День Ивана Купала: история, традиции, что нужно знать о празднике. Как отмечается Рождество Иоанна Предтечи? Защита от нечистой силы

Происхождение названия

Церковь о народной обрядности

Обряды и поверья

Поминание предков

Обрядовая еда

Купальский костёр

Купальские песни

Купальский венок

Купальское деревце

Лечебные и магические травы

Защита от нечистой силы

Молодёжные игры

Ритуальные бесчинства

Игра солнца

Серая цапля в полете к тюремным стенам. Реформаторы лучше скрываются от этой реформы. Мы взимаем 10 дорожек Тракия в Национальном фонде медицинского страхования, и денег недостаточно, сказал премьер-министр Борисов в терминах его сторонников. Ситуация с извинениями немного «Кто сбивает мои штаны». Ожидается, что в общей сложности 40 спортсменов из Болгарии, Германии, Греции и Турции набрали силу на привлекательном и живописном пути в пещеру Леденика.

Николай Иванов проверил на месте, как отремонтировать Старый дом на улице «Тарговская». На протяжении многих лет символическое здание было заброшено и нуждалось в срочном ремонте. В этом году средства на его общий ремонт были выделены муниципальному бюджету. Ремонт крыши с каменными плитами почти завершен. В доме завершено удаление старой штукатурки, а стены пропитаны специальными решениями против плесени. Они будут оштукатурены и окрашены. Удаление старой штукатурки и наружных стен, где обрабатываются скомпрометированные участки штукатурки.

В художественной литературе

Поговорки и приметы

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь ) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, приходящимся в Православных церквях на 24 июня (7 июля). В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде).

Появится новая штукатурка и покраска. На Эниевдене все они празднуют Эньо, Энчо, Йоана, Джон, Яни, Яна, Янина, Янка, Янита, Янко, Яньчо. Восточные славяне отмечают праздник традиционным ночным купанием. Также должен быть огонь, который прыгает вокруг, и вокруг него танцует.

Выпускники сами оплачивают взносы по медицинскому страхованию после окончания школы, но сначала должны подать форму декларации социального обеспечения. Ее возглавляет Станислав Стаменов. С группой из 23 игроков Ботев-Враца начал свою летнюю подготовку. Первую тренировку с командой сделали молодежь клуба Найджел Янославов, Вилижан Манолов и Мартин Димитров. Перед первой командой был официально представлен новый старший тренер Враца Викторио Павлов.

Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы.

Другие названия

др.-рус. Кресъ; рус. Иванов день , Купала, Колосок, Ярилин день (яросл., твер.), Ярило (яросл., твер., нижегород.), Кокуй (новг.), Праздник летнего солнцеворота , Иван-травник, Иван добрый, любовный, цветной , чистоплотный , Первый покос ; укр. Сонцекрес, Купайло , Купайлица , Копальний Іван, Варфоломій і Варвара ; белор. Купалле, Свята Сонца і кахання , Ладо , Іван Вядзьмацкі, Іван Калдунскі ; русин. Лада .

Второе уведомление об отмене финансовой коррекции по проекту интегрированного водного цикла поступило в муниципалитет Враца. Управляющий орган считает, что причины, указанные в оппозиции основания для отмены исправления. Рисунок, длиной 25 метров, сделал мальчиков и девочек из детских садов в Враце. Тема была «Я люблю спорт», и повод - Международный олимпийский день.

Финал Программы патриотического воспитания этого года будет во вторник, 24 июня, в 10 в Региональном историческом музее. Участникам из разных школ и их учителям будут вручены дипломы. Будучи частью Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотиками, произойдет в четверг в 17 на площади Христо Ботева. В пятницу будут отмечаться два юбилея - 60 лет спортивной борьбы в Врате и 20 лет со дня создания борецского борцовского клуба. На прошлой неделе начался капитальный ремонт двух бульваров в центральной части Врацы.

Происхождение названия

По мнению Н. М. Гальковского, «в купальском празднике соединилось два элемента: языческий и христианский». Общепринятую точку зрения о дохристианских истоках праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин.

Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель , поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как «купатель, погружатель» (греч. βαπτιστής). Выбор именно глагола купать для перевода эпитета «креститель» был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.

