Что такое род имен прилагательных. Тема:«Число и род имен прилагательных

Тема. Род и число имён прилагательных.

Цель: актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам.

УУД.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Словарная работа (запись у доски с комментированием, объяснение орфограмм).

Жить в деревне, лежать в кровати, писать в тетради, варить в кастрюле.

Какие орфограммы повторили?

2. Комментированное письмо.

В зимнем лесу трещат от холодов деревья.

Сделать синтаксический разбор предложения.

3. Разбор слова по составу: холодов.

4. Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

*Все меня топчут, а я всё лучше. (Тропинка.)

*Невзрачен, кругл и невелик,

У дверей он жить привык.

Чуть нажмёшь - подымет крик.

Все поймут его язык. (Звонок.)

Межи деревянные,

А поля стеклянные. (Окно.)

- Какая орфограмма объединяет эти слова? (Безударный гласный в корне, проверяемый ударением.)

- Какие буквы вы написали на месте безударных гласных? Назовите проверочные слова.

III. Самоопределение к деятельности.

Подберите к каждому слову-отгадке по имени прилагательному. Запишите словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.

Лесная тропинка, электрический звонок, деревянное окно.

Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечающие на вопросы какая? какой? какое?

- Какого они рода? Как вы это определили?

Сформулируйте задачи урока.

(Вспомнить, как связаны существительное и прилагательное, поупражняться в определении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания.)

IV. Работа по теме урока.

Можно ли определить род имён прилагательных во множественном числе? (Нет, род имён прилагательных определяется только в единственном числе.)

Маленький страус из стран очень жарких

Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.

Но его не обидели, честное слово,

ДобрЫЕ дяденьки рода мужского.

Гулять выводили в любую погоду

ДобрЫЕ тётеньки женского рода.

Страус письмо своей маме послал.

«ДобрЫЕ очень!..» - он в нём написал.

Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,

Не знает, кто же добрЫЕ: тёти или дяди.

Как же мог бедный страус забыть:

У прилагательных во множественном числе

Род нельзя определить!

Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 11 стр. 8

Прочитайте задание.

Определите род и число прилагательных.

(Все прилагательные в единственном числе. Вопрос какая? и окончания -ая, -яя - показатели женского рода. Вопрос какой? и окончания - ой, -ый, -ий - показатели мужского рода. Вопрос какое? и окончания

Ое , -ее - показатели среднего рода.)

Приведите примеры таких прилагательных. Составьте с ними словосочетания, запишите.

Жёлтенький цыплёнок, сероватая птичка, безлунная ночь, лучистый взгляд, ароматное варенье, звериные следы, глиняная посуда, кожаный ремень, гладкий стол, красивая кофточка, заморские угощения, доверчивый мальчик, автомобильный руль.

Упр. 12 стр. 8.

Упр. 8, 9, 10 (устно).

2. Словарная работа: семена, электричество, электрический, электростанция, электровоз - составить с ними предложения.

VI. Рефлексия.

Тест «Проверь себя».

1. Укажи имя прилагательное.

А) утеплять;
Б) теплый;

В) тепло.

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: зимн... утро.

А) - ие;
Б) - ее;

В)- яя.

3. Укажи прилагательное, противоположное по значению данному.

Зелёная нить тонкая, а красная....

А) гладкая;
Б) короткая;

В) толстая.

4. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;
Б) глагола;

В) местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
членом предложения;

VII. Подведение итогов урока

Что мы повторили сегодня на уроке?

За что вы можете похвалить себя?

Что осталось для вас непонятным?

VIII. Домашнее задание (упр. 13 стр. 9).

Дополнительный материал.

Карточка № 1.

Допишите окончания прилагательных.

Пушист… варежка.

Тёпл… одеяло.

Син.. кофта.

Лёгк… ткань.

Ранн… картофель.

Сочн… яблоко.

Откроем тайну вариантов окончаний -ые, ие. Для этого надо определить, на какой звук оканчивается основа имени прилагательного. Основа - это часть слова без окончания.

Дороги весёлые, печальные,

То ближние, то дальние,

И лёгкие, и торные,

Извилистые, горные. (С. Михалков)

(Торные - значит гладкие, ровные)

В словах весёлые, печальные, торные, извилистые, горные основа оканчивается на твёрдый звук л , н , т .

В словах ближние, дальние, лёгкие основа оканчивается на мягкий согласный звук н ", к " .

Если основа имени прилагательного оканчивается на твёрдый звук, пишется окончание: ые.

