Подруга зиновия гердта о многочисленных романах и большой любви актера. Режиссер Валерий Фокин: биография, фильмография и интересные факты «Живой труп» в Александринским театре

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Зиновий Гердт – советский актер театра и кино, Народный артист СССР, признанный мастер эпизодических комедийных ролей. Годы жизни: 1916 -1996. За восемьдесят лет жизни Гердт сыграл в более чем семидесяти проектах, в некоторых фильмах актер исполнил не одну роль.

Детство и юность

Зиновий Ефимович Гердт (настоящее имя - Залман Афроимович Храпинович) родился 21 сентября 1916 года. Детство Гердта прошло в городке Себеж Псковской губернии. Отец Зиновия зарабатывал коммивояжерством, как и многие евреи в то время. В период НЭПа глава семьи скончался - мать осталась с четырьмя детьми на руках.

До 11 лет Зяма, как мальчика ласково называли в семье, жил в родном городе. Гердт посещал еврейскую школу, знал идиш. Мальчик увлекался поэзией, любовь к которой Зиновию привил школьный учитель. Мать Зиновия Гердта прекрасно пела: он вслушивался в мелодичные колыбельные песни и постигал мир музыки.

Когда мальчику исполнилось одиннадцать, старший брат Гердта переехал в Москву, там женился. Как рассказывал актер в интервью, от Зиновия ждали такой же серьезности и рассудительности, как у брата. Гердт отправился к нему, поступил в школу при электрозаводе, где учился на слесаря-лекальщика. После учебы Зиновий посещал Театр рабочей молодежи.

Во время Великой Отечественной войны молодой актер пришел в военкомат добровольно, хотя у него была бронь. Гердт уговорил военкома отправить его на фронт. Театр рабочей молодежи стал фронтовым театром, но Гердт не присоединился к старой труппе. Зиновий перестал быть актером на время войны, не участвовал в самодеятельности, не рассказывал о прошлом сценическом опыте даже приезжающим театральным бригадам.


Первый год войны Зиновий служил в роте саперов, получил звание лейтенанта, затем командовал саперной ротой. В феврале 1943 года под Белгородом старлей Зиновий Гердт был тяжело ранен в ногу. С поля боя будущего актера вынесла на плечах медсестра.

Дальше был год в больнице и 10 операций, которые не дали результата. Одиннадцатым хирургическим вмешательством должна была стать ампутация ноги, но хирург Боткинской больницы попыталась спасти ногу парня. Ей удалось, но больная нога стала короче здоровой на 8 сантиметров. Зиновий Ефимович хромал всю жизнь.

Театр

Во время лечения в военный госпиталь приехал Московский кукольный театр. Зиновию Гердту понравилось выступление театра. После войны, в 1945 году, Зиновий Ефимович приехал к руководителю театра Сергею Образцову.


Актер пришел в театр еще на костылях. Гердт час декламировал стихи, в результате актера приняли в труппу. Так началась театральная биография Зиновия Ефимовича.

Центральному театру кукол артист отдал 40 лет жизни. Гердт озвучивал Поэта и Певца-Баритона в «Необыкновенном концерте», Медведя, Воеводу и Глашатая в сказке «По щучьему велению», Визиря и Алладина в «Волшебной лампе Алладина» и других персонажей. Куклы, разговаривавшие со сцены голосом Гердта, полюбились не только советским зрителям. Театр с успехом гастролировал в Японии, США и других капиталистических странах.

К 1975 году театр посетил с гастролями 23 страны. «Необыкновенный концерт» был отыгран в 110 городах в СССР и в 109 за границей. Гердт исполнял роль Конферансье на родных языках иностранных зрителей, актер занимался с переводчиками и заучивал транслитерированный русскими буквами текст роли.


Уход из театра кукол благоприятно повлиял на карьеру Зиновия Гердта. Зрители, затаив дыхание, слушали, как он читал со сцены , проникался их поэзией и заряжал энергией зал.

Затем была работа в театрах «Современник», драмтеатре имени Ермолаевой и многое другое.

Фильмы

Карьера Зиновия Гердта в кино должна была начаться с эпизодов в фильмах «Фокусник» и «Золотой теленок», но оба раза вмешивался случай. Режиссеры рассмотрели в актере огромный творческий потенциал. Фокусник Кукушкин и старик Паниковский предопределили творческую судьбу актера.

Паниковского в «Золотом теленке» первоначально должен был сыграть , но из-за того, что тот был занят, Гердта попросили подыграть на пробах, изобразить Паниковского. Зиновий Ефимович сыграл не свою роль так проникновенно, что даже «конкурент» Ролан Быков уговаривал Гердта повторить эту игру в фильме.


Зиновий Гердт никогда не играл строго по сценарию. Актеру всегда удавалось найти в героях что-то новое, многогранное. Гердт поставил условие своего участия в «Золотом теленке»: Паниковский не будет противным или ничтожным, как персонаж показан в оригинале Ильфа и Петрова. Жулика Паниковского Гердту хотелось показать смешным, одиноким, трогательным и одиноким человеком - актеру это удалось.

После выхода на экраны «Золотого теленка» режиссеры завалили предложениями Зиновия Гердта. Актер не щадил себя на съемочной площадке, там же перенес инфаркт. Но после болезни актер снова занялся любимым делом.


