Как по внешности человека определить, какого витамина нехватает в его организме. Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

Здравствуй дорогой друг, на связи Егор Шереметьев. Чтобы начать успешно знакомится с девушками , тебе нужно изменить своё поведение и так же свою внешность. Как ты думаешь, сколько процентов при первом впечатлении составляют твои внешний облик и поведение? Больше половины, а точнее – 55%! Насколько это хорошо известно, мы составляем мнение о человеке меньше чем за 3 секунды, когда видим его в первый раз, а впоследствии это мнение достаточно трудно изменить или хотя бы пошатнуть. Тем более, если это касается девушек – существ поверхностных и эмоциональных, делающих выводы с молниеносной быстротой.

Базовые советы по внешнему виду:
1) Основа любого имиджа современного мужчины – чистота и ухоженность. Даже если ты носишь самые дорогие и брендовые вещи, но при этом плохо следишь за собой, редко принимаешь душ, от тебя пахнет потом или ты запускаешь растительность на лице, всё это в корне убивает твою мужскую привлекательность. Может быть смешно, что я пишу об этом, но сейчас, увы, встречаются и такие парни.

2) Девушкам нравиться, когда от мужчины приятно пахнет, поэтому будет лучше, если ты купишь себе 1-2 аромата. Не знаешь как выбрать? Возьми с собой подругу, и она скорее всего подскажет. Другой вариант – это попросить незнакомую девушку, которая понравилась, заодно и познакомитесь. Кстати, на я рассказываю участникам о ароматах, которые проверены множеством парней огромное количество раз, и на которые сильно ведутся девушки.
3) Следи за своей прической – это то, что девушка увидит в первую очередь. Сходи в хороший салон или барбершоп, чтобы тебе посоветовали и сделали хорошую прическу. Подстригайся примерно раз в месяц. Универсального совета нет, так как у разных людей различный цвет волос и форма головы. Однако причёска может как подчеркнуть, так и подпортить имидж современного мужчины. То же самое касается и бороды, далеко не всем она идёт, а те кто её носят должны тщательно следить за ней и подстригать её время от времени.
4) Ботинки – это лицо мужчины, девушка обязательно посмотрит на них и сделает определённые выводы. Поэтому всегда носи губку для чистки обуви (в крайнем случае можно воспользоваться влажной салфеткой). Они всегда должны быть начищены, если ты их одел. Также очень хорошо, если они по цвету будут совпадать с ремнем, образ сразу станет ярче. Важное правило, обувь должна контрастировать с остальной одеждой. Например, у тебя есть чёрные брюки и тёмный верх, к которым хорошо подойдут белые или светлые кроссовки, или туфли, в зависимости от стиля одежды.
5) Очень хороший и легкий способ выделиться в холодное время – это купить себе качественный красивый шарф и накинуть его небрежно, либо аккуратно завязать. Только, не покупай дешевый, лучше пусть он будет из кашемира или шерсти, такой будет отлично смотреться и греть тебя холодными зимними вечерами. Это отлично вписывается в концепцию модного мужчины.
6) Основная ошибка, которые допускают все мужчины – это одежда не по размеру или уже та, которая потеряла свой внешний вид. Опрятность всегда будет в моде, и на это будут обращать внимания девушки. Поэтому подбирай одежду так, чтобы она сидела на тебе и делала стройнее, а не наоборот, то есть, покупай вещи по фигуре . Совершенно не обязательно, чтобы её размер совпадал с вещами, которые ты носил раньше, более важно то, как сидит на тебе вещь, и насколько комфортно ты себя чувствуешь в ней.

7) Придерживайся своего стиля. Если ты уже примерно понял, какого типа вещи тебе нравиться и даже успел купить некоторые

из них, то и остальные вещи нужно подобрать в соответствии с первыми. Например, кстати это огромная ошибка, нельзя носить деловой костюм вместе с кроссовками.
8) Нагрудный карман используй в своих целях. Благодаря нему, можно оригинально выделиться из толпы. Из самого простого, что в него можно положить – это платок, в зависимости от цвета, образ станет ярче или просто изящнее. Если ты готов к экспериментам, попробуй положить в карман перчатку или обычный галстук-бабочку. Если ты выполнишь этот совет и все остальные, то с лёгкостью увеличишь свои шансы на знакомство в 2 раза.
9) В некоторых имидж-студиях и у стилистов есть первая бесплатная консультация, на которой тебе расскажут именно твои ошибки и посоветуют то, что подходит конкретно тебе. Главное определится со сменой имиджа мужчины, с цветами и фактурой одежды, которые тебе подходят, что нравиться тебе, после этого проблем станет на порядок меньше. Главный плюс, который дают профессиональные стилисты – это то, что они научат экономить на покупках и больше ты не станешь покупать неподходящие вещи. Всего из 9 вещей можно сделать 27 различных и стильных образов. Совершенно не обязательно, чтобы вещь была брендовой или дорогой, более важно, как она вписывается в твой образ, соотноситься с остальной одеждой и подчёркивает твоё тело. Помни, одежда это лишь инструмент, главное то, что находиться в твоём мозге.

С верой в то, что ты изменишь свой гардероб в лучшую сторону, Егор Шереметьев! Удачи!

