Брайан Мэй — удивительные факты жизни. Brian May - гитары и оборудование

  • Учился в средней школе Хэмптона. Закончил физико-математический факультет лондонского Имперского колледжа. Имеет ряд публикаций по астрономии, а также написал кандидатскую диссертацию и только спустя почти 40 лет защитил её, так как слава группы Queen отбросила в сторону научную карьеру музыканта.
  • Гитарой заинтересовался в 7 лет. В 1963 году он совместно со своим отцом начал конструировать собственную гитару. Денег на Fender Stratocaster у юного музыканта не было, однако Брайана это не остановило. Под руку попалась балка от камина XVIII века и детали от старого шкафа. Задействованы были также пуговицы и детали от старого мотоцикла. Через два года изделие было готово. Так и появилась гитара Red Special, которая обошлась музыканту всего в 8 фунтов.
  • Брайан так говорил о создании своей гитары: «Я начал с классической испанской гитары и начал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук. Я не хотел, чтобы моя гитара звучала как Fender. Я также знал, что хочу 24 лада, и никогда не мог понять, почему люди остановились на 22».
  • Музыкальная карьера Брайана Мэя началась в 1968 году. Сначала он был в группа Smile, которая позднее переродилась в Queen.
  • Брайан Мэй о любимом альбоме группы: «Они все были важными вехами нашего развития. Моим личным любимцем навсегда останется Queen II, так как тогда он был огромным прыжком вперед… самым большим прыжком, который мы делали за всю нашу историю. Вдруг мы обрели возможность распоряжаться всей мощью и знаниями, которые у нас накопились, у нас были к тому же деньги и время, чтобы применить их».
  • Now I’m Here, We Will Rock You, Dragon Attack, I Want It All, God Save The Queen, Hammer To Fall и многие другие песни Queen были написаны Брайаном Мэем.
  • Главным его инструментом и по сей день является Red Special, однако музыкант использует ряд других гитар на выступлениях и в студии: Gibson Flying V, Fender Telecaster, Gibson Les Paul Deluxe, Fender Stratocaster, Gibson Firebird и Ibanez JS. Излюбленный усилитель гитариста – Vox AC30.
  • Шестипенсовая монета вместо медиатора – визитная карточка Брайана Мэя: «Я чувствую, что это даёт мне более близкий контакт со струнами и больше контроля над ними во время игры. Я держу её свободно между большим и указательным пальцами, причём указательный согнут». Монета была изъята из обращения в начале 1970-х, но в 1993 году Королевский Монетный Двор отчеканил специально для Брайана Мэя партию этих монет с изображением самого гитариста.
  • Мэй о главном для музыканта: «Я считаю, что работа музыканта - ездить везде, развлекать людей и говорить правду такой, какой ты ее видишь».
  • Брайан – самый высокий участник Queen: его рост составляет 188 см.
  • Мэй о деятельности: «Я не из тех, кто сидит на пляжах. Я люблю создавать, делать вещи и решать проблемы. Если бы я был не занят, это была бы катастрофа».
  • Брайан Мэй о своих гастрономических предпочтениях: «Да, я вегетарианец, но не строгий. Я совсем не ем мяса и почти не ем рыбу. Ну, кроме тех случаев, когда нет выбора… Но я считаю, что мы все так или иначе пытаемся занять какую-то осознанную позицию в этом вопросе».
  • Очень любит пиво Guinness и ликёр Baileys, в остальном же не злоупотребляет алкоголем, табакокурением и наркотиками. Ведет достаточно сдержанный образ жизни.
  • Музыкант является ярым защитником живой природы, жертвует средства на всевозможные проекты и помогает фондам. В его честь в 2008 году был назван астероид 52665 Brianmay.

