Популярные вопросы на что где когда. Как брать вопросы чгк

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Для 5 – 6 классов.

Учител ь ШСР “Альтер»:

Сабитова Н.Г.

г.Караганда

Игра проводится в форме брейн – ринга между тремя командами. Возраст игроков – 5 –6 класс. В команде 6 человек.

Оборудование :

· 2 кубика (на гранях одного кубика цифры от 1 до 6, на гранях другого кубика – цвета: зеленый, красный, синий, желтый, оранжевый и белый);

· цветные таблички с названием предмета: зеленый – биология и география; синий – логика; красный – математика; желтый – история; оранжевый – казахский, английский языки; белый – русский язык и литература;

· набор вопросов по предметам;

· эмблемы для игроков;

· сигнальные карточки;

· вопросы для игры со зрителями.

Правила игры:

· Игра ведется до 6 очков, набранных одной из команд.

· Жеребьёвкой определяется порядок игры команд.

· Кубики выкидывают игроки команд по очереди, определяя номер вопроса и цвет предмета.

· Право первыми дать ответ предоставляется команде, играющей раунд.За верный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать ответ, то право ответа предоставляется болельщикам. За верный ответ болельщиков команда получает 0,5 балла.

· Если и команда, и болельщики не дали верного ответа, то право дать верный ответ переходит к команде, первой поднявшей сигнальную карточку. В этом случае за верный ответ команда получает 0,3 балла.

Ведущий:

Уважаемые зрители, мы собрались с вами сегодня на игре трёх команд знатоков.

Очень часто мы слышим, что школьные науки - вещь скучная. Они не скучные – они просто очень серьезные.

С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, понятиям, которые изучил в школе. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Каждое утро смотрит на термометр, чтобы определить, какой будет день – тёплый или холодный, и надеть соответствующую одежду. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Путешествуя, определяет маршрут следования, используя географические данные места назначения. Попав в другую страну, использует все доступные ему средства общения – мимика, жесты, а прежде всего – язык. Пользоваться основами школьных предметов стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали науки. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по школьным предметам. И в этом нам помогут команды знатоков.

Сегодня мы проводим игру: «Что? Где? Когда?». И я приглашаю за столы команды 5/1, 5/2 и 6 классов. Встречаем команды. (Приветствие и представление команд знатоков)

Вопросы по математике:

1. С вами играет Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891)

Ковалевская – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”.

Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:

косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;

маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

Внимание, вопрос: Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?

Ответ: Лóкоть.

2. С вами играет Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) - первый учитель математики и морских наук в России - обладал самобытным математическим дарованием.

Внимание вопрос: Уважаемые знатоки – сектор «Блиц»:

1). Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр)

2). На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й)

3). Сколько дней в летних каникулах? (92)

3. С вами играет Евклид -древнегреческий математик , автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Внимание вопрос:

“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;

“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.

А как это будет по-русски?

Ответ: Один, два, много.

4. Уважаемые знатоки - сектор «Блиц»:

1. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый вал)

2. Город, состоящий из 101 имени. (Сева-сто Поль)

3. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц)

5. С вами играет Ганс Христиан Андерсен.

Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.

Внимание вопрос:

Что это за единица длины?

Кто эта героиня?

Ответ: Дюйм. Дюймовочка.

6. Играют учителя математики Григорьева Т.С. и Сабитова Н.Г.

В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

Ответ: Радиус

Вопросы по биологии и географии

1. Играет учитель географии Чалапко Л.М.

Эта единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая точка поверхности Земли расположена по отношению к ней только в одном направлении. Через эту точку проходят все меридианы.

Внимание, вопрос: Что это за точка?

(Северный полюс)

2. С вами играет Тур Хейердал - известный путешественник, антрополог, автор множества научно-популярных книг.
Сектор «Блиц»:

3) Часть океана или моря, глубоко вдающаяся в сушу. Здесь высота прилива достигает максимума. (Залив)

3. Внимание, черный ящик!

У некоторых из вас ЭТО есть. В свое время церковь запрещала пользоваться ЭТИМ, так как ЭТО искажает действительность. Назовите предмет, который в последнее время составляет ЭТОМУ серьезную конкуренцию.

(Очки)

4. В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое, весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов Цельсия! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма тяжелые металлы. Южная столица Казахстана названа в честь этого плода. О каких плодах идет речь?

(О яблоках)

5. С вами играет Христофор Колумб – итальянский путешественник, мореплаватель. Его именем названа одна из южноамериканских стран – Колумбия. Традиционно считается, что Америку для европейцев открыл именно он. Внимание, «Чёрный ящик»!

В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще.

Внимание, вопрос! Что лежит в «черном ящике»?

(Луковица)

6. Уважаемые знатоки! Какому веществу написал гимн французский летчик и писатель Антуан Де Сент – экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь». Это самое распространённое вещество на Земле.

(Вода)

Вопросы по истории

1. Играет учитель истории Исина А.С.

Сектор «Блиц»

1) В настоящее время ни у кого не возникает вопрос: на чём же писать? Конечно же, на бумаге. А на чём писали древние египтяне? (Папирус)

2) Эта сакская царица приказала положить голову Кира в мешок, наполненный кровью. (Томирис)

3) Назовите первый период каменного века (Палеолит)

2. В чёрном ящике находится то, что на немецком языке обозначает «образец», на греческом – «папирус для письма». Они бывают географические, административные, политические, экономические – без них не могут обойтись школьники, путешественники, военные.

Что находится в чёрном ящике?

(Карта)

3. Вопрос задаёт учитель истории Исина А.С. Внимание на экран! Перед вами уникальный архитектурный памятник древнерусского зодчества, который находится в России, в Карелии, на острове Кижи. Через одну минуту назовите предмет, который необходим при строительстве таких сооружений, но которое не использовалось при строительстве данного архитектурного памятника.