Старые бордюры были снесены, и начались новые. Металлические ограждения были также демонтированы. В тех областях, где это было необходимо, проводилась частичная очистка. Муниципалитет Врацы поддерживает благотворительную инициативу актеров из театрального образования «Эффект» для сбора средств для жертв наводнений в районе Варпа Аспарухово. Николай Иванов и призвал воробьев присоединиться к благородному делу. Молодые актеры из Высшей школы Василия Канчова в городе исполнит благотворительную акцию 30 июня в 19 на сцене «Развития Читалище».

Божество «Купала», впервые упоминаемое в поздней Густынской летописи (XVII век), является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество». «Бесовские» имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена «богов» под влиянием польской историографии. На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

Конкурс проходил в городе Велико Тырново. Сотрудники «Врацы» мужской команды, состоящие из Ивайло Флорова, Николая Милушева и Йордана Ценова, заняли четвертое место в финальной таблице команд. Каждый год самые сильные люди на планете встречаются в атмосфере абсолютной секретности. Повестка дня: полный контроль над миром. Представители крупнейших СМИ в мире не имеют или не имеют информации об этом событии. Это похоже на темную фантазию или кошмар заговорщика. Но самое странное, что это правда.

Впервые Враца проводит второй тур Национального чемпионата по дрифту. Сегодня, 21 июня, в 51 час, когда наступает летнее солнцестояние, наступает астрономическое лето. Сегодняшний день - самый длинный день в году - его продолжительность составляет 15 часов и 19 минут. Летнее солнцестояние отмечает начало лета в северном полушарии около 21 июня и около 22 декабря в южном полушарии. Он заканчивается осенним равноденствием около 23 сентября в Северном полушарии и около 22 марта в Южном полушарии.

Церковь о народной обрядности

Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-ое правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

Большое пожертвование было предоставлено Центру дневного ухода за детьми и взрослыми с ограниченными возможностями «Зорница» в Враце. Целый мешок золота, добываемый из рек, хранится в Министерстве экономики и энергетики. Это так называемое ложное золото. Илья Балтов, который является одним из экспертов в полевых исследованиях. Золото добывается в Челопече, Чале, Элаците и Ассареле. В трех из них извлечение желтого металла выгодно, потому что в основном извлекается медь.

Две маленькие черные точки в коробке - первые алмазы, найденные в Болгарии. Бриллианты с размером пуансона. Они не светят, они не нарушают свет. Точки, пыль, микро, но алмазы. Первое, что можно найти в Болгарии, несмотря на утверждения, что их нет в нашей стране. Рангель Гюров и д-р Харизан Харизанов из Отделения естественных наук в новом болгарском университете. Точки, которые мы просили увидеть, вызвали доктора Харизанова, они его владеют. Самый большой бриллиант пожертвован в университет и находится в кассе.

Вечером 23-го июня месяца собирались на морских берегах и в некоторых домах мужчины и женщины, и какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем после пиршества и неистового плясания, после пения и криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому из них. Как скоро эта девица получала от сатаны силу давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о чём-нибудь добром, или предвещающем несчастье, а девица, вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец ея тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему предстоит благополучие, или неблагополучие. На следующий день с тимпанами и хорами выходили на морские берега, почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь жгли груды сена, скакали чрез них и демонскою силою ворожили, то есть, гадали о счастье и несчастии, и о другом. Свой путь туда и обратно, здание в котором происходило волхование с прилежащими к нему наружными местами убирали коврами и украшали шелковыми тканями и венками из древесных листьев.

Одна из черных точек потеряна, другие отправлены для анализа в лабораториях в Бельгии, России и Соединенных Штатах. С принятием и принятием флага школы и с национальным гимном церемония началась по случаю окончания выпускников Высшей школы естественных наук «Акад», в этом году в средней школе их среднее образование закончило 190 студентов, из которых 118 были с отличным успехом. две золотые медали выпускников с полными почестями и табличками лауреатов национальных олимпиад и конкурсов. Для меня большая честь быть с вами в этот важный момент в вашей жизни.

Патриарх Михаил III Анхиальский, по словам Вальсамона, приказывал покончить с этими обрядами.

