен здесь как право получать дары и собирать дань с населения довольно обширного района.

Сбор натуральной подати с сельского и скотоводческого населения страны несомненно являлся экономической основой процветания знати.

К концу XIII в. до н. э. торговля ахейских государств со странами Малой Азии, Финикией, Сирией, Египтом была прервана передвижениями племен (так называемых «народов моря»). Ахейские государства, ослабленные войнами, набегами, ростом недовольства населения и прекращением подвоза рабов и металлов, находились к тому времени в состоянии экономического упадка.

Власть царей встречала, по-видимому, сопротивление и в кругах рабовладельческой знати, которая в период упадка централизованной власти государства претендовала сама на ведущую роль в управляемых ею областях.

Вторжение дорийцев на территорию ахейских государств произошло в период внутреннего ослабления ахейских обществ. Это должно было ускорить гибель этих государств. В Пелопоннесе были разрушены и погибли в огне пилосский и микенский дворцы.

(Илиада, песнь IX, стихи 149-156).

1. Греция в раннеэлладский период (до конца III тысячелетия до н. э.).

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Продвигаясь все дальше на юг по территории страны, которая в дальнейшем стала называться их именем, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое позднейшие греческие историки назвали пеласгами*. По соседству с пеласгами, частью на материке, а частью на островах Эгейского моря, обитали еще два народа: лелеги и карийцы. По словам Геродота, вся Греция некогда называлась Пеласгией (Пеласги были, по всей видимости, народом, родственным минойцам, и так же, как и они, входили в эгейскую языковую семью). В начале III тысячелетия до н. э. (период халколита, или перехода от камня к металлу - меди и бронзе) культура материковой Греции еще была тесно связана с раннеземледельческими культурами, существовавшими на территории современных Болгарии и Румынии, а также в южном Поднепровье (зона «трипольской культуры»). Среди поселений раннеэлладской эпохи особенно выделяется цитадель в Лерне (на южном побережье Арголиды). В Лерне находилсякрупный административный и хозяйственный центр, отчасти уже предвосхищавший по своему характеру и назначению более поздние дворцы микенского времени. Аналогичные центры существовали ив некоторых других местах. Их следы обнаружены, например, в Тиринфе (также южная Арголида, недалеко от Лерны) и в Аковитике (Мессения на юго-западе Пелопоннеса).

Наряду с цитаделями, в которых, судя по всему, жили представители родоплеменной знати, в Греции раннеэлладской эпохи существовали поселения также и другого типа - небольшие, чаще всего очень плотно застроенные поселки с узкими проходами-улицами между рядами домов. Некоторые из этих поселков, в особенности расположенные вблизи от моря, были укреплены, в других отсутствовали какие- либо оборонительные сооружения. Примерами таких поселений могут служить Рафина (восточное побережье Аттики) и Зигуриес (северо-восточный Пелопоннес, недалеко от Коринфа).

Судя по характеру археологических находок, основную массу населения в поселениях этого типа составляли крестьяне-земледельцы.

В это время в Греции уже зарождалось и специализированное ремесло, представленное в основном такими его отраслями, как гончарное производство и металлообработка. Численность профессионалов-ремесленников была еще очень невелика, а их продукция обеспечивала в основном местный спрос, лишь незначительная ее часть находила сбыт за пределами данной общины.


2. Вторжение греков-ахейцев. Становление первых государств.

Это передвижение датируется последними столетиями III тысячелетия до н. э., или концом эпохи ранней бронзы. Около 2300 г. до н. э. погибли в пламени пожара цитадель Лерны и некоторые другие поселения раннеэлладского времени. Спустя некоторое время возникает ряд новых поселений в тех местах, где их раньше не было. Впервые появляется керамика, изготовленная с помощью гончарного круга. Ее образцами могут служить «минийские вазы» - монохромные (обычно серые или черные) тщательно отполированные сосуды, напоминающие своей блестящей матовой поверхностью изделия из металла. В некоторых местах при раскопках были найдены кости лошади, ранее, по-видимому, неизвестной в пределах южной части Балканского полуострова. Многие историки и археологи связывают все эти перемены в жизни материковой Греции с приходом первой волны грекоязычных племен, или ахейцев*. Если это предположение в какой-то степени оправданно, то рубеж III-II тысячелетий до н. э.** может считаться началом нового этапа в истории Древней Греции - этапа формирования греческой народности(сращивание двух культур: культуры пришлых ахейских племен, говоривших на различных диалектах греческого или, скорее, протогреческого языка, и культуры местного до греческого населения). В поселениях и погребениях этого времени сравнительно редко встречаются изделия из металла. Зато снова появляются орудия, сделанные из камня и кости, что свидетельствует об определенном упадке производительных сил греческого общества. Исчезают монументальные архитектурные сооружения вроде уже упоминавшегося «дома черепиц» в Лерне. Вместо них строятся невзрачные глинобитные дома иногда прямоугольной, иногда овальной или закругленной с одной стороны формы. Поселения среднеэлладского периода, как правило, укреплены и размещаются на возвышенностях с крутыми обрывистыми склонами. Судя по всему, время это было крайне неспокойным и тревожным, что вынуждало отдельные общины принимать меры для обеспечения своей безопасности.