(Гвоздь)

4. Внимание, «чёрный ящик». В Древнем Риме в первый день каждого месяца полагалось платить налоги. Первый месяц года у древних римлян назывался «календой». Долги записывались в специальные долговые книжки. В чёрном ящике лежит одна из таких долговых книжек. Внимание, вопрос: Что лежит в чёрном ящике?

(Календарь)

5. Сектор «Блиц»

1) Изображение бога в виде статуэтки (Идол)

2) Захоронения в эпоху бронзы (Курганы)

3) Верхний деревянный купол юрты (Шанырак)

6. Сектор «Блиц»

1) Одно из первых орудий древнейщего человека (Рубило)

2) «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике… (Иссык)

3) Название новокаменного века (Неолит)

Вопросы по логике

1. В школе 400 учеников. У скольких учащихся совпадут дни рождения?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. Так как количество дней в году меньше 400; у 365 (или 366) учеников дни рождения могут быть в разные дни года, а у всех остальных пойдут на совпадение с первыми.

Ответ: совпадут у 35 человек.

2. В1900 году 1 января был понедельник. На какой день недели приходился 1 января 1995 года?

(Время обдумывания 2 мин.)

Решение. Если год не високосный, то он сдвигает день недели на 1 (365: 7 = 52 ост 1).

С 1900 по 1994 год включительно прошло 94 года, причем 23 из них были високосными, день недели переместился с учетом семидневки на 5 дней ((94 + 23) : 7 = 16 ост 5). Следовательно, 1 января 1995 года приходилось на воскресенье.

Ответ: воскресенье.

3. Имеются два сосуда емкостью 3 литра и 5 литров. Как с их помощью набрать из водопроводного крана 4 литра воды?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 1-ое переливание: из 5-литрового сосуда вылить в 3-литровый 3 литра, в нем осталось 2 литра воды.

2-ое переливание: вылить 2 литра воды из 5-литрового сосуда в 3-литровый сосуд. Доверху не хватает 1 литра воды.

3-ье переливание: из полного 5-литрового сосуда долить в 3-литровый 1 литр воды. В 5-литровом сосуде останется 4 литра воды.

4. . Наполненный доверху водой сосуд имеет массу 5 кг., а наполненный наполовину 3кг 500г. Сколько воды вмещает сосуд?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 5 кг – 3кг 500г = 1кг 500г - это масса половины воды в сосуде. Тогда масса всей воды в сосуде ровно в 2 раза больше, то есть 3 кг. Ответ : 3 кг .

5. По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба.

Ответ: 6 дней

6. Вопрос: В квадратном зале для танцев нужно расставить вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну. Как это сделать?

Ответ:

Вопросы по русскому языку и литературе.

1. Сектор «Блиц»: Назовите сказку:

1) «Шёл солдат по дороге: «Раз-два, раз-два!» Ранец за спиной, сабля на боку…» («Огниво»)

2) «Одну удивительную, полную захватывающих приключений историю, он услышал от ласточки…» («Дюймовочка»)

3) «Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24…» («Стойкий оловянный солдатик»)

2. Уважаемые знатоки, с вами играет Ганс Христиан Андерсен: «В одной из моих сказок описан эффективный тест на выявление принадлежности к королевской фамилии. Этот «тест» находится в чёрном ящике».

Внимание, вопрос: О каком тесте идёт речь?

(Горошина)

3. Реши примеры из грамматической арифметики. В ответах у вас должны получиться слова, обозначающие названия птиц.

1) Каро + со (Сорока)

2) Флаг + моника – ка (Фламинго)

3) Яд + тело – о (Дятел)

4) Гол + ива (Иволга)

5) Ров + секция – ия (Скворец)

6) Сало + точка – о (Ласточка)

4. Уважаемые знатоки, с вами играет учитель русского языка Е.Н.Водопьянова:

Разгадайте шарады:

1) Между союзом и предлогом

Поставь небесное явленье,

И три составленные слога

Дадут забор иль загражденье (О-град-а)

2) Мой первый слог – на дереве

Второй мой слог – союз.

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь. (Сук-но)

5. Мультипликационная пауза!

(Серия мультфильма «Маша и медведь»)

6. Сектор «Блиц»: Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой:

1) Чья душа потёмки? (Чужая душа - потёмки)

2) С каким металлом можно сравнить молчание? (Слово – серебро, молчание - золото )

3) Что любят деньги? (Деньги счёт любят)

Вопросы по английскому и казахскому языкам

1. Чем уникально предложение

«The quick brown fox jumps over the lazy dog»?

(В нём используются все 26 букв алфавита)

2. Чем интересно слово « racecar »?

(Оно читается одинаково слева направо и справа налево)

3. К какому из слов английские поэты никогда не могут подобрать рифму?

a) month

B) lake

c) house

d) town

(month )

4. Назовите слово английского языка, где встречаются три удвоенные буквы подряд .

(Bookkee per )

5. Сектор «Блиц»

1) В чем состоит различие между сказками и легендами? (В легенде описываются события, которые имели место быть когда-то давным-давно)

2) Назовите сказку, в которой кошка поплатилась своим хвостом за необдуманный поступок. («Мақта қыз бен мысық»)

3) Назовите имя хитреца, который умудрился получить у бая десять отборных овец за обглоданную кость. (Алдар Косе)

6. Музыкальная пауза

Игра со зрителями

1. Отгадайте антифразы. Отгадками служат известные пословицы.

1) Злое предложение и собаке отвратительно. (Доброе слово и кошке приятно)

2) Коротка ночь от утра, если забот полно. (Долог день до вечера, коли делать нечего)

3) Начал безделье – работай трусливо. (Сделал дело – гуляй смело)

4) Слабую вражду пилой распилишь. (Крепкую дружбу топором не разрубишь)

5) За доллары глупость не продашь. (За деньги ума не купишь)

6) Щедрость – редкому счастью конец. (Жадность – всякому горю начало)

2. Отгадайте шарады:

1) Три первые буквы – сирены сигнал,

А последние две – предлог.

