Древний город из легенд. Тиуанако: Неразгаданная Цивилизация

Боливия – незабываемое и самобытное, но вместе с тем недооцененное туристическое направление в мире. Эта страна предлагает туристу сюрреалистические ландшафты, уникальное сочетание культур, яркие фестивали, шумные рынки.

Это место идеально подходит как для семейного отдыха, так и для активных людей, ищущих приключения. От лучших курортов Копакабана у озера Титикака до соляных полей Уюни, лучшие туристические достопримечательности Боливии предлагают туристу получить незабываемый опыт.

Национальный монетный двор — это достопримечательность Потоси и один из лучших музеев Южной Америки. Первый монетный двор был построен там, где сейчас стоит здание Юстиции, его возвели в 1572 году по приказу вице-короля Толедо. Но его замена является огромным и поразительно красивым зданием, которое занимает целый городской квартал. Не обязательно быть нумизматом, чтобы захотеть исследовать историю первой валюты Боливии.

Эти четыре небольших музея сгруппированы вдоль самой колониальной улицы Ла-Пас и обычно могут быть осмотрены во время однодневного визита в город. Также известный как Музей золота, он прославился четырьмя впечатляюще коллекциями древних изделий из серебра, золота и меди. Миниатюрный Музей Литораль состоит в основном из исторических карт.

Бывший дом Педро Доминго Мурильо, лидера в революции Ла-Пас — второй музей. Он демонстрирует коллекцию предметов искусства колониальной эпохи. Также здесь выставлены музыкальные инструменты и изделия из стекла и серебра, которые когда-то были во владении аристократов Боливии.

В этом городе сразу привлекает внимание белый мавританский собор с его куполами и яркими синими керамическими плитками в португальском стиле. Крещение происходит каждую субботу в 16:00. Черная статуя в соборе высеченная внуком императора Тупака Инка Юпанки. Ее можно увидеть над алтарем в святыне, что наверху.

Сложно найти другой музей, который бы поведал об истории Боливии лучше, чем этот. Здесь в августе в 1825 году подписали Боливийскую декларацию независимости. Опытные гиды предлагают захватывающий тур.

Первый бал Боливийских конгрессов состоялся именно здесь. Здесь также были рассмотрены кандидаты в докторантуру. За кафедрой висят портреты Симона Боливара и Антонио Хосе де Сукре. Декларация о независимости занимает почетное место в коллекции, на гранитном цоколе.

Ничто не символизирует богатую историю Боливии, как возведенный в европейском стиле Дворец Порталес. Хотя сам барон, для которого все строилось, никогда не жил в этом роскошном особняке, завершенном в 1927 году, он был снабжен некоторыми из лучших импортных материалов, доступных в то время — каррарским мрамором, французским деревом, итальянскими гобеленами и нежными шелками.

Сады и экстерьер были вдохновлены дворцом в Версале, игровая комната является имитацией Альгамбры в Гранаде, а главный зал вдохновлен дизайном дворцов Ватикана.

Местоположение: Av. Potosí 1450.

Этот превосходный музей искусств коренных народов является обязательным к посещению для всех, кто интересуется историей района Сукре. Гиды уделяют особое внимание тканям древних культур Тарабуко. Этот увлекательный тур имеет интересный подтекст: повторное открытие забытых методов ткачества пробуждает гордость народа за свою культуру.

Местоположение: San Alberto, Sucre.

Это здание когда-то было домом для одного из самых важных художников и политических деятелей страны. Известный своими изысканными фресками и увлечением Дон Кихотом, Волтер Солон Ромеро сильно страдал, когда гибли в тюрьмах во время репрессивных 1970-х годов. Тема несправедливости хорошо видна в работах маэстро.

Местоположение: Ecuador (2517), La Paz.

Музей им. Кеннета Ли (Museo Etno-Arqueológico del Beni ‘Kenneth Lee’)

Этот музей, расположенный к северу от центра Тринидад, считается главным культурным центром города, названным в честь Кеннета Ли, любимого местным народом белого человека из Амазонки. В нем представлены артефакты из региона Тринидад, в том числе традиционные инструменты и племенные костюмы.

Мистическое место Фуэрте-де-Самайпата притягивает как магнит посетителей со всего мира. Они съезжаются сюда только для того, чтобы подняться на холм и увидеть руины строений инков. Фуэрте-де-Самайпата, признанный в 1998 году как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, занимает вершину холма примерно в 10 км от деревни и предлагает захватывающие виды на долины.

Впервые занятые различными этническими группами еще в 2000 году до нашей эры, только в 1470 году до н. э. эти земли начали населять инки. Конкистадоры предположили, что это место использовалось для защиты. В 1832 году французские натуралисты предположили, что здесь местные пытались отмыть золото. В 1936 году немецкий антрополог назвал Фуэрте-де-Самайпата древним храмом; Его теория, включающая поклонение солнцу и луне, теперь наиболее приемлема.

Скала Динозавров (Cal Orck’o)

Около 70 миллионов лет назад участок цементного карьера, расположенный в 5 км к северу от центра, был местом обитания крупных динозавров. Когда здесь велись работы по расширению территории завода в 1994 году, работники обнаружили около 5000 следов по меньшей мере восьми различных видов динозавров. Это самая большая коллекция следов динозавров в мире.

Некоторые отпечатки можно увидеть из-за ограды парка, но, конечно, лучшую панораму можно получить лишь, спустившись в карьер. Здесь также много моделей динозавров в натуральную величину (интересно для детей) и комнаты с впечатляющими окаменелостями.

Увлекательный монастырь Санта-Тереза был основан в 1685 году и до сих пор является домом для небольшого сообщества монахов-кармелитов, которые восстановили значительную часть здания и превратили его в музей. Экскурсия (на испанском и английском языках) объясняет, как девочки из богатых семей приходили в монастырь в возрасте 15 лет, навсегда прощаясь со своими родителями и близкими.

Здесь также есть множество прекрасных произведений искусства, в том числе великолепная «Мадонна», созданная кастильским скульптором Алонсо Кано, несколько полотен Переса де Ольгина, самого известного художника Боливии и комната расписных деревянных распятий.

Местоположение: Calle Santa Teresa — 15, (пересечение с Calle Ayacucho).

Музей археологии и палеонтологии в Тарихе (Museo Paleontológico y Arqueológico)

Университетский музей археологии и палеонтологии дает представление о доисторических существах и жизнях ранних народов, которые когда-то населяли район Тариха. Внизу можно рассмотреть хорошо сохранившиеся останки животных, а наверху, в центре внимания — история, геология и антропология, с коллекцией старых бытовых предметов орудий, оружия, керамики и различных доисторических приспособлений для охоты.

Монастырь святого Франциска в Потоси (Convento de San Francisco)

Здание было возведено в 1547. Это самый старый монастырь в Боливии. Из-за небольшого размера он был снесен в 1707 году и реконструирован в течение следующих 19 лет. В музее есть прекрасная коллекция религиозного искусства, в том числе картины, среди них работы середины XIX века.

Местоположение: Calle Tarija — 47.

Археологический музей в Кочабамбе (Museo Arqueológico)

Музей предлагает отличный обзор различных культур коренных народов Боливии. Коллекция делится на три секции: археологическая, этнографическая и палеонтологическая. Вся информация предоставлен на испанском языке, а англоговорящий гид предоставляет свои услуги во второй половине дня.

Археологический раздел посвящен главным образом культуре коренных народов в регионе Кочабамба. В этнографической коллекции представлены материалы из культур Амазонии, в том числе примеры неалфавитной письменности, которая с 18-го века использовалась для проповедования христианства неграмотным индейцам. Палеонтологический раздел посвящен ископаемым останкам различных существ, которые когда-то прогуливались по сельской местности Боливии.

Местоположение: Av Oquendo Jordan esq.

Музей располагается ядом с главным собором в Сукре. В нем находится одна из лучших в Боливии коллекций религиозных реликвий. В комнате при входе находится серия прекрасных религиозных картин колониальной эпохи. А в часовне есть мощи святых и мелкие золотые, и серебряные чаши.

Местоположение: Nicolas Ortiz — 61.

Программа тура:

День 1. Санта-Крус

Встреча в аэропорту Санта-Крус и трансфер в отель.

Обзорная экскурсия по Санта-Крус на полдня. Экскурсия включает посещением зоопарка, где живет множество видов тропических животных, этно-фольклорного и соборного музеев, осмотр главной площади города и самых важных памятников, а также ремесленной выставки "Arte-campo".