Зиновий Гердт снялся в фильмах «Год как жизнь», «Город мастеров», «Семь нянек», «Печки-лавочки», «Вас вызывает Таймыр», «Розыгрыш», «Соловей», «Соломенная шляпка», «12 стульев», «Место встречи изменить нельзя», «Интердевочка».

В 1959 году Гердт был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», через десять лет Гердт получил звание «Народный артист РСФСР», а в 1990 году стал Народным артистом СССР.

Телевидение

На телевидении Зиновий Гердт вел передачу «Кинопанорама» с 1962 по 1966 гг. Из-за неудобного графика артист ушел из телепередачи, Зиновия Ефимовича заменил Алексей Каплер.


В 1990-х годах Гердт был ведущим программы «Чай-клуб» на ТВ-6, участвовал в капитал-шоу «Поле чудес» с . 29 декабря 1994 году снялся в программе «Час Пик».

Последний раз на телевидении Зиновий Гердт был замечен в программе «Чай-клуб» 21 октября 1996 года.

Личная жизнь

С первой женой Марией Зиновий Ефимович познакомился еще в театральной студии. В 1945 году у пары родился сын Всеволод, но на этот момент супруги уже расстались. Слухи о дальнейшей личной жизни актера разнятся, Гердту приписывают множество гражданских жен, СМИ писали то о ужасных, то об образцовых отношениях актера с сыном. Всеволод почти не знал родного отца, но, как рассказывают коллеги актера, Зиновий Гердт распорядился всю свою зарплату в Театре Образцова перечислять сразу на имя сына.


По слухам, следующие восемь лет актер был женат на Екатерине Семерджиевой.

Второй известный брак Гердта случился, когда актеру уже исполнилось 44 года. В 1960-х Театр кукол Образцова гастролировал по Сирии, Египту, Ливану. Гердту представили Татьяну Правдину, переводчика с арабского языка. Татьяне предстояло переводить на арабский язык спектакль «Необыкновенный концерт». Так Зиновий познакомился с новой женой, которая была моложе Гердта на 12 лет и поначалу принимала ухаживания хромого актера скептически.


После гастролей между актером и переводчицей начался роман. В то время оба были несвободны, но решили оставить семьи. По словам Татьяны, она стала третьей официальной и пятой неофициальной женой актера. Супруги счастливо прожили 36 лет. Как говорит Татьяна Правдина, в Гердте всегда чувствовалось мужское начало - ни одна женщина не могла перед ним устоять. В доме никогда не было подозрений и ревности, зато всегда были гости, смех и доброжелательность.


Зиновий Ефимович удочерил Екатерину, дочь Татьяны от первого брака. Девочка только Гердта считала отцом, а впоследствии взяла фамилию отчима. Екатерина Гердт вышла замуж за режиссера .

Смерть

Зиновий Ефимович прожил восемьдесят лет, актер был тяжело болен в конце жизни - Гердта не слушались ни руки, ни ноги. Артист знал о болезни, но жил, будто ничего этого нет, даже юмор и интеллигентность остались прежними.

18 ноября 1996 года Зиновий Гердт скончался, могила актера находится на Кунцевском кладбище в Москве.


В 1998 году в Киеве был открыт памятник персонажу артиста - Паниковскому. В 2006 году в городе Себеже установили памятник, приуроченный к 90-летию со дня рождения Гердта. В 2010 году издательство «АСТ» выпустило книгу «Рыцарь совести», написанную Зиновием Гердтом.

Фильмография

  • «Фокусник»
  • «Странные взрослые»
  • «Место встречи изменить нельзя»
  • «В тринадцатом часу ночи»
  • «Пацаны»
  • «Воры в законе»
  • «Мэри Поппинс, до свидания!»
  • «Война окончена. Забудьте...»
  • «Ревизор»
  • «Герой ее романа»
  • «Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах»
  • «Биндюжник и король»
  • «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита»
  • «Я вас дождусь»
  • «О бедном гусаре замолвите слово»
Наркотики, шантаж, известные покровители - у этой истории было все, чтобы стать одной из самых громких. Но в СМИ вы не найдете о ней ни слова. А ведь, по версии обвинения, 38-летнего таджика Кирамуддина Буракова похитили... сотрудники наркоконтроля. Чтобы потом потребовать "откупные" -50 тысяч долларов. Однако на защиту подсудимых грудью встали мастера культуры - любимцы публики и властители дум. Именно те, кто в своих интервью любит клеймить фашизм и расовую дискриминацию. И кому мы привыкли верить.

