Предмет философии как отдельная философская проблема. Понятие плюрализма в философии: что это такое, плюралистическая модель мира и общества

Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека (субъекта познания) к миру, объекту, материи.

Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

Определяя предмет философии как «мир-человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? и многие другие.

Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Философский плюрализм: причины возникновения. Примеры философского плюрализма.

Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (в онтологии), оснований и форм знания (в гносеологии). Термин плюрализм был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712 году. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: дуализм, согласно которому существуют два начала – материальное и идеальное, и крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба плюрализма и монизма, но и как столкновение разных форм плюрализма, например материалистического и идеалистического. Так, античный атомизм – материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций – монад.

Качественное описание действительности, которое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классической механики, количественной химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал (четырех стихий Эмпедокла – земли, воды, воздуха и огня и т.п.), каждое из которых характеризует в своей специфичности определенную сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла плюрализм. Классическая философия в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классического естествознания, которое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.

В гносеологии обращение к плюрализму было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19-20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.

Что такое Плюрализм? Значение слова «Плюрализм» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Плюрализм Благоденствия – Социологический словарь

(welfare pluralism) - см. Ком-мунитарное попечительство.

Плюрализм Монистический – Философский словарь

(от лат. pluralis - множественный и греч. monos один, единственный) - философская позиция, согласно к-рой существует как множество независимых и не сводимых друг к другу видов бытия (в онтологии), оснований и форм (в гносеологии), так и органично объединяющее их единое начало. Термин "П. м." для характеристики своей системы "панпсихизма" использовал рус. неолейбницианец Козлов. Следуя учению Г. В. Лейбница, Р. Г. Лотце и отчасти Г. Тейхмюллера, Козлов наряду с признанием множественности субстанциальных точек бытия или "реальных существ" говорил об их взаимодействии и единстве в системе мирового "сросшегося организма". Источник единства мира, считал он, коренится в "Высочайшей Субстанции" (Боге). Сын Козлова, С. А. Алексеев (Аскольдов), присоединяясь к учению "панпсихизма", утверждал слияние самобытных "душ" мира (одушевлено в мире все) в единой "высшей душе", вследствие чего мир оказывался "живой личностью". Лопатин, используя идеи Лейбница и Платона и называя свою концепцию системой "конкретного динамизма", также говорил о том, что "вечное единое раскрывается в вечном многом". Одно множество..... мир вечных идей – заключено в Боге, а др. множество - мир земных вещей - хотя и коренится в мире идей, однако несоизмеримо с ним вследствие действия начала самоутверждения и распада. Подобный П. м. близок построениям B.C. Соловьева, Флоренского, Булгакова. Позиции П. м. придерживался, по существу, Н. О. Лосский. Среди представителей П. м. были и нек-рые рус. сторонники Гегеля, напр. Дебольский ("Верховный Разум, как бы не довольствуясь собственной полнотой, индивидуализируется во множестве ограниченных разумов"), и нек-рые неокантианцы, напр. Гессен, говоривший о понятийном П. м. ("подлинная иерархия понятий должна быть необходимо синтезом монизма и плюрализма", и в этом синтезе общего и частного заключается конкретность понятий), и религиозный экзистенциалист Бердяев, к-рый в ранний период творчества, вероятно, под влиянием Козлова признавал "иерархическое единство" одухотворенных монад под эгидой Первичной Божественной Монады. Однако позднее Бердяев в духе персонализма и экзистенциализма говорил о том, что "человек есть дитя Божие, но и свободы", "над которой бессилен Бог". Тайна личности столь велика, что "невыразима... на языке отвлеченной метафизики". Противоречивым к П. м. было также отношение П. Б. Струве, то соглашавшегося с ним, то считавшего, что вне религиозного отношения "человеческая жизнь есть слепая игра слепых сил". Согласно Франку, любой монизм или дуализм упрощает и искажает реальность, а конкретно и полно передает ее только "антиномистический монодуализм" (так у Франка, по существу, обозначается идея П. м.), согласно к-рому "одно не есть другое и вместе с тем и есть это другое, и только с ним, в нем и через него есть то, что оно подлинно есть в своей последней глубине и полноте". Иными словами, суть - в непостижимом металогическом (или трансрациональном) всеединстве.

