Ван гог звездная ночь история. «Звёздная ночь» Винсента Ван Гога

Ван Гог «Звездная ночь» – оригинал картины в высоком разрешении: стоимость и описание великого произведения искусства. Цена оригинала этой картины по предварительной оценке составляет около 300 миллионов долларов. Это одно из самых дорогих полотен Винсента Ван Гога, которое, впрочем, вряд ли когда-то будет продано. С 1941 года картина находится в Музее современного искусства города Нью-Йорка под усиленной охраной, привлекая внимания тысяч ценителей. Гениальность картины заключается в удивительной динамичности звездного неба, глубокой и разумной легкости движения небесных светил. В то же время, безмятежный городок, расположенный на панораме снизу, выглядит тяжелым, спокойным, словно море в пасмурную погоду. Гармония картины – в сочетании легкого и тяжелого, земного и небесного.

Поскольку не каждый может позволить себе поехать в Нью-Йорк посмотреть на оригинал, в последние годы появилось много художников, весьма сносно повторяющих творение великого маэстро экспрессионизма. Купить копию картины Ван Гога «Звездная ночь», можно примерно за 300 евро – на настоящем холсте, выполненную маслом. Цена копий подешевле – от 20 евро, обычно их делают полиграфическим способом. Конечно, даже очень хорошая копия не дает таких ощущений, как оригинал. Почему? Потому что Ван Гог использовал какие-то особые завихрения красок. Причем, совершенно нетипичным для себя способом. Именно они и придают картине динамику. Как он этого добился – сказать очень сложно, скорее всего, и сам Ван Гог об этом не знал. В то время он лечился в клинике для душевнобольных, имея проблемы с повреждением височной области мозга. Вероятно, его разум «повредился» гениальностью, но повторить технику написания этой картины крайне сложно.

Оригинал картины Ван Гога «Звездная ночь» был переложен в интерактивную версию в Греции – потокам краски придали движение. И все еще раз поразились какой-то неземной динамичности этой картины.

Копии картины «Звездная ночь» в интерьере очень любят размещать любители креатива, фантастики, а также…религиозные люди. Сам Ван Гог говорил, что полотно было написано под влиянием нетипичных для него религиозных настроений. Об этом свидетельствуют 11 светил, которые можно увидеть на полотне. В компоновке картины философы и любители живописи также находят много скрытого смысла. Не исключено, что тайна «Звездной ночи» будет со временем хотя бы частично раскрыта, поскольку, зная, особенности натуры художника, крайне сложно представить, что он написал просто образ из свой головы.

Ван Гог Звездная ночь оригинал картины в хорошем разрешении даже на экране компьютера способен приковать надолго внимание зрителя.

Здравствуйте!

Сегодня мы будем писать свободную копию картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Это одна из самых известных и узнаваемых картин из когда либо созданных. «Звездная ночь» Винсента Ван Гога - символ силы воображения человека, один из самых удивительных и невероятных пейзажей, которые только можно себе представить.

В ходе работы над картиной мы постараемся хоть немного приблизиться к технике автора, передать присущую данной работе динамичность, ритм и пастозность мазка. Постараемся угадать настроение и энергетику картины.

Как Винсент Ван Гог писал свою картину?

Возможно, что однажды ночью, Винсент Ван Гог вышел из дома, вооружившись холстом кистями и красками, с совершенно убедительным намерением написать самый невероятный пейзаж, с самыми невероятными звездами, луной, светом, небом, ветром…

Давайте внимательно рассмотрим картину Винсента Ван Гога, полюбуемся, постараемся уловить все детали и приступим к написанию своей «Звездной ночи».

Винсент Ван Гог пишет «Звездную ночь»

Процесс написания этой картины и результат работы, заставит вас влюбиться в эту картину и в творчество автора.

Звездное небо Винсента Ван Гога

Сколько существует человек, столько его притягивает звездное небо.
Луций Анней Сенека, римский мудрец, говорил, что, "если бы на земле было только одно место, откуда можно наблюдать звезды, к нему непрерывно со всех концов стекались бы люди."
Художники запечатлели звездное небо на своих полотнах, а поэты посвятили ему множество стихов.

Картины Винсента Ван Гога настолько ярки и необычны, что удивляют и запоминаются навсегда. А «звездные» картины Ван Гога просто завораживают. Ему удавалось непревзойденно изобразить ночное небо и необыкновенное сияние звёзд .

