Достоевский и театр какие произведения были инсценированы. Ф.М

В выходные театр «Приют комедианта» представляет премьеру - постановку по роману Федора Достоевского «Братья». В городе, досконально описанном Достоевским, театры всегда с болезненной нежностью относились к прозе этого писателя. «Бумага» выбрала десять постановок по текстам Достоевского, в которых люди страдают, унижаются и не могут больше терпеть жизни.

Фото из спектакля Театра балета Бориса Эйфмана «По ту сторону греха»

«Братья» , «Приют комедианта»

Ближайшая премьера по Достоевскому - постановка «Братья » молодого режиссера Евгении Сафоновой по мотивам романа «Братья Карамазовы». Жанр постановки характеризуется как «психоделический коллаж». Ни о каком следовании роману речи не идет: основываясь на собственных размышлениях о тексте, режиссер и команда молодых артистов из «Этюд-Театра» представляют набор зарисовок, основанных на некоторых сюжетных коллизиях и персонажах.

«Идиот. Возвращение» , «Мастерская»

Григорий Козлов поставил в своем театре на Народной улице четырехчасовой спектакль по фрагменту романа Достоевского. В основу легла лишь первая часть «Идиота»: князь Мышкин возвращается домой, знакомится с другими персонажами и оказывается в итоге у Настасьи Филипповны. В отличие от предыдущей постановки «Идиот. Возвращение», это внимательный, практически без отступлений, перенос текста Достоевского на сцену.

«Кроткая» , «Мастерская»

Еще одна работа «Мастерской» по Достоевскому - более камерная и менее продолжительная - «Кроткая ». Автор спектакля - Андрей Гаврюшкин, он же исполнитель главной роли. Сценическими средствами мир постановки делится на реальный и загробный, а артисты пересказывают драматическую историю, в которой уязвленное самолюбие пересиливает чувство к другому человеку.

«Двойник» , Александринский театр

Самая большая концентрация постановок по Достоевскому - на сцене Александринского театра. Его худрук Валерий Фокин обращается к текстам этого писателя на протяжении всей своей творческой карьеры. Спектакль «Двойник » основан на одноименной фантастической повести писателя. Постановка Фокина - первая реализация текста на театральной сцене, чем в Александринке очень гордятся. В этом спектакле сочетаются музыка, вокал, пластика, а действие происходит в декорациях Петербурга, по большей части тех, что принято называть «Петербургом Достоевского».

«Литургия Zero» , Александринский театр

Еще одна постановка Фокина по Достоевскому в Александринке - спектакль «Литургия Zero ». В основанном на романе «Игрок» спектакле режиссер вслед за писателем исследует тему распада человеческой личности. Игра и рулетка порабощают персонажа и подвергают его личность значительной и фатальной деформации.

«Сон смешного человека» , Александринский театр

Третий спектакль по Достоевскому в Александринском театре (но уже не Валерия Фокина, а Ирины Керученко) - «Сон смешного человека ». Спектакль вновь о том, что порой происходит с самыми лучшими устремлениями души человека. В этот раз тема катастрофического саморазрушения раскрывается через разрушение мира вокруг главного героя, смешного человека, в исполнении молодого артиста Ивана Ефремова.

«Подросток» , МДТ

На сцене МДТ Олег Дмитриев поставил роман Федора Достоевского «Подросток », в котором речь идет о конфликте между отцом и сыном и о том, как формируется личность главного героя: через алчность и желание наживы. Под музыку Баха, Вертинского и Паганини режиссер выстраивает на сцене повествование, в котором нет катарсиса и расслабления - все действие происходит на пике напряжения.

«Преступление и наказание» , Театр имени Ленсовета

На камерной сцене Театра имени Ленсовета идет спектакль студии театра «Преступление и наказание ». По задумке, молодые артисты в постановке вновь должны напомнить, насколько ценна человеческая жизнь и как важно помнить, что идея - это всего лишь идея. Замысел постановки учитывает современный контекст, в котором фамилии Раскольникова находится множество трагически известных синонимов, таких как Брейвик и другие.

