Какого числа в октябре поминальная родительская суббота. Родительская суббота: что нельзя делать

В 2017 году Дмитриевская суббота выпадает на 4 ноября, но из-за того, что в эту дату отмечается день Казанской Божьей Матери, субботу переносят на 28 октября.

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших очень важно соблюдать все традиции и запреты, чтобы отвести от себя беды и не навлечь горе на свою семью.

Ежегодно люди отмечают Дмитриевскую родительскую субботу. В этот день православные верующие посещают церкви и храмы, чтобы поставить свечу за упокой своих близких, а также вспоминают родных, которые уже ушли в мир иной. История праздника начинается с 1380 года, а дату установил князь Дмитрий Донской. Ранее в родительскую субботу люди совершали панихиды по погибшим воинам. Считалось, что русские бойцы всегда находятся под Божьим покровительством, и даже после их смерти необходимо молиться за людей, которые отдали свою жизнь за родину.

Сейчас в поминальный день люди молятся за своих близких, присутствуют на богослужениях и божественных литургиях, а после этого вспоминают умерших добрыми словами. Это можно делать дома или около могилы усопшего. Считается, что в этот день души покойников спускаются на землю, поэтому следует соблюдать все традиции и запреты, чтобы угодить им, а не разгневать.

Славянские обычаи в Дмитриевскую субботу.

Дмитриевская суббота у наших далеких предков была днем перехода от осени к зиме. Поэтому, если после праздника Покрова оставались незаконченные дела, то к этому дню старались все закончить и завершить подготовку к суровым морозам.

Славяне называли этот день Осенние Деды или Дедова суббота. Как и в другие поминальные дни, женщины были заняты генеральной уборкой. Убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Что нужно было старались побелить или починить. Перед Дедовой субботой вся семья обязательно должна была вымыться, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни. Вспоминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда - кутью, узвар, блины, пироги, а также любимые блюда усопших родственников.

К поминальным пирогам в этот день относились особенно, так как на столе можно было встретить их огромное разнообразие с разными начинками - с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой. Также каждая хозяйка старалась приготовить как можно больше блюд из мяса - жаркое, студень и даже ветчину можно было встретить на столах. Но вот традиционное и основное было - фаршированная свиная голова.

На стол, что в пятницу, что в субботу обязательно ставили свечи. Так считалось, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают. Ведь раньше верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома. Потому и старались собрать семью в родовых жилищах. Обязательно вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой. Затем она приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей. Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли омыться после трапезы. В Дмитриевскую субботу обязательно помогали нищим и голодающим - давали щедрую милостыню, кормили пирогами и просили их молиться за души ушедших.



Православные традиции Дмитриевской родительской субботы.

В Димитриевскую родительскую субботу необходимо обязательно посетить церковь. Так у вас появится возможность почтить память близких людей, могилы которых вы посетить не можете по тем или иным причинам.

Те верующие христиане, кто четко придерживается церковных канонов, приходят на богослужение в церковь вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу в церквях совершают заупокойную Божественную литургию, после чего проводится служба общей панихиды.

Верующие в Дмитриевскую субботу приносят с собой в церковь угощения для малоимущих, ставят свечи за упокой душ всех родственников.



Чтобы помянуть в церкви своих умерших родственников нужно приготовить заранее записки с именами усопших. В записке крупными печатными буквами необходимо написать имена тех кого следует поминать. Все имена должны быть в церковном написании и в родительном падеже. В качестве пожертвования в храм принято приносить постные продукты - хлеб, сладости, фрукты, овощи. А вот мясные изделия или алкоголь (кроме Кагора) жертвовать не положено.

В Дмитриевскую родительскую субботу все верующие христиане посещают могилы усопших родных, в храмах, церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

Утро Дмитриевской субботы необходимо начинать с посещения церкви и молитвы об упокоении душ почивших христиан. В отличии от других родительских дней, Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру. Если нет возможности посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.



