В чем смысл пословицы или поговорки. Смысл пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки являются короткими изречениями о жизни и быте народа, в языке которого они родились. Русские пословицы и поговорки и их значение плотно закрепились в культуре и истории. Весь этот ареал использования говорит о важности информации, которую несут пословицы русского народа и их значение. Русские пословицы и поговорки и их значение — это, прежде всего, история. Вот в таком составе русские пословицы и их значение проходили далее по страницам истории и плотно запечатлелись в культуре народа. Русские пословицы и их значение прочно закреплены в культуре нашего народа. Русские пословицы и их значение не поменяли своего места в жизни общества.

Беды мучат, да уму учат.(Русская народная пословица. Без денег сон крепче.(Русская пословица. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. В тесноте, да не в обиде. (Русская пословица. Ваши-то речи да Богу в уши. (Русская пословица. Всякое дело концом хорошо.(Русская пословица. Лес родит реки. (Смысл пословицы, мне кажется имеет несколько вариантов. Людей много, а человека нет. (Пословица. Слова хороши, когда от души. (Испанская пословица. Пословица учит человека: если уж что-то сказал, значит отвечай за свои слова. Также, если хочешь сказать кому-то плохие и обидные слова, сто раз подумай, стоит ли это говорить. Стара пословица, да про новое молвится.

Толкование русских пословиц

А Васька слушает да ест. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему. А воз и ныне там. Смысл поговорки в том, что не смотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано. Русская пословица означает что бедному человеку очень легко собраться в дорогу, потому что брать нечего. Означает, что в молодости не хватает сдержанности и мудрости. Поговорка применяется, когда делается какое-то дело против воли, когда делать его не желаешь, но нужно или заставляют обстоятельства.

Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь. Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы. Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества.

Чем отличается пословица от поговорки?

Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки.

Объяснить смысл пословицы «За двумя зайцами погонишься - не одного не поймаешь» . Смысл пословицы: делать одновременно два дела неразумно, потому что ни одно из них не получится хорошо. Объяснить смысл пословицы «На воре и шапка горит» . Поговорка подтверждает народное наблюдение, что в каждом деле виноватого видно – все в нем выдает его поступки. Объяснить смысл пословицы «Один за всех, и все за одного». Объяснить смысл пословицы «При царе Горохе» Здесь говорится о чем-то, что было очень давно, в незапамятные времена. Объяснить смысл пословицы «Цыплят по осени считают» . Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату.

Эту поговорку можно сказать человеку, который гневится и сердится понапрасну. Корни поговорки идут из старинной разговорной речи. Тогда слово «сердитый» означало усердный, ретивый, старательный. Пословица учит - прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. ДИТЯ НЕ ПЛАЧЕТ, МАТЬ НЕ РАЗУМЕЕТ. Выражение «через пень-колоду» означает делать что-либо кое-как, без разбора. И НА СТАРУХУ БЫВАЕТ ПРОРУХА.

Если хотите, «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь то – будет так, а вот это случилось потому-то… Ведь в пословицах – народная мудрость.

Терпение и труд все перетрут. Пословица, схожая по смыслу: «Капля камень точит». Пословица означает, что при больших событиях часто страдают маленькие дела и люди. Зачастую на них при этом не обращают никакого внимания, потому что большое дело важнее. Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

Любых 20 пословиц и их значения

13)Пятое колесо в телеге.Лишний, ненужный в каком-либо деле человек. 16)Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.Перед тем сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. 17)У семи нянек дитя без глазу.Без глазу (устар.) — без присмотра, без надзора.

Это значит, что жизнь человека зависит только от его поступков, даже неосознанных. Так говорят, когда хотят сказать, что каждый человек силен тем, что умеет делать лучше других. На самом деле, народ хотел сказать, что царь, как бы силён он ни был, не может решить все проблемы. Когда произносились эти слова? Когда товарищ заболевал.