Катерина Лисейчева отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 3

…Зрительный зал в ожидании. Голос Константина Райкина убедительно просит Вас выключить мобильные телефоны. Все как обычно. Кроме одного - неожиданно этот человек стремительно взлетает на сцену – нет ни намека на 19 век: современный костюм, современная речь, современный человек с обаятельной улыбкой и томиком Достоевского. И он начинает свой обычный диалог с залом. Он просто начинает будоражить ваше сознание, трогать ваш пульс и заботливо поправлять повязку из стереотипов о театре, актерах, спектакле, жизни, на вашей голове.
Моноспектакль «Вечер с Достоевским» - это переложение Валерием Фокиным памфлета «Записки из подполья» Федора Михайловича. Спектакль разделен на две части, каждая из которых воспринимается совершенно по-разному и каждая, как отдельный мини-спектакль. Первая – это вскрытие вен цивилизации, это разговор о главном: о религии, о человеке, о жизни. Этот взгляд классика пугает своей правотой, сразу становится как-то неудобно и за свои мысли, и за свое понимание жизни, которое вдруг в некоторых местах обнаруживает явные прорехи. Этот «больной, злой и непривлекательный человек» под звуки африканского барабана и немыслимых музыкальных импровизаций начинает говорить, объяснять, кричать, танцевать, метаться по сцене. Райкин то тихо, вкрадчиво беседует с вами, и вы запускаете его к себе в душу, то начинает громко говорить в микрофон - психологический прием активизации внимания на главном, когда по сути, главное все.
Огромную роль играют декорации, которых «нет». Пустая, вытянутая сцена, уменьшенная донельзя (хотя истинный театрал подтвердит, что сцена в «Сатириконе» - одна из самых больших в Москве) создает впечатление замкнутости жизни и момента, когда уже некуда отступать и нужно говорить, объяснять, заставлять поверить. Почти весь спектакль в зрительном зале не гаснет свет - мы под пристальным взглядом Достоевского, мысли которого входят в нашу голову речитативом, криком врываются в душу. Страшно, Господа…
Вторая часть поражает своим временным спокойствием. Она, безусловно, легче для восприятия, даже психологически. Подпольный человек рассказывает свою историю утонченного мучения заблудшей души, историю взаимоотношений с проституткой Лизой. Здесь он уже гораздо ближе к зрителю, он как бы смотрит на все произошедшее со стороны, из будущего. Невероятное впечатление производят тени, вырастающие за спиной Подпольного: тень проститутки, тень человека, тень совести, тень жизни. И именно в этот момент кажется, что этот злой, циничный подпольный человек страдает. Страдает душевно и не может найти выхода. Но вот в чем вопрос: а есть ли душа? Словно скальпелем снимает герой с себя словами полотно жизни, и что мы видим - души нет. Она умерла. Или не рождалась вовсе.
«Стало быть, это уж не литература, а исправительное наказание…» - пишет Достоевский. Спектакль позволяет пережить некий модерновый катарсис: на свежие раны Райкин своим талантом накладывает шов, не позволяя зрителю уйти опустошенным.
Вечер с Достоевским окончен. Но вот парадокс: занавеса нет не только в декорациях, занавеса нет и в жизни, потому что вопросы, поднятые автором, режиссером и актером - вечные. Опустить занавес - значит расстаться с душой. Непозволительная роскошь для и так бездушного мира.

Alla отзывы: 185 оценок: 185 рейтинг: 393

Постановка - чтение "Записок из подполья" Достоевского. Я читала и читаю Достоевского и критические статьи о его произведениях, возможно (не помню) в школе читала и "Записки из подполья". Честно, я запуталась в логике изложения мыслей Главного Героя произведения Константином Аркадьевичем, я слушала ритм, отдельные слова, тембр речи, какими элементами и способами текст преподнесен. Если любите игру Константина Аркадьевича, сходите. Как произведение, так и спектакль - переосмысление бытия, новый взгляд на жизнь "маленького" человека.