Валерия Чумакова | 2.07.2015 | 7368

Валерия Чумакова 2.07.2015 7368



Силуэт, цвет одежды и аксессуары могут рассказать многое о нашем характере.

Тот образ, который мы создаем при помощи одежды и аксессуаров, зачастую может рассказать немало о нашем характере, увлечениях и пристрастиях. Наш стиль выражает то, что спрятано у нас внутри. Главное, чтобы одно другому действительно соответствовало!

Силуэт

Вспомните несколько своих любимых комплектов одежды. Подумайте, какие линии присутствуют в этих комплектах?

Четкие линии, острые углы, «геометрия» в образе , преимущественно плотные ткани говорят о том, что вы придерживаетесь порядка и четкости в своей жизни, ваш характер диктует ваш стиль и мода здесь не главная, решение всегда остается за вами.

Плавные линии, ниспадающие ткани, нечеткий силуэт и многослойность в одежде отражают ваш мягкий характер, плавность и грацию, спокойствие и уравновешенность в делах. Однако возможно, что только внешне вы создаете подобный мягкий образ, но внутри вас течет бурный ручей.

Цвет

Цвет – это наиболее сильная характеристика нашей одежды. Цвет способен менять настроение, отражать одни черты характера и прятать за «маской» другие.

Конечно, цветов в гардеробе женщины может быть великое множество. Однако припомните, в комплектах какого цвета вам комфортнее всего? Зачастую мы выбираем в качестве своих любимых и комфортных для себя примерно одинаковые по оттенкам и цветам комплекты. Так ли это у вас?

Вы предпочитаете пастельные тона

Вы склонны подчеркивать свою истинно женственную природу, романтичность натуры, даже если сами того не замечаете. Пастельные тона в одежде акцентируют внимание на вашей эмоциональной стороне жизни, тонкой чувственности, личностном равновесии, открытости.

Совет: добавьте в ваш гардероб насыщенные аксессуары (яркий платок или сумку), чтобы разбавить свою жизнь нехарактерными для вас эмоциями и впечатлениями.

Вы любите яркие, сочные цвета

Вы – женщина-настроение с особой энергетикой. Прислушивайтесь к своим внутренним желаниям и чаще обращайте внимание на цвет одежды, который вы выбираете изо дня в день: он отражает ваши внутренние потребности, которые необходимо реализовать. Также подумайте о том, какое воздействие на вас оказывает тот или иной цвет, сильно ли вы зависимы от определенных цветов гардероба. Известно, что красный активизирует, придает уверенности в себе, голубой – расслабляет. Для женщины вашего типа можно с легкостью регулировать свое состояние при помощи цвета.

Также проанализируйте, не выбираете ли вы в одном комплекте слишком много сочетаний разных цветов? Это может свидетельствовать о нечеткости вашей позиции, постоянно меняющемся мнении, противоречивости.

Вам комфортно в темных, насыщенных оттенках

Уверенность, твердая позиция по жизни, четкость в мыслях – это про вас. Вы цените себя, умеете видеть перспективы, склонны скорее к стабильности, нежели к хаосу или как минимум внутренне к этому стремитесь. Если вы практикуете сочетания темных цветов с нежными пастельными – вы скорее всего пока не обрели себя в жизни, не определились с ведущей позицией в какой-либо из сфер своей жизни.

Значение основных цветов вашего гардероба

Для того чтобы создать определенный образ для той или иной цели предлагаем изучить психологическую характеристику каждого цвета вашего образа.

Красный цвет означает страсть, уверенность и даже агрессию, силу и лидерство. Именно такой образ вы позиционируете, надев красный в качестве основного цвета вашего гардероба. Если вы часто выбираете красный, то вы энергичны, любите активность, яркие события и адреналин.

Желтый цвет навевает радостные эмоции, игривость, символизирует здоровье и открытость миру, некоторую беззаботность. Если желтый ваш любимчик в одежде, то вы очень общительны, любите перемены, склонны к обучению, однако можете быть непостоянны в отношениях.

Розовый – цвет нежности и молодости. Часто появляющийся в гардеробе розовый цвет говорит о вашей некоторой «детскости» в характере. Либо вы просто хотите, чтобы вас так воспринимали?

Зеленый – цвет уравновешенности, спокойствия, баланса, молодости и таланта, гармонии. Гардероб в зеленом цвете говорит о вашем постоянстве, развитии и энергии, здоровом образе жизни, гармоничности натуры.

Голубой цвет – это цвет, вводящий человека в трансовое состояние, затормаживающий активность. Это цвет спокойствия, безмятежности. Голубой помогает привести свои эмоции и чувства в равновесие.

Синий цвет демонстрирует тонкий стиль, четкость, силу, мудрость. Если это ваш лидер в гардеробе, то вы любите порядок, ясность и четкость, рациональность. Этот цвет можно назвать «мужским», поэтому женщине лучше пересмотреть свой гардероб подобного цвета, если у нее имеются проблемы в отношениях (или как минимум разбавить синий другими «женскими» цветами: розовым, белым, желтым).

Фиолетовый цвет самый неоднозначный. С одной стороны это цвет фантазий, мечтаний, необычных образов и тайн, с другой – навевающий депрессивные мысли. Такой цвет в гардеробе говорит о вашей мечтательности, таинственности, развитой интуиции, некоторой мистичности натуры.