Целое – каждый в лесу видал

И в печке зимою жёг. (Сос – на)

2) К строению предлог добавишь,

а в целом ты руду расплавишь (Дом – на)

3) Слог первый – среди нот,

Второй – на танцплощадке,

Всё вместе – корнеплод,

Зреющий на грядке. (Ре – па)

3. Древний человек (Австралопитек)

4. Древнейшее религиозное представление (Тотемизм)

5. Первый сплочённый постоянный коллектив родственников (Род)

6. Главное условие для развития человека (Труд)

7. Древнегреческий историк (Геродот)

8. Материал для покрытия и утепления юрты (Кошма)

9. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит: «Я тебе мать, но ты мне не сын». Что бы это значило? (Она обращается к девочке.)

10. 1% от одной тысячи рублей? (10 рублей)

11. Единица скорости на море? (узел)

12. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да, если один из множителей равен нулю)

13. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

14. Сколько вершин у куба? (8)

15. Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька восьмая? (15)

16. Количество материков умножьте на количество океанов. Что получили? (24)

17. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)

  • " onclick="window.open(this.href,"win2","status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no"); return false;" > Печать

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

(7-9-е классы)



Правила игры





Вопросы для игры

Вопросы «Ассорти».

Вопросы и вопросики:




Вопросы из области истории:

1. Объясните значение слов:

  • вече (народное собрание);
  • волхвы (жрецы);

рисунке


Как ныне сбирается вещий Олег


Всеволода Большое Гнездо.)

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

(7-9-е классы)

Принимать участие может несколько команд по 6 человек.
Команды выбирают себе капитана и придумывают название. Игра проводится в большом помещении, на стенах которого развешиваются
плакаты с названием игры, красочно оформленные изображения вопросительных знаков, рисунки совы и т. д.

На сцене находится стол для ведущего. За местом ведущего расположено табло для отображения счета игры. Во время игры все команды
сидят в зале. Каждая команда за отдельным столиком. Команды должны ознакомиться с правилами игры, ведущий напоминает их.

Правила игры

Ведущий зачитывает вопрос и даёт одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные ответы».
Затем он произносит правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло.
При правильном ответе на вопрос команда получает один балл.
В скобках записывается рейтинг вопроса - число команд, которые не ответили на вопрос. Игра продолжается, задается следующий вопрос.
После прохождения половины игры, для разрядки и снятия напряжения организуется музыкальная пауза. Это может быть какой-нибудь номер, исполняемый ребятами. После музыкальной паузы игра возобновляется. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков), награждается памятными медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры «Что? Где? Когда?», а так же призами.

В случае если одинаковое число баллов набрали две команды, для выявления победителя учитывается суммарный рейтинг всех вопросов.
У какой команды он больше, та и победила в игре.

Вопросы для игры

Вопросы «Ассорти».

1. Назовите самую близкую к земле звезду. (Солнце.)

2. Назовите самый большой струнный щипковый музыкальный инструмент. (Арфа.)

3. Назовите самую первую женщину-космонавта. (В.Н. Николаева-Терешкова.)

4. Назовите самую высокую гору нашей планеты. (Джомолунгма или Эверест, 8848 м.)

5. Назовите самую главную книгу мусульман. (Коран.)

6. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри, менее 2 грамм.)

7. Назовите самое распространенное в России дерево. (Лиственница. Она составляет 45% лесных массивов.)

8. Назовите самую крупную ягоду. (Арбуз.)

9. Назовите самое часто встречающееся имя на страницах произведений Кира Булычева. (Алиса.)

10. Назовите самую маленькую денежную единицу в США. (Цент.)

11. Как называется самая высокая океанская волна? (Цунами.)

12. Назовите самое популярное транспортное средство в Восточной Азии. (Велосипед.)

13. Назовите самый распространенный напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода.)

14. Назовите самый большой на планете остров. (Гренландия.)

15. Назовите самую часто издаваемую книгу в мире. (Библия.)

16. Назовите самую распространенную обувь в России XVIII века. (Лапти.)

17. Назовите самую веселую цирковую профессию. (Клоун.)

18. Назовите самый популярный в Голландии цветок. (Тюльпан.)

Вопросы из области литературы.

1. Прекрасное есть жизнь. (Н.Г. Чернышевский. Эта формула дана в диссертации «Эстетические отношения искусства к деятельности.)

2. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А. Некрасов. «Поэт и гражданин».)

3. Рожденный ползать летать не может. (М. Горький. «Песня о Соколе».)

4. Человек - это звучит гордо! (М. Горький. «На дне».)

5. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В.В. Маяковский. «Домой».)

6. Никто не обнимет необъятного. (Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова.)

7. Тяжела ты, шапка Мономаха. (Из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».)

8. Подписано, так с плеч долой. (Из комедии Грибоедова «Горе от ума».)

9. Зри в корень! (Афоризм Козьмы Пруткова.)

10. Там русский дух, там Русью пахнет. (А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)

Вопросы и вопросики:

1. Кто из русских поэтов был повешен по приказу царя? (К. Рылеев.)

2. Назовите 11 опер и балетных постановок на сюжеты произведений А.С. Пушкина. («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Алеко», «Мазепа»,
«Руслан и Людмила», «Дубровский», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Бахчисарайский фонтан», «Золотой петушок», «Медный всадник».)

3. Название какого произведения известного русского писателя является наречием? («Накануне» И.С. Тургенева.)

4. Какой роман известного русского писателя начинается словами на французском языке? («Война и мир» Л.Н. Толстого.)

5.О каком матросе, который никогда не плавал, упоминается в одном из романов И.С. Тургенева? («Кот Матрос» в «Дворянском гнезде».)

6. Назовите фамилию Тимура из повести А. Гайдара «Тимур и его команда». (Гараев.)