Скажи-ка, Брайан, каким образом вышло, что серьезный парень, студент факультета астрофизики, однажды обзавелся электрогитарой, а потом взял да и превратил баловство в профессию?
Интересоваться музыкой и астрономией я начал одновременно, где-то в восьмилетнем возрасте. Они во мне прекрасно уживались, так что не могу сказать, что оставил одно увлечение ради другого. Западный Лондон, в котором я вырос, был в начале шестидесятых настоящим музыкальным муравейником. Двое участников Yardbirds учились в моей школе, а The Rolling Stones раз в неделю выступали в клубе в Ричмонде, в пяти минутах ходьбы от моего дома.

И поэтому в один прекрасный день тебе пришла в голову судьбоносная мысль сделать себе гитару.
Нет, дружок, я постарше, чем ты думаешь. Гитару я себе сконструировал гораздо раньше. Мне очень нравился саунд группы The Shadows, в которой начинал Клифф Ричард, и мне хотелось воспроизвести его на своем инструменте.

А как ты познакомился с Фредди Меркьюри?
Фред был другом Тима Стаффела– парня, который пел и играл на басу в моей университетской группе Smile. У нас была группа из трех человек: Тим, Роджер Тейлор и я. Играли прог-рок, запросто могли пять песен растянуть на три часа. Тим нас бросил, когда его позвали в другой коллектив. После этого Фредди заявил: «Я буду вашим певцом!» А мы в ответ: «Да ну?»

Ты только что признался, что не сразу разглядел в Меркьюри одну из самых луженых глоток рок-музыки.
Так и было. Он тогда работал в магазине одежды на рынке в Кенсингтоне. Когда мы познакомились, Меркьюри принялся лезть мне в лицо своими помпонами. Фредди тогда учился на дизайнера и большую часть времени рисовал порт­реты Джими Хендрикса. Несколько штук у меня до сих пор где-то валяется. В то время Фредди был довольно неотесанным парнем. Это потом он превратился в рафинированного ценителя прекрасного, а тогда носился по комнате как заведенный и все время что-то орал. Многие считали его сумасшедшим, и мы частенько задавали себе вопрос: «А вообще-то подходит ли он нам?»

Ну и когда твои сомнения рассеялись?
У Фредди было несколько качеств, которые меня убедили: его хлещущий через край энтузиазм и удивительная вера в себя и всех нас. Кроме того, он с удовольствием работал над ошибками: в его голове будто сидел строгий учитель, каждый раз бивший его линейкой по рукам. Так что с Фредди было очень легко работать.

Поэтому вы так удачно срослись в единое целое?

Нам повезло. Мы прекрасно ладили друг с другом и никогда не ссорились на гаст­ролях. В студии все было наоборот: каждый насмерть стоял на своем. Во время работы над альбомами все постоянно хлопали дверью и грозились уйти из группы. Все мы, вопреки расхожему мнению, весьма скромные и застенчивые люди, а Фредди был застенчивее всех. Естественно, он боролся с этим, изображая Господа Бога на сцене!

По-твоему, склонность Фредди к театральным эффектам была производной его сексуальной ориентации?
Фредди был чрезвычайно колоритным персонажем, но я довольно долго не имел ни малейшего представления о том, что он гей. Он ведь начал водить мужиков за кулисы уже в восьмидесятых. В ранние годы в разъездах мы с ним постоянно делили гостиничный номер, и в то время на ночь у нас оставались в основном девчонки. У Фредди их было полно, и многие были в него безнадежно влюблены. Тогда мы думали, что Фредди, говоря по-современному, метросексуал. Шмотки и прически волновали его в первую очередь. Нас, впрочем, тоже, но Фредди в этом вопросе дал бы фору любому.

Не считая твоей пышной шевелюры, все прочие составляющие рок-н-ролльного образа жизни, похоже, обошли тебя стороной.
Да нет, я откусил свой кусок порога. Но еще в колледже принял решение никогда не принимать наркотики, так как хотел быть уверен, что все, что происходит со мной, происходит на самом деле. Мне дорога моя душевная тонкость. Я ведь очень эмоциональный человек. Музыка однажды взорвала мой мозг, и больше мне ничего не нужно. По сей день я не пробовал ни одного наркотика. Я и аспирина-то боюсь.