Белый символизирует чистоту, легкость, является мощным фоном для других цветов.

Черный отражает духовность, сдержанность, четкость мышления, силу, однако данный цвет склонен вытягивать много энергии из человека. Черный говорит о желании дистанцироваться.

Коричневый – цвет тепла и доброты, материнский цвет. Выбирая данный цвет, вы хотите принять или подарить надежность, опору и тепло.

Аксессуары

Часто ли вы экспериментируете с аксессуарами? Какие аксессуары предпочитаете: аккуратные дорогие металлы или яркие и разнообразные бижутерные композиции?

Если для вас предпочтителен скорее первый вариант (спокойные украшения из золота, серебра, платины ) – о вас можно говорить как о сдержанной, уверенной в себе женщине, с тонким чувством стиля, знающей себе цену. В людях вы цените искренность и сдержанность, среди коллег – грамотность, четкость.

Если же второй вариант (бижутерные композиции , подобранные под каждый комплект одежды) – вы оригинальны, не любите стандартных решений, возможно, склонны к эмоциональным вспышкам (как радости, так и печали и гневу), любите демонстрировать и подчеркивать свой неповторимый стиль, хотите видеть себя изысканной и необычной.

Совсем недавно Ronny описывал основные моменты внешнего вида в целом, я же хотел бы остановиться на основных принципах выбора одежды и аксессуаров.

Ronny написал отличную статью о том, но я решил ее немножко дополнить своими советами. Я приверженец стиля casual, и считаю именно этот стиль наиболее подходящим для современного молодого человека в повседневной жизни. Безусловно, если твоя работа подразумевает классический стиль, то ты просто обязан в нем ходить, и желательно, чтобы тебе это нравилось.

В принципе одежда должна отвечать всего нескольким критериям:

  • быть удобной;
  • нравится тебе;
  • подчеркивать твою индивидуальность.

Но это не значит, что нужно расхаживать по улице как петух, в одежде всех цветов радуги или тренер ДЮСШ в костюме от adidas. Над чувством стиля и вкуса необходимо также работать, как и над голосом, уверенностью в себе и другими качествами, которые делают тебя успешным.

Я не понимаю многие современные стили, но я могу понять людей, которые одеваются слишком броско и выразительно, им попросту нечем больше выделится из толпы. Под одеждой – пустышка. И если ты до сих пор не понял этого, значит, тебе нужно начать с развития успешной личности.

Основные правила стиля

5 минут и готов. При необходимости ты должен всегда быть готов выйти из дома в течении пяти минут. То есть с утра тебе нужно принять душ, помыть голову, побриться и так далее. Твои вещи всегда должны быть в состоянии боевой готовности, то есть чистыми и выглаженными.

Одежда должна быть качественной. Я бы посоветовал тебе вообще забыть о рынках и магазинах дешевой одежды. Но это не значит, что тебе нужно начать закупаться в бутиках модных дизайнеров, нет. Найди себе фирменный магазин одежды по твоему карману. Второй вариант — закупайся на распродажах, когда цены в магазинах «выше среднего» становятся доступными.

Я делаю именно так. Могу порекомендовать следующие магазины: colin`s, tom tailor, debster, mexx. Чуть выше классом идут: Levi’s, Calvin Klein, Lacoste. Смотреть с сторону более дорогих брендов можно, но только при условии, что для тебя не напрягают цены. Что значит, не напрягают? Это значит, что ты не копишь деньги несколько месяцев на футболку.

Отдельно хотел бы остановиться на обуви. Обувь может быть чуть выше классом, чем ты можешь себе позволить. Уверяю тебя купить одну пару качественных зимних ботинок выгоднее, чем 3 пары от фабрики «Большевичка», что находится в каком-то там подвале. Во-первых, комфорт, во-вторых, они прослужат дольше, в-третьих, твои ноги будут тебе благодарны.

Без подделок. Одно из фундаментальных правил, поскольку сами по себе подделки более низкого качества, кроме того покупая подделку ты оголяешь свое желание казаться выше, чем ты являешься на самом деле. Лучше подбери вещи более дешевого бренда, который тебе по карману. Я избегаю подделок, и не могу воспринимать всерьез людей, которые их покупают.

Одежда по размеру. Как определить? Для рубашек, футболок, свитеров, кофт, в общем, одежды для верхней части тела смотри на шов, где заканчивается рукав, он должен быть строго там, где твоя рука переходит в плечо. Также важна и длина рукава, она должны быть до запястья. Исключение составляют только классические рубашки, длина рукава которых должна быть на 1,25см длиннее рукава пиджака.

Со штанами все просто, стоя без обуви штанина должна доставать до пола.

Аксессуары. Я считаю, что на мужчине должен быть всего один аксессуар – часы. Причем, если твой стиль классика, то часы должны быть швейцарские. Если casual, то допустимы и другие страны производители.

Цена часов. Формируется из расчета твоей зарплаты, не покупай часы дороже, чем твоя зарплата за 3 месяца.

И опять же помни о том, что я говорил в подразделе подделки. Кстати, не обязательно гоняться за распиареными брендами, у меня, например, не дорогие часы марки Adriatica.

Остальные аксессуары, вроде цепочек, колец, браслетов и так далее я бы рекомендовал тебе оставить женщинам.