С Дмитриевской субботой связано большое количество обрядов, традиций и примет. Во многих населенных пунктах в этот день на кладбищах у могил родственников специально устраивали веселое застолье, чтобы продемонстрировать душам предков, что их ценят и помнят. Не разрешалось в этот день плакать за умершими, чтобы их не огорчать.

В канун родительского дня все члены семьи должны были вымыться в бане и обязательно у входа оставить ведро с водой и новым веником для душ своих родственников.

Непосредственно в Дмитриеву субботу после похода в церковь хозяева дома накрывали стол. Семьи, у которых был хороший достаток, старались, чтобы во время трапезы на столе стояло 12 блюд. Кроме того, обязательно брали пустую тарелку, и клали в нее по ложке каждого блюда. Это тарелка на столе должна простоять на протяжении всей следующей ночи, чтобы предки могли тоже угоститься.

Во время застолья велись разговоры о тех, кого с нами нет. Разрешалось вспоминать об умерших только что-то хорошее, о плохом говорить было категорически запрещено. Рассказами о радостных эпизодах из жизни людей родственники демонстрировали, что гордятся тем, что принадлежат конкретно к этому роду.

Так как во многих населенных пунктах в Дмитриевскую субботу священники проводили поминальные службы прямо на кладбище, христиане шли сразу туда, не посещая церковь. Сегодня довольно часто люди просят священнослужителей прочитать молитву поминовения именно на могиле одного конкретного родственника или возле могил всех предков.

Не забудьте и вы почтить память своих умерших родственников. Помните о силе христианской молитвы и о существующих традициях.

Мы сегодня поминаем наших предков дорогих,
Лишь о них все наши думы, и молитвы все о них!
Дмитриевская суббота, скорби, поминанья день,
Грустью светлою ложится на душу печали тень!
Вспоминаем мы ушедших, наших близких и родных,
В божье царствие сошедших, стариков и молодых!


Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу:

На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие. Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится. Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться. Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.

В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.

Что нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу:

В этот день запрещено ругать покойных. Следует вспоминать о них только хорошее, в противном случае вы можете разгневать их душу.

Считается, что категорически запрещено поминать покойных алкогольными напитками. Однако если в вашей семье присутствует такая традиция, то старайтесь делать это в меру. Души усопших могут разгневаться из-за пьянства во время поминальной трапезы.

Также во время поминания нельзя смеяться или петь песни. Несмотря на то, что праздник не носит траурный характер, не забывайте, что в этот день вы вспоминаете близких, которых уже нет среди живых. Поэтому веселье будет неуместным.

Если ваш усопший родственник покончил жизнь самоубийством или при жизни не был верующим, то вы не сможете помянуть его в церкви и поставить за упокой его души свечу. В этом случае вы можете помолиться за него дома.

Реклама

Родительские субботы - дни особого поминовения усопших. В эти дни на Литургии читаются молитвы об умерших православных христианах, совершаются заупокойные богослужения. Так как почти все такие дни связаны с календарем празднования Пасхи, даты родительских дней меняются из года в год.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Всего в 2017 году 9 дней особого поминовения усопших.

Вселенские родительские субботы

Родительские субботы — дни особого поминовения усопших.. В эти дни Церковь молитвенно поминает всех умерших христиан. В храме служится особая, вселенская панихида.

За неделю до Великого поста, в субботу перед Неделей о Страшном суде. В день, предшествующий воспоминанию Последнего суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам.

У Бога все живы. В Церкви мы ощущаем связь со всеми умершими христианами. Пятидесятница - день рождения Церкви. Накануне этого дня Церковь молится о христианах, переступивших порог земной жизни.

Родительские субботы Великого поста

«Родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. В эти дни в храме после Литургии совершают особую заупокойную службу - панихиду.

На протяжении всего Великого поста очень мало дней, когда возможно совершение полной Литургии, а значит, и главной церковной молитвы об усопших. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них.

Частные родительские дни

Эти дни поминовения усопших существуют в богослужебной практике только Русской Православной Церкви.

После литургии совершается благодарственный молебен за дарование победы и заупокойная лития.