Плюрализм Политический – Социологический словарь

(от лат. pluralis - множественный, многообразный) - нормативная модель политич. системы, вид демократии, концепция, согласно к-рой политико-властные процессы в об-ве рассматриваются через призму борьбы и компромиссов различн. организованных интересов, а также динамич. баланса соц.-полит. ин-тов и сил. Концепция П.п. формировалась в рамках общей теории плюрализма, к-рая возникла в начале XX в. в Англии (Ф. Мейтленд, Г. Ласки, Р. Тоуни и др.) как реакция на становление индустриального капитализма и как попытка со стороны либералов, социалистов, синдикалистов и институалистов преодолеть его нек-рые отрицательные черты. Затем эта концепция развивалась преимущественно в США (А. Бентли, Е. Херринг, Д. Трумен, Е. Лат-хэм, У. Корнхаузер, Р. Дал и др.). Основными соц.-полит. элементами об-ва для П.п. являются разнообразные по составу стабильные и автономные заинтересованные группы, выступающие посредниками между индивидами и гос-вом. Индивидов плюралисты рассматривают в качестве взаимодействующих полит. актеров. Их многообразные полит. роли и интересы благодаря членству одновременно в нескольких группах или опыту общения с ними способствуют выработке и распространению общих ценностей, принятие к-рых и обеспечивает стабильность об-ва. Гос-во в условиях П.п. выполняет преимущественно функции арбитра, призванного сохранять равновесие среди соперничающих групп и примирять их интересы путем обеспечения им равного доступа к принятию решений и выработке политики, а также "ратификации соглашений", достигнутых этими группами и их лидерами. Последние не составляют единой правящей элиты - она расколота и открыта, полит. власть децентрализована, текуча и ситуационна, а неравенство дисперсионно. Функционирование плюралистич. политич. системы и демократии обеспечивается также разделением законодательной, исполнительной и судебной власти, парламентаризмом, многопартийностью, высоким уровнем полит. прав и свобод. Антиподом П.п. в филос.-методологич. плане является монизм, а в политическо-социологич. - тоталитаризм (см.). Лит.: Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. М., 1986; Современный капитализм: критический анализ буржуазных политологических концепций. М., 1988; Авакьян С. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996; Gusy Ch. Legitimitat im demokratischen Pluralismus. Stuttgart, 1987; Johnson N. The welfare state in transition: The theory and practice of welfare pluralism. Brighton, 1987. B.B. Смирнов.

Плюрализм Религиозный – Философский словарь

(лат. pluralis - множественный) -поликонфсс. характер религиозности соц. групп, подданных одного гос-ва. В условиях феодализма существовала относит, однородность религиозности данной соц. или этнич. группы. Складывались системы рслиг. гос-в с соответствующей гос. религией, в к-рых идентифицируется подданство гос-ву с соответствующей рслиг. принадлежностью. Протест народных масс, сословных и этнич. групп против соц. гнета направлялся и против гос. религии, охранявшей устои существующ. строя. Возникали ереси, секты, новые репиг. течения. Особенно сильный толчок этому процессу дало развитие капиталистич. отношений. При наличии гос. религии, религии большинства, преимущества одного культа перед другими появляются «религиозные путы» для части подданных гос-ва, дискриминация по релит, признаку. Определенное вероисповедание становится условием политич. привилегий. После бурж. революций в нек-рых странах церковь была отделена от гос-ва. В США в силу специфики историч. развития вообще не сложилась система общегос. религии. При капитализме реализуется бурж. свобода совести, представляющая собой терпимость ко всевозможным видам религиозности. В этом случае граждане гос-ва уже не идентифицируются с определенной религ. принадлежностью, складывается ситуация «религиозного многообразия» (К. Маркс), П. р. В социалистич. об-ве каждому гражданину гарантировано право исповедовать любую религию или быть атеистом.