Исключением из правил могут быть очки, солнцезащитные или же классически. И как ты уже понял, они также должны быть качественные.

Свой стиль. Я не имею в виду, что тебе необходимо выдумывать свой стиль, нет, просто определись с тем стилем, в котором тебе комфортно и придерживайся его. Если не можешь определиться, то в нашем

Все люди разные по своему мировоззрению, очень редко можно встретить человека с пред-ставлением о жизни, похожим на ваше. Под влиянием родителей, школы, телевидения, интернета у каждого человека формируется свое мнение обо всем, которое часто отличается от того, что нам пытаются навязать власть имущие. И вот если у целой группы людей одновременно формируются одинаковые определенные взгляды на жизнь, то можно говорить о возникновении субкультуры. В этом обществе свои правила жизни, своя система ценностей, поведение, сленг, внешний вид. Именно по поведению и по внешнему виду субкультуры и различаются чаще всего.

В конце шестидесятых - начале семидесятых годов прошлого столетия в Америке, Англии, Австралии и Канаде возникла одна из неформальных молодежных субкультур - панки. Слово «punk» изначально имело несколько смыслов: женщина «легкого» поведения, заключенный нижнего ранга, ругательство. И вот в 1975-1976 годах в США появились музыкальные группы, которые определяли образ жизни и свое творчество, как панк - отбросы, грязь. Появилось панк движение, главной задачей которого было разрушение всяческих стереотипов и рамок посредством агрессии. Главный лозунг панков - «Я ненавижу». Они ненавидели все, начиная со своих родных и заканчивая обществом в целом. Себя называли «цветами на помойке», белое у них было черным, чистому предпочитали грязное, жизни - смерть. Главными принципами у панков были: «Будущего нет» и «Живи быстро, умри молодым».

Как стать панком?

Если есть желание стать панком, для начала изучите историю панк-движения, потому что, если сделаете прическу «ирокез», оденете рваные джинсы, но не будете знать, для чего эти атрибуты панков появились, то это будет только маскарад, не более того. Панки не подчиняются общественным нормам, а демонстрируют альтернативный образ жизни, в том числе и своим эпатажным внешним видом, рассчитанным на шок для окружающих. Их внешний вид говорит о желании выделиться из «серой толпы». Костюм панка - это смесь намеренно рваной одежды из «second hand», списанной военной формы, черной кожи и разнообразных дешевых побрякушек.

Прическа панков - это именно та отличительная особенность, по которой их чаще всего различают, а самая распространенная из причесок - ирокез. Это выбритые виски и залакированный вертикальный гребень, раскрашенный в разные цвета. Прически в стиле панк - это также прически могикан, помойка, колпаки. Для создания прически панка необходимо побольше вашей фантазии и бесбашенности, и вы будете неотразимы! Макияж панков напоминает театральный - выбеленные лица, черные губы и тени, черный лак на ногтях, пирсинг на многих частях тела.

Разновидности панков

Панки, как субкультура, условно делятся на такие виды:

Чем занимаются панки?

Одно из основных занятий панков - музыка, они пишут панк-музыку и играют ее, уст-раивают даже фестивали и концерты, могут выпускать самодельные музыкальные журналы.

Основное отличие панков от остальных людей - это отрицание и непризнание любой власти, поэтому, пока существуют власть предержащие, диктующие свои законы и мораль, будет существовать и субкультура панк.

Внешний вид человека — это его визитная карточка: по одёжке, как говорится, встречают. Широко известно понятие — еврейская традиционная одежда. На протяжении долгих веков изгнания евреи стремились отличаться своим внешним видом от их окружения. Да и в наше время значительная часть религиозного еврейства в Израиле, США и других странах продолжают упорно держаться за свои лапсердаки, штраймелы и капоты. В то же самое время немалое число соблюдающих заповеди евреев предпочитает носить одежду современного покроя, так что их уже особо не отличишь от «местного населения». Кто здесь прав? Как действительно нужно одеваться еврею? Следует ли подчёркивать своё отличие и обособленность или же можно сливаться со «средой обитания»? Этой теме и посвящена данная статья .

Начнём с цитаты из «Законов о запрете идолопоклонства» Рамбама. В параграфе 11 он пишет: «Нельзя следовать обычаям неевреев и уподобляться им, как в одежде или в причёске, так и в других подобных вещах, как сказано в Торе (“Ва-икра”, 18—3): “И по обычаям их не ходите”. А нужно еврею быть обособленным от них, и должен он быть узнаваем по одежде и по другим своим проявлениям, так же как он отличается от них в своих воззрениях и жизненных принципах. И об этом сказано в Торе (“Ваикра”, 20-26): “И отделил Я вас от народов”.»

Вслед за этим пишет Рамбам: «Нельзя носить их особую одежду». Кроме того, в своём перечне заповедей Торы, в объяснении 30-й запретительной заповеди Рамбам пишет: Нам запрещается идти по путям отрицающих Тору и следовать их обычаям даже в одежде, и в этом смысл сказанного («Ваикра», 20-23): «Не идите по обычаям народа, который Я изгоняю перед вами». Сказано в «Сифри» (мидраш мудрецов Мишны на книгу «Дварим»): «Дабы не уподоблялся ты им и не поступал так, как они; чтобы не говорил ты: “Они облачаются в пурпурные одеяния, и я так же оденусь в пурпур; они выходят, облачённые в тэлусин (военное снаряжение всадников — Рамбам), и я тоже буду выходить в тэлусин”. Смысл запрета, заключает Рамбам, в том, чтобы отдалить еврея от представителей других народов и сделать их обычаи, включая одежду, недостойными в его глазах. Выходит, что запрет Торы “по обычаям их не ходите” включает в себя, кроме всего прочего, запрет на ношение нееврейской одежды и обязывает еврея отличаться своим внешним видом от неевреев.

