Каковы причины начало религиозных войн во франции. Особенности реформационного движения во Франции. Причины и основные этапы Религиозных войн

Все католики и многочисленные отряды протестантов тщательно подготовились к схватке. На примирение уже не стоило надеяться, ведь реформация повлияла на раскол Европы. Оставался лишь вопрос о том, где именно будет проходить война, кто займёт ту сторону, а кто обратную. Карл 5 был официальным оплотом веры католической церкви. Он был государем с большим могуществом, во владениях которого была вся Испания, Нидерланды, земли австрийских государств, а также Неаполитанское королевство. Императорские владения распространялись на множество областей, однако из всех его государств, монархом он был только в Испании. В Германии, он считался с мнением весьма могущественных князей. А в Нидерландах, ему мешали добиться полной власти коммуны, которые вели самоуправление. Но благодаря тому, что испанские корабли привозили Карлу 5 из Америки огромное количество серебра, он мог содержать своё многочисленное войско и на протяжении нескольких лет вести войну в Италии с французами. Эта война имела совершенно другой характер, она совершенно не была похожа на войну лучников и рыцарей. Одними из первых, испанцы начали осваивать новейшую тактику ведения боя. Во всей Европе пехота Испании была самой подготовленной. С ними могли потягаться в силе и навыках, только швейцарцы и германские ландскнехты. Карлу 5 удалось остановить на землях Италии стремительное наступление французских войск. Но из-за того, что войны с Францией длились долгие годы, у него не оставалось сил, чтобы дать отпор протестантам. Таким образом, в Германии начала стремительно распространяться Ересь. Постепенно она стала проникать в Нидерланды, которые на то время считались самой богатой областью во всей Европе. К тому времени, как в городах Нидерландов начала проявляться ересь протестантов, король решил самовольно ввести инквизицию. Провинциальные штаты стали выявлять свои массовые протесты против этого решения. Этот конфликт начал плавно перерастать в религиозную войну.

Ницше хорошо овладел фундаментальной ролью религии для общества и европейского политического порядка. Он также был великим сторонником европейской секуляризации, утверждая, что тени Бога длинные. Социокультурная смерть еврейского христианского Бога оставила без изменений многие элементы христианства, которые сохранились в секуляризированной манере. После двух тысяч лет христианской истории в Европе невозможно избежать влияния религии. Это остается скрытым в идеологических случаях, близких к религии, таких как этика, социокультурные ценности и понимание человека, смысл жизни и видение мира.

Карл 5 перед смертью несколько лет сильно болел и постоянно испытывал приступы меланхолии. Он постоянно запирался в тёмной комнате, которая была обита чёрной ткани. В этой комнате не было ни одного окна, и там он целые дни проводил в молитвах. В начале 1554 года, Карл решил отречься от своего престола и передал право правления страной своему кровному брату Фердинанду, который на то время был эрцгерцогом Австрии. Оставшиеся владения, он оставил своему сыну Филиппу 2, который в то время был королём Испании. Именно на Филиппа полагались все католики в надежде получить помощь в битве с протестантами. История запомнила его как сурового правителя, который лично решал каждый вопрос в его государстве. Вблизи Мадрида, новый король возвёл дворец Эскориал. Это было весьма мрачное здание, которые было больше похоже на монастырь. Именно из этого замка, король правил своим государством опираясь на помощь сотен различных курьеров. Он круглосуточно писал письма, которые ему приносили курьеры и писал всё новые приказы, он повсюду имел своих тайных шпионов и доносчиков. Основной целью короля Филиппа 2 было полное подчинение себе Нидерландов. Он пытался добиться титула абсолютного монарха, как короли во Франции. В те годы, именно Франция была самым сильным государством во всей Европе, поэтому большинство королевств всячески старались перестроиться под образ Французского государства.

Но кроме того, за самой важной причиной и самой наукой, которая конкурирует с религиями за идеологическую гегемонию, существуют параметры, относящиеся к религии и богословию, хотя мы забыли эти исходные корни. Оба сводят всю западную философию к греческому и христианскому богословию, делая религию фундаментальной матрицей мышления. Это не вторичный эпифеномен, как думал Маркс, а самое ядро ​​культуры, кредо вокруг которого строится социальная аксиология.

Следовательно, политическое значение критики религии как культурно доминирующей идеологии и церквей как гегемонистских институтов. Церкви были в Европе, и отчасти они по-прежнему являются сегодня, случаями с наибольшей способностью избегать государственной собственности и влиять на политический порядок. Оттуда можно понять усилия государства по представлению их сначала и использовать их и поставить на свое усмотрение через секунду. Борьба против религии и их соответствующих церквей происходит только тогда, когда они не могут доминировать или направлять их в соответствии с их собственными интересами.

§ 7-8. Франции

Вспомните:

1. Какими были особенности социально-е Экономическая развития Франции в конце XV века?

2. Назовите главные черты централизованного государства во Франции в конце XV в.

3. Какими были последствия превращения Франции в централизованное государство?

