Поминальные службы в церкви. Календарь

Братья и сестры! В этот поминальный день приглашаем посетить наш храм, где будет совершаться: 8.30 – Божественная литургия. 9.30 – Заупокойная панихида. В родительскую субботу закажите о своих умерших близких, родных обедни, поминовение на Проскомидии и заупокойной панихиде. Не забывайте, что нельзя на Проскомидии поминать усопших (умерших) от абортов, самоубийц, еретиков, некрещеных. За них подайте милостыню, не называя их имени, Господь знает, за кого подана милостыня. Чтобы священник помянул усопших родных ваших на Проскомидии или заупокойной панихиде, вам необходимо заполнить листок с заголовком “Об упокоении”, перечислив имена умерших (смотри как подавать записки в церкви Проскомидия является первой частью Литургии и совершается до нее, поэтому, чтобы помянуть усопших родных и близких ваших во время Проскомидии, придите в церковь заранее. Помолитесь во время Панихиды об упокоении умерших, посетите могилы, дома почитайте 17-ю кафизму (Псалтирь), помяните умерших во время трапезы, раздайте милостыню за упокой.

В нем проживает 30 человек. Небольшая деревня, расположенная на правом берегу реки Стретч. Нынешнее название восходит к году. Он состоит из сельскохозяйственных земель. Было несколько владельцев, которые изменились и почти умерли во время Тридцатилетней войны. В таблице. также был временно использован как имя Чижевице. Доминирующей чертой является церковь Святой Троицы в стиле барокко.

История его привязана к судьбе игрового монастыря и семьи Грыспеков. В настоящее время живописная деревня развита в районе Пльзень-Север. Он имеет население 330 жителей и, кроме современных модификаций, является ценным фермерским хозяйством. На ферме № 9 также есть хорошая ценность, где есть деревянная зернохранилища и жилое здание.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПАНИХИДЕ.

Кроме ежедневного поминовения

усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды. ПАНИХИДА - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом. «Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».

Полуприцеп имеет форму круглого кольца со старыми товарами по периметру. Деревня расположена на плато над рекой Стржелу. Первое письменное упоминание относится к году. В истории связано с монастырем площади. В живописной деревне с деревней проживает 50 человек. Здесь есть рекреационный коттеджный поселок. Полуприцеп округлен и имеет прежние свойства по периметру. Часовня на площади деревни приспособлена к мемориалу жертвам мира. Рядом с деревней над рекой Стржелоу находится остальная часть укрепленного поселения с периода Халстата и Чалукской мельницы.

О ЦЕРКОВНЫХ СВЕЧАХ Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится за его упокоение «на канун». КАНУН - это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное». Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

К северу от деревни в долине Краловицкого пота есть остатки металлургии и галерей после майнинга вагонного сланца. Поселения расположены вдоль местных дорог. Самым ценным является бревенчатый дом с Павловским № над рекой Стржелоу, галстат-латинская крепость под названием «Кози-градек» отключена. В долине реки большой коттеджный поселок, а между туннелями железной дороги - защищенный луг с фруктовым садом кукушки. Деревня находится в 13 км от Пласа с историей, относящейся к году гуситских войн и тридцатилетней войны, разграбленной.

Сейчас он относится к развитым селам района с 125 жителями и сохранившимся количеством деревянных деревянных конструкций. Чрезвычайно ценным является строительство дома. Нет ценной аллеи тополей с часовней на пути к Чотине. Фабера с предполагаемым замком Зелезнице.

ЧТО МОЖНО ПРИНОСИТЬ В ЦЕРКОВЬ В ПАМЯТЬ ОБ УСОПШИХ Жертва на церковь - это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, - хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Деревня, лежащая над рекой Бероунка. В истории было несколько владельцев: от Клорац, цистерцианцев, Грыспека до Меттерниха. В настоящее время самый важный памятник находится в частных руках, замок эпохи Возрождения с фермерским двором. Замок также является значительным ландшафтным господством. Деревня расположена вдоль дороги, и из оригинальных сельских зданий есть деревянный сарай № 7, зернохранилище № 15 и часовня из деревни в настоящее время насчитывает 101 человек.

Это было впервые запомнилось в Бывавала во владении монастыря Плака и Грыспека. В районе деревенской площади сохранились только фермы конца века и часовня года. В долине под деревней находится коттеджный поселок. Письменные источники вспоминают в прошлом. В прошлом производство серной кислоты из витрина было здесь. Остатки находятся в долинах Кочинского и Краловицкого потока. В центре деревни сохранилось несколько ценных деревенских зданий. В настоящее время в деревне проживает 90 человек, но здесь во время добычи сланца здесь проживают 688 человек.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ Поминовение - это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении». В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Деревня в равнинной местности в 7 км от Плас. Первое упоминание - это годы века. На обширной площади деревни и во время общения сохранилось много оригинальных зданий. Пруд также является частью города. Недалеко от деревни находится лесопарк Страдина. Деревня расположена на дороге от Краловице до Либлина над рекой Бероункой. Ядро деревни состоит из полуприцепа с церковью Св. Евангелическая церковь также расположена вдоль главной дороги.

