Адаптивная функция сознания. Приведите пример функции культуры адаптивной, исторической преемственности, ценностной функции культуры, нормативной функции культуры, коммуникативной функции культуры

Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определенном уровне развития культуры. Чтобы жить в этом мире, человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обществом. Они адаптируют человека в мире, приспосабливают его к действительности, помогая ему осуществлять свою жизнедеятельность. Культура предлагает каждому систему действий, которые связывают его с окружающей действительностью, пути и способы решения встающих перед ним проблем. Общество в целом перед лицом каких-либо катаклизмов (экологический кризис, разрушительная война, эпидемия и т. д.) черпает в культуре силы, способы и формы своего возрождения и дальнейшего развития. Например, в начале Средневековья - в V-VI веках, которые именуются “темными”,- разрушительная мощь варварских племен уничтожила почти все достижения античного мира, города лежали в руинах, были утрачены многие ремесла, а то, что не успели сделать варвары, довершили эпидемии. Европа вернулась к деревянной сохе и другим примитивным орудиям труда, снова возобновилось деревянное строительство. Но культурная память человечества позволила восстановить, развить и улучшить жизнь европейских народов. Уже в период правления Карла Великого (742-814), не погнушавшегося учиться грамоте в 40 лет и собравшего при своем дворе многих ученых Востока и художников, удалось возродить многие завоевания европейской культуры.

2. Познавательная функция

Каждая вещь, созданная людьми, представляет собой опредмеченное знание. Для того, чтобы правильно воспользоваться вещью, нужно сначала распредметить это знание и сделать его своим (освоить). Таким образом, любая деятельность человека становится источником познания. Кроме того, в обществе существуют формы сохранения знания: мораль хранит знания о человеческих отношениях; искусство и религия делают попытки - каждая в своей форме - дать системное знание о мире; и, наконец, наука рассматривает сущностные стороны и связи мира. Культура позволяет успешно осваивать эти формы знания в любой сфере деятельности.

3. Коммуникативная функция

Обычно термин коммуникация (лат. communicatio < communico “делаю общим, связываю, общаюсь”) понимают как общение. Дело в том, что общение “включает в себя непосредственный контакт одного человека с другим”, “элемент личных взаимоотношений, живой обмен чем-то (например, информацией, деятельностью)” . Эта форма отношений в обществе представляет собой частный случай коммуникации. Но имеются и другие уровни таких отношений - общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура сохраняет в себе формы и способы общения и передача информации, предлагает определенные традиции, накопленный опыт, нормативы, идеалы и другое. Можно сказать, что культура коммуникабельна в противоположность бескультурью, для которого взаимодействие с миром выражается в разрушительной или враждебной форме, в том или ином конфликте, а потому невозможно или затруднено.


4. Регулятивная функция

Культура несет в себе нормативы, выработанные человечеством и касающиеся всех сфер существования человека в мире. Реализация коммуникативной функции предполагает освоение существующих нормативов прежде, чем начинается создание новых. Существуют культуры традиционного гипа, в которых инерция норм прошлых поколений довлеет над современностью. Такова культура Китая, сохранившая и практически узаконившая традиции древности. Есть культуры, в которых происходит обмен нормативами и традициями прошлого между поколениями, культуры, в которых нет давления прошлого на настоящее. И, наконец, такие, в которых новейшие нормативы и традиции отметают прошлые ценности, как, например, американская культура. Но каким бы ни был тип культуры, все стороны жизни общества регулируются ее нормами.

5. Гуманистическая функция

Главным объектом и субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, так же, как и человек - вне культуры. Будучи вырванным из культурной среды, человек деградирует. Подлинная культура возвышает человека, делает его существом высоконравственным, личностью. Можно сказать, что истинной целью настоящей культуры является сам человек.

Каждое общество может предложить только два вида организации отношений между людьми: индивидуализацию и социализацию. В условиях индивидуализации высок интерес к каждой отдельной личности, общество имеет потребность в том, чтобы было как можно больше неповторимых, своеобразных людей, активно способствующих общественному прогрессу. Поэтому: каждый человек - цель, общество - средство. Примером индивидуализации может быть Ренессанс, когда обществу был просто необходим человек, выступающий инициатором всяческих начинаний, творчески относящийся к любому делу. История этого времени показывает, что именно такие люди обеспечили быстрый технический, научный и художественный прогресс. Однако индивидуализация при всех своих положительных моментах несет в себе социальный эгоизм, противостояние разных личностей и социальных групп, вот почему эпоха Возрождения, кроме взлета талантливости в обществе, была еще чревата самыми непримиримыми конфликтами. (Вспомним, что эпоха Ренессанса богата не только художниками и учеными, но и столь же могучими злодеями. Это реальные Медичи и созданный гением Шекспира Макбет).