Однако в современных традиционных обществах преобладает инструментализация религии, поскольку атеизм был меньшинством и феноменом, связанным с культурным наследием. Сила религии заключается в необходимости реагировать на фундаментальные вопросы, задаваемые человеком, например, о происхождении и значении мира и человеческой личности; те, которые имеют смысл жизни; необходимость установить абсолютные нормы поведения, согласно Добра и Злу, которые выходят за рамки добра и зла для каждой индивидуальной субъективности; и необходимость найти причины жить и сражаться в свете зла в своем тройном физическом, моральном и чувственном измерении; а также личную потребность в комфорте и мотивации перед иррациональным миром, в котором страдания универсальны, потому что это затрагивает всех.

4 . Какими были причины победы Реформации в Германии?

5 . Какие признаки сословной монархии вы знаете?

1. Королевская власть

В начале XVII в. Франция была самой населенной страной Европы. В конце XV в. ее населения составляло 14-15 млн, а в середине XVII в. достигло 16-18 млн душ. Подавляющее большинство его жила в деревнях, и страна в целом оставалась аграрной. Объединение Франции в единое централизованное государство было завершено в конце XV в.

Удивительное выживание религии, даже если конкретные религии рождаются, трансформируются и, иногда, умирают, это не является доказательством существования Бога, как классическая философская теология, притворяясь, но это то, что в человеке существуют конститутивные потребности на что отвечает религия. Для них ответы науки, философии и искусства не вполне удовлетворительны, поэтому религия выживает. Это соседние примеры и явно различия в религии, с которыми они связаны разнообразным и сложным образом на протяжении всей истории.

Поэтому религии являются социально-культурным фактором первого порядка, они выполняют социальные функции, которые трудно подменить и имеют явные политические последствия, которые делают их чрезвычайно важными для государства и гражданского общества. Следовательно, первая стратегия просвещенного государства: настроить религию как зависимое государственное исповедание, что и было решено с миром Вестфалии. Иллюстрированная Европа основана на абсолютной власти государя, на медиатизации религии и манипуляциях с церквями как инструменте реального суверенитета, наслаждаясь ими, как аналог широких привилегий и привилегий в обществе.

Одновременно с объединением страны крепла власть короля. Генеральные штаты (Сословно-представительный орган власти) не созывались с 1484 Уже король Людовик XII (1498-1515 гг), не советуясь с ними, вел войну за покорение Италии, устанавливал налоги на содержание армии, тратил огромные средства на осуществление своих амбициозных планов.

Французский христианский король или его испанское католическое величество символизируют строгое подчинение католицизма королевской абсолютной власти, в то время как протестантские государы создали государственные церкви и самозваный глава Церкви. Трон и алтарь объединились и укрепляли друг друга, являясь реальной силой, в конечном счете ответственной за общество и соответствующую национальную Церковь. То же самое произошло в колониальной империи, в которой был бесспорный королевский патронаж, принятый папским правительством, сближающейся евангелизацией с колонизацией и созданием национальной модели Церкви, чуждой инкультурации в коренном населении.

Следующие шаги по создание во Франции абсолютной монархии было сделано за Франциска I (1515-1547 гг.) Он сумел подчинить своей власти католическую церковь. В 1516 г. Франциск I достиг договоренности с П апою Р имським Львом Х, по которой король сам назначал на высшие церковные должности, а папа только утверждал его решения. Церковные лица стали подчиненными короля. Все дела жизни страны решались на Королевском совете, готовившей указы короля, решала важные судебные дела, назначала новые налоги. Для утверждения нового указа или налога Франциском I достаточно было написать: "Такая моя добрая воля".

Национальная и имперская борьба за политическое, военное и культурное превосходство, естественно, поддерживались соответствующими Церквами, которые заставляли дело Бога сходиться с национальным, отмечали с великими Те Деумами и литургическими действиями великие сражения и видели в поражениях не только национальные неудачи, но также и божественные наказания за грехи людей. Бог войны имеет широкую библейскую и европейскую традицию. Эта традиция продолжалась в эпоху Просвещения, тем более что была борьба за гегемонию между католической и протестантской державами, каждая из которых уверена в том, что имела божественную пользу, как это было в Тридцатилетней войне.

Рис. Франциск I

Королевские юристы публично провозглашали, что власть короля никем и ничем не ограничивается. Во время одного из заседаний Парижского парламента (высшего органа, который рассматривал судебные дела) его президент провозгласил, обращаясь к Франциска I: "Вы стоите выше законов, законы и ордонансы не могут Вас заставлять, и вообще нет никакой власти, которая могла бы Вас к чему заставить ".

Религиозный политический симбиоз объединил религиозное и политическое дело под контролем абсолютной монархии с одобрением соответствующей Церкви. Эта формула была успешной основой рождения современных государств-государств и их соответствующих колониальных империй.

Это политическое подчинение церквей и гегемония религиозных в культуре и в обществе были разрушены в результате процесса Просвещения, растущей секуляризации европейской культуры и процесса религиозного оспаривания абсолютной власти Церкви. монархия. Католические тезисы о тираницидах и границах реальной власти, защищенные испанскими теологами, такими как Луис де Мариана; а также ответ кальвинистских меньшинств повиновения государству и наличие конфессионального христианского плюрализма способствовали трансформации отношений между религией и политической властью, которая начала устанавливать пределы из религиозных инстанций.

Свою власть король осуществлял, опираясь на огромную армию чиновников. Ни в одной стране тогдашней Европы не было такого количества чиновников. Создавать новые должности королю было чрезвычайно выгодно, так как подавляющее большинство должностей продавалась за деньги, которые поступали в королевскую казну.

