Art & More: юбилейная выставка Льва Бакста в Пушкинском музее. Выставка "лев бакст

В Государственном музее изобразительного искусства имени Пушкина открылась выставка, которая, без сомнения, привлечет внимание ценителей разных стилей и направлений живописи.

В экспозиции 250 работ Льва Бакста - портретиста, мастера пейзажа и книжных иллюстраций, театрального художника. Их предоставили крупнейшие музеи мира и частные коллекционеры. И некоторые - российская публика увидит впервые.

«Ужин», после которого разразился скандал. Эту картину Льва Бакста современники назвали слишком откровенной и пугающей. В улыбке дамы многие узнавали Джоконду, а в апельсинах видели запретный плод. Незнакомка со змеиными изгибами тела явно искушала.

Каждой картиной Бакст интриговал. Поэтессу Зинаиду Гиппиус он изобразил бунтаркой в мужском костюме, многие портреты намеренно не заканчивал, при этом передавая черты лица с фотографической точностью. А изображение Сергея Дягилева критики сразу же признали самым точным.

«Бакст как-то суммирует все элементы дягилевского характера. С одной стороны, мы видим очень такого театрала, а с другой стороны, можно сказать, даже старомодного, ностальгического человека. То есть, это вовсе не случайно, что на фоне его няня», - отметил куратор выставки Джон Боулт.

Он никогда не гнался за славой - она пришла к нему сама. И уже даже Ротшильды заказывают отделку своего имения именно Баксту. В качестве моделей для панно по мотивам сказки «Спящая красавица» ему позировали сами члены семьи, их друзья, прислуга и даже собачка списана с любимого питомца Ротшильдов.

Но главной моделью для художника оставалась жена - Любовь Гриценко, дочь галериста Третьякова. И даже когда они ссорились, самые романтичные сюжеты Бакст посвящал своей супруге. Как на этой картине. И если вы приняли ее за натюрморт, то присмотритесь внимательнее.

«Мы видим самого Бакста и его жену. Вообще все настроение этого произведения, вы видите, носит несколько такой печальный характер. И свойственно настроению Бакста этого момента. Он находится в преддверии развода со своей женой», - рассказывает директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

За произведениями Бакста охотятся галеристы и коллекционеры всего мира, а сам он к своим работам часто относился несерьезно. Выкидывал их и сжигал. Он рисовал стремительно и быстро, а в поисках вдохновения объездил весь свет, до конца жизни оставаясь влюбленным в Античную Грецию.

Афродита улыбается, пока за ее спиной рушится мир. Многие критики считали, что картиной «Древний ужас» Бакст предсказал падение Российской империи и победу революции 17-го года. А это уже рай на земле - мифический Элизиум. Один из вариантов этого сюжета художник выбрал для занавеса театра Веры Комиссаржевской. Московские зрители увидят его впервые.

Главный художник «Русских сезонов» Дягилева, он совершил переворот в театре. Примерив сшитые по эскизам Бакста костюмы, артисты были шокированы: где накрахмаленные пачки, где тесные корсеты, в которых тогда танцевал весь мир? Вместо них были почти невесомые шаровары и шифоновые платья, лишь едва прикрывающие тело. В костюме из шелкового джерси Вацлав Нижинский покорил зрителей своей партией Призрака розы. Бакст тогда лично следил за работой модисток.

«По воспоминаниям современников, эти лепесточки, которые мы видим на костюме, вырезались по его определенному рисунку. И он сам командовал, как их пришивать - все ли лепестки или какую-то часть лепестка, чтобы они находились в такой вибрации», - рассказывает куратор выставки Наталья Автономова.

Но одних лишь тканей ему было недостаточно, и он рисовал прямо на обнаженных ногах, руках и плечах. Его эскизы для балета «Шехерезада» и «Клеопатра» стали живыми, танцующими фигурами стали культовыми. Их он создавал специально для Иды Рубинштейн.

Тогда впервые в театр стали приходить специально ради декораций и костюмов. Париж был пьян Бакстом. А модницы-француженки просили своих портных пошить им платья а-ля Бакст - арабском или псевдоегипетском стиле. Сейчас многие из этих нарядов находятся в коллекции Александра Васильева.