Если же основа оканчивается на мягкий звук, окончание другое: ие.

Есть слова-исключения. Найдём их в загадках.

Летом в огороде свежие , зелёные , а зимою в бочке солёные . (Огурцы)

Когда она заглянет в сад,

Прозрачней станет виноград,

Большие яблоки - красней,

А груши поздние - вкусней. (Осень) (И. Кульская)

Свежие , большие , зелёные , солёные - основа оканчивается на твёрдый согласный, но жи-ши пиши с буквой И, поэтому пишется окончание -ие.

Поздние - основа оканчивается на мягкий согласный, окончание -ие. Ещё орфограмма непроизносимый согласный звук, проверочное слово опоздать.

Выберем имена прилагательные и запишем, выполняя команды имён существительных.

Райские птицы.

Перья птиц … , …. , …., ….. По форме они…. : одни - …, другие - …. с кисточками на крыльях, третьи - …. Ноги …. и …., ведь живут они на деревьях. …. птицы!

Справочное бюро: жёлтый, оранжевый, зелёный, чёрный, необычный, широкий, узкий, пушистый, сильный, цепкий, сказочный. (см. Рис. 2)

Райские птицы.

Перья птиц (какие?) жёлтые , оранжевые , зелёные , чёрные . По форме они (какие?) необычные : одни - широкие , другие - узкие с кисточками на крыльях, третьи - пушистые . Ноги (какие?) сильные и цепкие , ведь живут они на деревьях. Сказочные птицы!

Люди, любуясь красотой райских птиц, нередко удивляются их карканью. А ничего удивительного нет: эти птицы - близкие родственники нашей обыкновенной вороны.

Какие имена существительные можно употребить с прилагательным вкусные ?

вермишель

апельсин

Вкусные апельсины, кабачки, конфеты, огурцы, пироги, салаты.

Имена существительные из первого столбика не изменяются по числам. Имена существительные хлеб, масло, молоко, повидло, шоколад, вермишель имеют форму единственного числа.

Потешники.

В далёк… времена на Руси жили весёл… люди - потешники. Праздники, народн… гулянья не обходились без этих людей. Скоморохи устраивали кукольн… представления прямо на улицах. Дружн… ватаги можно было увидеть в сёлах и городах. Потешники несли шары разноцветн… да ящички резн…, рядом шли ряжен… козы да медведи на цепях. Музыканты несли свои музыкальн… инструменты. (По И. Никитиной)

Во времена какие? далёкие, -ие, люди какие? весёлые, -ые, гулянья какие? народные, -ые, представления какие? кукольные, -ые, ватаги (это шумные толпы) какие? дружные, -ые, шары какие? разноцветные, -ые, ящички какие? резные, -ые, козы какие? ряженые, -ые, инструменты какие? музыкальные.

Матрёшка.

Матрёшка - это (деревянный) кукла. (Русский) мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки (румяный) лицо, (синий) глаза, (алый) губки, (соболиный) брови. (Нарядный) шаль и (яркий) платье дополняют красоту игрушки. (Русский) матрёшка - (лучший) подарок.

Кукла (она) какая? деревянная, ед.ч., ж.р.

Мастера какие? русские, мн.ч.

Лицо (оно) какое? румяное, ед.ч.,ср.р.

Глаза какие? синие, мн.ч.

Губки какие? алые, мн.ч.

Брови какие? соболиные, мн.ч.

Шаль (она) какая? нарядная, ед.ч., ж.р.

Платье (оно) какое? яркое, ед.ч., ср.р.

Матрёшка (она) какая? русская, ед.ч., ж.р.

Подарок (он) какой? лучший, ед.ч., м.р.

Матрёшка.

Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Определите число прилагательных и род в единственном числе.

Тундра летом.

Многокрасочна летн… тундра. На талой воде пёстр… птицы. На кочках ярк… цветы. Лениво лежат сыт… олени. Их ветвист… рога на золотом закате как сказочн… костяной лес. И кругом бесконечн… тишина. (По Н.Сладкову)

Тундра летом.

Многокрасочна летняя (какая?) тундра (ж.р.ед.ч.). На талой воде пёстрые (какие?) птицы (мн.ч.). На кочках яркие (какие?) цветы (мн.ч.). Лениво лежат сытые (какие?) олени (мн.ч.). Их ветвистые (какие?) рога (мн.ч.) на золотом закате как сказочный (какой?) костяной лес (м.р.ед.ч.). И кругом бесконечная (какая?) тишина. (ж.р.ед.ч.) (По Н.Сладкову)

На уроке вы узнали, что у имени прилагательного во множественном числе команда всегда одна - какие? Имя прилагательное, подчиняясь этой команде, употребляется во множественном числе. У имён прилагательных во множественном числе род не различается, так как окончания всегда одинаковые: -ые или ие.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Вставь буквы. Догадайся, по какому признаку объединены слова. Найди «лишнее» сочетание слов.