Alex Vah отзывы: 5 оценок: 6 рейтинг: 18

Сразу же хочу предупредить тех, кто хочет посетить спектакль и рассчитывает приятно провести вечер в театре в компании талантливого актера, это спектакль не для этого. Вам предстоит тяжелая работа по психоанализу говна в человеческой душе. Вернее до какой мерзости и ничтожества может довести себя человек ненавидящий всех и себя в том числе. Поражаешься современности Достоевского, полное ощущение, что портреты написаны из сегодняшней жизни. Например, чиновник, который боится брать взятки и который ненавидит своих посетителей, находящий наибольшее в своей жизни наслаждение, если у него появляется возможность отфутболить их. Кто может сказать "я люблю Достоевского" (такого), если это не простое человеческое тщеславие, попытка сойти за умного, или любовь пациента к доктору-психиатру.
Пересказывать содержание спектакля не имеет смысла. Если вы готовы к тяжелой работе, то вперед, думаю спектакль не оставит вас равнодушным и точно будет полезен для души.

Анна А отзывы: 23 оценок: 28 рейтинг: 18

Когда внутри тебя все переворачивается, и ты забываешь где находишься, вывод напрашивается сам собой: "струны души задеты, да так, что слышно звон". Говорить после спектакля не хочется. Да и не обязательно это, все и так понятно.

Послевкусие долгое и терпкое

Николай Дрогайцев отзывы: 7 оценок: 7 рейтинг: 7

То, что творит Райкин на сцене сложно назвать просто "моноспектаклем". Я бы сравнил это с сеансом мощного, порой невыносимого зрительского самоанализа, основанного на произведении величайшего психоаналитика человечества - Достоевского.
На полтора часа вы переноситесь в самое подполье людского, русского мышления: сперва на уровень природного, животного подсознания (танцы, барабанные ритмы и ужимки), затем выбираясь выше - к любовным чувствам к бедной Лизе, но вовсе не на поверхность, к свету - любви и пониманию, а к глубинам трагичного самобичевания влюбленной души. Путь зрителя сквозь две части спектакля - это путь человека, вынырнувшего на последнем дыхании из глубокой воды и глотнувшего свежего воздуха, но обнаружевшего себя всего лишь в тёмной пещере. И очень хочется всё же увидеть яркое пятно света там, где есть воздух - понимание и любовь, но выход из этих глубин творчества Достоевского на поверхность надо, наверное, искать на самой глубине. Величина актерского таланта Константина Райкина погружает вас туда с головой.
Да, это не спектакль для отдыха и "релакса" после рабочего дня или тяжелой недели. Вы пропустите через себя 90 минут гигантского по объему речетатива "Записок из подполья" в обрамлении потрясающе живых световых эффектов в виде мягкого снега и мрачных питерских теней. Это зрелище завораживает и затягивает, усиливая и без того мощную текстовую нагрузку.
Думаю, сама природа этого спектакля, его основы в виде "Записок из подполья" не могут вызвать у зрителя единственного мнения и реакции на этот мощнейший спектакль. Его понимание приходит через уникальность мышления каждого зрителя, оно же определяет отношение к нему в виде восторга или полнейшей антипатии.
Достоевский для русской культуры - неисчерпаем, глубок и всё ещё не разгадан. Вся наша глубоко аморальная, преступная современность и неустроенность душ и общества говорит нам о том, что изучать Достоевского надо.
И вряд ли вы найдёте для этого что-то более сильное в визуальном плане, чем этот спектакль.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

11 ноября исполняется 197 лет со дня рождения одного из величайших писателей Федора Михайловича Достоевского, чьи произведения давно стали не только литературной, но и театральной классикой. Сегодня мы расскажем вам о 5 ярких спектаклях по произведениям Достоевского, которые в ближайшее время можно посмотреть в Москве.