Интересно знать

Это один из дифференциальных элементов христианских и еврейских религиозных убеждений в Европе в отношении исламского мира, который поддерживал симбиоз и политическое религиозное подчинение традиционных обществ. К этому присоединялись идеологические факторы, такие как развитие теорий социальных контрактов; растущее значение теории прав человека, которая заменила прежнее естественное право; философская критика религии и необходимость демократического легитимации власти. Развитие капитализма, его расширение во всем мире и промышленная революция способствовали прагматическому и экономическому духу, который подорвал как традиционную религиозную концепцию, так и абсолютную власть государства.

Итальянские войны. В конце XV ст. французские короли начали войны за завоевание богатых итальянских земель, которые продолжались более полувека (1494-1559 гг.) Во всей Европе были известны итальянские художники, инженеры и ученые, а главное, что привлекало Францию, - центр католического мира - город Рим. Подчинив его, французские короли могли претендовать на председательство в всем западном христианском мире. Побудило французов к попыткам подчинения Италии и то, что она оставалась политически раздробленной страной.

Все эти факторы привели к Французской революции и установлению нового социально-политического порядка. Начался явный контраст между Западом и обществами, в которых доминировал ислам, который не знал ни того долгого процесса Просвещения, ни секуляризации общества, ни создания демократических основ политической власти. В исламе традиционный порядок поддерживался: закон и закон, вдохновленные религией, преобладали, и сложилась давняя традиция, которая приобрела большое значение в отношении священного текста.

Разная оценка этих традиций является одной из причин, которые привели к внутреннему разделению ислама с преобладанием суннитского большинства, за исключением таких областей, как Иран и Ирак, в которых преобладает шиитское меньшинство. Этот сильный традиционализм сделал теологическую эволюцию более трудной, чем христианский монотеизм.

Поводом к итальянских войн стали наследственные права французского короля Карла VIII (1483-1498 годы) на некоторые итальянские земли. Начало войн был очень успешным для французов. Однако постепенно война затянулась и приобрела длительный характер. Возмущенные насилиями и грабежами французов итальянские государства стали объединяться для борьбы против захватчиков. Французы были вынуждены оставить Италию, ничего не достигнув.

Отчасти это одна из проблем ислама, стоящая перед вызовами современности. Бог войны обозначил христианские и мусульманские монотеизмы с постоянными конфронтациями в эти столетия. Мусульманские страны отступали на всех фронтах, некоторые сохраняли исламскую культуру под властью Запада, как это произошло в Индонезии с голландцами, в Северной Африке с французами и в Малайзии, Египте и Судане с англичанами. Эта историческая память, в которой смешивалась религия, культура, экономическая, политическая и военная власть, делает сегодня диалог между религиями и секулярно противоположными культурами.

Король Франциск I продолжил 1521 борьбу за покорение Италии. Однако ситуация в Европе в то время изменилась. Император Священной Римской империи Карл V не желал усиления влияния Франции в Европе. С тех пор более чем на два века главным противником Франции в Европе стали Габсбурги.

Несмотря на отдельные военные успехи и значительный дипломатический талант Франциска I, для борьбы против Габсбургов в Европе сделал своим союзником турецкого султана Сулеймана I Великолепного, французская армия терпела поражения. После неудачной для французов битвы у Павии в 1525 г. Франциск I даже оказался в плену. Уверен в легкой победе, Карл V вторгся 1544 на территорию Франции и начал наступление на Париж. Однако сопротивление французов заставил Карла V отказаться от своих планов. Он заключил соглашение с Франциском I, по которой обе стороны отказались от своих завоеваний. По преемника Франциска I короля Генриха II (1547-1559 гг) войны возобновились. Однако достичь решающего успеха ни одна сторона не смогла. Окончательно войны завершились миром, заключенным 1559 в городе Като-Камбрези между Генрихом II и сыном Карла V испанским королем Филиппом II. По соглашению Франция окончательно отказывалась от своих претензий на Италию, но с согласия Филиппа II получала земли Лотарингии. Англия, воевавшая на стороне Габсбургов, соглашалась вернуть город Кале, которым англичане владели со времен Столетней войны. Таким образом было завершено объединение земель Франции почти в ее современных границах.

После этого начался новый этап политических манипуляций с религиозными, который следовал дифференцированным линиям в Америке и Европе. Светское государство в религиозном обществе. В Северной Америке Просвещение никогда не имело характера религиозной критики, которое произошло во Франции, Испании или самой Англии. Решение, на которое указывают Соединенные Штаты, стало успешной формулой, последствия которой сегодня сохраняются. Это должно быть понято в эмиграционном контексте, который породил американский миф, чье символическое происхождение восходит к кальвинистам, которые искали свободы, убегая от англиканского абсолютизма Англии.

Кроме небольших территориальных приобретений, итальянские войны не принесли Франции желаемых результатов. Одним из последствий итальянских войн стало то, что среди французов нашли немало сторонников итальянская мода, обычаи, искусство и литература. В Париже в стиле итальянской архитектуры был построен новый королевский дворец - Лувр, а королевский двор стал центром распространения новой культуры - Возрождения, которая пришла из Италии.

