Древнерусская литература. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве

Центральной идеей «Слова о полку Игореве» - выдающегося памятника древнерусской литературы – является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле и своему народу, двигала неизвестным автором во время создания этого произведения. Поэтому с полным правом, на мой взгляд, центральным героем «Слова» мы можем считать именно Русскую землю.

В этом произведении Русь предстает во всей своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственной и временной перспективе.

Прежде всего, свою родину автор показывает нам как землю предков, завоеванную и отвоеванную, обильно политую кровью отцов и дедов. Он вспоминает историю Руси, начинающуюся в далеком прошлом - с языческих времен («века Трояна») и до «нынешнего Игоря»:

Были веки Трояновы,

Миновались лета Ярославовы;

Были битвы Олега,

Олега Святославича.

Могущество Русской земли автор связывает с деятельностью «старых» князей - Владимира и Ярослава, а «нынешнюю невеселую годину» объясняет «крамолами» князей «новых» («О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей!»). Именно во времена князя Олега, по мнению автора «Слова», на Руси начались междоусобицы, которые ослабили Русь, сделали ее беззащитной перед лицом внешнего врага:

Тот Олег мечом крамолу ковал,

И стрелы он по земле сеял.

Кроме того, в «Слове» Русь предстает перед нами мощным государством, имеющим международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле.

Автор подчеркивает огромное географическое пространство русского государства, его беспредельность. Ощущение простора создается с помощью образов птиц - соколов, галок, воронов («Не буря соколов занесла чрез поля широкие - Галки стадами бегут к Дону великому!»), тем фактом, что поход Игоря происходит в степи - огромном пространстве («Игорь мыслию поле меряет От великого Дона До малого Донца») и т.д.

Русская земля в «Слове…» - это и русская природа, величественный и прекрасный мир, в котором живут своей особой жизнью ветры - Стрибожьи внуки, волнуются моря и реки, «светится на небеси» солнце, трепещут в тучах синие молнии.

Вообще, природа принимает активное участие в жизни героев. Так, например, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря, выступившего в поход:

И поехал по чистому полю.

Солнце дорогу ему тьмой заступило;

Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…

Уже беда его птиц скликает,

И волки угрозою воют по оврагам,

Клектом орлы на кости зверей зовут,

Лисицы брешут на червленые щиты.

Мы видим, что Див – языческое божество половцев – в свою очередь их предупреждает об опасности, узнаем, что коварная река Стугна утопила юношу Ростислава и что Донец помогает Игорю благополучно добраться до дома:

Донец говорит: «Ты, Игорь-князь!

Не мало тебе величия,

Кончаку нелюбия,

Русской земле веселия!»

Таким образом, природа в «Слове» выступает в своем реальном и метафорическом значении, активно участвует в жизни людей и, в то же время, живет своей независимой самостоятельной жизнью.

Автор «Слова» показывает нам, что русская земля – это и весь народ, населяющий ее: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом-отцом. Именно поэтому в конце произведения автор восклицает: «Слава князьям, а дружине аминь!» И именно поэтому он призывает русских объединиться для того, чтобы сохранить свою любимую отчизну – великую Русь.

Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве». Она представлена в произведении масштабно и объемно, как великая и прекрасная страна, которую невозможно не любить. Автор и его герои чувствуют себя неотъемлемой частью земли русской, которой надо восхищаться и которую надо оберегать, защищать. В этой мысли заключается основная идея «Слова о полку Игореве», которая актуальна во все времена.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Цель урока:

  1. развивать умение анализировать художественное произведение, находить средства художественной выразительности;
  2. помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность «Слова…», его лиричность;
  3. раскрыть живую связь “Слова” с литературой и другими видами искусства;
  4. развивать навыки выразительного чтения лирического произведения;
  5. воспитывать любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, «Боян»; картина К.Васильева «Плач Ярославны», гравюра В.А. Фаворского “Золотое слово Святослава”, фотография памятника Бояну в г.Трубчевске, фрагмент оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Объявление темы. Постановка цели.

Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение замечательного образца древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». На предыдущем занятии вы познакомились с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения. Сегодня же мы поговорим о поэтических особенностях языка великого произведения, а также о связи «Слова…» с литературой и другими видами искусства.

III. «Слово…» и древнерусская литературная традиция

1.Слово учителя.

Сколько гармонии звучит в ликующей музыке строк «Слова о полку Игореве». Общение с ним всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. Возникшее в пору юности русской литературы, оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок, «благоухающий, свежий, и яркий». И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов .

2.Чтение подготовленным учеником вступления «Слова…»

(Приложение 1)

(Слайд1: картина работы В. М. Васнецова, «Боян», 1880 г)

3.Вопрос к классу:

(Боян - историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI век а. Выдвигалась гипотеза о том, что Боян был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжеством )

4. Слово учителя.

(слайд 2: фотография памятника Бояну в г.Трубчевске)

Автор поэмы об Игоревом походе представляется нам одиноким певцом памятных страниц русской старины. Кажется, будто у него не было предшественников и сверстников в его поэтическом деле. А между тем сам он с уважением и восторгом говорит о "соловье старого времени" Бояне, песенный дар которого ценит так высоко, что не решается идти по его стопам, чувствуя себя бессильным сравняться с ним в искусстве поэзии. Наш автор не прочь был бы уступить свое место Бояну, чтобы он своим соловьиным щекотом воспел Игоревы полки, но, сам принимаясь за свою песнь, автор "Слова" то и дело говорит не "по былинам сего времени", как он обещал это делать, а "по замышлению Бояню". Красочность и гиперболичность образов "Слова", стремительность и напряженность повествования, взволнованность речи - все это, нужно думать, подсказано было ему песенным стилем Бояна. Он идет по следам Бояна и тогда, когда изображает богатство добычи Игоря при его победе над половцами, и тогда, когда рисует картину битвы русских с половцами. С Бояном автора «Слова…» роднит ритмичность и музыкальность речи. Он говорит о песнях и струнах не потому только, что Боян пел с их аккомпанементом, а потому, что сам был полон песенного ритма и речевой музыки.

Таким образом, своим поэтическим искусством наш автор был обязан мастерству певца, в свою очередь воспитавшего свой дар на лучших образцах народно-песенного творчества.

II. Фольклорные традиции в «Слове…».

1. «Плач Ярославны» - выразительное чтение отрывка подготовленным учеником. (Приложение 2)

(Слайд 3: картина К.Васильева «Плач Ярославны»,

Слайд 4: картина В.Г.Перова «Плач Ярославны»,)

2. Слово учителя.

Яркий, лиричный образ Ярославны помогает автору «Слова...» усилить эмоциональность поэмы, выразить отношение всей русской земли к произошедшей трагедии.

Важно отметить, что именно в этом эпизоде отчетливо заметна связь произведения с устно-поэтическими традициями Руси.

Свойственные народной поэзии плачи проходят через всю поэму. Когда князь Игорь терпит поражение, плачет природа (“Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось”), плачет родная земля.

И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле.

Плачут русские жёны: “Уж нам своих милых лад ни мыслью не осмыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать...” А на самом Дунае слышится плач жены Игоря - княгини Ефросинии Ярославны, обращённый и к ветру, и к Днепру Словутичу, и к светлому солнцу.

3. Вопрос к классу:

Какие же средства выразительности народной поэтической речи известны вам, ребята?

(ученики называют постоянные эпитеты, образы-символы, сравнения, метафоры, олицетворения)

4. Работа над языковым анализом отрывков из произведения. Задание классу:

Прочитав отрывки из поэмы, определите средство выразительности речи:

(Раздаточный материал. Приложение 3)

5.Слово учителя.

Так же, как плачи, характерны для русского фольклора и прославления: ведь в сказках, как знаем мы с детства, добро всегда побеждает зло. Игорь Святославич врага не победил, но родная земля ждала его и радовалась возвращению из плена. И, отдавая дань глубокого уважения отваге и смелости русских князей и дружины, Автор завершает поэму прославлением.