С этого дня Устав Церкви вновь, после долгого перерыва на Великий пост и пасхальные дни, дозволяет общецерковное поминание умерших.

3. День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных – 11 сентября

Поминовение было установлено указом Екатерины II во время Русско-турецкой войны (1768–1774). В современной богослужебной практике зачастую опускается.

В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Установлена благоверным князем Дмитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (1380). В 2017 году из-за совпадения субботы перед днем памяти святого Димитрия и праздником Казанской иконы Божьей матери, Дмитриевская родительская суббота перенесена на 28 октября.

Принято во время посещения храма молиться за упокой близких, ставить свечки и оставлять записки с именами тех, кого нужно помянуть.

Как правило, в родительскую субботу после службы в храме верующие отправляются на кладбище, хотя церковники и не настаивают на этом - считается, что душа покойного больше нуждается во внимании, чем его уже отсутствующее тело.

Также вечером родительской субботы принято устраивать поминальный обед, а в былые времена на столе обязательно должна была стоять постная кутья.

Часто задаваемый вопрос, можно ли работать в родительскую субботу? Ответ, да. Никаких запретов на работу в этот день нет.

Разумеется, нельзя забывать о своих умерших родственниках и пропускать литургии.

Очень вредно в родительскую субботу проявлять злобу, конфликтовать, сквернословить, даже детей наказывать не рекомендуется. Церковь предлагает в этот день настроиться на умиротворенный лад, помочь нуждающимся, раздать милостыню, а в наши дни можно перечислить деньги в благотворительный фонд, например.

Реклама

Обычно Димитриевская родительская суббота выпадает на ноябрь. Однако в 2017 году Димитриевская суббота приходится на самый конец этого месяца – 28 октября.

Она была перенесены из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери, который православные будут отмечать 4 ноября.

О значении и правилах этого дня читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

«У Бога нет умерших – у Бога все живы. Христос сказал это в одной притче, когда к Нему пришли саддукеи и говорили, что вот умер муж, чья будет жена, если все семь братьев имели ее (у иудеев был обычай, если женщина становилась вдовой, то она выходила замуж за брата своего мужа). И Господь ответил, что в загробной, блаженной жизни, не женятся и не выходят замуж, а там живут как ангелы. И каждое свидетельство Спасителя нам говорит о том, что человек рождается один-единственный раз и, нарушив заповеди Господни, но покаявшись в своих грехах, он все равно получает прощение за свою земную жизнь», – отметил митрополит Павел.

Возвращается тело в землю, а душа идет к Господу на суд Божий. И по воскресении соединяется, как сказано у Тихона Задонского – как запряженная в упряжь лошадка, которая идет на работу; вдвоем грешили, вдвоем и работаем.

Поэтому после воскресения плоть, соединяясь с духом, душою, получает либо хороший, либо плохой приговор, поскольку они прожили совместную жизнь.

«Поминание усопших идет с древних времен. И в Ветхом Завете об этом есть упоминание, и в Новом Завете – Господь сказал: «Поминайте наставников ваших». И Сам Христос молился о усопшем Лазаре, о сыне наинской вдовы, о дочери Иаира. Он скорбел и молился Отцу, тем самым научая нас, чтобы мы молились и просили. Потому что Он Сам сказал одно пророческое слово – встань! И воскрес сын наинской вдовы и дочь Иаира. Будучи у гроба Лазаря, Спаситель промолвил: «Выйди!» И Лазарь, будучи уже четыре дня в гробу, вышел из гроба! Придет время, когда и мы услышим подобные слова. Нас Господь призовет – и мы предстанем пред лицом Божиим», – напомнил Владыка Павел.

28 октября последняя в году поминальная родительская суббота, Димитриевская, по светскому календарю, установленному Петром I, а по Церковному григорианскому календарю, который начинает церковный год 1 сентября (14), это первая родительская суббота года.

Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию. Суббота посвящена памяти всех Святых и почивших. Святая Церковь каждую субботу молится о своих умерших членах и просит у Бога для них вечный покой после многоскорбной земной жизни. Кроме ежедневных молитв и молитв в субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших — родительские дни.

В эти особые поминальные субботы Церковь призывает живых прийти в храм, чтобы совершить особенное моление о своих усопших сродниках, а во вселенские субботы Церковь совершает моление об упокоении всех когда-либо живших на земле, всех, от века почивших, христиан.

В богослужебном круге Русской Православной Церкви отмечены Вселенские поминальные родительские субботы: Мясопустная, три великопостные родительских субботы, Троицкая родительская суббота. Две поминальные субботы Радоница и Димитриевская возникли на русской почве, и не являются Вселенскими.

Существует еще поминовение усопших воинов в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи 11 сентября, и 9 мая, в День Победы, наша Святая Церковь поминает «всех воинов, на поле брани убиенных за Веру и Отечество, живот свой положивших».

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам.

Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам.

В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Тысячи православных христиан заходят в этот день в храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение.

Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных – даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других – брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)

Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего – в помощь такому человеку.

И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет – кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…

Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче – сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут – но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо – и дома, и в храме – самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).

Смерть человека – это трагедия для его родных и друзей, сообщает сайт. Иногда кажется, что умершему уже ничем нельзя помочь, кроме похорон, поминок, памятника на могиле и доброй памяти других людей. Но на самом деле это не так.

С глубокой древности христиане говорили о важности молитвы за усопших. Она может быть краткой и своими словами, может быть безмолвной, когда человек не может говорить из-за своего горя, но может быть и продолжительной.


4 ноября - День народного единства. Праздник официально отмечается с 2005 года. В этот день в 1612 году воины народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского взяли Китай-город и освободили Москву от польских захватчиков. Они продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа.
Православные христиане 4 ноября отмечают праздник Казанской иконы Божьей Матери.
В храмах пройдут торжественные богослужения.



Димитриевская родительская суббота в 2017 году приходится не на ноябрь, как это бывает обычно, а на самый конец октября. В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери (4 ноября).
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
Традиции.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Молитва об усопших.
"Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь".
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу.
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Перевод этого слова с греческого – «предстояние», «ходатайство» – отражает смысл и значение родительских суббот для верующих. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон (панихидный стол) кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Необходимо помнить.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Люди, чей земной путь закончился, уже не могут исправить своих ошибок и покаяться в своих грехах, но живые могут просить у Господа милости для них. Ежедневно христиане молятся за умерших близких, а 7 раз в году вся Русская Православная Церковь обращается к Богу, предстательствуя за всех своих умерших чад.
Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.


В последнюю субботу перед 8 ноября, Днём памяти великомученика Димитрия Солунского, - у православных принято поминать усопших родственников.

В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери (4 ноября).

"Обозреватель" решил выяснить, какие традиции стоит соблюдать в этот день.

Дмитриевская суббота - это последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.

История праздника

Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, после чего князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Тризна - это часть языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда "поминок".

Традиции, или что надо сделать в этот день

С начала XX века Дмитровскую субботу праздновали весьма торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.

В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли "прощальные поминки" по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались "дедами", а в субботу скоромными и назывались "бабами". Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался "Пиром козла", где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.

На Дмитриевскую субботу было принято печь обрядовые пироги, относить их на могилы и оставлять для душ усопших.

В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойников, причем различные по форме для мужчин и для женщин.

Как и любой поминальный день, Дмитровская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами. В народных традиция Дмитровской субботы запечатлелись и бывшие дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, помимо церковных заупокойных молитв, накануне субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для усопших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб празднования в этот день на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций - языческого праздника предков и христианского дня поминовения усопших.

В современной традиции в этот день православные сначала посещают службу в церкви, а затем отправляются на могилы умерших, где поминают усопших.

Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый Парастас - поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра происходит заупокойная литургия с панихидой. Как пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.

Отметим, Димитриевская суббота - последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота - 10 февраля 2018 года.