В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже считались бесовскими и запрещались церковными властями. Так в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается «языческое» буйство жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи:

Желаю вам здоровья, силы и успешной кампании кандидатов. Успешный старт в жизни! - мэр Врацы пожелал матриц, а Николай Иванов вручил специальный приз школы - премию «Учитель года». Национальный праздник «Ениевден» соберет людей 24 июня в 15 в Национальном центре охраны природы.

С сегодняшнего дня в муниципалитете Враца запрещено собирать известь. Николай Иванов приказал своим приказом, что он категорически запрещает сбор липовых цветов с плантаций и отдельных деревьев на территории города и в деревнях из региона. Запрет включает улицы, бульвары, парки, сервитуты на дорогах и в других районах муниципальной собственности. Запрещается вырезать, разрушать и повреждать липы в муниципалитете, а также имитировать пыльцу извести в поселениях и ее использование для торговли.

В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к «эллинскому» язычеству:

Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций, поселяне очень стойко держались традиций. Ещё в XVIII веке Никодим (Кононов) писал:

Современные представители Русской Православной Церкви по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника. При этом, отвечая на вопрос о «переплетении» христианского и языческого праздников, иеромонах Иов (Гумеров) выразил мнение:

Он покажет ей таланты вампиров из детских садов. Муниципалитет Враца обеспечивает детскую площадку, которая находится рядом со зданием Региональной инспекции по охране окружающей среды и воды в городе. В течение многих лет она превратилась в нерегулируемую автостоянку.

Древние болгарские традиции все еще живы в Китае - несколько тысячелетий назад. С древних времен болгарские блуждающие племена поселились в Китае через горы Индии. Победителями и преемниками древних болгарских традиций и культуры являются люди Донга, одного из 56 официально признанных этнических меньшинств в Китае. Люди Донг - древние доисторические люди, населяющие и по-прежнему населяющие Юго-Восточный Китай, а также Индокитай, Вьетнам, Таиланд и Полинезию. Считается, что люди Донга произошли от народа Лаоса в современном Таиланде.

В 2013 году, по просьбе РПЦ, празднование Ивана Купалы и Дня Нептуна было запрещено в Россошанском районе Воронежской области.

Обряды и поверья

В этот день было принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли и за детей.

Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере русские чаще в банях, а на юге — в реках и озёрах. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево. В отдельных местах Белоруссии и на Волынском Полесье этот архаичный способ добывания огня к празднику сохранялся до начала XX века.

В Белом доме живут призраки прошлого, и глава Ирака в американской истории еще не был прочитан! Президент Обама обязан принять меры против исламистов, говорит Майкл Книг в своем комментарии. Многие районы страны подвержены риску затопления. Половина Болгарии может быть затоплена в конце недели, предупредил Министерство окружающей среды и водных ресурсов.

Молодые пианисты Элицы и Павла Стефановича высоко оценили жюри с профессором Еленой Петрова из Румынии, а проф. Элица и Павел Стефанов - выпускники музыкального педагога Ольга Младенова из Детской школы искусств при Центре развития в Софии. Французский журналист Патрик Ле Джарич, директор Юмани и Юмани-Димаш, заместитель председателя Конфедеральной группы европейских левых нордических зеленых левых в Европейском парламенте, опубликовал книгу «Дракула против народов». В нем он рассказывает, как секрет - это «переговоры» между Европейской комиссией и правительствами.

По мнению В. К. Соколовой, среди восточных славян в наиболее «архаичной» форме праздник сохранился у белорусов. Украинцы также сохранили основные древние элементы, но в XIX веке они видоизменялись и изменяли смысловое значение. Русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники (Троицу, Петров день). Белорусы в центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо. Иногда на колесо клали конский череп, называемый «ви́дьма» и сбивали в огонь, где он и сгорал; после чего молодежь веселилась, пела и плясала у костра. В Белоруссии по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.

Рабочая модель катапульты увидела учеников средней школы Христо Ботева в Враце. Машина была представлена ​​в рамках презентации техники осады из древности и средневековья. Варицелла - это образец оспы, текущий для этого сезона. Мало того, что дети страдают - это также происходит у взрослых, у которых не было этой болезни в детстве. Выстрелы часто очень зудящие. Мякоть алкоголя в высоком проценте подавляет зуд. Это противопоказано детям в возрасте до 4 лет. Врачи не всегда учитывают это.