Как насчет выпивки?
Ну, врать не буду, за свою жизнь я выпил пару-тройку банок пива, чего уж там. Но перед выступлениями я не пью с 1974 года. Мы тогда играли концерт в открытом поле, на ферме в Пенсильвании. Разогревали Mott the Hoople, и организаторы не могли решить, кого выпускать раньше – нас или Aerosmith. Пока суд до дело, мы с гитаристом Aerosmith Джо Перри решили пропустить по стаканчику – и в итоге пропустили по бутылке. Когда я вышел на сцену, то долго не мог сообразить, почему первый аккорд, который я взял, длился десять минут. Кроме того, в поле воняло навозом. Помню, я подумал тогда: «Брайан, все это неправильно, давай больше так не делать».


После чего успех настиг вас стремительно и бесповоротно.
Мы много ночей сладко проспали, прежде чем проснуться знаменитыми. Накануне записи «A Night at the Opera» группа чуть не распалась. Мы уже заработали кучу денег, но никто из нас не видел в глаза ни пенни. Отчаянная была ситуация. Пианино Фредди было взято напрокат. Роджеру говорили, чтобы он экономил барабанные палочки. Все это безобразие продолжалось до тех пор, пока Джон Рид, менеджер Элтона Джона, не выкупил наш контракт и не подписал нас на другой лейбл. После этого все пошло в гору.

А тут и «Богемская рапсодия» весьма кстати подоспела…
Успех «Рапсодии» нас очень порадовал, но главным все-таки было ощущение экстаза, в котором мы пребывали, работая над ней. Помню, Фредди прибегал в студию с кучей бумажек (он их таскал у отца с работы), которые исписал заметками, и затем начинал бешено колотить по клавишам. Фредди играл на пианино примерно так, как все остальные играют на барабанах. В песне было полно дыр, но Фредди говорил, что вот тут будет шикарный оперный кусок, а тут – мощное соло... В голове он уже все придумал.

«Богемскую рапсодию» люто ненавидели панки. А как ты сам воспринял приход панк-рока?
У меня с ним не было никаких проблем. Когда мы работали над «News of the World», в соседней студии писались The Sex Pistols, и я постоянно перетирал о чем-то в коридоре с Джонни Роттеном. Он оказался очень вменяемым парнем, полностью преданным своей музыке. Однажды к нам в студию заглянул Сид Вишес и сказал Фредди: «Ты ведь тот самый парень, который несет оперу в массы?» На что Фредди ответил: «Да, а ты ведь, кажется, Саймон Ферошес или что-то в этом роде!» Короче, они поладили. Я искренне считаю «Never Mind the Bullocks» одним из лучших рок-альбомов всех времен. Единственное, с чем я не согласен, – это с заявлением, что до прихода панка не существовало хорошей рок-музыки. Это глупость: «Never Mind the Bullocks» – классический мейнстримовый рок-альбом. Послушайте ранних The Who и The Rolling Stones. Панк-рок был не революцией, а эволюцией.

К концу семидесятых за Queen закрепилась репутация королей вечеринок. Народ до сих пор вспоминает вечеринку в Нью-Орлеане в 1978 году по случаю выхода вашего альбома «Jazz». Ну там, стриптизеры-транссексуалы, карлики с подносами кокса на головах и все такое.
Когда мы приезжали в Нью-Орлеан, вокруг нас всегда ошивалась тьма всевозможных фриков, поэтому мы и решили устроить запуск диска там. Многие воспоминания о той вечеринке, конечно, преувеличены, но я не стану развенчивать никакие мифы. На самом деле я, считайте, на той вечеринке и не был. Понимаете, я неизлечимый романтик и той ночью ездил по Нью-Орлеану в поисках девушки, в которую влюбился в один из своих визитов туда. Девушку я тогда не нашел. Вот так: нет секса, нет наркотиков, нет рок-н-ролла.