С одной стороны, он основан на первом объявлении прав человека, из которого вытекает право на политическое сопротивление против любого правительства, которое их не гарантирует. Следует, однако, отметить, что это было ограничительным прокламацией, поскольку это провозглашение допускало рабство. Ограничение государства вдохновило политическую конституцию Соединенных Штатов, которая стремится защищать отдельные свободы в отношении государственной власти.

Новизна американской политической модели заключается в том, что люди принимают власть после революции и навязывают политическую конституцию ограниченным правительством. Права человека воодушевляют индивидуальные свободы и требуют ограничения государственной власти, основная функция которой заключается в обеспечении общественного порядка и верховенства закона. Государство недоверчиво и отдельные ценности подчеркнуты. Отказ от абсолютистской политической власти привел к разделению полномочий, следуя Монтескье, а также конфедеративной модели, которая децентрализовала власть, передала ее под контроль Конгресса и ограничила ее другими автономными инстанциями.

2 . Общественное развитие

Наиболее влиятельной частью населения Франции в начале XVI ст. было дворянство. Французское дворянство в отличие от немецкого не стремилось независимости. Положение привилегированного положения в централизованном государстве его устраивало, поскольку дворяне получали огромную плату, пенсии, подарки от короля. Оставалось всего несколько родов старой знати (Гизы, Бурбоны, Монморанси), которые еще сохраняли большое влияние и объединяли вокруг себя сторонников из числа средних и мелких дворян.

Права человека были переведены на права граждан гражданского общества, и это было стремление к укреплению в отношении оскорбительной власти государства, олицетворяемой английским королем. Эта формула превратила Соединенные Штаты в страну, в которой в либеральном обществе царили гражданские свободы. автономный против децентрализованной государственной власти, поливалентный и с явными ограничениями в отношении европейских моделей.

Таким образом, была создана новая структура, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Церкви теряют политическую власть, перестают финансироваться государством и отказываются от всех ожиданий стать государством, дистанцируясь от своих европейских коллег. Государство должно вести себя нейтрально в отношении разнообразия христианских церквей, существующих в стране. Но религиозная свобода становится фундаментальным элементом американской конституции, с которой религии выигрывают в свободе и автономны в отношении государства.

В составе единого привилегированного сословия французского дворянства в это время сложились две самостоятельные слои - старое и новое дворянство.

Начиная с середины XV ст. в состав наследственного, родовитого дворянства, происходившее из старинных рыцарских родов вливались за можно горожане (улицы, цеховые мастера), которые получали дворянство покупкой, через королевскую милость или владения должностью высокого рагу. отныне говорили что есть "Дворяне шлаги" ("Дворяне, происходит из дворянского рода") и обычные дворовые.

Разница между старым и новым дворянством заключалась в отсутствии равных привилегий. Новый дворянин не был обязан военной службой, которая оставалась привилегией родовитого дворянства. Военная служба освобождала потомственное дворянство от уплаты налогов. Новое дворянство не платило налогов только если оставляло свою предыдущую торговую или финансовую деятельность.

Путь в дворянство через посты в государственном аппарате был самым распространенным. В начале XVII ст. во Франции сложилась многочисленная прослойка чиновничьего дворянства, которое называли "дворянством мантии". Оно скупало земли родовитого дворянства, которое разорилось во время "революции цен ", объединяло свою деятельность а государственной службе с дворянским землевладением.

В XVI-XVII вв. в Франции формировались рыночные отношения. Этот процесс происходил довольно медленно: мешали феодальные пережитки, сословные привилегии дворянства и духовенства, отсутствие политических прав у предпринимателей. Характерной чертой тогдашней Франции было рост числа состоятельных предпринимателей-буржуа и их несоответствующее положение в обществе.

Центрами формирования новых отношений становились города. Центром развития парфюмерии, ювелирного дела, изготовление стеклянной посуды, мебели, одежды сделался Париж, столицей французского книгопечатания и банковского дела - Лион. Четыре раза в год здесь происходили знаменитые лионские ярмарки, в которых принимали участие купцы со всей Европы. При осуществлении торговых операций купцы начали использовать вместо металлических денег письменные кредитные обязательства. Крупнейшим портовым городом, через которое осуществлялась средиземноморская торговля Франции, оставался Марсель. Вместе росло значение западных и северных портов, расположенных на побережье Атлантического океана, - Бордо, Ла-Рошели, Нанта, Гавра.

Постепенно в большинстве отраслей французской промышленности мануфактуры вытеснили цеховое ремесло. Особенно много мануфактур появилось в области производства сукна, льняных и шелковых тканей. На знаменитых Лионских шелковых мануфактурах работало около 12 тыс. наемных работников. Впрочем, по сравнению с Англией и Нидерландами формирования рыночных отношений во Франции происходило гораздо медленнее, подавляющее большинство населения страны, по-прежнему была занята в сельском хозяйстве.

С развитием предпринимательства и торговли во Франции формировалась буржуазия. Она играла значительную роль в развития экономики, занимала деньги обедневшему "Дворянству шпаги" , Но оставались политически бесправной. Однако, что более возрастала мощь буржуазии, тем больше она искала возможностей влиять на государственную жизнь. Исходя из своих интересов, буржуазия поддерживала королевскую власть в ее борьбе против старого дворянства за единство и целостность страны. Одновременно приобретая государственные должности, буржуа становились “д ворянамы мантии ".