День 2. Санта-Крус - развалины Самайпата

Экскурсия на развалины Самайпатана целый день (с обедом) . Дорога идет вдоль горных пиков Анд, поэтому в пути вам гарантированы незабываемые виды. В Самайпата вы посетите археологический комплекс, где было расположено ритуальное место доинкских цивилизаций. Затем осмотрите археологический музей и сможете освежиться в водопадах Лас-Куэвас и Эль-Чорро. Вечером возвращение в Санта-Крус.

День 3. Санта-Крус - Сукре

Трансфер в аэропорт. Перелет в Сукре. Встреча в аэропорту и трансфер в отель.

Обзорная экскурсия по Сукре на полдня. Во время экскурсии вы посетите церковь Св. Франциско, Дом свободы, где Симон Боливар подписал Декларацию о независимости Боливии, второй старейший университет на континенте – Сан-Франциско Хавьер и местный ремесленный рынок.

День 4. Сукре - Потоси

Трансфер в Потоси.

Обзорная экскурсия по городу на полдня. Потоси – знаменитый колониальный городок, где добывалось серебро; объект наследия ЮНЕСКО, как и Сукре. По подсчетам, здесь было добыто столько серебра, что хватило бы на постройку моста от Потоси до Мадрида. Мы посетим колониальный центр города, увидим монастырь Св. Терезы, Кафедральный собор и шахту.

День 5. Потоси - Уюни

С утра мы осмотрим монетный двор, где стоят деревянные механизмы, на которых штамповались монеты для испанской колонии.

День 6. Солончак Уюни

Экскурсия на солончак Уюни с обедом на острове Пескадо. Уюни – крупнейший в мире солончак, его площадь – 12 тысяч кв. км, и здесь потрясающие ландшафты. Звуки тишины заставят ваше сердце биться сильнее, а необычные соляные кристаллы, безоблачное небо, цветные лагуны, кактусы и фламинго убедят вас в том, что это – одно из самых необычных мест в мире.

Обед на острове Пескадо, покрытом тысячами гигантских кактусов, многим из которых – больше сотни лет. За это время они вырастают до 12 метров и выше. Этот пейзаж на фоне уходящих вдаль соляных холмов – идеальное место для фотосъемки.

Размещение в отеле.

День 7. Уюни - Ла-Пас

Трансфер в аэропорт. Перелет в Ла-Пас. Встреча в аэропорту и трансфер в отель.

Обзорная экскурсия по городу. Прогулка по Ла-Пас перенесет вас в загадочное прошлое, каждая улица, каждая площадь здесь – это скрытое сокровище, которое напоминает о доиспанской эпохе. Вы побываете в районах коренного населения, колониальных и современных частях города, увидите индейский рынок и полюбуетесь на панорамы города. Затем мы побываем в Лунной долине, ландшафт которой напоминает поверхность нашего спутника.

День 8. Ла-Пас - руины Тиуанаку - Уатахата (оз.Титикака)

Экскурсия к руинам Тиуанаку . Впечатляющие руины принадлежат культуре тиуанаку, которая считается одной из старейших в Америке. Она существовала с 1580-х гг. до н.э. до 1000 гг. н.э. Ворота Солнца, Храм Каласасая и пирамида Акапана – свидетельства славного прошлого. Население тиуанаку составляло порядка 115 тысяч человек, экономика базировалась на сельском хозяйстве, продукты которого контролировались государством. Культура известна выдающимися открытиями в сельском хозяйстве, гидравлике, архитектуре и медицине, а также своим социальным устройством. Долгая засуха стала одной из причин разрушения выдающейся культуры.

Переезд в Уатахата на побережье озера Титикака. Размещение в Inca Utama Hotel & Spa.

День 9. Озеро Титикака

Переезд в Кокотони, откуда стартует захватывающая водная экскурсия. Корабль доставит вас на остров Луны, где расположен храм дев Солнца Иньяк-Ую «Iñak Uyu», где самые прекрасные девушки поддерживали огонь в честь богов. Руины храма считаются одним из важнейших исторических памятников на озере. Далее корабль доставит вас на остров Солнца. Вы осмотрите храм Солнца Пилкокаина и подниметесь к гостинице Posada del Inca Eco-Lodge.

После обеда вы отправитесь в город Копакабана на побережье озера Титикака. Здесь вы посетите собор, где выставляется статуя девы Марии, почитаемая местными индейцами, а затем – местный рынок.

Возвращение в Уатахата.

День 10. Уатахата - Ла-Пас

Трансфер в Ла-Пас. Свободное время во второй половине дня.

День 11. Ла-Пас

Трансфер в аэропорт.

Стоимость тура:

Стоимость тура на человека, в долларах США:

Цены при участии в туре не менее 2 чел.

В стоимость включено:

Проживание в отелях выбранной категории на базе завтраков;

Питание по программе;

Трансферы по программе;

Экскурсии по программе;

Русскоговорящий гид в Сукре, Потоси, Уюни, Ла-Пас;

Англоговорящий гид в Санта-Крус.

Оплачивается дополнительно:

Трансатлантический перелет (прилет в Санта-Крус, вылет из Ла-Пас);

Внутренние перелеты Санта-Крус - Сукре; Уюни - Ла-Пас (от 350 долл.);

Аэропортовые сборы;

Медицинская страховка (2 доллара в день на человека);

Напитки во время обедов и ужинов; питание, не указанное в программе;

Дополнительные экскурсии;

Расходы личного характера; чаевые.

Примечания:

Отели могут быть изменены на другие соответствующей категории;

Принимающая сторона оставляет за собой право корректировать программу из-за непредвиденных и независящих от них обстоятельств: погода, забастовки, состояние дороги, форс мажор, проблемы здоровья и т.д. Эти изменения могут быть сделаны только во благо и для безопасности клиентов;

Боливия (Bolivia ) – государство, расположенное в центральной части Южной Америки. Боливия страна «чемпион » по многим параметрам: самая многоязычная страна, в которой насчитывается более 30 различных языков планеты; самая высокогорная страна, одна из самых богатых стран на природные ресурсы, при этом одна из самых бедных в мире. Государство, пережившее меньше чем за два столетия, более 200 переворотов. Боливия очень интересная и необычная страна, наполненная уникальными природными достопримечательностями и красотами архитектуры.

Боливия – страна «чемпион »

1. Столица

Официальная столица Боливии город Сукре (Sucre ), административный центр департамента Чукисака. Сукре — является одним из самых старых городов Южной Америки и самым красивым городом Боливии. Фактической же столицей является — город Ла-Пас (La Paz )(полное название Нуэстра-Сеньора-де-ла-Пас), тут же находится большинство государственных учреждений Боливии, включая резиденцию президента страны. Сукре и Ла-Пас — самые высокогорные столицы в мире.

В Ла-Пас е сосредоточено свыше половины всей промышленности Боливии . Именно отсюда экспортируются цитрусовые, кофе, какао, цинк и олово. Ла-Пас — первый город Латинской Америки, в котором начали добычу серебра и золота.

2. Флаг

Флаг Боливии (Flag of Bolivia ) представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 15:22. Флаг Боливии разделен на три горизонтальные полосы одинаковой ширины: верхнюю красную, среднюю желтую, на которой изображен герб Боливии и нижнюю зеленую. Красный цвет – кровь национальных героев, пролитая за независимость Боливии . Желтый цвет – неисчерпаемые природные ресурсы боливийских земель. Зеленый цвет флага — надежда на светлое будущее, стремление к прогрессу и развитию.

3. Герб

Герб Боливии (Coat of arms of Bolivia ) представляет собой боевой щит овальной формы, по обеим сторонам которого находятся по 3 национальных флага Боливии и по 2 мушкета, слева изображен Фригийский колпак на деревянном посохе, а справа – боевой топор. Внутри щита изображена долина горы Потоси, из-за вершины которой восходит красное солнце. У подножия горы находится часовня, внизу изображены лама Альпака, сноп пшеницы и пальма. Щит обрамлен, синей каймой, на которой выгравированы золотом слово BOLIVIA (Боливия ) (сверху) и 10 звезд (снизу). Над щитом изображены лавровый венок и главная птица горной системы Анд – кондор.