Ночная терраса кафе
«Ночная терраса кафе» была написана художником в Арле в сентябре 1888 года . Винсенту ван Гогу претила обыденность, и в этой картине он её мастерски преодолевает.

Как он потом написал своему брату:
«Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день».

Т ружусь над новой картиной, изображающий внешнюю часть одного ночного кафе: крошечные фигуры выпивающих на террасе людей, огромный жёлтый фонарь освещает террасу, дом и тротуар, и даже придает некоторую яркость мостовой, которая окрашивается в розоватово-фиолетовые тона. Треугольные фронтоны зданий на убегающей вдаль улице под синим небом, усыпанным звездами, кажутся тёмно-синими или фиолетовыми…»

Ван Гог Звезды над Роной
Звездная ночь над Роной
Удивительная картина Ван Гога! Изображено ночное небо над городом Арль во Франции.
Что может быть лучше для отражения вечности, чем ночь и звездное небо?


Художнику нужна натура, настоящие звезды и небо. И тогда он прикрепляет к своей соломенной шляпе свечу, собирает кисти, краски и выходит на берега Роны писать ночные пейзажи...
Перспектива ночного Арля. Над ним — семь звезд Большой Медведицы, семь маленьких солнышек, оттеняющих своим сиянием глубину небесного свода. Звезды такие далекие, но такие доступные; они часть Вечности, поскольку были здесь всегда, в отличие от городских фонарей, льющих свой искусственный свет в темные воды Роны. Течение реки медленно, но верно растворяет в себе земные огни и уносит их прочь. Две лодки у причала приглашают отправиться следом, но люди не замечают земных знаков, их лица обращены вверх, к звездному небу.

Картины Ван Гога вдохновляют поэтов:

Из белой щепотки подкрыльного пуха
Залётного ангела кисти изладив,
Он после заплатит отрезанным ухом
И чёрным безумием после заплатит,
А нынче он выйдет, нагружен мольбертом,
На берег чернеющей медленной Роны,
Почти посторонний промозглому ветру
И миру людскому почти посторонний.
Он тронет особой, нездешнею кистью
Цветастое масло на плоской палитре
И, не признавая заученных истин,
Свой мир нарисует, огнями залитый.
Небесный дуршлаг, отягчённый сияньем,
Прольёт второпях золотые дорожки
В холодную Рону, текущую в яме
Своих берегов и запретов сторожких.
Мазок на холсте - так остаться и мне бы,
Но он не напишет подкрыльной щепоткой
Меня - только ночь и промокшее небо,
И звёзды, и Рону, и пристань, и лодки,
И светлых дорожек в воде отраженье,
Ночных городских фонарей сопричастность
К возникшему в небе головокруженью,
Которое будет приравнено к счастью...
...Но Он и Она - первый план, вкупе с ложью,
Вернутся в тепло и за рюмкой абсента
Незло усмехнутся, познав невозможность
Безумных и звёздных прозрений Винсента.
Солянова-Левенталь
………..
Звёздная ночь
Винсент Ван Гог сделал своим правилом и высшим мерилом «правду», изображение жизни такой, какой она является на самом деле.
Но собственное видение у Ван-Гога настолько необычно, что окружающий мир перестает быть обыденным, волнует и потрясает.
Ночное небо у Ван Гога не просто усеяно искрами звезд, оно закручено вихрями, движением звезд и галактик, полно таинственной жизни, экспрессии.
Никогда, глядя в ночное небо невооруженным глазом, не увидишь то движение (галактик ли? звездного ветра?), которое усмотрел художник.


Ван Гог хотел изобразить звёздную ночь как пример силы воображения, которое может создать более удивительную природу, чем та, которую мы можем воспринять при взгляде на реальный мир. Винсент писал к брату Тео: "Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды".
Эта картина целиком возникло в его воображении. Две гигантские туманности сплетены между собой; одиннадцать гипертрофированного размера звезд, окруженных ореолом света, прорывают ночное небо; справа ирреальная луна оранжевого цвета, словно совмещенная с солнцем.
В картине устремленности человека к непостижимому - звездам - противостоят космические силы. Порывистость и экспрессивная мощь изображения усиливаются благодаря изобилию динамических мазков.
Вращалось, скрипело арбы колесо.
И дружно вертелись ему в унисон
Галактики, звезды, Земля и Луна.
И бабочка возле немого окна,