Есть ещё один источник по этой теме, теперь уже из Талмуда. В трактате “Санэдрин”, лист 74 сказано: “Если неевреи заставляют еврея нарушить заповедь прилюдно (то есть в присутствии не менее десяти взрослых евреев), то он обязан умереть, но не нарушить, даже если речь идет лишь о “лёгкой” заповеди”.» В качестве примера такой заповеди Талмуд приводит запрет на … замену ремешка на обуви. Дело в том, что обувь тех времён по форме напоминала современные сандалии, которые завязывались на ноге кожаными ремешками. По мнению Раши, в Талмуде имеется в виду, что евреи завязывали эти ремешки сандалий особым, отличным от принятого у неевреев, образом, при котором подчёркивалась их приверженность законам скромности. Речь ведется о ситуации, когда неевреи силой, под угрозой смерти, принуждают еврея перевязать этот ремешок «на их манер». Однако, по мнению раби Ицхака Альфаси (Риф), здесь ведется речь не о способе завязывания ремешка, а о его цвете. Риф объясняет, что у евреев было принято использовать чёрные ремешки, а у неевреев — красные. И суть запрета, по его мнению, в том, чтобы еврей не носил не-еврейскую одежду.

По логике вещей отсюда должно следовать, что еврейский закон обязывает еврея скрупулёз-но, вплоть до мельчайших деталей, следовать сложившейся традиции ношения одежды. Но если так, то неужели все те многочисленные религиозные евреи, включая учеников ешив и раввинов, одевающие в наше время элегантные мужские костюмы современного покроя, преступают запрет Торы уподобляться неевреям? А евреи, спешащие утром после молитвы на работу, облачившись в джинсы, свитер и кроссовки, должны считаться «идущими по чужим обычаям»?

Подобный вопрос был задан в своё время раби Моше Файнштейну, авторитетнейшему раввину новейшего времени (умер в 1986 г.). Группа евреев-выходцев из Польши, эмигрировавших в Америку и обнаруживших, что местные евреи, даже строго придерживающиеся традиции, уже давно переняли здешний фасон пиджаков, плащей и шляп, обратились к раби Моше с вопросом:

— Нужно ли, несмотря ни на что, продолжать носить и здесь традиционные привычные им хасидские одеяния, или же у них есть право стать «как все»? Если да, то на чём основано подобное разрешение?

В своём ответе раби Моше привёл мнение, являющееся основополагающим в данном вопросе. Впервые его высказал раби Йосеф Кулон (Маарик), живший около 600 лет тому назад в Италии, отвечая на вопрос:

— Имеют ли право евреи — выпускники медицинского факультета университета — носить особую мантию, являющуюся отличительным знаком дипломированных медиков и служащую подтверждением их права на врачебную практику? Или же она имеет статус нееврейской одежды, ношение которой запрещено?

Маарик начал свой ответ с рассмотрения вопроса об определении сути тех нееврейских обычаев, которым Тора запрещает нам следовать. В Торе упоминается слово «хукотэйэм», что означает «их обычаи». Значение корня «хок», лежащего в основе этого слова, понимается мудрецами Талмуда в трактате «Юма», лист 67б, как приказ Творца, который недоступен пониманию разума. В качестве примера приводится запрет на свинину и шаатнез, порядок очищения прокажённого и отсылание в пустыню «козла отпущения» в Судный День. Из слов Раши видно, что, по его мнению, у таких заповедей действительно отсутствует какое-либо логическое объяснение, а вот из комментария Рамбана следует, что у них тоже есть некий смысл, который Творец счёл нужным скрыть от нас на этом этапе. На основании вышесказанного Маарик приходит к выводу, что и обычаи неевреев, к которым относится вышеупомянутый запрет Торы — это лишь принятые у них нормы поведения, необъяснимые логически. В глазах беспристрастного наблюдателя они выглядят бессмысленно и глупо. Он цитирует автора книги «Сэфэр Мицвот Гадоль» (Смаг), который пишет, что проанализировав примеры так называемых «путей эмореев»1(, приведённых в 7-м параграфе Тосефты на трактат «Шабат», мы увидим, что все они лишены какого-либо смысла и представляют собой или гадание по приметам или какие-то тёмные суеверия. А «пути эмореев» — это как раз и есть те самые обычаи неевреев, которым нам запрещено следовать. Мудрецы Талмуда специально привели целый ряд подобных обычаев и верований, особо распространённых в нееврейской среде в ту эпоху, чтобы евреи знали, чего им следует избегать и от чего отдаляться. Так, в частности, упоминаются следующие обычаи: брить голову наголо, оставляя лишь чуб или косичку; проводить маленьких детей между мертвецами; навязывать накидку седла на бёдра и красную нить на палец; прыгать вокруг костра, хлопая в ладоши; приглашать обладателей «лёгкой руки» для замеса теста или начала какой-либо работы; привязывать железки к кровати роженицы; хранить молчание в час варки чечевицы и, наоборот, кричать при варке риса, и т.д. Кроме того, приводятся примеры примет и суеверий: выпал хлеб из руки — к ущербу; одел халат «навыворот» — к хорошему сну; заложил руки за спину — к неуспешной работе; сел на плуг — к особо тяжёлой пахоте; поставил свечу на пол — причинил страдания умершим предкам и т.п.