Социализация предполагает упорядоченность человеческих отношений, нормативность. Здесь главное место и главная роль отводятся обществу. Личность всегда занимает подчиненное положение. Здесь она - только средство, а общество - цель. Поэтому социализация создает царство стандарта, индивидуальность попадает в тиски обязательных форм деятельности, инициатива не слишком одобряема, а часто и наказуема. Наличие какой-либо главенствующей идеи требует безоговорочного подчинения, инакомыслие изгоняется. Но какими бы реакционными ни казались такие принципы общества, они также могут привести общество к процветанию, особенно на начальном этапе его существования. Примером такой общественной организации в прошлом человечества является Римская империя.

Адаптивная функция сознания

"Существует много смыслов понятия "адаптация ", наиболее широко оно используется в смысле адаптивного последствия эволюционных процессов. Но последствия эволюционных процессов не обязательно являются адаптивными, так же как адаптивные функции организма не обязательно являются последствиями селективных эволюционных процессов. Польза и универсальность, взятые по отдельности, не доказывают эволюционной селекции. Сверх того, эволюция сложных функций типично является результатом эволюции большого набора функций и структур. Сознание вероятно, одна из таких сложных функций. Дальнейшее наше изложение не затрагивает эволюции поведения, оно касается лишь тех аспектов сознания, которые, вероятно, лучше приспосабливают нас к миру, в котором мы живем. " пишут психологи Дж. Мандлер и У. Кессен.

Наиболее общая функция сознания его роль в отборе и селекции системы действий. Эта функция позволяет организму адекватно реагировать на действиярезультаты, которые изменяют вероятность появления того или иного ряда действий. Эта функция также позволяет осмысливать возможные действия, которых организм раньше никогда не совершал, не допуская реального выполнения возможно вредных для организма акций. Сознание обеспечивает возможность изменения долгосрочных планов и сиюминутных альтернативных действий. В иерархии планов и действий это дает возможность организовать системы действий, ориентированных на высший план.

Сознание осуществляет связь с долговременной памятью, хотя механизмы связи остаются неосознаваемыми. Толчком к извлечению информации из долговременной памяти часто служат довольно простые команды: " "Как его зовут? ", "Где я читал об этом? ". Команды могут быть и более сложными: "Какая связь между этой ситуацией и предыдущей, с которой я столкнулся? ". Быстрый доступ к хранящейся информации пример адаптивного использования сознания.

В сознании репрезентировано текущее состояние мира, а также мысли и действия, и все это записано в памяти для дальнейшего пользования. Многие исследователи предполагали, что подобное кодирование текущего опыта всегда имеет место в сознании. Запоминание опыта для будущих его актуализаций, очевидно, требует работы структур сознания. В социальных процессах практики решения проблем, хранимые памятью, вместе с адекватной группы. Все это требует отбора и сравнения альтернатив, хранимых долговременной памятью. Культурная системой коммуникации, такой как естественный язык, приносят пользу кооперативным социальным усилиям. лены общества узнают о практиках решения проблем, избегают безуспешных действий и, в самом общем смысле, пользуются культурным наследием трансмиссия от структур сознания к вербальной коммуникации фактически крайне продуктивна. Культуральные знания передаются общими инструкциями и выводами, что делает их социально доступными. Взаимодействия, описанные здесь, демонстрируют сложные отношения языка и сознания.

Сознанию доступны только продукты когнитивной и ментальной активности. Но многие системы, порожденные сознательными процессами, с течением времени перестают осознаваться, становятся автоматическими. Такие системы, очевидно, снова могут осмысляться сознанием, особенно когда в них обнаруживаются дефекты. Каждому из нас случалось машинально управлять автомобилем или вести разговор на вечеринке и вдруг сознательно окунуться в ситуацию, столкнувшись с неисправностью тормоза или услышав обращенное к нам: "Ты не слушаешь меня ". Адаптивное преимущество действовать автоматически, когда все идет привычным образом, и возможность действовать обдуманно в противном случае также обусловлены сознанием.