БРАТКИС "КОРОЧКАМИ"
38-летний Кирамуддин Бураков родился в Душанбе, окончил кировский вуз и остался в России навсегда. В Москве вместе с семьей прописался в 2000-м. Он предприниматель, а еще - мастер спорта по дзюдо и отец троих детей, двое из которых родились уже в Москве.
К сегодняшнему дню у Буракова накопилось 89 повесток в суд. Снова и снова он пытается доказать, что все происшедшее с ним - не плод воспаленного воображения.
Утро 11 сентября 2003 г. для Буракова началось как обычно: отвез сына в школу, потом - дочь в ясли. Кирамуддин уже собирался сесть в свой "Мерседес", когда к нему подошел крепкий мужчина (пока назовем его Крепыш), представился сотрудником наркоконтроля и потребовал паспорт. Тут же из-за спины Буракова выросли еще трое.
Один из них - худой, в очках с модной оправой и элегантной бородкой - очень походил на артиста. Так и назовем его, Артист. Еще один выделялся огненно-рыжими волосами, пусть и будет - Рыжий. А третий - крепкий парень, очень подходил под традиционное описание "лица кавказской национальности". Назовем его Чернявый. Троица извлекла наручники.
- Я был уверен, что это обычные бандиты, которые будут вымогать деньги, - вспоминает Бураков.
Они и вели себя как бандиты. Повалили Кирамуддина на землю, избили, отобрали ключи от машины, потом надели на него наручники и затолкали в припаркованную неподалеку "Нексию". На двух машинах ("Мерседес" Буракова похитители тоже забрали) они доехали до "Новослободской" и остановились во дворе. И вдруг с "братками" начали происходить метаморфозы. Жаргон поменялся на официоз, а сквозь "железобетонные" лбы явственно стали проглядывать золотые кокарды.
Буракову объявили: в багажнике его "мерса" обнаружены гранаты. Чернявый обыскал карманы, вытащил всю наличность - 31 тыс. рублей и 100 долларов, - а на их место положил небольшой целлофановый пакет.
Крепыш объявил Буракову, что тот задержан за незаконное хранение, ношение и перевозку наркотиков и боеприпасов. Как черт из табакерки выскочил еще один персонаж - некий Начальник. Он пообещал Буракову отвезти его на Петровку и заверил, что "своим людям верит безоговорочно".
- Никакого отношения к торговле наркотиками ни я, ни моя семья никогда не имели, - объясняет Бураков. - Тот, кто назвался Начальником, заявил мне, что порвет протокол, если я заплачу 50 тыс. долларов.
Бураков понял одно: неважно - бандиты ли это, менты ли, или кто еще - с живого все равно не слезут. Таджик - всегда наркодилер по умолчанию.
НЕ БОЙСЯ, ЗУБАЙДА!
Поторговавшись, Бураков сбавил цену - 25 тысяч "зеленых" вымогателей тоже вполне устраивали. К тому же Бураков пообещал: жена уже сегодня отдаст им всю домашнюю наличность - 1800 долларов.
На встречу с Зубайдой Крепыш с Чернявым поехали на машине Буракова. "Мерседес" служил своеобразным опознавательным знаком. Пока 1800 долларов переходили в карманы Крепыша, Рыжий и Артист стерегли заложника. На ночь пленника спрятали в гараже.
Зубайда впервые в жизни ослушалась мужа. И, несмотря на предупреждение бандитов, позвонила по "02". Доллары полночи переписывали и помечали оперативники УБОП ВАО. Готовилась операция захвата, в которой жене Буракова отводилась роль приманки.
Что переживала Зубайда, отправляясь на опасную встречу с маленькой дочкой на руках, можно только догадываться. А с дочкой, потому что надеялась: присутствие ребенка разжалобит преступников.
Семь часов простояла женщина на обочине шоссе Энтузиастов, где было назначено первое свидание. Но никто к ней так и не подошел. Что-то насторожило похитителей.
- Они били меня, заставляли звонить, спрашивать, не обращался ли кто в милицию, - вздыхает Кирамуддин. - Все время созванивались с Начальником, тот обещал выяснить, что за отдел их "пасет".
Ни одна из нескольких намеченных встреч так и не состоялась. Видимо, "братки-менты" убедились, что сами превратились из охотников в добычу. Буракову неожиданно вернули ключи от машины и документы. И отпустили, предупредив, чтобы не расслаблялся: дескать, на днях все равно навестим.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Кирамуддин Бураков обратился в травмпункт, дал показания в милиции. Его история оказалась далеко не единственной. Людьми со схожими приметами, использующими тот же транспорт, были в свое время обработаны еще несколько предпринимателей-таджиков. Все заявления теперь объединили, и началось следствие.
Вычислили их по звонкам с мобильных: владельцами этих номеров действительно были полицейские Госнаркоконтроля. Их опознали как сам Бураков, так и остальные потерпевшие.
Что ж, пришло время познакомиться с ними по-ближе. Вот главные действующие лица и исполнители, как следует из обвинительного заключения.
На роль Крепыша претендует ст. уполномоченный по особо важным делам 5-го отдела службы по ЦАО Управления Госкомитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по г. Москве 35-летний майор полиции Владимир Речкин. На Артиста тянет ст. уполномоченный того же отдела, лейтенант полиции Орест Фокин. Прочие персонажи этого уголовного дела: ст. уполномоченный отдела лейтенант Камо Галустян (Рыжий) и ст. уполномоченный Ренат Гараев (Чернявый). Кто такой Начальник, следствие почему-то умалчивает (хотя в деле есть его фамилия).
По версии следствия, группа работала по простой, но эффективной схеме. Речкин - сам уроженец Таджикистана, имел широкую сеть информаторов. От них узнавали о прибытии в столицу таджиков, у которых были с собой деньги. Дальше в ход шли подброс наркотиков, шантаж и вымогательство. Возможно, у тех, кого окучивали, рыльце и было в пушку (наркополице йские утверждали, что по всем этим людям они вели оперативные разработки на причастность к наркоторговле. - Авт.), но доказательств этому нет.
Речкина, Галустяна и Фокина задержали первыми и предъявили обвинения в грабеже, похищении человека, вымогательстве и превышении должностных полномочий. Однако под стражу взяли только Речкина. Галустян пошел на сотрудничество со следствием, а за Фокина вступились высокие покровители. Уже на следующий день на стол следователя легли четыре ходатайства, подписанные известнейшими людьми.
Из личного поручительства народного артиста СССР Александра Ширвиндта:
"Знаю, что Орест всегда был ответственным и дисциплинированным молодым человеком. Окончив юридический факультет Московского университета, Орест сразу же избрал для себя трудную и опасную работу в органах милиции... Я замечал, что эта работа очень нравится Оресту, полностью его захватывает и он видит в ней высокий нравственный смысл... То, что произошло с ним, считаю недоразумением и убежден в его невиновности. Я лично ручаюсь..."
Такие же просьбы - как под копирку - подписали народные артисты Эльдар Рязанов, Марина Неелова и вице-президент Международной конфедерации театральных союзов Шадрин.
Недаром Фокин показался Буракову так похожим на артиста. Он действительно оказался выходцем из артистической семьи, да еще какой!
Собрав более шести десятков доказательств по делу, прокуратура передала его в Перовский суд. Гособвинитель запросил для подсудимых сроки от 8 до 15 лет.
Однако уже первый суд посчитал эпизоды вымогательства и похищения уроженцев Таджикистана недоказанными.
- Свидетелем защиты в суде выступила... одна известная актриса и рассказала, что очень хорошо помнит, как именно в ту ночь Фокин приехал к матери и остался там ночевать. И этим обеспечила ему алиби, - рассказывает адвокат Буракова. - По ее словам, они отмечали день рождения жены Ореста, но на самом деле родилась она в другой день.
Итак, по мнению первого суда, все четверо подсудимых всего лишь превысили должностные полномочия и за это получили: Речкин и Гараев - по 4 года колонии общего режима, Фокин и Галустян - по 4 года условно. Мосгорсуд отменил это решение Перовского суда, посчитав, что суд "дал недостаточную оценку доказательствам".
Но второй приговор, вынесенный тем же судом, и вовсе стал... оправдательным. Впрочем, Мосгорсуд отменил и его - теперь дело рассматривается в третий раз.
НАША СПРАВКА
Орест Фокин - сын приемной дочери Зиновия Гердта Екатерины Гердт от первого брака с режиссером Валерием Фокиным. Назван в честь любимейшего друга семьи Гердтов художника Ореста Верейского.

