Из истории вещей: Садник, рогач, рубель и другие «вымершие» предметы славянского быта. Предметы старинной домашней утвари

Славянский быт: предметы обихода древних славян с обережной символикой

Славянская культура и быт славились воплощением в каждом предмете обихода Родных верований и успешными попытками придать не только практический, но и магический, обрядовый смысл каждому из них. Наши Мастера подготовили для вас множество старинных предметов быта Древней Руси и восточных славян, сделанных с учетом традиций и культуры Предков, при обращении за помощью и благословлением к Богам – Покровителям Ремесла.

Каждый товар в каталоге сайта показывает силу и простоту Жизни славян: восточных и западных, помогает прикоснуться его владельцу к тайнам Прошлого, получить помощь в Настоящем и создать счастье и удачу в Будущем. Чиры, славянские обережные на этих изделиях и ритуальное предназначение их доказывают – в Потомках своих, в каждой частичке и слияние Нави, Яви и Прави в ПриРоде создает нерушимый союз Бытия.

Верования и быт славян: культура взаимодействия Богов, предков и потомков

В культуре, веровании и быте древних славян: особенно восточных особое внимание уделялось изготовлению предметов, которые так или иначе могут влиять на судьбу человека и благополучие Рода: для принятия еды, хранения скарба и собранного урожая, производства одежды и утвари: ножи, ложки, горшки, сельскохозяйственные инструменты.

Магия веретен и игл, искусство вязать наузы и прясть лучшую Долю – этому покровительствует Матушка-Макошь и делится своими умениями с желающими укрепить свою семью и защитить ее, воссоздав старинные предметы быта и культуры славян. Ремесло резки по дереву, изготовление замков, возделывание земель, собирательство и творческие замыслы – все перечисленное помогает освоить и реализовать Батюшка-Велес. Кузнечное дело ревностно охраняет Сварог и делает сталь крепче, а лезвие острее. Лада-Богородица очень любит тех, кто стремится сделать женщин привлекательнее и изготавливает из драгоценных металлов, прививает девушкам терпеливость при выполнении домашних обязанностей. Вырастить и сохранить урожай, получить награду за проделанные труды с удовольствием придет на помощь Дедушка-Даждьбог.

Как видите: в верованиях славян, их культуре и быте тесно переплетены Миры – и Боги, Богини и их Дети, жители Земли Русской уважают друг друга и имеют помощь и благодарность, благоговение к Родной ПриРоде.

Жизнь и хозяйство восточных славян были приурочены к Календарю Богов и времени их Появления в Яви, готовности начать Править здесь или сдать свой пост пришедшему на смену управлять своей стихией, своим временем года и своим направлением СоБрату по Славянскому Пантеону.

Наиболее часто встречающиеся предметы быта в жизни славян и их роль

В нашем каталоге вы сможете купить следующие предметы славянского быта, хозяйства и обихода в Древней Руси, изготовленные методом ручной работы из натуральных материалов и ждущих обретения Хозяина и активации им них с целью получения максимальной пользы при использовании:

  • Гребни

Играли очень большую роль в жизни и быте древних славян и являлись не только предметом обихода, но и мощнейшим оберегом. Считалось, что им можно счистить негатив, защитить себя от дурного глаза, избавить от головных болей. Символы, которые наносились на гребень, были разными и выбирались в зависимости от поставленной задачи.

  • Рушники

С вышитым обережным орнаментом были непременным атрибутом каждой славянской свадьбы на Древней Руси. Их хранили и передавали из поколения в поколение, такие полотенца обладали живительной силой Рода и были способны избавить от хворей, сглаза и порч, открыть новые пути и дороги.

  • Столовые приборы

Ложки-загребушки, деревянные ложки и ножи, большие лопаты для выпекания – все они использовались не только в практических, но и в ритуальных целях. Привлечь поток денег и богатства, набраться силы через еду, перепечь ребенка в целях избавления его от болезней – все это осуществлялось с помощью вышеперечисленных предметов домашнего обихода древними славянами.

  • Скатерти

Скатерти-самобранки часто упоминаются в русских народных сказках. Это олицетворение древнего предмета культуры и быта славянского. На тканых матерями скатертях подавались угощения и устраивались семейные пиры в честь того или иного праздника и сбора урожая. На них вышивались чиры Матушки-Макоши, символы Берегинь и Рожаниц, а также другая обережная символика.