Типичным примером среднеэлладского поселения может считаться городище Мальти-Дорион в Мессении.

погребения этого периода, в подавляющем большинстве своем стандартные, с очень скромным сопроводительным инвентарем.

3. Формирование микенской цивилизации.

На первых этапах своего развития микенская культура испытала на себе очень сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите, например, некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. НО она имела и свои хар-ные черты, приобретенные со временем.

Самым ранним памятником микенской культуры считаются так называемые шахтовые могилы. Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом в черте стен Микенской цитадели (множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов). Шахтовые могилы датируются XVI в. до н. э. О воинственных наклонностях властителей Микен свидетельствуют, во-первых, обилие оружия в их гробницах и, во-вторых, изображения кровавых сцен войны и охоты, которыми украшены некоторые из вещей, найденных в могилах, а также каменные стелы, стоявшие на самих могилах. Особенно интересна сцена охоты на львов, изображенная на одном из бронзовых инкрустированных кинжалов.

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV-XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла и сложилась, охватывая весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря.

Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.

Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, юго-западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели, напоминающие своим внешним видом замки средневековых феодалов. Великолепным образцом микенских фортификационных сооружений может служить знаменитая Тиринфская цитадель.

Среди собственно дворцовых построек микенского времени наибольший интерес представляет хорошо сохранившийся дворец Нестора* в Пилосе (Западная Мессения, близ бухты Наварино), открытый в 1939 г. американским археологом К. Бледженом + величественные царские усыпальницы, именуемые «толосами», или «купольными гробницами». Толосы располагаются обычно вблизи от дворцов и цитаделей, являясь, по всей видимости, местом последнего успокоения членов царствующей династии, как в более раннее время шахтовые могилы. Самый большой из микенских толосов - так называемая гробница Атрея.

Социально-экономическая структура.

Из глиняных табличек(Пилос и Кносс) узнаем, что в это время в Греции уже существовало рабство и труд рабов широко применялся в различных отраслях хозяйства. Среди документов Пилосского архива немало места занимают сведения о занятых в дворцовом хозяйстве рабах.

Наряду с обычными рабами в пилосских надписях упоминаются и так называемые «божьи рабы и рабыни». Обычно они арендуют земли небольшими участками у общины (дамоса) или у частных лиц, из чего можно заключить, что своей земли у них не было и, следовательно, они не считались полноправными членами общины, хотя не были, по-видимому, и рабами в собственном значении этого слова. Сам термин «божий раб», вероятно, означает, что представители этой социальной прослойки состояли в услужении при храмах главных богов Пилосского царства и пользовались поэтому покровительством храмовой администрации.

Основную массу трудящегося населения составляли в микенских государствах, как и на Крите, свободные или, скорее, полусвободные крестьяне и ремесленники. Формально они не считались рабами, но свобода их носила весьма относительный характер, так как все они находились в экономической зависимости от дворца и облагались в его пользу различными повинностями, как трудовыми, так и натуральными. Отдельные округа и городки Пилосского царства были обязаны предоставлять в распоряжение дворца определенное число ремесленников и рабочих самых различных профессий. В надписях упоминаются каменщики, портные, горшечники, оружейники, золотых дел мастера, даже парфюмеры и врачи. За свою работу ремесленники получали из дворцовой казны плату натурой подобно чиновникам, состоящим на государственной службе. Другую категорию ремесленников, по всей видимости, составляли свободные общинники, для которых работа на дворец была лишь временной повинностью. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную службу, не лишались личной свободы. Они могли владеть землей и даже рабами, как и все другие члены общины.

Земля в Пилосском царстве делилась на две основные категории: 1) землю дворца, или государственную, и 2) землю, принадлежавшую отдельным территориальным общинам. Государственная земля, за исключением той ее части, которая находилась под непосредственным контролем дворцовой администрации, распределялась на правах условного держания, т. е. при условии выполнения той или иной службы в пользу дворца, между сановниками из числа военной и жреческой знати. Эти Держатели могли сдавать полученную землю небольшими участками в аренду каким- нибудь другим лицам, например уже упоминавшимся «божьим рабам». Примерно так же использовала принадлежавшую ей землю и территориальная (сельская) община, или дамос, как она обычно называется в табличках. Основная часть общинной земли, очевидно, делилась на наделы с приблизительно одинаковой доходностью. Эти наделы распределялись внутри самой общины между составляющими ее семьями. Земля, остававшаяся после раздела, опять-таки сдавалась в аренду. Дворцовые писцы с одинаковым усердием регистрировали в своих табличках участки как той, так и другой категории.