В июне 2002-го ты исполнил на гитаре «God Save the Queen» – на юбилее королевы на крыше Букингемского дворца. О чем думал в тот момент?
Было очень страшно. Не потому, что я боялся упасть, а потому, что нельзя было ошибаться. Во время репетиций у нас ни разу не получилось все сыграть безупречно. Потом, когда мы уже должны были подниматься на крышу, двери старого скрипучего лифта ни в какую не хотели открываться. Пришлось спускаться вниз и опять подниматься – по лестнице. Помню, как я шел по коридорам, увешанным картинами старых мастеров, и молился. Похоже, мои молитвы были услышаны. На крыше все прошло хорошо. Теперь каждый раз, когда я еду мимо, у меня мурашки по коже.

Когда ты сейчас думаешь о Фредди Меркьюри, о чем вспоминаешь прежде всего?

С чего начать… Мне не хватает его чувст­ва юмора, бешеного огня во взгляде, его неисправимой испорченности. Но преж­де всего мне не хватает самого факта его присутствия на этом свете. Мне часто снится один и тот же сон, который оставляет меня в полной уверенности, что Фредди все еще жив. Потом я вспоминаю, что это не так, и тогда мне становится по-настоящему одиноко.

Один из самых выдающихся гитаристов планеты Брайан Мэй родился 19 июля 1947 года. С самого раннего возраста Брайан увлекся музыкой. В пять лет он пробовал бренчать на фортепиано, в шесть перешел на укулеле, а в семь получил свою первую акустическую гитару. К шестнадцати годам парень мечтал о настоящем "Стратокастере", однако денег на такую покупку в семье не было, и Брайан вместе с отцом сделали гитару из подручных материалов. В ход пошло красное дерево, оставшееся от старого камина, дубовая доска, лезвие ножа, мотоциклетные клапана и перламутровые пуговицы.

Несмотря на кустарность производства, инструмент вышел очень солидным и, получив название "Red special", прослужил Мэю долгие годы. Как и его будущие "королевские" коллеги, Брайан был образованной личностью. В 60-х годах он получил степени по физике и математике, а также вплотную занимался астрономией. Однако занятия наукой вовсе не мешали музыкальным пристрастиям, и в 17 лет Мэй собрал свою первую команду, "1984".

Группа играла большей частью инструментальные вещи, а пик ее расцвета пришелся на 1967 год, когда "1984" довелось выступить в театре "Олимпия" вместе с Джими Хендриксом, "Pink Floyd ", "Traffic " и "T. Rex ". В 1968-м коллектив распался, но спустя короткое время Брайан вместе с бывшим коллегой Тимом Стаффеллом собрал другой проект, "Smile". Этот коллектив просуществовал недолго, а на его развалинах образовалась новая группа – "Queen ". За время своего пребывания в "королевских" рядах Брайан написал немалое количество всемирно известных хитов, в том числе и легендарный "We will rock you".

Его гитара наравне с незабываемым вокалом Фредди Меркури сделала стиль "Queen" уникальным и легко узнаваемым. Первой работой музыканта за пределами своей группы стал мини-альбом "Star fleet project". Пластинка была записана в январе 1983 года при участии Эдди Ван Халена, Алана Гратцера, Фила Чена и Фреда Мандела.

Вскоре после этого компания "Guild guitars" выпустила первую копию "Red special", а Мэй записал гитарный видео-урок для серии "Star licks". Свой дебютный полноформатник Брайан начал готовить в 1991 году, незадолго до смерти Меркури. Выход альбома предварял сингл "Driven by you". Песня была написана к рекламной акции "Ford" и имела в Британии очень большой успех. В поддержку "Back to the light" Брайан Мэй организовал глобальное мировое турне. По следам этих гастролей был выпущен концертник "Live at the Brixton Academy", на котором прозвучал как сольный материал, так и классика "Queen ".