Создавая эту картину, художник пытается дать выход переполняющему его борению чувств.
“Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка”. Винсент Ван Гог.
«Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?» - писал Ван Гог.
Свою мечту художник поведал полотну, и теперь уже зритель удивляется и мечтает, глядя на звезды, написанные Ван Гогом. Оригинал «Звездной ночи» Ван Гога украшает зал Музея современного искусства в Нью-Йорке.
…………..
Тот кто захочет по-современному интерпретировать эту картину Ван Гога, может найти там комету, спиральную галактику, остаток сверхновой- Крабовидную туманность…

Стихотворения навеянные картиной Ван Гога "Звёздная ночь"

Давай, Ван Гог,

Накручивай созвездья.

Дай этим краскам кистью

Прикурить.

Гни спину, раб,

Кладя поклоны бездне

сладчайших из терзаний,

до зари…
Яков Рабинер
……………

Как угадал ты, мой Ван Гог,
Как разгадал ты эти краски?
Мазков магические пляски -
Как будто вечности поток.

Тебе планеты, мой Ван Гог,
Вертясь как блюдца для гаданий,
Раскрыли тайны мирозданий,
Дав одержимости глоток.

Свой мир ты создавал как бог.
Твой мир - подсолнух, небо, краски,
Боль раны под глухой повязкой...
Мой фантастический Ван Гог.
Лора Трин
………………

Дорога с кипарисами и звездой
«Ночное небо с тонким полумесяцем, еле выглядывающим из густой, отбрасываемой землей тени, и преувеличенно яркая, нежно-розово-зеленая звезда в ультрамариновом небе, где плывут облака. Внизу - дорога, окаймленная высокими желтыми камышами, позади которых виднеются низкие голубые Малые Альпы, старый постоялый двор с оранжевыми освещенными окнами и очень высокий, прямой, мрачный кипарис. На дороге двое запоздалых прохожих и желтая повозка, в которую впряжена белая лошадь. Картина, в целом, очень романтична, и в ней чувствуется Прованс”. Винсент Ван Гог.

Каждая живописная зона выполнена при помощи особого характера мазков: густые - на небе, извилистые, наложенные параллельно друг другу - на земле и извивающиеся наподобие языков пламени - в изображении кипарисов. Все элементы картины сливаются в единое пространство, пульсирующее напряжением форм.


Уходящая в небо дорога,
И щемящею нитью по ней
Одиночество всех его дней.
Фиолетовой ночи молчанье
Как ста тысяч оркестров звучанье,
Как молитвенное откровенье,
Словно вечности дуновенье...
На картине Винсента Ван Гога
Только звездная ночь и дорога...
…………………….
Ведь сотни солнц ночных и лун дневных
Дорог наобещали непрямых…
…Висит сама (и ей не нужен скотч)
Из крупных звёзд вангоговская ночь

Винсент Ван Гог – голландский художник-постимпрессионист, который оказал колоссальное влияние на искусство. Его работы стоят десятки миллионов долларов, а почитатели творчества живописца есть во всем мире. Но все это случилось после смерти художника. Ван Гог прожил трудную и короткую жизнь, всего 37 лет. Он был в постоянном поиске себя как художника, боролся с тяжелым недугом, часто ему не хватало денег на еду, а все свои средства тратил на краски, кисти и холсты. Тем не менее, Винсент, а интенсивно творчеством он занимался последние семь лет своей жизни, оставил огромное наследие – более двух тысяч живописных и графических произведений. Одна из самых известных картин Ван Гога – «Звёздная ночь». Этот шедевр был очень значим и для самого художника.

Предыстория. Ссора с Гогеном. Написанию картины предшествовали важные события в жизни Ван Гога. Всем известна история с отрезанным ухом после ссоры с художником Полем Гогеном. Винсент в 1888 году жил в Арле, где мечтал создать в арендованном им желтом доме резиденцию художников. Он пригласил Гогена, и художник согласился приехать. Ван Гог радовался как ребенок, он восхищался талантом Поля Гогена, специально к его приезду написал картины с подсолнухами (ими он хотел украсить комнату друга).