«Тюрбан, отсутствие корсета, шаровары, юбка-абажур - детали, которые переносят парижанку в атмосферу гарема. Бакст - создатель оранжевого в моде. И многие нетривиальные сочетания моды 1910-1920 годов пришли именно от Леона Бакста. Это лиловое и зеленое. Сочетание, например, малинового и экстремального бронзового или золотого», - рассказывает историк моды Александр Васильев.

Он превратился в законодателя стиля. Все ведущие дома моды умоляли Бакста нарисовать для них хотя бы несколько эскизов. И в то время, когда дамы еще и не думали надевать брюки, он уже говорил, что женская мода стремится к мужской. Он не опережал время, а лишь создавал эпоху.

Ко дню 150-летия художника в рамках фестиваля «Черешневый лес» в Пушкинском музее состоялось открытие масштабной выставки Льва Бакста

Выставка театрального художника Льва Бакста, живописца, портретиста, иллюстратора книг, дизайнера интерьеров, одежды и аксессуаров 1910-х годов торжественно открылась вчера в Государственном музее им. Пушкина.

После легкого коктейля под живую инструментальную музыку гостей вечера собрали на мраморной лестнице, ведущей в залы, где директор ГМИИ им. Пушкина Мария Лошак поприветствовала собравшихся, и вслед за торжественной речью выставка официально была объявлена открытой.

Знаменитый в первую очередь своими проектами для «Русских сезонов Дягилева» в Париже и Лондоне, Леон Бакст — так его называли на Западе — создавал необычные и запоминающиеся костюмы для таких легендарных постановок, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса». Его многогранное творчество не только принесло ему успех и славу, но и изменило отношение к сценическому оформлению, заставило пересмотреть способ существования артиста на сцене, переосмыслить связь между авансценой и зрительным залом.


В первую ретроспективную выставку художника в России вошли произведения из частных российских и зарубежных коллекций, а также из государственных собраний, часть из которых впервые увидит свет в стране. Помимо живописи и рисунков, на выставке представлен ряд костюмов, созданных по эскизам Бакста, в том числе знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака Розы. Кроме того, в экспозицию вошли более 10-ти экспонатов из личной коллекции известного историка моды Александра Васильева.
Специальным гостем вечера стал дизайнер Антонио Маррас, который представил коллекцию платьев, вдохновленную творчеством Льва Бакста.


Лев Бакст, влюбленный в искусство Древней Греции и Востока, сочетал в своих работах традиционные и классические мотивы, не отказываясь при этом от тенденций ар-нуво и экстравагантности, что делало его работы совершенно особенными — экзотических девушек с полотен Бакста сложно спутать с кем-то еще.

Увидеть выставку первыми пришли Ксения Собчак, Алена Долецкая, Ольга Свиблова и многие другие.

В Москве проходит масштабное культурное событие, которое может иметь не меньший успех, чем недавняя выставка Валентина Серова. В Пушкинском музее открылась ретроспективная экспозиция к 150-летию Льва Бакста — знаменитого художника, иллюстратора и дизайнера. Всему миру Бакст известен, прежде всего, как театральный художник и прославили его легендарные дягилевские сезоны.

Музейные экспонаты на выставке хочется долго рассматривать, трогать руками, настолько притягательны , сшитые по заказу модниц. "Бакст сумел ухватить неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние сказывается везде: как в дамских нарядах, так и в картинных выставках", — писал Максимиллиан Волошин в 1911 году. Художник создал свой бакстовский стиль. И Париж вскоре позабыл, что Бакст — иностранец, что родом он из России.

"Это был первый художник, дизайнер интерьеров, еще не было такого слова, и он даже этого немного стеснялся, но делал это очень увлеченно", — отметил директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак.

И , и дизайнерские разработки — все имеет успех. Он писал жене: "Заказы сыплются, как орехи с дерева. Тронулась даже Англия и Америка. Просто руками развожу!" Свидетельства мирового признания сейчас находятся в нескольких залах Пушкинского музея: 250 портретов, пейзажей, театральных костюмов, тканей.