Зиновий Ефимович Гердт (настоящее имя - Залман Афроимович Храпинович). Родился 8 сентября 1916 года в Себеже Витебской губернии (ныне - Псковская область) - умер 18 ноября 1996 года в Москве. Советский российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990).

Зиновий Гердт родился 8 (21) сентября 1916 года в Себеже Витебской губернии (ныне - Псковская область) в еврейской семье. Урожденный - Залман Храпинович. В кругу друзей и близких его называли Зяма.

Отец - Афроим Яковлевич Храпинович (ум. 1933), работал приказчиком в лавке тканей, потом устроился коммивояжёром, управлял бакалейной лавкой и был человеком набожным.

Мать - Рахиль Исааковна (урождённая Секун, ум. 1949), домохозяйка.

Был самым младшим ребёнком в семье. Также у него были брат Борис и две сестры: Фира и Берта (впоследствии Евгения). Учился в еврейской школе в Себеже. В тринадцатилетнем возрасте опубликовал в детской газете на идише стихи о коллективизации.

В 1932 году переехал к брату в Москву, где поступил в фабрично-заводское училище Московского электрозавода имени В. Куйбышева. Там начал играть в театре рабочей молодёжи (ТРАМ) электриков, организованного В. Плучеком.

В 1934 году, окончив ФЗУ, пришёл работать на Метрострой электромонтажником, продолжая играть в театре.

В 1935 году был переведён в профессиональный состав театра.

В 1936-1937 годах играл также в Театре кукол при Московском Дворце пионеров.

В 1939 году перешёл в организованную А. Арбузовым и В. Плучеком Московскую государственную театральную студию («Арбузовская студия»), где проработал до начала войны. Исполнил роль Альтмана в спектакле «Город на заре» А. Арбузова.

Первоначально выступал под своей настоящей фамилией Храпинович, затем под артистическим псевдонимом Гердт - в конце 1930-х годов она стала его официальной фамилией. А имя и отчество - Зиновий Ефимович - появились уже после войны. По воспоминаниям дружившего с Гердтом И. Кузнецова, псевдоним был предложен А. Арбузовым по имени популярной в 1920-е годы балерины Е. Гердт.

Участник войны. В июне 1941 года ушёл добровольцем на фронт. В декабре 1941 года окончил специальные краткосрочные сборы в Московском военно-инженерном училище и был направлен на Калининский, затем - на Воронежский фронт. Проходил службу в должности начальника инженерной службы 81-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Гвардии старший лейтенант.