Но нравоучение не всех пословиц понятно. Пословицы можно понимать и трактовать по-своему. У некоторых пословиц и поговорок не понятен смысл, который они через выразительные слова пытаются донести до слушателя или читателя. С детства нас учат добру и справедливости, отличать ложь от правды, добро от зла, бескорыстие от зависти, как правильно поступать в жизни, защищать честь и достоинство. Говориться в том случае, когда решение по какому-либо вопросу лучше принимать на утро: на свежую голову, когда мысли за ночь пришли в порядок, разум ясный и здравый.

Всыпать по первое число

Некоторые говорят «скрипя сердцем», но это неверная формулировка, основанная на ошибочном слуховом восприятии, у вас же вообще какой-то смежный, орфографически неверный вариант. Смысл пословицы «Добрый разум не наживают разом» заключается в том, что знания и ум не приходят сразу. Прочитав одну умную книгу, много ума не получишь. Так же, если говорить человеку, что он неграмотный - это не проявление ума. А вот если дать ему эти знания, научить чему либо - это уже мудрость. В переводе на русский эта пословица означает следующее: «Умные шутки – смеха достойны, глупые шутки – достойны слёз.» Или если проще: «Умная шутка - вызывает смех, глупая шутка - вызывает слезы». Эта пословица говорит нам о том, что нужно всегда подумать перед тем, как что-либо сделать, даже перед тем, как пошутить.

Первый блин комом

Но происхождение пословицы на самом деле совсем иное. Да и звучит она чуть-чуть иначе — «первый блин комАм». Да-да, именно так. И никакой орфографической ошибки здесь нет. Просто смысл здесь совершенно другой — первый блин… Нет такого варианта происхождения этой поговорки и быть не может. Это выражение встречается в литературе 19 века, когда ни о каком казанском вокзале и слыхом не слыхивали.

Чтож, чтобы не прослыть ленивым, присоединюсь к славной компании и добавлю свои пять копеек от первого лица. В один пост едва ли уложусь, анонсирую продо… На уровне Ярла создаётся энергетический шар, в данном случае изумрудного цвета, а далее он раскручивается посолони. Укрепляя свой РОД, укрепляешь себя, семью, Народ и Державу. Почему медведям первый блин? У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы - медведи).

Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше этого понимаешь и узнаёшь.

Все трын-трава
Таинственная "трын-трава" - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын - это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы
Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?

Пословицы и поговорки, толкование...

Бабка надвое гадала.
(Неизвестно, сбудется ли то, что предполагают; ещё неизвестно, как будет: так, как предполагают, или иначе.

Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предполагают.)

Пришла беда, отворяй ворота.
(Говорится, когда неприятности или несчастья следуют одно за другим, одна беда как бы вызывает другую.)

Бедность не порок.
(Не надо стыдиться своей бедности.
Говорится в утешение тому, кто стыдится своей бедности, ил сам человек говорит в оправдание своих материальных затруднений,

когда хочет показать, что не придаёт им большого значения.)

Без меня меня женили.
(Решили что-то за человека, без его ведома и согласия.
Говорится (чаще всего о самом себе), когда человек узнал, что ему поручили какое-нибудь дело, не спросив его согласия.)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
(Всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь.

Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.)

Береги честь с молоду.
(Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем (так же, как и одежду сберечь снову, т.е.пока она новая).

Говорится в качестве напутствия молодому человеку в начиле его жизненного пути.)

Бережёного Бог бережёт.
(Осторожный человек избежит опасности, с ним не случится несчастье.)

Близко локоть, да не укусишь.
(Говорится, когда невозможно что-то осуществить, хотя, казалось бы, это и легко сделать,

а также когда что-либо упущено и уже ничего невозможно изменить.)

Большому кораблю - большое плаванье.
(Незаурядному человеку необходим широкий простор, свобода для проявления своих способностей, для плодотворной деятельности.)