Слава Игорю Святославичу,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!

Здравы будьте, князья и дружины,
борясь за христиан
против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.

III. Оригинальность произведения.

1.Слово учителя.

Глубокое идейное содержание "Слова о полку Игореве" гармонически воплотилось в изумительной поэтической форме, какой мы не встретим ни в одном памятнике старинного славянского эпоса. Богатство образно-символических элементов - отличительная черта "Слова". Поэтическое олицетворение, сравнение, параллелизмы - все это в изобилии находим мы в нем. Художественные средства поэтической речи автор "Слова" использовал так, что придал своему произведению глубокую лирическую взволнованность и большое эмоциональное напряжение, то и дело высказывая свое субъективное отношение к событиям и лицам, принимавшим в событиях участие. Это делает "Слово" памятником насквозь публицистическим, агитационным, призывающим к действию, к борьбе за сплочение всех русских сил против кочевников-разорителей Русской земли. Призыв постоять "за землю Русскую", забыв личные счеты и личные временные эгоистические выгоды, звучит у нашего автора значительно энергичнее и убедительнее, чем он звучит даже у древнего летописца, также стоящего на страже интересов Русской земли в ее целом. "Слово", является сугубо прогрессивным для своего времени литературным памятником, обнаружившим силу национального самосознания наиболее передовых людей Киевской Руси.

Велика и познавательная ценность "Слова". Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси.

"Слово о полку Игореве", конечно, много выше того, что создала до него русская литература. Но не нужно забывать, что такое произведение не могло возникнуть на почве, не подготовленной всем предшествующим литературным развитием. "Слово о полку Игореве" ценно не только само по себе, но и как органический продукт нашей хотя и молодой, но уже в ту пору талантливой культуры, быстрыми шагами догонявшей более старую и значительно раньше себя проявившую культуру средневековой Европы.

(Слайд 5. Приложение 4.)

V. Тестирование.

«Слово о полку Игореве» в искусстве.

1. «Слово…» в живописи.

(заранее подготовленные ученики готовят презентацию по теме и рассказ. Приложение 5)

2. «Слово…» в музыке

1. Рассказ заранее подготовленного ученика об опере А.П.Бородина. (Приложение 6)

2.Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

VI. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

Используемая литература.

  1. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” – героический пролог русской литературы” – Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967 г.
  2. Древнерусская литература.- М.: Дрофа: Вече, 2002 г.
  3. Лихачев Д.С. Великое наследие. http://ppf.asf.ru/drl/index.html
  4. Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР
  5. Н.К. Гудзий/www.drevne.ru/theory/slovo_trad.htm
  6. http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-2361.htm
  7. www.slovoopolku.ru
  8. www/metodkabinet.eu

Приложение 1. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ (Перевод Н.Заболоцкого)

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его -
В похвалу трудам его и ранам -
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И. встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака,
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей касожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.
Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые.-
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Мы же по иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времен Владимира княженья
Доведем до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил.
Мужество избрал себе опорой.
Ратным духом сердце поострил
И повел полки родного края.
Половецким землям угрожая.
О Боян, старинный соловей!
Приступая к вещему напеву,
Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов, -
Так бы ныне был воспет тобой
Игорь-князь, могучий внук Троянов:
"То не буря соколов несет
За поля широкие и долы,
То не стаи галочьи летят
К Дону на великие просторы!"
Или так воспеть тебе,
Боян, Внук Велесов, наш военный стан:
"За Сулою кони ржут.
Слава в Киеве звенит,
В Новеграде трубы громкие трубят,
Во Путивле стяги бранные стоят!"

Приложение 2. ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

(Поэтическое переложение Н.А. Заболоцкого)

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая.
Голос Ярославны молодой;
"Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь".
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
"Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?"
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:
"Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!"
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
"Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?"