После невероятного успеха "Шехеразады" экзотический Восток стремительно вошел в моду: от ярких красок до необычных тюрбанов. "Русские сезоны" сделали Бакста звездой мирового уровня. Ткани по его эскизам реализовались по всему миру в промышленных масштабах.

Три десятка коллекций — государственных и частных, собранных из разных стран — представляют все грани творчества Льва Бакста, вошедшего в мировую историю под именем Леон. В первую очередь, балетными декорациями и костюмами, где остался, по словам Александра Бенуа, "единственным и непревзойденным". В содружестве с Сергеем Дягилевым, Вацлавом Нижинским, Игорем Стравинским художник радикально изменил сам способ существования артиста на сцене.

"Даже в своих эскизах он стремился сделать не просто нейтральные костюмы, он видел костюм актера конкретного. У него костюм не отделялся от личности исполнителя", — сказала заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Наталья Автономова.

Выставка была бы беспрецедентной, прими участие в ней музеи Америки, аплодировавшей Баксту после Первой мировой, где он писал картины, оформлял спектакли, в частности труппы Иды Рубинштейн. Но, как со вздохом сказала Марина Лошак, "несчастный Шнеерсон не дает нам жить, и мы не можем брать американские вещи". Правда, возник проект благодаря американцу. Ее инициатор — специалист по русскому искусству, учившийся в МГУ у Дмитрия Сарабьянова.

"Очень многие посмертные вещи Бакста фальшивые, и надо было быть очень осторожными. Некоторые фальшивки очень хорошие и выглядят почти как Бакст. Мы с сотрудниками музея очень внимательно, осторожно относились к этому, это большая проблема сейчас, и я боюсь после нашей выставки еще будут как грибы после дождя фальшивки", — заявил директор института современной русской культуры при университете Южной Калифорнии Джон Э. Боулт.

Этому проекту предрекают успех, переходящий в ажиотаж. Как тот, что не так давно вызвала , близкого друга и единомышленника Льва Бакста. Косвенно это подтвердила и организатор серовской выставки Зельфира Трегулова: "К выставке в Пушкинском можно применить слова Дягилева, сказанные Жану Кокто: "Удиви меня".

МОСКВА, 7 июн — РИА Новости, Анна Горбашова. Торжественное открытие масштабной ретроспективной выставки "Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения" в понедельник прошло при аншлаге в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) в рамках фестиваля "Черешневый лес".

Первыми гостями выставки, которая откроется для посетителей 8 июня, стали директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, певицы Кристина Орбакайте, Алена Свиридова, главред журнала L"Officiel Россия Ксения Собчак, актриса Марина Зудина, финансист Марк Гарбер, телеведущая Ирада Зейналова и другие известные деятели культуры и шоу-бизнеса.

В "Итальянском дворике" гостей встречали модели в платьях из капсульной коллекции известного итальянского модельера Антонио Марраса, которые были созданы по эскизам Бакста специально для выставки. Сам Маррас также присутствовал на открытии.

Мир красоты, созданный Бакстом

"На нашей выставке представлены все аспекты творчества Бакста — портреты, пейзажи, театральные костюмы, прекрасные ткани, созданные по его эскизам. Мы старались, чтобы это был рассказ о художнике, который создавал мир красоты вокруг себя. Вы увидите 250 произведений, в том числе чрезвычайно редких из частных коллекций и крупнейших музеев мира", — сказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак, открывая выставку.

Она отметила, что перед кураторами стояла непростая задача, и выставка была сложной.

"Я в ужасе, что нас сегодня так много. Мы не ожидали, что будет столько людей", — удивилась Лошак.

Идейный вдохновитель фестиваля "Черешневый лес", глава компании "Боско" Михаил Куснирович оповестил присутствующих, что экспозицию придется осматривать, разбившись на группы.

Экскурсии готовы провести театральный художник Павел Каплевич, директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова, историк моды Александр Васильев, предоставивший для выставки костюмы, созданные для парижских модных домов по эскизам Бакста, и другие гости — знатоки творчества художника.