Будет и на нашей улице праздник.
(Говорят, когда в трудное время несчастий и неудач верят в торжество победы, справедливости.
Во времена феодальной Руси люди селились в городах, объединяясь по роду занятий: были улицы гончаров, торговцев, мясников и т. д.

Иногда между этими социальными группами возникали раздоры, и тогда жители одной улицы выходили на кулачный бой с жителями другой улицы.

Впоследствии кулачные бои стали своеобразным соревнованием в силе и ловкости (см. ЛЕЖАЧЕГО НЕ БЬЮТ).

Наряду с общими для всего русского народа праздниками (напр.масленица, см. НЕ ВСЁ КОТУ МАСЛЕНИЦА), каждая улица имела спои
особые праздники, сопровождавшиеся весёлыми играми, плясками, угощением.

На такие праздники приглашались жители других улиц, и веселье становилось общим.

Но каждый приглашённый знал, что придёт время, когда праздник будет и на его улице.

Будет и у нас (у меня, у тебя) радость, будем и мы (я, ты) праздновать успех.

Говорят, когда в трудное время несчастий и неудач верят в торжество победы, справедливости.)

Быть бычку на веревочке.
(Говорят, когда понимают, что наказание неизбежно.)

В гостях хорошо, а дома лучше.
(Говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой.)

В ногах правды нет.
(Говорится при приглашении сесть, особенно, если предстоит длинная беседа.)

В огороде бузина, а в Киеве дядька.
(огород нельзя противопоставить Киеву, а бузину - дядьке.

Поэтому всё выражение имеет значение полной бессмыслицы, чепухи, так как одно с другим никак не связано.

Выражает отрицательную оценку чьих-либо непоследовательных высказываний, нелогичности речи.)

В тесноте, да не в обиде.
(Если люди дружны, теснота не раздражает их и не мешает им.

Говорится, когда где-либо собирается слишком много народу, но люди мирятся с теснотой, оставаясь доброжелательными друг к другу.)

В тихом омуте черти водятся.
(Тихий, внешне мало проявляющий себя человек способен на поступки, которых от него, казалось бы, нельзя было ожидать.

Говорится неодобрительно о человеке, когда считают, что его скромное поведение обманчиво.)

В Тулу со своим самоваром не ездят.
(Тула - крупный промышленный город недалеко от Москвы, старейший центр металлургии.

До революции славился производством оружия и металлических изделий домашнего обихода, в частности, самоваров.

С собой не следует брать то, чем славится то место, куда направляются.

Говорится в шутку, когда берут с собой то, что легко можно найти там, куда едут.)

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
(Со времени появления на Руси первых монастырей (XI в.) каждый монастырь имел свой устав - свод правил,

которыми руководствовались все живущие в данном монастыре.

Тот, кто приходил в монастырь, должен был подчиняться принятым здесь правилам.
В гостях или где-либо не у себя дома подчиняются тем правилам, порядкам и обычаям, которые там существуют, свои порядки не устанавливают.
Говорится, когда кто-нибудь, следуя своим привычкам, пытается нарушить чужие обычаи,

не подчиняется принятым где-либо нормам поведения или вмешивается не в своё дело, стараясь изменить его по--своему.)

В чужом пиру похмелье.
(Буквальный смысл поговорки таков: у кого-то (у чужих) был пир, а голова болит у того, кто там не был.

Кто-то виноват, а расплачиваться за его вину приходится невинов-ому.

Говорится, когда в каком-либо деле неприятности выпадают на долю того, кто к этому делу не имеет никакого отношения.)

Пословица «У страха глаза велики...»

Человек, охваченный страхом и напуганный, очень часто преувеличивает опасность и видит ее там, где ее на самом деле нет.

"Слово не воробей, вылетит - не поймаешь" - пожалуй одна из самых известных русских пословиц.

Пословица учит - прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать.

Ведь сказать слово легко, но как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном…

Старинная русская поговорка «На сердитых воду возят».

Эту поговорку можно сказать человеку, который гневится и сердится понапрасну.