  • Гора Серро-Рико-де-Потоси, хранящая залежи серебра — символ богатства природными ресурсами;
  • Часовня – символ главенствующей религии Боливии (католицизм);
  • Лама Альпака и кокосовая пальма — символы богатого животного и растительного мире страны;
  • Сноп пшеницы — плодородность боливийских земель;
  • Восходящее солнце символизирует рождение Республики;
  • Андский кондор — олицетворение силы и мощи;
  • Лавровый венок — символ победы;
  • Артиллерийское оружие — готовность дать отпор любой опасности;
  • Фригийский колпак на деревянном посохе — борьба за свободу и равенство;
  • 10 звезд символизируют девять департаментов Боливии, включая десятый, относящийся ныне к Чили. Десятая звезда – символ права
  • на выход к морю, которое было утрачено в 1884 году.

4. Гимн

слушать гимн Боливии

5. Валюта

Официальная валюта Боливии боливиано , равный 100 сентаво (буквенное обозначение (Bs, B$, BOB) . В обращении находятся монеты номиналом в 1 и 2 боливиано , плюс в 10, 20 и 50 сентаво , а также банкнотами достоинством в 5, 10, 20, 50, 100 и 200 боливиано . Доллары США можно расплатиться практически везде. Курс боливиано к рублю или другой любой валюте можно посмотреть на конвертере валют ниже:

Внешний вид монет Боливии

Внешний вид банкнот Боливии

6. Боливия на карте мира

Боливия - государство в центральной части Южной Америки, граничащее на севере и северо-востоке с Бразилией, на юго-востоке с Парагваем, на юге с Аргентиной, на юго-западе и западе с Чили и Перу. Доступ к Тихому океану, возможен по реке Парагвай. Площадь Боливии составляет 1 098 580 км² .

В Боливии можно выделит три основных географических региона: Анды и Альтиплано (нагорье) на Западе; Юнгас и долины на восточных склонах Анд; тропические равнины (Орьенте), занимающие всю восточную часть страны, более чем 2/3 территории Боливии , состоящие из болот, лугов, тропических и субтропических лесов.

Самая высокая точка Боливии — потухший вулкан Сахама, высота которого составляет 6542 м. Главные реки страны – Бени, Десагуадеро и Маморе. Самое «высокое» судоходное озеро в мире — Титикака, расположенное на высоте 3 810 метров над уровнем моря.

7. Как добраться в Боливию?

8. На что что стоит посмотреть в Боливии?

Достопримечательности Боливии – великолепные, необычайной красоты природные ландшафты, величественные пейзажи Анд, большое количество памятников исчезнувших цивилизаций и многое, многое другое.

  • Археологический комплекс Тиуанаку
  • Водопад Аркоирис
  • Высохшее соленое озеро Уюни
  • Долина гейзеров Соль де Маньяна
  • Древний город Исканвайя
  • Кладбище паровозов
  • Лунная долина Ла Паса
  • Монастырь La Recoleta
  • Национальный парк Мадиди
  • Озеро Титикака
  • Региональный парк Lomas de Arena
  • Рудники Потоси — Врата Ада
  • Соляное озеро Салар де Юни
  • Статуя Христа «Кристо де ла Конкордия»
  • Церковь Сан-Франциско

9. Крупнейшие города Боливии

Список десяти крупнейших городов Боливии
  • Санта-Крус-де-ла-Сьерра (Santa Cruz de la Sierra)
  • Эль-Альто (El Alto)
  • Ла-Пас (La Paz ) — (фактическая столица Боливии )
  • Кочабамба (Cochabamba)
  • Оруро (Oruro)
  • Сукре (Sucre ) — (официальная столица Боливии )
  • Тариха (Tarija)
  • Потоси (Potosí)
  • Сакаба (Sacaba)
  • Киллаколло (Killacollo)

10. Климат

Климат Боливии достаточно разнообразный, на равнинах — тропический и субэкваториальный, а в горных районах — резко континентальный. Погодные условия в стране напрямую зависят от высоты места над уровнем моря. Средняя температура лета, а оно длится в Боливии в период с октября по февраль, составляет +18…+20 °C (в горных районах) и +31…+33 °C (на восточных равнинах). Зимой (в период с мая по август) температура находится в пределах +19…+21 °C, а высокогорных городах +6…+10 °C.

Количество выпадающих осадков в Боливии прямо пропорционально увеличивается в направлении с юго-запада на северо-восток. От 150 мм в год в западной и юго-западной части Альтиплано до 2000 мм осадков в Орьенте. Максимальное их количество приходится на период с декабря по февраль.

11. Население

Население Боливии составляет 10 992 835 человек (данные по состоянию на февраль 2017 года). Больше половины населения — 54% — это индейцы (аймара и кечуа), 29% — метисы (смесь европейцев с индейцами), 17% — европейцы (преимущественно испанцы). Средняя продолжительность жизни у мужчин — 64 года, у женщин -70 лет у женщин.

12. Язык

13. Религия

14. Праздники

Национальные праздники Боливии:

15. Сувенирчики

Вот небольшой списочек наиболее распространенный сувениров , которые туристы обычно привозят из Боливии :

  • амулет процветания в виде высушенной жабы, со вставленными глазами из стекла
  • гитар — чаранга
  • национальные наряды, украшенные серебром и золотом
  • резная деревянная мебель
  • сувенир из лавовго камня » солнце Инди»
  • талисман аймара
  • тыква-погремушка — «Пичинча»
  • шкурки в виде ковриков
  • шкуры леопардов, ягуаров, питонов или анаконд
  • шерстяные вещи

16. «Ни гвоздя, ни жезла» или таможенные правила

17. Напряжение в электрической сети Боливии

Напряжение в электрической сети: 230 вольт , 115 вольт (городах Ла Пас и Виача) при частоте в 50 герц . Типы розеток: Тип A, Тип C .

18. Телефонный код и доменное имя Боливии

Телефонный код страны: +591
Географическое доменное имя первого уровня: .bo

Дорогой читатель! Если ты был в этой стране или тебе есть что рассказать интересного о Боливии . ПИШИ! Ведь, твои строчки могут быть полезными и познавательными для посетителей нашего сайта «По планете шаг за шагом» и для всех любителей путешествовать.

Башилов Владимир Александрович::: Древние цивилизации Перу и Боливии

История исследования Центральных Анд

Археология Перу и Боливии как самостоя­тельная область американистики - науки о прошлом и настоящем населения Нового Све­та - зародилась только в последней четверти XIX в. До этого времени изучение древностей Центральных Анд прошло через два значи­тельных периода в общих рамках развития американистики .

Первый период падает на столетия коло­ниального господства испанцев в Новом Све­те (XVI-XVIII вв.). Литература того време­ни, посвященная Центральным Андам, со­стоит из многочисленных хроник, в которых кастильские монахи и конкистадоры, подоб­ные Педро Сьеса де Леону и Педро Писсаро - брату покорителя Перу, описывали само завоевание, природу, население и порядки во вновь покоренных землях. Много работ посвя­щено также описанию истории, государствен­ного устройства и повседневной жизни инков, с державой которых непосредственно столкну­лись испанцы.

Второй период изучения Центральных Анд приходится на первые три четверти XIX в. Это время, когда Перу и Боливию интенсивно по­сещают ученые-географы, оставившие подроб­ные описания страны и в частности многочи­сленных руин и прочих древностей. Среди этих путешественников были А. фон Гумбольдт, А. д’Орбиньи, Э. Дж. Скуайер, Э. Миддендорф и др. Описания археологических памят­ников в их путевых заметках настолько под­робны, что зачастую не теряют научного зна­чения и до сих пор. Однако памятники или по традиции приписывались инкам - единствен­ному известному по письменным источникам народу, или вообще не получали исторической интерпретации. Путешественники XIX в. соби­рали и коллекции древностей, но, как правило, из случайных находок и без какой-либо науч­ной систематизации.

Третий период археологического изучения Центральных Анд продолжается с последней четверти XIX в. до сих пор. Это время станов­ления и развития перуанистики как научной дисциплины. Первый этап этого процесса свя­зан с именем «отца перуанской археологии» Макса Уле. Раскопки в Перу проводились и раньше, но научное исследование остатков ма­териальной культуры началось только в конце XIX в. В 1880-1887 гг. в Берлине вышло мно­готомное издание находок немецких археоло­гов В. Рейса и А. Штюбеля в древнем могиль­нике близ г. Анкон на Центральном побережье Перу . Это издание привлекло внимание на­учных кругов Европы к раскопкам древностей Центральных Анд. В 1894 г. в Боливию при­был М. Уле - немецкий исследователь, уже известный среди американистов монографиче­ской работой о знаменитых руинах Тиауанако, которую он написал по материалам, скрупу­лезно собранным А. Штюбелем . В течение 1894 и 1895 гг. Уле занимался обследованием археологических памятников в бассейне озера Титикака. Результаты этих работ, к сожале­нию, никогда не были опубликованы.