Вторая студийная работа легендарного гитариста появилась в 1998 году, а в 2000-м вышел его саундтрек к фильму "Furia". В новом тысячелетии Мэй усиленно трудился над созданием театрализованной рок-постановки "We will rock you", а в 2004 году вместе с барабанщиком Роджером Тэйлором и вокалистом Полом Роджерсом объявил о начале гастролей новой версии "Queen ".

Last update 10.09.05

Образование

Мэй окончил школу Хэмптон-скул (англ. Hampton School ) и престижный факультет физики и математики лондонского Имперского колледжа . Брайан уже в основном подготовил диссертацию на соискание степени доктора философии по астрономическим исследованиям в инфракрасном диапазоне и имел две научных публикации по астрономии: в журнале Nature и ежемесячном вестнике Королевского астрономического общества , когда успех Queen заставил его прервать научную карьеру.

Музыкальная карьера

Начал играть на гитаре с семи лет. За неимением денег на мечту юного Мэя - Fender Stratocaster - знаменитую гитару Red Special они сконструировали вместе с отцом из цельной доски дуба, спиленной с камина XVIII века, деталей от старого мотоцикла и перламутровых пуговиц.

В 1964 году Мэй организовал студенческую группу 1984, вместе с которой в 1967 году он аккомпанировал Джими Хендриксу . Группа распалась в 1968 году, однако вскоре вместе с вокалистом и басистом 1984 Тимом Стаффелом решили собрать новый состав. На объявление о поиске ударника «в стиле Митча Митчелла/Джинджера Бейкера» откликнулся студент стоматологического факультета Империал-колледжа Роджер Тейлор . В этом же году Мэй сочинил первую собственную мелодию.

Чаще всего звучит в хитах Queen именно Red Special , однако иногда использовались и другие инструменты: Burns Double Six («Long Away »), Fender Telecaster («Crazy Little Thing Called Love »), Ibanez («Nothing But Blue») и Parker Fly («Mother Love»).

Свой дебютный полноформатный альбом Брайан начал готовить в 1991 году, незадолго до смерти Меркьюри. Выходу альбома предшествовал сингл «Driven by You». Песня была написана к рекламной акции «Ford» и имела в Британии очень большой успех. В поддержку «Back to the light» Брайан Мэй организовал глобальное мировое турне. По следам этих гастролей был выпущен концертник «Live at the Brixton Academy», на котором прозвучал как сольный материал, так и классика Queen.

После распада Queen Мэй занялся сольной карьерой. Ему удалось записать семь довольно удачных сольных альбомов. Также Мэй отметился тем, что написал музыку к видеоигре «Rise of the Robots».

Наше время

В данный момент Брайан продолжает музыкальную карьеру в группе Queen и ведёт научную деятельность в направлении теоретической физики и математики. В 2007 году он завершил работу над кандидатской диссертацией по астрофизике и сдал устный экзамен . 18 июня 2008 года по предложению сэра Патрика Мура в честь Мэя был назван астероид 52665 Brianmay .

В октябре 2010 года Брайан Мэй был удостоен награды Международного фонда защиты животных (IFAW ) за вклад в дело защиты животных. Церемония награждения прошла в Палате лордов .

В 2009 году награждён армянским орденом Почёта .

На гитаре играет шестипенсовой монеткой, которая вышла из обращения в начале 70-х годов, однако в 1993 Королевский Монетный Двор выпустил небольшую партию таких монет, чтобы он продолжал использовать их в качестве медиатора .