7. Кто из русских писателей владел восемью иностранными языками? (Грибоедов. Был дипломатом - латинский, английский, французский, арабский итальянский, персидский, греческий, немецкий.)

8. Кто из писателей к каким произведениям написал эпиграфы: «Береги честь с молоду», «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?
(А. С. Пушкин к повести «Капитанская дочка». Гоголь эпиграф к комедии «Ревизор».)

9. Кто из русских писателей в возрасте 70-ти лет катался на коньках, в 75 лет увлекался велосипедным спортом, в 82 года быстро ездил
верхом на лошади? (Л.Н. Толстой.)

10. Как называется произведение, над которым М.Ю. Лермонтов работал 12 лет? («Демон», в 1829-1841 гг.)

11. Кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя, и какое произведение было им написано под впечатлением этого
события? (Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы».)

12. Какой русский художник выкупил из неволи великого украинского поэта? (К. Брюллов выкупил Т. Шевченко.)

13. Какие литературные произведения легли в основу картин:

а) «Русалка» Крамского («Майская ночь». Н.В. Гоголь);
б) «Запорожцы» Репина («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя);
в) «Бурлаки на Волге» Репина («На волге» Н. Некрасова);
г) «Отдых после боя» Непринцева («Василий Теркин» А. Твардовского)

14. Какое произведение создал А.С. Пушкин после изучения величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»? («Руслан и Людмила».)

15. Чьи это слова: «Есть еще порох в пороховницах.» (Тарас Бульба из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».)

Вопросы из области истории:

1. Объясните значение слов:

  • вече (народное собрание);
  • полюдье (сбор князем дани с подвластных ему территорий);
  • волхвы (жрецы);
  • писало (палочка с острым концом для письма на бересте).

2. Какой храм явился прообразом Софии Киевской? (Софийский Собор в Константинополе.)

3. Назовите не менее 3-х племен восточных славян. (Например: кивичи, вятичи, радимичи, поляне.)

4. О ком писал русский летописец: «Легко и неслышно ходил он в походах, как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал, подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав.)

5. Какое отношение шапка Мономаха имеет к Владимиру Мономаху? (По легенде Византийский император Константин Мономах подарил ее своему внуку Владимиру. С точки зрения историков: шапка не имеет к Владимиру никакого отношения, т. к. появилась на Руси гораздо позже при монголах-татарах.)

6. Объясните смысл происходящего на рисунке . (По приказу Владимира в день крещения киевлян все языческие идолы были сброшены в реку Днепр, это вызвало ужас я страх среди населения, желание спасти своих богов и старую веру.)

7. У А.С. Пушкина есть такие слова:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...
А что говорит об этом история? Отомстил ли Олег хазарам или это сделал другой князь? (Князь Святослав разбил хазар.)

8. Правда ли, что поэма «Слово о полку Игореве» посвящена Игорю, сыну Рюрика? (Нет. Она написана позже, в 12 веке, Игорь здесь - брат
Всеволода Большое Гнездо.)

9. Летописи донесли до нас образ князя Андрея Боголюбского, как человека гордого и заносчивого. Объясните, только ли черты характера
князя заставили его смотреть на всех свысока? (Как установили медики по останкам Андрея Боголюбского, у него срослись 3 шейных позвонка, что не давало возможности наклонить вниз голову, голова князя всегда была высоко поднята.)

10. Х-ХII век. Подтвердите или опровергните мысль о том, что русские люди, жившие в это время, были темными и безграмотными. (Нет. Уже при Ярославе Мудром открылись школы для мальчиков, а при Вл. Мономахе и для девочек; известны многочисленные берестяные грамоты из Новгорода и др.)

Вопросы из области географии:

1. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан.)

2. Эта точка Земли интересна тем, что ее географические координаты равны нулю. Где находится эта точка? Найдите ее на географической
карте. (Атлантический океан. Гвинейский залив.)

3. Этот город родился из римского военного поселения, затем появилась могучая крепость с ее кровавой военной историей. Вокруг нее квартал за кварталом нагромождались новые районы - хаотично и беспланово. Город строился не для забавы, роскоши или развлечений - он нужен был здесь, в устье реки, для торговли, для набегов на чужие земли. Это была обитель коммерсантов и воинов. Сейчас это один из крупнейших городов и портов мира, в котором сосредоточено примерно 14% всего населения страны. До 1953 года в пригороде города находилась известная всему миру обсерватория, через которую проходит нулевой меридиан Земли. Назовите город и знаменитый меридиан, который через него проходит. В устье какой реки расположен этот город? (Лондон, Гринвичский, Темза.)

4. Чему равна длина экватора в градусах, километрах? (360, 4000 км.)

5. Может ли быть географическая широта равной 95 градусам? (Нет.)

6. Чему равна длина дуги экватора в длину? (40 075,696 км.)

7. Запишите численный масштаб и постройте линейный, если именованный в 1 см - 5 км (1:500000); в 1 см - 3500 км (1:350000000), в 1 см - 100м (1:10000).

8. Как можно с помощью горизонталей определить какой склон круче? (Где горизонтали ближе друг к другу, там склон круче.)

9. Чем относительная высота отличается от абсолютной? (Относительная высота - это высота одной точки относительно другой, абсолютная - относительно уровня моря.)

10. Что означает термин «география»? (Землеописание.)

Вопросы из области информатики:

1. Какой первоначальный смысл имело слово:

  • компьютер? (Человек, ведущий расчеты.)
  • калькулятор? (Камень (галька) для счета.)

2. Какие информационные процессы вы знаете? (Хранение, передача и обработка информации.)

3. Назовите имя первого программиста. (Леди Ада Августа Лавлейс, дочь лорда Байрона.)

4. Какое имя дал своей суммирующей машине Блез Паскаль? («Паскалина», 1642 г.)