Одновременно с Уле в Боливии и Перу ра­ботал А. Банделье, оставивший научное опи­сание и чертежи множества древних развалин в различных районах этих стран .

В 1896 г. Уле обследовал и копал один из наиболее ярких памятников Центрального бе­рега Перу - Пачакамак . В начале нашего столетия он исследовал могильники в долинах рек Римак, Анкон, Чанкай и в окрестностях Пуэрто де Супе . На Северном берегу он копал памятники культур Мочика и Чиму , ко­торые впервые были разделены именно по ма­териалам исследований Уле . В эти же годы он провел серию раскопок в долинах рек Чинча, Ика и Наска , но публикация его коллек­ций была осуществлена много позже.

В 1903-1904 гг. французская миссия Креки де Монфора предприняла первые раскопки в Тиауанако . Их вел Ж. Курти, копавший чрез­вычайно несовершенными методами. Основной целью было вскрытие отдельных деталей архи­тектуры. Исследованию культурных напласто­ваний совершенно не уделялось внимания. Во время раскопок не было и точной фиксации. Результаты оказались губительными для па­мятника. Одни сооружения были полностью разрушены, а в других культурный слой был уничтожен на большой площади. Кроме того, многие камни из строительных остатков тот­час же растащили местные жители для своих построек.

После этих раскопок в Боливии долгое вре­мя ведутся только полевые обследования и описания древностей. В них значительную роль сыграл шведский путешественник, этно­граф и археолог Э. Норденшельд. В 1904 - 1905 гг. он исследовал районы, прилегающие к озеру Титикака с северо-востока, на границе Перу и Боливии . Через 10 лет он же пред­принял археологические изыскания в другой части периферии Альтиплано - в долинах Ко­чабамба и Миске , а также провел исследо­вания археологических объектов района Мохос в низменной восточной части Боливии.

Все эти работы, особенно раскопки Уле на побережье, дали большой материал, и перед исследователями встала задача его системати­зации и интерпретации. В начале нашего века довольно широко распространилась гипотеза о существовании в Центральных Андах доинкской «мегалитической империи». Наиболее подробно она была изложена в работах К. Маркхема . Сторонники этой гипотезы объединяли в одну культуру все известные в то время доинкские древности, используя в ка­честве основного критерия сходства наличие монументальных каменных сооружений и из­ваяний. В результате воедино были сведены такие разновременные памятники, как Стела Раймонди из Чавин де Уантар и руины Тиау­анако. Именно Тиауанако рассматривали как центр этой культуры. «Мегалитическая импе­рия», по мнению сторонников этой теории, су­ществовала в очень отдаленные времена, еще до поднятия Анд. Эта гипотеза была законо­мерной попыткой объяснить существование доинкских древностей, но опиралась на чисто умозрительные построения, оторванные от анализа конкретных археологических фак­тов .

Другая теория была сформулирована в это же время Уле. Еще в Берлине, заочно изучая Тиауанако, он обратил внимание на резкое отличие его материала от инкского и отнес Тиауанако к доинкской эпохе. Работая в Пачакамаке, он доказал путем стратиграфиче­ского и стилистического анализа, что между инкским завоеванием и периодом распростра­нения на перуанском побережье «тиауанакоидных» элементов существует значительный временной промежуток. Результаты раскопок в долине р. Моче подтвердили эти выводы. Здесь Уле также обнаружил вещи «тиауанакоидного» стиля, залегающие ниже горизонта с инкскими вещами.

Таким образом были выделены две основ­ные вехи для расчленения археологического материала во времени. Все, что залегало меж­ду «тиауанакоидными» и инкскими древностя­ми, Уле отнес к Позднему периоду. Были вы­делены и материалы, относящиеся к Раннему периоду , предшествующему распростране­нию «тиауанакоидных» элементов.

Всю историю Центральных Анд Уле разбил на несколько этапов: 1) эпоха примитивных рыболовов побережья; 2) высокие культуры, предшествовавшие распространению «тиауанакоидного» стиля; 3) эпоха доминирования культуры Тиауанако; 4) местные культуры, предшествовавшие инкскому завоеванию; 5) инкская эпоха.

Уле обычно не публиковал материалов сво­их раскопок и не приводил развернутых дока­зательств выводов, которые основывались главным образом на анализе стиля вещей (прежде всего расписной керамики), а иногда бывали и чисто интуитивными. Это снижало ценность его работ и настоящее их значение стало ясно гораздо позднее.

Второй этап изучения Центральных Анд (1915-1931) - время кабинетных исследова­ний и попыток интерпретировать накопленный материал. Полевые работы затихают, хотя и не прекращаются совсем.

В 1919 г. крупный перуанский археолог Хулио Сесар Тельо обследовал в долине р. Мараньон один из важнейших археологиче­ских памятников Перу - Чавин де Уантар. Он был описан еще Е. Миддендорфом, пра­вильно определившим его доинкский возраст . X. С. Тельо, используя этот памятник как эта­лон, выделил культуру Чавин, следы которой он обнаружил в материалах, найденных раз­личными исследователями на Северном и Южном побережьях Перу. Подробное описа­ние этой культуры он опубликовал только в 1929 г. , включив в нее и некоторые более поздние памятники.

В 1925 г. Национальный музей в Лиме орга­низовал археологическую экспедицию для ис­следования пустынного полуострова Паракас. Работы, проведенные под руководством Тельо, принесли большой успех. Были открыты два могильника - Паракас Кавернас и Паракас Некрополис, принадлежавшие к не известным до тех пор культурам. Это еще более углубило хронологическую границу древностей Южно­го берега . В 1931 г. другая экспедиция На­ционального музея во главе с Л. Валькарселем вскрыла еще несколько погребений на по­луострове .

Известный североамериканский ученый Аль­фред Луис Крёбер провел в эти же годы мно­гочисленные обследования долин Северного берега, собрал большой материал и описал топографию памятников, но никаких раскопок не производил .

По его инициативе Калифорнийским универ­ситетом было предпринято издание археологи­ческих коллекций Уле, хранившихся в универ­ситетском Музее антропологии.

С 1924 по 1927 г. появляются публикации материалов долин Центрального, Северного и Южного берега . В основном это была кера­мика из могильников. К сожалению, состояние документации и коллекций Уле таковы, что в большинстве случаев совершенно невозможно выделить погребальные комплексы. Поэтому авторы публикаций рассматривали материал суммарно и классифицировали его, опираясь прежде всего на стиль орнаментации и отча­сти на формы сосудов. Кроме того, каждая из этих работ касалась только одной прибрежной долины. При этом культурные комплексы каж­дой из них получали свое собственное наиме­нование, отражающее их место в периодизации данной местности. Сводной работы, которая завершила бы эти публикации, увязав их в од­но целое, сделано не было. Проверка схемы Уле, проведенная авторами, подтвердила ее правильность, хотя в некоторых частностях она подверглась уточнению. Эта работа яви­лась большим вкладом в археологию Цент­ральных Анд. Ведь практически только теперь богатейший материал Уле был по-настоя­щему введен в научный оборот.

Схема Уле - Крёбера легла в основу со­временных хронологических построений. Одна­ко в отличие от Уле Крёбер и его последова­тели не пытались построить какую-либо исто­рическую периодизацию древностей Централь­ных Анд. Это вполне соответствовало теорети­ческим взглядам «исторической» школы аме­риканской этнографии, одним из лидеров ко­торой был Крёбер.

На этом этапе развития перуанистики в центре внимания ученых оказывается пробле­ма происхождения древних цивилизаций Центральных Анд. Существование многовековой, достигшей высоких ступеней развития культуры, открытой археологами, требовало объяснения. Некоторые исследователи пыта­лись найти его, предполагая ряд миграций в Центральные Анды с севера (М. Уле , X. Хихон-и-Кааманьо) или с северо-востока и востока (П. Риве , С. К. Лбтроп , X. Хихон-и-Кааманьо). Эти теории сразу же встретили возражения сторонников другой точки зрения, развивавшей основную идею Г. Дж. Спиндена, который постулировал существование общего для древнеамериканских цивилизаций «архаи­ческого горизонта» , связанного с появлени­ем и распространением земледелия, основан­ного на возделывании кукурузы. К этому же времени он отнес и появление керамики. Этот «архаический горизонт» служил, по мнению Спиндена, основой, из которой развились вы­сокие культуры Нового Света.