быстр… реки

далёк… горы

душист… ландыши

могуч… сосны

редк… лес

осенн…грибы

  • Напиши словосочетания во множественном числе.

Дружный коллектив - …

Дружная семья - …

Дружное звено - …

Городской парк - …

Городская площадь - …

Городское здание - …

  • Решите орфографические задачи в окончаниях имён прилагательных.

Прогулка Чука и Гека.

Дети шли к роднику по узк… тропинке. Над ними сияло холодн… голубое небо. Как сказочн… замки, поднимались к небу высок… утёсы. В морозн…. тишине резко стрекотали любопытн… сороки. Между кедровых ветвей прыгали сер… юрк… белки.

124. Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имён прилагательных.

  • Определите род и число имён существительных. Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и имя существительное?
  • Поставьте вопрос к каждому имени прилагательному.
  • Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

Изменение имён прилагательных по родам

125. Расскажите по таблице «Изменение имён прилагательных по родам», какого рода бывают имена прилагательные. По каким признакам можно определить их род?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского (мужского, среднего) рода? Какие они имеют окончания? В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам?

Обратите внимание! У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой? , окончание -ой всегда ударное, а окончания -ый, -ий всегда безударные .

126. Прочитайте.

      Детск... (рисунок, комната, пальто).
      Золот... (ключ, рожь, кольцо).
      Горяч... (вода, чай, молоко).
      Смел... (поступок, мысль, решение).

  • Составьте и запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.

127. Прочитайте. Объясните отгадки к загадкам.

      Шапочка алая,
      Жилеточка нетканая,
      Кафтанчик рябенький.
      (Курица)

      Красный цвет,
      Винный вкус,
      Каменное сердце.
      (Виноград)

  • Подготовьтесь записать загадки под диктовку (см. Памятку 5).
  • Определите род имён прилагательных. Выделите их окончания.
  • Объясните, как вы определяли род имён прилагательных.

128. Прочитайте словосочетания. какой?

, вкусное какао, летучая мыш.., белый леб..дь, лесная глуш.., красивый тюль, московское м..тро, ус..ная реч.., извес..ная ф..милия, ч..рный кофе, яичный шампунь.

  • Поставьте вопросы от имён существительных к именам прилагательным. Определите род имён прилагательных.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных.
  • Укажите род имён существительных и имён прилагательных.

129. Составьте из слов каждой пары словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

Летний, гроза; утренний, роса; горячий, молоко; лёгкое, ветерок; синий, небо; колючая, ёжик; весенний, облако; поздний, осень; душистый, сирень; ранний, утро; могучий, дерево.

  • Запишите составленные словосочетания. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Проверьте написание окончаний имён прилагательных по таблице (см. выше).

130.

Дождевое облако - дождлив... погода, конн... спорт - конск... грива, болотн... трава - болотист... местность, грозов... облако - грозн... оружие, водн... гладь - водян... растение, рыбн... хозяйство - рыб... глаз.

  • Сравните однокоренные имена прилагательные по смыслу и по составу. В чём их различие?
  • Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных.
  • Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

131. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Радости... весть, зимн... дорога, дремуч... лес, северн... ветер, весел... песня, утренн... роса, трескуч... мороз, горяч... молоко, верхн... одежда, вечерн... заря, интересы... книга, лёгк... туман, домашн... задание, ближн... озеро.

  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных. Укажите род имён прилагательных.
  • Скажите, к каким именам прилагательным можно подобрать синонимы, к каким - антонимы.

132. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Рани... апрельск... утро. В небе начала разгораться ал... полоска зари. Утренн... в..т..рок пр..шумел в в..рш..нах берёз. В пр..драссветной мгле з..звучала тих... лесн... песенка. Это з..пела птичка зарянка. В её песне слышалась робк... радость и светл... весенн... грусть.

(Н. Сладков)

  • Почему птичку назвали зарянкой ?
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных.
  • Разберите третье предложение по частям речи (см. Памятку 4).
  • Выпишите из второго предложения словосочетание с именем прилагательным.