Корни поговорки идут из старинной разговорной речи. Тогда слово «сердитый» означало усердный, ретивый, старательный.

Именно таких усердных и старательных лошадей выбирали для тяжелой работы - они возили воду в бочках из реки.

Таким образом самым «сердитым» (то есть старательным) доставалась самая неблагодарная тяжелая работа.

От работы кони дохнут
Правильное толкование:

Полная версия поговорки звучит так: «От работы кони дохнут, а люди - крепнут».

Мудрый народ хотел сказать этими словами, что работа вредна только для неразумных животных, которые не понимают радости труда.

Для человека же работа - не просто полезна, но и прямо таки необходима для здоровой и счастливой жизни.
Своя рубаха ближе к телу
Неправильное толкование: «Свои интересы мне дороже».
Правильное толкование: Давайте вспомним, а когда произносились эти слова?

Конечно, на похоронах павшего в бою товарища.

Когда солдаты снимали с тела свои рубахи и бросали их в могилу - ближе к телу погибшего.

Тем самым они показывали, как он им был дорог.
Моя хата с краю
Неправильное толкование: «Я ничего не знаю, не видел, и мне на всё наплевать».
Правильное толкование: Раньше деревни располагались длинной линией домов вдоль дороги.

И на живших с краю людях была особая ответственность - первыми встречать любую опасность и, при необходимости,

давать отпор любой опасности.

Поэтому, заявляя «моя хата с краю» крестьянин на самом деле говорил: «я готов своей жизнью охранять покой своей деревни».
Ты кашу заварил, тебе и расхлёбывать
Неправильное толкование: «Твои проблемы меня не волнуют».
Правильное толкование: Вспомним, когда произносились эти слова?

Когда крестьянин приходил в гости к соседу, и его угощали кашей.

Вежливый крестьянин в таких случаях отказывался от каши - дескать, тебе еда нужнее. «Ты кашу заварил, тебе и расхлёбывать».
Для всего села каравай не нарежешь
Неправильное толкование: «Делиться не буду».
Правильное толкование: Каравай - пищевой продукт.

И, как и любой пищевой продукт, мог получиться испорченным.

А разве это дело - рисковать здоровьем целой деревни? Конечно же, отравить всех - никак нельзя.

Поэтому, каким бы большим и вкусным ни был каравай, его пробовало не более половины крестьян.

Так как совершенно недопустимой была перспектива отравить всех.
Всех проблем и царь не решит
Неправильное толкование: «С этой проблемой не справиться».
Правильное толкование: На самом деле, народ хотел сказать, что царь, как бы силён он ни был, не может решить все проблемы.

Поэтому мелкие, текущие проблемы следует решать самим крестьянам.
Не наш недуг, не нам хворать
Неправильное толкование: «Нам безразлична чужая болезнь».
Правильное толкование: Когда произносились эти слова? Когда товарищ заболевал.

Русский крестьянин хорошо понимал - раз его сосед заболел, значит нужно оставаться здоровым.

Чтобы работать и за себя, и за соседа. Некогда болеть, когда дел много.
Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше
Неправильное толкование: «Каждый ищет только свою выгоду».
Правильное толкование: Это глупая рыба ищет, где глубже.

Человек, разумный человек, ищет, где он может лучше послужить своей стране.
Ты мне хоть и брат, а хлебу будь лишь своему ты рад
Неправильное толкование: «Ничего тебе не дам».
Правильное толкование: Помните комиссара Катани? Эта поговорка о том же.

Дескать, будь ты мне хоть брат родной, но воровать я тебе не дам. Закон и порядок - прежде всего.
Свою курицу за крыло держи, а чужую - щипли
Неправильное толкование: «Береги своё добро и воруй чужое».
Правильное толкование: Была на Руси такая забава.

Двое брали в руки по курице и щипали перья у чужих куриц.

