Андрей ткачев почему я верю скачать fb2.

Презентация книги «Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы» православного публициста и проповедника протоиерея Андрея Ткачева состоялась 17 декабря 2015 года в Российском Православном Университете при содействии издательства «Никея».


Небольшой актовый зал вместил более ста человек. Организаторам то и дело приходилось приносить новые стулья, а гости все прибывали. Собираться начали за час до начала встречи.

Открыла презентацию журналист Юлия Посашко . Это она записала восемь апологетических бесед с протоиереем Андреем Ткачевым, которые легли в основу книги. Юлия призналась: пятая глава родилась спонтанно и полностью состоит из неожиданных вопросов, к которым никто не готовился. Поэтому ответы на них оказались особенно интересными. “В конце каждой беседы я пробиралась в тайну”, – поделилась Юлия. Несколько человек рядом со мной, уже успевших приобрести книгу, начали листать до пятой главы и еще долго не могли оторваться.

Говорил на презентации и главный редактор издательства “Никея” Владимир Лучанинов . Свое слово каждый выступающий начинал с извинений, что отнимает время у автора. Забегая вперед, можно сказать, что желающих поговорить с протоиереем Андреем Ткачевым было столько, что времени все равно не хватило бы до самого утра.

“Отец Андрей собирает сегодня удивительные аудитории даже для светского книжного мира”, – отметил Владимир Лучанинов, добавив, что мы собрались “поговорить об очень важном смысле, который руководит нашими жизнями, двигает вперед по вере”.

Тема Бога – это тема табуированная. Это – стыдно, страшно или неприятно

Протоиерей Андрей Ткачев о важных и серьезных вещах начал говорить с “несерьезного” – рассказал анекдот о неверующем человеке, который, утверждая, что он атеист не слушал церковного хора, не читал религиозных книг и не посетил ни один храм. “Да вы не атеист, вы просто невежда”, – сказали этому человеку. Автор книги “Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы” пояснил, что эта забавная притча напоминает нам о главном – “там, где нет религиозной заинтересованности – не может быть ничего красивого”, и о Боге надо думать, читать и говорить.

“Все самое великое вырастает из религиозного зерна”, – сказал протоиерей Андрей Ткачев, – “стоит только потерять метафизическое обоснование своего существования, как ты расписываешься в некой тайной книге в том, что жить тебе незачем”. Тем временем, добавил он, “тема Бога – это тема табуированная. Это – стыдно, страшно или неприятно”.

Говорить же, по мнению протоиерея Андрея, надо. Потому, что еще А.П. Чехов писал, что “человек должен или иметь веру или искать ее”, и иначе о вере могут заговорить по-другому: “на Западе уже пишут книги ‘почему я не верю’ и ищут этому аргументацию”, а еще «Бог достоин того, чтоб о Нем помнили».

Опередил протоиерей Андрей Ткачев и возможные вопросы о том, не всё ли о вере уже написано. “Нельзя сказать “я уже читал Библию”… В духовном мире нет банальностей. В литературе, в богословии, в интеллектуальной сфере вообще нет плагиата, и каждый может сказать о вере что-то ценное и важное. Позже, отвечая на вопросы, протоиерей Андрей еще добавит, что “в воздухе витают тысячи ненаписанных книг”, у каждого человека история его прихода к вере – “небольшой святочный рассказ”.

Христианство по праву кулича уже никого не греет

Пламенный проповедник протоиерей Андрей призвал всех собравшихся… на войну. Вернее, попросил не относиться к чтению, как к легкомысленному занятию, так как “дьявол получил плевок в душу от каждого крещеного человека, и он об этом не забудет”. Если не замечать войну за душу человека – может начаться война настоящая, вырастающая из человеческих пороков. Поэтому, читая книгу, мы становимся миротворцами и ведем бой в своей душе, который, в свою очередь, спасает от настоящей войны. Той, где льется кровь и стреляют из автоматов.