Небольшая деревня, расположенная в холмистой местности недалеко от Штиховице. Сначала напомнил приятель. когда было правительственное поместье. На деревенской площади есть несколько сословий и парков. В деревне есть несколько мемориальных крестов. Здесь живут 22 человека.

КАК НАПИСАТЬ ЗАПИСКУ ОБ УПОКОЕНИИ Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени

Деревня находится в 6 км к югу. от Пласа посреди больших лесов. Исторически наиболее связан с монастырем площади. Наибольшее развитие было зафиксировано в годы века. в сочетании с разработкой каолина и промышленного производства. Деревня находится в 2 км. от Пласа в долине реки Сера. Деревня лежала на старой деревенской тропе на обоих берегах реки. В истории это значительно связано с монастырем площади, и последний монах Вернер жил в замке. Далее над деревней находится торс вымершей средневековой крепости «На Семеновне», Павловско и На Дубраве хаджовны.

монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

К западу от леса из Небрезина находится арсенал Ричарды. Деревня расположена на велосипедной тропе Стржела. Деревня расположена в 6 км от Пласа на бывшем важном торговом пути от Пльзень до Жатеца. Оно принадлежало монастырю Плато и светскому феодалу. Великой катастрофой стала 30-летняя война, когда половина деревни была разрушена. Самым значительным памятником является церковь Архангела Михаила с приходом. Рядом с церковью находится мемориал жертвам мирового плача. Ферма № 6 сохранила уникальную бревенчатую структуру загородного дома.

Обора - важный город на севере Пльзень и в настоящее время имеет 431 жителей. Небольшая деревня на склоне над рекой Стржелоу доходила до конца века. недалеко от бывшей деревни Тесов. В середине деревенской площади находится обнесенная стенами часовня и деревянный крест на краю.

ЗАЧЕМ ПИШУТСЯ ИМЕНА В ЗАПИСКАХ «ОБ УПОКОЕНИИ» Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания - и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

Впервые в исторических документах год года был полностью разрушен во время гуситских войн и после обновления даже во время 30-летней войны. На периферии небольшой деревни есть несколько фермерских хозяйств, из которых здание № 5 и сарай-амбар в нет. Город расположен в 25 км к северу от Пльзена у реки Сш. Это важный исторический центр района Пльзень-Норт. Он был известен статутом цистерцианского ордена, а затем и княжеской семьи Меттерниха. Есть много культурных памятников, особенно барочного стиля.

Самый большой бум в городе был достигнут в современной истории, когда он постепенно сформировался в культурном, общинном и туристическом центре всей области. В настоящее время он насчитывает менее 2000 жителей и является отправной точкой для всех маршрутов микрорайона и многих туристических маршрутов.

НАДО ЛИ ОГОРЧАТЬСЯ, ЕСЛИ СЧИТАЕШЬ, ЧТО ТВОЯ ЗАПИСКА НЕ БЫЛА ПРОЧИТАНА

Подача поминаний об усопших - это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших

Деревня, простирающаяся над живописной долиной Бероунки с видом на руины замка Либштейн. В прошлом он принадлежал к феодальному и цистерцианскому монастырю. В настоящее время в поселке проживает 22 человека, и здесь построено множество исторических деревень, из которых деревянный сарай с крышкой для полотенец выделяется в № 15а нет.

Огромная деревня в 2 км к югу от Пласа. Сначала это напоминало о том, что год принадлежал феодальному и цистерцианскому монастырю, а в средние века это была лишь небольшая деревня. Деревня была более важной в середине века, когда далеко от Пльзень до Рыбнице до Пласа была перенесена. В деревне сохранилось несколько оригинальных деревянных зданий в деревне. Самым ценным является бревенчатый коттедж № 31, сарай-амбар и зернохранилище № 23 и деревянный сарай №.

Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших. «Поминовение родственников, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля. При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев - разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Деревня расположена в 5 км от Манетина над правым берегом реки Стрела. Он зарегистрирован с середины века. В деревне есть часовня. и в деревне выстроились несколько мемориальных крестов. В последующие годы он находился во владении феодалов. Рядом с наклонной деревенской площадью расположено несколько ферм, а часовня стоит в центре деревни. Самые ценные здания - № 3, где сохранились зерновая шпора и деревянный сарай. Подобный шпион также находится в заброшенном фермерском доме нет.