3 . Реформация во Франции

В 20-е гг XVI ст. во Франции начали распространяться реформаторские идеи. Зарождение идей реформы церкви в Франции началось также в гуманистических кругах. Ярым сторонником идеи очищения церкви был выдающийся гуманист Лефевр дьЕтапль (1450 или 1455-1536 или 1539), который изложил свои взгляды на реформу церкви еще 1512, за пять лет до знаменитого выступления М. Лютера. Он первым сформулировал два определяющих принципы будущей Реформации - оправдание верой и необходимость признания Священного Писания единственным источником религиозной истины. Тогда же он начал переводить Библию на французском языке. Лефевр своей деятельностью подготовил Реформацию, хотя сам и не стал протестантом.

Большой влияние на развитие протестантизма во Франции имело распространение идей Лютера с переселением туда его последователей из Германии. В Южной Франции появилось немало сторонников кальвинистского учения. Сторонников кальвинистского учения во Франции называли гугенотами (От захидношвейцарського - "общий", "Товарища").

Рис. Франция в Х V И - первой половине Х V II в.

Однако большинство французов кальвинизм не поддержала. Население севера страны, в том числе Парижа, оставалось приверженцами католицизма. В отличие от Германии, католическая церковь во Франции подчинялась королю и была символом национальной единства страны. Наконец, крестьянство, составлявшее большинство населения, также было верным католицизму.

Король Франциск I протяжении длительного времени не чинил препятствий распространению реформационных идей, поскольку во время борьбы против Карла V пользовался немецких князей-протестантов. Однако в середине 15 30-х гг король решил, что протестанты слишком распоясались, и начал их преследовать. В 1535 г. было арестовано 300 протестантов и 35 приговорены к сожжению. С 1540 г. в стране развернула деятельность инквизиция. Новый король Генрих II в первый год своего правления создал для борьбы против кальвинистов специальную "Огненную палате ", которая за первые три года деятельности приняла 500 обвинительных приговоров.

Но это не могло остановить распространение реформационных идей во Франции. Среди населения страны углублялся раскол на сторонников и противников Реформации.

4 . Причины и начало гражданских войн

На рубеже 50-60-х гг Франция переживала тяжелый кризис. Расчеты французских дворян на военную добычу, новые земли и должности вследствие итальянских войн не оправдались. Разочарованные дворяне обвиняли в неудачах короля. К тому же "революция цен" привела к резкому уменьшению их доходов. В этой ситуации реформаторские идеалы привлекали дворянство прежде всего возможностью захватить церковные земли. Вместе с тем те, кто оставались верными королю и католической церкви, рассчитывали получить в награду за свою верность владения противников.

Итак, большинство французского дворянства размышляла, к которому группировки присоединиться с большей выгодой для себя. Во главе сторонников католической церкви стояла семья Лотарингский герцогов Гизив . Вождями гугенотов были принцы из семьи Бурбонов, которым принадлежало королевство Наварра на границе Франции и Испании.

Оба группировки опирались на поддержку других государств. Католиков поддерживал король Испании Филипп II, кальвинистов - английская королева Елизавета, немецкие князья и швейцарцы.

Между этими двумя группировками и начались войны, продолжавшихся 36 лет (1562-1598 гг) и получили название гугенотских (религиозных) или гражданских войн.

Причинами войн было обострение религиозной борьбы между католиками и кальвинистами и усложнение политической ситуации в Франции на рубеже 50-60-х гг

Французское правительство пытался проводить политику веротерпимости.

В целях достижения компромисса между католиками и кальвинистами 1560 в Орлеане после 75-летнего перерыва было собрано Генеральные штаты. Но примирить враждующие стороны не повезло. В 1562 г. был сделан еще одну попытку достичь мира - опубликовано эдикт (указ), по которому кальвинисты получили право открыто собираться и осуществлять свои богослужения, но только вне городских стен. По замыслу сторонников политики веротерпимости это должно было улучшить ситуацию но вышло наоборот: кальвинисты (Которые преимущественно были мещанами) считали это разрешение оскорблением, а у католиков эта уступка вызвала раздражение. Через месяц и стране началась гражданская война.

Поводом к войне стало убийство гугенотов в городе Ва с си. Герцог Гиз в марте 1562, проезжая со своим отрядом через него, напал на гугенотов, собравшихся отправлять богослужение. Было убито 23 человека и почти 200 ранены. Католический Париж встретил Гиза как героя. Францию охватила война.

Первые десять лет не были особенно жестокими. Обе группировки пытались подчинить своему влиянию короля Карла IX (1560-1574 гг.) Мать короля Екатерина Медичи, коварная и хитрая, умело маневрировала между католическим и кальвинистским дворянскими группировками, добиваясь ослабления их в взаимной борьбе. Она не останавливалась перед отравлением и убийством своих врагов. Заметив, что вождь гугенотов Колиньи имел влияние на Карла IX Медичи решила отстранить его руками герцога Гиза. Она подговорила католиков уничтожить всех протестантских вождей, собравшихся в Париже по случаю свадьбы вождя гугенотов Генриха Бурбона с сестрой короля Маргаритой 24 августа 1574, в день святого Варфоломея.

Рис. Карл IX

5. Варфоломеевская ночь

Екатерина Медичи убедила Карла IX , Что гугеноты хотят его убить. Напуганный король предал адмирала Колиньи и поддержал католиков.