Президент России Владимир Путин провел открытую встречу с членами правительства России. Подобные встречи с телеканалами и журналистами обычно проводятся, чтобы не обсуждать какие-либо вопросы, а публично объявлять важные решения. На этот раз ультиматум был объявлен властям Украины и Европейского Союза. После подписания документа неизбежно начнется неконтролируемая перегрузка российской свободной торговли товарами из Европы и третьих стран, что нанесет ущерб всем российским производителям. Более того, Украине пришлось бы закончить с Россией десятки и сотни соглашений, которые противоречат условиям Евро-Ассоциации.

Главные купальские обряды впервые упоминаются в Густинской летописи (XVII век):

В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.

В ряде мест украинских и белорусских традиций только после Купалы прекращали петь веснянки. У восточных и западных славян существовал запрет есть вишню до этого дня. У восточных славян считалось, что до Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети.

В результате предлагаемая версия ассоциации представляет угрозу для России - она ​​разрушит двусторонние взаимовыгодные торговые и производственные связи между Россией и Украиной и приведет к изоляции российских товаров за счет товаров из других стран.

Мы пытаемся вести переговоры и вести переговоры, но все предложенные нами компромиссы и конструктивные предложения были отвергнуты ЕС. Славянск: Господь поможет нам. Шесть месяцев прошло с событий Майданы в Киеве, которые начались с призыва «Олигархи - из власти!», Сегодня те же олигархи получили больше территории. И самый большой из них также получил больше политической власти. Дороги на востоке Украины контролируются их военизированными бригадами. Войска большой армии часто служат фронтом этих действий.

Известен обычай публичного осуждения и осмеяния на Иван Купала (также в Юрьев день и на Троицу). Критике и осуждению подвергаются обычно жители своего или соседнего села, нарушавшие в течение прошедшего года общественные и нравственные нормы. Это общественное осуждение звучит в украинских и белорусских песнях, содержащих мотивы перебранки девушек и парней или жителей соседних сёл. Осуждение и насмешки высказываются публично и служат регулятором общественных отношений.

В этот день «опахивались сельские дороги, чтобы „сваты скорее приезжали“, или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался».

У великороссов существовало представление, что в ночь на Иван Купала появляются «ивановские червячки» — светлячки. Известны украинские и малопольские поверья, отождествляющие светлячков с душами людей. Эти представления сближают светлячка с бабочкой, которая у болгар называется также, как и светлячок: «вещица» — ночная бабочка ,светлячок , определяющие их как ведьму.

По представлениям гуцулов после Купалы наступают «воробьиные ночи», когда часто гремят громы и вспыхивают молнии. Это дни, когда гуляют грозовые духи, посылая на землю молнии. «И тогда между тёмным небом и верхушками гор вырастают огненные деревья, соединяя небо и землю. И так будет аж до дня Ильи, старинного Громового праздника», после чего, как говорят «громы становятся не бойными».

Поминание предков

В народном календаре закреплено приношение жертвы предкам (см. Поминальные дни у славян), Богу и христианским святым первых созревших плодов (вишни, земляники). В некоторых великорусских местностях варили «обетную кашу». На Ульянин день (22 июня) девушки собирались на беседу и толкли ячмень в ступе, сопровождая эту работу песнями. Утром, на Аграфену, из этого ячменя варили в складчину «обетную кашу». Днём этой кашей угощали нищих, а вечером она, сдобренная сливочным маслом, употреблялась всеми.

Обрядовая еда

У белорусов угощение, приносимое из домов, употреблялось как отдельными группами, так и в складчину и состояло из творога (вареников ), сыра, мучной каши (кулаги ), пресных лепёшек (бабок ) с толчёным конопляным семенем, луком, чесноком, кваса (холодника ), яичницы на сале (верещаги ). В Белоруссии в XIX веке на праздник употреблялась водка, тогда как в соседнем Подляшье и в Карпатах — вино. В песнях сохранилось упоминание древних напитков этой ночи:

Вода

Обязательным обычаем этого дня было массовое купание. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дняможно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в «святых источниках». На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. Вода, набранная из источников в день Ивана Купалы обладала чудодейственной и магической силой.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём. Символом такого соединения являлись костры, которые зажигались в ночь на Купалу по берегам рек. Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Русский книжник XVI века пытался объяснить название (Купальница ) и целительную силу навечерия Иванова дня привязкой к ветхозаветной легенде о Товии. Как он пишет, именно в этот день Товий искупался в Тигре, где по совету архангела Рафаила обнаружил рыбу, с помощью внутренностей которой его отец исцелился от слепоты (Тов. 6:2-9).