  • Сундуки

В сундуках древние славяне хранили зерно, одежду, нажитое имущество и сбережения. Они служили и шкафом, и сейфом, и стулом, и кроватью. Именно поэтому они должны были быть крепкими и надежными, и требовали нанесения на себя обережной, защищающей от посягательств воров и приумножения хранимого символики. Сундук хранил в себе родовые тайны и являлся символом достатка.

  • Замки

Ковка замков тяжелых, настоящих и имущество хранящих была уделом избранных Богами кузнецов. Мастеров ценили и славили, талант и опыт берегли и передавали по наследству. Надежные механизмы были на слуху не только у всех древних славян, но и за пределами Древней Руси. За замками приезжали из дальних стран и готовы были заплатить за них хорошую цену.

  • Куклы

– это отдельная часть предметов быта каждого древнего славянина. На данный момент известно более тридцати видов этих полезных кукол, каждая из них делалась с определенной целью: привлечения суженого и доли, благополучных родов и излечения от болезни, гармонизации отношений и получения желаемого. При заготовке и соединении деталей тела славянской обережной куклы не используются ножницы или иглы.

  • Прялки и веретена

Прялка и веретено являлись не только нужным и важным предметом быта каждой славянской семьи на Древней Руси, но и символом Макоши – Пряхи Небесной. С помощью прялки и веретена можно было выпрясть лучшую Долю и создать защиту каждого из членов Рода, и впоследствии выткать из полученных шерстяных нитей другие полезные вещи во Благо.

А также другие предметы быта древних восточных славян Руси, которые станут мощным оберегом вашего дома, изысканной деталью дизайна интерьера в этно-стиле, да и просто полезной, функциональной вещью.

Человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти - окружают предметы быта. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идет речь в сказках, о них пишут стихи и придумывают загадки.

Какие предметы народного быта в России мы знаем? Всегда ли они так назывались? Есть ли вещи, которые исчезли из нашей жизни? Какие интересные факты связаны с предметами народного быта? Начнем с самого главного.

Русская изба

Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного - их жилища. На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие.

В избе находились деревянные предметы народного быта - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался "красным", то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи - хозяин. В отводилось место для икон.

Добра речь, коли в избе есть печь

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда.

Еда приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.

Но самое главное, что печь - это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).

Кочерга, ухват, помело

Эти предметы народного быта имели непосредственное отношение к Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. О кочерге русский народ сложил немало пословиц и поговорок, вот лишь некоторые из них:

  • В бане веник господин, в печи кочерга.
  • Ни богу свечка, ни к черту кочерга.
  • Черной совести и кочерга виселицей кажется.

Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.

Помело - специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Русский народ об этом предмете придумал характерную загадку: "Под полом, под середой, сидит Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги.

Кочерга, ухват, веник - непременно должны были быть под рукой, когда готовилась пища в русской печи.

Сундук - для хранения самых ценных вещей

В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти. Сундук - предметов народного быта Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны были соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них:

  • Девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, в противном случае можно было остаться старой девой.
  • Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно было выпустить на волю свое богатство и удачу.
  • Перед замужеством родственники невесты садились на сундук и требовали выкуп за приданое.

Интересные названия предметов народного быта

Многие из нас даже и не предполагают, что привычные вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, когда-то назывались совсем по-другому. Если на несколько минут представить, что мы попали в далекое прошлое, то некоторые предметы народного быта, остались бы нами неузнанными. Предлагаем вашему вниманию названия некоторых, привычных нам вещей:

Веник - голик.

Чулан или маленькая закрытая комната назывались клетью.

Место, где жили крупные домашние животные - стайка.

Полотенце - рукотерник или утирка.

Место, где мыли руки - рукомойник.

Ящик, где хранилась одежда - сундук.

Место для сна - полати.

Деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину - рубель.

Большая чашка для разлива напитков - ендова.