Приложение 3. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Прочитав отрывки из поэмы, определите средство выразительности речи:

Всеслав – князь

Людей судил,

Князьям города рядил,

А сам в ночи

Волком рыскал

(сравнение)

А половцы

Дорогами ненаезженными

Побежали к Дону великому:

Телеги в полуночи

Криком кричат .

(олицетворение)

Если вещий Боян,

Кому хотел песнь творить,

То носилася мысль его…

Серым волком по земи,

Сизым орлом под облаки…

(постоянные эпитеты)

А как Игорь соколом полетит,

Так Овлур волком бежит,

Отрясая собою

Студёную росу

(сравнение)

Дремлет в поле

Олегово

Хороброе гнездо:

Залетело далече!

Не было оно

Обиде обречено:

Ни соколу, ни кречету,

Ни тебе –

Черный ворон,

Половчанин поганый!..

(постоянные эпитеты)

Приложение 4. Ценность «Слова о полку Игореве»

  1. Глубокое идейное содержание
  2. Публицистическая взволнованность
  3. Отражение силы самосознания передовых людей Киевской Руси
  4. Богатство образно-символических элементов
  5. Познавательная ценность

Приложение 5.

Литература 9 класс. Тестирование по теме

«Художественные особенности «Слова о полку Игореве».

  1. Предположительное время создания памятника

А) IX в

Б) XII в

В)XV в

  1. В основе произведения лежит

А) историческая реальность

Б) художественный вымысел

В) фантастика

  1. Главная тема произведения

А) бесславный поход князя Игоря

Б) ответственность за совершаемые действия

В) мужество и героизм русских воинов

  1. Идея произведения:

А) призыв к единению против общего врага

Б) сравнение двух битв князя Игоря

В) плач Ярославны

  1. Какие особенности повествования Бояна отражены в «Слове…»?

А) фантастичность образов

Б) плавность и размеренность повествования

В) музыкальность и красочность речи

  1. Почему автор «Слова…» отказывается вести повествование в духе Бояна?

а) он акцентирует внимание на необходимости иной манеры изложения;

б) он не хочет никому подражать;

в) он считает Бояна великим мастером слова и скромно оценивает собственное дарование

  1. «Золотое слово Святослава» в «Слове о полку Игореве»:

а) предшествует описанию похода Игоря на половцев и содержит призыв объединить силы для него;

б) завершает произведение и отражает радость по поводу возвращения Игоря на родину;

в) является идейно-композиционным центром повествования.

  1. Жанр фольклора, использованный в «Слове о полку Игореве».

а) былина;

б) плач;

в) песня

Приложение 6. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЖИВОПИСИ.

“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина. Поэтическим переводом произведения занимались многие художники слова: В.А.Жуковский, А.Г.Майков, К.Д.Бальмонт, Н.А.Заболоцкий.

«Слово о полку Игореве» оставило глубокий след и в русской живописи. Среди тех, кто иллюстрировал его, наибольшую известность имеют гравюры В.А. Фаворского. Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышав в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность помы в полные величавой красоты зримые образы. Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал К.Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

Среди исторических полотен замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова есть картина «После побоища Игоря Святославича с половцами". Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев. «Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце». Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

К теме этого произведения обращался и другой известный русский художник - «сказочник» И. Билибин. Его эскизы к опере Бородина «Князь Игорь» отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.

Картина другого известного русского художника Николая Рериха «Поход князя Игоря» скорее похожа на сказку, хотя и написана на историческую тему - сражение русского князя с половцами. Выразительны силуэты воинов, неудержимо движущихся вперед, их красные, червленые« щиты (по ним в Х11 веке узнавали русичей) озарены солнечным сиянием. Тревожная тень, падающая на войско с другой стороны, напоминает нам о солнечном затмении, предвещавшем войску неудачу.

Широко известны также работы художников: В. Перова «Плач Ярославны», Е. Лося Боян«, Н.Гончаровой «Плач», И.Глазунова «Отправление войск», К.Васильева «Плач Ярославны», палехских художников И.Голикова, Смирновой, Р.Белоусова и многих других.