Плюрализм Религиозный – Философский словарь

Многобразие религий и вер, каждая из которых претендует на истину и нередко отрицает право на истину у других религий. В истории это порождало конфликты и лишь в последнюю сотню лет сравнительное религиоведение и философия религии утвердили идею, что истина в той или иной мере есть во всех достаточно серьезных религиях. Самооценка христианства перед лицом других мировых религий менялась в истории и до сих окончательно не определилась - от решительного противостояния всем и настаивания на собственной исключительности ("абсолютность христианства" у Э.Трельча), до универсалистской готовности признать, что в трансцендентном измерении бытия пути христианства и других мировых религий сходятся: "Так в небесных высотах Логоса-Разума было достигнуто согласие всех религий" (Николай Кузанский). В христианской мысли религиозный плюрализм до Христа нередко оценивается как приготовление человечества к Евангелию. Сохранение плюрализма после Христа с полной ясностью не раскрыто. Некоторые говорят, что дохристианские заветы до сих пор не утратили своего значения для определенных частей человечества, напр., завет с Ноем - в Индуизме, завет с Авраамом обновлен в Исламе, а в Иудаизме сохраняется завет Моисеев. Другие отмечают, что каждая из мировых религий признается свою незавершенность и чает Второго Пришествия - Махди в Исламе, Мессии в Иудаизме, Саошьянта в Зороастризме, Аватара в Индуизме, Майтрейи в Буддизме. Третьи настаивают, что Евангелие создает ситуацию фундаментального =-svoboda-vybora-6366.html">выбора для приверженца любой веры, потому что дает полновесный ответ на глубинные надежды любой из мировых религий. "Много гор поднимается к небесам и много путей ведет к каждой вершине", - таково древнекитайское выражение религиозного плюрализма. Но лишь одну из этих гор - гору Моисея и Пророков - избрал Господь, чтобы сойти на землю и явить единство Бога и человека во Христе. Многие христиане настаивают, что жизнь во Христе - вне существующего плюрализма, она ведет в жизнь будущего века, тогда как все прочие религии своим плюрализмом отражают различные пути человеческих исканий Высшей правды, осуществленные в рамках истории. "Если бы существовала только одна религия, то Бог был бы очень явен, как и в том случае, если бы мученики были только в нашей религии (Б.Паскаль).

Плюрализм Сексуальный – Психологический словарь

(от лат. pluralis - множественный) - сексуальная девиация (см. Половые извращения), при которой достижение полового удовлетворения требует присутствия или участия как минимум 3 партнеров. Термин имеет множество син.: от пришедших из англоязычных стран "шеринга", "свагатинга", "свин-гинга" до идущих от глубины веков "оргии" и "свального греха"; часто используемый термин "групповой секс" отражает не столько число партнеров, сколько особые отношения, складывающиеся между ними. Сексгруппа имеет свою структуру, распределение ролей. Группы могут объединять разное число участников: от 3 при триолизме (от лат. tria - три) до нескольких сотен (в одном эксперименте в Калифорнии принимали участие почти 400 пар).Высказывается мнение, что при П. с. зависимость от отдельного сексуального партнера (обычно возникающая при "нормальных" сексуальных отношениях) отсутствует: она замещается зависимостью от самого секса. Сексуальные действия нескольких партнеров на глазах друг у друга приводят к одновременному раздражению большого числа эрогенных зон, усиливаемому слуховыми, зрительными, тактильными и пр. ощущениями, что придает особую интенсивность и остроту переживаниям. Именно это привлекает в "сексгруппы" фригидных женщин и мужчин со сниженной потенцией, надеющихся т. о. решить свои проблемы. Кроме того, участниками нередко бывают явные и неявные бисексуалы; гомосексуалы; молодежь, склонная к сексуальному экспериментированию вследствие неоформившихся сексуальных установок; лица, для которых характерны такие сексуальные девиации, как визионизм и эксгибиционизм. Складывающиеся в сексгрупие особые отношения, возможность удовлетворить свои девиантные наклонности, а также повышенная острота ощущений лишают постоянных участников возможности получать удовлетворение с одним партнером. (И. А. М.)

Плюрализм Социально-политический – Политический словарь

(от лат. рiuralis - множественный) - основополагающий принцип Устройства идейной и общественно-политической жизни, в рамках которого допускается, обеспечивается, поддерживается многообразие идейных, социальных и политических течений, социальных и политических движений, организаций, партий и иных объединений, свободно взаимодействующих, конкурирующих между собой по определенным демократическим правилам. П.с.- п. - один из важнейших признаков демократичности и гуманистичности общества и государства, несовместимый с единообразием идейной, социальной и политической жизни, с ее огосударствлением (этамизмом), с монополизацией власти и идеологии, сверхцентрализацией, подавлением инакомыслия и инакодействия, свободы личности и прав человека и т.д. П.с.-п. исходит из того, что именно на основе свободной конкуренции разных частных интересов и идей должен на путях взаимного уважения, противоборства и компромисса складываться их баланс и на этой базе общественное мнение и общественные интересы. П.с.-п. создает благоприятные условия для инноваций и открытости общества для них, препятствует стагнации, застою, неэффективности функционирования и развития социальных и политических структур, усиливает самоконтроль и саморегуляцию в обществе и государстве, а следовательно, способствует не дестабилизации, а стабилизации социальных и политических систем. Внедрение П.с.-п. в общественную жизнь современной России - одно из наиболее важных направлений ее демократизации и гуманизации.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость), любо­мудрие. Философ, следовательно, – человек, почитающий и любя­щий муд­рость, ориен­тирующийся на нее в своем поведении, в своем отно­шении к миру, к жизни, к людям.