Таковы адаптивные функции сознания. Этнопсихолог должен принять их к сведению, но его основная задача исследовать адаптивные функции бессознательного, как они действуют в коллективе, исключив при этом идею коллективного бессознательного, а стремясь найти бессознательные модели взаимодействия.

Проблемы психологической адаптации -

Mandler, G., Kessen, W. The Appearance of Free Will. In S. C. Brown (Ed.).Philosophy of Psychology. London: Macmillan, 1974, p. 35.

Д.В. Ольшанский. Адаптивная социология. В кн.: Современная западная социология. Состовители Давыдов Ю.А., Ковалев М.С., Филлипов А.Ф. М.: изщво политю литры, 1990, сс. 70 73.

источник неизвестен

УДК 81’1+81’23 + 130.2(045)

ЯРЦЕВА Ксения Викторовна, аспирант, преподаватель кафедры английского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 5 научных публикаций

ПОНЯТИЕ «КАРТИНА МИРА». АДАПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КАРТИНЫ МИРА

Статья посвящена рассмотрению термина картина мира, получившего широкое распространение в исследованиях последних лет и в различных отраслях знания трактующегося немного по-разному в силу того, что данное понятие является умозрительным построением. С точки зрения когнитивной науки и биологического подхода, в частности, основная функция картины мира - психологическая защита индивида или этноса при его адаптации к условиям окружающей среды.

Картина мира, ментальные репрезентации, адаптация, познание, психологическая защита, ценностные доминанты

Термин картина мира в последние годы получил широкое распространение в различных отраслях знания, однако вплоть до настоящего времени отсутствует его общепринятое определение, и исследователи часто толкуют его по-разному. Все интуитивно понимают суть этой научной метафоры, но сущность выражаемого ею явления все равно остается предметом многочисленных размышлений. Исследователи отмечают, что определение картины мира и не может претендовать на абсолютную однозначность, «поскольку это не объективно существующая реалия, а умозрительное построение, используемое его создателями для решения каких-либо теоретических или практических задач»1.

Впервые термин картина мира (как «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов»2) начал использоваться в трудах по физике на рубеже Х1Х-ХХ столетий, что представляется закономерным, т.к. имен-

но открытия, связанные с естественными науками, объясняющие природу и функционирование окружающего нас материального мира, могут кардинально поменять картину мира человека, указать на ошибочность его прежних мировоззрений.

А. Эйнштейн предлагает уже более широкую интерпретацию данного понятия: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. < . > На эту картину мира и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном голово-кружительном круговороте собственной жизни»3. В этом определении прослеживается идея автора об относительности любого знания о мире. Это относительное знание, опосредованное человеческой природой или (если использовать терминологию У Матураны и Ф. Варелы) струк-

турой человека как живого организма, его внутренней динамикой и характером его взаимодействий с внешним миром, позволяющее ему успешно существовать, адаптироваться к условиям этого мира, и есть концептуальная картина мира. В контексте вышесказанного уместно упомянуть мысль У Матураны и Ф. Варелы о том, что мир человека есть «с необходимостью» мир, который он создает сам вместе с другими4. Таким образом, концептуальная картина мира - это образ или глобальная репрезентация мира, творимого человеком в процессе его взаимодействия с окружающей средой и другими людьми и являющегося для него реальным.

Рассматривая картину мира в культурологическом аспекте, исследователи определяют ее как все знания о мире, представленные в виде некоего образа мира, которые существуют в сознании индивида, принадлежащего определенной национальной культуре; как ментальную репрезентацию культуры. Поэтому она характеризуется теми же свойствами, что и культура: целостностью, историчностью, многоаспектностью, комплексностью, способностью к овнешнению, полиинтерпретируемостью и т.д.

С точки зрения психологии, картина (или образ) мира - это «отображение в психике человека предметной окружающей действительности, опосредованное предметными значениями, соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии»5. Картина мира человека, включающая его самого, его действия и состояния -это «сознание в своей непосредственности»6. Таким образом, психология рассматривает картину мира как продукт высшей нервной деятельности.