Накануне дня святого Варфоломея м иж 2-ю и 4-й часами ночи 24 августа 1572 заколотил колокол Сен-Жерменской колокольни. Его поддержали все церкви Парижа. Это стало сигналом для католиков. Дома гугенотов было заранее замечено белыми крестами. Гугенотов убивали безоружными, в постелях, не жалея детей и женщин. Адмирала Колиньи был убит, других вождей гугенотов заставили принять католическую веру. Резня продолжалась еще несколько дней и в других городах Франции. В течение двух недель после Варфоломеевской ночи по всей Франции было истреблено более 30 тыс. протестантов.



Рис. Варфоломеевская ночь

Интересно знать

В те дни общей ненависти к протестантам исключением оказалась поведение губернатора города Байон на юге Франции виконта дьОртеса. В ответ на приказ короля уничтожить в городе всех гугенотов он заявил: "Ваше Величество! В верном Вам городе Байон живут славные мужчины и порядочные женщины, храбрые солдаты и трудолюбивые ремесленники, готовы отдать жизнь за Ваше Величество, но я не нашел в числе них никакого палача ".

Последствия Варфоломеевской ночи оказались иными, чем ожидала Екатерина Медичи: война между католическим и гугенотских лагерями вспыхнула с новой силой.

Гугеноты убедились, что королю доверять нельзя и что они являются меньшинством в стране, поэтому развернули борьбу за изменение королевской династии и создали 1576 г. юге Франции настоящую гугенотские государство - Конфедерацию с отдельными органами правления, налогами, войском. Ее возглавил Генрих Наваррский.

Королем Франции после смерти Карла IX стал Генрих III (1574-1589 гг.) Отсутствие у короля потомков превращала Генриха Наваррского в вероятного кандидата на престол. Возможность появления короля-гугенота побудила католиков к активным действиям. В 1585 г. было создано Лигу - федерацию католических городов. Во главе Лиги стал Генрих Гиз, выдвинувший претензии на французскую корону. В Лигу вошли северное дворянство и города севера во главе с Парижем. Страна раскололась на две части: гугенотский юг и католическую север. Обе части вели борьбу между собой и одновременно выступали против короля.

Рис. Генрих III

6 . Завершение гражданских войн

С обострением борьбы между гугенотской Конфедерацией и католической Лигой Франция все больше погружалась в пропасть безвластие. Король Генрих III оказался несостоятельным контролировать ситуацию. Генрих Гиз требовал от короля лишить Генриха Наваррского права на преемство престола. Король в ответ объявил о роспуске Лиги и вызвал в Париж войска. Гиз поднял народ Парижа на борьбу против короля. Повстанцы успешно противодействовали войскам. Король Генрих III запаниковал и после убийства Генриха Гиза бежал из окруженного Парижа искать помощи у Генриха Наваррского.

Король заключил союз с гугенотами и с их помощью получил Париж. Но вскоре Генриха III убил фанатик-лигистов, который спрятал отравлен чем во монашеской рясой.

Во Франции наступило междуцарствия. В стране оказали произвол иностранные наемники, католические и гугенотские отряды. Вспыхивали многочисленные крестьянские восстания. Франция оказалась перед угрозой национальной гибели. Король Испании Филипп II и папа римский даже рассуждали об избрании королем Франции испанского принца.

Напуганные анархией в стране дворянство и буржуазия соглашались признать королем Генриха Наваррского, но требовали от него перейти в католицизм. Генрих ответил на это словами, что сразу стали крылатыми: "Париж стоит мессы!" (месса - католическая церковная богослужение) и согласился стать католиком.

В 1594 г. Генрих Наваррский стал королем Генрихом IV (1594-1610 гг) и, не встретив никакого сопротивления, прибыл в Париж.

Целью своего правления новый король считал восстановление гражданского мира, прекращение религиозных споров, возвращение Франции ее былого могущества.

Фигура в истории

Генрих IV происходил из семьи Бурбонов и начал новую королевскую династию в Франции. С молодых лет отличался веселым нравом, любил рыцарские турниры, охота. Пользовался благосклонностью простого народа. До того как Геприх Наваррский занял королевский троп он неоднократно менял свои религиозные предпочтения - от гугенота к католика и наоборот, когда считал это полезным для себя и для Франции.

Гугенотские войны завершились изданием в 1598 г. Нантского эдикта. Католицизм признавался господствующей религией, но гугеноты получили разрешение свободно исповедовать свою веру и образовывать религиозные общины во всех городах, кроме Парижа. Они могли занимать любые государственные должности. Как гарантию осуществления этого соглашения гугеноты сохраняли на юге 200 крепостей с гарнизонами и 25-тысячную армию.

Значение мантського эдикта заключалось в том, что он положил конец войнам между гугенотами и католиками, предоставил гугенотам свободу вероисповедания и ее гарантии

7. Подъем Франции при Генрихе IV

Генрих IV получил у французов прозвище "добрый король". При нем был дан порядок подупавшего за годы войн хозяйству страны, введено наблюдение за сбором налогов, после чего государственные чиновники вернули в казну "забытые" 3600 000 ливров, налоги с населения было упорядочено и уменьшена. Генрих IV понимал, что благосостояние и процветание Франции создаются ее работниками, защищал крестьян от произвола господ. Французы запомнили высказывание короля о том, что благосостояние во Франции наступит тогда, когда у каждого крестьянина в воскресенье в горшке вариться курица.