Эта забава наглядно показывала всю щедрость и широту русской души.
Не своё - не жалко
Неправильное толклвание: «На чужое наплевать».
Правильное толкование: Все вещи, как отлично понимал крестьянин, по большому счёту, принадлежат Богу.

Дескать, эта вещь принадлежит не мне, а Богу, так чего я буду о ней жалеть?
Сам домой иду, а людей послал на беду
Неправильное толкование: «Пусть другие люди сдохнут».
Правильное толкование: О чём тут идёт речь? У крестьянина дома что-то случилось.

И он говорит товарищам, занятым важным делом: «Вы решайте основную проблему (беду), а у себя дома я уж сам разберусь.

Как решу вопрос, тут же присоединюсь к вам».
Когда для чужого делаешь, и день не кончается
Неправильное толкование: «Лучше работать на себя».
Правильное толкование: «Когда работаешь не для себя, а для общего блага - куда как больше успеваешь сделать».
Чужая работа - небольшие хлопоты
Неправильное толкование: «Когда кто-то работает, ты не устаёшь».
Правильное толкование: Речь тут идёт про замену заболевшего товарища.

Этой поговоркой крестьянин говорит - «если кто-то заболел, мы просто теснее сомкнём ряды и сделаем не только свою работу, но и чужую».
На чужие харчи у всех рот нараспашку
Неправильное толкование: «Все любят поесть нахаляву».
Правильное толкование: На Руси было принято устраивать праздники, когда на стол выставлялись общие, «чужие» харчи.

З априметив такой стол, хороший крестянин открывал рот «нараспашку» и громко кричал - звал остальных.

Чтобы не есть в одиночестве.
За чужим добром ходит он с ведром
Неправильное толкование: «Очень жаден, чужое добро берёт вёдрами».
Правильное толкование: В этой пословице рассказывается про бедного, но честного крестьянина. Который, получая подарки, пытается отблагодарить дарителя хотя бы натаскав ему воды из колодца своим ведром.
Харчами да питьём незваного гостя не выставить
Неправильное толкование: «В гостях все любят поесть нахаляву».
Правильное толкование: Включим логику. Если гость пришёл без приглашения - так уж наверное не за едой.

Наверное, случилось что-то, и нужно слушать гостя, а не пытаться его накормить. Об этом и пословица.
Кто хочет, может тонуть, а мы на берегу полежим
Неправильное толкование: «Это не наше дело, вмешиваться не будем».
Правильное толкование: Эта пословица о спасателях.

Когда за каждым закреплён конкретный фронт работ.

Не все то золото, что блестит

Хорошее внешнее проявление
может не соответствовать
реальной действительности

Лиха беда начала

С практикой всё становится понятнее
и понятнее
Мой дом - моя крепость

Когда вы вдали от того человека,
которого любите - вы любите еще больше

Лучше синица в руках,
чем журавль в небе
Лучше иметь то, что вы имеете,
чем искать что-то лучшее, тем
самым рискуя имеющимся

Как и в случае с крылатыми выражениями многие русские пословицы и поговорки потеряли свой первозданный смысл. Чаще всего, хоть и не всегда, это было связано с утратой их окончания.

Например, всем известная поговорка: «Голод не тетка», продолжается как «пирожка не подсунет» (есть разные варианты окончания).

Как в усеченной, так и в полной версии смысл один и тот же: голод - это жестокое испытание, которое не пожалеет, словно родственник, а наоборот, может подтолкнуть любого на совершение преступления.

Но сегодня мы с вами разберем именно ту часть славянского наследия, которая дошла до нас в искаженном виде.

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше

Общепризнанное значение пословицы заключается в том, что любой человек ищет себе место, где ему будет хорошо и комфортно. Однако есть версия, что первоначальное значение было другим:

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше послужить Родине.

То есть речь шла не о меркантильных чувствах человека, а, наоборот, о благородных порывах души. Утверждать, что это правда, я, конечно, не буду, но сама теория выглядит красиво.