В следовании подобным бессмысленным суевериям и обычаям как раз и проявляется стремление еврея слиться с нееврейской средой, стать, как они, ведь иначе зачем ему, представителю избранного народа Торы, это надо? Поэтому подобное запрещено Торой. Но такие действия и обычаи, которые вполне объяснимы с позиции логики, не подпадают под этот запрет. Более того, пишет Маарик, даже «конкретные» проявления «путей эмореев» в ситуации, когда подобные действия приобретают некий смысл и разумное объяснение, становятся разрешён-ными. Он цитирует Тосефту на трактат «Шабат»: Говорящий товарищу: «Не проходи передо мной, дабы не прервалась наша дружба» считается «идущим по путям эмореев»; но если подобное сказано ради оказания уважения — это разрешено. Кроме того, в Талмуде в трактате «Шабат» прямо говорится, что те проявления «путей эмореев», которые доказали своё положительное лечебное воздействие на человека, разрешены для евреев.

Из этого следует, заключает Маарик, что и в отношении одежды запрет действует лишь в том случае, если её внешний вид: фасон, окраска, размеры — нелогичен и непрактичен. Но одежда, в ношении которой просматривается явный смысл и польза, даже если она «изобретена» неевреями для каких-то своих целей, дозволена еврею. По этой причине Маарик разрешает носить мантию медиков, ведь она является профессиональным знаком дипломированного врача, дающим его обладателю высокий общественный статус, уважение и почёт окружающих, и, главное, возможность достойного заработка.

А как же быть с необходимостью отличаться внешним видом от неевреев? По мнению Маа-рика, такой обязанности … не существует вообще. В вышеприведённых словах Рамбама он обращает внимание на завершающую фразу: «…нельзя носить их особую одежду». Почему Рамбам подчёркивает, что именно «особую»? Заключает Маарик, что ношение такой особой одежды, посредством которой выражается их восприятие мира, запрещено, и на фоне лишь подобных одеяний еврей должен выделяться. Однако одежду нееврейского происхождения и фасона, но без «идеологического» содержания, еврей имеет полное право носить, даже если в результате этого он становится неотличим от нееврейского окружения.

А что с мнением Рифа на Талмуд, «Санэдрин» 74, приведённым выше? По мнению Маарика, здесь присутствует ещё один, дополнительный аспект запрета «идти по их обычаям». Неслучайно, пишет он, речь, по мнению Рифа, ведётся здесь о красном цвете ремешка. Красный цвет запрещён у евреев к ношению, как несоответствующий нашим стандартам скромности и нравственности. Он символизирует половую распущенность и разврат. В качестве доказательства Маарик приводит комментарий автора книги «Арух» (один из современников Раши) на Талмуд, трактат «Брахот», лист 20. Там говорится, что один мудрец Торы, увидев как-то на рынке женщину, одетую в «карбальта» — нечто, неподобающее еврейской женщине по законам скромности, прилюдно сорвал с неё эту одежду. Этим позором он хотел наказать её за распущенность, дабы другим неповадно было. И поясняет «Арух», что «карбальта» означает любую одежду красного цвета (от слова «карболет» — петушиный гребешок). Именно по этой причине и запрещается ношение красных обувных ремешков.

Таким образом, запретные обычаи неевреев — и, в том числе, их одежда — подразделяются, по мнению Маарика, на два вида. Первый — обычаи, не имеющие смысла и разумного объяснения, и второй — идущие вразрез с еврейскими понятиями о скромности. Вышеупомянутая же мантия медиков не относится, как было показано, ни к первому, ни ко второму виду, и, следовательно, разрешена.

Кроме этого, Маарик приводит ещё два доказательства своего мнения из Талмуда. В трактате «Меила» (лист 17) рассказывается об одном еврее, решившем проникнуть под видом знатного римлянина в законодательное собрание, чтобы попытаться убедить сенаторов отменить принятые ранее постановления власти, направленные против евреев и запрещающие им соблюдение Шабата, обрезание и чистоту супружеских отношений. В Талмуде сказано, что для внешней маскировки он постригся, как римлянин, но о смене покроя одежды там ничего не говорится. Значит, одежда этого еврея изначально не отличалась внешне от нееврейской одежды.

Кроме этого, в трактате «Хулин», лист 107 сказано: «Первые воды (маим ришоним) накормили свининой». Поясняет Раши, что здесь имеется в виду реально произошедший случай с евреем-хозяином харчевни, который держал отдельную некошерную кухню для посетителей-неевреев и кошерную — для евреев. Если входящий посетитель шёл первым делом к рукомойнику, чтобы совершить омовение рук (нетилат ядаим), то хозяин понимал, что перед ним еврей, и давал ему кошерную пищу, а если нет — ставил на стол некошерное. Однажды туда зашёл один «клиент» и сел за стол, не омыв руки. Будучи уверен, что перед ним нееврей, хозяин накормил посетителя свининой. И лишь по окончании трапезы выяснилось, что это еврей, решивший пренебречь исполнением важной заповеди. Выходит, пишет Маарик, что по внешнему виду нельзя было отличить еврея от нееврея, а значит, они носили схожую одежду.