Во время своего приезда в Арль Поль Гоген написал портрет Ван Гога за работой

Некоторое время Гоген и Ван Гог плодотворно работали вместе, но все чаще между ними возникали творческие разногласия. Поль Гоген считал, что художник больше должен фантазировать в создании своих работ, Винсент же был приверженцем работы с натурой. Гоген писал: «Я чувствую себя в Арле совершенно чужим. Мы с Винсентом редко приходим к согласию, особенно в том, что касается живописи. Он ненавидит Энгра, Рафаэля и Дега, которыми я восхищаюсь. Чтобы положить конец спорам, я говорю ему: «Ты прав, генерал». Ему очень нравятся мои картины, но когда я работаю над ними, он постоянно указывает мне то на один, то на другой недостаток. Он романтик, а мне по вкусы примитивы».

«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» Ван Гог написал после ссоры с Гогеном

Всего Гоген провел в Арле два месяца. Во время ссор он часто угрожал Ван Гогу своим отъездом. А 23 декабря 1888 года решил покинуть желтый дом и провести ночь в отеле. Винсент подумал, что художник уехал. На следующее утро весь Арль бурлил известием о том, что в эту ночь у Ван Гога случился припадок помешательства. Художник отрезал мочку уха, завернул его в платок и отнес в публичный дом, чтобы подарить проститутке. Вернувшись домой, Ван Гог потерял сознание. В таком состоянии его и нашла полиция, которую вызвали обитательницы публичного дома. Винсента положили в городскую больницу, а Гоген уехал, не простившись. Больше художники никогда не встречались.

Работа над «Звездной ночью». После истории с Гогеном Ван Гогу поставили диагноз «эпилепсия височных долей». Винсент согласился на пребывание в монастырской лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми.

В отличие от других пациентов, Ван Гог не был приписан к клинике. После ежедневной работы он мог покинуть монастырские стены, мог вернуться в свою келью. Он был под таким надзором, который считали необходимым, и был независим, насколько это было возможно; и Ван Гог верил, что лечение поможет ему. Низкая стена, окружавшая монастырь, в течение многих недель оставалась в его воображении границей, которую он не может пересечь. Стремясь к выздоровлению, добровольный пациент оставался в рамках, которые не были обязательными для него. Он хотел найти безопасность и защиту. Постепенно его начал интересовать окружающий пейзаж, увлекли кипарисовые деревья, оливковые рощи и редкая растительность на холмах. Окружающие художника мотивы уже обладали той странной оригинальностью, той темной, демонической стороной, к которой все больше стремилось его искусство.

Во время пребывания в монастыре Ван Гог в июне 1889 года пишет картину «Звездная ночь», фантазируя этот сюжет. Возможно, здесь сказалось влияние Гогена, который считал, что нужно работать больше с воображением, чем с натурой. Художник смотрит с воображаемой высокой точки вниз на деревню. Слева от нее в небеса устремляется кипарис, справа толпится оливковая роща, формой напоминающая облако, а к горизонту бегут волны гор. Манера, в которой Винсент трактует эти вновь найденные мотивы, вызывают ассоциации с огнем, туманом и морем, и стихийная сила природы соединяется с нематериальной космической драмой звезд. Вечная стихийность Вселенной одновременно идиллически укачивает жилище человека в колыбели и угрожает ему. Сама деревня могла находиться где угодно: это мог быть Сен-Реми или Нюэнен ночью. Шпиль церкви словно тянется к стихиям, являясь одновременно антенной и маяком, он напоминает Эйфелеву башню (увлечение которой всегда отражалось в ночных пейзажах Ван Гога). Вместе с небесным сводом детали пейзажа воспевают чудо творения.

Еще один ночной пейзаж Ван Гога — «Ночная терраса кафе»

«Я написал пейзаж с оливами и новый этюд звездного неба, - писал Ван Гог об этой картине брату Тео, - и, хотя я не видел последних полотен Гогена и Бернара, я глубоко убежден, что упомянутые два этюда написаны в том же духе. Когда эти два этюда побудут перед твоими глазами какое-то время, ты получишь по ним гораздо более полное представление о вещах, которые мы обсуждали с Гогеном и Бернаром, и которые нас занимают, чем из моих писем. Это не возврат к романтизму или религиозным идеям, нет. Именно путем Делакруа, то есть при помощи цвета и рисунка, более произвольного, нежели иллюзорная точность, можно скорее, чем это кажется, выразить сельскую природу».