С точки зрения биологического подхода, картину мира можно определить как всю совокупность концептов или сложных репрезентаций, присутствующих в сознании индивида и отражающих обобщенный опыт непосредственного и опосредованного (в процессе воспитания и образования) взаимодействия со

средой. Эта концептуальная система сама по себе является объектом взаимодействия.

В контексте этнопсихологии картина мира -«некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса»7. Национальная картина мира - результат коллективного опыта нации. Она находит выражение в философии, литературе, мифологии народа, в поступках людей, являясь своего рода базой для объяснения этих поступков.

В.П. Завальников предлагает термин этническая картина мира, являющаяся, с точки зрения автора, «особым структурированным представлением о мироздании, характерным для того или иного этноса, которое, с одной стороны, имеет адаптивную функцию, а с другой - воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре конкретного народа»8. В национальной (этнической) картине мира (как и в любой другой) всегда присутствуют ценностные установки, отношение народа к различным фактам действительности. Любая картина мира - это результат познавательной деятельности людей, а познание неотделимо от оценки.

Национальная картина мира осознается членами этноса главным образом при взаимодействии с носителями чуждой им картины мира. При этом собственная картина мира всегда представляется упорядоченной и стройной, воспринимается представителями этноса как единственно верная, т.к. она оправдала себя при адаптации данной этнической группы в ее предыдущих взаимодействиях.

Основная функция картины мира, как полагают исследователи, - это психологическая защита этноса. Как защитный механизм картина мира помогает определять источники зла и добра (те объекты или субъекты, взаимодействия с которыми угрожают или способствуют поддержанию жизни индивида или социума) и формирует «мы-образ», который противопоставляется «образу врага» (источнику зла).

Наличие национальных картин мира не препятствует логическому взаимопониманию представителей разных народов в силу того,

что типы мышления, способы связи понятий и логические законы мышления одинаковы у всего человечества. Различия в видении мира появляются вовсе не из-за разницы в мышлении, а благодаря многообразию условий, в которых протекают мыслительные процессы.

Человеческое мышление меняется на всем протяжении развития человеческого общества от преимущественно образного, правополушарного мышления к мышлению преимущественно знаково-символическому (логиковербальному), левополушарному.

Определенный когнитивный тип мышления формирует определенную картину мира, со своим набором жизненных ценностей. Так, современная, так называемая «западная», научно-техническая культура, ориентированная на анализ и синтез, рациональное осмысление окружающего, на построение четких причинно-следственных связей между фактами и явлениями физического мира, сформировалась благодаря превалированию логического мышления над образным. Современный человек ведет себя как хозяин планеты, эксплуатируя ее ресурсы, преобразуя ее облик. В то время как особенности аграрной культуры, характерной для древних цивилизаций и некоторых цивилизаций современного Востока, объясняются возможностями стратегии обработки когнитивной информации, присущей преимущественно образному мышлению. Представители этой культуры благоговеют перед величием и тайнами Вселенной; им присущи созерцательность, а также целостное восприятие мира и себя в нем. Они не нуждаются в научных объяснениях, но ценят внутреннее, интуитивное знание.

Интересен тот факт, что представители культур, удаленных друг от друга как хронологически, так и географически, на определенном этапе развития могут иметь схожие картины мира. Так, любая цивилизация в начале своего исторического пути проходит стадию мифического мышления, причем многие сюжеты и образы разных культур часто перекликаются.

Объяснение такому положению дел ученые ищут в бессознательном. В связи с данной проблемой следует вспомнить архетипы Карла Юнга, которые он определял как тенденции к образованию мифологических образов или мотивов в подсознании людей, этнических групп и всего человечества в целом. Определенный набор архетипов служит для обеспечения жизнеспособности конкретной культуры, поэтому потеря архетипических истоков приводит к гибели цивилизации.

Концептуальная картина мира находит выражение в различных формах, с помощью разнообразных средств, но язык, бесспорно, является самым эффективным проводником в сознание человека. Он помогает понять, как индивид или социум воспринимает, классифицирует и интерпретирует явления и объекты окружающего мира.

Язык - это не столько инструмент передачи сообщения, сколько организующее начало. Языковая картина мира, или все знания о мире, закрепленные в единицах языка разного уровня, не создает какой-то индивидуальный образ мира, не соответствующий действительности, а просто специфически окрашивает воспринимаемый носителями языка окружающий мир. В языке закрепляется общечеловеческий и национальный общественно-исторический опыт.