Бедность не порок

Так говорят, чтобы показать, что бедности нечего стыдиться. Однако оригинал:

Бедность не порок, а вдвое хуже, намекает на то, что лучше иметь какие-то пороки, чем быть бедным. Причем акцентировать внимание нужно не на том, что в пороках есть какая-то польза, а в том, что нищета - это очень тяжелое и негативное явление, с которым лучше не сталкиваться.

Гол как сокол

Сейчас так говорят про человека, у которого нет ничего за душой. Славяне же под этим подразумевали не просто бедного человека, но и смекалистого, пробивного, говоря:

Гол как сокол, а остер как топор.

Ты кашу заварил - тебе и расхлебывать

Изначально сия пословица понималась буквально: крестьянин, приходивший в гости к соседу и получавший приглашение отобедать, из вежливости отказывался и отвечал именно этими словами.

Теперь же мы понимаем ее в переносном смысле: каждый человек должен сам справляться со своими проблемами.

Кто старое помянет - тому глаз вон

Пословица учит тому, что нужно забывать прошлые обиды и прощать людей, причинивших нам зло. Однако в оригинале она звучит как:

Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.

То есть не нужно точить зуб на обидчика, однако и забывать про причиненное вам зло тоже не стоит - нужно быть готовым к повторной подлости от этого человека.

Горбатого могила исправит

Взрослого человека, сформировавшегося как личность, исправить невозможно. С этим сложно не согласиться. Наши предки же говорили иначе:

Горбатого могила исправит, а упрямого дубина.

Они имели в виду то, что физическое несовершенство тела человека исправить уже невозможно (да, пластических хирургов и возможности поставить себе, например, протез ноги, тогда не было), а вот духовно-нравственные качества можно и нужно исправлять в лучшую сторону.

На тебе, Боже, что нам негоже

Такое неуважение к Богу в те далекие времена люди вряд ли бы стали проявлять. Они говорили:

На те, небоже, что нам негоже.

Слово «небоже» произошло от «небога» - так в старину называли нищих и убогих. То есть сирым и несчастным дарили то, что дающему было без надобности.

Везет как утопленнику

Сейчас это означает, что человеку жутко не везет. В давние времена же пословица выглядела иначе и понималась почти буквально:

Везёт как субботнему утопленнику - баню топить не надо!

Мол, удача улыбнулась человеку: и помылся, и хлопот, связанных с растопкой бани, у него нет.

Собаку съел

Так говорят про человека, который является мастером или специалистом в какой-то сфере. Он на этом деле «собаку съел».

Наши предки же говорили иначе:

Собаку съел, а хвостом подавился.

Это означало, что некто работу, в общем-то, выполнил неплохо, но не идеально, споткнувшись на какой-то мелочи.

Дело мастера боится

Фразеологизм означает, что мастер способен справиться с любой задачей на «отлично». Но продолжение у этой пословицы опровергает это утверждение:

Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.

Повторенье - мать ученья

Учителя говорят нам это, пытаясь доказать, что повторение - это важная часть образовательного процесса. Исходя же из значения оригинала, можно расценивать это как насмешку над учениками:

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков (или как вариант прибежище ослов).

То есть умные понимают все сразу, а глупые только через зубрежку.

Каждый человек о своих проблемах трепещет

Здесь речь идет не о личном эгоизме, а о совместной работе. Наши предки вкладывали сюда такой смысл: каждый человек при выполнении общей работы отвечает за ее определенную часть.

Рыбак рыбака видит издалека

Так говорят о родственных душах или людях, имеющих общие интересы, что позволяет им сближаться.

В оригинале выражение звучало так:

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит

И понималось буквально.

За чужим добром ходит он с ведром

Как может показаться, тут говорится о жадных людях. И, как обычно, первоначальное значение пословицы абсолютно противоположное. Бедные крестьяне, получая материальную помощь от более зажиточных соотечественников, стремились хоть как-то их отблагодарить: например, натаскав им воды из колодца.