Правда, это второе доказательство признаётся другими комментаторами, как несостоятельное. Дело в том, что этот случай, объясняемый Раши, описывается в «Мидраш Раба» на недельную главу «Балак». А там прямым текстом говорится, что дело происходило в период жесточайших гонений римской власти против соблюдающих заповеди евреев. Поэтому тогда евреи были вынуждены всячески скрывать свою принадлежность к народу Торы, что объясняет как схожесть одежд, так и необходимость строгой «конспирации» при исполнении заповедей. А значит, данный случай не может служить источником и доказательством в нашем вопросе о действии закона в «мирное время». Однако, как бы то ни было, мнение Маарика зафиксировано в качестве практической алахи в дополнениях Рамо к «Шулхан Аруху» (часть «Йоре Деа», 178—1), который разрешает ношение одежды, подобной мантии медиков. Кроме того, Рамо приводит мнение рабейну Нисима (Ран), одного из важнейших комментаторов-ришоним. Он пишет, что Тора запрещает следовать обычаям неевреев лишь в тех случаях, когда они несут на себе явный отпечаток служения идолам или же бессмысленны по своей сути, что, как считает Ран, тоже указывает на связь с какими-либо аспектами служения идолам, забывшимися с течением времени. Однако обычаям неевреев, объяснимым и приемлемым с позиций разума, разрешено следовать.

Такова практическая алаха. На основании этого мнения видные сефардские законоучители уже много сотен лет назад разрешили евреям мусульманских стран носить одежду, принятую у арабов.

Однако резким оппонентом мнения Маарика и Рана (и, следовательно, алахического разрешения Рамо) выступает Виленский Гаон. Дело в том, что Ран делает своё заключение на основании сказанного в Талмуде, трактат «Авода Зара» (лист 11). Там написано, что обычай неевреев сжигать при похоронах царя все его личные вещи (царское ложе, колесницы, утварь, оружие, одеяния и т.п.) не может считаться запретным для евреев. В Тосефте на трактат «Шабат» сказано, что и у евреев существовала в прошлом подобная традиция. Выходит, пишет Ран, что всё, логически объяснимое, даже если оно внешне выглядит, как неподобающие для евреев действия, разрешено. А в чём разумность традиции сжигать царские вещи? Ран объясняет, что не подобает кому-либо, кроме самого царя, пользоваться его личными вещами. Этого, по логике, требует особый, высочайший статус царя. Как сама царственная особа, так и её вещи требуют особо почтительного и благоговейного отношения, и во избежание того, чтобы после смерти царя его вещи не попали «не в те руки», их попросту сжигают.

Виленский Гаон приводит опровержение такому пониманию вещей, опираясь на трактат «Санэдрин» (52б), где разбирается вопрос о том, как правильнее приводить в исполнение смертную казнь, называемую «саиф» — меч. По мнению мудрецов Мишны, приговорённый стоит в полный рост, и ему отсекают голову резким ударом меча, так как это делали в те времена царские палачи у неевреев. Раби Йеуда же считает иначе. По его мнению, приговорённый кладёт голову на плаху, и её отрубают ударом топора. Мудрецы возражают ему:

— Ведь это же слишком отталкивающий и жестокий способ казни!

Отвечает раби Йеуда:

— Да, это, несомненно, так. Но что можно поделать? Ведь сказано в Торе: «По их обычаям не ходите». А это должно означать, что и способ казни у евреев обязан отличаться от принятого у неевреев.

Что же отвечают на это мудрецы?

— Так как казнь мечом приводится в самой Торе, то это означает, что не от неевреев учим мы данный способ исполнения смертного приговора, а значит, так казнить разрешено. Если бы это было не так, разве могли бы евреи следовать традиции сжигать личные вещи еврейских царей при их похоронах? Ведь подобное принято у неевреев, и сказано: «По их обычаям не ходите»?! А значит, необходимо сделать вывод, что упоминание о такой традиции в наших святых текстах (Ирмияу 34:5), как о еврейском обычае, указывает на то, что не у других народов мы переняли эту практику, и лишь поэтому у нас есть право следовать ей.

Отсюда мы видим, пишет Виленский Гаон в своих примечаниях на «Шулхан Арух», что некое разумное объяснение нееврейского обычая ещё не даёт нам право следовать ему. Требуется дополнительная его легитимизация, к примеру упоминание о нём в святых текстах. Ведь и у казни мечом по «версии» мудрецов тоже имеется весьма логичное объяснение: она явно предпочтительнее казни на плахе, так как гораздо менее жестока и позорна. Несмотря на это, не будь она упомянута в Торе, мы были бы обязаны предпочесть «плаху с топорами», лишь по той причине, что неевреи предпочитают использовать для этой цели меч. А значит, не логика является здесь критерием определения дозволенности обычая.