Испокон веков муд­ре­цами называли людей, находящих лучшее решение тех или иных конкретных вопросов, например проблем, порожденных определен­ными жизненными обстоя­тельствами. Примечательно, что среди почитаемых древними греками семи мудрецов философами были лишь двое – Фалес из Милета и Пифагор из Самоса

У фило­софии (общий) предмет – сущность мира и место человека в нем.

Говоря о предмете философии, и её основных функциях, следует учитывать, что в различных исторические периоды, в различных философских школах и направлениях они не однозначны. Поэтому перечисление множества функций в учебниках по философии относятся далеко не ко всем философским школам и направлениям.

Круг проблем

Наряду с изучением природы в сферу философского осмыс­ле­ния вошли и стали постоянными фундаментальные вопросы обществен­ной жизни, наиболее общие принципы развития и функ­ционирования важнейших социальных структур. Фило­софы оста­вили немало сочинений, раскры­вающих гуманистические иде­алы свободы и справедливости, идеи наилучшего государствен­ного и общественного устройства, разумного отношения к труду, собст­венности, правилам общежи­тия, функционирования институ­тов власти.

Через многочисленные философские произве­де­ния красной нитью проходит проблема человека: его происхождение и назначение, природа и сущность, способности и потребности, смысл и образ жизни, позна­вательные возможности, воздействие на окружаю­щую среду.

2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.

Первые попытки отве­тить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помо­щью разума и выразились в возникновении первых философских сис­тем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество пе­решло к новой стадии своего развития - к формирова­нию и развитию человека разумного. Поэтомучеловек разумный начинается именно с возникновения философии. И разум­ность каждого человека определяется мерой освоения фило­софской культуры. И в этом смысл философии.

Само название «философия», согласно преданиям, воз­никло впер­вые у Пифагора. В его время умных людей назы­вали мудрецами. Са­мого Пифагора причисляли к семи вели­ким мудрецам. Но Пифагор за­являл, что он не мудрец, а фи­лософ, то есть любящий мудрость. И это название филосо­фии, как любви к мудростисохранилось до настоя­щего вре­мени.

Первые философские школы возникают почти одновре­менно в древ­ней Индии, древнем Китае и древней Греции (7 - 6 вв. до н. э.). Но пер­вые целостные философские учения (учение о мире, обществе, человеке и человеческом познании) были созданы в древней Греции. Это дало основание Гегелю считать древнеиндийскую и древнекитай­скую философию предфилософией, а подлинная философия возникла только в древней Греции. Подобная оценка первых философских учений разделяется и многими современными философами.

Философию можно определить как постижение действительности с помощью ра­зума (категориальное по­стижение действительности) в поисках ис­тины. Категории философии - это наиболее общие понятия с помощью которых работает философия

Первые философы пытались обобщать все знания, кото­рые суще­ствовали в их время, все достижения культуры и предпринимали по­пытки ответить на все возникающие про­блемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование са­мостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время.

Философский плюрализм, его основания. Проблема основного мировоззренческого вопроса.

Философская мысль признает плюралис­тич­ность мнений и движет­ся, как правило, в форме множества линий, проникая в предмет своего исследования всесторонне, с самых разных сторон. Предполагая теоретическое осмысление отношения сознания к бытию, философия абстра­ги­руется от частной проблематики и обра­щается к ней только при выявлении самого общего, самого сущест­венного. Сила и значение подлинной философии не столько в логиче­ской доказа­тель­ности (хотя и это важно), сколько в глубине постанов­ки новых проблем, в способности адекватного постижения важных сто­рон человеческой жизни, в стремлении к такой выстроенности своего знания, которая обязательно предполагало бы мировоз­зрен­ческую привлекательность. Высшей для нее ценностью потому является сам человек. В отличие от науки, философия не распо­лагает эмпири­ческими приемами исследования, хотя и опирается на данные опыт­ного знания. Достоверность и жизненность ее вы­водов подтверж­даются обычно не отдельными эксперимента­ми, частными наблюде­ниями, а всем потоком происходящих в реальной жизни событий.