Близкая точка зрения ярко выражена Крёбером . Он проанализировал предполагаемое сходство между конкретными элементами культуры Перу и Мексики и заключил, что в Мезоамерике и Центральных Андах черты культуры всей Зоны древних цивилизаций по­лучают только более интенсивное развитие . Основным механизмом исторического процес­са Крёбер считал диффузию культурных эле­ментов.

В эти годы появляются и работы, авторы которых стремятся рассмотреть историю Цент­ральных Анд в целом. Так, Тельо разделил древнейшее прошлое Андской области на три эпохи , в первую из которых (мегалитиче­скую, или архаическую) он включил все най­денные им ранние памятники гор и побережья. Он считал, что их носители пришли сюда из Монтаньи - лесистых восточных склонов Кор­дильер - и дали толчок развитию высоких культур этого района. За архаической эпохой шло время дифференцированного развития прибрежных культур и Тиауанако в горах. В третью эпоху происходило объединение пле­мен в союзы, завершившееся созданием могу­щественной инкской державы.

Другим трудом, в котором обобщены все достижения перуанистики этого времени, бы­ла книга Ф. Э. Минса «Древние цивилизации Анд» . Автор - большой знаток письменных источников - привлек их к интерпретации археологического материала. Эта сторона ра­боты и до сих пор не утеряла своей ценности.

По поводу происхождения древних цивили­заций Центральных Анд Минс полагал, что основатели высоких культур пришли из Мезоамерики и были родственны майя. Однако в отличие от Уле он считал, что это были предки классических майя, стоявшие в момент пере­селения на «архаической» ступени развития. В понимании «архаики» Минс был очень бли­зок к Спиндену.

Периодизация и общая концепция развития культуры Центральных Анд по Минсу в целом очень напоминает схему Уле.

Третий этап развития перуанистики (1931 - 1947) был временем усиленных полевых ра­бот. Они начались раскопками североамери­канского исследователя У. К. Беннета в Тиауа­нако . Его работы резко отличались от всего, что было сделано здесь раньше. Вместо опи­саний видимых на поверхности архитектурных остатков или беспорядочных раскопок он при­менил стратиграфический метод, который тре­бовал тщательного изучения последовательно­сти культурных напластований и интереса к содержанию каждого слоя. Такой метод поз­волил Беннету построить первую научную пе­риодизацию культуры Тиауанако, основанную на тщательном анализе керамического мате­риала. Это было большим шагом вперед в познании прошлого Центральных Анд. Но хо­тя раскопочная методика Беннета и была для того времени достаточно прогрессивной, она оставалась еще очень несовершенной. Над ней, как и над всей североамериканской школой таких стратиграфических раскопок, довлела цель формально выяснить последовательность расположения материала в культурном слое без попытки какого-либо осмысления всего культурного комплекса. Исходя из этой цели и были построены все раскопки Беннета в Боли­вии. Он закладывал небольшие шурфы и траншеи в различных местах памятников, не получая при этом ни в одном из раскопов цельной картины.

Кроме Тиауанако, Беннет исследовал дру­гие памятники этой культуры и ряд могильни­ков в долине Кочабамба .

В 30-е годы на Альтиплано работают и лати­ноамериканские исследователи - аргентинец Э. Касанова и боливиец М. Португаль . В этом же районе вел раскопочные работы шведский ученый С. Риден, который заложил несколько стратиграфических шурфов и на Тиауанако. Он же собрал и свел воедино раз­розненные сведения по чульпам - гробницам эпохи, предшествующей и одновременной гос­подству инков на этой территории .

В 40-х годах археологические работы в бас­сейне озера Титикака продолжаются. А. Киддер II обследует и копает памятники своеоб­разной культуры Пукара на территории Перу, к северу от озера . Эта культура одновремен­на ранним эпохам Тиауанако . Почти в то же время М. Чопик изучает памятники сле­дующей за Тиауанако эпохи и прежде всего чульпы .

В Центральном горном районе Тельо прово­дит обследование большого городища Уари близ г. Аякучо. В бассейне р. Мантаро не­сколько местных исследователей регистриру­ют большое количество памятников, но не ве­дут никаких раскопок. Г. А. Номленд, Дж. Р. Уэллс и К. Гитьеррес Норьега осмат­ривают памятники верхнего течения р. Манта­ро. П. М. Медина и М. Каверо описывают Уари.

В 1941 г. Тельо вновь посещает Уари и со­бирает здесь подъемный материал. В это же время Дж. X. Роу на окраине Куско произво­дит раскопки поселения Чанапата. Это были первые раскопки доинкского памятника в Центральных горах . В течение следующего полевого сезона он же открыл слои с ранне­инкской керамикой подле крепости Саксауаман, построенной инками близ столицы своего государства .

В 1946 г. группа североамериканских архео­логов посетила Уари и составила первое науч­ное описание этого памятника и коллекции подъемного материала, хранящейся в Музее антропологии Калифорнийского университе­та .

В северной части горного Перу Тельо про­должил исследования Чавин де Уантар, а также провел разведку в верховьях рек Мараньон, Уальяга и Укаяли . Культура Чавин привлекает внимание и других исследовате­лей. В 1938 г. в Чавин де Уантар произвел не­большие раскопки У. К. Беннет . В том же году он работал и в долине Кальехон де Уайлас. В 40-х годах Р. Каррьон Кашо исследо­вала Кунтур Уаси - еще один памятник куль­туры Чавин, расположенный в 300 км к севе­ру . В 1941 г. Т. Мак Коун, работая по про­грамме Института Андских исследований, тща­тельно изучил большой комплекс более позд­них руин близ Уамачуко .

Тельо проводил исследования и на Северном побережье. Ему удалось открыть несколько памятников, очень близких к памятникам культуры Чавин, и среди них интереснейший храм Серро Сечин .

С конца 1935 г. Беннет в течение несколь­ких месяцев исследовал путем разведок и ра­скопок памятники важнейших долин Северно­го побережья. Основное внимание было сосре­доточено на раскопках погребений. На осно­вании своих работ он попытался построить общую картину археологии Севера прибреж­ного Перу . Однако данные, которыми распо­лагал Беннет, были еще слишком отрывочны, чтобы их можно было сопоставлять с доста­точной степенью вероятности.

В 40-е годы археология этого района сдела­ла большой шаг вперед. Завершил свои ис­следования в долине Чикама перуанский ар­хеолог Р. Ларко Ойле. Он изучил большое количество памятников этой долины и систе­матизировал полученные результаты в ряде статей и монографий . Основная заслуга это­го ученого - выделение новых культур (Куписнике, Салинар) и создание периодизации древностей долины Чикама.

В 1946 г. Институт Андских исследований США проводит комплексную экспедицию в до­лине Виру. В результате долина была очень тщательно изучена . Несколько позже Дж. Берд сделал открытие, которое стало на­чалом нового этапа перуанской археологии. В устье долины Чикама он раскопал холм Уака Приета, где нашел следы поздней докерамической культуры с начатками земледелия, но без знания кукурузы . Памятники такого типа служили основными объектами археоло­гических раскопок на перуанском побережье в 50-х годах.

На Центральном побережье Перу исследо­вания возобновляются только в самом начале 40-х годов. В 1941-1942 гг. североамерикан­ская экспедиция, работавшая по программе Института Андских исследований, провела не­которые обследования и раскопки в основных долинах этой части побережья. Важнейшими результатами были: изучение наиболее ран­них, чавиноидных, памятников близ Супе и Анкона . раскопки ранних слоев Пачакамака, установившие большую древность этого памятника, и выяснение стратиграфии Серро де Тринидад - раннего памятника долины Чанкай . Используя новые данные и опи­раясь на разрозненные выводы Уле, Крёбера и других исследователей, Г. Р. Уилли создал первую сводную хронологическую схему древ­ностей Центрального берега .

На юге перуанского побережья в это время почти не ведется полевых работ. Исключение составляют раскопки нескольких погребений культуры Наска Г. Уббелоде-Дёрингом в 1932 г.

Размах полевых исследований и большое количество нового материала потребовали от перуанистов пересмотра и уточнения истори­ческих построений.