Особенности картины. «Звёздная ночь» была не первой попыткой Ван Гога изобразить ночное небо. Годом ранее в Арле художник написал картину «Звёздную ночь над Роной». Ночные сюжеты привлекали мастера, он часто работал в тёмное время суток, прикрепляя свечи на шляпу, как это делали старые мастера.

Сейчас картина «Звездная ночь над Роной» хранится в Париже

Ван Гог писал Тео, что часто размышляет о звездах: «Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения». Работая над «Звездной ночью» художник писал, что по-прежнему нуждается в религии, именно поэтому он рисует звезды.

Существует множество интерпретаций картины «Звездная ночь». В некоторых даже отмечается, что она точно передает положение звезд в ночном июньском небе 1889 года. И это вполне вероятно. Но извивающиеся спиралеобразные линии не имеют ничего общего с северным сиянием, Млечным Путем, какой-нибудь спиральной туманностью или чем-то подобным. Согласно другим трактовкам, Ван Гог написал свой собственный Гефсиманский сад. В качестве доказательства этого предположения приводится дискуссия о Христе в Гефисманском саду, которую Ван Гог в это время вел в переписке с художниками Гогеном и Бернаром. Это тоже возможно. Не исключено также, что в этой картине отражены также предчувствия и душевные страдания самого живописца. Но библейские аллегории проходят сквозь все творчества Ван Гога, и ему не был нужен для этого особый сюжет. Скорее это было стремление к синтезу, в котором сопоставлялись научные, философские и личные представления. «Звездная ночь» - попытка передать состояние шока, потрясения, а кипарисы, оливы и горы послужили лишь катализатором. Тогда Ван Гога больше чем когда-либо интересовала материальная сущность его сюжетов, так же, как и их символический смысл.

Примечательно, что многие ученые в картинах Ван Гога находят отражение природных феноменов. Факты о том, как работы голландского художника помогают исследователям, собрала в своем материале «Комсомольская правда» .

Подлинник картины «Звездная ночь» (холст, масло 73,7х92,1) хранится в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Работа туда перешла в 1941 году из частной коллекции.

ПОЛЕЗНОЕ

В каких российских музеях есть шедевры Ван Гога

Картины Винсента Ван Гога можно посмотреть и в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина хранятся «Красные виноградники в Арле», «Море в Сент-Мари», «Портрет доктора Феликса Рея», «Прогулка заключенных» и «Пейзаж в Овере после дождя». А в Эрмитаже находятся четыре работы знаменитого голландца: «Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы)», «Арена в Арле», «Куст», «Хижины».

Картина «Красные виноградники» — одно из немногих произведений Ван Гога, которое было куплено при жизни художника

В материале использованы данные из книги «Ван Гог. Полное собрание сочинений» Инго Ф. Вальтера и Райнера Мецгера.

Описание картины Ван Гога «Звездная ночь»

Получивший в 1875 году назначение в Париж дилер художественной галереи Винсент Ван Гог даже не догадывался, что этот город изменит его жизнь. Молодого человека привлекали выставки Лувра и Люксембургского музея, он начал обучаться живописи сам. Правда, слегка увлекшись религией, которая стала отдушиной после несчастной лондонской любви.

Через несколько лет он оказывается в бельгийском поселке, но уже не как дилер, а как проповедник. Он видит, что религия не заинтересована в облегчении человеческих страданий и решающий выбор в своей жизни – искусство.

Стоит заметить, что понять мотивы и мировоззрение Ван Гога достаточно сложно, несмотря на простоту его картин. Биографы постоянно акцентируют на его голландском происхождении, таком же, как у Рембрандта, забывая о том, что в семье художника случались психические заболевания. Он резал себе уши и пил абсент, пытаясь найти связь между человеком и внешним миром, писал подсолнухи, автопортреты и «Звездную ночь».

Что интересно, известная картина, которая сейчас находится в Нью-Йоркском Музее современных искусств – не первая попытка Ван Гога написать небо ночью. Будучи в Арле, он создал «Звездную ночь над Роной», но она была совсем не такой, как хотел автор. А желал художник сказочности, ирреальности и удивительного мира. В письмах своему брату он называет стремление написать звезды и ночное небо нехваткой религии, рассказывает о том, что замысел полотна родился у него давно: кипарисы, звезды на небе и, может быть, поле спелой пшеницы.