12 февраля 1943 года был ранен в ногу под Белгородом - при разминировании минных полей противника для прохода советских танков осколком танкового снаряда. После одиннадцати операций, самые важные из которых выполняла ведущий хирург Боткинской больницы К. Винцентини (жена известного конструктора Сергея Королёва), актёру сохранили повреждённую ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой и вынуждала артиста сильно прихрамывать. Инвалид войны III группы.

"На экран привел меня Ролан Быков - он первый снял меня в своих «Семи няньках». А я его потом так «отблагодарил» - вспомнить страшно... Роль в «Фокуснике» Володин писал специально для Ролана, он его очень полюбил в своем фильме «Звонят, откройте дверь». Писал для него, а получилось так, что сыграл я. Потом Ролан должен был играть Паниковского в «Золотом теленке». Сняли пробу, очень хорошая была проба. Швейцер позвал меня ее посмотреть, попросил по дружбе подбросить идей на тему образа. Ролан - Паниковский мне очень понравился, я увлекся, стал фантазировать, показывать, что и как можно сыграть. «Ну-ка, давай мы и твою пробу сделаем»,- сказал Швейцер. И кончилось тем, что Паниковского тоже сыграл я. И после этого Ролан сам же зовет меня сниматься в свой фильм «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». Я понимаю, что без ролей я его не оставил - у него всегда работы больше чем достаточно. Но не всякий сумеет быть таким щедрым, как он, таким добрым", - говорил Зиновий Ефимович.

Зиновий Гердт в фильме "Семь нянек"

Зиновий Гердт в фильме "Золотой теленок"

После выхода «Золотого теленка» на экраны у Гердта не было отбоя от предложений сниматься в кино, несмотря на хромоту. Из-за активной и насыщенной жизни во время съемок с ним случился инфаркт. вспоминал: "Я страшно перепугался, когда узнал, что у Зямы инфаркт. Таня тогда сказала, что для врачей срочно нужен ящик хорошего коньяка. По тем временам не самое простое задание. Технические подробности операции раскрывать не буду. Но пришлось немножко продать себя, немного – родину. Однако коньяк я достал!".

После лечения Гердт опять с головой окунулся в работу.

Широкой публике Зиновий Гердт запомнился, кроме упомянутых, по таким фильмам как «Хождение по мукам», «Место встречи изменить нельзя», «Военно-полевой роман», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Соломенная шляпка», «О бедном гусаре замолвите слово» и многим другим.

Зиновий Гердт в фильме "Соломенная шляпка"

Зиновий Гердт в фильме "Место встречи изменить нельзя"

В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с В. Листьевым.

29 декабря 1994 года был в гостях у В. Листьева в последнем выпуске программы «Час Пик» уходящего 1994 года.

В обычной жизни Гердт, по воспоминаниям Александра Ширвиндта, был «дико рукастый». На даче своими руками делал скамейки, стол, табуретки.

Актер очень талантливо пародировал друзей. Так, больше всего любил пародии на себя именно в его исполнении.

А самой большой страстью Гердта были стихи. Как говорил он сам, его с детства «тянуло ко всему напечатанному в столбик». Зиновий Ефимович мог часами читать Пушкина, Самойлова и Пастернака произведения которого знал наизусть.

В одном из интервью Гердт рассказывал: "Чем бы я хотел по-настоящему заниматься, так это рассказывать о русской поэзии и читать стихи людям, которым это интересно слушать. Стихов я знаю тысячи. Любовь к стихам связала меня дружбой со многими хорошими людьми - с Марленом Хуциевым, со Швейцерами, с Александром Володиным, Владимиром Венгеровым, Петром Тодоровским. Случилось так, что в последние годы жизни Твардовского судьба подарила мне частое общение с этим человеком. Мы много говорили о жизни, об искусстве и, конечно, о поэзии. ...Знаете, был как-то случай: Сергей Владимирович Образцов сломал ногу, ходил в гипсе. Я ему сочинил послание в стихах, чтобы он не огорчался. Ведь Мефистофель тоже отчасти хромал. А Тамерлан? А Байрон? А Гердт?.. Стихи были довольно ловко состроены, я владею техникой, рифмой. Образцов пришел в восторг. «Слушайте, - говорит, - почему вы не публикуетесь?» Я тогда ответил ему, что слишком серьезно отношусь к поэзии, слишком высоко ценю этот дар, чтобы считать себя поэтом. Ведь не все поэзия, что написано в столбик. Набитая рука и поэтический талант - разные вещи. Могу только поражаться бесстыдству сочинителей, публикующих любые плохие стихи. Ведь должен же быть стыд перед белым листом бумаги, когда остаешься с ним один на один. Вот шуточные, пародийные стихи, стихи «на случай» - это другое дело. С ними я могу даже выходить на люди. Одно время я даже выступал с эстрады, пародируя известных поэтов, и как автор пародий и как актер".

В 2010 году издательство «АСТ» выпустило книгу З. Гердта «Рыцарь совести».

Зиновий Гердт - документальные фильмы

Рост Зиновия Гердта: 163 сантиметра.

Личная жизнь Зиновия Гердта:

Первой женой была актриса Мария Ивановна Новикова (1918-2003). Они поженились в 1941 году, познакомившись на студии, где вместе играли.