Приложение7 . «СЛОВО…» В МУЗЫКЕ.

Александр Порфирьевич Бородин, был и гениальным композитором, известным химиком и выдающимся педагогом. Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.

Этой мечте суждено было осуществиться. Но прежде чем приступить к созданию оперы он переработал множество исторических источников. Здесь и различные переводы “Слова”, и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое. Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.


Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» -несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово...» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента его открытия А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.

И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово...» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам - людям, живущим уже в XXI веке?

Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем «Слова...» является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место.

Автор «Слова...» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр, Дунай, это древние города Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич, Путивль и многие другие, это «сине море» и просторы степей - «страны незнаемой».

Обширности русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее частях: «девицы поют на Дунай, - вьются голоса через море до Киева». Действующие лица «Слова...» передвигаются с гиперболической быстротой: Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, а наутро оружием отворотил ворота Новгорода.

В таких необозримых пространствах и могущество героев приобретает гиперболические размеры: галицкий Ярослав подпер горы угорские своими железными полками, затворив Дунаю ворота.

Не менее грандиозен и пейзаж «Слова...». Ветер, солнце, грозовые тучи не просто составляют фон, на котором разворачивается действие, но и сами участвуют в нем: солнце затмением заступает путь Игорю, как бы желает отвратить-его от гибельного для Руси похода на половцев, а Донец стелет бегущему из плена князю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом.

Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. Вот почему, как к живым, обращается Ярославна к ветру, веющему под облаками, к Днепру, лелеющему Святославовы ладьи, к солнцу, в безводной степи истомившему жаждой русских воинов.

Так к образе Русской земли объединяется для автора «Слова...» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное - люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» - пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.

Войско Игоря - это на просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.

Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово...», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.

Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А га любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

Реферат по древнерусской литературе

«Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

Выполнила:

Виноградова Н.Ю.

2014

План

    Введение Заключение Список литературы

Введение

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. По точному выражению Карла Маркса, «смысл поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов». Этот призыв и составляет основное содержание «Слова о полку Игореве». На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси.

Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Академик А. С. Орлов писал: «Героем Слова является „Русская земля", добытая и устроенная трудом великим всего русского народа». В первой части этого предложения перед нами метафора, удачно характеризующая идейное содержание «Слова о полку Игореве», во второй - явное добавление, не предусматривающее исторической характеристики предмета.

Образ Русской земли как центральный образ «Слова…»

Впервые в «Слове» интересующее нас понятие употребляется в следующий фразе: (Игорь) «... яаведѳ своя храбрыя плъкы на землю Половѣць-кую за землю Руськую».

«Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли - центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.

Во имя интересов родины, народа звучит вдохновенный и страстный голос поэта. Он представляет себе Русскую землю во всей сложности политической борьбы того времени, осмысляет ее судьбу в широкой исторической перспективе. Его глубоко волнуют честь и слава родины. Вот почему поражение Игоря воспринимается как страшное оскорбление всей Русской земли. И эту авторскую мысль ярко раскрывает поэтический образ Девы Обиды, которая встает в силах «Даждьбожа внука», т. е. русского народа.

Могущество Русской земли автор «Слова» связывает с деятельностью «старого» Владимира и «старого» Ярослава, и, сосредоточивая основное внимание на «нынешней невеселой године» Русской земли, он сожалеет о том, что «того старого Владимира уже нельзе бе пригвоздити к горам киевским».

Страстный патриот и гражданин, автор «Слова» мыслит Русскую землю единым могучим феодальным государством с политическим центром в Киеве, государством, в котором вассалы неукоснительно выполняют свои обязанности по отношению к своему сюзерену.

Необходимым условием экономического процветания Русской земли является мир, прекращение усобиц, во время которых князья начинают «про малое се великое мьлвипш». Выразителем интересов русских «ратаев», крестьян и ремесленников выступает гениальный поэт, отстаивающий общенародные интересы и осуждающий эгоистическую политику князей. В этом плане он противопоставлен Бояну - придворному певцу, слагавшему спои торжественные гимны-«славы» русским князьям.

