Мастер-класс «Кинусайга-пэчворк без иглы. Кинусайга: учимся создавать картины из лоскутков Кинусайга схемы картин

Несмотря на то что для многих слово «пэчворк» звучит необычно, занимаются им очень давно. Означает оно - уникальный вид творчества. С его помощью можно создавать красивые, нужные в хозяйстве поделки и с пользой избавляться от старых вещей, грудами скапливающихся в каждом доме. Лоскутки подбираются по цветовой гамме и сшиваются в нечто целое. В дальнейшем это превращается в и многое другое. Пэчворк без иголки шитья не требует. На первый взгляд его технология проста. Бери лоскутки, сочиняй рисунок и твори. Однако не все так легко, как кажется.

Как родилась кинусайга

Если простой пэчворк был распространен почти повсеместно, то пэчворк без иголки придумали в Японии. Сделала это Маэно Такаши, причем совсем недавно, в 1987 году. Цель нового творчества была та же, что и обычного лоскутного шитья - пристроить куда-нибудь старые вещи. Основной одеждой японок традиционно были кимоно. Красивые, нежные на ощупь, выполненные из дорогого шелка. Конечно, даже поношенные их жалко выбрасывать. Вот и стали создавать из них шедевры, при виде которых дух захватывает. Назвали такой пэчворк без иголки кинусайга.

Несмотря на то что этот вид рукоделия зародился в Японии, даже там мало кто им занимается. Причина тому - большая кропотливость работы. Картины выполняются только вручную. Поэтому каждая, даже самая простая по сюжету, становится произведением искусства.

Классическая кинусайга

Пэчворк без иголки, мастер-класс которого приводится ниже, по сути, не так уж сложно выполнять. Поэтапно технология процесса следующая.

1. Берется дощечка.

2. Подбирается рисунок.

3. Этот рисунок наносится на дощечку и на бумагу, лучше кальку, потому что она прозрачная.

4. Каждый фрагмент нумеруется. Проверяют, совпадают ли номера на бумаге и на дощечке. Они обязательно должны совпадать.

5. Бумага разрезается на вычерченные фрагменты.

6. На дощечке по всем линиям делаются углубления (канавки). Их глубина должна быть в пределах 2 мм, а ширина - менее 1 мм.

7. Бумажные фрагменты чем-нибудь, например, булавками, закрепляются на ткани нужных цветов и обводятся с припуском пару миллиметров вдоль каждого контура.

8. Вырезаются лоскутки и укладываются согласно своим номерам на дощечку.

9. С помощью любого подходящего инструмента края лоскутков заталкиваются в канавки.

Все. Остается вставить картину в соответствующую рамку.

Сложности японского лоскутного рукоделия

Невольно задаешься вопросом, если пэчворк без иголки настолько прост, почему картины в этом стиле такие дорогие? Их стоимость начинается от десятков долларов, а эксклюзивные работы стоят несколько тысяч. Дело в том, что хорошая картина, как правило, содержит массу малюсеньких фрагментов. Иногда их число больше сотни. Все эти лоскуточки располагаются не как попало, а так, будто художник рисовал картину маслом. Тон лоскутков тщательно подбирается, чтобы передать волшебную красоту рассвета, нежность цветов распускающейся сакуры или прелесть осеннего фейерверка листвы. Вот почему так трудна настоящая кинусайга. Пэчворк без иглы требует большой усидчивости, внимательности и таланта. Изображение можно придумать самому, а можно взять и готовый шаблон. Но в любом случае нужно соблюсти сочетание цветовых гамм, точно выдержать переход от света к тени, выполнить массу мелких деталек, чтобы картина "ожила".

С чего начать

Если душа прикипела к японскому лоскутному творчеству, но пока нет ни опыта, ни уверенности, не беда. Главное, есть желание. Кинусайга для начинающих тоже существует. Ее технология такая же, как и для опытных мастеров. Единственное различие состоит в композиции рисунка. Желательно для начала выбирать простые схемы, в которых мало фрагментов и нет большой нужды выдерживать тона и полутона. В данном случае очень подходят изображения животных, например, петуха или попугая. Лоскутки тут можно подобрать любые, и не переживать, если где-то они будут плохо сочетаться. Главное - руку набить.