Итак, картина, являющаяся плодом воображения художника, была написана в Сен-Реми. «Звездную ночь» и сегодня считают самым фантасмагоричным и загадочным полотном художником – настолько ощущается невыдуманность сюжета и его внеземной характер. Такие рисунки обычно делают дети, изображая космический корабль или ракету, а тут – художник, которому так важна сущность окружающего мира.

То, что картина была написана в психиатрической лечебнице, ни для кого не секрет. Ван Гога в то время мучали приступы безумия, которые были непредсказуемыми и спонтанными. Так что «Звездная ночь» стала для него своеобразной терапией, помогающей справиться с болезнью. Отсюда и ее эмоциональность, колористика и уникальность – в больничном заточении всегда ощущается нехватка ярких красок, ощущений и переживаний. Может быть, поэтому «Звездная ночь» и стала одним из must have в мире искусства – ее обсуждают критики не одного поколения, она привлекает к себе посетителей музея, ее дублируют, вышивают на подушках…

Трактовок у картины бесчисленное количество, начиная с числа изображенных звезд. Их одиннадцать, по яркости и насыщенности они напоминают Вифлеемскую звезду. Но вот незадача: в 1889 году Ван Гог уже не увлекался теологией и не испытывал нужды в религии, но сказание о рождении Иисуса сильно повлияло на его мировоззрение. Именно такая ночь, и такое таинственное сияние звезд знаменовали Рождество. Еще один момент библейской трактовки картины связан с Книгой Бытия, а именно с цитатой из нее: «…мне снова снился сон… В нем были солнце и луна, и одиннадцать звезд, и все кланялись мне».

Помимо мнений исследователей о влиянии религии на творчество Ван Гога существуют дотошные географы, которые до сих пор не выяснили, что же за населенный пункт написал художник. Не улыбается удача и астрономам: они не могут понять, какие созвездия изображены на полотне. Да и синоптики тоже в недоумении: как может быть небо закручено вихрями, если ночью оно окутано безмятежностью и холодным безразличием.

И лишь единственный намек на разгадку дал сам художник, написав в 1888 году: «Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем черные точки на карте Франции?». Вот и решают до сих пор исследователи, какую часть страны высокой моды изобразил Ван Гог.

Что же такого изображено на этой картине, раз она мучает миллионы, заставляя искать разгадку? Поселок на фоне звездного неба, и все. А все ли? Синим спиралевидным небом занято все пространство, поселок лишь фон для небосвода. Величие неба несколько смягчают невероятно яркие желтые звезды, а таинственность «Звездной ночи» придают кипарисы, на которые заявляют права и небо, и земля.

Интересно, что панорама поселка имеет черты, характерные как для северных, так и для южных французских регионов. Ее называют обобщенным образом человеческих населенных пунктов. И, пока он спит, на небе происходит таинство: светила двигаются, создавая новые миры на грозном и таком привлекательном небе.

Месяц и звезды просто удивительны, они запоминаются надолго: окруженные огромными нимбами в виде сфер различных оттенков – золотого, голубого и таинственного белого. Небесные тела словно излучают космический свет, озаряющий сине-голубое спиралевидное небо. Интересно, что волнообразный ритм небосвода захватывает и серп луны, и ярчайшие звезды – все так, как в душе самого Ван Гога. Спонтанность «Звездной ночи» на самом деле показная. Картина продумана и скомпонированна очень тщательно: она кажется уравновешенной благодаря кипарисам и гармоничному подбору палитры.

Ее цветовая гамма не может не удивлять уникальным сочетанием насыщенного темно-синего (даже оттенка марокканской ночи), насыщенного и небесно-голубого, до черноты зеленого, коричнево-шоколадного и цвета морской волны. Тут несколько оттенков желтого, которым художник играет, как умеет, изображая следы звезд. У него есть цвет подсолнухов, масла, яичного желтка, бледно-желтый…. А сама композиция картины: деревья, серп луны, звезды и городок в горах наполнена по-настоящему космической энергией…

Звезды кажутся по-настоящему бездонными, полумесяц создает впечатление солнца, кипарисы больше похожи на языки пламени, а спиральные завитки словно намекают на последовательность Фибоначчи. Какое бы не было душевное состояние Ван Гога на тот момент, «Звездная ночь» не оставляет равнодушным ни одного человека, увидевшего хотя бы ее репродукцию.