133. Прочитайте. Составьте словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

      Добр... (человек, имя, дело).
      Горяч... (утюг, солнце, пора).
      Высок... (здание, урожай, награда).
      Свеж... (воздух, мясо, рубашка).
      Сладк... (пирог, сон, речь).
      Ранн... (утро, зима, птичка).

  • Запишите составленные словосочетания.
  • Выделите окончания имён прилагательных, объясните их написание. Укажите род имён прилагательных.
  • Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение каждого словосочетания.

134. Прочитайте. Составьте словосочетания, заменяя имя существительное в скобках однокоренным именем прилагательным.

(Место) ж..тель, (земляника) варен..е, (звезда) небо, (дождь) утро, (опасность) д..рога, (прелесть) р..машка, (вкус) какао, (ярость) вет..р, (медведь) берлога, (заяц) к..пус..ка, (класс) комн..та, (известность) правило, (ненастье) п..года.

Образец. Местный житель, ... .

  • Запишите составленные словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите род имён прилагательных. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»

Конспект урока

по русскому языку

Студент: Худякова А.В

Группа: 51

Учитель: Шувайникова В.В. _________

Класс: 3«В»

Оценка: _____________

Курган 2015

3 класс, УМК «Школа России»

Тема: «Число и род имен прилагательных»

Цель: Организовать деятельность обучающихся по закреплению умений определять число и род имен прилагательных

Тип урока: Урок обобщения и систематизации

Вид: урок – решения ключевых задач.

Задачи:

Обучающие: помочь обучающимся усвоить умение изменять имена прилагательные по родам и числам;

Развивающие:

    создать условия для развития произвольной зрительной памяти, зрительного анализа, мыслительных операции.

Воспитывающие:

    способствовать формированию умения выслушивать ответы товарищей; воспитание аккуратности при письме в тетради

Результат совместной деятельности:

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

1. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: Канакина В.П., Горецкий. Русский язык. Учебник. 3 класс, карточки, классная доска, мультимедийный проектор

Оформление доски

Иллюстрации

Число

Тема

Иллюстрации

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

    Организационный момент

Здравствуйте ребята.

Отправляемся мы снова

В мир родного языка,

Мы разгадывать готовы

Его тайны до конца.

Настраиваются на работу

Р-1

    Актуализация субъектного опыта

1)- Послушайте внимательно и определите, с какой частью речи мы будем работать на сегодняшнем уроке.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют еще (прилагательное).

Что же такое имя прилагательное? (– Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)

Что ещё вы знаете о прилагательном?

2) Чистописание.

Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке.

м. р. ж. р. ср. р.

Запись на доске. Ой ый ий ая яя ое ее

Напишите эту цепочку до конца строки.

(прилагательное).

-(Имена прилагательные изменяются по родам и числам. В предложении связаны с именами существительными.)

Минутка чистописания.

Л-2

Л-1

Р-2

К-1

К-2

К-3

3. изучение новых знаний и способов деятельности

На доске слова. Прочитайте. (4 ученика работают по карточкам)

На доске: варобей

варона

сарока

рибята

Что о них можете сказать?.

Что ещё общего у этих слов?

Проверка (дети исправляют ошибки на доске).

Справа допишите по два прилагательных, подходящих по смыслу, определите род прилагательных, выделите их окончания.

Проверка.

В каких прилагательных вы не смогли определить род? Почему?

Сформулируйте тему урока. Попробуйте поставить цели урока.

1 ) Наблюдение за словами противоположными по значению.

Ленивый – трудолюбивый

Сытый – голодный

Низкий - высокий

Чистый – грязный.

Что вы можете сказать об этих словах?

Когда в речи используют антонимы?

2)Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Вот наш розовый цветок

Развернувшись на восток,

Тихо засыпает, головой качает

(Плавное раскрывание пальцев рук из исходного положения – кулачки: помахивание ими перед собой и медленное опускание их на парту)

3) Работа в паре

Упр.141 стр.81

Дополнительное задание, для тех, кто работает быстро.

Составьте и запишите 1 предложение с антонимами, записанными на доске.

4.) Проверка.

Обращается внимание не только на вставленные слова, но и на написание окончаний прилагательных: длинн ые , маленьк ая , узк ая , поздн яя , грустн ое .

Какое окончание и почему?

(Это имена существительные, одушевлённые, словарные слова) (Они состоят из 3 слогов)

Запишите слова столбиком, исправляя ошибки.

Дети читают записанные прилагательные, определяют род, называют окончания.)