Еще можно посоветовать сделать мухомор. Как говорится, простенько и со вкусом. Для облегчения задачи красную часть шляпки лучше делать не целостной, а разбить на несколько фрагментов.

Также для начинающих подойдут состоящие из геометрических фигур - квадратов, треугольников, кругов. Если удачно подобрать цвета, получится красиво. Некоторым такой стиль нравится даже больше, чем классический реализм.

Заменители дощечек

Чем дальше кинусайга завоевывает мир, тем больше появляется в ней новых идей. Одна из последних - пэчворк без иголки на пенопласте. Вырезать даже простой рисунок на дереве довольно сложно. Тут нужны специальные инструменты и навыки в резьбе. Пенопласт является идеальной альтернативой. Единственное, о чем нужно помнить, - он хрупкий, легко ломается. Поэтому готовое изделие придется прикреплять все к той же дощечке или к плотному картону. Кроме пенопласта отлично подходит пенополистирол, фактура которого более прочная. Необыкновенно удобна такая кинусайга для начинающих, потому что пенопласт и полистирол дешевые, тренироваться на них можно сколько угодно. Продается и тот и другой материал в любом строительном магазине или на рынке. Подойдут потолочные плиты без объемных рисунков. Дома их можно обыкновенными ножницами или ножом вырезать по форме будущей картины. Дальнейшая технология такая же, как с дощечкой.

Объемный пэчворк без иголки

Классическая кинусайга очень красива и вызывает только восхищение. Но пытливые умы мастериц придумывают все новые и новые ее вариации. Так, чтобы придать объем и реалистичность изображениям, они начали вставлять в желобки не только края лоскутков, но и кусочки кружев. Особенно красиво смотрится это усовершенствование на картинах, изображающих дам или детей. Ракурс выбирается такой, что лица не видно. Основной упор делается на создании пышных оборок, ленточек и бантиков на шляпках и подвязках.

Еще дальше пошли те, кто совместно с тканями использует другие материалы, например золоченые или простые нити. Также некоторые мастера на уже собранную из лоскутков картину прикрепляют бисер, стразы или бусинки. Чаще такие элементы добавляются в детских темах или для оформления новогодних игрушек, шкатулок, подарочных коробочек.

Елочные игрушки в стиле кинусайга

Создавать по японской технологии можно любые предметы, использование которых не предполагает механических деформаций, например, во время игры. Так, пэчворк без иголки мастерицы используют для игрушек на елку, пасхальных яиц, подарков на день Святого Валентина и прочих милых вещичек. Чтобы сделать любую из них, берется все тот же пенопласт, только уже не потолочные плитки, а куски толстых плит. Из них вырезаются заготовки желаемой формы. Это могут быть шарики, сердечки, конусы, любые другие. Если нет плиты нужной толщины, заготовку можно склеить из фрагментов. Дальше работа выполняется по общему принципу. Мастерицы для круглых шариков советуют брать стрейч, трикотаж или бархат, потому что эти ткани лучше ложатся на выпуклости. Некоторые мастера лоскутки к пенопласту приклеивают, чтобы лучше держались. Очень красиво смотрятся такие поделки, украшенные золотыми нитями, «снегом» из того же пенопласта или мелко нарезанным дождиком.

Шкатулки и коробочки

Чтобы смастерить красивую шкатулку или подарочную коробочку, также идеально подходит пэчворк без иголки. Схемы для данных изделий выбираются в зависимости от предназначения изделия. Если в шкатулке предполагается хранить украшения, можно выбрать рисунок с элегантной дамой или каким-нибудь женским аксессуаром, например, шляпкой. Если коробочка будет использоваться для детских мелочей, подойдет рисунок с забавной зверюшкой. Но чаще для оформления берутся изображения цветов. Для простоты задачи лучше взять самую обычную картонную коробку подходящего размера. Из пенопласта вырезать прямоугольники, соответствующие ее сторонам. Если украшать предполагается только крышку, остальные стороны просто обтянуть тканью в тон. Можно предварительно приклеить к картону тонкий поролон. Дальше на центральном куске пенопласта выполняется задуманная кинусайга, прикрепляется к крышке коробки, и шкатулка готова. Чтобы она красиво выглядела по краям, их украшают лентой или тесьмой.