Почти вся новейшая философия делает акцент на соотно­шении духа и материи – что чему предшествует? Материальное предшест­вует идеальному или наоборот? Многие считают основ­ной мировоз­зренческой проблемой вопрос о том, конечен или бесконе­чен мир. В каком направлении развивается Вселенная и есть ли на других планетах разумная жизнь? Сущест­вуют ли объективно дейст­вующие законы природы и общества или человек только верит в них в силу привычки? Что такое человек и каков смысл его жизни? Как осущест­вляет человек познание мира и себя самого? Что такое сво­бода, счастье, любовь, героизм, в чем состоит их гуманистическое истолкование и осуществление?

Можно говорить и об иных мировоззренческих проблемах, являю­щихся предметом размышлений философов. Но боль­шинство философов едино в конечном счете в том, что вопрос об отношении мышления к природе, духовного к материаль­ному является доминантным, определяющим. Ибо, какой бы аспект мировоззрения ни рассматривался, он так или иначе сопри­касается с этим фундаментальным соотношением. В значительной мере в соот­ветствии с ним решаются все другие вопросы мировоз­зрения. Другое дело, что жесткой связи здесь может и не быть. Философ в своем творчестве бывает порою непоследо­ва­телен, противоречив. Да и выводы о приверженности мыслителя, ученого к той или иной мировоззренческой позиции зависят от многих обстоятельств, определяют­ся не одним критерием, а их совокупностью, и могут потому носить услов­ный характер.

Значение слова ПЛЮРАЛИЗМ в Новейшем философском словаре

ПЛЮРАЛИЗМ

(лат. pluralis - множественный) - фи-лософско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Лейбница Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме, согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и Ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п. Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. (См. также: Идеология, Монизм, Дуализм). Л.С. Дудинский

Новейший философский словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЛЮРАЛИЗМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЛЮРАЛИЗМ в Однотомном большом юридическом словаре:
    (от лат. pluralis - множественный) - в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового …
  • ПЛЮРАЛИЗМ
    ПОЛИТИЧЕСКИЙ - см. ПОЛИТИЧЕСКИЙ …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Словаре экономических терминов:
    (от лат. pluralis - множественный) - 1) сосуществование и взаимодействие в обществе различных политических партий и иных общественных организаций (профсоюзных, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Кратком религиозном словаре:
    Философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин был введен Х.Вольфом в 1712 …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Лексиконе секса:
    (от лат. - множественный) (группенсекс), перверситет, заключающийся в проведении групповых половых актов на глазах друг у …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (социально-психологический аспект) (от лат. pluralis - множественность), проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых людьми …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. pluralis - множественный) 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. pluralis - множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от латинского pluralis - множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ
    [от латинского pluralis множественный] философское мировоззрение, утверждающее (в противоположность монизму), что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. 1. филос. Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятель-ных, независимых духовных сущностей; противоп. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. 1. Философское учение, согласно к-рому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия (спец.). 2. Многообразие и свобода …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЛЮРАЛ́ИЗМ (от лат. рluralis - множественный), филос. учение, согласно к-рому существует неск. (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    плюрали"зм, плюрали"змы, плюрали"зма, плюрали"змов, плюрали"зму, плюрали"змам, плюрали"зм, плюрали"змы, плюрали"змом, плюрали"змами, плюрали"зме, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, только ед. , м. 1) Философское учение, утверждающее, что существует несколько независимых начал бытия или оснований знания. Концепция плюрализма. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. pluralis множественный) 1) философское идеалистическое учение, утверждающее (в противоп. монизму), будто в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. философское идеалистическое учение, утверждающее (в противоп. монизму), будто в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей (ср. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей (противоп.: монизм). 2) Один из …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Словаре русского языка Лопатина:
    плюрал`изм, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    плюрализм, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Орфографическом словаре:
    плюрал`изм, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. pluralis - множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. …

Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями . Наиболее крупные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями . Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе , духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии . Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами . Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами . В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.