1. Рок-опера «Преступление и наказание» в Московском театре мюзикла
Идея экстравагантной интерпретации классического романа Достоевского, ставшего своего рода визитной карточкой писателя, пришла в голову режиссера, сценариста, народного артиста РСФСР Андрея Кончаловского. Он вместе с поэтом Юрием Ряшенцевым при участии Марка Розовского создал не просто новую редакцию рок-оперы «Преступление и наказание», написанной 35 лет назад композитором Эдуардом Артемьевым, а нечто совершенно новое и непохожее ни на что. В мюзикле задействовано 60 человек. Время происходящих событий размыто. Постановка богата разнообразными музыкальными стилями — можно услышать оперу, рок-оперу, а также нотки городского и народного романса. Декорации создавались в Лондоне по эскизам художника-постановщика Мэтта Диили. В качестве одного из хореографов выступил известный американский профессионал в этой области Куинн Уортон. Кастинг был очень масштабным. Например, на роль Сони Мармеладовой претендовало 1500 девушек, из которых было отобрано всего 5 артисток.
Когда: с 20 октября по 11 ноября
Где: Московский театр мюзикла
Цена от 500 до 10 000 руб

2. Спектакль «Идиот» в Театре наций
С легкой руки режиссера Максима Диденко, трижды номинированного на «Золотую маску», спектакль по одноименному роману Достоевского «Идиот», получил совершенно новое звучание и визуальное воплощение. В постановке на сцену выходят всего пять артистов: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Ткачук, Артем Тульчинский, Роман Шаляпин и Александр Якин. Ингеборга исполняет роль Князя Мышкина. Режиссер спектакля пояснил, что для него главным в данной истории является любовный треугольник «Мышкин – Настасья Филипповна – Рогожин» и события, закрученные в этот сюжет. По словам, Диденко, «в нашем мире, среди всего прочего, утеряно две вещи: культура клоунады и восприятие Достоевского как живого ироничного человека». Именно поэтому было решено делать спектакль в жанре «черной» клоунады.
Когда: 23 ноября
Где: Театр наций
Цена : от 1 000 до 4 000 рублей

3. Спектакль «Кроткая» в Театральном центре «На Страстном»
Одно из последних произведений Достоевского, повесть «Кроткая», стало поводом для моноспектакля режиссера Павла Сафонова и актера Евгения Стычкина. Мрачная история о скоротечности жизни, любовных ранах и душевных мытарствах героя призвана напомнить зрителям о необходимости риска, борьбы с чувством собственной важности и самопожертвовании ради сохранения любимых людей. Бедная молодая девушка без любви выходит замуж за ростовщика, который сразу после венчания начинает наказывать жену невыносимым молчанием. Рассказ ведется от лица ростовщика, который не объясняет, почему он так жесток к жене. В одной из заключительных сцен герой просит прощения у супруги и клянется, что любит лишь ее одну. Но эта исповедь не помогает ему спасти девушку, и она выбрасывается из окна.
Когда: 15, 4 ноября
Где: Театральный центр «На Страстном»
Цена: от 200 до 1000 рублей

4. Спектакль «Чужая жена и муж под кроватью» в Театре им. Вахтангова
На сцене Первой студии Тетра им. Вахтангова режиссер Екатерина Зонненштраль решила рассказать зрителям историю о вечных «достоевских» темах: любви, страсти и ревности, способной довести человека до сумасшествия. В спектакле нет декораций — ведь ничего не должно отвлекать публику от игры актеров. По словам режиссера, в своем раннем произведении Достоевский иронизировал над популярностью водевилей в те времена. Рассказ «Чужая жена и муж под кроватью», составленный автором из двух произведений «Чужая жена» и «Ревнивый муж», написан легким языком, присущим Достоевскому в ранний период его творчества.
Когда: 9 ноября
Где: Первая студия Театра им. Вахтангова
Цена: от 800 до 1 000 рублей

5. Спектакль «Брат Алеша» в Новом московском драматическом театре
Пьеса известного драматурга Виктора Розова «Брат Алеша» написана по мотивам романа Достоевского «Братья Карамазовы». Для сценической версии из этой истории Розов выделил лишь одного героя — младшего из братьев Карамазовых, пытающегося найти выход из тупика, в который зашли отношения между людьми. Розов ясно рисует картину, в которой показывает, что брат Алеша не сдается и верит в то, что через все испытания можно пройти лишь «рука в руку». Режиссером спектакля выступила Татьяна Розова.
Когда: 6 ноября
Где: Новый московский драматический театр
Цена: 500 рублей