“Христианство по праву рождения или по праву кулича уже никого не греет”, – сказал протоиерей Андрей, – “христианин должен быть образованным. Уже нельзя на вопрос “ты православный?” ответить – “конечно, я же родился под Рязанью”.

“В своей книге Вы пишете, что конфликт между разумом и верой достался нам от позднего Средневековья”, – спросила я, вспомнив о христианах-ученых, которых в недостатке образования упрекнуть нельзя, – “Многие утверждают, что пришли к вере через науку. Значит ли это, что вера может быть построена аргументами разума?”.

“Я думаю, что наука в отношении веры играет рабочую роль, отнюдь не главную”, – возразил протоиерей Андрей Ткачев, – “Она на сцене, но она – не первая скрипка. Если бы наука была способна могущественным образом привести к Богу человека, то все великие ученые были бы верующими, но это не так. Если бы наука стопроцентно уводила нас от веры, как об этом говорили нам в школах и, как говорили все науки, начиная с XVII-XVIII века, то все ученые были бы неверующими, но это тоже не так. В конце концов, даже Ницше удивлялся – “христиане утащили у нас Паскаля”, если такой ум покорился Христу, то с Христом не все понятно.

Поэтому, я считаю, что наука может помочь, подвести человека к тому порогу, с которого он ахнет и изумится. Какую-то рабочую функцию наука выполняет, хотя мы видим большой труд неверующих ученых, которые бравируют неверием и пытаются искать научные аргументы. Это – опасные люди для нас в том смысле, что с ними трудно спорить, и они пожинают большую жатву с неокрепших умов в сторону неверию.

Но, если уж мы вспомнили Паскаля, то Паскаль, начало математического анализа, будущее программирования, тончайший ум, великий математик все же говорил, что, когда Бог приходит к человеку, к нему приходит не Бог философов, а Бог Авраама, Исаака и Иакова, поэтому религиозный опыт снимает с человека все “бантики”. Когда к Богу приступают четыре человека, из которых один – ученый, другой – военный, третий – художник, а четвертый – грузчик в магазине, то они при благодатном посещении Бога Исаака, Авраама и Иакова ощущают себя абсолютно равного достоинства, никто из них не богаче другого, никто не беднее.

Бог наполняет их каждого собой. На науку мало надежды. Тот же Паскаль говорил, что у неверующего и не желающего верить всегда достаточно аргументов, равно, как и у желающего верить, всегда достаточно доказательств своей позиции, поэтому здесь правит сердце, а голова – как коммутатор, пересылающий информацию. Она выполняет служебную функцию. Как человек, симпатизирующий Средневековью, я считаю, что средневековые люди, находящие науку, культуру и искусство “служанками” богословия, были глубоко правы. Они иерархически распределяли по степени значимости человеческие способности, таланты, дары, и богословие для них было первым, а все остальное потом, в служебном положении.

Если принять, что философия – “служанка” богословия вместе с наукой, то нельзя, чтобы “служанка” занимала место “госпожи”. Еще Соломон в притчах говорит “есть несколько вещей, которых гнушается душа моя – глупый, когда он досыта ест хлеб; распутные женщины, выходящие замуж и служанка, которая делается госпожой”…

…Бог Авраама, Исаака и Иакова важнее, чем Бог философов”, – заключил протоиерей Андрей.

Книга заявила о себе, как об ответах на самые распространенные вопросы о вере, вопросы из зала также не заканчивались. “Книги – это манифест слабости”, – подчеркнул сам автор, говоря о том, что людям часто не хватает живого общения о Боге. Спрашивали и о том, как говорить о вере с детьми и о том, что делать, если собеседники не хотят слушать. Один из гостей вечера, внезапно, поинтересовался даже, как получилось, что на “философском корабле” Россию пришлось покинуть стольким умным интеллигентным людям.

Протоиерей Андрей Ткачев нашел простые ответы для всех.