В этом браке в 1945 году родился сын Всеволод Зиновьевич Новиков, теплофизик, кандидат технических наук. Имеет дочь Ксению (1977 г.р.).

С 1960 года был женат вторым браком на Татьяне Александровне Правдиной (1928 г.р.), переводчице с арабского языка.

Они познакомились, когда Театр кукол, в котором работал актер, гастролировал на Ближнем Востоке. В помощь театру дали переводчика-арабиста Татьяну Правдину. После возвращения в СССР Гердт и Правдина оставили свои семьи и стали жить вместе.

Татьяна Правдина рассказывала: "Любовь - как талант, который дается очень небольшому количеству людей. Нам с Зиновием Ефимовичем повезло. Мы женились, когда были уже не совсем молодыми. У нас к тому времени были семьи. Когда мы встретились, мне было 32, ему - 44. И вскоре оказалось, что это редкое счастье, как талант, нам дано. Познакомились мы благодаря гастролям театра Образцова в Египте, Сирии и Ливане. Тогда меня представили Зиновию Гердту, я должна была перевести на арабский язык «Необыкновенный концерт». Мы ездили полтора месяца по этим странам, и поначалу ухаживания Зиновия Ефимовича я восприняла вполне негативно, так как у меня было ощущение, что это попытка завязать гастрольный романчик. К тому времени я была душевно свободна от собственного мужа, которому я за год до этого сказала: «Я тебе больше не жена». На гастролях роман с Зиновием Ефимовичем протекал вполне лирично и не был завершен. Меня в аэропорту встречал муж, его - жена. Мы договорились через день встретиться у Киевского райкома партии - это было недалеко от издательства, где я работала. Все развивалось скоропалительно: он объявил о своем решении жене, я - мужу, и тут уж начался настоящий роман. Зяма ведь не был красивым - невысокого роста, хромой. Но в нем было чрезвычайно мощное мужицкое начало - то, что называется «сексапил», - и устоять дамы могли с трудом. Мне нередко говорили: «Какой замечательный у Вас муж!» - на что я отвечала: «Я вас понимаю»".

Воспитывал приёмную дочь Екатерину (Правдину) Гердт (1958 г.р.). Екатерина состояла в браке с В. Фокиным, затем с Д. Евстигнеевым, имеет сына Ореста Валерьевича Фокина (1978 г.р.), он юрист.

Фильмография Зиновия Гердта:

1958 - Человек с планеты Земля - эпизод
1961 - Юрка - бесштанная команда (короткометражный)
1962 - Семь нянек - Шамский, отец Майи
1963 - Улица Ньютона, дом 1 - сосед с флюсом
1964 - Фитиль (фильм №22 «С чего бы это?») - Худой
1965 - Год как жизнь - Борнштедт
1965 - Город мастеров - художник
1966 - Авдотья Павловна - Самуил Яковлевич Горбис, селекционер
1966 - Июльский дождь - эпизод
1967 - Фокусник - Виктор Михайлович Кукушкин, фокусник
1968 - Золотой телёнок - Михаил Самуэлевич Паниковский
1969 - В тринадцатом часу ночи - Баба-Яга
1969 - Парад-алле - комментатор
1970 - Вас вызывает Таймыр - человек в клетчатом пальто
1970 - Городской романс - ветеран-фронтовик, «старый больной экономист»
1971 - Даурия - генерал Семёнов, председатель трибунала
1971 - Ехали в трамвае Ильф и Петров - капитан Мазуччо, дрессировщик
1971 - Живая вода - эпизод
1971 - Жизнь и смерть дворянина Чертопханова - Мошель Лейба
1971 - Тень - министр финансов
1972 - Карнавал - Скукин, председатель жюри
1972 - Лёгкая вода - эпизод
1972 - Масштабные ребята - Александр Михайлович, парикмахер
1972 - Печки-лавочки - друг профессора Степанова
1972 - Укрощение огня - Артур Матвеевич Карташов, руководитель ГИРДа
1973 - Райские яблочки - дирижёр
1974 - Автомобиль, скрипка и собака Клякса - музыкант на ударных / дедушка Давида
1974 - Соломенная шляпка - месье Тардиво, счетовод в магазине мадам Бокардон
1974 - Странные взрослые - Олег Оскарович Кукс
1974 - Хождение по мукам - Леон Чёрный, анархист
1976 - Ключ без права передачи - Олег Григорьевич, учитель физики
1976 - Розыгрыш - Карл Сигизмундович Йоликов, учитель химии
1977 - Орех Кракатук - мастер-часовщик
1978 - Жизнь Бетховена - Николаус Цмескаль
1979 - Жена ушла - сосед
1979 - Место встречи изменить нельзя - Михаил Михайлович Бомзе, сосед Шарапова
1979 - Особо опасные... - Шварц, ювелир
1979 - Соловей - Бомс, советник
1979 - Трое в лодке, не считая собаки - могильщик
1980 - Адам женится на Еве - судья
1980 - Копилка - рассказчик
1980 - О бедном гусаре замолвите слово - Перцовский, продавец попугаев
1981 - Встреча у высоких снегов - Натан
1982 - Ослиная шкура - Оревуар, поэт
1982 - Сказки... сказки... сказки старого Арбата - Христофор Блохин
1982 - Я вас дождусь - Аркадий Лазаревич Далмацкий
1983 - Военно-полевой роман - администратор кинотеатра
1983 - Мэри Поппинс, до свидания! - адмирал Бум
1983 - Пацаны - судебный заседатель
1984 - Без семьи - Эспинассу, музыкант-парикмахер из Шартра
1984 - Герой её романа - Прудянский
1984 - И вот пришёл Бумбо... - Франц Иванович, директор передвижного цирка-шапито
1984 - Полоса препятствий - Михаил Сергеевич
1984 - Понедельник - день обычный - Самуил Яковлевич Файнштейн, директор цирка
1986 - Мой нежно любимый детектив - член клуба холостяков
1986 - На златом крыльце сидели - Водяной царь
1987 - Кувырок через голову - хозяин крысы
1987 - Фитиль (фильм №300 «Автограф»)
1988 - Воры в законе - адвокат
1988 - Фитиль (фильм №307 «Врача вызывали?»)
1989 - Биндюжник и Король - Арье-Лейб
1989 - Интердевочка - Борис Семёнович, главврач
1989 - Искусство жить в Одессе - Арье-Лейб
1989 - Поездка в Висбаден - Панталеоне
1989 - Ты помнишь наши встречи... (короткометражный) - ведущий
1990 - Детство Тёмы - Абрумка
1991 - Затерянный в Сибири - Левензон, бухаринец
1992 - Рукопись
1993 - Я - Иван, ты - Абрам - Залман, отец Арона
1993 - Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина - Моисей Сталин
1994 - Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах - артист из Москвы
1994 - Простодушный - Франсуа-Мари Аруэ, узник Бастилии
1994 - Увертюра
1995 - Задок и счастье - роль
1996 - Ревизор - Лука Лукич Хлопов
1996 - Ветер над городом - Месмер, актёр и режиссёр
1997 - Война окончена. Забудьте...