Следовательно, заключает Виленский Гаон, неправы и Ран, и Маарик в своих выводах. Кроме того, и со второй причиной запретить, указанной Маариком (аспект нескромности и распущенности) Виленский Гаон не согласен. По его мнению, красный обувной ремешок никак не может считаться проявлением нарушения норм скромности, и поэтому запрет Талмуда на замену такого ремешка должен пониматься лишь как проявление общего запрета следовать обычаям неевреев.

На основании вышесказанного, Виленский Гаон отвергает алахическое постановление Рамо и запрещает к ношению мантию медиков и тому подобные нееврейские «изобретения» в одежде. Ведь как бы они не были логически объяснимы, это всё те же самые «их обычаи», по которым нам заповедано «не ходить». А в святых текстах про мантию медиков ничего не сказано… Однако, даже по этому устрожающему мнению Виленского Гаона, существуют определённые послабления в нашем вопросе. Виленский Гаон делает упор на фразу Талмуда, которую он считает ключевой в данной теме. Это фраза: «Не от них мы учим это…». То есть смысл запрета Торы в её нежелании видеть еврейский народ в качестве прилежных учеников народов мира, перенимающих с готовностью их обычаи и воззрения. И поэтому, пишет Гаон, нееврейский обычай — в том числе и в одежде, который мы сами вполне могли бы «изобрести» в силу его разумности и полезности, не подпадает под запрет «по их обычаям не ходите».

И в этом «точка разногласия» между Раном и Маариком с одной стороны, и Виленским Гаоном с другой. По первому мнению, всё, что логично и разумно в нееврейских обычаях, автоматически разрешается и евреям. По второму же мнению, необходима такая степень полезности, чтобы можно было сказать:

— Даже не будь этого у неевреев, мы сами должны были бы ввести в обиход нечто подобное.

На основании этого принципа Гаон отвергает вышеприведённые доказательства Маарика из Талмуда. Действительно, евреи могли тогда и не отличаться внешним видом от неевреев, но это лишь потому, что речь ведётся о такой практичной повседневной форме одежды, что и к ней тоже относится вышеупомянутый разрешающий принцип.

Учитывая все эти алахические положения, раби Моше Файнштейн разрешил евреям, выходцам из Польши, перейти на американский стиль одежды. В самом деле, если идти по мнению Маарика и Рамо, то брюки, пиджаки, пальто, шляпы и туфли послевоенной Америки, будучи удобной практичной и достаточно скромной одеждой, никак не могут считаться запретным обычаем неевреев. Более того, даже по мнению Виленского Гаона, считает раби Моше Файн-штейн, такая одежда вполне дозволена, так как и к ней в полной мере относится разрешающее определение: «Не от них мы учим это». Соответственно, у нас есть ответ на поставленный в начале статьи вопрос. И ученики ешив, и «простые» евреи всё то время, пока их одежда отвечает критериям разумности и скромности, «действуют» строго в рамках алахи. И внешне отличаться от неевреев не нужно, ведь даже Виленский Гаон соглашается в том, что лишь на фоне «особой» нееврейской одежды еврей должен выделяться, но в отношении обычной повседневной одежды — нет такой необходимости. Спор Гаона с Маариком касается лишь того, что именно считать такой «особой» нееврейской одеждой, но это относится лишь к мантиям медиков и тому подобным «эксклюзивным» фасонам.

Применяя данные принципы закона к российским реалиям, мы должны прийти к выводу, что рваные джинсы, «украшенные» заклёпками куртки, красные шубы и тому подобная «кричащая» одежда, являющаяся средством самовыражения, безусловно запрещена к ношению. Ведь облачаясь в такие «одеяния», еврей демонстрирует не только желание не выделяться на общем фоне (этого он может достичь и с помощью «нормальной» одежды), но и стремление полностью слиться с нееврейской средой, признание превосходства их привычек, обычаев и воззрений над еврейскими ценностями и традициями. А это как раз и запрещает нам Тора.

С другой стороны, у современного еврея нет никакой обязанности слепо копировать фасон одежды своих далёких местечковых предков. Раби Моше Файнштейн пишет, что многие внешние аспекты так называемого «еврейского традиционного фасона одежды» вовсе не имеют статуса еврейской традиции, так как возникли спонтанно, не по санкции мудрецов Торы, а лишь из желания простого народа подражать своим духовным лидерам во всём, включая одежду. И если так, то ношение подобной одежды в наше время для еврея, выросшего и сформировавшегося в совершенно иной среде, вовсе необязательно, и, зачастую, абсолютно неоправданно. Даже если выяснится, что его прапрадед был карлинским, рыбницким или другим хасидом, он вовсе не должен из-за этого надевать длинный лапсердак и заправлять брюки в белые гетры. Более того, так как алаха позволяет еврею «не выделяться» и не выпячивать на людях свою национальную и религиозную принадлежность, то демонстративное ношение штраймела, капоты, талит катана и других деталей еврейской одежды в такой агрессивной нееврейской среде, как российская, должно расцениваться не как проявление «гордого национального духа» или «суперправедность», а лишь как неоправданный и, следовательно, запрещённый риск. Таким образом, неизменными в одежде еврея должны оставаться лишь алахические критерии скромности, разумности и практичности, в то время, как фасон вполне может претерпевать изменения.

Из журнала «Мир Торы»


Нравится!