В 1939 г. на XXVII Международном кон­грессе американистов, вторая сессия которо­го состоялась в Лиме, Тельо выдвинул гипо­тезу, развивавшую его прежние положения . Древнюю историю Центральных Анд он раз­делил на четыре эпохи. Первая из них - I тысячелетие до н. э. - связана с культурами Чавин и Пукара; вторая - I-VIII вв. н. э.- характеризуется древностями Кальехон де Уайлас и Тиауанако; в третью - 800- 1321 гг. н. э.- на побережье существовали культуры Мочика и Наска, а последняя - 1321-1532 гг. н. э.- связана с инками. За­рождение древних цивилизаций Тельо по-прежнему связывал с восточными склонами Анд и даже с низменными районами Мон­таньи. Эта теория не привлекла большого чис­ла сторонников. Она опиралась на предполо­жения, зачастую справедливые, так как ее ав­тор был блестящим знатоком древностей своей страны, но не на строгие научные доказатель­ства.

Многочисленные стратиграфические раскоп­ки 30-40-х годов позволили создать новую схему относительной хронологии. Ее основы были выработаны на специальной конферен­ции, собранной в асьенде Чиклин, недалеко от г. Трухильо, в августе 1946 г. Здесь разбира­лись вопросы археологии Северного берега Перу . На конференции были доложены первые результаты работ в долине р. Виру. Для решения вопросов хронологии этой доли­ны применялся метод датировки пластов по процентному соотношению в них керамики разных типов, разработанный Дж. А. Фор­дом . Полученная хронологическая схема почти полностью совпала с результатами ра­бот Р. Ларко Ойле, изучавшего прежде всего стратиграфию погребений .

На этой конференции была сделана попыт­ка, опираясь на древности Северного берега, построить общую археологическую периодиза­цию всей Андской области. Работу эту завер­шила Нью-Йоркская конференция перуани­стов в июле 1947 г. Именно здесь относи­тельная хронология Центральных Анд была впервые зафиксирована в ее современном ви­де. С тех пор она несколько дополнилась, но существенных изменений не претерпела. Ко­стяк этой хронологии составляли стратиграфи­ческие колонки шести основных районов Перу и Боливии. Для их сопоставления было ис­пользовано распространение на больших тер­риториях одинаковых стилей изобразительно­го искусства или орнаментации керамики (Horison styles), замеченное еще Уле и Крёбером. Наиболее четко концепция была сфор­мулирована Уилли , который на Нью-Иоркской конференции дал подробную характери­стику каждого из пяти «стилистических гори­зонтов».

Основным в новой схеме было то, что она подтвердила на значительно обогатившемся материале основные пункты старой относи­тельной хронологии Уле - Крёбера. Таким об­разом была получена твердая система распо­ложения древностей Центральных Анд во вре­мени. Это позволило перейти к научному осмыслению древней истории Центральных Анд.

На Нью-йоркской конференции с попытка­ми создания исторической периодизации древ­ностей Андской области выступили Беннет, Стронг, Стьюард и отчасти Уилли .

Хотя каждый из них руководствовался не­сколько различными критериями, в целом их схемы совпадают . Все авторы выделяют до- керамическую эпоху с начатками земледе­лия . Вслед за ней идет эпоха становления и бытования высоких культур перуанского по­бережья . Затем наступает время перемеще­ний племен и завоеваний .

Различия этих периодизаций заключаются в терминологии и в разграничении некоторых мелких периодов. Новые термины придавали схемам Беннета, Стронга и Стьюарда види­мость исторических периодизаций, но практи­чески они не были надежно обоснованы кон­кретным археологическим материалом, а при­кладывались механически, согласно тому, что каждому автору казалось наиболее существен­ным для данного периода . Все эти схемы, на какие бы критерии они ни опирались, гре­шили излишне обобщенным и статичным под­ходом к древностям Андской области. Дело в том, что для североамериканской школы перуанистов вообще характерно полное пренеб­режение к исследованию культур во всем их комплексе. Это неизбежно ведет за собой не­достоверность исторических интерпретаций. Зачастую большие обобщения, в частности пе­риодизации, строятся на основе очень незначи­тельного полевого материала. Правильно от­мечая единство древней истории всей Андской области, эти исследователи недооценивают различия и неравномерность в развитии от­дельных районов и культур. Вершиной такого излишне обобщенного подхода к материалу было предложенное Беннетом понятие «перу­анской общей традиции» (peruvian co-traditi­on). Этот исследователь, опираясь на концеп­цию культурного ареала, сформулированную Крёбером, считал, что древности Центральных Анд составляют единство, характеризующе­еся некоторыми общими чертами для всей тер­ритории на протяжении всей истории этого района, начиная с I тысячелетия до н. э.

На самом деле эти черты прослеживаются не всегда и далеко не во всех районах Андской области. Так, например, ирригационное земле­делие появляется в одном из наиболее разви­тых районов- на севере побережья - не ра­нее периода Салинар, а более древние культу­ры - Гуаньяпе и Куписнике - его не знают. На ранних этапах неизвестна и металлообра­ботка. Она появляется не везде и не сразу. Нельзя также говорить о единстве мотивов изобразительного искусства на всем протяже­нии существования «общей традиции». Дейст­вительно, в искусстве эпох Чавин и Тиауана­ко есть сходные мотивы, но их трактовка и, по- видимому, значение совершенно различны.

Такие черты, как, например, упоминаемый Беннетом обычай паломничества к культовым центрам, вообще не могут быть прослежены на археологическом материале. Это чисто умозрительная ретроспекция обычаев инкско­го времени, известных по письменным источни­кам. То же относится и к вопросу о характере политических объединений.

Таким образом, в воззрениях североамери­канских археологов существует значительный разрыв между тщательно, но формально проа­нализированным материалом и широкими, но не имеющими достаточного фактического обо­снования историческими интерпретациями.

С 1948 г. начинается следующий, четвертый, этап развития археологии Андской области. Основное направление исследований в это время меняется. В центре внимания оказывают­ся памятники эпох, предшествовавших высо­коразвитым культурам. Работы Ф. Энгеля, Э. Ланнинга, А. Кардича и других ученых ото­двинули вглубь хронологические границы древностей Центральных Анд.

50-е годы ознаменовались большим оживле­нием археологических работ в Боливии. Отрад­но, что археологи перестали интересоваться преимущественно блестящей культурой Тиау­анако и обратились к скромным памятникам окраинных районов Альтиплано и к эпохам, предшествующим этой культуре. Большую роль в новом направлении исследований сыг­рали швед С. Риден и боливиец Д. Э. Ибарра Грассо.

С. Риден провел большие, хорошо докумен­тированные раскопки на памятниках долины Кочабамба , в районе Оруро и в местности Мольо к востоку от озера Титикака , где он работал вместе с К. Понсе Санхинесом . Его работы отличаются полнотой полевых иссле­дований, издаваемых обычно тоже полностью. К сожалению, касаясь исторической интерпре­тации фактов, С. Риден не пытается осмыслить археологические памятники и культуры как комплексы, отражающие различные стороны жизни древнего населения. Он ограничивает­ся только сравнением отдельных элементов культур, отдавая предпочтение орнаментации керамики.

Заслуга Д. Э. Ибарра Грассо состоит преж­де всего в том, что он с огромной энергией взялся за изучение дотиауанакских эпох в Бо­ливии. Он же собрал большой подъемный ма­териал в центральных и южных районах Аль­типлано, позволивший наметить области рас­пространения археологических культур в этой части страны . Исследованиями окраинных районов Альтиплано занималась в 1958 г. не­мецкая экспедиция X. Д. Диссельхофа, рабо­тавшая в долине Кочабамба и Миске .

Другим важным направлением работ были новые исследования Тиауанако и в первую очередь раскопки, организованные Центром археологических исследований в Тиауанако (CIAT), который возглавил К. Понсе Санхинес . Он применил новые для Центральных Анд методические приемы. Вместо разбросан­ных стратиграфических шурфов была разбита сетка квадратов, разделенных бровками. Это позволило копать культурный слой на боль­шой площади с хорошим стратиграфическим контролем. Несмотря на целый ряд недостат­ков, эта методика для перуанистов была про­грессивной, так как до этого такие площади на поселениях практически не вскрывались.

Большие успехи в это время были достигну­ты в районе Куско. В 1952 г. М. Чавес Бальон раскопал памятник Батан Урко к юго-востоку от г. Куско. Находки на этом памятнике поз­волили проследить стратиграфическую после­довательность керамического материала от культуры Чанапата до раннеинкских слоев .