Наведение порядка в сборе налогов и осуществление мероприятий, направленных на восстановление и развитие экономики, были прежде всего связаны с деятельностью первого министра короля Сю л лі (1560-1651).

Фигура в истории

Сю л ли считал, что восстановить экономику Франции можно лишь содействием развитию сельского хозяйства. "Земледелие, - говорил первый министр, - являются настоящими рудниками и перуанскими сокровищами Франции ". Он считал, что развитие сельского хозяйства начнется лишь после уменьшение бремени налогов, уплачиваемых французскими крестьянами. Поэтому по приказам Сюли было упорядочено и уменьшено взыскания налогов с крестьян, отменены долги за прошлые годы. Благодаря тому, что первый министр строго наказывал тех собирателей налогов, которые пытались присваивать их, поступление денег в королевской казны не уменьшилось. Сюли осуществил и другие мероприятия: было организовано осушки болот, государство способствовало распространению новых культур (кукурузы, свеклы, кормовых трав).

Правительство Генриха IV уделял большое внимание и развитию отечественной промышленности. Ремесленников были освобождены от ограничений на развитие, накладывались цеховыми уставами, созданы благоприятные условия для расцвета мануфактурной промышленности. Ввоз иностранных промышленных изделий было ограничено, а вывоз отечественного сырья запрещалось. С королевской казны даже предоставлялись субсидии владельцам мануфактур для расширения производства. Появились привилегированные королевские мануфактуры, изготовлявшие шелк, фаянсовые изделия, духи.

Политика, которую осуществлял для возрождения экономики Франции правительство Генриха IV, приобрела характер меркантилизма, когда государство активно вмешивалось в хозяйственную жизнь, предаваясь протекционизма (Защиты) собственных производителей.

Свою внешнюю политику Генрих IV направлял на развитие заморской торговли. По его поддержки был открыт Схидноиндийську торговую кампанию. В 1604 г. началась колонизация французами Канады - экспедиция Шамплена создала здесь первую колонию.

Интересно знать

Земли Восточной Канады были открыты и исследованы французом Жаком Картье в 1534 Исследуя реку Святого Лаврентия, он нашел поселение индейцев-охотников, которых местные жители называли "канада". Так возникла название открытых земель.

Своими главными врагами в Европе Генрих IV считал испанских и немецких Габсбургов. Он пытался противодействовать попыткам испанского короля Филиппа II подавить Реформацию, понимая, что усиление Испании задевать интересы Франции. Считая войну с Габсбургами неизбежной, Генрих IV и Сюли энергично готовились к ней. Однако в разгар подготовки к войне Генриха IV был убит. 14 мая 1610 король погиб от кинжала фанатичного католика Франсуа Равальяка, который, возможно, отомстил за Нантский эдикт.

8. Укрепление абсолютизма за Ришелье

Энергичным продолжателем дела Генриха IV стал первый министр короля Людовика X III (1610-1643 гг) кардинал и герцог Ришелье (1586-1642).

Фигура в истории

Ришелье родился в небогатой дворянской семье. Сначала собирался поступить в войска, но потом решил служить церкви. В 23-летнем возрасте стал епископом. Имел незаурядные литературные способности, получил хорошее образование, был честолюбивым и энергичным. Когда ему исполнилось 30 лет, стал кардиналом. С 1624 г. - член Королевского совета, впоследствии - первый министр Франции (глава правительства). Протяжении 18 лет фактически правил Францией за нерешительного Людовика XIII. Как метко заметил один из современников кардинала, "Людовик XIII лишь носил корону, а Ришелье имел скипетр".

Рис. Кардинал Ришелье

Одним из главных задач кардинал считал усиление авторитета королевской власти. В своем "Политическом завещании", составленном в виде письма к королю, Ришелье писал: "Когда Вы, Ваше Величество, решили оказать мне большое доверие в управлении Вашими делами, гугеноты делили государство с Вами, а вельможи вели себя так, вроде не были Вашими подданными. Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество государства ". Для достижения этого Ришелье прекратил созыв Генеральных штатов, ограничил права Парижского парламента. Постепенно все начали привыкать к тому, что единственным источником власти является король.

Насущной необходимостью, без решения которой Францию нельзя было считать цельной государством под неограниченной властью короля, была ликвидация гугенотской республики на юге страны. Война против гугенотов, начавшаяся 1620 г., продолжалась 8 лет и завершилась победой королевской армии. Крепости гугенотов были разрушены. В 1629 было принято "Эдикт милости" , по которому гугенотам разрешалось исповедовать веру, но запрещалось иметь гарнизоны и крепости.

Кардинал развернул решительную борьбу против старой родовитой аристократии. Всех, кто не желал повиноваться королевской власти, был отправлен в изгнание или осужден, их замки разрушены. Под угрозой смертной казни было запрещено дуэли - поединки между дворянами. Ришелье даже приказал казнить дуэлянта Бутвиля, хотя восхищался его храбростью и мужеством. Для выполнения своих решений на местах кардинал реорганизовал систему управления и сделал ее зависимой от короля. В провинции назначались интенданты - Королевские чиновники, которые полностью отвечали за поступление налогов и состояние дел в провинциях.