Протоиерей Андрей Ткачёв родился в 1969 году. Служил руководителем миссионерского отдела Киевской епархии и вел ряд телепередач на Киевском РТ. Член редколлегии и постоянный автор журнала «Отрок.ua», один из постоянных авторов «Правмира». Сайт проповедей: www.andreytkachev.com В данный момент живет и служит в Москве. Женат, отец четверых детей.

В своей новой книге известный миссионер и писатель протоиерей Андрей Ткачев предлагает нам совершить путь от начала поиска жизненного смысла до обретения этого смысла в христианстве. Автор раскрывает свой личный опыт веры и знакомит читателя с убеждениями великих ученых и отцов Церкви. Преодолевая вопросы и сомнения, он буквально «за руку» вводит нас туда, где вера и знания реализуются в осмысленную и наполненную жизнь — отец Андрей вводит нас в Православную Церковь.

Беседа первая
О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

Часть I. Вера и разум. Диалоги с Паскалем

Несредневековое мышление
Рассуждение и вера. Пари Паскаля
Когда Бог остается только в голове
Нырять в историю нужно с «аквалангом»

Часть II. Нужен ли Бог, чтобы быть хорошим?

Сладость плода восходит к корням
О телегах, подвозящих хлеб страждущему человечеству
Вера бретонской крестьянки
Что мешает? Гордыня и невежество
Авраамова вера

Беседа вторая
НАДЕЖДА НА БОГА: безволие или благоразумие?

Часть I. Знание своих границ

Добрые дела учат смирению
Благословенный труд

Часть II. Созерцание и действие

Тонкая грань ложного упования
Время бежать и время стоять
0 паиньках и о святых
Смирение и терпение: о смысле слов
Моисей и Акакий Акакиевич
Бездерзновенная инерция веков
О молитве на пределе сил

Беседа третья
ХРИСТИАНСТВО И РЕЛИГИИ МИРА

«У вас вера неправильная, но сильная»
Православный катехизис от мусульманина
Краеугольный камень
Когда «включать заднюю скорость»
О священных темах и застольных беседах
О христианстве, которое невозможно выдумать

Часть II. Восток — Запад

Русские: почему мы до сих пор веруем?
Почему христиане не крушат идолов
Игра в прятки с Богом

Беседа четвертая
ПРАВОСЛАВИЕ И ДРУГИЕ ХРИСТИАНСКИЕ КОНФЕССИИ

Часть I. Поздравлять ли с Пасхой католика?

Молитва в католическом храме
О Церкви

Часть II. Замок, фабрика и деревня

(о западном христианстве и Православии)
О наших сильных и слабых сторонах
О вере «по-американски»
Повторить путь апостола Павла
Только Христос и Евангелие?
«Скажи мне, Господи, путь, которым мне идти»

Беседа пятая
О ТАЙНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

Часть I. Бог и личность: разговор на глубине

О том, есть ли «мужское» и «женское» христианство
О том, что духу человека несвойственен покой
О том, что рабство — дело добровольное
О дарах и анафемах XXI века
О том, почему легок Великий пост
О том, кому на пользу легкость бытия

Часть II. Радость тихая — дышать и жить

О том, какими могут быть святые
Кто любит Бога, тому дано знание

Параметры книги: Почему я верю в Бога. Протоиерей Андрей Ткачев

Размер книги: 11,5 см х 18,5 см х 1,7 см

Количетво страниц: 240

Обложка: твердая

Бумага: офсетная

Шрифт: русский

Вес книги: 250 гр.

Год издания: 2016 год

Тираж: 6000

Издательство: Никея

ISBN: 978-5-91761-492-2

Предлагаем купить книгу "Почему я верю в Бога. Протоиерей Андрей Ткачев " в православном интернет-магазине Псалом.ру

О чем эта книга?

Для кого эта книга?

Особенность книги
Основываясь на примерах из жизни великих христиан прошлого, словах святых отцов и библейских текстах, отец Андрей горячо отстаивает истины православной веры. При этом он оставляет читателю возможность, составляющую одну из основных...