Являясь своего рода пространством значений (термин А.Н. Леонтьева), языковая картина мира представляет весь опыт взаимодействий индивида или общности людей с элементами среды в связи с их ценностью при адаптации к условиям этой среды.

Среда, в которой существует языковое сообщество, находит отражение в его языке. Так, у народов Крайнего Севера существует порядка двадцати лексем для выражения идеи снега. Мокрый снег, рыхлый снег, падающий снег и т.д. обозначаются разными словами. Причина такого обилия наименований снега в данном случае очевидна: снег является одним из основных (часто неблагоприятных) факторов среды обитания представителей северных на-

родностей, поэтому различение состояния и свойств снега помогает им эффективно адаптироваться к условиям их существования.

Изучая языковую картину мира, исследователи указывают на ее наивный характер в силу того факта, что в единицах языка часто сохраняются представления, ценностные установки наших предков, которые значительно отличаются от современных. Эти значения и ценностные установки формировались в определенных физических, психических и

социальных условиях и эффективно ориентировали человека при адаптации к этим конкретным условиям, определяя его поведение. Но внешняя среда постоянно изменяется, появляются новые факторы, определяющие формирование новых представлений, а прежние ориентации постепенно уходят на периферию картины мира, но не исчезают совсем. Они могут опять стать ценностными доминантами при соответствующей ситуации, повторяющей условия их формирования.

Примечания

1 Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М., 1999. С. 41.

2 Герц Г Принципы механики, изложенные в новой связи // Жизнь науки. Анология вступлений к классическому естествознанию. М., 1973. С. 208.

3 Эйнштейн А. Собр. соч. Т. 8. М., 1968. С. 124.

4 Матурана У.Р., Варела Ф.Х. Древо познания / пер. с англ. Ю.А. Данилова. М., 2001. С. 216.

5 Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная реальность. М., 1993.

6 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 96.

7 Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. С. 52.

8 Завальников В.П. К вопросу об экстралингвистических детерминантах языковой картины мира: обобщение известного // Язык. Человек. Картина мира: материалы Всерос. науч. конф. Ч. 1. Омск, 2000. С. 4.

THE NOTION OF THE WORLD IMAGE.

ADAPTIVE FUNCTION OF THE WORLD IMAGE

The article is devoted to considering the term world image that has been widely used in different spheres of recent research. Within different branches of science it is interpreted in a slightly different way due to the fact that the given notion is purely speculative. In the context of cognitive science and biological approach in particular the main function of the world image is psychological protection of a person or a nation in the process of their adaptation to the surroundings.

Контактная информация: e-mail\ [email protected]

Рецензент - ШабановаМ.В, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Термин «культура» практически каждый день у нас на слуху. И у данного термина имеется множество определений. В самом общем смысле это совокупность предметов материальной и духовной деятельности человека. Понятие «культура» можно отнести к различным сферам человеческой деятельности, например культура политики, культура труда, культура общения и т.д.

В Древней Греции близким по значению слову культура был термин «пайдейя», которым обозначали внутреннюю организацию человека, иными словами «культуру души».

В исторических документах на латинском языке слово «культура» впервые встречается в работе Марка Порция Катона Старшего (234–148 гг. до н. э.) De Agri Cultura (около 160 г. до н. э.). В этом труде рассматриваются вопросы земледелия, также этот труд принять считать ранним памятником прозы, созданной на латыни.

В работе «De Agri Cultura» рассматриваются не только вопросы обработки земли, но также уход за сельскохозяйственными угодьями, полями, что предполагает не просто возделывание земли, но и особое, душевное отношение к ней. В частности, Катон даёт такой совет по покупке земельного угодья: «нужно не лениться и обойти приобретаемое угодье несколько раз; чем чаще осматривать землю, тем больше она будет вам «по душе». Вот это самое «по душе» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, иными словами, не будет культуры». В латинском языке слово «культура» имеет несколько значений:

  • образование, воспитание, развитие;
  • сельское хозяйство, земледелие;
  • обрабатывание, уход возделывание, разведение;
  • почитание, поклонение.

Адаптивная функция культуры

Культура представляет собой сложноустроенную, многоуровневую систему, поэтому у неё множество функций в жизни человека и социума.