Народные предметы быта России: любопытные факты

  • Город Тула считается родиной самовара. Этот предмет был одним из любимых у россиян, трудно было найти избу, в которой его не было. Самовар был предметом гордости, его берегли и передавали по наследству.
  • Первый электрический утюг появился в начале 20 века. До этого времени были чугунные утюги, в которые складывали угли или нагревали их длительное время над пламенем печи. Держать их было очень неудобно, они могли весить более десяти килограмм.
  • Одним из самых престижных предметов народного быта был патефон. В деревнях за него можно было корову выменять.
  • Со столом связано большое количество народных традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь.
  • Прялки появились ещё в Древней Руси. Их делали из дерева: березы, липы, осины. Этот предмет дарил отец дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна из них на другую не походила.
  • Предметы народного быта для детей - тряпичные самодельные куклы, мячи из лыка и шерсти, трещотки, глиняные свистульки.

Украшение жилища

Декор предметов народного быта включал в себя резьбу по дереву и художественную роспись. Многие вещи в доме были украшены руками хозяев: сундуки, прялки, посуда и многое другое. Конструирование и декор предметов народного быта касалось в первую очередь и самой избы. Делалось это не только для красоты, но и как оберег от злых духов и разных бед.

Для украшения дома использовали кукол, сделанных своими руками. У каждой из них было свое предназначение. Одна отгоняла нечистую силу, другая приносила мир и благополучие, третья не допускала склок и скандалов в доме.

Предметы, которые исчезли из повседневной жизни

  • Сундук для хранения одежды.
  • Рубель для глажки белья.
  • Лавка - предмет, на котором сидели.
  • Самовар.
  • Прялка и веретено.
  • Патефон.
  • Чугунный утюг.

Несколько слов в заключение

Изучая предметы народного быта, мы знакомимся с жизнью и обычаями наших далеких предков. Русская печь, прялка, самовар - без этих вещей невозможно представить русскую избу. Они объединяли семьи, рядом с ними и горе легче переносилось, и любая работа спорилась. В наши дни предметам народного быта уделяется особое внимание. Покупая дом или дачный участок, многие владельцы стремятся приобретать их с печкой.

0

В прошлые века наши предки занимались крестьянским трудом. В царской России дома (тогда их называли избами) были покрыты соломой, полы были земляные, в комнате ютилась вся семья, порой даже несколько поколений. В избе обязательно была русская печь с лежанкой. Она использовалась для всего: в ней готовили пищу для всей семьи и в отдельных чугунах парили еду для скота, лечились, прогреваясь на печи, спали на ее лежанке, даже в самой печи мылись. А так как семьи были большие, то приходилось спать кому-то из членов семьи на полатях (лежанка, сделанная под потолком). Матрацы набивались соломой. Занавесок на окнах не было. Вещи хранили в сундуках. Посуда была глиняная и деревянная. В чугунах варили похлебку и кашу. Строго соблюдался ритуал приема пищи. Первым за стол садился старший из мужчин. Он нарезал хлеб и его сам раздавал членам семьи. Ели из одной чашки, она ставилась в центре стола. Ложки были деревянные. Перед трапезой хозяин вставал и крестился на образа, тоже делали и другие. Первым хлебать тоже начинал хозяин. Во время приема пищи стояла тишина, если кто нарушал, то получал по лбу ложкой.

Предметы крестьянской посуды

Крестьяне делали запасы на зиму. В бочках квасили капусту. Капусту в начале 20 века тяпали тяпками. Кочаны капусты помещали в деревянные корыта (их делали из дерева, середину выдалбливали). Разрезали кочаны и тяпали тяпкой вдоль и поперек резанного кочана. Лучше и быстрее получалось тогда, когда брали 2 тяпки и ими одновременно тяпали.

Деревянное корыто и скамья

По субботам крестьяне мылись в банях. Они были похожи на землянки, топились по черному (трубы не было, дым шел в помещение, а потом - на улицу). Пол в бане был земляным. После мытья все пили чай из самовара. Наливали кипяток в кружку, а потом - в блюдечко, чтоб быстрее остыло. Пили вприкуску с маленьким кусочком сахара, который отщипавали специальными щипцами от большого куска. Заваркой была сухая морковь, свекла и травы.

Для младенцев была люлька (зыбка), которую вешали на крючок, вбитый в потолок избы.

Непременно в каждой избе был красный угол (с правой стороны), в котором на полочке стояли иконы, и висела лампадка. Божницу всегда украшали вышитыми рушниками (полотенцами). Надо отметить, что полотенца использовались в деревни во многих обрядах: на свадьбах, крестинах, похоронах.