Купальский костёр

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Молодёжь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы (полес.) и т. п. Символ высокого шеста, с установленным на нём колесом, в целом соотносился с универсальным образом мирового дерева.

Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костёр непременно «живым огнём», добытым трением; кое-где огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге. К огню должны были выйти все женщины села, так как не пришедшая подозревалась в ведьмарстве. Вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки прыгают через огонь, «чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров», и чтобы «русалки не нападали и не приходили в течение года». Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой (в.-слав., пол.); её обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнём. В Киевской губернии девушка потерявшая до свадьбы девственность не имела права прыгать через костёр на Ивана Купалу, так как она тем самым осквернила бы его.

На Украине и в Белоруссии девушки и парни, взявшись за руки, прыгала попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака; то же, если вслед им полетят искры. Для защиты от колдовства в Гомельской губернии парни на руках качали девушек над купальским костром. Молодёжь и дети, прыгали через костры, устраивали шумные весёлые игры: бегали наперегонки и играли в горелки.

Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

У белорусов, галицких поляков и прикарпатских словаков купальские огни назывались Соботками — от зап.-слав. sobota «суббота (как день отдыха)».

Купальские песни

По мнению многих фольклористов, содержание купальских песен слабо связано с обрядовыми действиями и мифологическим смыслом праздника. Среди разножанровых текстов купальского цикла много лирических песен с любовной и семейной тематикой; шутливых припевок-перебранок между парнями и девушками; песен хороводных и игровых; баллад и т. п. Их принадлежность к купальским песням определяется специфическими («купальскими») типами напевов и приуроченностью к конкретному календарному периоду. В другое время исполнять такие песни было не принято.

Купальский венок

Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов. Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.). На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него.

Считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства, также символику добавляет способ его изготовлению — витьё, плетение. Для венка часто использовали: барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и берёзы и др.

Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище и т. п. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, а огороды от «червей».

В Полесье с рассветом Иванова дня, крестьянки выбирали из своей среды самую красивую девушку, обнажали её и опутывали с ног до головы гирляндами из цветов; затем отправлялись в лес, где «Дзевко-купало» (так называют избранную девушку) раздавала своим подругам заранее приготовленные венки. К раздаче она приступала с завязанными глазами — в то время, как вокруг неё девушки водили весёлый хоровод. По тому, какой венок кому достанется, гадали о своей будущей судьбе; свежий венок сулил богатую и счастливую жизнь замужем, а венок сухой, увядший — бедность и несчастливый брак: «счастья-доли не бачить ей, жить у недоли!».

Купальское деревце

Для изготовления купальского деревца выбирали в зависимости от местности: молодую берёзку, вербу, клён, ель, либо срезали верхушку яблони. Девушки украшали его венками, полевыми цветами, фруктами, лентами, иногда свечами; затем выносили купайлу за село, втыкали в землю на поляне, и водили вокруг него хороводы, гуляли, пели. Позже к игрищам подключались парни: они делали вид, что пытаются похитить деревце или украшения с него, повалить его или поджечь, а девушки его защищали. В конце концов заканчивалось тем, что все вместе шли топить купайлу в реке или сжигать его в костре.

Для обряда деревце могли не рубить, а просто нарядить выбранное дерево, находящееся в удобном для хороводов месте. На Житомирщине в одном из сёл избирали для этого сухую сосну, растущую за селом возле реки; называли такое дерево гильце . Обгоревший ствол дерева бросали в воду и убегали, чтобы «ведьма не догнала».

Лечебные и магические травы

Характерная примета праздника Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Считалось, что в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу. Некоторые травы собирались ночью, другие днём до обеда, а некоторые по утренней росе. При сборе лечебных трав читали особую молитву (заговор).

Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети — как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.).

С папоротником и цветком Иван-да-марья были связаны особые купальские предания. Названия этих растений фигурируют в купальских песнях.