5. Какое отношение имеет жаккардовая ткань к информатике? (В ткацких станках Жаккарда узор задавался с помощью перфокарт.
Эту идею Чарлз Бэбидж: использовал для обработки информации с помощью компьютера.)

6. Что такое чип? (Интегральная схема на кремниевом кристалле.)

7. Какой диаметр может иметь гибкий диск. (8"" (первая дискета 1971); 5,25"" (1976 год); 2"" (1985 год); 3"" (1982 год); 3,5 (1987 год) дюйма.)

8. Сколько лет счетам? (2000-5000 лет Китай, Египет, Греция.)

9. Что такое блок-схема? (Диаграмма, показывающая последовательность основных шагов программы.)

10. Чем отличается логическая ошибка от синтаксической? (Синтаксическая ошибка - описка обнаруживается компьютером, логическая
ошибка компьютером не замечается, но приводит к неверным результатам работы.)

Вопросы из области физики:

1. В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В покое или движении находится книга относительно:

а) стола,
б) рельсов,
в) пола вагона,
г) телеграфных столбов.

Ответ: В покое.

2. Какое движение называется равномерным?

Ответ: Равномерным движением называется движение, когда тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути.

3. Почему легче перепрыгнуть ров с разбега?

Ответ: При разбеге человек приобретает скорость и после отрыва от земли продолжает двигаться по инерции.

4. Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом?

Ответ: Машина не может остановиться сразу при включении тормозов, она еще некоторое время движется вперед (движется по инерции).

5. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул горячей воды?

Ответ: Молекулы не отличаются, отличается только скорость их движения.

6. Объясните, почему газы можно сжать сильнее, чем жидкости?

Ответ: Расстояния между молекулами газа значительно больше, чем расстояния между молекулами жидкости.

7. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?

Ответ: За счет явления диффузии.

8. Почему запахи пахучих веществ быстро распространяются в спокойном воздухе, а краситель (например, синька) в спокойной воде распространяется медленно?

Ответ: Скорость диффузии в газе больше скорости диффузии в воде, т. к. в газах молекулы движутся свободнее и расстояния между ними больше, чем в жидкостях.

9. Молекулы твердого тела находятся в беспрерывном движении. Почему же твердые тела не распадаются на отдельные молекулы?

Ответ: Между молекулами существуют силы притяжения.

10. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними существуют промежутки?

Ответ: Между молекулами на близких расстояниях (меньших диаметра молекул) возникают силы отталкивания.

11. В чем причина разрушений зданий при землетрясении?

Ответ: Явление инерции, т. к. почва вместе с фундаментом зданий приходит в движение, а само здание остается в покое.

Вопросы из области искусства и музыки.

1. Назовите имена известных русских пейзажистов. (Шишкин, Левитан, Куинджи, Поленов, Айвазовский.)

2. На какой картине русских художников море изображено одним живописцем, а человек - другим? («Пушкин у моря» Айвазовский и Репин.)

3. Каких наиболее известных художников-передвижников вы знаете? (Крамской, Перов, Саврасов, Ге, Шишкин, Маковский, Репин, Суриков,
Васнецов, Левитан).

4. Какие картины русских художников однажды были сняты царем с выставки? («Отказ от исповеди» Репина и «Сельский крестный ход на пасху» Перова.)

5. Кто из великих художников был анатомом, биологом, астрономом, музыкантом, писателем, архитектором? (Итальянец Леонардо да Винчи, XVI век.)

6. Всему миру известны карикатуры, под которыми стоит подпись «Кукрыниксы». Но это псевдоним. Кто авторы этих работ? (Советские художники: Куприянов, Крылов, Соколов.)

7. Какой русский художник, всю свою творческую жизнь посвятил созданию одной картины? (Иванов Александр Андреевич «Явление Христа народу».)

8. Какой великий композитор начал свою концертную деятельность в шестилетнем возрасте? (Моцарт.)

9. Какой известный русский композитор был по профессии ученым-химиком, академиком медико-хирургической академии? (А.П. Бородин.)

10. Какой известный русский композитор был генералом русской армии, ученым в области военно-инженерного дела, профессором инженерной
академии? (Кюи Цезарь Антонович.)

11. Великий русский композитор Бородин умер, не успев закончить свою оперу «Князь Игорь». Кто закончил ее? (Римский-Корсаков и Глазунов.)

12. Какой известный русский композитор являлся участником Отечественной войны 1812 года, а затем по ложному доносу был арестован и сослан в Сибирь? (Алябьев Александр Александрович.)

13. Какие музыкальные произведения посвящены легендарному броненосцу «Потемкин».? (Опера «Броненосец Потемкин», композитор
Н. Речменский.)

14. По отрывку песни скажите, как называется песня (и кто авторы текста и музыки)?

Что ж ты, милая, смотришь искоса.
Низко голову наклоня.
Трудно высказать и не высказать
Все, что на сердце у меня.
(«Подмосковные вечера», слова М. Матусовского. музыка В. Соловьева-Седого.)

  • Из этих вопросов можно составить игру-викторину для участников любого возраста с 5-го по 9-й класс.

Игра «Что? Где? Когда?» для школьников. Сценарий

Интеллектуальный Чемпионат игры «Что? Где? Когда?» для школьников.