Замечание 1

Нужно сразу отметить, что относительно точного числа функций культуры среди исследователей есть разногласия. Но между тем большинство культурологов и других исследователей культуры сходятся в том, что культура полифункциональна, что каждый её элемент способен выполнять разнообразные функции.

В этой статье речь пойдёт об адаптивной функции культура, одной из ключевых её функций, помогающей человеку адаптироваться к окружающей среде.

Из школьного курса биологии всем нам известно, что приспособление живых существ к внешней среде – главное условие их выживания в процессе эволюции. Их приспособление осуществляется посредством механизма естественного отбора, а также изменчивости и наследственности, которые обеспечивают выживание живым существам, более всех приспособленных к среде своего обитания, а также сохранение и передачу своем потомству необходимых для выживания признаков. Но в мире людей всё происходит совершенно по-другому. В отличие от животных, человек не приспосабливается, не находит баланс со средой своего обитания, он подстраивает внешнюю среду под себя, изменяя её под свои потребности, нужды.

Изменяя среду своего обитания, человек создаёт «вторую», искусственную природу, которая и называется культура. Иными словами, если человеческое существо не может, подобно животному, вести естественный образ жизни, оно, чтобы выжить, выстраивает вокруг себя искусственную срежу обитания, защищаясь от опасностей внешней среды, от природной стихии, от животных, и так далее.

Замечание 2

С течением времени, человек обретает независимость от природных условий: если другие природные организмы могут выживать только в конкретной для себя экологической нише, то человек может освоить, даже можно сказать, подчинить себе практически любые природные условия путем создания вокруг себя искусственного мира культуры.

Конечно, абсолютной независимости от природного мира человек не сможет достичь, просто потому что культура во многом зависит от природных условий. От природных и климатических условий зависит тип хозяйства, верования, обряды и традиции, даже жилища и пища людей. Так, культура народов, обитающих в горах, отличается от культуры народов, ведущих кочевой образ жизни. Например, жители юга в свою пищу добавляют множество специй и пряностей, для того чтобы предотвратить её быструю порчу в жарком климате.

Изучение истории развития человеческого общества говорит нам о том, что со временем человек делал свою искусственную среду обитания всё более комфортной и безопасной. Качество жизни человека, по крайней мере в цивилизованной части нашей планеты, постоянно улучшается. Однако, устранив проблемы, которые несёт в себе природный мир, человек вынужден решать новые проблемы, которые он создаёт себе сам.

Научившись лечить болезни прошлого, и вообще забыв про них, например, чуму и чёрную оспу, появились новые болезни, такие как свиной грипп, эбола, СПИД, от которых ещё не созданы лекарства. Ещё один яркий пример, это смертельные вирусы, способные истребить добрую половину человечества, созданные самим же человеком для военной агрессии в отношении стран-соседей. Всё это говорит, что человек должен защищаться не только от природного мира, но и от собственного, искусственно созданного мира культуры.

Адаптивная функция культуры имеет амбивалентный характер. С одной стороны, данная функция направлена на создание специфических средств защиты человека от окружающей среды. К таким средствам следует отнести все продукты культуры, обеспечивающие человеку выживание и комфортное существование в мире:

  • использование огня.
  • запасание продуктов питания, необходимых вещей.
  • создание развитого сельского хозяйства, медицины, и т.д.

К этому же списку относятся не только продукты материальной культуры, но также те специфические средства, которые люди вырабатывают для мирного сосуществования в обществе, удерживающие его от взаимного уничтожения и гибели, – законодательная система, органы государственной безопасности, моральные нормы и установки, обычаи, традиции, и т. д.

С другой стороны, в арсенале человека имеются специфические средства его защиты – это культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культуру как искусственно созданную, иными словами «вторую» природу, мы подчёркиваем ключевое свойство культуры и человеческой деятельности – способность к «удвоению мира», иначе говоря к выделению в нём бытовой и духовной ойкумены.

Связывая культуру с духовной ойкуменой, с миром идеальных образов, мы получаем главное свойство культуры – быть системой взглядов на мир, определённым мировосприятием. Культура как система взглядов даёт человеческому существу возможность видеть внешнюю действительность не как простой поток информации, а как информацию, упорядоченную определённым образом. Каждое явление или же предмет внешней действительности воспринимается человеком через его картину мира. Человек находит своё место в мире, также руководствуясь своей системой взглядов и ценностей.