Так, например, обычные образы народной поэзии, заимствованные из области земледелия, входят не только в художественный замысел автора «Слова», но и в идейный. Образы земледельческого труда всегда привлекаются автором «Слова» для противопоставления войне. В них противопоставляется созидание разрушению, мир войне. Благодаря образам мирного труда, пронизывающим всю поэму в целом, она представляет собой апофеоз мира. Она призывает к борьбе с половцами для защиты мирного труда в первую очередь: «тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука»; «тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупиа себе деляче, а галици свою речь говоряхуть, хотять полегьти на уедие»; «чръна земля подъ копыты костьми была посеяна, а кровию польяна: тугою взыдоша по Руской земли»; «на Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезе не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми рускихъ сыновъ».

В этом противопоставлении созидательного труда разрушению, мира - войне автор «Слова» привлекает не только образы земледельческого труда, свойственные и народной поэзии (как это неоднократно отмечалось), но и образы ремесленного труда, в народной поэзии отразившегося гораздо слабее, но как бы подтверждающего открытия археологов последнего времени о высоком развитии ремесла на Руси: «тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земли сеяше», «и начяша князи... сами на себе крамолу ковати»; «а князи сами на себе крамолу коваху»; «ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена».

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов - Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и многие другие - вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях: «девици поють на Дунаи, - вьются голоси чрезъ море до Киева». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы «неготовами дорогами», скрипят их несмазанные телеги.

Обширные пространства Родины, в которых разворачивается действие «Слова о полку Игореве», объединяются гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него лютым зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава… Всеслав-князь людей судил, а сам в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмуторокани; великому Хорсу (солнцу) волком путь перерыскивал. Святослав, словно вихрь, исторгнул поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой.

В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова о полку Игореве» приобретает гиперболические размеры: Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав подпер горы угорские (венгерские) своими железными полками, загородив королю путь, затворив Дунаю ворота.

Русская природа как самостоятельный герой «Слова…»

Такой же грандиозностью отличается и пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов Родины.

Действие „Слова о полку Игореве“ с начала - выступления князей в поход - до конца, рисующего возвращение Игоря из плена, изображается на фоне природы, причем с особым вниманием, с особой конкретностью автор описал ту степь, в которую русские войска вступили, перейдя „шоломя“, скрывшее от них „Рускую землю“. Академик А. С. Орлов мастерски собрал в одну картину разбросанные по тексту „Слова“ „реалии“ этой степи (стр. 13-14). Степной пейзаж все время стоит перед глазами читателей; они следят за движением русского войска по „чистому полю“, а половцев „неготовами дорогами“; видят вместе с автором, как вслед за войсками хищные звери приближаются к полю битвы в ожидании добычи; вглядываются в туман, скрывший „русичей“ на будущем поле битвы; слушают „говор галичь“, возвещающий наступление утра; гордятся добычей, разбросанной по „болотам и грязивым местом“ после первой схватки с врагом. Пейзаж сопровождает и рассказ о трагической развязке похода, приобретая время от времени символический оттенок: наступает рассвет с кровавыми зорями, черными тучами, которые раскрываются затем как вражеские полчища, идущие действительно с юга - „с моря“; над полями поднимается пыль от многочисленных войск с конями, верблюдами, повозками. И вот картина меняется: „черна земля“ покрыта („посеяна“) костьми, полита кровью, и от этой реальной картины - прямой переход к символическому изображению народного горя: посев „тугою взыдоша по Руской земли“. Именно в этой степи читатель видит и траву, которая „ничить жалощами“, и в степных балках, по берегам речек, деревья, которые „с тугою к земли преклонились“. Реальной природе автор придал эти лирические краски.

Особенно широко развертывается картина природы, когда „Слово“ изображает бегство Игоря из плена, причем эта природа активно помогает беглецу.