У славян существовало поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветёт папоротник. Мифический, несуществующий в природе цветок якобы даёт тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности. Согласно поверью, обладатель цветка становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, а также входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам (и они должны рассыпаться перед ним), владеть нечистыми духами, повелевать землей и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Купальские песни связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные

отношения и из-за этого превратились в цветок. Сюжет об инцесте близнецов находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях.

Защита от нечистой силы

Считалось что в купальскую ночь оживает и проказит всякая нечисть; что нужно остерегаться «проказ нежити — домовых, водяных, леших, русалок».

Чтобы ведьмы не «отобрали» у коров молоко, русские втыкали освящённую вербу на пастбищах, а на Украине хозяин втыкал осиновые колышки во дворе. С этой же целью в Полесье вешали в хлеву на ворота крапиву, рваные мужские штаны или зеркало. В Белоруссии с помощью осиновых веток и колышков защищали не только скот, но также и посевы, «каб ведзьми не адняли спор». Для защиты от нечистой силы принято было также втыкать острые и колющие предметы в стол, окна, двери и т. п. У восточных славян при входе в дом ведьмы и т. п. снизу в стол втыкали нож, чтобы помешать ей выйти из дома. У южных славян считалось что если нож или ветки боярышника, воткнуть в дверь, то это убережёт от вампира или моры. В купальскую ночь восточные славяне в окна и двери домов и хлевов втыкали снаружи косы, вилы, ножи, а также ветки определённых деревьев, защищая «своё» пространство от проникновения нечистой силы (см. обереги).

Считалось что для того чтобы защитить себя от нападения ведьм, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву. Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки.

В Подолии собирали на Ивана Купалу конопляный цвет («кашку») и рассыпали перед входом в дом, в хлев, чтобы преградить путь ведьме. Чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору (живой оттуда лошадь уже не воротится), нужно запирать лошадей. Белорусы считали, что на Ивана Купалу домовой катается на лошадях и замучивает их.

На Украине и в Белоруссии магические свойства приписывались головешкам из купальского костра. В западном Полесье молодёжь вытаскивала из костра головни, бегала с ними как с факелами, размахивала над головой, а затем забрасывала их в поле «для защиты урожая от нечистой силы».

В Полесье женщину, не пришедшую к купальскому костру, молодые люди называли ведьмой и высказывали в её адрес проклятья, а также дразнили. Для того чтобы узнать и обезвредить ведьму, дорогу, по которой обычно гоняют скот, в купальскую ночь перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на неё отвар из муравьёв, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие.

Согласно славянским поверьям, корень плакун-травы, выкопанный накануне Ивана Купалы, был способен обезвредить чары колдунов и ведьм; с помощью этого корня можно было изгнать бесов из одержимых и бесноватых.

Молодёжные игры

Игры, как правило, были связаны с любовно-брачной тематикой: «горелки», «пятнашки», «коршун», «целовки», игры с мячом («мячевуха», «в барыши» и др.).

Ритуальные бесчинства

В купальскую ночь, как и в одну из ночей на зимние святки, у восточных славян часто совершались ритуальные бесчинства молодёжи: крали дрова, телеги, ворота, затаскивали их на крыши, подпирали двери домов, замазывали окна и т. п. Бесчинства в купальскую ночь — южно-русская и полесская традиция.

Среди наиболее характерных действий в полесских описаниях бесчинств упоминаются следующие: крали у соседей и таскали по селу телеги, лодки, сани, переворачивали их (ср. переворачивание возов после погребения); разбрасывали дрова, колоды, жерди, бочки, лестницы; разбирали и раскидывали заборы, колодцы; снимали ворота, калитки; перегораживали всеми этими предметами дорогу, строили из них баррикады; переплетали дорогу нитками, кишками зарезанного барана, перегораживали палками; забрасывали телеги, лодки, сани, лестницы, колоды, бочки, колеса, плуги, бороны, ульи, калитки на крыши домов; закрывали трубу, чтобы дым шёл в хату; подпирали тяжёлыми предметами двери, чтобы хозяева не могли выйти из дома; бросали в колодец ульи, колоды, гладышки, дежу, жлукто, мялку для льна, жерди и т. п.; выводили из хлева скотину, угоняли лошадей. Характер этих действий и прежде всего такие их элементы, как воровство, переворачивание, разбрасывание, разрушение, сжигание, перегораживание дороги и др., не оставляют сомнения в их сакральной функции и заставляют относить ритуальные бесчинства к категории охранительных и очистительных обрядов. Перечень мест, куда относят краденые предметы: на соседние дворы, на улицу, в реку, на кладбище, на крышу, на дерево, на грушу, в огонь, — поразительно близок к локативам в обрядах проводов или изгнания нечистых духов и персонажей (зимы, масленицы, ведьмы, русалки и т. п.).