"Символично, что в день рождения Пушкина в Пушкинском музее мы открываем для себя творчество Бакста. Мы принарядились, забыли о традиционных закусках, мы пришли на встречу с искусством", — призвал к вниманию публику Куснирович, так как на центральной лестнице ораторам пришлось выступать без микрофона.

Один из кураторов выставки, британский искусствовед Джон Боулт пошутил, что лично он верит в космические знаки, и такой знак был ему послан.

"Я верю в космические знаки. Известно, что Пушкин любил женские ножки, а Бакст их явно не любил, когда мы заканчивали подготовку к выставке, я на радостях сломал себе ногу", — рассказал Боулт.

Дягилевские сезоны и портреты

Живописец, портретист, театральный художник, мастер книжной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х Лев Бакст, известный на Западе как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

Разбившись на группы, гости отправились осматривать экспозицию. Свою группу Каплевич сразу повел к работе Бакста "Пробуждение", которая никогда не выставлялась в России — из семейного фонда Ротшильдов.

"Панно на тему сказки "Спящей красавицы" было заказано Баксту Ротшильдами. В качестве моделей ему позировали члены семьи Ротшильдов", — рассказал Каплевич. Всего для британских миллиардеров Бакст сделал семь сказочных панно.

Известный российский историк моды Васильев представил на выставке более 20 экспонатов из своей частной коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910-1920-х годов к балетам "Тамара", "Шехеразада", "Спящая принцесса" и другим, созданные по эскизам Бакста.

Петербургский Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил для экспозиции знаменитый костюм Вацлава Нижинского из балета "Призрак розы".

"Костюм Нежинского — это главная эротика мира", — сказал Каплевич.

Еще одна жемчужина экспозиции — эскиз костюма для любимой балерины художника Иды Рубинштейн для балета "Клеопатра".

В экспозицию также вошли станковые произведения художника: "Портрет Сергея Дягилева с няней", автопортрет художника, портреты поэтов Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус, а так же декоративные панно "Древний ужас" и другие работы.

Выставка стильная и умная

"Получился очень художественный проект, выставка стильная, умная, в которой нашло отражение все, что сделал Бакст — блестящий раздел портрета и огромное количество вещей малоизвестных в России. К этому проекту можно применить слова Дягилева, которые он как-то сказал Жану Кокто: "Удиви меня", — поделилась впечатлениями с корреспондентом РИА Новости Трегулова.

По ее мнению, в экспозиции присутствует "ровно то, что нужно сказать сегодня об этом художнике".

"Мне кажется, что выставка будет пользоваться большим успехом, она интригующая", — резюмировал директор Третьяковской галереи.

Работы для экспозиции предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Центральный военно-морской музей (Санкт-Петербург), Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Семейного фонда Ротшильдов, Музей современного искусства Страсбурга, Музей Израиля, а так же частные коллекционеры из Москвы, Парижа, Лондона и Страсбурга — всего 31 участник выставки.

Фотография: DR

Этим летом столицу ждет одно из самых знаковых мероприятий в культурной жизни. Впервые в России будет представлена масштабная ретроспективная выставка одного из самых известных и оригинальных художников начала ХХ века - Льва Бакста. Мероприятие приурочено к 150-летию со дня рождения знаменитого живописца.

По словам организаторов выставки, на суд посетителей будет представлено около 200 полотен мастера, а также рисунки, арт-объекты и старинные фотографии из российских и западных собраний. Многие из картин для готовящейся экспозиции будут привезены в Москву впервые.

Лев Самойлович Бакст известен ценителям искусства своим непосредственным участием в организации легендарных "Русских сезонов" Дягилева в Париже и Лондоне. Это он приложил свою руку к костюмам и декорациям таких успешных постановок как "Шахерезада", "Спящая Принцесса" и "Синий Бог". Однако на этом деятельность художника не ограничивалась. Бакст также занимался книжной графикой, работал в индустрии моды и театра. Предстоящая выставка поможет убедиться еще и в дизайнерском таланте мастера. Помимо прочего, на ней будут представлены и некоторые костюмы, при создании которых был задействован Лев Самойлович.

Увидеть все работы художника вживую можно будет в Пушкинском музее. Экспозиция откроется 7 июня и продлится до 4 сентября 2016 года.