Как видим, основная сюжетная линия „Слова“ вся проходит на фоне картин природы. Но и так называемые „отступления“ автора от этой линии - воспоминания о прошлом, речи Святослава, обращения к князьям - также не лишены элементов пейзажа. В воспоминаниях о крамольнике Олеге Гориславиче перед нами опустелая русская пашня, по которой „ретко ратаеве кикахуть“, на ней лежат „трупие“, над которыми „часто врани граяхуть“; в похвале Святославу „грозному великому киевскому“ - половецкая степь с холмами и яругами, реками и озерами, потоками и болотами; в речи бояр и затмение, истолкованное символично, и берег „синего моря“; в рассказе о смерти Изяслава - „серебреные струи“ Сулы и „болотом“ текущая Двина, окровавленная трава, на которой птицы крыльями прикрывают убитых, а звери (лисицы) им „кровь полизаша“.

Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие Родины - Русской земли - объединяет для автора ее историю, «страны», то есть сельские местности, города, реки и всю природу - живую, сочувствующую русским. Солнце тьмою заслоняет путь князю - предупреждает его об опасности. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками.

Ощущение обширности пространства и простора Родины, постоянно присутствующее в «Слове о полку Игореве», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (гуси, гоголи, вороны, галки, соловьи, кукушки, лебеди, кречеты), совершающих большие перелеты к Дону и к синему морю, через поля широкие. Постоянные упоминания о море подчеркивают это ощущение.

Охватывая мысленным взором всю Русскую землю, автор видит и слышит все, что в ней происходит. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о подробностях походной жизни, о приемах защиты и нападения, о различных деталях вооружения, отмечает поведение птиц и зверей.

Образ Родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи - «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам.

Русский народ и его история в «Слове…»

Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» - это, конечно, не только «земля» в собственном смысле этого слова, не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий. Автор «Слова» говорит о мирном труде русских «ратаев» - пахарей, нарушенном усобицами князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря.

Войско Игоря новгород-северского - это прежде всего «русичи» (русские сыны). Они идут на половцев за Родину; переходя границу Руси, они прощаются с Родиной - с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем. «О Руская земле! уже за шеломянемъ еси!»

Вместе с тем понятие Родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «отъ стараго Владимера (Владимира I Святославича) до нынешняго Игоря». Излагая историю неудачного похода князя Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени» - постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Автор вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «стараго Владимера» Святославича.

Заключение

Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ страдающей Родины очень важен в художественном и идейном замысле «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту. Образ Русской земли - существенная часть «Слова» как призыва к ее защите от внешних врагов.

«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи - идеи единства Руси.

Список литературы

1.Адрианова-Перетц В. П. "Слово о полку Игореве" и устная народная поэзия - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950 .

2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. - Изд. 6-е, испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1998.

3. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987.

4. Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве": (Историко-литературный очерк) // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950 .

В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», пожалуй, одно из центральных мест занимает образ земли. Именно на ней разворачиваются все чудовищные события, которые мы помним до сих пор. Каждая строчка пропитана необыкновенной любовью к своей земле, патриотизмом, желанием защитить и уберечь свою землю от любых нападений и потрясений.

Какими же характеристиками обладает русская земля в произведении «Слово о полку Игореве». Как мы сказали ранее, земле в этом произведении приписываются свойства и черты живого человека, земля – это не что-то эфемерное, а образ, стоящий в центре всего произведения.

Итак, во-первых, земля предстает в произведении, как что-то невероятно могущественное и сильное, ведь благодаря деятельности князей, правивших еще до нападения, она сохранила свою целостность и неуязвимость.

Также неоднократно говорится о благоприятности местоположения. Русская земля чрезвычайно богата природными ресурсами, она невероятно просторна и красива. Она самобытна и уникальна, со своими природными климатическими особенностями, животным миром и людьми.

Именно русская земля рождает таких честных и доблестных воинов, которые готовы пролить кровь за ее принадлежность русскому народу.

Большое значение имеет и то, что природа русской земли невероятно чувствительно. Неоднократно она предупреждала о плохих исходах битв и предвещала беду. В конце произведение именно природа помогает Игорю вернуться живым и невредимым.