Читать полностью

О чем эта книга?
Новая книга известного писателя и миссионера протоиерея Андрея Ткачева поднимает главные вопросы человеческого существования. В чем смысл жизни? Что такое вера и насколько она непримирима с разумом? Где найти истину? Есть ли Бог? Если Он есть - то где его искать? Можно ли найти Его в христианстве, встретить в Церкви?

Эти и другие бесчисленные вопросы встают перед тем, кто решился искать Бога. Этот непростой путь автор и его собеседница - Юлия Посашко отчасти проходят вместе с читателем.

Для кого эта книга?
Построенная в форме глубокой и увлекательной беседы, книга будет интересна как людям, только открывающим для себя мир православной веры, так и воцерковленным читателям.

Особенность книги
Основываясь на примерах из жизни великих христиан прошлого, словах святых отцов и библейских текстах, отец Андрей горячо отстаивает истины православной веры. При этом он оставляет читателю возможность, составляющую одну из основных ценностей христианства - возможность свободы выбора.
2-е издание.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

Скрыть

Беседы вела Юлия Посашко

Беседа первая
О вере и невериИ

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

1 Кор. 8:2–3

Когда благодать касается души человека, то вера становится реальностью, приобретает силу достоверности, не оставляющей места колебаниям и сомнениям.

Архимандрит Рафаил (Карелин). Дыхание жизни


Человек – существо мыслящее. С этим согласятся ученые всех направлений и убеждений. Человеку дан разум. Мы анализируем, рассуждаем, убеждаемся в одном и разубеждаемся в другом, сомневаемся, экспериментируем, строим догадки – на твердых основаниях эмпирического опыта или на шатких предположениях. Но вера… какой опыт стоит за ней?

Кажется, вера в Бога притянула к себе все мыслимые упреки просвещенного разума. Мы говорим «просвещенного», как само собой разумеющееся, забывая, что, прежде упования на свет наук, человек уповал на свет Христов, а под сводами храмов от Александрии до Киева издревле доносилось пение: «Свет Христов просвещает всех!». Справедливы или несправедливы эти упреки?

Напрасно ли человеку кажется, что, приходя в храм или даже для начала просто допустив веру в Бога, он окажется в области, где разум капитулирует перед нерассуждающей верой? Уверовав, должен ли буду я запретить себе сомневаться в чем бы то ни было, покорно приняв за истину множество вещей, с которыми мой разум спорит?

Враждуют ли вера и разум (или это не более чем недобросовестный лозунг советской, и не только, атеистической пропаганды)? Стоит ли за верой какой-то реальный опыт или люди веруют просто потому, что недостаточно подумали? Можно ли вообще «додуматься» до существования Бога?

Об этом мы говорим в первой из цикла апологетических бесед с протоиереем Андреем Ткачевым.

Часть I
Вера и разум. Диалоги с Паскалем

Несредневековое мышление

– Конфликт между верой и разумом достался нам в наследство от позднего Средневековья. Один из характерных признаков средневекового общества – фундаментальная законченность мировоззрения: извлечение любого камушка из мировоззренческого здания грозит этому зданию обрушением. Например, в эпоху позднего Средневековья на Западе «канонизировано» было все, от способов лечения желудочных болей до астрономической картины мира. Поэтому любое научное открытие, подвергающее сомнению церковное слово в области той или иной науки (хотя собственно наука не является областью Церкви), грозило крушением самой веры Церкви.

Средневековое мышление предполагало обязательность признания над собою Творца и Его законов, грядущего Страшного Суда и воздаяния и требовало смиренного поклонения перед авторитетом Церкви как хранительницы истины. От человека требовалась безусловная вера Церкви, вне зависимости от того, насколько близко и понятно ему то, чему Церковь учит.

На сомневающегося или чего-то не понимающего человека, который думает не так, как думает Церковь, смотрели как на источник опасности и неблагонадежности.