В экономической политике Ришелье заботился о развитии торговли, способствовал основанию торговых компаний (за годы его правления были созданы 22 такие компании. Сам Ришелье был главным участником торговой кампании "Новая Франция", осуществлявшей колонизацию французами Канады. По Ришелье Франция начала создавать свою колониальную империю, вести соперничество и борьбу против Англии и Голландии за захват новых территорий.

Во внешней политике первый министр делал все, чтобы поднять престиж Франции в европейских делах. Своим главным врагом в Европе он считал Испанию, поэтому поддерживал ее врагов - немецких протестантских князей, Голландию, Данию, Швецию. В 1635 г. Франция вступила в Тридцатилетнюю войну. З авдякы дипломатическому искусству кардинала Франция добилась ослабления влияния Испании в Европе.

Для проведения своей политики Ришелье требовал много средств. Налоги возросли в несколько раз, что в конце 30 - начале 40-х гг привело к многочисленным крестьянских выступлений.

Большого внимания кардинал придавал развитию науки, культуры, но требовал от деятелей культуры поддержки его политики. По Ришелье во Франции с 1631 г. начала выходить первая газета. Кардинал сам писал к ней статьи, а газета восхваляла успехи его политики.

Ришелье умер 1642 г., а в следующем году умер король. Абсолютизм в стране за годы правления Людовика XIII значительно усилился, но своего апогея он достиг во время правления "Короля-солнца" - Людовика XIV.

Документы. Факты. Комментарии

1. Выдержка из "Комментариев о Французское королевство ", составленных 1561 послом Венецианской республики Микеле Суриано

"Количество народа во Франции очень велика, поскольку она насчитывает более 140 городов... Один только Париж насчитывает, как говорят, от 4 до 5 сотен тысяч жителей. По своему положению и достоинством каждый из жителей может принадлежать к одному из трех состояний, откуда и берут начало три чины королевства: первый чин - духовенство, второй - дворянство, третий не имеет отдельного названия, и поскольку он состоит из людей разного положения и занятий, то может быть назван состоянию народа вообще.

Духовенство таит в себе большое количество третьего сословия и много иностранцев, или за услуги, предоставленные королю, или благодаря королевской благосклонности пользуются королевскими бенефициями, но дворянство составляет наибольшую часть духовенства.

Дворянством называют тех, кто пользуются привилегией не платить налогов и обязаны нести только личную военную службу. В состав дворянства входят и принцы, и бароны.

Третье сословие состоит из людей пера, которых называют также людьми длинной мантии, купцов, ремесленников, плебеев и крестьян. То люди мантии, кто имеет степень президента или советника или имеет схожее звания, становится дворянином и привилегированным благодаря своей должности и считается таким за свою жизнь.

Купцов, которых в наши дни считают господами денежного богатства, всячески льстит и впадают около них, но никакими преимуществами и достоинством они не пользуются, потому что любая торговая деятельность считается зазорным для дворянства. Они, таким образом, относятся к третьего сословия: платят налоги такие же, как и неблагородные и крестьяне, а положение последних труднее, поскольку их все равно притесняют и король, и дворяне ".

Подумайте:

1. По которым критериями автор документа оценивает величие государства?

2. Которые общественные слои славнее в документе? Как их охарактеризован?

2 . Выдержка из "Политического завещания" Ришелье

"Я говорю, что дворянство следует рассматривать как один из главных нервов государства, который может способствовать сохранению и усилению.

Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они ведут себя хорошо, но нужно быть с ними суровыми, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их происхождения. Я со всей твердостью говорю, что те, кто отстали от доблести предков, уклоняются от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью постоянно и твердо, как требуют законы государства, заслуживают быть лишенными блеска своего происхождения и принужден нести часть забот народа.

Поскольку честь для них должна быть дороже при жизни, их следует наказывать скорее лишением первой, чем последнего...

Если ничего не следует забывать, чтобы сохранить дворянство в истинной доблести его предшественников, то время не надо ничего делать, чтобы сохранить за ним владения подаренной земле или беспокоиться возможным приобретением новой ".

Подумайте:

1. Какое место в государству отводил Ришелье дворянству?

2. Чем, по вашему мнению, вызвана такая позиция Ришелье?

Вопросы и задачи

1. Приведите примеры, подтверждающие формирование абсолютной монархии в первой половине XVI в. во Франции.

2. Какими были причины и последствия итальянских войн?

3. Расскажите о формировании капиталистических отношений во Франции в XVI-XVII вв.

4. Которым было положение дворян и буржуа?

5. Расскажите о распространении реформационных идей.

6. Какими были причины гражданских войн? Что стало поводом к ним?

7. Какие события в истории Франции получили название "Варфоломеевская ночь"? Какими были их последствия?

8 . Расскажите о завершении гражданских войн во Франции.

9 . Дайте оценку деятельности короля Генриха IV.

10 . Составьте таблицу "Основные меры политики кардинала Ришелье" по схеме:

11. Ради чьих интересов действовал Ришелье? Приведите факты, подтверждающие вашу позицию.

12 . Составьте исторический портрет кардинала Ришелье.

Запомните даты:

1562-1594 гг - Гражданские (религиозные) войны во Франции.

1598 - Нантский эдикт.

1629 - "Эдикт милости".