(Эти слова прилагательные, они противоположны по значению, называют их – антонимы.)

(Когда сравнивают предметы по какому- либо признаку)

Р-2

К-1

К-2

К-3

П-1

К-1

П-1

Р-2

К-2

К-1

Р-2

К-2

К-1

4. закрепление изученного

Для чего нужны прилагательные в речи?

Вот как написал мальчик об одном животном. Какие ошибки он допустил?. Какого правила он не знает?

Под кустом притаился маленькай зверек. У него длинныи уши, короткай хвост. Тело покрыто серой шерстью. Есть острыи зубы, но обороняться ими он не может.

2.Работа в паре. Творческая работа

Каждой паре я на листочках написала загадку. Вы должны её отгадать и подготовить устное описание своего зверька.

1 группа 2 группа

Не барашек и не кот, На овчарку он похож.

Носит шубу круглый год. Что ни зуб – то острый нож!

Шуба серая – для лета, Он бежит, оскалив пасть,

Шуба для зимы – другого цвета. На овцу готов напасть.

3 группа 4 группа

Хитрая плутовка, рыжая головка. На ветке не птичка – зверёк-невеличка.

Пушистый хвост – краса. Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? Кто же это?

3.Проверка.

(Чтобы точно передавать описание предметов и явлений, делать нашу речь ярче, эмоциональнее)

П-1

Р-2

К-2

К-1

Р-2

К-2

К-1

К-3

5. Этап подведения итогов занятия

Проанализируйте свою работу, используя выражения на стенах класса.

    Я научился ….

    Я понял, что ….

    Было трудно ….

    Было интересно…

К-1

К-2

6. Этап информации обучащихся о домашнем задании

Упр 142 стр.81

Л-3

7. Этап рефлексии

Какими вы сегодня были на уроке? Скажите об этом, используя имена прилагательные.

Ответы учащихся

Цель : Формировать умение учащихся определять род и число имён прилагательных.

Задачи:

Развитие орфографической зоркости, умения рассуждать, различать части речи, работать в парах;

Воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку, к предмету.

Оборудование: таблица “Род имён прилагательных”, карточки для индивидуальной работы (сильным и слабым).

Ход урока

1. Организационный момент.

Зазвенел и смолк звонок...

2. Сообщение темы.

Продолжаем работать с именами прилагательными. А вот чему мы должны научиться на уроке вы ответите сами.

Чистописание (отрабатываем соединения букв).

ая яя ый ий ой ое ее

Кто догадался, что мы сейчас писали?

Д: Окончания прилагательных.

Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.

Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.

(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)

Из каких частей речи состоят словосочетания?

Как вы различаете части речи?

Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.

(Учащиеся объясняют.Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)

Составьте предложения со словом капуста, употребляя имена прилагательные.

(Дети предлагают разные варианты предложений. На доске записывают следующее:

Хорошая капуста в тугой кочан завьётся.

3. Познавательный материал (сообщает подготовленный ученик):

А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали: “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!

Найдите в предложении имена прилагательные.

Почему у имён прилагательных разные окончания?

С чем это связано?

Чему сегодня будем учиться на уроке?

(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)

Д.: Определять род и число имён прилагательных.

Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.

4. Физминутка.

Прочитайте словосочетания на доске:

Красный шарф, красная шапка, красное пальто

Как определить род имён существительных? Прилагательных?

Мужской род Он, мой
Женский род Она, моя
Средний род Оно, моё

(Объяснение по таблице:

Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.

(Вывод делают сами ученики.)

Это главное для нас на уроке.

Выборочный диктант.

Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.

(Пара построена так: сильный- слабый.)

Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.

Как вы определяли род и число имён прилагательных?

(Высказывания детей.)

Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.

Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет, то “-”.

(У доски работают два ученика индивидуально.)

Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?

(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)

Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Звучит... песня скворца. Светит... солнце. Стоит... погода. В саду зацвели... цветы.

Записать предложения в тетрадь разными способами.

  • 1 предл. – списать с доски;
  • 2 предл. – запись под диктовку;
  • 3 предл.- по памяти;
  • 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.

Подчеркните прилагательные, определите род и число.

Как определить род и число имён прилагательных?

Для чего это делаем?

5. Самостоятельная работа по карточкам.

(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)

Чему научились на уроке?

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны!
Признаки предметов
Называешь ты.
Род мужской, конечно, мой, какой?
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя, какая?
Средний род- оно, моё, какое?

6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.

Чему научились на уроке?

Сообщение отметок.