Человек может мыслить архетипами и категориями, не принадлежащими его времени, доставшимися ему в наследие от долгих столетий или тысячелетий. Сегодняшний программист вдруг может назвать себя казаком и отправиться воевать за идеи, которые были рождены в XVI, а озвучены в XIX веке. Человек, едущий в «мерседесе», по спутниковой связи разговаривающий с другим континентом, мировоззренчески может быть «младшим братом» Леонардо да Винчи: в духе Ренессанса утверждать некую новую мораль без Бога и бунтовать против Церкви. Самым святым для него может быть буйство плоти, а самым невыносимым – церковная догма. А ведь этот пафос эпохи Возрождения сегодня характеризует взгляд на мир огромного множества людей: «Богу нет места, Он не имеет права мною командовать! Миру нужна новая мораль!» При этом о существовании «средневекового мировоззрения» или «мировоззрения Нового времени» люди, имеющие подобные убеждения, в большинстве своем слыхом не слыхивали. Не зная этого, они этим мыслят. Такова инерция мышления.

К счастью, мы живем в XXI веке. «К счастью» вот в каком смысле: за нашей спиной – огромное количество людей, которые уже прожили эту жизнь и оставили нам свое наследие, хорошее или плохое. И у нас есть возможность, изучив это оставленное нам наследие, лучше узнать, кто мы сами. Тогда мы сможем, например, неожиданно распознать в себе черты средневекового человека, нетерпимого к любому проявлению несогласия или сомнения, или черты явного, натурального язычника, который воспринимает Бога как «Айболита» или «волшебника в голубом вертолете», но вовсе не Бога как Личность. Или же – черты человека новейшей эпохи, который от гордости сошел с ума и думает, что весь мир лежит у него под ногами, а он достоин им править.

Можно ли заставить человека верить? Если средневековый человек был уверен, что можно заставить склониться перед авторитетом, то сегодня мы прекрасно понимаем – веру нельзя вбить в человека, как гвоздь в дерево. Нельзя заставлять кого бы то ни было преклонять колени перед святыней, если для него она святыней не является, нельзя заставить человека исповедовать то, что не вошло в его душу, что не живет в его сердце. Бессмысленно тащить человека за руку в храм и заставлять поставить свечу до тех пор, пока он сам не скажет: «Приведите меня туда и расскажите, что вы там делаете, зачем это надо?» И говорить мы можем лишь с теми, кто хочет и может слушать, у кого есть вопросы и кто готов услышать ответы от нас.

Это серьезный, тяжелый разговор – но только такой разговор и может принести добрые плоды.

– Все это так. Но почему же человек нецерковный подчас уверен, что не в Средние века, а именно в современной ему Церкви он вынужден будет делать то, чего не понимает до конца, принять неясные «правила игры», которые закабалят его, лишат свободы задавать вопросы?

– На самом деле стоит только раскрыть глаза, и мы увидим, что уже лишены свободы и порабощены множеством вещей и явлений, абсолютно нам чуждых.

Мы каждый день сталкиваемся с тысячей «тонких насилий», делаем то, что нам очень не нравится: стоим в очередях, толчемся в транспорте, на нас обрушивается информация, которую мы не любим, но все равно вынуждены смотреть и слышать, и нам не дают той информации, которую мы получили бы с удовольствием, – будь то хорошая музыка или хорошая книга. Нас заставляют влезать в кредитную кабалу, лечиться лекарствами, которые не лечат, слушать бестолковые песни и разговоры по радио в маршрутке – и нас никто не спрашивает, хотим мы это делать или нет. На самом деле мы очень несвободные люди!

Но в таком случае стоит все-таки выслушать и противную сторону. Audiatur et altera pars .

Противоположная сторона говорит, что в Боге у вас возникает шанс (шанс – потому, что, получив, можно полученное и не удержать) обрести настоящую свободу от тысячи мелочей, которыми мы ежедневно оказываемся опутаны. И на веру можно предложить посмотреть именно так – не как на аппарат подавления внутреннего мира, а как на благотворную среду возрождения мира внутреннего, как на добровольное освобождение от тысячи мелочей, которые – не нужны.

Это очень важная вещь. Здесь нам пригодится умение размышлять, которое вере никак не противоречит.