Люди в произведении тоже являются частью природы. Автором много раз упоминается трудолюбие, способность любить и быть честным до конца с собой и окружающими русского человека. Воины даже не задумывались о том, что они могут оставить свою семью, не тешили свое самолюбие – они безукоризненно выполняли свой долг и спасали русскую землю от нападений. Никто не мог разрушить эту неиссякаемую веру в победу и в собственное превосходство. Достаточно вспомнить, то, как необыкновенно был рад народ, когда Игорь вернулся из плена. Ве воспринимали это событие, как личное счастье.

Конечно, автор очень сопереживает нападениям на русскую землю, но, стоит отметить, именно через этот образ автор проводит главную мысль. Лишь сплоченность князей могла изменить ход истории, ведь в связи с нападениями на землю Святослав сказал свое слово и призвал к здравомыслию князей.

Князья, не задумываясь о главной цели – сохранении целостности и единстве, пустили на самотек все правление. Их волновали вопросы собственного благополучия и борьбы между собой, тогда как настоящий враг был внешним. Только единство и желание отстоять землю русскую могли способствовать победе над половцами.

Русская земля в произведении «Слово о полку Игореве» имеет колоссальное значение. Ее по праву можно назвать центральным образом. Когда читаешь это произведение, невольно сопереживаешь ей, с восхищением читаешь описание удивительной природы, удивляешься смелости и отваге русских воинов, которые готовы на все ради ее независимости.

9 класс кратко

Вариант 2

Есть множество произведений, будь то летописи, исторические хроники, мемуары, или что-то иное, что рассказывает нам о событиях прошедших лет. Что-то из них сохранилось до наших дней, что-то нет, а что-то было уничтожено намеренно, но как бы то ни было до наших дней дошло одно уникальное произведение, описывающие события, происходящие на территории нашей родины. Это летопись под названием “Слово о полку Игореве”, которая повествует потомкам о подвигах князя Игоря, о половецком нападении на Русь, и о богатырях того времени.

В произведении Русь описана как земля с большими людьми, которые наполнены искренними патриотическими чувствами. Эти люди жаждут славы для своей земли, они хотят получить от военных походов как можно больше, дабы прославить свою родину, из-за чего очень часто лезут в битву очень необдуманно и неаккуратно, вследствие чего потом приходится отвечать за последствия, как и вышло с половецким восстанием.

Князь Игорь решил, что он сможет с небольшим войском разбить всех половцев чуть ли не в первых боях, и принял решение отправиться в военный поход. Несмотря на уговоры близких он всё - таки собирает войско и отправляется в путь, и, несмотря на все, казалось бы, дурные знаки, он продолжает путь. Добравшись до поля боя, его армия одерживает огорчительное поражение, а князя берут в плен.

Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.

Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения. Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди, которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность. Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.

Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто его не обрабатывает.

По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.

Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….

Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью к Родине.

Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.

Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.

Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.

Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.

Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.

Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….

Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.

Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.

Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Пугачева в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

    Емельян Пугачев - главное действующее лицо и предводитель крестьянского восстания. Исторические стереотипы характеризуют его как разбойника, безжалостного убийцу и грабителя, а также общественного преступника

  • Критика о повести Левша Лескова - отзывы

    Произведение является одним из самых известных в творчестве писателя С момента его издания в конце девятнадцатого века уникальная повесть, написанная в стиле народной былины, исследуется и анализируется литературоведческим обществом.

  • Сочинение по картине Ясный осенний вечер Грабаря 5 класс описание

    Данное полотно нам чётко изображает примерно середину осени, когда листья уже начали желтеть, но ещё не опали. Как только я взглянул на картину, то увидел, что художник писал это полотно на каком-то невысоком холме

  • Гениальность. Что значит это понятие? Я думаю это способность придумать что-то новое, возможность совершить открытие. Все знают великих ученых и деятелей искусства, которые благодаря своему таланту

  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина 5 класс

    Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.