Домотканное льняное полотенце вышито жительницей села Климовой Елизаветой

Место (под образами) считалось почетным, здесь мог сидеть хозяин или уважаемый гость, во время свадьбы - молодые. В углу (именно здесь) стоял стол и длинные скамейки. На стол никогда не садились - это считалось дурным тоном. В праздники стол покрывали красивой скатертью. Длинными зимними вечерами семья сидела при лучине - это тоненькая деревянная палочка с одного конца заостренная, этот конец и поджигался. Потом появились керосиновые лампы, они были настольными или висячими, т.е. подвешивались на крючок к потолку.

Керосиновая лампа

Поздней осенью и зимой молодежь собиралась на посиделки в какой-нибудь из изб (келье) у одинокой вдовой женщины. За посиделки приносили продукты, дрова. Обувались в лапти, в валенки, а некоторые приходили босиком. Девушки пряли, вязали, пели песни, плясали под гармошку, рассказывали всякие бывальщины, здесь и выбирали себе пару.

Парни приходили ватагой с гармонью. На рождественские посиделки приходили разодетые в лучшие платья, а иногда переодевались. Обходились без вина и хулиганств.

В избе зимой даже держали скот. Предки занимались земледелием и скотоводством. Землю пахали на лошадях, запряженных в соху.

Зерновые культуры и лен убирали в ручную, т.к. в то время не было ни какой техники. Жали серпами, использовали грабли и вилы, вязали снопы и складывали в скирды, молотили цепами.

Особенно доставалось женщине, ей приходилось смотреть за домом, детьми, хозяйством, заниматься полевыми работами, прясть, ткать, шить.

Куницына А. И. с ведрами на коромысле.

В то время нужно было вручную самим обрабатывать лен, чтоб потом получилось полотно, из которого шили одежду. Детей рано приучали к труду. Брак между мужем и женой укреплялся церковным венчанием. О разводах тогда не было речи. Это считалось большим грехом. Считалось позором, когда рождался внебрачный ребенок. Жена слушалась мужа и ему не перечила, дети содержались в строгости. Старшим в доме был дед или отец. Мнение старшего не оспаривалось. Одно только слово "цыц", значило - не перечь. Иногда родители сами подбирали пару своим дочерям и сыновьям.

Одежду носили холщевую, домотканную, процесс изготовления был трудоемким. Были ткацкие станки, их использовали даже в 60-е годы для изготовления деревенских цветных половиков. Мужская и женская одежда была просторной, широкой, однотонной. Праздничная одежда украшалась орнаментом, лентами, была яркой. Женщины носили сарафаны широкие, рукава у них были с обшлагами тоже широкие. Поверх сарафана надевали кофту или фартук, его в то время называли запоном.

(К сведению :Ткань привез Селиверстов А.Я. с Ленских приисков, и Конева Ульяна сшила из него этот сарафан )

Волосы заплетали в косы. Женская голова всегда покрывалась файевым или ситцевым платком, шалью. Замужние покрывали голову повойником - лоскут повязанный вокруг головыи стянут узлом сзади.

Старинный платок

В холода бабы надевали поддевки плисовые или суконные. Парни и мужики носили холщевые или ситцевые рубахи, под которые в холода подшивали подоплеку. Зимой мужчины и женщины ходили в длинных шубах. Если шубу тканью не покрыта, то она называлась нагольной. Старики носили кафтаны длиной ниже колен. В дорогу одевали чапаны из русского сукна с большим воротником или тулуп овчинный широкий. Крестьяне обувались в лапти.

Летом под лапти на ногу навертывали онучи, зимой - вязанные из шерсти суконки. Женщины и девушки по праздникам одевали "коты" - суконные ботинки, отделанные кожей.

В крестьянской жизни (царской России) широко использовалась солома (стебли злаков после обмолота). Соломой покрывали крыши домов, стелили скоту, распаренную добавляли в корм животным, набивали ей матрацы и подушки, топили печи, в навозе использовали как удобрение. Даже в октябре (30 сентября\13 октября) на Григория крестьяне обновляли свои постели, жгли старую солому из подушек и матрасов, набивали новой.


В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Избы в старой России обычно строились из дерева. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Постройка дома осуществлялась собственными силами семьи, или нанималась артель плотников.