Ума палата

Многие говорят так об умных образованных личностях, отличающихся высоким уровнем интеллекта. Но более правильно употреблять поговорку в ироническом ключе, ибо полная версия фразы звучит по-другому:

Ума палата, да ключ утерян!

Делу время, а потехе час

Сейчас мы понимаем это «людоедское» выражение как необходимость большую часть времени отдавать работе, а меньшую - отдыху и развлечениям.

В древности слово «час» служило синонимом слову «время». Когда русский царь Алексей Михайлович (1629-1676) писал эти слова в «Уряднике», то он имел в виду, что нужно равномерно распределять свое время и тратить его как на работу, так и на отдых.

Свою курицу за крыло держи, а чужую - щипли

И опять речь идет не о людской жадности, а, наоборот, о щедрости. На Руси существовала такая необычная забава, когда два человека брали в руки по курице и щипали перья с птицы, которую держал сосед.

Моя хата с краю

Сейчас так говорят, когда хотят показать безразличие и равнодушие к чему-либо. В древние времена же, наоборот, тот, кто жил в хате с краю, отвечал за общую безопасность деревни. То есть первым, увидев нападающего врага, такой человек должен был предупредить всех остальных об опасности.

Не свое - не жалко

В нашем сознании закрепился стереотип, что на чужую и казенную собственность всем наплевать. Поэтому к такому имуществу люди относятся безответственно.

Пьяному море по колено

Думаете, наши предки хотели сказать, что нетрезвому человеку все нипочем? Нет, они имели в виду, что, несмотря на всю ту «храбрость», которую из себя источает выпивший человек, он может «сломаться», встретив самое малое препятствие:

Пьяному море по колено, а лужа - по уши.

Когда для чужого делаешь, и день не кончается

Казалось бы, пословица означает, что работа «на дядю» - это долгий и бесполезный труд. Но первоначальное значение фразы было иным: когда работаешь на общее благо, а не только на свой карман, то успеваешь сделать гораздо больше.

Первый блин комом

В сегодняшнем понимании она означает, что у человека не получается сделать что-то с первого раза. В древности пословица звучала так:

Первый блин - комАм, блин второй - знакомым, третий - дальней родне, а четвертый - мне.

Она учила, как нужно вести себя по отношению к другим людям.

А комы – это медведи, которых славяне чтили с древних времен. Любой хозяин в первую очередь должен был предложить угощение (образно) именно им.

От работы кони дохнут

Сейчас так говорят, намекая на то, что человек не должен «рвать пуп» на работе. В оригинале поговорка звучала иначе:

От работы кони дохнут, а люди - крепнут.

Имелось в виду то, что труд полезен и облагораживает человека.

Работа не волк, в лес не убежит

Еще одна народная мудрость, которая сейчас служит оправданием для лентяев и бездельников. В древние времена она понималась по-другому. Крестьяне считали, что от повседневных трудов никуда не деться, поэтому нужно делать их сейчас, а не ждать, пока они «убегут в лес»:

Пословица означала кучу дел, которые нужно решить. Но есть меткое продолжение:

Хлопот полон рот, а перекусить нечего.

В широком смысле это значит, что усердная и тяжелая работа не всегда гарантирует наличие «еды» - достойной оплаты.

Заключение

Получается, что народная мудрость оказалась еще мудренее, чем может показаться сначала. Поэтому, если вы желаете похвастать своей эрудированностью, то, чтобы не попасть впросак, используйте пословицы и крылатые фразы правильно.

созерцатель
Всыпать по первое число
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если "наставник" переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Все трын-трава
Таинственная "трын-трава" — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась "тын-трава", а тын — это забор. Получалась "трава подзаборная", то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно "казанская"? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек
В старину на Руси "путем" называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы
Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала "точить балясы" означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба — "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: "К черту!". И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши
Что такое "баклуши", кто и когда их "бьет"? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось "баклуши бить". Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — "баклушечниками", и пошла наша поговорка.?