Частное хозяйство, хотя, по-видимому, оно уже существовало в микенских государствах, находилось в фискальной (податной) зависимости от «государственного сектора» и играло при нем лишь подчиненную, второстепенную роль.

5. Организация государственного управления.

Помимо штата писцов, служивших непосредственно в дворцовой канцелярии и архиве, в табличках упоминаются многочисленные чиновники фискального ведомства, ведавшие сбором налогов и наблюдавшие за выполнением разного рода повинностей. Так, из документов Пилосского архива мы узнаем, что вся территория царства была разбита на 16 податных округов, во главе которых стояли наместники-коретеры. Каждый из них отвечал за исправное поступление в дворцовую казну податей с вверенного ему округа. В подчинении у коретера находились чиновники низшего ранга, управлявшие отдельными поселениями, входившими в состав округа. В табличках они именуются «басилеями». Басилеи осуществляли надзор за производством, например за работой кузнецов, состоявших на государственной службе. Сами коретеры и басилеи находились под неусыпным контролем центральной власти. Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый «ванака», что соответствует греческому «(в)анакт», т. е. «господин», «повелитель», «царь». Принадлежащий царю земельный надел - темен - в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц. В распоряжении царя находилась многочисленная челядь. Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагет, т. е. воевода или военачальник. Ближайшее окружение пилосского ванакта, входили, во-первых, жрецы главных храмов государства (жречество вообще пользовалось в Пилосе, как и на Крите, очень большим влиянием), во-вторых, высшие военные чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц, которые в те времена были главной ударной силой на полях сражений.

6. Взаимоотношения ахейских царств. Троянская война. Угасание микенской цивилизации. Напряженные отношения, существовавшие между ахейскими государствами на протяжении почти всей их истории, не исключают, однако, того, что в отдельные моменты они могли объединяться для каких-нибудь совместных военных предприятий. Примером такого предприятия может служить знаменитая Троянская война, о которой повествует Гомер. Если верить «Илиаде», в походе на Трою принимали участие почти все основные области ахейской Греции от Фессалии на севере до Крита и Родоса на юге. Предводителем всего войска был избран с общего согласия участников похода микенский царь Агамемнон. Не исключено, что Гомер преувеличил подлинные масштабы ахейской коалиции и приукрасил сам поход. Троянская война была лишь одним, хотя, по-видимому, и наиболее значительным из проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье. В течение XIV-XIII вв. до н. э. многочисленные ахейские поселения (на них указывают большие скопления типично микенской керамики) появились на западном и южном побережьях Малой Азии, примыкающих к ним островах - Родосе и Кипре - и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного моря. Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре становятся одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья(вели акт международную торговлю).

Последние десятилетия XIII в. до н. э. были временем крайне тревожным и неспокойным. В Микенах, Тиринфе, Афинах и других местах спешно восстанавливаются старые и возводятся новые укрепления. Воздвигается массивная стена на Истме (узкий перешеек, связывающий Среднюю Грецию с Пелопоннесом), явно рассчитанная на то, чтобы оградить микенские государства на юге Балканского полуострова от какой-то опасности, надвигающейся с севера. Так в 13 в. варварских племен, включавшая в себя как народы, говорившие на различных диалектах греческого языка (сюда входят дорийский и близкий к нему западногреческий диалекты), так, по-видимому, и народности негреческого, фракийско-иллирийского происхождения, снялась с насиженных мест и устремилась на юг, в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество микенских поселений. Погиб в огне пожара Пилосский дворец. Серьезно пострадали, хотя, по-видимому, и не были захвачены, цитадели Микен и Тиринфа. Хозяйству микенских государств был нанесен непоправимый ущерб. Об этом свидетельствует быстрый упадок ремесла и торговли в районах, наиболее пострадавших от вторжения, а также резкое сокращение численности населения. Таким образом, на рубеже XIII-XII вв. микенская цивилизация перенесла страшный удар, после которого она уже не смогла оправиться.

Угасание микенской цивилизации: 1)истощение внутренних ресурсов, растрата огромных материальных и людских резервов в результате многолетней Троянской войны и кровавых междоусобиц между отдельными ахейскими царствами и внутри правящих династий. 2) внутреннюю слабость раннеклассовых отношений в Греции II тысячелетия до н. э. в целом. Раннеклассовые отношения, предполагающие функционирование более сложных, чем первобытные, отношений господства и подчинения, социальной дифференциации и выделения различных общественных прослоек не проникли глубоко в толщу народной жизни, не пронизали всю общественную структуру сверху донизу.