Деревня находится в 2 км от Пласа и упоминается впервые в этом году. В настоящее время это одна из самых живописных деревень во всем регионе. Яков Великий с прилегающим приходом. Очень интересны витражи церкви. В деревне 31 также есть уникальная оригинальная коллекция деревянной народной архитектуры, а в деревне есть также каменные кресты, а по дороге в Плас - коллекция из каменных и деревянных крестов.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

КАК ЗАВЕСТИ ПОМЯННИК Уже в древней Церкви по Святитель миновение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой - усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни - сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

К востоку от сегодняшней площади Карела Полачека с самого начала города был построен готический замок, который был заменен замком в долине реки Кнежне, строительство которого началось после года. Первое письменное упоминание о фундаменте пивоваренного завода относится к концу века, а пивоварня сожжена. В старом замке был только один первый этаж.

Главный фасад замка был увеличен, а боковые крылья закончились призматическими башнями, все крылья здания были подняты в центральной части полупатром, построены мансардная крыша и гражданские здания. Барочный фонтан - геральдический орел Коловрат. Вдоль северо-западной части замка есть терраса с французским архитектурным садом с двумя противоположными павильонами, открытыми, как Сала Террена, с картинами пейзажей века. На противоположной юго-восточной стороне сада Замковый зал для верховой езды на потолке, переносимый консолями, - это лепные рамы и современные картины - битва на мосту, орёл Колоурат и мифологические сцены.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней - и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник - это записка, которая пишется перед каждой службой. С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб - Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей - перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней - здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших - и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

С северо-западного крыла замка ведет подземный крытый коридор к церкви Святой Троицы. В середине зала находится барочная часовня Св. В одной части замка есть картинная галерея, а на других участках представлены экспозиции музея Орлицких гор и галереи Орлицкой галереи, где есть постоянная выставка художников.

Вспомним, например, Войтех Седлачек, Антонин Славичек, Винсент Бенеш, Ян Трампот, Антонин Худечек, а также академический скульптор Карел Хладик, коллективная работа которого сосредоточена в отдельной выставочной галерее. Церковь Святой Троицы и Славина.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУТИИ При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос - Воскресение наше - сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Поздняя готическая церковь, первоначально посвященная святому Первоначально церковь была тонкой готической башней и статуей святого Его сын и преемник Норберт Леопольд дали готической башне снести статую святого Церковь была посвящена Святой Троице. Церковь является односторонней, прямоугольной, с пятиугольником, заключенным в пресвитерию с внешне обогащенной ризницей, с ораторией и эмпоро по бокам. Церковное оборудование неоготики с первой половины века. На главном алтаре есть изображение Святой Троицы с Св.

Фотографии чешских святых и Христа Дж. Троице, в месте, называемом Голицким замком Славин. Норберт Леопольд Либстейн из Коловрата построил здесь пианистский колледж. Публика была доступна в течение года. Она содержит более 400 работ в основном из века, главным образом портреты и охотничий натюрморт.

Весьма важно после кончины заказать в храме СОРОКОУСТ - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего! Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Для чего совершается поминовение усопших?

– Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

8.11. Какое поминовение усопших является самым важным?

– Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

8.12. Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

– Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду.

8.13. Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

– Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

8.14. Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?

– Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

8.15. Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

– В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

8.16. Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.

8.17. Молятся ли за нас усопшие?

– Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой.

8.18. Надо ли служить панихиду по младенцу?

– Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.

8.19. Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?

– В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей Бескровной Жертвы и никакой молитвы вообще.

Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем. Для этого надо подать письменное прошение.

Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но это надо делать с благословения духовника.

8.20. Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

– Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

8.21. Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

8.22. Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

– Если он был крещен в Православной Церкви, не был богоборцем и не покончил жизнь самоубийством, то можно заказать панихиду, можно и отпеть заочно.

8.23. Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

– За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

8.24. Что такое родительская суббота?

– В определенные дни года Церковь поминает всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.

8.25. Когда бывают родительские субботы?

– Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

8.26. Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

– Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

8.27. Какие еще есть дни поминовений усопших?

– Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).

8.28. Зачем надо приносить в храм продукты?

– Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.

8.29. Что такое канун?

– Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

8.30. Какие продукты можно положить на канун?

– Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

8.31. Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

– Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем.1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл.7:17).

8.32. Какая душа не проходит мытарств после смерти?

– Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14).

8.33. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

– Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл.11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?

8.34. Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

– Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.

8.35. Сколько дней носят траур по усопшему?

– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

8.36. Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

– Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

8.37. Можно ли кремировать усопших?

– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59,60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

8.38. Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

– Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

8.39. Что делать, если снится умерший человек?

– На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.

8.40. Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

– Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храме записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.

8.41. Что делать при посещении кладбища?

– Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

8.42. Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

– Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному.

8.43. Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

– Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

8.44. Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

– Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.