Квашня – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Замешивали или, как говорили в старину, затворяли тесто, а затем квасили в долбленой и бондарной кадке квашне. Опытные хозяйки знали, что тесто, затворенное в дубовой квашне, более подвижное, легкое поднимается чуть ли ни на глазах. Было очевидно, что дубовая древесина содержит какие-то вещества, которые ускоряют процесс брожения теста. Репутация дубовой квашни была столь велика, что каждая хозяйка стремилась иметь ее в своем хозяйстве. Но даже сработанная не из дуба, деревянная квашня все же имеет множество достоинств, главное из которых низкая теплопроводность стенок. Благодаря ей тесто в квашне долго сохраняет постоянную температуру, способствующую более быстрому и равномерному разрыхлению теста. Деревянную квашню, накрытую холщевым покрывалом, ставили в теплое место, чаще всего на русскую печь. Квашня не только кормила, но и лечила. Народные врачеватели еще в незапамятные времена подметили, что остатки теста в квашне со временем покрываются белым налетом, имеющим целебные свойства. На стенках и донце квашни стали специально оставлять немного теста, которое собирали после того, как на нем вырастали плесневые грибки. Пластырь из теста накладывали на плохо заживающие раны. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом


Корыто - открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В 19 веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продолжали использоваться в крестьянских хозяйствах. На Руси корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу. В перевёрнутом виде использовали как большую крышку корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках. Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около см, до малых, имевших длину см и ширину см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольших количеств продуктов


Самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и применялся в то время как лекарство среди знати. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец- промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров, изготовлявших самовары.


В нашем музее есть самовар, сделанный тульскими мастерами - братьями Шемариными (см. приложение 7). Фабрика братьев Шемариных основана в 1887 году. В 1899 году с целью большего обогащения братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского. На самоваре выбиты медали: - Клеймо Поставщика Двора Его Императорского Величества Шаха Персидского; - Николай II Император и самодержавец Всероссийский; - Всероссийская художественная выставка год; - "За Трудъ и Успехъ" Бр. Шемариным.1902 год. Нъжинское сельско-хозяйственное общество; - За успехи в сельском хозяйстве и промышленности. Роменское общество сельских хозяев; - Франко - Русская выставка 1899 года. Санкт – Петербургъ; - Псковское общество сельского хозяйства; - Сельскохозяйственное общество Боровическаго уъзда; - Парижская выставка 1904 года


Ступа - крестьянская утварь для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени. Ступа выдалбливалась из толстого ствола берёзы, осины, имела цилиндрическую или конусообразную форму, а её внутреннее пространство было округлым. Приспособление для изготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Предназначенные для этой цели ступы выдалбливались из дерева. Их высота достигала 80 см, глубина 50 см, диаметр 40 см. Деревянный пест изготавливался до 100 см длины при диаметре около 7 см. При толчении в ступе зерно освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступы были в каждом крестьянском доме. Ими пользовались по мере надобности, заготавливая крупу на одну, две недели


Крынка, кувшин - керамическая посуда: крынка - глиняная утварь для подачи на стол молока и молочных продуктов. Кринки изготавливали из гончарных глин, покрывали изнутри и снаружи глазурью. Кувшин - керамический, сосуд, для подачи на стол напитков. Сосуд с туловом грушевидной или округлой формы, плавно переходящий в высокое горло, он имел небольшой носик и изогнутую ручку


Чугун крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухватa. Объем разный от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны




Маслобойка - широко была известна и в России, и на Украине. Это обычно высокий, суженый кверху бочонок, в крышке отверстие для колотовки (била), к нижнему концу которой (ударная часть) крепили кружок с отверстиями или крестовину, предназначен для изготовления масла, сметаны


Ухват приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата рогач. Мог применяться ухват и в качестве оружия


Жернова. Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, на отдельные плоские участки, называемые мелющими поверхностями. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой. У типичного мукомольного жёрнова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков, во- первых, образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. При постоянном использовании жернова требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краёв всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки. Рельефный рисунок повторяется на каждом из двух жерновов, таким образом обеспечивая эффект «ножниц» при размалывании зёрен. Правильное взаимное расположение камней критически важно для обеспечения помола муки высокого качества. В нашем музее жернова дубовые






Корзина это народное изделие из берёсты, камыша или ивовой лозы. Корзина укладка разного вида, сплетённая из прутьев, из стеблей, соломы, коры, кореньев, драни и прочего. Сплошные корзины иногда делаются из бумаги, ткани, отличаются от коробок развалистым верхом, и бывают без крышек или с плоскими крышками