В 1954-1955 гг. в Южном Перу работает экспедиция Калифорнийского университета под руководством Дж. X. Роу. Она провела много обследований и в Центральном горном районе. В результате ее работ была намечена периодизация культуры Чанапата и уточнены границы ее распространения. Кроме того, были внесены значительные коррективы в грани­цы культуры Уари. Еще в 1950 г. на самом Уари провел первые раскопки Беннет. Он по­пытался создать схему относительной хроно­логии культуры и определить ее место среди древностей Центральных Анд .

В эти же годы возрос интерес перуанских ученых к археологии бассейнов рек Мантаро и Пампас. Центром исследований стал Инсти­тут этнологии и археологии Университета Сан- Маркос в Лиме. В работах приняли участие и местные музеи. В результате археологическая карта этого района обогатилась многими па­мятниками. К сожалению, основным методом исследования были только разведки с более или менее подробным описанием объектов и сбором подъемного материала. В редких слу­чаях производилась шурфовка. Сколько-нибудь значительных раскопок не велось.

В 50-е годы наблюдается тенденция распро­странения полевых работ за пределы класси­ческой Андской области древних цивилизаций. Начинаются исследования дальнего севера Перу, как горного, так и прибрежного. На по­бережье, у границы с Эквадором, особенно много работает Э. Ланнинг . Результаты ра­бот в горах пока слишком отрывочны и не на­шли еще прочного места в археологии основ­ных районов Перу и Боливии.

На Центральном побережье исследования 50-х годов были связаны главным образом с изучением докерамических памятников, отно­сящихся ко времени не позже II тысячелетия до н. э. Некоторые работы коснулись и инте­ресующей нас эпохи. Так, Ф. Энгель раскопал еще один чавиноидный памятник - Курайяку - на самом юге Центрального побе­режья . Особенно интересно, что здесь уда­лось вскрыть остатки построек того времени. Однако полная публикация материала этого памятника еще не вышла в свет. Отдельные раскопки погребений производили С. К. Лотроп и перуанские археологи . В долине р. Чильон и у г. Анкон вел исследования Л. М. Штумер , а позднее Э. Табио .

Некоторое оживление полевых работ замет­но на Южном берегу Перу. В 1952-1953 гг. здесь работала экспедиция Колумбийского университета под руководством У. Д. Строн­га. Наиболее важные результаты дали раскоп­ки на поселении Кауачи, где удалось просле­дить переход от культуры Паракас к культу­ре Наска . В 1958 г. Д. Т. Уоллас раскопал поселение Серрильос, слои которого содержа­ли материал ранних фаз культуры Паракас.

Полевые работы 50-х годов в Центральных Андах проводятся североамериканскими ар­хеологами на том же методическом уровне, что и исследования долины р. Виру, публика­ции которых выходят в свет в начале этого периода. Они.полностью ориентируются на стратиграфические раскопки поселений и ста­вят своей главной задачей только установле­ние относительной хронологии.

Большой заслугой североамериканских ар­хеологов было введение в практику радиокарбонного метода датирования, открытого

Уилли обращался и к вопросу о происхож­дении древнеперуанских цивилизаций, разви­вая основную идею теории Спиндена. Он пока­зал, уже на новых материалах, что высокие культуры Андской области покоятся на проч­ной базе достижений предшествующего пе­риода .

Большую роль в его построениях играют диффузии элементов культуры из одной обла­сти в другую. В одной из работ Уилли, прав­да, оговаривается, что «диффузии и независи­мые изобретения являются в конечном счете полярными абстракциями, касающимися сложных событий человеческой жизни, и дву­мя процессами, происходящими в согласии» . В объяснении же конкретных фактов он зача­стую сильно преувеличивает роль диффузии .

Теоретические взгляды Уилли сложились к началу 60-х годов и были сформулированы в ряде статей и в книге «Метод и теория амери­канской археологии» . Они касаются древ­ней истории Нового Света в целом и близки взглядам В. Г. Чайлда и Р. Брейдвуда. В его периодизации древней истории Америки су­щественное место занимает переход от прис­ваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция» по Чайлду), ко­торый, как он считает, «был одним из вели­ких поворотных пунктов в человеческой пре­дыстории» . Большое внимание Уилли уде­ляет и появлению городских центров («город­ская революция» по Чайлду) .

Для Уилли характерен гораздо больший ин­терес к истории, чем для археологов школы Крёбера, но в своей периодизации он, уделяя много внимания совершенствованию способа производства пищи и, для более поздних эпох, системе поселений (settlement pattern), в очень слабой степени связывает их с развити­ем общества. В целом, однако, концепция Уил­ли представляет собой серьезный сдвиг в сто­рону историзма.

Конкретные моменты этой концепции, ка­сающиеся области Центральных Анд, разра­батывает сейчас Д. Колье , который иссле­довал становление земледелия в Андской об­ласти, отметив длительность и постепенность этого процесса. Взгляды Уилли оказывают большое влияние и на молодое поколение севе­роамериканских археологов-перуанистов .

В 50-е годы в Перу складывается нацио­нальная археологическая школа. Однако пе­руанские археологи чаще всего занимаются обследованиями и не ведут широких раскопочных работ. Большой их заслугой являются многочисленные разведки в менее изученной горной части страны. В методике раскопок они тесно связаны с североамериканской школой.

В 1953 г. в Лиме состоялась I Конференция круглого стола, на которой присутствовали как перуанские, так и североамериканские архео­логи. Она была посвящена вопросам термино­логии и относительной хронологии. II Конфе­ренция круглого стола, проведенная в январе 1958 г., рассмотрела схему относительной хро­нологии Центральных Анд и несколько видо­изменила ее. Практически это было принятием предложений Роу. Вместо пяти горизонтов с различным распространением были выделены три пан-перуанских горизонта - Чавин, Тиау­анако и Инка, которым предшествовали Докерамический и Раннекерамический периоды. Ранний и Поздний промежуточные этапы раз­местились между горизонтами . Достоинство этой схемы в том, что вместо недостаточно обоснованной технологической или даже со­циальной терминологии для целей хронологи­зации применены чисто технические пространственно-временные термины .

В ноябре 1958 г. археологии была посвяще­на первая сессия II Национального конгресса по истории Перу , а в следующем году со­стоялась Неделя перуанской археологии . И в том, и в другом случае большинство док­ладов было информационным. Эти собрания показали, что у перуанских археологов наблю­дается большой интерес к историческому ос­мыслению древностей своей страны. Так, на­пример, Р. Матос Мендьета и Л. Г. Лумбрерас пытались локализовать исторические племена чанка и уанка, связав их с различными груп­пами археологических памятников Центральных гор . Э. Чой попытался сопоставить общую схему перуанской археологии с перио­дизацией первобытного общества Моргана - Энгельса . К сожалению, он решал эту важ­нейшую проблему слишком обобщенно и не давал развернутых обоснований на конкрет­ном материале таких чрезвычайно важных и ответственных положений, как, например, на­личие государства у носителей культуры Мочика или существование класса жрецов-правителей в обществе культуры Гальинасо. Выя­вился также и ряд методических слабостей на­циональной науки, во многом еще испыты­вающей влияние североамериканской школы исследований.

Складывается национальная археология и в Боливии. В 1953 г. состоялась I Конферен­ция круглого стола . Ее инициатором высту­пил Д. Э. Ибарра Грассо. Основными вопро­сами, обсуждавшимися на конференции, бы­ли: 1) проблема выделения доиспанских куль­тур на территории Боливийских Анд; 2) их хронология; 3) их связи с культурами Перу, Чили и Аргентины. Был выделен целый ряд культур, в первую очередь на юге Альтиплано, за пределами области высоких цивилиза­ций Центральных Анд. Кроме того, конферен­ция выработала схему относительной хроноло­гии для Боливии. В ней, несмотря на все ее несовершенство, наметился правильный исто­рический подход к дате Тиауанако. Классиче­ский период этой культуры, по мнению участ­ников конференции, не мог относиться ко вре­мени ранее рубежа нашей эры.

I Конференция круглого стола, созванная в 1957 г., была посвящена вопросам изучения самого Тиауанако. Она рекомендовала немед­ленно начать исследовательские и реставра­ционные работы на этом памятнике и органи­зовала специальный Центр археологических исследований в Тиауанако (CIAT).

В начале 50-х годов Д. Э. Ибарра Грассо создал первую схему археологии Боливийско­го Альтиплано в целом .

Однако многочисленные работы этого авто­ра часто страдают бездоказательностью и из­лишне широкими обобщениями на недостаточ­ном материале. Для него характерны попытки выделять культуры и даже давать им широ­кую историческую характеристику на основа­нии только подъемного материала, зачастую очень разнородного . Кроме того, Ибарра Грассо очень склонен использовать внешнее сходство отдельных предметов для установле­ния самых отдаленных связей .

В Центральных Андах работают и археоло­ги Старого Света, пользующиеся в основном теми же методическими приемами и теорети­ческими установками, что и американские ученые.

В 1960 г. экспедиция Токийского универси­тета раскопала близ местечка Котос на севе­ре горного Перу жилой холм, в котором было обнаружено шесть строительных горизонтов. Четвертый из них был, по-видимому, синхро­нен культуре Чавин. Предшествующие гори­зонты с остатками зданий, возможно культо­вого назначения, восходят к рубежу III-II тысячелетий до н. э.

Раскопки в Котос вместе с исследованиями Д. Латропа в Яринакоче и Грута де лас Лечусас , материал которых увязывается с не­давно исследованными раннекерамическими культурами Эквадора (начало II тысячелетия до н. э.) , дают основание для пересмотра традиционных взглядов на ранние периоды развития древних цивилизаций Центральных Анд и наносят удар по концепции «перуан­ской общей традиции» Беннета.

В 60-х годах наблюдается некоторый застой в полевых работах. В небольших масштабах они ведутся лишь в Центральных районах гор­ного и прибрежного Перу . В области каби­нетных исследований большая роль принадле­жит калифорнийской группе археологов во главе с Роу. Опираясь на подробную хроноло­гию древностей долины р. Ика , они продол­жают разрабатывать дробные периодизации для различных долин побережья в дефиници­ях общей хронологической схемы Роу . Спе­циальные исследования посвящены Среднему горизонту, проблемы которого изучает Д. Менцель. . Этими же вопросами занимается и перуанец Л. Г. Лумбрерас .

Среди работ других перуанских археологов следует упомянуть каталог важнейших памят­ников побережья .

Особое место в перуанистской литературе занимают сводные работы типа книг Дж. А. Мейсона и Дж. X. Башнелла . Они носят скорее научно-популярный, чем исследо­вательский, характер и базируются обычно на североамериканской концепции археологии Центральных Анд. Их авторы добросовестно и более или менее подробно описывают древ­ности Перу и Боливии, не делая существенных исторических выводов.

Значительна группа изданий искусствовед­ческого плана . Чаще всего это великолепные публикации предметов искусства из различ­ных музейных коллекций. В научном отноше­нии они обычно обесценены тем, что изданные вещи не имеют точного паспорта, так как про­исходят из случайных находок или грабитель­ских раскопок.

Ограбление и разрушение древних памятни­ков существовало и продолжает существовать в Андской области, породив, как и во многих других районах древних цивилизаций мира, новую профессию - грабителей могил («уакерос»). Урон, наносимый ими науке, огромен, но никакой борьбы с этим явлением в Перу и Боливии практически не ведется.

Литература по археологии Центральных Анд на русском языке довольно ограниченна. Чаще всего это общие очерки в энциклопедических изданиях и журналах . Самый об­ширный из них принадлежит перу Б. И. Шаревской. По необходимости краткие, такие рабо­ты знакомят читателя только с самой общей картиной древних культур Андской области.

Несколько работ посвящено изучению от­дельных сторон доинкской истории Перу и Боливии . Так, Р. В. Кинжалов в своей кни­ге об искусстве древней Америки касается и древностей этого района, а в работе Ю. Е. Бе­резкина собраны последние данные об иссле­довании докерамических памятников перуан­ского побережья в связи с проблемой появле­ния здесь земледелия. В ряде небольших статей рецензируются отдельные работы зару­бежных исследователей и публикуются пред­меты из музейных коллекций .

Таковы основные этапы развития археоло­гии Центральных Анд. Сейчас она находится на перепутье. Становится совершенно очевид­ным, что старые методы исследования, подчи­няющие его задаче хронологизации, как бы важна она ни была, могут привести только к очень обобщенным схемам типа схемы 1947 г. и ее позднейших модификаций. С помощью этих методов невозможно раскрыть историю Андской области со всем ее многообразием и неравномерностью развития в различных рай­онах и в различные периоды.

Историю эту можно попытаться воссоздать только всесторонне изучив конкретные архео­логические культуры, разобравшись в их взаи­мосвязях и реконструировав, насколько это возможно при современном состоянии источни­ков, хозяйственные и социальные аспекты жизни древних обществ, стоящих за этими культурами.

Периодизацию развития американистики см.: L. Реricot у García, 1961, т. I, стр. 1-20.

W. Reiss und A. Stübel, 1880-1887.

A. Stübel und М. Uhle, 1892.

A. F. Bandelier, 1905; Он же, 1910.

М. Uhie, 1903.

М. Uhle, 1906; Он же, 1910; Он же, 1913а; Он же, 1925.

М. Uhle, 1913b; Он же, 1915.

М. Уле, а вслед за ним и A. Л. Крёбер культуру Мо­чика называли Прото-Чиму.

Национальный археологический музей (Боливия) Учрежденный Расположение Координаты Тип Директор Куратор Сайт
Экспонат топором голове животного украшения в Национальном музее Боливии археологии
Расположение Национальный археологический музей (Боливия) в Ла-Пасе
Оригинал в 1864 году, в новой форме в январе 1960 года
Ла-Пас Боливия
16 ° 30? S 68 ° 09? Вт? /? 16.50 ° S 68.15 ° W? / -16,50; -68,15
Археологический и Антропологический
Макс Португалия Ортис Secretaria генерал.
Хулио Сезар Веласкес Alquizaleth.

The Национальный археологический музей Боливии (Исп. : Национальный музей Arqueologia де Боливия) Является национальный музей археологии Боливии. Он расположен в столице Ла-Пасе, в двух кварталах к востоку от Прадо. , работающий в Национальном институте археологии, специализированного учреждения заместителя министра культуры, он, как говорят, самый известный музей в Боливии. Музей представляет культурные антецеденты боливийского народа от доколумбовой эпохи. Есть проявления резными скульптурами, а также керамические и окрашенные изделия из камня и металлов.

    1 История 2 Коллекции 3 Справки 4 См. также

История

Архиепископ Жозе Мануэль Indaburo, считается отцом археологии в Боливии, сыграл важную роль в создании музея с коллекциями археологических, этнографических и естественнонаучных антикваров. В июне 1846 года, в присутствии генерала Хосе Ballivián, небольшая коллекция была начата в комнате в городском театре. Театр был расположен на улице Хенаро Sanjines в Ла-Пасе и назвал "Общественный музей", д-р Мануэль Кордова был ее первым директором.

В 1919 году многопрофильная "Национальный музей" был открыт в Тиуанако дворца на условиях аренды. По распоряжением от 22 мая 1922 года Президент Баутиста Сааведра уполномоченным покупке здания для размещения музея. Это продолжалось как многопрофильной музея до начала 1959 года. Доктор Карлос Понсе Sangines который занимал пост директора Центра археологических исследований в Тиуанако, кампанию и получил его вновь открыт в 31 января 1960 как Национальный археологический музей.

Коллекции

Экспонат доколумбовой зверей из золота в Национальном музее Боливии археологии.

Национальный музей является частью Национального института археологии в рамках административной юрисдикции заместитель министра культуры. Он имеет более чем 50 000 археологических предметов, которые были найдены с помощью научных исследований и земляных работ. Она представляет культуру восточных равнинах и западного горного района. Культурное развитие боливийского народа, как она развивалась на протяжении последних нескольких столетий, представлена.

Экспонаты на выставке в постоянной экспозиции состоят из ценных артефактов Тиуанако, Chiripa, Молло, инков и восточных боливийских культур. Здесь же находится коллекции епископа Indaburu и полковника Diez де Медины, в дополнение к элементов из недавних археологических раскопок. Экспонаты отражают наследие, которое развивалась на протяжении нескольких столетий. К ним относятся скульптуры, картины, музыку и танцы, представляющие собой слияние индийской и европейской культур.

Высокий рельефная резьба на дисплее выполнен из черного камня и имеет геометрическую конструкцию. Он относится к культуре Chinpa (около 1500 до н.э.), и был взят с полуострова TRACO в Лос-Анд провинции. цифры Бронзовый инков, мумии и монолит, который принадлежал к культурам Тиуанако и инков, также на дисплее. Тиуанако (который предшествовал периоду инков) является доколумбовой археологических раскопок в западной Боливии, которая восходит к ранней 1500 г. до н.э.. Другие экспонаты включают доколумбовой период животных.

Статья была переведена автоматически.