Техника кинусайга для начинающих мастериц может показаться сложной, особенно если края лоскутков не хотят держаться в желобках. Некоторые пытаются их приклеивать, но от этого ухудшается конечный результат. Лучше попробовать сделать желобки чуть уже и чуть глубже.

Выбирая экспозицию будущей картины, желательно избегать сложных, слишком причудливых форм. Мастера чаще создают пейзажные композиции или «рисуют» лоскутками городские кварталы, дома и дворы. Реже можно увидеть на картинах цветы. Еще реже людей, особенно лица. Ведь почти невозможно сделать так, чтобы лицо из лоскутков было, как живое.

Чтобы не ошибиться и не перепутать лоскутки, прежде чем начать их заталкивать в канавки, нужно визуально оценить будущую картину, ведь кусочки ткани уже разложены на дощечке.

Картины из лоскутков ткани являются относительно новым видом рукоделия, которое называется кинусайга. Слово имеет японское происхождение, так как именно там зародилось данное творчество. Кинусайга делится на несколько направлений: пэчворк , лоскутное шитье (квилтинг, квилт). Объединяет их материал – лоскуты, а отличает между собой техника выполнения.

В этой теме читатель узнает, как сделать картины из лоскутов ткани своими руками, схемы которых можно скачать и распечатать из интернета.

Знакомьтесь: пэчворк

Уникальность состоит в том, что картины из лоскутов ткани создаются без использования иглы и ниток. А достоинство пэчворка – это относительная простота исполнения, поэтому создавать настоящие шедевры может даже начинающий мастер. Картины из лоскутов ткани:

  • являются достойным украшением .
  • будут уместны на любой кухне .
  • станут хорошим подарком родственникам или друзьям по случаю новоселья и другого торжества.
  • не требуют приобретения дорогих материалов (все, что нужно, найдется в любом доме).
  • выполняются быстро (3-4 часа).
  • обладают эффектом 3D.

Перед началом работы нужно подготовить материалы и инструменты, чтобы они все время находились под рукой.

  • Лист пенопласта плотностью 25, толщиной 2-2,5 см. Можно использовать куски, которыми упаковывают технику на заводах-изготовителях.
  • Всевозможные разноцветные лоскуты разных размеров. Желательно, чтобы ткань была тонкой. Грубая и плотная материя для мелких деталей не годится.
  • Клей ПВА (суперклей не подходит, он плавит пенопласт).
  • Скальпель и канцелярский нож (можно что-то одно).
  • Ножнички маникюрные.
  • Распарыватель швов, который можно приобрести в любом магазине рукоделия. Некоторые мастерицы пользуются пилочкой для ногтей; ею тоже можно, но первый вариант удобнее.
  • Распечатанная на листе бумаги

Мастер-класс «Панно с розами» (создание картины в технике торцевания из лоскутов ткани)

Автор: Власова Ирина Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования по ИЗО ГБОУ гимназия № 1409 г.Москвы

Некоторые из нас впервые услышав название данного вида творчества, задаются вопросом: что такое «торцевание»? Ничего сложного за этим названием не скрывается. Это такая техника работы с тканью или бумагой, которая сочетает в себе как аппликацию, так и квиллинг. Торцевание – это один из видов продуктивной деятельности – техника изготовления объемных поделок, вид конструирования, при котором с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков ткани – трубочек - торцовок создаются объемные махровые композиции: картины, панно, мозаики, открытки и т.д. Этот метод настолько легко осваивается, что даже малыши в детском саду без труда обучаются этому виду творчества с первого раза.
Мы используем эту технику при подготовке выставок, при проведении совместной деятельности по различным темам, просто мастерим от души… В любую свободную минутку мои воспитанники с удовольствием занимаются лоскутным творчеством. Этот вид деятельности вырабатывает усидчивость, развивает мелкую моторику рук, воспитывает художественный вкус, чувство цвета, аккуратность. Детские работы нравятся как детям, так и взрослым. Для этого не требуются большие материальные затраты, а только хорошее настроение, терпение и выдумка. Торцевание позволит Вам любой рисунок превратить в уникальный шедевр.
Техника создания картины из лоскутов ткани состоит из нескольких этапов:
1) делается эскиз рисунка;
2) на эскиз наносится слой клея ПВА;
3) аккуратно приклеиваются лоскуты ткани к поверхности пенопласта (располагая заготовки из ткани максимально плотно друг к другу). Описанный мастер-класс приводит к живописному результату, и Вы получаете красочное полотно.