Телеспектакли Зиновия Гердта:

1972 - Необыкновенный концерт - Конферансье
1973 - Божественная комедия - Адам
1978 - Кузен Понс - Кузен Понс
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова
1982 - Продавец птиц - рассказчик, вступительное слово
1984 - Одесские рассказы Исаака Бабеля
1984 - Гёте. Сцены из трагедии «Фауст» - Мефистофель
1985 - Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита - рассказчик
1987 - Костюмер - Норман
1993 - Я, Фейербах - Фейербах, актёр

Озвучивание фильмов Зиновия Гердта:

1951 - Фанфан-тюльпан - текст от автора
1956 - Серый разбойник - читает текст
1959 - Горбун - рассказчик
1960 - Леон Гаррос ищет друга - комментатор, голос за кадром
1961 - Девять дней одного года - текст от автора
1961 - Как веревочка ни вьётся... (короткометражный) - текст от автора
1961 - Внимание, тигры! (документальный) - читает текст
1961 - Мишель и Мишутка (короткометражный) - текст от автора
1961 - Карьера Димы Горина - закадровый текст
1961 - Совершенно серьёзно (киноальманах) - авторский текст за кадром"
1963 - Внимание! В городе волшебник! - читает текст
1964 - Хотите - верьте, хотите - нет... - читает текст
1964 - Возвращённая музыка - читает текст
1964 - Зелёный огонёк - голос автомобиля «Москвич-402»
1965 - Париж...Париж (документальный)
1966 - Баллада о Чердачнике (короткометражный) - читает текст
1966 - Великие клоуны (документальный) - комментатор
1966 - Лабиринт (фильм-спектакль) - читает текст
1967 - Крепкий орешек - закадровый перевод немецкого офицера
1968 - Пицунда? Надо подумать! (документальный) - закадровый текст
1969 - Семейное счастье - читает текст
1968 - Зигзаг удачи - читает текст
1970 - Два дня чудес - текст от автора
1970 - Приключения Алдара Косе - рассказчик
1970 - Спорт, спорт, спорт - читает текст
1970 - Шаг с крыши - Синяя Ворона
1971 - Ехали в трамвае Ильф и Петров - голос за кадром
1971 - Не только цирк (документальный) - читает текст
1972 - Любить человека - рассказчик в мультфильме
1972 - Мужчины - читает текст
1972 - Украли зебру - текст от атора
1973 - Грустная история со счастливым концом (короткометражный) - закадровый текст
1973 - Солёный пёс - читает текст
1973 - Цыплят по осени считают - текст от автора
1974 - Обезьяний остров (документальный)
1975 - Белый медведь (документальный) - читает текст
1975 - Место под солнцем - читает текст
1975 - Любовь с первого взгляда - читает текст
1976 - Дениска-Денис (документальный) - закадровый текст
1976 - 12 стульев - читает текст
1976 - Моя жена - бабушка - читает текст
1977 - О, велосипед! (документальный) - читает текст
1977 - Сказание о храбром витязе Фэт-Фрумосе - текст от автора
1978 - Младшая сестра - рассказчик
1979 - Игра в четыре руки - закадровый текст
1979 - Поездка через город (новелла в одноимённом киноальманахе) - текст от автора
1980 - Каникулы Кроша - текст про фигурки нэцкэ
1980 - История одного подзатыльника (короткометражный) - закадровый текст
1981 - Будь здоров, дорогой - закадровый текст
1981 - Что бы ты выбрал? - закадровый текст
1981 - Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна - закадровый текст
1981 - Комета - пёс Тузик
1984 - Белая роза бессмертия - закадровый текст
1988 - История одной бильярдной команды - голос из радиоприемника
1992 - Рукопись - читает текст