Мельникова Татьяна Владимировна, педагог – организатор МБОУ ДОД «Дворец детского творчества», г. Златоуст Челябинская обл.
Описание материала: Материал будет интересен учителям, заместителям директора по воспитательной работе, организаторам внеклассной работы. Игра включает в себя серию интеллектуальных соревнований. Представлен один из туров интеллектуальной игры.
Цель: создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы молодёжного интеллектуального досуга, выявлять интеллектуальных лидеров.
Задачи:
Сформировать и развить интеллектуальное движение учащихся
Выявить сильнейшие молодёжные команды
Развить конкурентные качества школьников
Условия проведения Чемпионата :
В Чемпионате принимают участие команды общеобразовательных школ.
Состав команды- 6 человек, учащиеся 6-8 классов.
С командой работает руководитель, курирующий работу на протяжении всех этапов Чемпионата.
У команд приветствуется название, единая форма и наличие атрибутики.
Способы: вопросы
Оформление: мультимедийное оборудование для показа презентации (слайды).
Ход игры:
Эмблема:

Ведущая:


Добрый день! Мы рады вас приветствовать на игре « Что? Где? Когда?».
Напомню правила игры Чемпионата: зачитываю вопрос, вам даётся одна минута для обсуждения. По истечении минуты, вы даёте ответ.
Затем я произношу правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся в таблицу. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. Всего в игре 24 вопроса, после того, как я прочитаю половину вопросов, для того чтобы вы отдохнули у вас есть 5 минутный перерыв. После перерыва игра возобновляется вновь. Правила вспомнили. Ну а теперь поприветствуем команды….
Поприветствуем жюри.

- ………………
Напомню: У каждой команды есть свой индивидуальный номер, который сохраняется на протяжении всей игры, жюри не знает у какой школы какой номер, таким образом у нас получается анонимная игра.
Минутная готовность
Ни пуха, ни пера.

Вопросы с 1-12
1.В перечне символических имён она расположена точно посередине. Однако считается, что из жизни она уходит, как капитан с погибающего корабля.
Внимание вопрос: Кто же она?
Время!
Ответ: Надежда
2.Греки так говорили о необразованном человеке: «Он не умеет ни писать, ни.. … ». Про¬должите за древних греков фразу одним словом, если учесть, что к грамотности оно не имеет никакого отношения, а речь идёт о некоем физическом действии.
Время!
Ответ: «...плавать».
3.В хорошо известном, вам произведение описаны появление на свет главной героини, ее развитие, ее цвет и стать. В этом произведении упоминаются также два времени года, два представителя фауны – грызун и хищник, пожилой мужчина и детвора. Надеюсь, всего вышеперечисленного достаточно, чтобы назвать главную героиню этого произведения.
Внимание вопрос: Назовите ее.
Время!
Ответ: Елочка. Комментарии: По сюжету песни "В лесу родилась елочка".
4.По обычаю древних римлян за здоровье Октавиана – выпивали 8 чаш. За здоровье Веспасиана – 9.
Время!
Внимание вопрос: А сколько чаш выпивали за здоровье Сенеки?
Ответ: 6. Комментарии: Количество букв в имени.
5.С недавних пор в Италии стала модной новая диета. Суть ее сводится к употреблению продуктов в строго определенной последовательности. Начинать есть, например, следует с малины, помидоров или лососины. Затем, после небольшой передышки, можно приналечь на бананы, жареную картошку или булку с маслом. А на десерт – зелень, огурцы или плоды киви. По определению из этой диеты выпадают обе "белые смерти" – сахар и соль, а также черная икра и баклажаны. Если вы поняли принцип, по которому строится эта диета, вы без труда напишете ее название.
Время!
Ответ: "Светофор".
6.Однажды журналист Ярослав Голованов предложил издательству "Детская литература" учредить приз, который будет присуждаться семье, в которой отца зовут Михаилом Ивановичем, мать – Настасьей Петровной, а их сына – Михаилом Михайловичем. По мнению Голованова, этот приз должен носить хорошо знакомое вам название.
Внимание вопрос: Какое именно?
Время!
Ответ: "Три медведя"..
7.В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски - их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги!
Внимание вопрос: Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?
Время!
Ответ: Эту часть серебряного бруска называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы - рубль.
8.Во время Первой мировой войны газеты сообщили об одном интересном случае, который произошел с французским летчиком. Он летел на самолете на высоте около 2 км и вдруг увидел, что около него движется какой-то предмет. Когда летчик схватил его перчаткой, то очень удивился.
Внимание вопрос: Что это было?
Время!
Ответ: Пуля.
9.Попробуйте продолжить арабскую мудрость: «Храбреца испы-тывает война, мудреца - гнев...».
Внимание вопрос: А что ис¬пытывает друга?
Время!
Ответ: Нужда.
10.Некая Ананда Тур в возрасте 6 лет взяла в заложники своих сверстников и выдвинула требования: 100 кг конфет и крутить по ТВ мультфильмы. По ее словам, на такой поступок она решилась благодаря тому, что ее дедушка читал ей некую, хорошо известную книжку.
Внимание вопрос: Какую?
Время!
Ответ: Книгу рекордов Гиннеса. Она захотела попасть туда как самый молодой террорист.
11.Согласно одной из африканских легенд, первый человек спустился на землю с неба.
Внимание вопрос : А какое животное (по представлениям, конечно, африканцев), помогло ему в этом?
Время!
Ответ: жираф
12.Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль.
Внимнаие вопрос: Что общего у каждой пары?
Ответ: количество ног.
Команды во время игры:

Пятиминутный перерыв, музыкальная композиция.
Вопросы с 13-24
13.Этот список составлен в первом веке до нашей эры и он до сих пор остался неизменным хотя предпринимались сотни попыток этот список изменить.
Внимание вопрос: О чем речь?
Время!
Подсказка: список из семи пунктов
Ответ: Семь чудес Света
14.Продолжите японскую мудрость: рождают тело, но не... Что?
Время!
Ответ: ... характер.
15.Однажды на фронте в женской авиачасти было решено устроить концерт самодеятельности. Программа оказалась настолько большой и разнообразной, что одна из девушек захотела быть ИМ, потому что, по ее словам, такая категория людей тоже необходима.
Внимание вопрос: Назовите ЕГО.
Время!
Ответ: зритель
16.Индонезия располагается на островах Индий¬ского океана и про неё говорят: «Здесь если дождь - так ливень, если дерево - так великан, если бабочка - так с птицу, а если дом - так на...»
Внимание вопрос: А на чём?
Время!
Ответ: ...на ходулях Комментарий: так как когда настает вре¬мя Больших дождей, то везде вода, а в домах сухо, ибо ходули поднимают их высоко над землей.
17.Что известный древнегреческий философ Сократ назы¬вал лучшей приправой к пище?
Время!
Ответ: голод.
18.В 15 веке не редки были судебные документы, в которых совершенно не было ИХ в связи со стремлением избежать ложных трактовок. Воспроизведите в ответе хрестоматийный пример, где ЕЕ можно поставить и туда, и туда.
Время !
Ответ: Казнить нельзя помиловать (это запятая).
19.Один из знаменитых подвигов Геракла очистка авгиевых конюшен.
Внимание вопрос: Сможете ли вы назвать, с точностью хотя бы до порядка, сколько лошадей в них было?
Время!
Ответ: Ни одной (на скотном дворе царя Авгия были только быки).
20.Болгары во время засухи просят ИХ о дожде. А в Польше родители поучают детей: "Не убивай ЕЕ – может, это твоя покойная БАБУШКА".
Внимание вопрос: О ком так говорят поляки?
Время!
Ответ: О бабочке.
21.Это придумали мужчины три тысячи лет назад в знойных пустынях Востока. В средневековой Европе, куда это занесли первые христианские проповедники, женщины к этому также не допускались. Этим занимались многие рыцари, а уж попасть в закрытую гильдию профессионалов можно было лишь после шестилетнего обучения и строжайшего экзамена. Времена меняются: мужчины об этом давно забыли и считают это целиком женской прерогативой.
Внимание вопрос: Что это такое?
Время!
Ответ: Вязание.
22.Не секрет, что моряки-подводники во время долгих походов испытывают сенсорный голод. Рассказывают, что после возвращения на берег им в приказном порядке запрещают смотреть ЭТО, чтобы уберечь от быстрой растраты денежное довольствие. А газета "Друг для друга" сообщает, что власти Курска признали кабину лифта "эффективной площадкой для ЭТОГО".
Внимание вопрос: что ЭТО?
Время!
Ответ: Реклама. Комментарий: Моряки после похода всему верят - и материальные последствия катастрофические.
23.По мнению Пеле, большинство прозвищ футболистов придумано людьми, работу которых он сравнил с пулеметом.
Внимание вопрос: Назовите профессию упомянутых людей.
Время!
Ответ: Телекомментаторы. Зачёт.

4 сентября 1975 года ровно в 12:00 впервые в эфир вышла программа "Что? Где? Когда?". Сегодня правила этой игры может рассказать даже ребенок, но мало кто помнит, что 38 лет назад не было ни знатоков, ни волчка, ни знаменитой хрустальной совы. В первых играх друг против друга выступали две семьи, в доме у которых снимались 2 раунда, а потом сюжеты монтировались с помощью фотографий из семейного альбома участников. Позже в игре стали принимать участие студенты и программа получила название "молодежного телевизионного клуба", а в 1991 году превратилась в "интеллектуальное казино".

Первые вопросы для знатоков придумывал сам Владимир Ворошилов и команда редакторов, но спустя несколько лет на адрес программы стали приходить письма от телезрителей с вопросами, ответы на которые порой были самые неожиданные.

"РГ" выбрала несколько любопытных вопросов, прозвучавших в эфире игры "Что? Где? Когда?".

Вопрос № 1

В 1926 и 1948 годах Германия была наказана за развязывание войн так же, как когда-то была наказана Спарта. Что это за наказание?

Ответ: Немецким спортсменам было запрещено участвовать в Олимпийских играх

Вопрос №2

Газета "Уикли уорлд ньюс" провела опрос в пяти крупных городах Америки, выясняя, кто согласится за 1 миллион долларов отправиться нагишом на работу. Согласились 84% мужчин. Женщины, как выяснилось, несколько стыдливее: лишь 20% продемонстрировали бы свои прелести. Правда, объяснение, возможно, содержится в словах одной из участниц опроса, которая разоблачилась бы при условии, что ее предупредят за несколько недель. А для чего ей эти несколько недель?

Ответ: Чтобы сбросить лишний вес

Вопрос № 3

Мексиканский курорт Акапулько всемирно известен. Своей популярностью он во многом обязан местному климату, как нельзя лучше подходящему для отдыха. Догадавшись, что в переводе с языка ацтеков означает слово "акапулько", назовите знаменитого путешественника, побывавшего, помимо прочих интересных мест, и в городе с аналогичным названием.

Ответ: Незнайка

Вопрос №4

Этот прибор был изобретен в США в начале 20-х годов. Впервые он начал выпускаться фирмой, до того занимавшейся производством миксеров для коктейлей, и быстро завоевал популярность у значительной части населения. В 30-х - 40-х годах появились модели с регулировкой степени нагрева и скорости. А почему в 60-е годы объем продаж этих приборов резко возрос?

Ответ: Потому что мужчины стали носить длинные волосы и им тоже понадобились фены.

Вопрос №5

Радикально-авангардное объединение художников начала прошлого века, отколовшееся от "Бубнового валета", носило необычное название из двух слов, обозначающее предмет, который однажды был подарен законному владельцу. Как называлось это объединение?

Ответ: "Ослиный хвост"

Вопрос №6

Английский ученый-психолог Дэвид Льюис утверждает, что это безопасно лишь для женщин, тогда как для мужчин может стать источником опасных болезней. Проведенные исследования показали, что лишь у четверти женщин наблюдались какие-либо незначительные отклонения, например, сердцебиение. Мужчины же, наоборот, крайне отрицательно отреагировали на это: у них участился пульс, стала проявляться аритмия, резко подскочило кровяное давление. Назовите это английским словом, которое относительно недавно проникло и в русский язык.

Ответ: Шопинг

Вопрос №7

Многие не верят в ее существование. Однако Кант считал, что с нее начинается любое человеческое знание. А еще говорят, что она подводит только тех, у кого она есть. Назовите ее.