Песни Queen, написанные Брайаном Мэем

  • «Doing All Right» (со Стаффелом)
  • «The Night Comes Down»
  • «Son and Daughter»
  • «Procession»
  • «Father to Son»
  • «White Queen (As It Began)»
  • «Some Day One Day»
  • «Brighton Rock»
  • «Now I’m Here»
  • «Dear Friends»
  • «Stone Cold Crazy» (с Меркьюри, Тэйлором и Диконом)
  • «Sweet Lady»
  • «Good Company»
  • «God Save the Queen»
  • «Tie Your Mother Down»
  • «Long Away»
  • «White Man»
  • «All Dead, All Dead»
  • «Sleeping on the Sidewalk»
  • «Dead on Time»
  • «Dreamer’s Ball»
  • «Leaving Home Ain’t Easy»
  • «Dragon Attack»
  • «Sail Away Sweet Sister»
  • «Save Me»
  • «Flash’s Theme»
  • «Flash to the Rescue»
  • «Battle Theme»
  • «The Wedding March»
  • «Marriage of Dale and Ming» (с Тэйлором)
  • «Crash Dive on Mingo City»
  • «Flash’s Theme Reprise (Victory Celebrations)»
  • «The Hero»
  • «Dancer»
  • «Put Out the Fire»
  • «Las Palabras De Amor (The Words of Love)»
  • «Tear It Up»
  • «Machines or Back to Humans» (с Тэйлором)
  • «Hammer to Fall»
  • «Is This the World We Created?» (с Меркьюри)
  • «I Go Crazy»
  • «Gimme the Prize (Kurgan’s Theme)»
  • «I Can’t Live With You»
  • «Bijou» (с Меркьюри)
  • «Lost Opportunity»
  • «Too Much Love Will Kill You» (с Фрэнком Маскером и Элизабет Лэмерс)
  • «Mother Love» (с Меркьюри)
  • «No-One But You (Only the Good Die Young)»

Брайан Мэй солирует в следующих песнях:

  • «Some Day One Day»
  • «She Makes Me (Stormtrooper in Stilettoes)»
  • «’39»
  • «Good Company»
  • «Long Away»
  • «All Dead, All Dead»
  • «Sleeping on the Sidewalk»
  • «Leaving Home Ain’t Easy»
  • «Flash» (куплет посередине)
  • «Sail Away Sweet Sister» (куплет перед гитарным соло поет Фредди)
  • «Who Wants to Live Forever» (первый куплет)
  • «I Want It All» (куплет перед гитарным соло)
  • «Lost Opportunity» (В-сторона сингла «I’m Going Slightly Mad»)
  • «Let Me Live» (последний куплет)
  • «Mother Love» (последний куплет)
  • «No-One But You» (первый и последний куплеты)

Полная дискография Брайана Мэя

  • 1. Star Fleet Project (31 октября 1983 года).
  • 2. Back to the Light (28 сентября 1992 года).
  • 3. Resurrection (31 января 1994 года только в Японии).
  • 4. Live at the Brixton Academy (7 февраля 1994 года).
  • 5. Another World (1 июня 1998 года).
  • 6. Red Special (7 октября 1998 года только в Японии).
  • 7. Furia (20 ноября 2000 года).

Альбомы с участием Брайана Мэя

  • 1. Pavarotti & Friends 1 (участвовал в концерте, записанном в 1993 году);
  • 2. Mission: Impossible II (2000);
  • 3. Zu & Co. - Live at the Royal Albert Hall (альбом вышел в декабре 2004 года только в Италии);
  • 4. Anthems (альбом Керри Эллис 2010 года, Мэй выступил в качестве продюсера);
  • 5. Tangerine Dream and Brian May. Starmus - Sonic Universe (2013);
  • 6. Cоло в композиции «The Devil» последнего альбома группы Motorhead "Bad Magic".

Напишите отзыв о статье "Мэй, Брайан"

Примечания

Ссылки

  • телеканалу «Москва-24 » (видео)

Отрывок, характеризующий Мэй, Брайан

Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.

Брайан Мэй. 2005 год

Брайан Мэй - гитарист группы Queen

Брайан Гарольд Мэй родился 19 июля 1947 года в Хэмптоне, Мидлсекс, Англия (другая версия -- Твикенхэм, но если это одно и тоже, тогда претензий нет). В возрасте пяти лет он начал учиться игре на фортепиано и на банджо (в другом источнике: в 6 лет он занялся гавайской гитарой (ukulele). Однако вскоре Брайан переключился на гитару, которая показалась ему более выразительным и "уступчивым" инструментом. На свой седьмой день рождения он получил в подарок акустическую классическую гитару и вскоре начал ее модернизировать, чтобы приспособить под себя и придать ей электрическое звучание. Он поставил на нее самодельные звукосниматели и играл через самодельный усилитель . В подростковые годы его перестал устраивать такой инструмент, он хотел настоящую электрогитару ...