Игра солнца

Известно поверье, согласно которому на Ивана Купалу солнце на восходе переливается разными цветами или подпрыгивает, мигает, останавливается и т. п. Чаще всего об этом явлении говорят; солнце играет или скачет; в отдельных традициях также купается, прыгает, танцует, пляшет, гуляет, дрожит, веселится, вертится, кружится, кланяется, меняется, цветёт, красуется (рус.); солнце до венца идёт (полес.).

В некоторых районах Болгарии считается, что на рассвете в Иванов день на небе появляются три солнца, из которых только среднее «наше», а остальные — его братья — светят в другое время и над другими землями.

Великороссы считали, что в этот день «солнце на небе трижды останавливается». Сербы называли Иоанна Предтечу Свети Јован Игритељ , поскольку в этот день солнце останавливается три раза на небе или играет. Поведение солнца в Иванов день они объясняли, ссылаясь на евангельские строки, связанные с рождением Иоанна Предтечи: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа» (Лк. 1:41).

В художественной литературе

«Вечер накануне Ивана Купала» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки».

Тема праздника Иван купала занимает особое место в творчестве Сергея Есенина. Этому празднику посвящено стихотворение его «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета.

С Ивановым днём связано также и стихотворение Есенина «Матушка в купальницу по лесу ходила», действие которого происходит как раз в Купальскую ночь (Аграфена Купальница — канун Иванова дня).

Поговорки и приметы

  • «Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке» (южн.).
  • «На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколоситься».
  • «Иванов день пришёл, траву собирать пошёл».
  • «На Ивана Купала появляются светляки».
  • «Первый покос. Выходи на косовицу» (южн.).

Праздник Ивана Купалы у славян

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) - народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 7 июля (24 июня по старому стилю). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи , приходящимся в Православных церквях на 7 июля. В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде).

Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы.

Праздник Ивана Купалы у славян - древний обрядовый праздник. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают - священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина.

Традиционно Иван Купала начинался так: с утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.



Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.

«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный орган) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.



Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.



Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?». Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.



На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.



Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.



В России и сегодня эти традиции продолжают жить. В разных регионах в ночь Ивана Купалы принято собираться на берегу рек, озер и других водоемов. На праздниках выступают русские народные коллективы и другие творческие группы. Люди жгут большие костры, прыгают через них, водят хороводы, плетут венки из трав и цветов, поют песни и просто веселятся. А кто-то ищет цветок папоротника…



В Украине Иван Купала - один из самых поэтических праздников обрядового календаря. Купальские огни вдохновляли на творчество не только великого Н.В. Гоголя, но и многих других писателей и поэтов. Церковь в этот день отмечает Рождество Иоанна Крестителя. Еще в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла, то есть Солнца. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.

Специально ко дню Купала в Украине ребята и девчата изготовляли куклы-чучела - Купало и Марену. Вокруг этих персонажей происходят главные события вечера на Ивана Купала. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую одевают в женскую одежду. Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Марену, соответственно, делают девчата, а Купало - ребята. Интересно, что происхождение образов ни Марены, ни Купало не известно, зато известно, что и Купало, и Марену ждет трагическая развязка. Их обоих или топят, или сжигают.


Марена

Как известно, этот обычай и сейчас хорошо сохранился в сельской местности Украины. Главным развлечением вечера на Ивана Купала являются прыжки через костер. Если прыгнуть очень проворно, то, считают, что будет хорошее здоровье, если удачно перескочат через пламя влюбленные, то они скоро поженятся. И не дай Вам Боже вскочить в огонь - беды на протяжении года не избежать.



Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу

По окончании веселых действ можно идти отдыхать. Это не касается лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые он открывает, еще никого до добра не доводили. В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особой целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца, так что, как говорится, «Кто рано встает, тому Бог и дает!».