Ответ: Интуиция

Вопрос №8

Как ни странно, у этих двоих много общего. Оба имеют итальянские корни. Отчества у них были бы одинаковые, если бы, конечно, таковые имелись. А вот отношения с Россией у них сложились по-разному. Первому визит в Россию принес в итоге одни неприятности, хотя поначалу все у него складывалось весьма успешно. Второй же не только известен в России всем от мала до велика, фактически, здесь он появился на свет. Назовите их обоих.

Ответ: Наполеон Бонапарт и Буратино

Вопрос №9

В каждом из них есть что-то нечеловеческое, механистичное. При этом первый настроен к окружающим дружелюбно, хотя некая женщина от него немало пострадала. Второй же наоборот весьма недружелюбен, но некой женщине удалось в итоге избежать угрозы с его стороны. Интересно, что оба давали одинаковые обещания. Кто же они?

Ответ: Карлсон и Терминатор

На столе по кругу раскладываются конверты с вопросами, в центре — юла со стрелкой. Команда состоит из шести игроков. На обсуждение вопроса дается одна минута. Отвечает капитан. Игра идет до шести очков.

Мероприятие рассчитано на детей 3—4 классов.

Вопросы

До наших дней дошла история о том, как английский моряк прислал своей матери ценный по тем временам подарок — заморский напиток. Мать пригласила гостей на изысканное блюдо. Она сварила весь продукт в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям гущу и, приправив ее сметаной, подала к столу.

Этот напиток известен с древних времен. Впервые его стали пить в Китае. Позже он стал популярным напитком во многих странах, но поначалу выращивать и готовить его могли далеко не везде.

О каком напитке идет речь? (О чае.)

Известно, что звезды бывают разные: старые и молодые, большие и маленькие, холодные и горячие. И цвет звезд тоже различный. Он зависит от температуры звезды. Если звезда очень горячая, то цвет ее белый или чуть голубоватый. Если звезда похолоднее, как наше Солнце, то цвет ее желтый или оранжевый. А есть и вовсе холодные звезды. Какой цвет они имеют? (Красный)

Сейчас автомобили в основном работают на бензине. А вот самый первый в истории автомобиль заправлялся не бензином! Ездил такой автомобиль медленно и возил только по одному пассажиру. Водителя называли «шофером», что в переводе означает «истопник» или «кочегар». На чем работал первый в истории автомобиль? (На дровах.)

Во все времена дети любили играть. В прятки, например, наши бабушки играли также, как мы, а дедушки играли в «бабки» (игру с костями), а еще в футбол, но не резиновым, прыгающим мячом, а тяжелым тряпичным. А еще наши предки играли с «живулей». Из чего только не делали «живулю»! Из глины, из длинной картошки, из раскрашенной щепочки, обернутой в конфетную бумажку, из свернутой тряпочки. А как в наше время называют «живулю»? (Кукла)

Это животное не умеет бегать, как другие четвероногие. Оно скачет большими прыжками на двух длинных задних ногах, а короткие передние лапы прижаты к груди. Большой хвост помогает ему сохранять в прыжке равновесие, чтобы, приземляясь, не упасть, не ткнуться носом. Сядет животное отдохнуть или поесть, опять хвост при деле — зверек на него опирается. А если нападут дикие собаки динго, то он сумеет их лягнуть так, что худо им придется. Обопрется на хвост и ударит задней ногой.

Кому принадлежит этот замечательный хвост? (Кенгуру)

Существует легенда о том, как жила в лесу нимфа. Она была очень болтлива. Богам это не понравилось, и в наказание они лишили ее дара речи. Но не совсем, а так, чтобы нимфа могла повторять только окончания чужих, подслушанных в лесу слов.

Так случилось, что нимфа повстречала очень красивого юношу. От любви к нему она стала худеть и в конце концов превратилась в невидимку. С тех пор нимфа-невидимка, желая напомнить миру о себе, повторяет в лесу подслушанные ею чужие слова. Назовите имя этой нимфы. (Эхо)

Блиц. (На обдумывание каждого вопроса дается 20 секунд.)

Жестокое развлечение людей, при котором гибнут животные. (Охота)

Стремительное наступление войск. (Атака)

Рабочий, который все время что-нибудь красит. (Маляр)

Этот русский народный праздник отмечают 24 июня. В старину во время праздника пели, плясали, водили хороводы, на голову надевали венки из цветов. Главное событие праздника — это ночные поиски цветки папоротника. Считалось, что тот, кто найдет его, будет богатым и счастливым. Этим праздником также открывался купальный сезон.

Вспомните название праздника. (Праздник Ивана Купалы)

Черный ящик . (Угадать, что лежит в черном ящике.)

Бьют Ермилку по затылку.

Он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

До тех пор, пока у этого средства передвижения не появилась надутая воздухом шина, людям здорово пришлось помучиться, за что и прозвали его костотрясом. Еще одно название этого средства передвижения — паук, так как спереди у него стояло громадное металлическое колесо со множеством тонких блестящих спиц, которое очень напоминало паутину.

А какое название у него сейчас? (Велосипед)

Суперблиц . (Остается один игрок. На обдумывание каждого вопроса ему отводится 10 секунд.)

Вооруженные силы страны. (Армия)

Маленькая частичка огня, взлетающая в воздух. (Искра)

Задняя часть лодки. (Корма)

. «Капут» — так называли этот овощ древние римляне. Они говорили по-латыни и жили на берегу Средиземного моря, откуда и попал он к нам, в Россию. «Капут» значит «голова». Овощ в самом деле напоминает голову. Полюбился он жителям русской земли. Сажая его на огородах, крестьяне приговаривали: «Не будь голенаста — будь пузаста; не будь пустая — будь густая; не будь стара — будь молода; не будь мала — будь велика».

Назовите этот овощ. (Капуста)