Red Special - гитара Брайана

Отец и сын имели опыт работы по дереву и металлу, к тому же Мэй-старший был инженером в области электроники, а у Брайана была склонность к физике. Брайан решил, что если уж делать свою гитару, то она должна его полностью удовлетворять во всех отношениях. "Я начал с классической испанской гитары и стал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук. Я не хотел, чтобы моя гитара звучала как Fender . Ещё я знал, что хочу двадцать четыре лада -- никогда не мог понять, почему люди остановились на двадцати двух...". На изготовление гитары, получившей название Red Special, ушло два года -- два года экспериментов со звуком и формой.

Гитара Red Special

В доме Брайана поперек камина шла доска красного дерева. Этой доске было сто двадцать лет (в других источниках двести лет и старше), и она была испещрена маленькими дырочками от древесного жука. На эту доску Брайан засматривался еще ребенком, как бы прикидывая, на что она могла бы сгодиться.

Занимаясь музыкой, Брайан Мэй и не думал запускать свою учебу. Он поступил на факультет астрофизики в Имперский колледж, добился стипендии и блестяще завершил обучение. Получив диплом физика, он не остановился. Брайан начал специализироваться в области инфракрасного излучения в астрономии. Второй его страстью после музыки была астрономия, и он держал ее "про запас". Когда Брайана спросят, что бы он делал, если бы не встретил членов группы Queen , он скажет, что был бы ученым-астрономом.

Но его ждала другая судьба. Можно сказать, что Брайан и есть основатель группы Queen, хотя это название придумал Фредди Меркьюри. Брайана приглашали в другие группы, но он никогда не изменял своей "королеве". До Queen Мэй играл в группах 1984 и Smile, в которой участвовал еще один участник будущей Queen -- Роджер Тейлор (Roger Taylor).

Брайан Мэй, 1974

Несмотря на поток энергии, исходящей от него на сцене, в жизни Брайан Мэй чаще всего серьезный, немного сентиментальный и ранимый человек. Он не всегда ладил с экстравагантным вокалистом и красавчиком-ударником группы. Несколько раз существование группы было под угрозой. Но уважение друг к другу и любовь к музыке удерживали их вместе.

Когда после смерти Фредди Меркьюри в 1991 году Queen распалась, Брайан начал сольную карьеру. Правда, еще в 1983 году он записал альбом с другими знаменитыми музыкантами -- "Star Fleet Project". Новые работы -- альбом "Back To The Light" (1992), "Live At The Brixton Academy" (1994) и последний на данный момент альбом 1998 года "Another World". Этот альбом содержит в себе очень разный материал: от довольно тяжелой "Cyborg" до лирических баллад "Why Don"t We Try Again" и "Another World". Вскоре после выпуска альбома Брайан Мэй отправился в мировое турне, во время которого побывал наконец и в России: в ноябре 1998 года Брайан Мэй со своей группой выступает в Питере и Москве. "Мы хотели поехать в Россию в 80-х, когда Queen еще существовала, но нас не пускали. Там выступали уже и Элтон Джон, и Клифф Ричард, но мы для них были слишком дикой группой", -- говорит Брайан. В турне его сопровождали не менее знаменитые музыканты: Эрик Сингер (Kiss), Джеймс Мозес (Duran Duran), Нил Мюррей (Deep Purple , Black Sabbath , Whitesnake). На разогреве играл фолк-коллектив "Белый День", поразивший всех исполнением "Богемской Рапсодии" на балалайках и гармошках. Помимо песен с нового альбома Брайан исполнил и знаменитые вещи Queen. После концертов в интервью Брайан сказал, что был поражен теплотой приема русскими фанатами Queen -- впрочем, это не столь важно, ведь так говорят все...