Цель : Познакомить детей и взрослых с техникой торцевания из лоскутов ткани на пенопласте.
Задачи:
1. Научить выполнять объемную картину из ткани на пенопласте
2. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, воображение, внимание.
3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус.

Материалы для работы : листы пенопласта любого размера (обрезаются канцелярским ножом), цветные лоскуты ткани (желательно хлопчатобумажной или трикотажной), клей ПВА, плоская кисть-щетина, ножницы, зубочистки, одноразовые контейнеры, тарелочки, трафареты для рисования цветов и деталей композиции, карандаш.

Этапы работы:

1.В качестве исходного материала нам понадобятся заготовки из потолочных листов (пенопласт) любого размера.


2. Лишние или неровные куски пенопласта обрезаются острым канцелярским ножом.


3. Чтобы пенопласт не ломался в ходе дальнейшей работы, приклеиваем его на плотный картон.


4. Надо подготовить ткань для работы. Яркие цветные и однотонные лоскуты ткани (лучше хлопчатобумажной или трикотажной) разгладить утюгом.


5. Разрезать ткань на узкие полосы шириной 1-1, 5 см (можно точно не измерять).


6. Каждую полоску ткани нарезать на равные квадраты.


7. Итак, заготовки из ткани готовы!



8. Выбрать рисунок для будущей картины.


9. Затем на пенопласт нанести рисунок простым карандашом (можно через копировальную бумагу).



10. Клей ПВА частично нанести плоской кистью-щетиной на рисунок, равномерно распределяя клей по поверхности пенопласта.


11. Каждый лоскутик ткани положить на намазанную клеем поверхность пенопласта, в середине лоскутка надавливаем зубочисткой. Нажимая несильно, вдавливая ткань в пенопласт. Образуется красивый "цветочек" из ткани.



12. По мере изготовления поделки рисунок промазывать клеем ПВА (когда он высыхает лоскутики прочно приклеиваются и закрепляются на пенопласте).







13. Получилась красивая яркая картина, которая может послужить украшением интерьера или подарком для близкого человека!




Розы - лучшие цветы,
всех похвал достойны вы.
В вас источник вдохновенья,
розы - Ангелов творенье!

Японцы народ практичный. По сути кинусайга – переделка старых кимоно (так сложилось исторически) – в новые картины.

Что понадобится, чтобы создать кинусайгу собственными руками:

– Картон формата А3;

– Картон формата А4;

– Разноцветные лоскуты ткани;

– Синтепон для набивки;

– Деревянная палочка или зубочиска

– Ножницы;

Акриловые краски;

– Тонкая кисть;

– Шнур сутажный разных цветов;

– Булавки для шитья;

– Рамка для картины.

Схема, например, такая

В ход пойдут все лоскутки, которые находятся в вашем распоряжении:

Аккуратность – главное правило при создании Вашего шедевра в стиле кинусайга
Последовательность работы такова:
1.скопировать рисунок на кальку, разрезать на составные части. Пронумеровать отдельные детали рисунка и вырезать по ним, как по трафарету, элементы из ткани, с припуском по краям в 2-3 мм.

2. Подготовить поле для картины. Для этого лист потолочной плитки, толщиной 0,5 см, наклейте на плотный картон.

2. Второй экземпляр распечатанного рисунка наклеить на пенопласт и вырезать желобки глубиной 2 мм по контурам рисунка
3. Промазать по контуру желобков клеевым карандашом. Если вы делаете такую работу впервые. можно промазать клеевым карандашом всю поверхность.
3. И начинается кропотливое действо с текстильной мозаикой: края каждого вырезанного из ткани элемента по контуру нужно заправить в желобки.

Несколько схем для выполнения миниатюр в технике кинусайга:


Кинусайга, миниатюра
Миниатюра “Шаловливый ветерок” подходит для начинающих в этом виде рукоделия

Исходный рисунок прилагается:

“Дождь”

“Весенняя прогулка”