Озвучивание мультфильмов Зиновия Гердта:

1957 - Тихая пристань - читает текст
1962 - История одного преступления - текст от автора
1962 - Банальная история - рассказчик истории
1966 - Злостный разбиватель яиц - закадровый текст
1971 - Где ты, голубая золушка? - читает текст
1971 - Приключения Незнайки и его друзей (1-я серия «Коротышки из цветочного города»)
1974 - Волшебник Изумрудного города (3 серия «Изумрудный город») - Гудвин Великий и Ужасный
1975 - Чёрная курица - Чёрная курица
1976-1979 - Приключения капитана Врунгеля - Капитан Врунгель
1978 - Муми-тролль и другие - рассказчик / Муми-тролль / Муми-папа / Морра / Домовой
1978 - Муми-тролль и комета - Муми-папа / Домовой / Морра / Снусмумрик / рассказчик
1978 - Муми-тролль и комета: Путь домой - рассказчик / Муми-тролль / Муми-папа / Морра / Домовой / Хемуль / рассказчик
1978 - Ссора - закадровый текст
1979 - Про щенка - Волк
1979 - Трубка мира - текст от автора
1981 - Мама для мамонтёнка - Морж
1981 - Большой и маленький - закадровый текст
1982 - Олимпионики - закадровый текст
1982 - Укрощение велосипеда - текст от автора, песня
1983 - Ученик звездочёта - закадровый текст
1984 - Про всех на свете - Скворец-дирижёр
1985 - Брэк - Чёрный тренер
1985 - Доктор Айболит - Айболит

Дубляж Зиновия Гердта:

1925 - Золотая лихорадка - Одинокий золотоискатель (Бродяга) (роль Ч. Чаплина)
1951 - Девушки с площади Испании
1951 - Полицейские и воры - Фердинандо Эспозито (роль Тото)
1954 - 100 серенад
1958 - Сильные мира сего - министр финансов (роль Ж. Моно)
1960 - Шесть превращений Яна Пищика - Елонек (роль Э. Дзевоньского)
1960 - Привидения в замке Шпессарт - привидение Макс (роль Г. Томалла)
1961 - Прекрасная американка - братья-близнецы Вирало (роль Л. де Фюнеса)
1963 - Инспектор и ночь - инспектор (роль Г. Калоянчева)
1964 - Вперед, Франция!
1965 - Воздушные приключения - сэр Перси Уэр-Эрмитаж (роль Терри-Томаса)
1966 - Как украсть миллион - Шарль Боннэ (роль Х. Гриффит)
1968 - Лев зимой - Генрих II (роль П. О"Тула)
1970 - Кромвель - Оливер Кромвель (роль Р. Харриса)
1970 - Король Лир - Король Лир (роль Ю. Ярвета)
1970 - Чёрное солнце - Джон Барт (роль Н. Гринько)
1971 - Следствие закончено, забудьте - Пезенти (роль Р. Куччоллы)
1973 - Великолепный - Редактор Шаррон / Начальник секретной службы Карпофф (Карпштоф) (роль В. Каприоли)
1973 - Сломанная подкова - доктор Петерсон (роль В. И. Паукште)
1974 - Приключения в городе, которого нет - советник коммерции из пьесы-сказки «Снежная королева» Е. Шварца (роль В. Скулме)
1975 - Бегство мистера Мак-Кинли - мистер Мак-Кинли (роль Д. Баниониса)
1976 - Пятая печать - часовщик Миклош Дюрица (роль Л. Эзе)
1976 - Время жить, время любить - министр (роль Ю. Ярвета)
1976 - Красное и чёрное - маркиз де ля Моль (роль Г. Стриженова)
1977 - Ореховый хлеб - Ореховый хлеб (роль А. Шурны)
1980 - Рафферти - Морт Кауфман, адвокат Рафферти (роль А. А. Рессера)
1984 - Блондинка за углом - Гаврила Максимович, отец Николая (роль М. Прудкина)
1984 - Рассказ бывалого пилота - командир экипажа (роль Г. Бадридзе)
1985 - На охоте - сэр Рэндольф Нэттлби (роль Дж. Мейсона)

Режиссерские работы Зиновия Гердта:

1969 - Парад-алле - режиссёр кукольных интермедий (совм. с В. А. Кусовым и И. С. Гутманом)

Сценарии Зиновия Гердта:

1966 - «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!» (из серии «Великие клоуны») (документальный)
1969 - В дорогу, в дорогу (документальный) (короткометражный)
1969 - Парад-алле (совм. с А. М. Аркановым и И. С. Гутманом)
1971 - Поговорить нам необходимо... (документальный) (совм. со К. Л. Славиным) - автор текста
1975 - Я больше не буду (совм. с М. Г. Львовским