Рубель - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором


Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку. В России такие утюги известны с XVII века


Керосинка бытовой нагревательный прибор для приготовления и разогревания пищи на открытом огне, работающий на керосине, по принципу действия аналогичен керосиновой лампе состоит из резервуара, фитильного механизма (для регулировки высоты пламени), жаровой трубы со смотровым слюдяным окном и конфоркой для установления посуды. По расходу топлива экономичнее примуса и керогаза. В некоторых моделях керосинок конфорки делаются раскладными, что позволяет одновременно установить две кастрюли


Лучинный светец - это своего рода подставка, металлический стержень, имеющий на верхнем конце расщепление, в которое вставлялась длинная зажжённая лучина, освещающая жильё, избу. Забытые и неиспользуемые ныне, когда-то светцы украшали крестьянские избы, стоя в корытцах с водой или песком под специальным колпаком-лучником, отводившим дым. В крестьянской среде они бытовали вплоть до начала XX века. Тонкие щепы пучком вставляли в светцы специальные держатели, которые мастерились из железа. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара


Деревянные фонари, в отличие от более поздних керосиновых ламп и металлических фонарей, имели более широкое распространение по деревням России. Это было обусловлено как дешевизной изготовления, так и простотой конструкции. Любой крестьянин в свободные зимние вечера мог сделать два-три фонаря для нужд своего хозяйства. Более дорогими были металлические покупные фонари






Веретено приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в острие к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением и шитьем, являются символами жизни и непрерывности времени, следовательно, они соотносятся с луной символом, выражающим переходность жизни


Прялка. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Самым ранним образом прядения было ручное скручивание. Позже изготовили веретено, а после и прялку. Эти изобретения значительно ускорили процесс изготовления пряжи, сделав его беспрерывным. Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку. (На него садилась пряха) Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой вращала веретено, на которое наматывалась нить. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом. Двигали колесо при помощи педали ногой. Нить сама наматывалась и скручивалась, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Так работа шла быстрее, а нить становилась тоньше. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Именно поэтому на них они делали специальный орнаментнитки


Ткацкий челнок рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную (поперечную) нить между нитями основы при выработке ткани. Челноком также называют рабочий орган швейной машины с двухниточным швом, вводящий нижнюю нить в шов. Самый простой челнок изготавливался из плоского узкого куска дерева с насечками на концах для прикрепления утка пряжи. Более сложный челнок включает внутри катушку (шпульку). Ткацкие челноки веками изготовлялись из дорогой древесины бука, граба, хурмы, пальмы. Часто челнок делают из древесины цветущего кизила, потому что он должен быть прочным, противостоять раскалыванию, и должен иметь очень гладкую полированную поверхность









Навой - это вал. Их два, передний и задний. Задний вал называется "навой"


Зеркало гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения). Наиболее известный пример плоское зеркало. Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков (например, запрет глядеться в разбитое зеркало, или завешивание зеркал в доме на 9 дней после смерти человека) Замок механическое запорное устройство. Применяется для запирания дверей, крышек, ёмкостей. В зависимости от крепления различают замки навесные, накладные, врезные (встроенные). Сувальдные замки – один из наиболее распространенных типов замков, этот тип замка представлен среди экспонатов школьного краеведческого музея. Такое название они получили от того, что основной деталью кодового механизма является сувальда. Сувальды составляют кодовую часть замка и представляют собой плоские пластины различной конфигурации. В основном изготовляются из стали и латуни. Носителем кодовой информации замка является ключ с выступающей бородкой (бородками)


Напольные часы. Впервые такие часы появились в годах. В XIX в. производители часов заимствовали или имитировали старые элементы стиля напольных часов более раннего периода. Сами часы «спрятаны» в шкаф, в котором расположены механизм и металлический циферблат. Шкаф напольных пристенных часов был в большинстве случаев творением художника - столяра


Весы амбарные устройство или прибор для определения массы тел (взвешивания) Для взвешивания употребляются приборы, называемые весами, устройство и размеры которых весьма разнообразны, в зависимости от величины взвешиваемых тел и требуемой точности взвешивания


Люлька - люлька - кроватка для младенца (зыбка, качка, люлька) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные